Можно ли быть писателем без образования
Содержание статьи
Как стать писателем, быть известным и зарабатывать на своих книгах
Профессия писателя кажется удивительной: человек создает мир, публикует книги и, если они кажутся интересными, то он получает хорошие деньги. Отечественная практика показывает, что литературное творчество — это больше призвание, нежели профессия. В этой статье мы разберемся как стать писателем.
Кто такой писатель на самом деле
Писатель — это человек, который создает произведения, предназначенные для общественного потребления. За указанный вид деятельности он получает вознаграждение. Другой формой данной деятельности является признание человека писательским сообществом, критиками или получение другой экспертной оценки.
Это хобби или профессия
Писатель должен быть:
- Трудоспособным – между идеями в голове и книжкой в обложке находятся часы работы.
- Грамотным – ни один корректор не исправит огромное количество ошибок.
- Усидчивым – возникшие идеи нужно уметь красиво преподносить. Для этого придется провести много часов за компьютером.
- Образованным — многие авторы ведут дневники, в которые вписывают красивые речи, сенсации, сценки и т. д. Этот материал им потребуется для работы.
- Уметь высказывать свои мысли, чувства, настроение.
Писателем может стать человек, у которого есть талант. Соответствующие навыки можно развить, чувство стиля — привить. Однако, обучить человека красиво переносить идею из головы на бумагу очень тяжело. Но возможно.
Можно ли на этом заработать
Обычно издатели платят 10% от стоимости экземпляра, а розница делает 100% наценку. Автор получает примерно 5% от стоимости книги на полке. Начинающие писатели публикуют произведения в количестве 2-4 тыс. экз. Если гонорар за единицу составляет 10 руб., то с такого количества можно получить 40 тыс. рублей.
Продавать книги можно и через интернет, самостоятельно устанавливая цену. Вся полученная прибыль будет полностью принадлежать автору. Тираж будет зависеть от популярности труда.
С чего начать карьеру писателя
Писательское дело, как любой вид искусства, строится на четких правилах. Чтобы стать писателем и зарабатывать на жизнь этим занятием, придется загонять себя в рамки сроков и тематик. Но сначала нужно проделать большую работу.
1. Выбрать жанр и свой стиль
Правильно выбранный жанр – это стопроцентное попадание в целевую аудиторию. Многие авторы считают, что сужение работы до одного жанра лишит их потенциальных читателей. Этот тезис не относится к начинающим авторам. Если последний не хочет определить жанр, то он сбивает с толку потенциального читателя, то есть покупателя. Читатель хочет приобрести определенный товар. Если за считанные секунды автор не может объяснить, какую книгу он создал, то читатель уйдет без покупки.
2. Сделать не меньше 10 попыток
Как начинающие, так и успешные писатели часто сталкиваются с проблемой сохранения своего «уникального» взгляда на мир. Прежде чем достичь писательского Олимпа, нужно изучить то, что уже выбрало человечество. Тогда взгляд автора станет по-настоящему оригинальным. В попытках игнорировать культуру человечества писатель рискует остаться со своим видением наедине.
Нужно постоянно писать. Много и обо всем, стараться подбирать правильные слова. Пытаться сохранить свежий взгляд на литературу. Лучше всего это сделать, используя остроумие. Чтобы не потеряться на полпути, нужно верить в себя и свои силы, писать максимально искренне и хорошо.
3. Проанализировать результат
Старайтесь сохранить свежий взгляд на литературу. От этого будет зависеть то, захочет ли читатель изучить вашу книгу и рассказать о ней окружающим. Для этого нужно сравнить свою работу с сочинением известного автора. Этот ход хорошо зарекомендовал себя в общении с редактором. Если человек при первой встречи говорит, что пишет в духе Салтыкова-Щедрина, то издателям становится понятно, что перед ними автор, который стремится создать художественно-политическую сатиру. Поиск икон стиля важен не только для сравнения, но и для дальнейшего обучения.
