Можно ли быть с кумом
Содержание статьи
Можно ли крестить ребенка у своей кумы
Каждый православный человек должен пройти через Таинство Крещения. Это самое главное событие в жизни. Пройдя Таинство Крещения душа младенца становится на первую ступень к приобщению до христианства и посещению храма Божьего. Родители выбирают православное имя своему новорожденному, в честь Святого, который становится его личным Ангелом-Хранителем. Выбор имени это важное событие, так как этот Святой будет вести малыша по православной тропинке, защищать его душу. Чаще всего православное имя младенца совпадает с гражданскими, в качестве исключений будут старословянские и иностранные имена. Большинство старословянских имен уже перевели в современные. Немаловажно правильно выбрать крестную маму и папу для ребенка. Ведь эти люди будут всю жизнь отвечать за духовное развитие младенца, и в тяжелое время помогать родителям. Поэтому прежде чем сделать выбор родители колеблются, задаются вопросами и терзаются сомнениями, так как крестные должны быть настолько близкими, чтобы могли пройти весь жизненный путь радом с ребенком.
Чаще всего в крестные родители берут людей, с которыми давно дружат или работают, а может и учились вместе. Но бывают ситуации, что такие друзья уже являются кумовьями, и что же тогда делать? Можно ли в таком случае крестить малыша у своего кума или кумы? По этому поводу мнение священников расходиться: одни категорически запрещают такое крещение, и не допускают в своем Храме, а другие наоборот разрешают, дабы укрепить узы между крестными и родителями, во благо ребенку. Для более точного ответа необходимо обратиться с этим вопросом к священнику, у которого вы хотите крестить ребенка. Служитель Божий даст точный и исчерпывающий ответ, заглушит сомнения и наставит на путь истинный.
- Родителям.
- Крестная мама и папа не должны состоять в кровном родстве, они не должны быть братом и сестрой.
- Супружеской паре.
- Людям не православной веры.
- Лицам не достигшим совершеннолетия.
Немаловажно, чтобы будущие крестные родители были готовы взять на себя ответственность за мирское и духовное развитие ребенка. Бытует мнение, что грехи, которые крестник совершит до совершеннолетия ложатся на плечи его духовных родителей. Поэтому чаще всего берут родственников или друзей, обязательно они должны быть православной веры. Некрасиво будет, если выбранные люди откажутся крестить малыша. Существует несколько случаев, которые позволяют становиться крестными, состоя в близком родстве. К примеру, семейная пара может крестить детей в одной семье, но обязательно разных. Один крестник может быть у отца и дочери, матери и сына. Разрешено крестить одним и тем же крестным несколько детей у одного мужа с женой. Разрешено крестить родных брата или сестру старшим детям. Дядя, тетя, бабушка и дедушка могут крестить племянников или внуков соответственно.
В соответствии с традициями крестный папа оплачивает крестины и покупает крестик для малыша. Выбирая между золотом и серебром лучше всего отдать предпочтение последнему, так как считается, что именно этот металл защищает от сглаза и зависти. Многие священники не рекомендуют брать золотые изделия для Таинства Крещения, так как это нечистый металл. Каждому крещенному человеку необходимо носить крестик, так как именно он напоминает, какие муки претерпел Спаситель за грехи человечества.
От крестной матери требуется крыжма (полотенце) и костюмчик для Таинства Крещения. Некоторые приобретают красивые кружевные пеленки. Обязательно костюмчик или рубашечка для обряда должны быть белого цвета. Этот цвет символизирует чистоту перед Христом, что младенец смыл с себя все грехи. Хранить вещи, в которых крестился ребенок необходимо всю оставшуюся жизнь. Чаще всего кумовья дружат семьями долгие годы. Пара, которая крестит ребенка всегда близка по духу с его родителями. Церковь не запрещает такое родство. Это скорее закономерность нежели исключение из правил. Н вот, что делать, когда у крестных родителей рождается ребенок? Можно ли в таком случае крестить детей своих кумовей? Возможно ли перекрещивание детей в таких случаях?
