Можно ли быть психологом без медицинского образования
Содержание статьи
Можно ли работать психологом без профильного образования
источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/Rabota-psihologom-bez-vyshego-obrazovaniya
источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/Rabota-psihologom-bez-vyshego-obrazovaniya
Кажется, что в работе психолога главное ー уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врождённая чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? Разберёмся, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.
В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.
Медицинское образование нужно психотерапевту. Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.
Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.
Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления. Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».
Психолог‑консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.
Педагог‑психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом‑психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.
О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, мы спросили у Марии Бородиной, ректора «Института профессионального образования».
Можно ли работать психологом без образования в области психологии?
— На этот вопрос можно ответить по‑разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.
С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог‑психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.
С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.
Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?
— Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов‑воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.
Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?
— Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам‑психологам, психологам.
Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.
Педагогам‑психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.
Важно ли для психолога непрерывное обучение?
— Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.
От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир. Экономика, образование, наука — все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития. Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И всё это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.
Мы узнали, что без профильного образования работать психологом не получится. Для начала карьеры необходимо закончить высшее образование хотя бы по профилям «Общая психология» или «Клиническая психология». Далее профессионально развиваться можно на курсах и тренингах.
Источник
10.08.2020
Кажется, что в работе психолога главное — уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врождённая чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? Разберёмся, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.
В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.
Медицинское образование нужно психотерапевту. Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.
Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.
Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления. Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».
Психолог-консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.
Педагог-психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом‑психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.
О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, мы спросили у Марии Бородиной, ректора «Института профессионального образования».
Можно ли работать психологом без образования в области психологии?
— На этот вопрос можно ответить по‑разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.
С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог‑психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.
С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.
Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?
— Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов‑воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.
Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?
— Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам‑психологам, психологам.
Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.
Педагогам‑психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.
Важно ли для психолога непрерывное обучение?
— Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.
От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир. Экономика, образование, наука — все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития. Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И всё это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.
Мы узнали, что без профильного образования работать психологом не получится. Для начала карьеры необходимо закончить высшее образование хотя бы по профилям «Общая психология» или «Клиническая психология». Далее профессионально развиваться можно на курсах и тренингах для психологов.
Источник
Можно ли стать практикующим психологом не имея высшего образования по психологии, но пройдя курсы и получив «диплом»?
Анонимный вопрос
17 января 2020 · 97,0 K
Вопрос не о знаниях, а именно о корочках и возможностях, которые они дают. Пошли бы вы к такому психологу?
Предприниматель, маркетолог. Преподаватель, спикер по smm — маркетингу Продвижение… · guzelsmm.ru
Здесь нет одназначно нет или да, зависит от целей, есть хорошие коучи — психологи с опытом в бизнесе, без высшего образования, с достаточным опытом, большим чем те, что с дипломами. Есть опыт взаимодействия и с теми и другими, после получения корочки не скажу, что у них что-то изменилось в работе, разве инструменты новые, ценность себя как специалиста.
При выборе психоаналитика важно образование и опыт, когда работа более глубиная, с дескими травмами, установками и т.д
Если вы не собираетесь зарабатывать этой деятельностью, а быть психологом в порядке хобби, то кто же вам запретит. Но если вы планируете этим жить, то без базовых знаний конкуренции не выдержите.
Работаю со взрослыми. Очно в Смоленске. Онлайн по Skype, Viber, WhatsApp. · basovda.ru
И можно, и нельзя одновременно. Пройдя курсы получают сертификат, а не диплом. Курсы бывают краткосрочные (от дня) и к психологу с такими курсами я бы не пошел. А вот если у него сертификат об окончании профессиональной программы(они организованы в виде курсов по 2-3 дня) длительностью 3-4 года, то пошел бы. Если у него только ВУЗовский диплом… Читать далее
Здравствуйте Дмитрий. Хочу уточнить. А можно ли работать психологом на 2-3курсе?
