Можно ли быть президентом более двух сроков
Содержание статьи
Ограничение срока правления
Ограничение срока правления — законодательная норма, устанавливающая предел на количество сроков, которые гражданин может находиться на данной избираемой должности. В случае президентских или полупрезидентских систем ограничение срока является методом предотвращения возможности монополизации, когда лидер фактически становится «пожизненным президентом».
Иногда имеется абсолютный предел на количество сроков, в течение которых человек может находиться на должности, в других случаях ограничивается лишь количество последовательных сроков.
Страны с парламентской системой реже используют ограничения сроков правления для своих лидеров. Это происходит потому, что к таким лидерам едва ли применимо само понятие срока правления: скорее, они правят до тех пор, пока у них есть «доверие» парламента, а это может длиться пожизненно. Многие парламенты могут быть распущены для досрочных выборов (то есть существовать считанные месяцы), тогда как другие могут существовать до конца предусмотренного срока. Тем не менее, такие страны всё же могут налагать некоторые ограничения на те или иные должности в республике, например, должность церемониального президента может иметь предельный срок, особенно если такая должность даёт некоторые единоличные полномочия (reserve powers).
Древняя история[править | править код]
Ограничение срока правления имеет давнюю историю. В глубокой древности время правления верховных правителей было ограничено по религиозным соображениям. Изучение обычаев народов, изолированных от внешнего мира и застывших на ранних этапах развития общества, показывает, что во многих из них существует обычай предавать смерти своих правителей при первых признаках наступления старости или болезни. Это делается для того, чтобы предотвратить всевозможные стихийные бедствия и потрясения. В таких архаических обществах считается, что жизнь и душа вождя магическим образом связаны с благосостоянием всего племени, что в случае его заболевания или старения народ постигнут всевозможные несчастья (неурожай, голод, эпидемии и т. п.). Джеймс Джордж Фрезер в «Золотой ветви» писал: «Предотвратить эти стихийные бедствия можно, по мнению шиллуков, только предав царька смерти, пока тот ещё крепок и бодр, чтобы божественный дух, унаследованный им от предков, мог в свою очередь перейти к преемнику молодым и здоровым»[1].
Античная Греция и Рим[править | править код]
В Древней Греции и Древнем Риме, двух ранних цивилизациях, которые имели институт выборов, существовали ограничения на некоторые должности. В Демократии Древних Афин ни один гражданин не мог состоять в совете 500 (буле) два срока подряд и более двух сроков за всю свою жизнь или быть главой буле более одного раза. В Римской Республике был закон, устанавливавший ограничение срока поста цензора. Годичные магистраты — народные трибуны, эдил, квестор, претор, и консул не могли переизбираться до истечения определённого количества лет[2] (см. cursus honorum, Конституцию Римской Республики).
Современность[править | править код]
Многие современные президентские республики устанавливают ограничение по срокам для высших государственных постов. В Соединённых Штатах Америки 22-й поправкой к конституции, принятой в 1951 г., установлен предел в два срока для президента[3]. Должности вице-президента, конгрессменов и сенаторов не имеют ограничений, хотя были попытки эти ограничения ввести. В различных штатах некоторые губернаторы и законодатели штатов имеют ограничения по количеству сроков. Формальные ограничения сроков в Америке восходят к Пенсильванской Хартии свобод (Pennsylvania Charter of Liberties) 1682 г. и колониальной конституции (frame of government) Уильяма Пенна, написанной в том же году, которая предусматривала ротацию верхней палаты законодательного органа колонии (англ. provincial council) каждые три года[4][5].
Ограничения сроков правления широко распространены в Латинской Америке, где большинство стран является президентскими республиками. В начале прошлого века революционер Франсиско Мадеро популяризировал слоган Sufragio Efectivo, no Reelección (настоящие выборы, без переизбрания). В соответствии с этим принципом статьи 50 и 59 Конституции Мексики от 1917 года запрещают членам мексиканского Конгресса (Палата депутатов и Сенат) переизбираться на следующий срок. Подобным же образом президентский срок ограничен шестью годами, без права переизбрания. Это делает каждые президентские выборы в Мексике выборами без участия действующего президента.
