Можно ли быть православным не покрестившись
Содержание статьи
Может ли человек считаться православным, если он не крещёный
Согласно догматам Русской православной церкви, Таинство Крещения смывает с человека первородный грех — источник смерти и греха. Живший в V веке святой Диодох Фотикийский говорил, что до Таинства Крещения душу к добру склоняет благодать извне, а дьявол вьёт гнездо в сердце человека, а после Крещения он изгоняется из тела вон, а нутро человека наполняет Божья благодать. Но Крещение само по себе не делает человека православным — после него он просто крещен в православную веру, не более. Чтобы стать православным, ему необходимо воцерковиться — посещать храм, регулярно ходить на исповедь, причащаться, участвовать в делах прихода, но главное — начать вести совершенно другую жизнь, направленную на совершенствование своей души, на соблюдение заповедей и деление добрых дел. «Без дел вера мертва».
Фото: КириллицаКириллица
Добрый — не значит православный
Многие из неверующих, которые душой чувствуют Божью благодать, а развращенным умом отрицают Бога, хотят знать — может ли некрещеный попасть в рай, если «он хороший и делает добро»? Евангелие об этом говорит совершенно четко: « если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) или «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). А все рассуждения людей или священников о том, что «только Бог определяет посмертную судьбу человека, а нам надо надеяться на лучшее» — суть иезуитские слова, призванные усыпить бдительность человека. Очень хорошо об этом говорил убитый исламскими фундаменталистами отец Даниил Сысоев: «Ну и хорошо, что человек был добрый, всех любил и всем добро делал! Ну а Бог-то здесь при чем?» Действительно, православный человек делает добро во имя Божье, а атеист — ради морали или даже ради собственной гордыни. И это две огромные разницы — творить дела во славу Бога или помогать людям просто потому что это приятно. Православным это человека не делает. Но надежда стать «некрещеным православным» есть у любого. Вспомните евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа — о тех, кто может буквально в последний момент впрыгнуть в уходящий вагон Вечности и получить ту же награду, что и работники, служившие Богу с раннего утра (Мф. 20:1-16). Действие этой притчи Христос показал людям на кресте, когда сказал разбойнику висевшему от него по правую руку и умоляющего Христа «Помянуть его во Царствие Своем», «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43). Но рай был дан разбойнику не просто так. Отец Афанасий Гумров указывает, что разбойник. Погибая, сумел совершить три подвига. Во-первых, подвиг веры, ведь разбойник не видел чудес, которые совершал Христос, и все же уверовал. Во-вторых, — подвиг любви: умирая в муках, он смог обратить внимание на страдания другого человека и даже унимал другого разбойника, который хулил Спасителя, говоря ему: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Третий подвиг, который совершил разбойник — это подвиг надежды. Умирая на кресте самой позорной смертью, он не отчаялся, а сумел обрести надежду, что еще не все потеряно. Преподобный святой Ефрем указывал, что благоразумный разбойник получил крещение чрез Таинство воды и крови, которые истекли из Христа от римского копья. Но все же обычным людям не стоит дожидаться такого мучительного испытания, чтобы прийти к вере в Бога.
Есть еще одна «лазейка» которая может привести некрещеного человека к райским вратам — это «крещение кровью», мученическая смерть. Архимандрит Рафаил Карелин в своих статьях говорит, что мученическая смерть за Христа сама по себе имеет аналог с крещением: «смерть со Христом и воскресение во Христе». Это подтверждал священномученик Киприан из Карфагена, говоря, что мученики «крещены величайшим крещением крови», они достигают совершенства и получают благодать. Среди сорока севастийских мучеников, убитых начальником римского гарнизона Агриколаем в начале IV века нашей эры был один некрещеный воин, звали его Аглаий. Мученики из Севастии были наёмными воинами-христианами, и язычник Ариколай, разозленный пренебрежением к собственным богам, повелел каждому из них принести идолу жертву, а когда христиане отказались, начал их мучить — он загнал воинов ледяное озеро, а на берегу затопил баню. И каждый, отказавшийся от Христа, мог выйти из воды и согреться. Но никто не отказался. Воины стояли по горло в ледяной воде и пели псалмы. Единственный, воин, предавший спасителя, вышел из воды, подошел к бане и тот час умер от разрыва сердца. Пораженный долготерпением своих вчерашних товарищей, видом смерти отрекшегося бойца, и чудесами. которые происходили во время пыток, когда над головами христиан появлялись святящиеся венцы, воин-язычник Аглаий крикнул римлянам, что теперь он тоже христианин и добровольно зашел в озеро, моля Христа о том, чтобы тот «присоединил его к своему стаду». Все 40 мучеников приняли жесточайшую смерть ради Христа, но не отреклись. Православная церковь чтит Аглаийя наравне со всеми остальными 39 мучениками, понимая, что смерть его — исполнение слов самого Спасителя о том, что Тот «не хочет смерти грешника, но хочет его спасения». Так что без крещения стать православным можно, но лучше не дожидаться таких испытаний, и исповедать Христа перед всеми и принять Крещение.
