Можно ли быть православным и не быть христианином
Вы верующий? Нет, я христианин
Вам, дорогой читатель, нравится слово «верующий»? Мне, если честно, не очень. Веет от него чем-то холодным и формальным. А еще газеты и ТВ употребляют его часто с сарказмом и иронией. Верующие для них — это не ядро и сердцевина общества, а его окраина и периферия. Некий фрагмент, сектор. А у сектора один корень с сектой.
Какую ассоциацию вызывает у вас фраза: «В соседнем подъезде нашего дома живет верующая женщина…»? Для большинства такая женщина — одинокая, неудачница в браке, как правило, не имеющая нормального контакта со своими детьми, носящая строгую, темного цвета одежду, замкнутая, неразговорчивая, невеселая… Одним словом, ее дух творит соответствующую форму, которой совсем не хочется подражать. Недаром наш религиозный фольклор породил точное, в стиле Грибоедова или Салтыкова-Щедрина, крылатое выражение: «Кто главный враг верующей женщины?» — «Другая верующая женщина».
Были времена, когда верующими женщинами восхищались, потому что эти женщины были настоящими христианками
А ведь были времена, когда верующими женщинами восхищались, потому что эти женщины были настоящими христианками. Сохранились воспоминания святителя Иоанна Златоуста о своей матери, которая в 20 лет осталась вдовой с двумя малыми детьми на руках. До конца жизни она не вступала во второй брак, живя в чистоте. Преподаватели философии и риторики, которые были тогда язычники, видя такую строгую и чистую жизнь, сказали ставшую крылатой фразу: «Посмотрите, какие у христиан женщины».
От своей мамы я слышал другой рассказ. У них в доме после войны жила монахиня. К ней мама с младшей сестрой, еще совсем маленькие девчушки, иногда заходили — просто так, проведать. Уходить им домой не хотелось — такая эта монахиня была добрая и ласковая. Всегда гладила по головке и никогда не отпускала девочек без конфеток или кусочков сахара…
Я помню свою первую встречу с большой дружной многодетной семьей. Это было 25 лет назад, в годы моего юношеского воцерковления, когда мне, молодому человеку, требовался живой пример настоящей христианской жизни. И я его там увидел, когда мы работали в огороде, обедали за большим столом, пили чай в саду из самовара, а вечером после молитв на сон грядущим все вместе пели — в этой семье был свой настоящий хор…
Мы постоянно слышим, что у верующих скоро начинается пост, а в пост верующим нельзя есть мясо и ходить в театр… Верующие по 5-7 часов стоят к мощам или иконе, верующие молятся, каются в грехах, помогают беженцам и заключенным. А теперь стоп! Прошу внести ясность в слова и понятия. Есть среди нас верующие, и есть еще христиане. В чем же между ними разница? Давайте разбираться.
По статистике в нашей стране 85% крещеных людей, которые в основной массе и называют себя верующими. Они признают бытие Божие, но совсем не хотят менять свою жизнь. Их вера не предполагает труда над собой в направлении, указанном Евангелием. Если это люди состоятельные, то в храме такие верующие часто занимают места в VIP-зоне, любят постоять в алтаре, не прочь пообщаться с архиереем. Для этого им не помеха третий брак или сомнительные с точки зрения совести бизнес или образ жизни. Не лучше обстоит дело и у простых людей — все силы и время отнимает работа, а свободное время часто заполняется известной и примитивной пустотой. Большинство людей перестали читать и размышлять о жизни. Вся информация человеком черпается из ТВ или интернета. А ведь христианство постоянно говорит людям о красоте, подвиге жизни, любви друг к другу… Верующими у нас стали почти все — эстрадные певцы и артисты театра, профессиональные боксеры, герои-победители боев без правил и цирковые клоуны, ведущие ток-шоу, спортсмены, банкиры, политики… От такого многообразия начинает рябить в глазах. Старец Моисей Святогорец, проживший на Афоне 35 лет, писал: «У христиан сегодня двойная жизнь, не всегда они обладают чистотой и цельностью личности. Это раздвоение — большое страдание. Христианин не должен казаться одним, а быть другим, говорить одно, а делать другое. Это притворство, хорошее или плохое, не может быть чертой христианина».