В странах СНГ в начале 1990-х годов были приняты конституции, устанавливающие определённый срок нахождения в должности президента (обычно 5 или 4 года) и лимит на занятие президентской должности одним лицом (не более 2 сроков подряд), однако позже проявилась тенденция продления предельных сроков пребывания во власти[6][7].
В Российской Федерации президент не может находится у власти более двух сроков, однако их подсчёт, в рамках т. н. «обнуления президентских сроков», не учитывает сроки, полученные на выборах до 2020 года — до вступления в силу конституционных изменений[8][9][a]. Ранее 81-я статья Конституции России позволяла президенту России находиться у власти не более двух сроков подряд[10][11], что в практическом правоприменении[12][13] позволяло президенту избираться более чем на два срока — при условии перерывов. Такое же ограничение в два срока подряд существует и для глав субъектов Российской Федерации[14].
Вместе с тем, существует ряд стран, в которых для должности руководителя государства отсутствует ограничение на количество сроков полномочий для одного и того же лица. К таким странам относятся, в частности, Федеративная Республика Германии, где фактическим руководителем государства является Федеральный канцлер Германии, а также Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, где фактическим руководителем государства является Премьер-министр.
Обход ограничений на сроки правления[править | править код]
По данным исследования 2019 года, изучавшего стратегии 234 инкумбентов в 106 странах, в период с 2000 года предпринималось множество попыток сохранения у власти за пределами ранее действовавших ограничений. Вне развитых демократий подобные попытки предпринимались почти половиной президентов, при этом они сопровождались номинальным уважением к конституционным правилам и процедурам. Две трети из них предпринимали попытку изменения конституции, также производилась интерпретация ограничений судами. В ряде случаев принималась новая конституция с допущением что счисление сроков должно начинаться с нуля. Около трети попыток остаться у власти были безуспешны, чаще всего, встречая широкое сопротивление. Суды, в основном, были неэффективны для поддержания в действии ограничений на сроки правления, часто подтверждая президентские попытки остаться у власти.[15]
Среди 60 попыток остаться у власти 40 были связаны с поправками в конституцию (60 % успеха, 25 случаев), 5 — создание новой конституции (все успешны), 6 — судебная реинтерпретация ограничений (5 успешных), 6 случаев назначения преемника с сохранением неформального контроля (2 успеха), 3 случая переноса выборов на более поздний срок (все успешны). Стратегии могли комбинироваться. [16]
Изменения конституции для расширения сроков полномочий различны. Наиболее радикальным является удаление ограничений на сроки правления (16 из 40, все успешны). В случаях, когда у президента недостаточно власти для полной отмены ограничений, может применяться продление сроков (особенно популярно в Латинской Америке, где конституции обычно допускают лишь один срок). Исследование нашло 15 попыток добавления новых сроков, из которых 11 были неуспешными. В 4 случаях происходили попытки удлинения каждого из сроков правления, из них успешны 2. В трех случаях изменения формулировались так, чтобы применяться лишь к действующим президентам. [17]
В случаях принятия новой конституции применяется принцип: ограничения из нового текста применяются не ретроактивно, а только перспективно. Счисление сроков начинается заново. Исследователи нашли 8 попыток такой стратегии с 2000 года (3 — как вспомогательные стратегии), все попытки были успешны. Из-за того, что новая конституция обычно не содержит явного разрешения на переизбрания, часто вовлекается конституционный суд для подтверждения обнуления сроков (5 из 7). [18]
См. также[править | править код]
- Пожизненный президент
- Продление президентских полномочий в странах СНГ
- Обнуление президентских сроков
- List of political term limits (список ограничений срока правления) (англ.)
Примечания[править | править код]
- ↑ Это означает, что действующий президент Владимир Путин может избираться на президентский пост ещё дважды[8].
- ↑ Глава XXIV «Предание смерти божественного властителя» // Фрезер Д. «Золотая ветвь»
- ↑ Robert Struble, Jr., Treatise on Twelve Lights, chapter six, part II, «Rotation in History» Архивировано 11 апреля 2016 года.