Источник
Снятие крещения: возможно ли оно в православии
Христианский священник с готовностью проведет обряд крещения. Но если человек по каким-то причинам больше не хочет быть крещеным, возможна ли обратная процедура — так называемое, раскрещивание? Попробуем разобраться.
Точка зрения РПЦ
Как и большинство христианских церквей, Русская Православная считает абсурдным сам вопрос, может ли человек раскреститься. Крещение — первое и важнейшее христианское таинство, совершаемое единожды в жизни человека, и его нельзя провести повторно или отменить. Как нельзя вернуться в утробу матери после появления на свет, так невозможно и перестать быть рожденным от Святого Духа после крещения.
С точки зрения православия, крещеный таковым и останется, даже если откажется от православия, станет атеистом или примет другую религию. Отречение от Церкви, Бога и Святой Троицы тоже не снимет с человека «печать крещения». Православие дает каждому свободу выбора — после отречения крещеный человек может отправиться на поиски «иного смысла», и если в итоге он захочет вернуться в лоно Православия, ему не придется повторно креститься. Достаточно будет покаяться в грехах.
Крещеные в детстве
Чаще всего вопрос о раскрещивании задают те, кто был по православной традиции крещен в младенчестве или детстве. Родители не спрашивали, хочет ли их сын или дочь принять крещение, а пошли в церковь и окрестили. Одни — по семейной традиции, потому, что «так положено». Другие — из-за глубокой веры. Обычно у верующих родителей дети не пытаются раскреститься. У тех же, кто не посещает церковь, не причащается, не соблюдает посты и не носит веру в сердце, ребенок может ощущать моральную тяжесть от «принудительного» крещения. Но, как было сказано выше, раскреститься в Православной Церкви у него возможности нет.
Путь крещеного атеиста: отречение и отлучение
Принявший крещение и долгое время живший по Божьим Законам не может пройти обряд раскрещивания. Но при утрате веры он может отречься от Церкви, при этом подобное возможно даже для священников. Самым ярким примером для большинства является отречение Льва Толстого, а вот философ-религиовед Татьяна Фолиева в статье-докладе «Деконверсия: несколько примеров из истории» упоминает двух других деконверсиантов — людей, утративших веру. Для них первичной была утрата веры, а вторично — отречение от Церкви, за которых последовало отлучение от нее. При этом фактически они все равно остались крещеными.
В результате сомнений, отрицания «истинности вероучения» и глубокого личностного кризиса деконверситом стал профессор-религиовед и философ Евграф Дулуман. Он закончил Духовную академию в Москве, работал в семинарии Саратова, а затем вышел из Церкви и до конца дней проповедовал атеизм. В книге «Почему я перестал верить в Бога», Е. Дулуман писал, что его поиски правды и истинного смысла жизни были мучительными. Он сомневался, правильный ли путь указывает Церковь и почему человеческому разуму она отводит такую ничтожную роль. Его душу терзали сомнения в святости священников и презрение к ним. В итоге Дулуман был отлучен от Церкви и стал известен как один из самых непримиримых атеистов.