С годами все больше появляется вопросов, на которые все труднее находишь ответы. Да и ответы все какие-то с натяжкой. Можно ли таких людей назвать неверующими? Ни в коем случае, даже не пытайтесь. Они действительно верующие, но только по-своему, по-особенному. А вам известно, что даже бесы — это глубоко верующие существа? Их вера в Бога будет для многих из нас упреком на Страшном Суде. Не верите? Прочитайте об этом у апостола Иакова в его послании во 2 главе. Но бесы веруют в Бога и трепещут, а человек должен веровать и радоваться; они веруют и остаются бесами, такими же злыми, мерзкими, лживыми и коварными, а мы должны верить и приобретать ангельские качества и становиться похожими на святых. Довольно трудно ответить человеку, который спрашивает, насколько возможно совмещение веры и неподобающего для этой веры образа жизни и поведения. И вот здесь нам на помощь придет указание существенных отличий христианина от просто верующего человека, пусть и очень хорошего.
Все напрасно и бессмысленно, если наша вера не раскрывается в жизни
Одним из главных принципов христианства, наверное, будут слова апостола Иакова: Человек, покажи мне веру твою из дел твоих (см. Иак 2, 18). Все напрасно и бессмысленно, если наша вера не раскрывается в жизни. Тогда она мертва, как тело без души (см. Иак 2,26), а со временем такая вера станет все более похожей на бесовскую, ибо не совершает главного — изменения к лучшему и доброму самого человека. Замечено, что простые и добрые люди с чуткой совестью легко принимают истины православия и становятся христианами. Совсем другой путь у религиозного формалиста, который верит лишь рассудком, не включая сердце в восприятие духовной жизни. Не ожившее для новой жизни сердце будет причиной полного духовного бесплодия всех трудов и усилий. В христианстве всегда на первом месте была жизнь человеческого сердца. Именно в сердце фокусировался весь человек, здесь отражалась вся его жизнь. В Новом Завете с особой теплотой описана жизнь первых христиан. Сказано, что все они были вместе и имели все общее; продавали свои имения и земли, а полученные от продажи средства разделяли на всех, смотря по нужде каждого; каждый день единодушно пребывали в храме, совершая Евхаристию, и самое главное — находились в любви у всего народа (см. Деян 2, 44-47).
С особой тревогой и заботой апостолы следили за чистотой жизни своей паствы.
Только бы кто не пострадал из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, — обращается к первым христианам апостол Петр, — а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1 Петр 4 15,16).
Преподобный Иоанн Лествичник дает емкое и точное определение христианина: «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу» (Леств. 1,4). Виден акцент, сделанный на труд и подвиг жизни. Очевидна связь веры — правой и непорочной — с чистотой жизни. Во Христе показан идеал, которому следует всеми силами подражать. Только так верующий человек может со временем стать христианином. Важно понять — христианином не рождаются, им становятся.
«Христианин призван прежде всего прислушиваться к голосу Евангелия, — учит старец Моисей Святогорец, — зовущему его к постоянному риску комфортом, который им обладает… Отвечать перед Богом мы будем не только за то, что не делали плохого, но и за то, что не делали хорошего, не возлюбили добродетель…»
Мне бы хотелось, чтобы чаще в нашей речи употреблялось слово христианин. Не бойтесь использовать его, особенно в разговорах с друзьями и родственниками, с родителями других детей и соседями по этажу. Говорите, что христианин не может блудить, воровать, обманывать, обижать, пьянствовать… Это не просто и не только верующий человек. Это ученик и последователь самого Христа, совершающий иногда, как человек, ошибки и падения, но всегда об этом скорбящий и переживающий. Вы — соль земли и свет мира, — эти слова сказаны про христиан и христианам. Я замечал, что слово христианин обладает особой притягательной силой. Также как герой или рыцарь. Христианином хочется стать, на него хочется быть похожим. А почему — ответ мы знаем. Он сокрыт в личности Христа — самого прекрасного из сынов человеческих. А Его благородные и лучшие качества призван развить в себе и раскрыть перед другими людьми именно христианин — подлинно верующий человек.
