Можно ли быть с мужчиной на пост
Содержание статьи
О супружеской близости во время Поста: можно или нельзя?
Вопрос о том, допустимы ли близкие супружеские отношения в дни православных постов, беспокоит многие семейные пары. Расходятся мнения и у батюшек — одни из них придерживаются строгой аскетической позиции и запрещают телесное общение, в то время как другие говорят о более свободном отношении к этому вопросу. Как же правильно выстроить супружеские отношения в пост?
Что Библия и святые отцы говорят о воздержании
Святое Писание дает ответы на любые вопросы, относительно жизни человека. Телесное проявление любви между мужем и женой не является исключением. Библия словами апостола Павла говорит следующее:
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1-е послание к Коринфянам)
Это основной библейский текст, который характеризует отношение христианской веры к вопросу ограничения телесных удовольствий. Богословы и опытные священники трактуют его так — хорошо мужу и жене иногда, на период, который Церковь отвела для поста, воздерживаться от интимных отношений. Однако такой подвиг должен быть исключительно обоюдным, по согласованию с обоими супругами.
Многие новоначальные христиане, которые только вкусили радость православной веры, очень рьяно и строго начинают соблюдать все посты и церковные предписания. Хорошо, если пара пришла к Господу одновременно, и ни муж, ни жена, не чувствуют какого-либо ущемления.
Молитвы о семье:
- Молитва о мире и любви в семье
- Молитва Николаю Чудотворцу о семье
- Молитва о возвращении мужа в семью
Кроме слов апостола Павла, можно взять на вооружение 4 правило святого Дионисия Александрийского, которое говорит, что супруги должны быть сами себе судьями — т.е. они могут самостоятельно решать вопрос, когда и сколько им воздерживаться. И подходящая мера для одной пары может совершенно не удовлетворять другую.
Святой отец нашей Церкви Иоанн Златоуст поясняет так этот момент: излишне ревностное воздержание может спровоцировать ситуацию, когда один из пары будет испытывать сильные искушения. И если пара вовремя не опомнится и не выстроит правильный ритм интимной жизни — не избежать измен. А измена — беда намного большая, чем нарушение поста.
Об опасностях подвига не по силам
Когда христиане только начинают свой путь к Богу (таких людей называют неофитами), многие из них впадают в крайности. Любые церковные правила, каноны, да и просто традиции воспринимаются ими как незыблемая истина, требующая точнейшего и строжайшего выполнения. Таких людей легко распознать по крайней категоричности, с которой они рассуждают о христианстве.
Важно! Не нужно забывать, что фанатизм также далеко отстоит от веры Христовой, как и полное неверие в Бога.
Кто распял Иисуса Христа? Фарисеи и книжники, которые очень точно знали и педантично исполняли все вероучительные предписания. И именно эта зацикленность на форме, а не на духовном наполнении, не позволила им разглядеть пришедшего в мир Спасителя.
Также и в семье — чрезмерное рвение одного из пары к аскезе и духовным подвигам может значительно навредить семье, особенно когда речь идет о молодых еще людях. Чаще всего в такие крайности впадают женщины, строго объявляя мужу, что на время поста он должен забыть о телесных отношениях.
Если супруг не отличается глубокой верой и сам не стремится соблюдать пост, он может дойти до большого греха из-за чрезмерной строгости жены. В таком случае, измена мужа будет также лежать на совести жены, которая ее спровоцировала.
Между тем, опытные священники говорят супругам, что они должны «топить» телесные страсти друг в друге. Живя обычной мирской жизнью, да еще и в современном мире, невозможно избежать искушений противоположным полом. И задача человека заключается в правильной реакции на искушение. Мудрые супруги при малейшем намеке на появление страсти бегут друг к другу и гасят зарождение этой страсти друг в друге.
Что же случится, если в такой ситуации один из супругов заявит, что у него строгий пост? Другому придется бороться со своим искушением в одиночестве. Хорошо, если у человека хватит духовных сил его преодолеть, но такое случается не всегда. Кроме того, если второй супруг и так не сильно верующий, радикальная позиция половинки еще дальше отодвинет его от православия.
Вступая в брак, муж и жена больше не принадлежат сами себе, но друг другу. Поэтому на первом месте в иерархии семейных ценностей должна быть любовь. Когда же один из супругов, пусть даже под самым благовидным и «духовным» предлогом, перестает считаться со взглядами и потребностями другого — это не любовь, а эгоизм. И православным такой подход назвать никак нельзя.