Другой пример из доклада Т. Фолиевой — Павел Дарманский. Его случай обычно приводят в качестве иллюстрации отступника от Христа в эпоху хрущевских гонений Церкви. По постановлению №23 Святейшего Патриарха и Священного Синода в 1959 году кандидат богословия и священник одного из приходов Ленинграда П. Дарманский был «лишен священного сана и церковного общения» за публичную хулу имя Божьего. Но за год до этого П. Дарманский написал в Совет по делам РПЦ заявление «об окончательном разрыве» с религией. В своей книге «Побег из тюрьмы», Дарманский объяснял поступок, в том числе и тем, что нередко он становился свидетелем «болезненной жадности» попов к деньгам, диких ссор из-за дележа пожертвований и многочисленных нарушениях установленных Церковью канонов: панихид по некрещеным, отпеваний самоубийц и крещения без родительского согласия.
Раскрещивание у неоязычников
Чаще всего раскрещивание упоминается в контексте неоязычества — там оно символизирует «смерть в старой религии» и претворяет обряд имянаречения. Как пишут в статье «От Каббалы до «Раскрещивания» К. Жарчинская и О. Хазанов, неоязычники практикуют различные обряды раскрещивания и проводят их общинами в группе или индивидуально, со свидетелями при участии жреца или самостоятельно в домашних условиях. По словам волхва Союза общин «Велесов Круг» Богумила, раскрещивание представляет собой обряд очищения, который, впрочем, проводится и для крещеных в православии, и для некрещеных. Раскрещивание помогает отбросить «что-то старое» (не только православную веру), убрать негатив, устранить то, что гнетет, в отдельных случаях — снять сглаз. Впрочем, новое имя родновер может получить и без раскрещивания — если ничто его не тяготит, он не переживает жизненные трудности или моральные сомнения.
Как рассказывает в интервью Богумил, в разных общинах обряд раскрещивания-имянаречения проходит по-разному. У одних частью обряда становится сожжение старой рубахи, что символизирует уничтожение прежней жизни и образа мыслей, воспевание «гой» при мужском раскрещивании-имянаречении и «ма» — при женском, бросание топора с определением по ручке принадлежности человека к общине.
Иную версию раскрещивания приводит И. Черкесов в родноверческом сборнике «Родные боги». Обряд начинается с того, что человек распоясывается, встает на одно колено на рушник, а жрец с заговором очерчивает вокруг него посохом коло, затем «простукивает» новообращенного бубном вдоль позвоночника и причащает четырьмя стихиями: Землей (посыпает голову очищаемого освященным жито), Водой (трижды окропляет глаза, лоб и грудь очищаемого), Огнем (обносит огненной чащей или обмахивает горящим сукном), Воздухом (сдувает с очищаемого прежнюю жизнь, дуя в темечко). Завершается обряд разрыванием круга-коло и подпоясыванием освобожденного от старой жизни.
В книге Велимира «Русское язычество и шаманизм», описываются более радикальные обряды раскрещивания — снятия «рабского ошейника»: с порубанием икон, сжиганием Библии и нательных крестов, промыванием водой родничка на голове (символа связи с Родом и предками), который «замазали» при крещении священники. Обязательной частью раскрещивания является беседа с адептом, в которой новообращенный трижды отрекается — от Церкви, Святой Троицы и Христа.
Источник
Может ли человек считаться православным, если он не крещёный
Автор: Майя Новик | 2018-12-21 14:49:53
Согласно догматам Русской православной церкви, Таинство Крещения смывает с человека первородный грех — источник смерти и греха. Живший в V веке святой Диодох Фотикийский говорил, что до Таинства Крещения душу к добру склоняет благодать извне, а дьявол вьёт гнездо в сердце человека, а после Крещения он изгоняется из тела вон, а нутро человека наполняет Божья благодать.
Но Крещение само по себе не делает человека православным — после него он просто крещен в православную веру, не более. Чтобы стать православным, ему необходимо воцерковиться — посещать храм, регулярно ходить на исповедь, причащаться, участвовать в делах прихода, но главное — начать вести совершенно другую жизнь, направленную на совершенствование своей души, на соблюдение заповедей и деление добрых дел. «Без дел вера мертва».
Добрый — не значит православный
Многие из неверующих, которые душой чувствуют Божью благодать, а развращенным умом отрицают Бога, хотят знать — может ли некрещеный попасть в рай, если «он хороший и делает добро»?