Источник
Может ли православный не быть христианином?
Поясню. У меня есть Христоцентричные православные знакомые, то есть христиане, верящие именно в Спасителя Иисуса Христа, и находящиеся в заботе РПЦ, считающие ее своей церковью, считающие себя православными. С другой стороны перед глазами массы людей, которые делают акцент на Марии, святых, обрядах, традициях, праздниках, реликвиях. Так кто их них более христиане? Можно ли вторых назвать просто церковниками? На каком месте должен стоять Христос в жизни христианина? Может православный не быть Христианином, если этот православный крещён в младенчестве и о Боге и спасении не знает и слышать не хочет, горе его крёстным, которые перед алтарём обещали наставить ребёнка в духе христианства, им на Божьем Суде не поздоровиться, ибо если человек даёт перед Богом обещание, то обязан выполнить, а если не будет выполнять. то лучше не обещать. Если человек уповает на Спасителя Иисуса Христа. то он Христианин, независимо в какую он церковь ходит. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 007 Сергей [117K] 3 года назад Хотелось бы услышать ответ на встречный вопрос: может ли червонное золото не быть золотом? Дело в том, что не каждый называющий себя христианином таковым является. И уж тем более не каждый называющий себя православным христианином таковым является. Если духовные и богословские понятия перевести попытаться на материальный язык, то разница примерно схожая как золото и червонное (золото). Если человек настоящий православный (христианин), то он прежде всего христианин имеющий: правильное славление (прославление Бога истинным познанием Его) , правильное суждение и правильное учение о познании Бога. Православный это прежде всего христианин, а прилагательное «православный» служит лишь для уточнения, что не еретик, не сектант. Конечно не каждый понимающий может быть учителем и передать легко и понятно имеющуюся информацию, но все же надеюсь мое скудоумие сумело хоть что то вам прояснить. Kudriasha [4.9K] 5 лет назад Если человек православный, то он христианин. Другое дело в образованности современных православных (я бы назвала это православным атеизмом, когда причисляют себя к православным, а о вере ничего не знают, Библию не читали и в церковь не ходят) Правда есть и другие варианты. То что вы перечислили: Мария, святые и т.д — это способ понимания веры и общения с Богом. Для кого то проще говорить с Богом как с отцом, для кого-то с Христом как с другом, а кому то легче обратиться к Марии, как к Матери. Но при этом люди принимают и верят в Христа и Его жертву. Многие молятся через заступничество святых (НЕ СВЯТЫМ, а через их заступничество перед Богом), т.к для многих Бог — где там далеко, а святые — те же люди, почти родные и близкие, к ним и обратиться проще. Конечно, бывают перегибы, когда какие то формальности становятся важнее самого Бога, но христианином он при этом быть не перестает, а качество его жизни и веры — это уже ЕГО ЛИЧНАЯ ответственность перед Богом saha [72.1K] 8 месяцев назад Православный не может быть христианином, если он неверующий и ему Господь Бог не нужен.Потому, что он не считает себя грешником, которому нужно покаяние. А что тебе, я православный, И бог всегда в моей душе!? Я имею веру в предков, И доверяю лишь себе. Хожу я в церковь,если праздник, Не такой, а коль большой! Свечку ставлю пред иконой, Вроде бы за упокой. Сегодня грех работать, слышишь, Усекновение головы! Так что пойдём ка, лучше выпьем, И курнём потом травы! 1Даниил1 [335] 5 лет назад Православных христиан не может быть по определению. Так как православие-это знать правду. право славие — славить правду. Христианство же в свою очередь базируется на вере, на слепой вере не требующей доказательств. Понятия увы размыты, и от того неверны, и запутаны. Я Православный, но не христианин. Знаете ответ? |
Источник
Православная Жизнь
Викарий Киевской Митрополии епископ Ирпенский Климент рассказал газете «Сегодня» о том, как найти мир в обществе, охваченном агрессией, с какими последствиями столкнутся люди после вооруженного конфликта и чем страшна ситуация с поджогами храмов.
