Можно ли быть регентом без музыкального образования

Как стать регентом церковного хора?

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа — не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

российские учебные заведения,

где обучают регентов и певчих

Наглядно данные о таких учебных заведениях представлены в таблице — СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ

Источник

КРИК ДУШИ — «НА КЛИРОСЕ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…»

Можно ли быть регентом без музыкального образования

Хотелось бы затронуть и эту тему. Как мы знаем, многие клиросы берут певчих только с музыкальным образованием, зачисляют в штат и они поют. Я не буду обсуждать профессионалов, особенно когда на клиросе поют абсолютно невоцерковлённые люди. Про таких я всегда говорила и буду говорить, что они убивают нашу православную веру и наше церковное пение.

Я говорю про тех кто стоит на клиросе и никак не хочет вникнуть в смысл песнопений, в смысл служения Богу и людям, отбрыкавшись только тем, что спел и ладно. Вот давайте подойдём с другой стороны, а если батюшки не будут учиться в Семинариях и будут поступать на приход невоцерковлённые…

Я понимаю, что сейчас на меня все ополчатся, что я не права и Епархия такого не допустит, ну а вдруг это будет, кому мы тогда все будем служить? Как было написано во многих статьях, что певчий избирается Богом, то я хочу сказать многие из нас избраны Богом, а как же те, кто просто простаивает время на клиросе и ему платят, а другим певчим, которые много лет прослужили но без образования не платят, как им быть?

Это очень тяжёлая тема. Автор этой статьи сама не имеет музыкального образования. Хочется поделиться этой тоской и душевной болью со всеми Вами, какого это, петь много времени и ничего не получать, а тут приходит такой один с образованием и ему чуть ли все не до земли кланяются.

Мне многие говорили, а что тебе мешало пойти учиться и этим зарабатывать, а мне ничего не мешало, я просто не знала, что всё так будет. Заметьте я пишу про тех, кто совсем не хочет знать азов православной веры, но он с образованием и зарабатывает.

Может я не правильно скажу, но я считаю это неправильным. На клиросе должен быть человек верующий, или хотя бы пытающийся познать истину веры православной. Я не говорю, что такие люди недостойны петь Богу, но они даже Его не знают, просто это их работа.

Меня всегда поражало это, поражало как регенты позволяют высмеивать своих же, которые верующие. Меня поражало, что даже регент не мог объяснить человеку, где он находится и каждый раз трясся за него, не дай Бог батюшка узнает, что тот не знает Символа веры.

У меня был такой конфликт и свой опыт, где меня за это чуть с клироса не выставили. Я не стала дальше спорить, поэтому и хочу поделиться с Вами своими чувствами, а что Вы думаете по этому поводу?

Так вот к чему я клоню, я клоню к тому что, певчих поющих много лет на клиросе без образования тоже как-то надо поощрять. Я хочу достучаться до настоятелей храмов, где есть такие же певчие, которые стараются, учат партии, бегают на все службы, когда их вызывают.

Почему тема называется именно выживание на клиросе певчих без музыкального образования, потому что таким певчим очень тяжело среди тех, кто профессионал. Над ним могут смеяться, но в тоже время жалеть. Ты будешь упорно бегать на службы, будешь помогать, чтобы только удержаться за это место, тебе в тоже время будут рады, но в тоже время, если у тебя что-то не будет получаться, будут высмеивать и говорить зачем от тут нужен.

Теперь я привожу примеры из своего опыта и своих страданий, да своему регенту я должна сделать много чего, она мне можно сказать жизнь спасла своим подвигом. Но, какие были у меня мысли, Вы себе и представить не можете. Большая часть обговаривалась в прошлой моей статье, но это немного другая.

Как я учила свою партию, это было мучение, слёзы на глазах, удивлённые глаза клирошан, когда ты не можешь спеть то, что ты как бы выучил. Это страх, страх перед Богом, страх подвести людей, страх не попасть в ноту, в тональность и многое другое, вот что меня всегда подводило. Какая может идти речь о молитве, когда ты один в партии и на тебе вся ответственность.