4. Выслушать мнение окружающих
Предоставьте свое произведение на изучение не только редактору, но и близким. Если они высказывают конструктивную критику. То к ней следует прислушаться. Если только вы не связались со всезнающим «хайтером». Нужно уметь отличать мнение дилетантов, от людей с профессиональным и жизненным опытом и прислушиваться к последнему. Затем проводить работу над ошибками, то есть над редактированием стиля и доступностью изложения.
Советы редактора очень полезны. Чаще всего он получает сырое произведение с большим количеством погрешностей. Его задача — исправить недостатки и создать стилистически грамотный и легкий текст. Иногда он бывает достаточно резким и жестким. Потому что во многом от результатов его работы зависит конечный успех книги.
5. Прислушаться к себе – это ваше или нет
Успех сочинения зависит от умения автора перенести читателя в центр событий. Людям все равно на пережитые вами в детстве трудности. Если вы сможете сделать так, чтобы читатель проникся происходящим, извлек урок, то книга будет удачной. Другой вопрос, сможете ли вы это доступно осуществить, как автор. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.
6. Продолжать писать, не смотря ни на что
Популярность — это результат кропотливой работы над ошибками. Стать писателем очень тяжело. Не все зависит от трудолюбия и “тренировок”. Можно хоть по 6 часов просиживать с ноутбуком и диктофон, но в результате получать унылое произведение. Не всегда желание писать совпадает с талантом человека. Если прикладывать усилия, совершенствовать навыки, много читать, еще больше писать и пробовать себя в разных стилях, то шанс достичь успеха значительно увеличивается.
7. Придумать себе псевдоним
Автора с красивым именем проще запомнить. Как придумать псевдоним:
- Определить, какую часть имени хотите оставить, например, вместо Александр – Сан.
- Выбрать имя, сочетающееся с жанром. Автору в стиле фантастике больше подойдут инициалы, а создателю литературных произведений — «мягкие» имена, которые будут красиво звучать.
- Придумайте несколько красивых псевдонимов и дайте себе время на изучение каждого из них.
- Выбирайте тот, который понравился больше всего.
8. Попробовать опубликовать свои творения
Публикация книги стоит много денег. Даже после прохождения жесткого отбора произведений и корректировки стиля, гарантию окупаемости затрат никто предоставить не может. К тому же произведения новичков публикуются в маленьком тираже.
Поэтому редакторы советуют начинать с социальных сетей и специальных онлайн платформ. Электронная публикация избавляет автора от нескольких степеней преткновения: он может сам выйти на свой круг читателей и протестировать различные литературные произведения. Джоан Роулинг получила 8 отказов, прежде чем издать рукопись о Гарри Поттере, а произведение Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого» австрийское издательство нашло на форуме фанфиков.
9. Провести литературный вечер своих трудов
Еще один способ найти своего читателя и прислушаться к мнению критиков — поучаствовать в литературном вечере произведений. Вначале стоит посетить мероприятие известного автора, познакомиться с «литературной элитой», прислушаться к актуальным темам. Вечер проходит по двум сценариям: либо поклонники читают любимые произведения автора, либо сам «кумир» зачитывает новые произведения. Практикуются также встречи, на которых выступают авторы, пишущие в разных направлениях. Начинающие творцы на таких мероприятиях делятся своими набросками и выслушивают мнение профессионалов, в том числе литературных критиков.
Советы начинающим писателям от мировых гуру
Чтобы стать писателем, нужен большой талант и самодисциплина. Необходимо четко понимать, какую прозу вы хотите получить, иметь пример перед глазами и следовать ему.
Самое трудное для писателя — это довести работу до конца. Это не получится сделать без терпения.
Все действительно хорошие книги поражают своей правдоподобностью. Читатель будто сам переживает все события и эмоции. Только хороший писатель может дать все это людям.
Что нужно для того, чтобы стать писателем в наше время
Если вы хотите написать роман в трех частях, но не знаете с чего начать, просто садитесь и начинайте сочинять. Это главный совет, который можно дать новичку. Сюда относится не только создание произведений, но и ведение дневников, блогов, писем близким и т. д.