— Владыка Климент, когда в стране война, и наши люди гибнут, нельзя спокойно на это смотреть. Наш народ испытывает скорбь, гнев, ненависть, уныние… И ситуация только усугубляется. В то же время на церковном уровне разные конфессии по-разному оценивают ситуацию, и такое разногласие еще больше подогревает градус ненависти в обществе. Как вы смотрите на эту ситуацию? Что может сделать Церковь, чтобы дать людям надежду?
— Я бы хотел начать с экскурса в историю. 2000 лет назад человечество очень напряженно ожидало пришествия в мир Спасителя. Многим представлялось, что придет царь, который озвучит какую-то доктрину и позволит иудеям достигнуть политической самостоятельности. В то время для людей было важно отстоять свои права, сделать так, чтобы, в конце концов, Палестина избавилась от римского владычества. В общем, было какое-то представление о грядущем Христе. Но оно оказалось совсем не похожим на Того, Кого иудейские пастухи увидели рожденным в Вифлеемском вертепе. Ветхий Завет знает нравственный закон «око за око» и «зуб за зуб». Этот принцип уравновешивает понятия справедливости и мести. По-другому просто нельзя было поддерживать социальную стабильность в обществе, состоящем из жестоконравных людей, живших до Нашей эры. А когда Христос вышел на свое служение, то произнес такие слова, которые многих шокировали. Он не просто сказал о том, что месть не должна присутствовать в человеческом обществе. Он дал заповедь любить своих врагов. И уже более двух тысяч лет именно эти слова по отношению к своим врагам являются показателем того, насколько человек принимает в свое сердце Христа и его учение. Когда мы говорим о миссии церкви в современном мире, то должны помнить, что церковь — это не политическая организация, она не является каким-то социальным инструментом, с помощью которого можно достигать тех или иных экономических, социальных или политических результатов. Она призвана говорить и делать то, что говорил и делал Христос.
Сегодня, в ситуации противостояния и всеобщей агрессии очень важно помнить и придерживаться слов Христа. Наш Бог всегда говорил о любви к ближнему. И на вопрос — «Кто мой ближний?», Он притчей пояснил, что ближним является не только родственник или друг, но любой человек, который встречается с нами на жизненном пути. И более того, Господь указал, что любовь не имеет ограничений, она особенно должна простираться даже на враждующих и обижающих. Такая любовь отнюдь не является проявлением слабости, пассивности или предательства. Она является силой, которой Христос победил все зло мира. Иначе бы церковь ничем не отличалась от любой политической организации. Мы знаем, что были разные политические лидеры, разные государственные устройства, и они, как калейдоскоп, сменяли друг друга на исторической площадке. А Евангелие две тысячи лет остается действенным. Оно является той силой, которая, не смотря ни на что, преображает весь мир и каждого живущего в нем человека.
— Наверное, сложно принять эти слова, когда видишь жуткие кадры погибших, когда части тела лежат на асфальте. Когда эти нелюди копаются в личных вещах наших солдат и фотографируются на фоне тела с фотографией близких… Вы меня простите, но это точно не о любви… Да и мириться с этим сложно…
— Мы сейчас с Вами говорим о нашем обществе. С одной стороны, мы должны понять, почему оно таково и почему в нем стало возможным все то, о чем Вы говорите. А с другой стороны, в Вашем вопросе звучит претензия — есть ли место для Бога в таком обществе? Думаю, всем понятно, что причина жуткой трагедии на Востоке Украины не одна. Целый комплекс факторов породил это кровопролитие. Иногда можно встретить упрощенный взгляд на эту трагедию. Но так ведь не бывает — жизнь намного сложнее. Я задаюсь вопросом: «Почему православные христиане убивают православных христиан?» Называть себя православным христианином и быть им — это не одно и тоже. Христианин — это ученик Христа. А Христос никогда не учил убивать. И даже более того, как говорит Евангелие, Бог предпочел отдать Сына Своего Единородного, чтобы никто из людей не погиб, но имел Жизнь вечную. Поэтому мне сложно говорить о христианстве тех людей, которые разжигают огонь войны.