Это было нечто, ты находишься в постоянном страхе, с тебя льётся пот градом, особенно, когда ты не можешь попасть в тональность и все начали петь без тебя. Вот поэтому я и ходила на будни, набиралась опыта, когда начинала службу одна, потом без регента с чтецом. Кстати чтецу тоже большой поклон, она меня заставляла смотреть службу, чтобы я знала, что и зачем идёт.

Затем пели втроём: я, бас и тенор, пели много раз как, даже вдвоём с басом, но это уже было, когда я пропела в хоре уже больше трёх лет. Я человек замкнутый, стеснительный, меня никогда никуда не загонишь, я никогда не принимала участия в концертах в школе, как я смогла напроситься на клирос, где мой голос будут слышать тысячи прихожан…это только Богу известно.

Когда прошло много времени пребывания в хоре, в колледже я тоже выступала, но как не удивительно петь песни на сцене у меня не получалось. Также как и в одной истории с одним известным артистом, которого позвали из эстрады попробовать петь в церковном хоре и у него не получилось.

Дивны дела Твои Господи, что же Ты делаешь со мною?! Восклицаю я, когда вступаю вместе со всем хором и пою: Аминь. В скором времени я знала свою партию, но путаюсь в гласах и путаюсь до сих пор, но я учу, учу и учу. Учу всё, что попадётся в интернете из нот, просто для себя. Вскоре я не могла петь партию сопрано, меня регент переучивала на альта…

Это было что-то. Я домой приходила в слезах, смотрела на бутылку водки, и честно признаюсь от такого хотелось напиться.

Я учила заново всё, только уже в другой партии, как это было больно. Больно стоять на службе и не петь, хотя ты это всё знаешь, но на этой партии, где знаешь ты петь не можешь. Я уже бежала из колледжа перекусив хлебом, так как на остальное времени не хватало, я хотела научиться.

Один раз на всенощной я не выдержала этой боли.

У меня скребли кошки в душе. Вот запели Великое Славословие, я не пою…и тут мутнеет разум, я вся в слезах про себя восклицаю: «Господи прости меня, я не могу больше петь Тебе, прости..» и тут откуда-то голос шепчет мне на ухо: «Ты будешь петь». И так тепло на душе стало, я еле опомнилась, но запела.

Слёзы сразу высохли.

Но сколько ещё было этой боли, сколько раз мне хотелось уйти бросив всё. Теперь я пою и знаю две партии, меня зовут, когда подпеть первым, когда вторым. Сейчас я учу третью партию. Мне уже ничего не страшно, страшно расстаться с клиросом. Искушения будут всегда. Просто надо уметь терпеть, любить и смиряться. Про свой клирос я могу сказать только одно — это дружная семья, все друг друга любят и уважают.

Хотя у меня всегда возникают мысли от лукавого, тебя не ценят и не любят.

Хочется отблагодарить и регента, это поистине смелый человек. Таких единицы, кто всегда откликнется, кто поможет, кто выслушает. Она сделала для меня всё, терпела меня, ругала…. И как радостно ей теперь, что у неё такой ученик, а мне радостно, что у меня есть такой учитель. Она не боялась учить людей без образования, она делала всё. И мне кажется, что ей радостно становится, когда она приходит на клирос и уже всё почти готово к службе.

Да, ей не удаётся выбить для меня зарплату, из-за чего я обижалась на неё, но она делает итак для меня всё и настоятель будет оплачивать моё обучение на курсах, спасибо ему. Конечно хотелось бы большего, но слава Богу за всё, Да и дело всё не в этом, дело в том, что я хочу сказать, как это всё непросто и как это ответственно петь Богу.