- Не обязательно описывать события в хронологическом порядке. Писатель — это творец! Сначала можно придумать концовку, а затем саму историю.
- Русский язык очень богат. Старайтесь использовать неожиданные метафоры и сравнения при создании произведений.
- Более трех персонажей держать в голове очень тяжело. Поэтому лучше создать краткое описание каждому из них. Имена следует подбирать отличные друг от друга, но в тоже время характеризующие героев.
- Произведения с неожиданными концовками сильно врезаются в память и вызывают массу эмоций.
- Оконченную работу следует дать кому-нибудь почитать. Если нет возможности воспользоваться услугами корректоров, лучше отдать произведение друзьям и знакомым, но сделать это анонимно, чтобы получить объективную оценку.
Вот как Стивен Кинг создает свои произведения. Автору нужно иметь два экземпляра своего произведения: черновой и чистовой вариант. Первый должен быть создан без чьей-либо помощи за закрытой дверью. Чтобы все выраженные мысли преобразовать в произведение, потребуется время. На тот период писатель советует полностью сменить вид деятельности или уехать отдохнуть. Книга должна отлежаться минимум шесть недель в закрытом ящике.
По истечению указанного времени проводятся первые корректировки текста: исправляются все опечатки и несоответствия. Главная цель повторного прочтения произведения – понять, связан ли текст полностью.
Формула второго экземпляра рукописи = Первый вариант — 10%.
Только после достижения этой пропорции книга попадает на стол к корректору.
Как быстро захотеть писать, если муза вас покинула
Любого может покинуть вдохновение.
Как быть в таком случае:
- Вас тревожит какой-то животрепещущий вопрос? Постарайтесь разобраться в нем сами и помогите сделать это окружающим.
- Стивен Кинг рекомендует писать для одного идеального читателя. Ведь не случайно книги, дошедшие до нас с древних времен, являются письмом к одному человеку («К самому себе» М. Аврелий).
- Плохих набросков не бывает. Задача писателя — хорошо отполировать текст. Исходник может быть какой угодно.
- Доверяйте интуиции. Вдохновение может наступить в любой момент. Постарайтесь ухватиться за него и использовать по максимуму, а затем уже работать с результатом. Еще один нюанс: вдохновение приходит во время работы.
- Работайте на все 110%. Пишите о том, что интересует лично вас. Тогда и другие люди найдут в написаном что-то знакомое.
Все время развивай свой литературный талант
Работа автора – не создавать идеи, а узнавать их. Не существует Хранилища Идей или Острова Бестселлеров. Хорошие идеи буквально приходят из ниоткуда. Задача автора – узнать их.
Когда поэт пишет, он создает сочинение для самого себя, когда его корректирует – для читателей. В этот момент важно убрать все лишнее. Тогда произведение станет интересным для других читателей.
Писатель должен развивать свой словарный запас. Но путем чтения. Орфографический словарь лучше положить на полку с инструментами. Стивен Кинг считает, что любое произведение можно испортить, если добавить в него кучу длинных слов. Автору следует излагать мысли быстро и прямо.
Хорошее описание – залог успеха. Это приобретенный навык, которому можно обучится только, если много читать и писать. Описание — это визуализация объекта, героев, предметов, которое начинается со слов автора и должно заканчиваться в воображении читателя.
Как стать хорошим детским писателем
Создание книг для детей — это модное, но сложное занятие. Восприятие ребенка не такое, как у взрослого. Им нужны не модные, а интересные книги.
Поэт детских книг несёт большую ответственность. В них не должно быть насилия, жестокости, издевательств. Детская психика еще не сформирована, потому им тяжело понять иронию и сарказм. Детский автор должен четко знать аудиторию. Чем она младше, тем проще должны быть рассказы и ярче персонажи. Малыши хорошо воспринимают сказки, а более взрослые детки — замысловатые истории.