- ↑ Пост президента страны: два срока — и довольно?, Русская служба Би-би-си (29 февраля 2016). Дата обращения 23 января 2018.
- ↑ Francis N. Thorpe, ed., The Federal and e Constitutions, Colonial Charters, and other Organic Laws…, 7 vols. (Washington, D.C.: Government ing Office, 1909) 5:3048, 3055-56, 3065.
- ↑ Michael J. Korzi. Presidential Term Limits in American History: Power, Principles & Politics. — Texas A&M University Press (англ.)русск., 2011. — 217 с. — (Joseph V. Hughes, Jr. and Holly O. Hughes series on the presidency and leadership). — ISBN 1-60344-231-6.
- ↑ В. Н. Руденко Симулятивная демократия (референдум как инструмент продления срока полномочий главы государства) / Научно-практический альманах «Дискурс-Пи». ИФП УрО РАН. Выпуск 4. Екатеринбург, 2004. стр.127-130
- ↑ Нуссбергер А. Ограничения президентской власти в посткоммунистических странах // Сравнительное конституционное обозрение. — 2008. — № 5. — С. 53-68. (Angelika Nußberger, Setting Limits and Setting Limits aside — The Constitutional Framework of Presidential Power in Post-Communist Countries, // Liber Amicorum Antonio La Pergola, Strasbourg, The Hague 2008, S. 206-228)
- ↑ 1 2 Поправленному верить Новая Конституция приобрела окончательный вид. Коммерсантъ (11.03.2020). Дата обращения: 24 июня 2020.
- ↑ Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
- ↑ Конституция РФ, Глава 4. Президент Российской Федерации, ст.81 п.3. Дата обращения: 24 июня 2020.
- ↑ CDL(1994)011-e Opinion on the Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote on 12 December 1993 — «Direct election of the President is established by article 81. Yet this article, which deals with the eligibility requirements of presidential candis, is not free from ambiguity. Article 81 stipulates that the President is elected for four years and that the same person cannot hold the post for more than two consecutive terms. Does the article mean that the same person can serve more than two terms if they are not consecutive?»
- ↑ Можно ли избираться в президенты больше двух сроков подряд? Конституцию собираются менять?. Meduza (13 декабря 2018).
- ↑ Дело № АПЛ18-93. Апелляционное определение. Верховный суд Российской Федерации (26 февраля 2018).
- ↑ Закон о сроках пребывания губернаторов на своем посту подписан Путиным. REGNUM, 30.06.2015. (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 174-ФЗ [1])
- ↑ https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3359960 The Law and Politics of Presidential Term Limit Evasio nColumbia Law Review, 2020 page 2
- ↑ https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3359960 The Law and Politics of Presidential Term Limit Evasion Columbia Law Review, 2020 page 18 Table 2: What Types of Evasion Strategies do Leaders Employ?
- ↑ https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3359960 The Law and Politics of Presidential Term Limit Evasion Columbia Law Review, 2020 page 20-21
- ↑ https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3359960 The Law and Politics of Presidential Term Limit Evasion Columbia Law Review, 2020 page 33
Ссылки[править | править код]
- The Politics of Presidential Term Limits, 2019
- Real Term Limits: Now More Than Ever, an article by Doug Bandow in favor of term limits. CATO POLICY ANALYSIS NO. 221, March 28, 1995. (англ.)
- Legislative Term Limits: An Overview, Term-Limits rmation from the National Conference of e Legislatures (англ.)
- Фрезер Д. «Золотая ветвь. Исследование магии и религии» Глава XXIV «Предание смерти божественного властителя.» (Frazer J.G. The Golden Bough. London, 1923; М.: Политиздат, 1980)
- On the Evasion of Executive Term Limits 2010
- The Law and Politics of Presidential Term Limit Evasion 2019
Источник
Что означало «подряд» в ст. 81 Конституции РФ?
Хотите узнать, как В.В. Путин остался у власти после 2012 года и почему к этому так много вопросов? Тогда читайте этот пост!