Я хочу обратиться ко всем настоятелям и регентам, не обижайте таких людей, которые хотят петь, ведь они сделают всё, чтобы научиться. У них море терпения и времени. Такие люди достойны большего, хоть и без образования. Не бойтесь таких людей ведь и эти люди сами бояться. Помните, Господь избрал нас всех не считаясь с образованием.

Ведь Он Сам был не образован и в ученики Себе выбрал рыболовов… Господь не спросит на страшном суде, какую партию Ты пел в хоре и почему без образования, Он спросит, как ты пел, молился ли, вникал ли в слова….Я пишу об этом, потому что это важно.

Если есть у Вас такие трудоголики в хоре как я, уважайте их, такие люди больше ценятся, так как на этом клиросе выросли…потому что достичь всего человеку без образования очень сложно, а если нет помощи со стороны, то ещё труднее. Ещё хочется добавить это :Дорогие певчие, если у Вас был и есть такой наставник как у меня не обижайте таких регентов, ибо они заслуживают большего.

Помните наставников Ваших, кто учил Вас всему этому, ибо таких единицы и им уже при жизни хочется поставить памятник. Я при всех хочу выразить благодарность моему регенту, спасибо Вам за всё!!!

Храни Вас Господь!!!

Комментарии Дмитрия Сиверс

Прежде всего, я хотел бы пояснить регентскую точку зрения. Поскольку сам руководил службой именно в составе непрофессионалов. Я никогда их не унижал, всегда старался быть очень тактичным. Мое служение в этом составе слегка напоминало рукотворный ад. Пока я даю тон одной партии, вторая его забывает.

Регенты ВСЕГДА будут ценить профессионала по одной простой причине. С ним меньше головной боли. Рассуждение регента простое — вера, это личное дело каждого. Я не стану грешнее, если человек в моем хоре не верит. Ну печально, да. Но — кто знает промысел Божий. Может, его Господь к вере приведет. Зато мне с ним удобно.

Регент, это человек, который а) Зависит от настоятеля б) Хочет красивого пения в) Некоторые благочестивые регенты хотят угодить Богу.

В понимании регента угождение Богу — это красивое, молитвенное пение. Если певчий или певчая требуют несуразных усилий там, где профессионал все сделает быстро и легко (пусть даже без души), регент пойдет по более простой дорожке. Вот согласитесь. Раз, два, три пройдут неудачные службы. Это неприятно прихожанам, они начинают ерзать, шептаться, осуждать клирос. Это вдвойне неприятно священникам, потому что нескладное пение их отвлекает от молитвы. В итоге даже у священников возникает аргумент «Ну верующая певчая, да…ну пусть стоит внизу, молится…или читает. Но не мешает молиться нескладным пением другим».

Допустим, мы сделали хор только из верующих людей. Здорово, если они красиво запоют. Но усилий к такому хору придется приложить какое-то совершенно невероятное кол-во. Тогда как профессионалы будут радовать приход и помогать молиться. Когда мы хотим вкусно поесть — мы идем в ресторан к хорошему Шефу. Когда мы заболели, мы ищем лучшего врача (нас при этом мало интересуют его моральные качества).

Почему регент позволяет унижать верующего певчего? Ну, это не правильно. Регент не имеет права позволять кого-либо унижать от хора вообще (оставляя право на критику только за собой). Но по опыту я знаю, что хористы не выносят слияния профессионалов и непрофессионалов. У тебя одни стандарты качества, у непрофессионала другие. Это как в футбольной команде играть, где половина — обычные уличные парни. И это по своему даже весело, пока не надо ехать на чемпионат.

Понимаете, мы увлеклись. Мы сами себе создали трудности.

В древней церкви пение было одноголосным и заунывным. Петь мог любой. Подпевать мог весь храм. Пение было сознательно таким. Но потом развитие начало приводить к тому, что есть «более и менее способные» к красивому пению. И вот мы дошли в своем развитии до такого, что петь могут люди только после образования, а без образования это все превращается в мучительный процесс «обучения на ходу» (то есть — опять таки становление профессионалом).