Хочу стать известным писателем, как этого достичь
- Убедитесь, что вы действительно хотите стать писателем и готовы работать в этом направлении. Без уверенности в своих силах продвигаться дальше будет очень тяжело.
- Как можно больше читайте. Чередуйте краткие рассказы с серьезными шедеврами. Это значительно расширит словарный запас.
- Напишите за 10 дней рассказ, размером в 10 страниц. Используйте полностью свою фантазию.
- Заведите дневник для будущего «бестселлера» и ежедневно заполняйте в нем одну страницу. Не важно, будет ли это художественное или документальное направление. Дневник нужен для оттачивания мастерства.
- Предоставляете свои творения широкой публике. Начать продвижение книги можно самостоятельно, через интернет.
- Прислушивайтесь к конструктивной критике. Запишите себе краткие тезисы и оставьте их на видном месте.
- Старайтесь создать реальных героев и полюбить свои персонажи.
- Пишите обо всем, что вас интересует!
Источник
Нужно ли писателю литературное образование?
Сразу скажу: да, нужно.
Посмотрела писательские биографии. Большинство известных, значимых современных писателей имеют профильное образование. Они окончили Литинститут, филфаки и журфаки университетов, сценарный факультет ВГИКа. Среди них Довлатов, Веллер, Токарева, Пелевин, Прилепин, Быков, Толстая, Акунин… Список можно продолжить.
Лишь малая часть известных авторов не имеет литературного образования.
Сейчас книжный рынок изобилует творениями, написанными непрофессионалами. Когда начинаешь читать эти произведения, то любительский уровень сразу бросается в глаза. Да, порой эти книги написаны достаточно увлекательно, но все же в них нет той шлифовки, которая делает текст по-настоящему мастерским, профессиональным. В этих книгах — посредственный стиль, язык, сюжеты построены по-любительски и т. д.
Конечно, бывает, что человек и без литературного образования становится большим писателем. Например, Шукшин (окончил режиссерский фак-т ВГИКа).
Улицкая и Рубина тоже имеют за плечами другие вузы: Улицкая — биофак, Рубина — консерваторию. Но эти писатели являются исключением, а оно, как известно, подтверждает правило.
Согласитесь, любым делом должен заниматься мастер. Мастерство и профессионализм всегда видны, так же, как их отсутствие.
Раньше чтобы научиться делать табуретки, скрипки, писать картины, молодых людей отдавали в обучение к Мастеру. А сейчас? Все, кто окончили школу и научились стучать по клавиатуре, считают, что этого достаточно, чтобы заняться писательским трудом.
Если человек не имеет корочек Литинститута или филфака, то пусть хотя бы окончит литературные курсы или обучается в творческих объединениях, читает книги по профессии, набирается мастерства в избранном деле.
Конечно, самообразование не дает гарантии, что человек сможет написать талантливую книгу. Но хотя бы школу-то оно дает!
Предваряя вопросы, скажу, что хотя я пишу нон-фикшн, перечитала массу книг и статей по литературному мастерству. Читала даже то, что относится к созданию художественных произведений. Мне это было очень интересно!
В последнее время книгоиздание пожинает плоды непритязательного отбора рукописей.
Приведу пример из другой отрасли, из начала 90-х. Тогда развелось множество мелких швейных фирмочек, которые шили куртки, ветровки, кожаные пальто и пр., и торговали этим на рынках. Вещи были доморощенными, на уровне кружка домоводства. Но пипл хавал! Тогда, в начале 90-х, пипл хавал все, потому что он слаще морковки ничего не ел 🙂
Но сейчас ситуация изменилась, покупатели стали гораздо требовательнее. Маленькие фирмочки, строчившие самопал, не выдержали конкуренции и канули в Лету. Остались лишь те, в которых работали профессионалы. Эти фирмы укрупнились, выросли, стали производить товар достойного качества.