Евангелие об этом говорит совершенно четко: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) или «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). А все рассуждения людей или священников о том, что «только Бог определяет посмертную судьбу человека, а нам надо надеяться на лучшее» — суть иезуитские слова, призванные усыпить бдительность человека. Очень хорошо об этом говорил убитый исламскими фундаменталистами отец Даниил Сысоев: «Ну и хорошо, что человек был добрый, всех любил и всем добро делал! Ну а Бог-то здесь при чем?» Действительно, православный человек делает добро во имя Божье, а атеист — ради морали или даже ради собственной гордыни. И это две огромные разницы — творить дела во славу Бога или помогать людям просто потому что это приятно. Православным это человека не делает.
Но надежда стать «некрещеным православным» есть у любого. Вспомните евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа — о тех, кто может буквально в последний момент впрыгнуть в уходящий вагон Вечности и получить ту же награду, что и работники, служившие Богу с раннего утра (Мф. 20:1-16).
Действие этой притчи Христос показал людям на кресте, когда сказал разбойнику висевшему от него по правую руку и умоляющего Христа «Помянуть его во Царствие Своем», «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43).
Но рай был дан разбойнику не просто так. Отец Афанасий Гумров указывает, что разбойник. Погибая, сумел совершить три подвига. Во-первых, подвиг веры, ведь разбойник не видел чудес, которые совершал Христос, и все же уверовал. Во-вторых, — подвиг любви: умирая в муках, он смог обратить внимание на страдания другого человека и даже унимал другого разбойника, который хулил Спасителя, говоря ему: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41).
Третий подвиг, который совершил разбойник — это подвиг надежды. Умирая на кресте самой позорной смертью, он не отчаялся, а сумел обрести надежду, что еще не все потеряно.
Преподобный святой Ефрем указывал, что благоразумный разбойник получил крещение чрез Таинство воды и крови, которые истекли из Христа от римского копья. Но все же обычным людям не стоит дожидаться такого мучительного испытания, чтобы прийти к вере в Бога.
Крещение кровью
Есть еще одна «лазейка» которая может привести некрещеного человека к райским вратам — это «крещение кровью», мученическая смерть.
Архимандрит Рафаил Карелин в своих статьях говорит, что мученическая смерть за Христа сама по себе имеет аналог с крещением: «смерть со Христом и воскресение во Христе». Это подтверждал священномученик Киприан из Карфагена, говоря, что мученики «крещены величайшим крещением крови», они достигают совершенства и получают благодать.
Среди сорока севастийских мучеников, убитых начальником римского гарнизона Агриколаем в начале IV века нашей эры был один некрещеный воин, звали его Аглаий.
Мученики из Севастии были наёмными воинами-христианами, и язычник Ариколай, разозленный пренебрежением к собственным богам, повелел каждому из них принести идолу жертву, а когда христиане отказались, начал их мучить — он загнал воинов ледяное озеро, а на берегу затопил баню. И каждый, отказавшийся от Христа, мог выйти из воды и согреться. Но никто не отказался. Воины стояли по горло в ледяной воде и пели псалмы. Единственный, воин, предавший спасителя, вышел из воды, подошел к бане и тот час умер от разрыва сердца.
Пораженный долготерпением своих вчерашних товарищей, видом смерти отрекшегося бойца, и чудесами. которые происходили во время пыток, когда над головами христиан появлялись святящиеся венцы, воин-язычник Аглаий крикнул римлянам, что теперь он тоже христианин и добровольно зашел в озеро, моля Христа о том, чтобы тот «присоединил его к своему стаду».
Все 40 мучеников приняли жесточайшую смерть ради Христа, но не отреклись. Православная церковь чтит Аглаийя наравне со всеми остальными 39 мучениками, понимая, что смерть его — исполнение слов самого Спасителя о том, что Тот «не хочет смерти грешника, но хочет его спасения».
Так что без крещения стать православным можно, но лучше не дожидаться таких испытаний, и исповедать Христа перед всеми и принять Крещение.
Источник
Православная Жизнь
Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.
В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием — Крестным Древом.
Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» — то есть не просто физическое действие, но главное — порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.
Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой — исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов — добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.
Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.
Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет — все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: «Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет». Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа — проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».
И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. — Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача — борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех — понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»
Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.
Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин — этого реального соприкосновения с Богом.
Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры — за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли — православным — снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?
Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест — это наша ника. Крест — это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…
Иерей Андрей Чиженко
Источник