По сути, научившись и полюбив это дело, дорогой автор Светлана Кошелева сама станет профессионалом, не очень то и радостным от того, что пришедший новичок будет «стоять рядом и портить пение».

Певчий будет петь на небесном клиросе…

Источник

церковный хор

Богу зачастую хотят петь вовсе не умные и грамотные профессионалы. Богу хотят петь жены-мироносицы — верующие, преданные, истовые…И так уж часто совпадает, что у этих людей нет музыкального образования. Но есть истовая, полная молитвенной преданности любовь ко Христу. И столь же горячее желание Ему петь. Казалось бы — ну и прекрасно! Но на практике все очень и очень непросто — умение профессионала и его желание петь хорошо сталкивается с меньшим умением, но большей верой. И рождается пресловутый конфликт «верующего, но неграмотного» и неверующего, но профессионала. Знакомая ситуация? Завязка интригует? Тогда — поехали!

Я сталкивался с такой ситуацией. Более того, я был регентом хора непрофессионалов и потому могу судить о ситуации не по наслышке. Те же самые аргументы, что вы, дорогие читатели, сейчас услышите в крике души Светланы Кошелевой, я слышал от своих певчих. Буквально 1:1. Почему я — «менее верующий» профессионал более ценен, чем «они — гораздо более верующие певчие». И Слава Христу, что спустя долгие годы я уже обрел достаточно большой жизненный опыт, чтобы адекватно и трезво встречать разные мнения о том, как должен выглядеть церковный певчий.

А теперь встречаем статью Светланы Кошелевой…

«ТРУДНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ НА КЛИРОСЕ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Хотелось бы затронуть и эту тему. Как мы знаем, многие клиросы берут певчих только с музыкальным образованием, зачисляют в штат и они поют. Я не буду обсуждать профессионалов, особенно когда на клиросе поют абсолютно невоцерковлённые люди. Про таких я всегда говорила и буду говорить, что они убивают нашу православную веру и наше церковное пение.

{От Дмитрия Сиверс. «Дорогие читатели с музыкальным образованием. Не спешите взрываться гневом. Я постараюсь объяснить обе точки зрения»}

Я говорю про тех кто стоит на клиросе и никак не хочет вникнуть в смысл песнопений, в смысл служения Богу и людям, отбрыкавшись только тем, что спел и ладно. Вот давайте подойдём с другой стороны, а если батюшки не будут учиться в Семинариях и будут поступать на приход невоцерковлённые…

Я понимаю, что сейчас на меня все ополчатся, что я не права и Епархия такого не допустит, ну а вдруг это будет, кому мы тогда все будем служить? Как было написано во многих статьях, что певчий избирается Богом, то я хочу сказать многие из нас избраны Богом, а как же те, кто просто простаивает время на клиросе и ему платят, а другим певчим, которые много лет прослужили но без образования не платят, как им быть?

Это очень тяжёлая тема. Автор этой статьи сама не имеет музыкального образования. Хочется поделиться этой тоской и душевной болью со всеми Вами, какого это, петь много времени и ничего не получать, а тут приходит такой один с образованием и ему чуть ли все не до земли кланяются.

Мне многие говорили, а что тебе мешало пойти учиться и этим зарабатывать, а мне ничего не мешало, я просто не знала, что всё так будет. Заметьте я пишу про тех, кто совсем не хочет знать азов православной веры, но он с образованием и зарабатывает.

Может я не правильно скажу, но я считаю это неправильным. На клиросе должен быть человек верующий, или хотя бы пытающийся познать истину веры православной. Я не говорю, что такие люди недостойны петь Богу, но они даже Его не знают, просто это их работа.

Меня всегда поражало это, поражало как регенты позволяют высмеивать своих же, которые верующие. Меня поражало, что даже регент не мог объяснить человеку, где он находится и каждый раз трясся за него, не дай Бог батюшка узнает, что тот не знает Символа веры.