Фото AFP
А без Христа человек очень мало чем отличается от животного. Порою даже хуже зверя становится. Яркий пример — святой князь Владимир Креститель. До принятия христианской веры этот лютый язычник не знал меры ни в страстях, ни в беспощадности. Но Крещение совершенно его изменило. Научившись христианской вере, князь Владимир всю жизнь посвятил делам милосердия и исправлению прежних грехов. Так велел ему Бог. Он сам о себе говорил: «Я был зверь, а теперь человек». Пример Владимира Крестителя может открыть нам глаза на духовный смысл всего происходящего. Можно носить на себе крестик, можно в церкви свечи ставить, но этого будет не достаточно. Чтобы стать человеком, нужно жить так, как учит Евангелие.
Мы сейчас живем в очень сложное время, и ситуация, связанная с войной, описывается не только статистикой — сколько погибло и сколько выжило. У нее будут очень серьезные отдаленные последствия, связанные с тяжелейшими психологическими травмами. Без участия церкви будет очень сложно вернуть людей, прошедших ужасы войны, к спокойной жизни. Зачастую причиной неадекватного поведения, о котором Вы говорили, является своего рода психическая инвалидность, искалеченность душ тех, кого ранила война. Не секрет, что у многих участников боевых действий в Афганистане сквозь десятилетия проявляется поствоенный синдром. И если сегодня в прессе звучат данные о том, что в Афганистане наших солдат погибло гораздо меньше, чем потерь среди мирного населения и военных на Донбассе, то с ужасом можем представить последствия для тех наших соотечественников, которые видели эти ужасы войны, и теперь, даст Бог, вернутся целыми и живыми в свои семьи. А что говорить о детях?! Что через десятилетия пронесет их память?!
— Да, тема детей войны — это больной вопрос…
— Эта проблема связана не только с детьми, которые на Донбассе, но и с теми, кто остались сиротами, похоронив своих отцов, с теми, кто встретил своего отца искалеченным в этой войне. И эти дети будут передавать своим детям рассказы о войне и делать свои интерпретации о том, что сейчас происходит. Мы помним, как было после Второй Мировой — дети той войны сквозь десятилетия рассказывали своим внукам о ее ужасах. После всего происшедшего, и даже после подписания какого-либо договора, наивно предполагать, что все начнется с нового листа. Нужно чудо для того, чтобы в нашей стране воцарился мир, чтобы остановились центробежные процессы, которые оголились в некоторых регионах. Именно церковь надеется и молит Бога о чуде. И вера является важнейшим фактором в осуществлении этого чуда. Наша страна, может, больше, чем какая-то другая, служит доказательством того, что многое в ее истории стало возможным благодаря чуду. И сегодня как раз та ситуация, такой исторический период. Сегодня мы все сдаем экзамен того, насколько сильна наша надежда на Господа.
— Для мирского человека, даже верующего, не совсем понятно, как это?