Сегодня поговорим об очень важном для мира в целом и для нашей страны в частности принципе ограниченности президентской власти во времени.
В нашей Конституции он был закреплён вместе с её принятием в 1993 году в статье 81: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».
В развитых правопорядках (например, во Франции, где указано практически аналогичное положение — см. в карусели) принцип означает, что лицо не может занимать должность Президента более двух сроков, если они идут подряд.
Статья 6 Конституции Франции
«Никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд»
То есть максимальный предел, который доступен для занятия президентом своей должности, составляет два срока — и это только при условии, что эти сроки будут подряд. Если же человек был президентом один раз, но потом не смог переизбраться на новый срок, он больше не может в принципе баллотироваться на этот пост.
Как объяснял Сергей Филатов, который возглавлял рабочую группу по внесению поправок в проект Конституции в 1993 году, данное правило было обусловлено тем, что после первого срока, если президент был неэффективен, всё забывается, и через 1-2 срока он может вновь прийти к власти — люди забыли всё и могут опять избрать неэффективного президента. С полной версией интервью вы можете ознакомиться по ссылке.
Кстати, в Заключении Венецианской комиссии Совета Европы 1993 года по проекту российской Конституции было отмечено, что статья 81 , касающаяся требований к кандидатам в президенты, не лишена двусмысленности. Комиссия задалась вопросом, означает ли положение этой статьи, что одно и то же лицо может занимать её более двух сроков, если они не являются последовательными.
В конце 2008 года срок президентских полномочий был продлён с 4 до 6 лет.
А уже в конце 2011 года было объявлено о том, что Путин будет баллотироваться на пост главы государства в следующем году.
Как тогда уверяли граждан России, часть 3 статьи 81 Конституции не позволяет одному человеку быть президентом 3 и более раз подряд.
Соответственно, если после первых двух сроков подряд произошла пауза (президентство Медведева в 2008-2012 годах), можно снова баллотироваться и в дальнейшем быть президентом ещё два срока подряд; кстати, уже 12, а не 8 лет. Такая трактовка, хотя и является довольно оригинальной, всё же не претерпевает критики.
Получается, что, начиная с 2012 года, В.В. Путин занимает пост Президента страны незаконно? Предлагаем каждому ответить на этот вопрос самостоятельно. Ниже вы можете ознакомиться с толкованием, которое последовательно было дано Конституционным судом, Верховным судом и позднее — Председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным — по поводу статьи 81 Конституции. На наш взгляд, вместе с разъяснениями Сергея Филатова становится очевидной первоначальная мысль, заложенная в данной статье: в РФ не существовало возможности избираться на пост Президента два или более раза по два срока подряд.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации»
«Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает».
Определение Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. по делу N 74-Г01-34:
«Запрет на избрание одного и того же лица Президентом РСФСР более двух раз был установлен ст. 121.2 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 24 мая 1991 г.), а Президента РФ — ст. 81 ныне действующей Конституции РФ».
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010.
Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.
Учитывая … ограничение занятия должности Президента двумя сроками, … норма ч. 3 ст. 81 Конституции служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти.
Теперь у нас уже «поправленная» Конституция, и слово «подряд» из неё исключено. Почему — вопрос скорее политический, нежели юридический, и потому он вряд ли будет рассматриваться нами в дальнейшем.
А пока напишите, что вы думаете о возможности изменения толкования одного и того же закона с течением времени? Существуют ли какие-то пределы для таких изменений?
Источник
Владимир Путин поддержал дискуссию об изменении Конституции
Президент Владимир Путин во время своей пресс-конференции допустил изменение Конституции и предложил уточнить норму об ограничении количества сроков, в течение которых один гражданин вправе занимать пост главы государства. Из формулировки ст. 81 Основного закона, в которой значится запрет быть президентом более двух сроков подряд, господин Путин предложил убрать слово «подряд». Эксперты связали это заявление с проработкой сценария «транзита власти» после президентских выборов 2024 года. Никаких деталей возможного транзита глава государства не раскрыл.