У меня был такой конфликт и свой опыт, где меня за это чуть с клироса не выставили. Я не стала дальше спорить, поэтому и хочу поделиться с Вами своими чувствами, а что Вы думаете по этому поводу?

{От Дмитрия Сиверс. Скажу, что у меня на сайте есть статья «Как понравиться регенту» и там в числе прочих советов давался советь следить только за собственной верой.}

Так вот к чему я клоню, я клоню к тому что, певчих поющих много лет на клиросе без образования тоже как-то надо поощрять. Я хочу достучаться до настоятелей храмов, где есть такие же певчие, которые стараются, учат партии, бегают на все службы, когда их вызывают.

Почему тема называется именно выживание на клиросе певчих без музыкального образования, потому что таким певчим очень тяжело среди тех, кто профессионал. Над ним могут смеяться, но в тоже время жалеть. Ты будешь упорно бегать на службы, будешь помогать, чтобы только удержаться за это место, тебе в тоже время будут рады, но в тоже время, если у тебя что-то не будет получаться, будут высмеивать и говорить зачем от тут нужен.

Теперь я привожу примеры из своего опыта и своих страданий, да своему регенту я должна сделать много чего, она мне можно сказать жизнь спасла своим подвигом. Но, какие были у меня мысли, Вы себе и представить не можете. Большая часть обговаривалась в прошлой моей статье, но это немного другая.

Как я учила свою партию, это было мучение, слёзы на глазах, удивлённые глаза клирошан, когда ты не можешь спеть то, что ты как бы выучил. Это страх, страх перед Богом, страх подвести людей, страх не попасть в ноту, в тональность и многое другое, вот что меня всегда подводило. Какая может идти речь о молитве, когда ты один в партии и на тебе вся ответственность.

Это было нечто, ты находишься в постоянном страхе, с тебя льётся пот градом, особенно, когда ты не можешь попасть в тональность и все начали петь без тебя. Вот поэтому я и ходила на будни, набиралась опыта, когда начинала службу одна, потом без регента с чтецом. Кстати чтецу тоже большой поклон, она меня заставляла смотреть службу, чтобы я знала, что и зачем идёт.

Затем пели втроём: я, бас и тенор, пели много раз как, даже вдвоём с басом, но это уже было, когда я пропела в хоре уже больше трёх лет. Я человек замкнутый, стеснительный, меня никогда никуда не загонишь, я никогда не принимала участия в концертах в школе, как я смогла напроситься на клирос, где мой голос будут слышать тысячи прихожан…это только Богу известно.

Когда прошло много времени пребывания в хоре, в колледже я тоже выступала, но как не удивительно петь песни на сцене у меня не получалось. Также как и в одной истории с одним известным артистом, которого позвали из эстрады попробовать петь в церковном хоре и у него не получилось.

Дивны дела Твои Господи, что же Ты делаешь со мною?! Восклицаю я, когда вступаю вместе со всем хором и пою: Аминь. В скором времени я знала свою партию, но путаюсь в гласах и путаюсь до сих пор, но я учу, учу и учу. Учу всё, что попадётся в интернете из нот, просто для себя. Вскоре я не могла петь партию сопрано, меня регент переучивала на альта…

Это было что-то. Я домой приходила в слезах, смотрела на бутылку водки, и честно признаюсь от такого хотелось напиться.

{От Дмитрия Сиверс. Прекрасно Вас понимаю. Я не пью вообще, но после храмовых скандалов появлялось устойчивое желание выпить рюмочку. От невыносимой боли рвалась душа}

Я учила заново всё, только уже в другой партии, как это было больно. Больно стоять на службе и не петь, хотя ты это всё знаешь, но на этой партии, где знаешь ты петь не можешь. Я уже бежала из колледжа перекусив хлебом, так как на остальное времени не хватало, я хотела научиться.