Это все очень просто. Приведу такой пример. В прошлом году, когда был особенный для нашего народа праздник Покрова Пресвятой Богородицы, я ехал на богослужение в один из киевских храмов. И немного опоздал по причине того, что одна из центральных улицы была перекрыта протестующими. Они собирались блокировать административное здание с какими-то политическими требованиями. И мне стало насколько грустно от этого. Грустно и не потому, что люди добиваются своих прав. А потому, что вместо того, чтобы в этот великий день всем вместе прийти в храм и попросить у Богородицы защиты, люди оказались заняты совсем другим. Однажды я был в Грузии, общался с местными жителями. Одна женщина сама подошла ко мне и сказала, что очень сочувствует всем, кто испытывает беду в Украине. Они тоже переживали этого, но прошло все быстро, потому что когда страшные события пришли к ним в дом, вся Грузия пришла в храм, а когда в Украине это все случилось, то все пошли куда угодно, только не в храм. Получается, что мы забыли, откуда человек имеет все блага, у кого надо просить помощи. Это материалистическое сознание — наследие еще недавнего прошлого. Оно проявляется в политике и настроениях народа. В этот год тысячелетия князя Владимира Крестителя очень важно вспомнить о том, кто мы такие. Вспомнить, что князь Владимир вместе с христианством даровал нам силу, которая преображает любое общество, урегулирует любые конфликты. Все, кто принял в сердце Христа, становятся по настоящему счастливыми и умиротворенными. Еще много лет назад Серафим Саровский сказал — стяжи дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи. Мы сегодня очень хотим, чтобы спаслись тысячи людей, но очевидно, если этого не происходит, значит, среди нас нет того человека, который бы стяжал дух мирный.
— Отец Мелхиседек, который оказывал духовную поддержку людям во время Майдана, теперь стал объектом внимания СБУ из-за призывов не брать в руки оружие. Есть ли, с вашей точки зрения, в этом политическая подоплека?
— Мне неизвестны случаи какого-либо открытого преследования отца Мелхиседека. Он священнослужитель и гражданин Украины. И в этом смысле он несет ответственность за свои слова и как гражданин Украины, и как священнослужитель. Если его совесть подвигала его выйти на ул. Грушевского, он вышел туда не только как гражданин Украины, но и как священнослужитель. Убежден, что такая мотивация руководит им и сегодня.
Фото pravoslavie.ru
Примечание: Напомним, 21 января 2014 года отец Мелхиседек, а также еще два монаха Украинской православной церкви вышли на ул. Грушевского и встали между митингующими и «Беркутом», взяв на себя роль миротворцев. По словам отца Мелхиседека, к такому решению его побудило то, что тогда прозвучал призыв дать людям в руки оружие. «Это был последний шаг перед пропастью. Не оставалось другого выхода — выйти на нейтральную зону на Грушевского, предупредить всех о том, что нас ждет что-то очень страшное, и призвать к миру», — рассказал он.
То, в чем его обвинили некоторые СМИ, — это его пост в Facebook. Мне сложно говорить о том, существуют ли в нашем законодательстве нормы, определяющие юридические последствия высказываний в Facebook. Однозначно, записи в социальных сетях не являются абсолютным аналогом проповеди, которую произносит священник с церковного амвона. Думаю, что его совесть вынуждала поделиться своими переживаниями. Традиции демократического общества не подразумевают преследования человека за его гражданские убеждения.
— В Украине появляются сообщения о поджогах и захватах храмов, избиении священников. С чем вы связываете такие действия, являются ли они попыткой перевести храмы под другую юрисдикцию?
— Ситуации, связанные с захватом храмов, характеризуют уровень религиозной толерантности в разных областях Украины.
— Где происходит большинство таких случаев?
— На сегодняшний день это чаще всего происходит в Ровенской области.
— Почему именно в Ровенской области?
— Много, наверное, причин для этого. Но очевидно, представители местной власти избрали для себя позицию в государственно-церковных отношениях, направленную на конфронтацию и разжигание межконфессиональной розни. Как можно без поддержки власти допустить, чтобы кто-то, например, пришел и выпилил в храме замок в 6 утра, захватил не только здание, но и иконы, церковные вещи, личные вещи священника и не боялся законных последствий такого поступка? Думаю, сложно себе представить что-то подобное со зданием, к примеру, какой-нибудь областной администрации. Это разве способ выяснения отношений в ХХІ веке? С таким поведением мы можем себя называть европейским государством?