Почему-то в книжном бизнесе этот процесс идет с большим опозданием. Но сейчас всем его участникам стало ясно, что пора прекратить выпускать самопал. А значит, надо ужесточить требования к качеству выпускаемой продукции. Следовательно, и к приему рукописей.
Любым делом должны заниматься профи. Если у писателя нет корочек Литинститута, то ему необходимо хотя бы солидное, основательное литературное самообразование, надеюсь, вы с этим согласны?
____________________________
АПДЕЙТ.
ЛЖ-Таймс поместил у себя ссылку на этот пост, посчитав его интересным для пользователей ЖЖ.
К сожалению, слава не всегда приносит радость 🙂 После этого в пост прибежали люди, далекие от темы, которые восприняли пост как площадку для флуда и троллинга.
Поэтому прошу участников сообщества «Без_Воды» принять это во внимание, не удивляться присутствию троллей и воздержаться от ненужных дебатов.
Источник
Зачем писателю литературное образование
Ищем ответы на вопросы: нужно ли писателю «литературное» образование? Чем оно помогает начинающему автору? Способен ли одаренный литератор обойтись без профильного обучения? Дополнительный бонус: список российских писателей с литературным образованием.
Дискуссии на тему необходимости профильного образования для писателей не смолкают в сети, а число учебных литературных программ год от года увеличивается. Мы решили попытаться ответить на вопрос, как стать писателем проще: с образованием или без него.
Образовательные противоречия
Нужно ли образование медику или юристу, инженеру или педагогу? Конечно, нужно, отвечаем мы, не задумываясь. Но литература – дело другое, тут же делают поправку те, кто признает неоспоримость идеи высшего образования для хирурга. Ведь литература связана с таким явлением, как талант, а он, по заверению Анны Андреевны Ахматовой, подобно бородавке, где хочет, там и сядет. И подчас он достается человеку, лишенному академического образования.
Здесь обычно принято вспоминать Джека Лондона, Рэя Брэдбери, Льва Толстого, Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Ивана Бунина и Михаила Шолохова,. Двое последних – нобелевские лауреаты.
Однако вряд ли у кого-то повернется язык назвать Льва Толстого, фронтмена интеллектуальной элиты России последней трети 19 века, необразованным. Или, может, кто-то усомнится в глубине знаний Джека Лондона, который, осознавая необходимость систематического получения знаний, поступил в Калифорнийский университет, но вынужден был его оставить из-за отсутствия денег на оплату учебы?
Что касается Сергея Есенина, то его образовательный путь в ранние годы был определен особенностями его незнатного происхождением: в 1904 году пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого начал учёбу в церковно-приходской, второклассной учительской школе. А когда Есенин приехал в Москву, он поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского.
А Владимир Высоцкий окончил Школу-студию МХАТ и получил диплом с квалификацией «актёр драмы и кино».
Филологического образования ни у одного из этих гениев от литературы нет, что позволяет противникам литературного образования ополчаться против систематизированного вузовского обучения для людей, наделенных литературным талантом.
Романтическая традиция
Кто такой поэт (и писатель в широком смысле) в понимании большинства? По русской традиции, унаследованной от западноевропейских романтиков — это провозвестник высшей воли, который творит в состоянии вдохновения. Поэт — это пророк, прозревающий истину. Акт поэтического творчества сродни религиозному. Таким содержанием литературное творчество наделили романтики 18 века. Их концепция избранности поэта прижилась. А ведь если ты избранник, способный творить во время приливов мистического озарения, и твоим голосом говорит Всевышний, о каком обучении может идти речь. Наоборот — это поэт должен учить толпу. «Поэты — непризнанные законодатели мира», утверждал один из классиков британского романтизма Перси Биши Шелли.
Так романтики разобрались с предшествующей моделью восприятия литературы как явления, так сказать, технологичного. Ведь классицизм считал, что поэт обязан учиться, постоянно совершенствоваться, работать над собой и своими произведениями. Процесс обучения был естественным процессом для классицистической литературной школы. Но про это успешно забыли. А вот романтическая концепция осталась. Именно с ее отголосками мы имеет дело сегодня, когда заводим спор, нужно ли писателю литературное образование.