Один раз на всенощной я не выдержала этой боли.

У меня скребли кошки в душе. Вот запели Великое Славословие, я не пою…и тут мутнеет разум, я вся в слезах про себя восклицаю: «Господи прости меня, я не могу больше петь Тебе, прости..» и тут откуда-то голос шепчет мне на ухо: «Ты будешь петь». И так тепло на душе стало, я еле опомнилась, но запела.

Слёзы сразу высохли.

Но сколько ещё было этой боли, сколько раз мне хотелось уйти бросив всё. Теперь я пою и знаю две партии, меня зовут, когда подпеть первым, когда вторым. Сейчас я учу третью партию. Мне уже ничего не страшно, страшно расстаться с клиросом. Искушения будут всегда. Просто надо уметь терпеть, любить и смиряться. Про свой клирос я могу сказать только одно — это дружная семья, все друг друга любят и уважают.

Хотя у меня всегда возникают мысли от лукавого, тебя не ценят и не любят.

{От Дмитрия Сиверс. Это самый популярный аргумент дьявола. Всегда у всех одно и то же. Удар по самолюбию. Ведь казалось бы «Ты за любовью к тебе людей пришел? Или ты пришел за любовью Сладчайшего Христа»?}

Хочется отблагодарить и регента, это поистине смелый человек. Таких единицы, кто всегда откликнется, кто поможет, кто выслушает. Она сделала для меня всё, терпела меня, ругала…. И как радостно ей теперь, что у неё такой ученик, а мне радостно, что у меня есть такой учитель. Она не боялась учить людей без образования, она делала всё. И мне кажется, что ей радостно становится, когда она приходит на клирос и уже всё почти готово к службе.

Да, ей не удаётся выбить для меня зарплату, из-за чего я обижалась на неё, но она делает итак для меня всё и настоятель будет оплачивать моё обучение на курсах, спасибо ему. Конечно хотелось бы большего, но слава Богу за всё, Да и дело всё не в этом, дело в том, что я хочу сказать, как это всё непросто и как это ответственно петь Богу.

Я хочу обратиться ко всем настоятелям и регентам, не обижайте таких людей, которые хотят петь, ведь они сделают всё, чтобы научиться. У них море терпения и времени. Такие люди достойны большего, хоть и без образования. Не бойтесь таких людей ведь и эти люди сами бояться. Помните, Господь избрал нас всех не считаясь с образованием.

Ведь Он Сам был не образован…

{От Дмитрия Сиверс. «И при этом он в совершенстве знал писание, мог его толковать, да так, что мудрости Его толкований поражались книжники.»}

…и в ученики Себе выбрал рыболовов…Господь не спросит на страшном суде, какую партию Ты пел в хоре и почему без образования, Он спросит как ты пел, молился ли, вникал ли в слова….Я пишу об этом, потому что это важно.

Если есть у Вас такие трудоголики в хоре как я, уважайте их, такие люди больше ценятся, так как на этом клиросе выросли…потому что достичь всего человеку без образования очень сложно, а если нет помощи со стороны, то ещё труднее. Ещё хочется добавить это :Дорогие певчие, если у Вас был и есть такой наставник как у меня не обижайте таких регентов, ибо они заслуживают большего.

Помните наставников Ваших, кто учил Вас всему этому, ибо таких единицы и им уже при жизни хочется поставить памятник. Я при всех хочу выразить благодарность моему регенту, спасибо Вам за всё!!!

Храни Вас Господь!!!