О семье:
- Патриархальная семья в современном православии
- Обязательно ли православным семьям рожать много детей?
- Можно ли в спальне вешать иконы?
Для чего нужно воздержание супругам
Тем не менее, не следует думать, что воздерживаться от интимных отношений совершенно не имеет смысла. По словам апостола Павла, супругам хорошо иногда избегать друг друга для упражнения в молитве и посте. Поэтому, если супруги вошли в достаточную силу веры, они вполне могут договориться о сроке воздержания.
Важно! Православная вера не призывает насильно избегать друг друга в посты, однако, приветствует добровольный посильный аскетизм в семейной жизни.
Верующие супруги, которые тратят время поста на посещение богослужений, домашнюю молитву, дела милосердия — совершают огромный вклад в укрепление собственной семьи. Церковь благословляет семейные узы в Таинстве Венчания, поэтому телесные отношения в браке никак не могут считаться нечистыми. Излишне ревностные христиане, которые утверждают, что верующим больше пристало жить как брату с сестрой, совершают большой грех и вводят новоначальных христиан в излишние искушения и заблуждения.
Конечно, очень богоугодно поступают те благочестивые пары, которые со временем приходят в достаточную силу веры, позволяющую им брать на себя телесные подвиги без ущерба для отношений. Но такое делание возможно только лишь спустя годы супружеской жизни, когда муж и жена уже выстроили настоящие глубокие отношения любви и доверия. Это долгий путь, порою длиной во всю человеческую жизнь. Это идеал, к которому можно стремиться, но который нельзя постичь одним махом.
Видео о супружеской близости во время поста (о воздержании)
Источник
Пост и супружеские отношения
священник Даниил Сысоев
Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.
Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?
Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.
Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор. 7:1–7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности».
Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19).
Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.
Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.
Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.
«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»
Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).
Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.
- Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?
- Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?
- Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?
Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.
Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?
Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.
Источник
Можно ли заниматься сексом в пост
Секс в Великий пост — вопрос, волнующий многих православных христиан. В народе считается, что супружеские отношения от Прощеного Воскресенья и до Пасхи являются грехом, однако мнение церкви звучит по-другому.
Можно ли заниматься сексом во время поста: грех или нет
В целом секс во время любого поста, особенно Великого, считается нежелательным. Одни священники прямо запрещают прихожанам супружескую близость, другие в мягкой форме рекомендуют отказаться от интима.
Церковь придерживается мнения, что пост — не лучшее время для телесных наслаждений. По-настоящему тяжелым грехом нарушение целомудрия в этот период не станет, но вызовет определенное порицание.
Почему в пост нельзя заниматься сексом
Смысл Великого поста для верующих заключается в добровольном отказе от телесных удовольствий. На протяжении 48 дней православные христиане употребляют только самую скромную и простую пищу и ограничивают себя в увеселительных мероприятиях. Поскольку физическая близость между супругами тоже относится к приятным, но не обязательным занятиям, ее желательно исключить.
В пост рекомендуется уделить время молитвам и размышлениям — физические отношения будут отвлекать
В идеале на протяжении Великого поста все помыслы верующих людей должны быть направлены на духовные вопросы. Секс между мужем и женой попросту отвлечет их обоих от мыслей о Боге. Именно поэтому интим во время поста не одобряют, он сильно снижает полезный эффект от самоограничений.
Важно! В дни любых постов православная церковь не проводит венчальных обрядов, поскольку предполагается, что сразу после заключения брака молодожены вступают в интимные отношения и к тому же устраивают большое пиршество.
Секс во время поста: что говорит завет
В Священном Писании содержится немало высказываний относительно супружеской близости в пост. В первую очередь можно вспомнить слова из Ветхого завета: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». Добровольный отказ от мирских удовольствий в принципе поощряется в христианстве, а более всего — в особенные дни церковного календаря.
Вместе с тем в Библии есть и другие слова относительно того, блуд интим во время поста или нет. В частности, апостол Павел в своем Первом Послании к Коринфянам советует супругам не уклоняться друг от друга без нужды. Он прямо говорит, что отказываться от близости мужу и жене стоит только на время, для молитвы и других благочестивых дел. А после этого следует опять быть вместе, чтобы противостоять искушениям, ведь при физическом воздержании дьявол может соблазнять душу человека навязчивыми порочными мыслями.