Вместо домашнего дворянского воспитания
Ссылаясь на Пушкина, Толстого и Бунина, не обладавших образованием в области словесности, важно помнить, что это были люди дворянского происхождения, с детства впитывавшие все проявления высокой дворянской культуры. Писатели дворянской эпохи еще в нежном возрасте могли бы составить мощную конкуренцию нынешним выпускникам гуманитарных вузов.
С детства они учились говорить на французском языке как на родном, осваивали дополнительный язык, чаще всего английский, на котором тоже могли свободно изъясняться и читать. Многие изучали основы латыни и древнегреческого. Читали Аристотеля – первого теоретика литературного мастерства, античную литературу. Их общий культурный уровень был гораздо выше, чем у среднестатистического выпускника современного вуза.
То есть то, что сегодня студенты изучают в университетах, писатели-дворяне получали автоматически, в фоновом режиме – транслирующиеся окружением знания и высокая культура были частью их повседневной жизни.
А еще не стоит забывать об эпистолярной практике. Письменная речь отличалась от повседневной разговорной, и умение составлять грамотные, эффектные письма было обязательным для дворянина условием успешного существования. Письма писали не только по долгу службы или амурным делам, но и по вполне будничным поводам, например, письма приказчику, управляющему, портному, ростовщику, стряпчему, гувернеру, другу, в конце концов. Не всегда это были долгие обстоятельные письма, часто их заменяли лаконичные записки, но переписка по сравнению с сегодняшним днем была довольно обширной. И эти эпистолярные упражнения сами по себе были литературным тренажером. А современному автору подчас приходится начинать с того, чтобы просто научиться грамотно излагать свои мысли.
Без диплома
Рэй Брэдбери в книге «Дзен в искусстве написания книг» утверждает, что его литературный успех отчасти зависит от череды случайностей, произошедших с ним, потому что его в верную сторону направил литературный агент, а именно настоял на его поездке в Нью-Йорк к более крупному литагенту. Так и для любого начинающего автора пребывание в кругу людей, близких его увлечению, может оказать практическую пользу. А таких людей можно встретить на специализированном учебном курсе для писателей.
Да, некоторые писатели мощного таланта смогут проложить себе дорогу в большую литературу и без профильного образования. Но есть такие, кто нуждается в поддержке.
Начинающий автор бывает дезориентирован и подчас сбит с толку, усугубляется его положение общественным неодобрением, довольно снисходительным отношением к писательству со стороны прагматичного окружения.
Такому человеку бывает просто необходимо оказаться среди людей, близких по духу, разделяющих те же интересы и терзающихся теми же вопросами, что и он сам.
Речь не идет о вмешательстве в методы работы, стилистику автора и прочие особенности, составляющие уникальность его текстов, хотя некоторые нуждаются и в этом. Речь про глобальное гуманитарное образование, про изучение теории и истории мировых литератур, стилистики, культурологии и т.д… Про погружении в профессиональную среду еще на этапе обучения.
Польза литературных знаний
Учебная «литературная» программа дает систематизированные знания по истории и теории литературы, активно исследует творческие методы мэтров, признанных профессиональных писателей то есть обеспечивает (во всяком случае, когда речь идет о серьезных вузах и добросовестных организаторах) исчерпывающие знания о литературе, знания, которых не дает средняя школа.
Да, сегодня этими «профильными» знаниями можно овладеть самостоятельно, даже не выходя из дома. Но это обстоятельство не умаляет ценности образовательной программы для начинающих авторов.
Ведь не выступаем же мы с инициативой закрыть программы высшего образования для IT-специалистов по той причине, что сегодня все знания, необходимые им для освоения профессии, можно получить самостоятельно, не посещая вузовскую аудиторию. Или на том основании, что Стив Джобс не имел профильного вузовского образования. Но по какой-то причине к литературе предъявляются другие требования.