На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин заявил, что допускает изменения в Основном законе, если они не касаются основ конституционного строя. Напомним, что для поправок в первую («Основы конституционного строя»), вторую («Права и свободы человека и гражданина») и девятую («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») главы документа необходимо принимать новый Основной закон. Этого, по словам президента, делать не следует. Остальные разделы можно менять, но только «после глубокой дискуссии в обществе», считает Владимир Путин. Например, из ст. 81, запрещающей гражданину занимать должность президента более двух сроков подряд, он бы убрал именно слово «подряд»: «Она (оговорка «подряд».- «Ъ») некоторых наших политологов, общественных деятелей смущает. Можно было бы ее отменить, наверное».
Если такое изменение будет внесено до 2024 года, нынешний президентский срок Владимира Путина окажется последним, и сам он может остаться единственным президентом, который правил Россией более двух сроков.
Президент также допустил возможность расширения прав парламента и изменения прерогатив президента и правительства.
Как ранее сообщал «Ъ», тема возможного изменения баланса властей поднималась в этом году спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Два источника «Ъ», близких к администрации президента, отмечали, что изменение Конституции в пользу парламентской республики может дать президенту возможность занять другую должность, обеспечивающую ему контроль над происходящим,- например, во главе правящей партии, Совета безопасности или правительства.
Замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин по итогам пресс-конференции сделал вывод, что Владимир Путин намерен покинуть свой пост после 2024 года, но будущие президенты могут оказаться более ограниченными в своей власти. «Президент уходит, но не очень далеко. Он анонсировал изменения не на уровне персоналий, а на уровне конструкций»,- уверен эксперт.
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что глава государства призвал общество к широкой дискуссии: «До этого тему обсуждали только отдельные политики. Теперь она открыта на самом высоком уровне»,- уверен эксперт. Господин Костин считает, что широкая дискуссия по поводу Конституции нужна еще и потому, что изменения в ней не должны нести конъюнктурный характер. По мнению политолога Виталия Иванова, Владимир Путин просто констатировал, что в настоящее время не намерен менять Основной закон страны ради получения права выдвинуться еще раз, но «готов менять соответствующие норму лишь для следующих президентов». «Но до 2024 года еще очень долго»,- говорит эксперт. Политолог Евгений Минченко считает, что Владимир Путин — «буквалист», а значит сказанное им следует воспринимать буквально: «Я думаю, что это был ответ не столько про Конституцию, сколько про третий срок в 2024 году. И он дал четкий ответ, что не будет баллотироваться».
Политолог Екатерина Курбангалеева считает, что президент пока не принял решение, а хочет понаблюдать за реакцией элит и общества, от которой и будет зависеть его решение. «Не стоит исключать и обратный эффект, когда обсуждение спровоцирует встречную волну поддержки»,- отмечает она.
Никакие детали «транзита власти» в 2024 году президент не раскрыл, проигнорировав вопрос журналиста «Комсомольской правды» о том, как «это может происходить». Еще одну попытку узнать позицию президента по одному из обсуждаемых вариантов «транзита» предприняла журналист РБК. Глава государства проигнорировал вопрос, может ли он после ухода с поста президента России возглавить созданное вместе с Белоруссией Союзное государство.
Как ранее сообщал «Ъ», согласно исследованию ФОМ на 1 декабря этого года 68% опрошенных выступают за изменение Конституции. Это рекордный результат начиная с 2003 года. 17% опрошенных считают, что вносить правки в Конституцию не следует. При этом 56% респондентов согласны с тем, что Основной закон следует периодически пересматривать, а 31% — что делать это необходимо только в исключительных случаях. 40% опрошенных социологами россиян никогда не читали Конституцию.
«50 зарегистрированных партий — это уже нормально»
Отвечая на вопрос «Ъ» о роли Владимира Ленина в российской истории, Владимир Путин подверг критике советскую однопартийную систему, заявив, что «фундаментальной ошибкой» коммунистов стало то, что они связали судьбу государства с судьбой своей партии.