КОММЕНТАРИИ ДМИТРИЯ СИВЕРС

Прежде всего, я хотел бы пояснить регентскую точку зрения. Поскольку сам руководил службой именно в составе непрофессионалов. Я никогда их не унижал, всегда старался быть очень тактичным. Мое служение в этом составе слегка напоминало рукотворный ад. Пока я даю тон одной партии, вторая его забывает ))

Регенты ВСЕГДА будут ценить профессионала по одной простой причине. С ним меньше головной боли. Рассуждение регента простое — вера, это личное дело каждого. Я не стану грешнее, если человек в моем хоре не верит. Ну печально, да. Но — кто знает промысел Божий. Может, его Господь к вере приведет. Зато мне с ним удобно.

Регент, это человек, который а) Зависит от настоятеля б) Хочет красивого пения в) Некоторые благочестивые регенты хотят угодить Богу.

В понимании регента угождение Богу — это красивое, молитвенное пение. Если певчий или певчая требуют несуразных усилий там, где профессионал все сделает быстро и легко (пусть даже без души), регент пойдет по более простой дорожке. Вот согласитесь. Раз, два, три пройдут неудачные службы. Это неприятно прихожанам, они начинают ерзать, шептаться, осуждать клирос. Это вдвойне неприятно священникам, потому что нескладное пение их отвлекает от молитвы. В итоге даже у священников возникает аргумент «Ну верующая певчая, да…ну пусть стоит внизу, молится…или читает. Но не мешает молиться нескладным пением другим».

Допустим, мы сделали хор только из верующих людей. Здорово, если они красиво запоют. Но усилий к такому хору придется приложить какое-то совершенно невероятное кол-во. Тогда как профессионалы будут радовать приход и помогать молиться. Когда мы хотим вкусно поесть — мы идем в ресторан к хорошему Шефу. Когда мы заболели, мы ищем лучшего врача (нас при этом мало интересуют его моральные качества).

Почему регент позволяет унижать верующего певчего? Ну, это не правильно. Регент не имеет права позволять кого-либо унижать от хора вообще (оставляя право на критику только за собой). Но по опыту я знаю, что хористы не выносят слияния профессионалов и непрофессионалов. У тебя одни стандарты качества, у непрофессионала другие. Это как в футбольной команде играть, где половина — обычные уличные парни. И это по своему даже весело, пока не надо ехать на чемпионат.

Понимаете, мы увлеклись. Мы сами себе создали трудности.

В древней церкви пение было одноголосным и заунывным. Петь мог любой. Подпевать мог весь храм. Пение было сознательно таким. Но потом развитие начало приводить к тому, что есть «более и менее способные» к красивому пению. И вот мы дошли в своем развитии до такого, что петь могут люди только после образования, а без образования это все превращается в мучительный процесс «обучения на ходу» (то есть — опять таки становление профессионалом).

По сути, научившись и полюбив это дело, дорогой автор Светлана Кошелева сама станет профессионалом, не очень то и радостным от того, что пришедший новичок будет «стоять рядом и портить пение».

По поводу промысла Господня. Он приводит и Он отстраняет от пения. Все так. Не исключено, что Господь (возможно) прямо сейчас с огромной бесконечной любовью смотрит на вас и говорит предстоящим ангелам «Посмотрите на Мою верную рабу. Ей пение дается с трудом, но она — все преодолевает. Она не получила умения петь по нотам от природы. Ей для этого приходится лить слезы — ради Меня. И за это я ее во веки помилую…».

И потому я завидую вам, Светлана. Вы — бескровная мученица и возможно, что мзда ваша будет такой же, как у настоящих мучеников. Вспомните, что говорила Царица Небесная деве Евпраксии, которая сподобилась быть на последнем явлении Богородицы преподобному Серафиму Саровскому. Показав на 12 окружающих ее светлых дев и их чудные венцы она сказала «Древние мученики страдали явно, а новые — тайно. Но мзда их будет такой же..»

Верующие — дерзайте! И вера ваша спасет вас. Профессионалы — будьте добрее. Мы — служим одному Господу, и цели у нас совершенно одинаковые. Давайте исполнять завет Христов «По тому узнают о вас, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собой».

Источник

Читайте также:  Можно ли есть булочки во время поста