А тем временем высшее образование залатывает дыры незнания, и ополчаться на него за тот факт, что многие талантливые литераторы не имели диплома, согласитесь, неразумно. Да, диплом не делает из выпускника писателя, равно как и членский билет Союза писателей. Не все выпускники филологических факультетов и программ creativewritingстанут писателями, не все наделены нужными способностями, не все обладают необходимой хваткой, упорством, целеустремлённостью. Да и талантом.
Но авторам, у которых есть все, чтобы стать профессионалом, профильное образование не повредит. Одно только знакомство с историей мировой литературы может стать мощным подспорьем в литературной работе.
Но справедливости ради скажем: эрудированный человек, наделенный мощным талантом, обладающий жаждой знаний, умеющий устанавливать полезные контакты и эффектно презентовать себя, при удачном стечении обстоятельств может обойтись без окружения единомышленников, равно как и без диплома.
Писатели-филологи: российские писатели с «литературным» образованием
Александр Грибоедов автор комедии «Горе от ума» за два с половиной года окончил словесное отделение философского факультета Московского университета.
Иван Тургенев В 1833 поступил в Московский университет, через год перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил кандидатом в 1837).
Иван Гончаров окончил словесное отделение Московского университета, где учился с 1831 по 1834.
Фёдор Тютчев с 1817 года в качествевольнослушателя начал посещать лекции на словесном отделении в Императорском Московском университете.
Афанасий Фет в 1844 г. окончил историко-филологическое (словесное) отделение философского факультетаМосковского университета.
Александр Блок в 1906 г. окончил славяно-русское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета.
Иннокентий Анненский окончил историко-филологический факультет Петербургского Университета в 1879 году, читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах, занимался греческими трагиками, перевел всего Еврипида.
Владимир Набоков учился в Тенешевском училище, после отъезда из России получил образование в Кембриджском университете (Тринити-колледж). Преподавал русскую и мировую литературу в колледже Уэллсли и Корнеллском университете, в Гарварде.
Николай Заболоцкий окончил отделение языка и литературы Пединститута имени Герцена (РГПУ им. Герцена) в 1925 г.
Виктор Пелевин учился в Литературном институте им. М.Горького (правда, обучение завершить ему не удалось: студента отчислили из института с формулировкой «за отрыв от института»).
Борис Окуджава окончил филологический факультет Тбилисского университета.
Сергей Довлатов в 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года.
Вениамин Каверин окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924).
Ирина Токмакова в 1953 году окончила филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре по общему и сравнительному языкознанию.
Захар Прилепин окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Школу публичной политики.
Евгений Водолазкин окончил КГУ им. Т.Г.Шевченко, поступил в аспирантуру Института русской литературы (Пушкинский Дом), в отдел древнерусской литературы, возглавляемый академиком Д. С. Лихачёвым. После защиты диссертации работает там же. Доктор филологических наук.
Майя Кучерская окончила филологическое отделение МГУ, училась на отделении славянских языков и литературы Калифорнийского факультета в Лос-Анжелесе, Кандидат филологических Профессор факультета филологии НИУ ВШЭ.
Андрей Аствацатуров окончил отделение английской филологии Ленинградского государственного университета им. Жданова (СПбГУ), доцент кафедры Истории зарубежных литератур СПбГУ, и. о. заведующего кафедрой междисциплинарных исследований в области языков и литературы Факультета свободных искусств и наук СПбГ, кандидат филологических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга.
И это только российские писатели. При этом список, скорее всего, неполный. А сколько европейских и американских авторов со степенями – вспомнить хотя бы Джона Рональда Толкина, Клайва С. Льюиса и Джоан Роулинг. При этом многие из современных писателей ведут литературные курсы, признавая тем самым, во-первых, ценность профильного знания, а во-вторых, заполняя определённый пробел в структуре высшего «литературного» образования.
P.S. Мы будем благодарны, если вы поможете дополнить перечень российских писателей с «литературным» образованием.
Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!
Источник