Все эти захваты не являются масштабным явлением. Из 13 тысяч приходов Украинской православной церкви на самом деле в Киевский патриархат перешли до десятка. Некоторые находятся в состоянии судебных разбирательств и проч. Но сам прецедент вопиющий в смысле способов, которые используются. Это похоже на пиар-ход, который иногда используют люди в шоу-бизнесе для того, чтобы повысить внимание к своей персоне. Когда невозможно это сделать положительными методами, специально раздувают какой-то конфликт, и все обращают на это внимание. Возникает эффект присутствия, и все думают, что это на самом деле это какое-то значимое явление. Попыток захвата храмов было много, и в той же Ровенской области. Но осуществить их удалось в единичных случаях.
Это говорит о том, что верующие нашей церкви совершенно четко определились со своим религиозным выбором. И насильно, с помощью зубил, арматуры этот выбор не изменить. В том числе и с помощью каких-то молодчиков, которых нельзя назвать иначе, чем «титушки», которые в балаклавах, без опознавательных знаков блокируют доступ бабушкам в храм. Украинская православная церковь, хотелось бы кому-то или нет, доминирующая конфессия в Украине. Она составляет 70% от всех православных в Украине.
— Как вы оцениваете ситуацию на данный момент, она стабилизировалась?
Она не стабилизировалась. У нас за последний год только в Киеве совершено 7 поджогов храмов. И милиция не расследовала ни одного. Только в случае с одним из поджогов, когда ОБСЕ непосредственно вмешалась в ситуацию, милиция дала ответ, что уголовное дело закрыто за отсутствием состава преступления. Потому что не было найдено улик, которые бы указали на конкретного исполнителя этого преступления. Но алтарь был сожжен, была найдена брошенная в него бутылка с зажигательной смесью.
— Как вы считаете, осуществляется ли давление с целью не допустить расследование таких преступлений?
— Мне не хотелось бы так думать. Но если бы был поджог не церкви, а, к примеру, имущества какого-нибудь чиновника, скорее всего, такой формулировки не было бы достаточно для закрытия уголовного дела.
— Почему решение о лишении льгот на землю в Киеве было столь избирательным — оно коснулось только УПЦ?
— Эта ситуация очевидна. Мы помним, когда принималось это решение. Когда Крещатик перекрыли учителя, врачи, работники социальной сферы и требовали сохранения своих социальных льгот. Чтобы отвлечь внимание, замылить очки, некоторые популисты, которых в Киевраде много, решили поспекулировать на религиозной тематике. Как будто этим депутаты решили социальные проблемы Киева.
Сейчас такая тенденция: когда нужно отвлечь общество от социальных проблем, начинается разжигание межконфессиональной розни.
— Есть ли вопиющие случаи пыток, вандализма?
— Бог миловал. Но сама ситуация, например, когда храм в Бабьем яру не только подожгли, а сняли на видео и выложили видео в Youtube, очень страшная. Она не безобидна сама по себе. Это маленький деревянный храм, и туда не так много людей приходит по сравнению с другими соборами.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в «Бабьем Яру».
Фото из личного архива настоятеля храма о.Сергия Темника
Но 100 лет назад в нашей стране это уже было. И тогда тоже были люди, которые жгли храмы, сбрасывали кресты с куполов, оскверняли алтари. Это, конечно, заканчивалось не только осквернением храма, это заканчивалось и убийствами священнослужителей, убийствами людей верующих, которые отстаивали храмы, не давали их сжигать и закрывать. Это все в нашей истории уже было и достаточно описано. Люди старшего возраста помнят печальные истории, которые были связаны с людьми, занимавшимися таким богоборчеством. Что было с ними, с их семьями.
Когда у меня спрашивают, как я отношусь к тому, что храмы жгут… Ну как я могу относиться? Я как любой цивилизованный человек имею к этому однозначное отношение. Но как верующий человек я отвечаю: мне не столько самого храма жалко, сколько глубоко жалко тех, кто этим занимаются. Мне жалко до слез их, их родителей, их детей. Эти люди настолько одержимы какой-то сатанинской злобой, что сделались слепыми и глухими. Они не видят совершенно четких последствий, которые их действия будут иметь как для них, так и для всей страны. Потому что это уже с нашим народом было с исторической точностью.
Сегодня
Источник