Необходимо определиться с самим пониманием словосочетания «практикующий психолог». Если рассматривать психологию как профессиональную область, то ясно, что для приобретения квалификации необходимо получение специального образования. И для ведения своей деятельности в рамках организации необходимо соответствовать профстандартам. Если же брать… Читать далее
Сертифицированный специалист по мед. массажу. Преподаватель массажа
Психология это дипломная специальность. Установите прежде всего свое место, в каком направлении двигаться дальше. У психологов много направлений. Есть психологи с средним специальным обр-м и есть с высшим. Краткосрочные курсы предлагаемые не дают права работать, это больше похоже на повышение квалификации, т. е. последипломного типа обучение… Вы не… Читать далее
Начиная свою практику ( 1994) и входя к себе в кабинет , я всегда внутренне себе повторяла — » Я ПСИХОЛОГ’. Для… Читать дальше
Можно, но не нужно. Когда нет профильного образования, то знания не имеют структуры, целостности. Все ваши навыки отрывочны и «практика» превращается в эксперимент на реальных живых людях. Очень легко можно навредить. Мне приходилось неоднократно работать с людьми после таких горе-психологов. К сожалению, сейчас все кому не лень, называют себя… Читать далее
Зав.кафедрой практической психологии и арт-терапии Московского социально-педагогического института, кандидат психол… Читать дальше
В нашей жизни можно всё,но стоит задуматься.А стоит ли это делать?Не навредит ли твоё поверхностное образование кому либо.Но если учитывать тот факт,что психологами не становятся,а рождаются,то природный дар даёт некоторое преимущество над образованием.Лично я считаю,что когда человек имеет природный дар к психологии,то поступив в вуз,он пытается… Читать далее
научитесь читать, а потом философствуйте. Вопрос был о корочках и разрешении практиковать, а не о том, можно ли… Читать дальше
Быстрый подбор профессиональных психологов на сайте брейнбилд.рф
В настоящее время в России деятельность психологов никак не регулируется, то есть нет никаких законодательных актов. Вы конечно можете пройти курсы, научиться разным техникам и начать «помогать» людям. Эффект от этого, честно говоря будет как «мертвому припарка», то есть если проблема реально трудная — полученные таким образом знания не помогут, и… Читать далее
Добавлю. И это при условии, что у вас уже есть базовое высшее образование. И обязательные знания из смежных наук. В общем, профессия психолога предполагает очень большой объем знаний. Много времени на подготовку и постоянное совершенствование в профессии.
Ответ: В современной России можно стать. Яркий пример — в Екатеринбурге практикует Анна Кирьянова, до перестройки работала астрологом. Позже прошла трехмесячные курсы повышения квалификации, получила «корочки» и теперь «помогает людям». Очень любит бывать на местном тв, где её представляют как психолога… Творчески переработав книги серии «куриный… Читать далее
Кирьянова — шарлатанкаи графоманка ,а не психолог
Источник
Нужно ли иметь психологическое образование, чтобы работать психотерапевтом?
На встрече с участниками всероссийской акции «Мы вместе» президент России Владимир Путин заявил, что пора заняться лицензированием психологической сферы деятельности. Закон о психологической деятельности разрабатывается уже несколько лет, однако финального варианта документа до сих пор нет.
Сегодня в России психолог может заниматься психотерапией без образования врача-терапевта, а психотерапевт — иметь практику без высшего психологического. Где и чему учатся специалисты в России и так ли это важно для клиента, психолог Анастасия Галашина обсудила с коллегами Наталией Казанской, Вячеславом Москвичевым и Юрием Лапшиным.
* В статье не затрагиваются вопросы психиатрии, поскольку тут все однозначно: психиатр обязательно должен иметь медицинское образование.
Фото: unsplash.com
Какое образование может быть у психологов и психотерапевтов?
Психологи — это специалисты с высшим психологическим образованием. Они могут заниматься наукой, преподавать или оказывать психологические консультации.
Врач-психотерапевт — это человек с медицинским образованием. Он может применять как собственно психотерапию, так и назначать медикаментозное лечение.
Однако тут все не так просто: в России большинство психотерапевтов работают без медицинского образования
Специалисты как бы договорились жить по западной модели: работать в различных подходах (гештальт, нарративная практика, экзистенциальная терапия и так далее) и называть себя психотерапевтами или просто терапевтами, работающими в разных подходах.
Для того чтобы работать немедицинским психотерапевтом, достаточно получить образование в определенном подходе. По форме это не второе высшее образование, а, как правило, профессиональная переподготовка или магистратура.
«Когда-то у московских абитуриентов, мечтающих стать психологами, было всего два варианта — МГУ, где была сильная академическая школа, и Ленинский педагогический, — вспоминает Наталия Казанская, экзистенциальный терапевт, логотерапевт. — В начале девяностых ситуация изменилась: появилось такое количество вузов, что проверить качество образования стало невозможно. В эти же годы в Россию начали приезжать зарубежные специалисты, которые стали проводить практикоориентированные тренинги и семинары. Появились первые негосударственные программы обучения: это были в основном гештальт, психодрама и НЛП. Потом стали появляться и другие подходы; сейчас их уже десятки».
Что значит «немедицинская психотерапия»?
В немедицинскую психотерапию, как правило, приходят двумя путями, объясняет Казанская. Первый путь долгий и требует больших вложений: высшее психологическое образование плюс дополнительное обучение какому-либо психотерапевтическому подходу. Обучение в программах постдипломного образования стоит дорого и длится в среднем два-три года.
«Не у всех выпускников вуза есть возможность и желание продолжать обучение, уже имея в руках диплом психолога, — поясняет она. — Многие начинают заниматься психологическим консультированием сразу после окончания института. Проблема в том, что в большинстве вузов упор делается на теорию, а не на практику; выпускники часто не имеют опыта работы под супервизией и начинают работать с клиентами на свой страх и риск».
Второй путь — магистратура по психологии или программа переподготовки на базе непрофильного высшего образования. Здесь можно встретить самые разные варианты: от курсов, обещающих «диплом психолога за год», до длительных международных программ, включающих наблюдение за работой преподавателей и работу под супервизией. Поскольку и то и другое называется «профессиональная переподготовка», это может вносить путаницу — слово «переподготовка» ассоциируется у многих с краткосрочными курсами.