Сталкиваясь с такой ситуацией начинаются серьезные дебаты. Такие случаи возможны, хоть и редко, по народному такие крестины называются перекрещиваниями. Служители церкви не сошлись во мнении на такие ситуации. Никто не знает, почему так. Тут возникают противоречия, так как кумовья не являются кровными родственниками, тогда же откуда запреты? Для того чтобы поступить в соответствии с религиозными правилами, обязательно необходимо спросить совета у духовного отца. В народе бытует мнение, что если перекрещивать детей, то между парами начнутся разногласия и они перестанут общаться. Но это нельзя назвать веской причиной, так как поверья не имеют никакого отношения к религии. Со стороны церкви, есть лишь запрет на крещение ребенка семейной парой. Следуя за этим запретом можно разобраться, что женщина крестит лишь дочь подруги, а мужчина сына друга. В соответствии с законами вполне возможен обратный вариант. Выходит, что отец уже крещенного малыша, не состоит в кровном родстве с ребенком друзей, вполне может его покрестить. Этот ответ однозначный и недвусмысленный. Отказ в перекрещивании детей с такой точки зрения не подтвержден никакими фактами, и держится только на слухах. Со стороны священнослужителей нет официальной версии почему в перекрещивании отказывают.
Не разумно прочитав информацию в интернете строить свою точку зрения, тем, более не имея для этого весомых оснований. Не секрет, что современная молодёжь редко посещает Храм, и уж тем, более мало разбирается в тонкостях религии. Постоянные прихожане храма даже не обращают внимания на подобные слухи, так как часто сталкиваются с различными противоречиями мирского и духовного миров на практике. Получить информацию о том, стоит ли куме крестить малыша кума можно даже у матушки (жены священника) или у бабушек продающих иконки и свечки в церкви. Они все могут дать исчерпывающий ответ, даже порекомендуют какую литературу стоит прочесть. Но это не стоит брать за правило, лучше всего получить консультацию у священника.
Не стоит понапрасну беспокоится, если семье перекрещивают детей. Не стоит лишать своего малыша благодати, которая снизходит только во время Таинства Крещения из-за глупых суеверий и отсутствия прямых запретов со стороны церкви. Так можно ли перекрещивать детей между кумовьями? Один из главных обрядов в жизни малыша являются его крестины, а вот проводить его или нет, решают только родители. Некоторые пары придерживаются мнения, что ребенок должен сознательно выбрать религию, но это не значит, что они не будут духовно его сопровождать. Именно мама и папа выбирают крестных своим детям. Если пара готова крестить ребенка, значит она берет ответственность за него. Пара отвечает за его духовное развитие и помогает родителям в воспитании малыша. Желательно, чтобы крестные подготавливали детей к Таинству Причастия или водили его в церковь хотя бы раз в неделю или по большим праздникам. У девочки крестная мама забирает грехи до 17 лет, а у мальчика – крестный папа.
Ссылаясь на этот Канон родители должны правильно выбрать пару, чтобы они смогли взять такую ношу. Часто выбор колеблется между родственниками и близкими друзьями. Но не стоит забывать о запретах приведенных выше для проведения Таинства Крещения, по поводу выбора крестных. Когда родители взвесили все за и против, они сообщают весть выбранной паре, которая в свою очередь не вправе отказаться. Но, если кто-то не готов брать такую ответственность не стоит настаивать и давить на этого человека. Многие будущие крестные не решаются взять ответственность за духовное воспитание малыша, в силу тех или иных обстоятельств. Чаще всего они просто не готовы морально.
На плечи духовного отца возлагается материальная ноша, он обязан оплатить Крестины. При выборе крестика за ним решающее слово. Крыжма приобретенная крестной должна сохраниться. Если малыш будет болеть или капризничать, достаются крестильные вещи и прикладываются к его телу.
Делая выводы из выше сказанного можно точно сказать лишь одно, что кумовьям можно перекрещивать детей, так как они не состоят в кровном родстве. Не стоит верить народным домыслам и суевериям. Стоит полагаться только на не прикрытые факты и мнение духовного отца (священнослужителя). Бывают индивидуальные случаи, когда возможен запрет на перекрещивание. Об этом священник должен сообщить заранее. Однако мать с отцом самостоятельно принимают это нелегкое решение, поэтому не стоит им мешать и торопить. Стоит взять во внимание, что ваш ребенок будет ровняться на крестных родителей, на их моральные качества и поведение. Лучше всего спросить мнение священника, который хорошо знает обе пары.
Источник
Может ли кум жениться на куме? — Храм преподобного Сергия Радонежского
Иерей Тимофей Куропатов
Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность таинства брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в ЗАГСе.
Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.
Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.
Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?
Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с Vl-ro и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юстиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691- 692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовно¬го родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.
К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номоканон — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные).
«Правило 209.
…О духовнем сродстве.
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелева¬ем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения при¬емлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго
степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовный святым крещением».
Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почи¬тать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменя¬ются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяще изум¬лен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года — Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (https://www.patriarchia. ru/db/text/1586949.html).
Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относи¬тельно духовного родства исходят не от апостольских поста¬новлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более поз¬днего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.
Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.
Теперь хочется указать на положение дел относитель¬но духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и ука¬зам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещен¬ного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духов¬ное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола — муж-воспри¬емник; если женского — только восприемница».
Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил : «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весь¬ма неизвестно».
Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен — идут против действу¬ющих постановлений Русской Православной Церкви.
Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?
В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.
«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это выте¬кало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспри¬нятой, еще не рассматривает возможность брака между вос¬приемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.
Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он рас¬пространился уже в XIII веке. Этой практике противодейство¬вали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемни¬ков, крестного отца и крестной матери — не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).
«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купе¬ли и восприемником того же пола, что и восприня¬тый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник явля¬ется данью традиции и, следовательно, нет кано¬нических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крес¬тным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обы¬чай запрещает такие браки, поэтому во избежа¬ние соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).
Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача — научить крест¬ника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) — не имеет никакого значения.
Крестные даются крещаемым не для числа и не для духов¬ного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.
А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.
И напоследок
Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники нико¬го, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хоро¬ших православных семей.
Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов — «духовное родство».
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи — дозволительны.
Источник
Можно ли жениться кумовьям в православии, мнение церкви
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Духовные нормы и гражданские законы — это абсолютно разные вещи. Вопрос: можно ли жениться кумовьям, в гражданском праве не вызывает сомнений, потому что такие законы не предусматривают ограничения брака по этому принципу. Проблема заключается в желании венчаться в церкви.
Почему нельзя жениться на куме
Между двумя людьми, принимающими участие в святом таинстве крещения ребенка, впоследствии возникают романтические отношения, которые приводят к свадьбе. Начались подготовительные действия, но при желании венчаться в церкви возникла проблема. Оказалось, мужчина, и женщина не могут заключить духовный союз в церкви, и возникает вопрос, можно ли жениться православным кумовьям.
Эта проблема больше надуманная и возникает из-за неверного толкования духовной связи между участниками обряда крещения. Такие вопросы следует изучить с точки зрения православной веры, а не других суждений. Но Церковь сформировала неоднозначное отношение к сексуальным отношениям и браку между крестными родителями.
Ранее такие брачные отношения запрещались императором Юстинианом, который считал, что крестные люди по факту крещения становятся духовными родственниками. Целостность духа превыше физического тела. Однако Синод православной церкви России дал разъяснение по этому вопросу еще 1810 году. Брак запрещался между крестными родителями и крестником, а также между крестником одного и того же крестного.
Вступать в брачные отношения кум и кума могут, потому что они не являются кровными родственниками, не ведут к кровосмешению, и такой союз не запрещаются церковью.
Можно куму жениться на куме
Когда два человека разного пола выступают крестными родителями, они дают клятву не вступать в сексуальные отношения. Таким образом, получается, что они не могут пожениться. Этим положением руководствуются многие священные служители, интерпретируя неверно положение «духовного родства».
Церковь не имеет однозначного ответа по этому вопросу, несмотря на разрешение такого брака Синодом. Но если кумовья решили пожениться и совершить таинство венчания в православной церкви, то следует спросить согласие епископа епархии. Но если это считается грехом, то где логическое объяснение получить разрешение на грех. В любом случае здесь можно поступать либо по совести, либо по зову сердца.
Многие священные служители, говоря о запрете брака, просто подстраховываются, не разбираясь в сути проблемы. Если руководствоваться постановлением Вселенского Собора, то брак невозможен:
- между крестным, крестницей и матерью крещеного ребенка;
- крестной, крестником и отцом ребенка.
Другие ситуации возможны. Следовательно, крестный отец и крестная мать могут вступить в брак.
Иногда неверное толкование доводит до разрушения семьи любящих людей. Когда одна семья услышала, что нельзя вступать в брак крестным родителям, то расторгла брачные отношения. Прежде чем делать быстрые выводы следует изучить проблему и спросить мнение православного священника.
Господь всегда с Вами!
Источник