Нынешняя российская Конституция закрепляет идеологическое и политическое многообразие. Однако «Единая Россия» создавалась как партия большинства, которая большинство и должна удерживать, и фактически была близка к формированию политической системы с доминированием одной партии. На съезде 2016 года, чтобы укрепить позиции партии, Владимир Путин назвал ЕР «точкой сборки» для страны. Нынешние слова господина Путина могут поставить под вопрос будущее ЕР как единственной партии власти. Ранее «Ъ» писал, что в Кремле в преддверии выборов в Госдуму в 2021 году изучают российский партийный ландшафт и партийные повестки, которые вызывают интерес потенциальных избирателей, с целью создания новых партий или ребрендинга существующих. Ряд собеседников «Ъ» не исключил появления новой партии до думских выборов. После пресс-конференции источник в Администрации президента подтвердил эти намерения, отметив, что около 30% граждан не имеют представительства в парламенте страны.
Выносить Владимира Ленина из мавзолея, по мнению главы государства, не стоит, пока остаются люди, которые связывают с этим символом свою жизнь. По мнению экспертов, «Единую Россия» хоронить тоже не надо. Политолог Екатерина Курбангалеева считает, что отказа от поддержки партии не будет, но Владимир Путин будет сохранять дистанцию по отношению к ней, помня при этом, что контролируемое партией большинство в Госдуме — залог стабильности системы. Алексей Макаркин отмечает, что нынешняя партийная система господина Путина устраивает, и в его высказывании не надо искать скрытый подтекст. Это подтверждает и его присутствие на прошедшем съезде «Единой России».
Константин Костин считает, что Владимир Путин всего лишь предостерег от сращивания партийного и государственно аппаратов. Как партийцам, так и представителям исполнительной власти следует помнить уроки истории. Виталий Иванов считает, что монополии «Единой России» не было и нет, российскую политическую систему он назвал «полуторапартийной»: «Ничего ей не угрожает, отказываться от нее никто не будет».
По мнению Евгения Минченко, «то, что сегодня говорил Путин, вполне может свидетельствовать о том, что рассматривается вариант с возвращением блоков (коалиций из нескольких партий)». «Не думаю, что какие-то решения окончательные приняты»,- сомневается политконсультант Леонид Давыдов. По его мнению, «Единой России» бояться нечего, так как на сегодняшний день кроме нее нет ни одной годной общефедеральной «избирательной машины». «Осложнений система по-прежнему должна ждать только от самой себя, ибо адекватных соперников нет ни кадрово, ни ресурсно».
Президент на пресс-конференции дал понять, что хорошо знает, сколько партий существует в РФ, какие из них могут участвовать в федеральных выборах, а какие могут быть ликвидированы.
Отвечая на вопрос о политической конкуренции в стране, он сказал, что «50 зарегистрированных партий — это уже нормально». Однако часть экспертов отмечает тенденцию к снижению уровня политической конкуренции. Так, оценивая предвыборную кампанию текущего года, фонд «Либеральная миссия» назвал беспрецедентным общее число отказов в регистрации оппозиционным кандидатам. Эксперты Российской ассоциации по связям с общественностью, анализируя итоги выборов 8 сентября, также отметили «зачищенный бюллетень».
Напомним, все 16 губернаторских кампаний 2019 года завершились победой кандидатов Кремля в один тур. Неудачи прошлых лет тоже, похоже, начали исправлять: в декабре ушел в отставку губернатор Иркутской области коммунист Сергей Левченко, в 2015 году выигравший выборы у кандидата «Единой России». Впрочем, отвечая на вопрос об отставке господина Левченко, Владимир Путин сказал, что она никак не связана с принадлежностью губернатора к КПРФ. Президент ни разу не упомянул, что тот написал заявление об увольнении по собственному желанию, а место этого критиковал работу господина Левченко и отметил, что не спешил с его отставкой.
Андрей Винокуров, Ксения Веретенникова, Мария Макутина, Кира Дюрягина, Людмила Сергеева, Никита Прокшин, Ангелина Галанина
Источник