«Речь идет о том, что можно быть экзистенциальным аналитиком, нарративным практиком, процессуальным терапевтом или логотерапевтом, имея непрофильное высшее образование», — поясняет Наталия.
Что дает высшее психологическое образование?
Главное, что дает высшее психологическое образование, — внутреннюю систему, знание о разных моделях психики и о том, что у них есть свои ограничения, объясняет Юрий Лапшин, психолог, руководитель психологической службы 57-й школы.
«Академическое образование дает возможность многомерного видения человека. Важнейшие вещи, например, история развития психологии, устройство нервной системы. Когда я учился на психфаке МГУ, у нас были хорошие курсы анатомии и физиологии ЦНС, это давало хорошее представление о биологическом субстрате психических процессов, — приводит пример эксперт. — Для меня, работающего с детьми и подростками в основном в их образовательной ситуации, очень важна оказалась психология развития. Полезным было также все, что давало опыт видения разных вариантов работы психики, в том числе курсы психиатрии и специальной психологии».
По мнению Лапшина, психотерапевт, получивший высшее психологическое образование, смотрит шире, чем тот, кто обучался внутри одного практического подхода, и понимает, что человеку может подойти и другой способ. «Тогда ты имеешь не одну хорошо разработанную модель психики в той системе, в которой проходишь обучение, а знание о многих. С академическим образованием ты видишь, что есть разные модели, все они в чем-то удачные, но не окончательные. И все они до некоторой степени противоречат друг другу, — добавляет эксперт. — Когда психолог в курсе того, какие модели бывают, какие методы существуют, тогда к своим представлениям он начинает относиться не так уж безапелляционно».
Надежнее ли обратиться к специалисту с высшим психологическим образованием?
«Многим кажется, что психологическое образование — это гарантия. Это не всегда так, если человек не получил дополнительной подготовки по какому-либо психотерапевтическому направлению, не проходит супервизии, не находится в диалоге с профессиональным сообществом, — отмечает Вячеслав Москвичев, психолог-консультант, нарративный практик, сооснователь нарративного содружества «Край». — Но и при отсутствии психологического образования человек может быть хорошим практиком. Я знаю многих хороших психотерапевтов, у которых нет базового психологического образования. У них может быть педагогическое, философское или другое гуманитарное образование. Но главное — прохождение долгосрочных программ по психотерапии, стремление к самообразованию, опыт прохождения своей терапии, супервизии, диалог с коллегами».
Москвичев добавляет, что встречал психологов, которым, скорее, мешал взгляд с позиции «норма — не норма». «Образование и статус, к сожалению, не гарантируют безопасности. Особенно если они не принадлежат к какому-либо профессиональному сообществу, которое, помимо поддержки, может в то же время давать обратную связь об этичности действий специалиста. Но вопросами про эффективность и безопасность задаваться нужно», — резюмирует он.
А как тогда найти своего психотерапевта?
На что же ориентироваться клиентам в поиске специалиста? На репутацию, образование, опыт и, конечно, на собственные ощущения от встречи.
Выбор специалиста зависит от запроса: если известно, что у человека есть диагноз, подтвержденный психиатром (депрессивные состояния, биполярное аффективное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и другое), то нужен терапевт, компетентный в этой области.
Если же запросы лежат в области отношений, развития, перемен в жизни, поддержки в трудные периоды, то подойдет психотерапевт без конкретной специализации или навыков.
Главное, на что стоит ориентироваться, — собственные ощущения.
Если возникают доверие, симпатия, ощущение спокойствия, то есть шанс, что будет эффект. Если нет, в любой момент можно выбрать другого психолога, нет нужды оставаться с тем, кто вам не подходит. Сейчас многие психологи ведут социальные сети, даже по ним можно понять, какие ценности транслирует автор и подходит ли он клиенту.
Лапшин как сторонник классического психологического образования у терапевта советует обратить внимание, есть ли у специалиста системное психологическое образование, психотерапевтическое образование, клиентский опыт и супервизия.
Что тогда делать, если психолог навредит клиенту?
«Мы часто сталкиваемся с тем, что именитый человек с образованием и статусом начинает считать себя экспертом и может начать вредить клиентам. У нас нет никаких инструментов влияния, если этот специалист не принадлежит к какому-либо профессиональному сообществу, которое может регулировать его деятельность, — признает Москвичев. — Единственное, что в этом случае можно устроить, — это скандал в социальных сетях. Это только репутационный ущерб, хотя хайп может дать и противоположный эффект».
Эксперт считает, что важно двигаться в сторону укрепления психологических сообществ, которые осуществляют саморегуляцию. И в сторону диалогов между сообществами, которые ставят во главу угла безопасность, эффективность и защищенность терапевтов.
«Сообщество должно иметь возможность возместить ущерб клиенту и помочь терапевту больше не совершать таких ошибок», — заключает он.
Источник