Иоанн Златоуст дает следующее пояснение к этим словам святого Павла — если супруги будут слишком ревностно воздерживаться от близости, то, по крайней мере, один из них может столкнуться с сильнейшим искушением. Например, если для мужа отказ от секса окажется слишком тяжелым, а жена по-прежнему будет настроена на целомудрие, то супруг может решиться на измену. Прелюбодеяние же, с точки зрения церкви, является куда более тяжелым грехом, чем интим во время поста.
Можно ли заниматься сексом в Великий пост — мнение священника
Большинство батюшек в данном вопросе полностью согласно с позицией апостола Павла. Отказ от секса во время Великого поста может стать испытанием и своего рода подвигом для православных христиан. Но происходить воздержание должно исключительно по обоюдному согласию, нельзя, чтобы муж или жена принимали решение единолично.
Священники напоминают прихожанам о том, что супруги после заключения брака принадлежат в первую очередь друг другу, и только потом самим себе. Если кому-то одному тяжело дается воздержание, а второй отказывается от исполнения супружеского долга, это становится не благочестием, а эгоизмом. Некоторые батюшки утверждают, что ответственность за измену в такой ситуации ложится на того из супругов, кто не проявил внимания к близкому человеку и подтолкнул его к прелюбодеянию.
Священники советуют прихожанам отказываться от близости в пост только по обоюдному согласию между супругами
Совет! Если в паре один из супругов воцерковлен, а второй еще не пришел к православию, единолично устанавливать запрет на секс тем более нельзя. Это только оттолкнет сомневающегося человека от веры.
Исключения, когда разрешен секс с женой во время поста
Хотя церковь рекомендует по возможности ограничивать супружеские отношения в пост, из этого правила есть исключения:
- Физическая близость разрешена, когда один из супругов категорически против воздержания. Если муж хочет отказаться от интима вплоть до Пасхи, но жена не принимает его позицию, то уступка ее желанию не станет грехом. Церковь придерживается мнения, что в браке главное место должны занимать именно любовь и готовность идти на компромисс.
- Заниматься сексом во время поста можно, если и муж, и жена по согласию хотели ограничить себя в половой близости, но обнаружили, что это слишком тяжело. Священники напоминают, что лучше отступить от принятого решения, чем допустить многочисленные ссоры на фоне неудовлетворенности или до самой Пасхи думать только о физической страсти, которая стала недоступной.
Что касается религиозных правил относительно конкретных дней недели, то в пост заниматься интимной жизнью можно в ночь на субботу, на понедельник, на вторник и на четверг. В это время церковный устав допускает некоторое послабление.
Заниматься сексом в пост супруги могут, если хотя бы один из них против воздержания
Внимание! Под категорический запрет супружеский секс попадает только ближе к Пасхе, а именно — в Страстную пятницу. В самый скорбный день православного календаря верующие должны проводить время в молитве и размышлениях.
Еще вопросы о супружеском долгу во время поста
В Великий пост христиане интересуются отношением церкви не только к сексу, но и к продолжению рода. Не всегда понятно, можно ли зачинать ребенка в это время, и плохо ли, если женщина забеременела именно в период до Пасхи.
Можно ли беременеть в пост
Супружеские отношения во время строгого воздержания от физических удовольствий остаются нежелательными. И, тем не менее, церковь спокойно относится к нарушению данного правила. Близость между супругами является уступкой плотскому началу, но ни в коем случае не тяжелым грехом. И тем более не может считаться чем-то плохим зачатие ребенка. Ведь речь идет о зарождении новой жизни и своеобразном акте Творения по образу и подобию Божьему.
Если ребенок зачат в пост, с точки зрения церкви это ничем не грозит ни ему, ни родителям
Священники сходятся во мнении, что не стоит планировать зачатие в данный период времени специально. Но если интимная жизнь в пост по стечению обстоятельств привела к тому, что женщина забеременела, то пугаться не нужно, значит, на это тоже была воля Бога.
Если дети зачаты в Великий пост
Многие народные поверья утверждают, что дети, зачатые в пост, испытают много несчастий в жизни, или родятся больными, или станут неисправимыми грешниками, когда вырастут, в наказание за проступок родителей.
Мнение церкви совершенно однозначно — все подобные приметы нужно считать не более чем языческими предрассудками, сохранившимися с древних времен. Дети, зачатые и рожденные в любви и согласии в любое время года, всегда угодны Богу.
Заключение
Секс в Великий пост не является серьезным грехом, по мнению православной церкви. Отказ от близости приветствуется, но лишь в том случае, если и муж, и жена готовы подвергнуть себя такому испытанию.
Источник