Можно ли быть отличником

Содержание статьи

Почему не нужно быть отличником в школе?

Вы когда-нибудь слышали про синдром отличника? В двух словах, это заниженная самооценка + зависимость от чужого мнения + боязнь делать ошибки + гора комплексов, которые даром никому не нужны.

1. Неправильные приоритеты: оценка, а не знание

От ребенка требуют хороших отметок — он работает на отметки, а НЕ НА ЗНАНИЯ. Вызубрить можно все, что угодно, но надолго ли эта информация задержатся в голове? Отвечать не нужно. Вопрос риторический. Давайте, не будем лукавить, образование — это не то, что мы получаем в школе, а то, что остается в голове после школы.

Поэтому так важно помочь ребенку правильно расставить приоритеты. Пусть учителя ставят какие угодно оценки, лишь бы школьник понимал, что оценки — это всего лишь цифры в дневнике, а знания — это то, что ему действительно пригодится в жизни.

2. Хорошие оценки — не гарант успешной жизни

Значимость «пятерок» любят преувеличивать. Все мы вышли из оценочной системы и попали под ее влияние. Нам внушают, что «пятерки» гарантируют высокооплачиваемую работу и, как следствие, успех в жизни. А потом мы вырастаем и понимаем, что все работает не так.

Отличник вырастет, получит красный диплом и пойдет подметать дворы, а двоечник устроит свою жизнь так, что обзавидуешься. Загуглите, например, «богатые неучи» и увидите список, а там все знакомые имена: Билл Гейтс, Генри Форд, Марк Цукерберг, Стив Джобс и много еще кого.

3. Страх совершить ошибку

Отличник уверен, что у него нет «права на ошибку». Этого права его лишили родители и учителя. Любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как катастрофа вселенского масштаба. Поэтому школьник с синдромом отличника (а впоследствии и взрослый человек) предпочтет либо идеально выполнить задачу, либо не выполнять ее вообще.

Но именно ошибки двигают нас вперед. С ними легче освоить новые знания, новые профессии, не бояться важных в жизни решений, перестать сомневаться в себе и с головой уйти в любимое дело. «Ошибки — это опыт — подаренный нам судьбой», помните?

4. Неумение принимать критику

К боязни ошибок добавляем неумение принимать критику и работать над собой. Если работа сделана идеально, исправлять попросту нечего. К этому быстро привыкаешь. А как только дело доходит до конструктивной критики, мы слышим лишь придирки.

5. Неподготовленность к жизни

Отличникам почти всегда создают тепличные условия для жизни: родители пожертвуют всем, лишь бы ребенок учился. И ребенок в комфортных условиях делает все, что от него требуют неугомонные родители. А потом наш ударник попадает в суровую действительность, и комфортных условий уже нет. Не привыкший проигрывать, он тут же впадает в депрессию и занимается самоедством и самобичеванием. В то время троечник посмеется над проигрышем и продолжит жить и работать над собой дальше.

6. Хорошо учиться — вредно для здоровья

Отличники, как правило, это не те люди, которые «схватывают все на лету». Они, скорее, привыкли брать усидчивостью и трудолюбием. Это хорошие качества, но пользоваться ими надо грамотно. Не нужно зубрить все, что задают в школе, жертвуя прогулками на свежем воздухе, режимом дня и, не дай бог, едой и сном. Такие подвиги никому не нужны. Учителя часто задают слишком много только для того, чтобы внушить ученикам СОБСТВЕННУЮ ВАЖНОСТЬ и ВАЖНОСТЬ ПРЕДМЕТА. Это не всегда так, но, признайтесь, у вас тоже было такое ощущение? Мораль: учеба не должна отнимать все время, помимо нее есть много других важных дел.

7. Место для ваших минусов

Ребенок, который много учится, жертвует новыми знакомствами. У него неоправданно завышенные требования к себе. Он зациклен на результате, а не на процессе. Ориентирован на формальные показатели, а не содержательные. Минусов, на самом деле столько, что статья может стать бесконечной.

Если вы знаете, почему ругать ребенка за оценки — это вредно, пишите в комментариях. Если их накопится много, мы напишем продолжение этой статьи. Нам важно получать от вас обратную связь.

Понравилась статья? Тогда смелее ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал Robby Fox в ЯндексДзен. Этим вы нас поддержите и вдохновите на новые интересны материалы.

Подробнее о Robby Fox на сайте, а также в Instagram.

Возможно, вам также понравятся статьи:

Перестаньте говорить ЭТО ребенку!

Что случится, если перестать покупать детям игрушки?

Как распугать детские кошмары?

Источник

Требуете от ребенка отличной учебы? А можете получить «синдром отличника»

Нужно ли ребёнку быть отличником? Всегда ли это хорошо? Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.

Считается, что быть отличником — это хорошо. Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь.

Комплекс отличника

Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:

  • Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально.
  • Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать.
  • Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию.
  • Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
  • Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние.
  • Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».
  • Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание.
Читайте также:  Можно ли быть ветераном труда если отличник советской армии

Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.

Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.

Отличник в школе

В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.

Отличники бывают трех типов:

1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

2. Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.

3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.

Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он — пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.

Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.

Как статус отличника перерастает в синдром

Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение — каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки — гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника — ничего не значит, а получить более низкую оценку — позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:

— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;

— родители ищут причины в отсутствии старания;

— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.

Получается, что отличник — это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.

Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.

Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.

Отличник в жизни

Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем:

  • В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии.
  • В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью. Они плохо переносят критику, чужие успехи, игнорирование. Их ставят в пример сотрудникам, а сами коллеги не одобряют подобных рвений. Отсутствие постоянного одобрения тяжело переживается.
  • В воспитании детей. Родители с комплексом отличника очень требовательны к собственным детям. Они прикладывают массу усилий, чтобы добиться от детей высоких результатов и очень переживают, если дети их разочаровывают. Дети с сильной психикой могут выражать протесты, а слабые дети приобретают психологические проблемы, включая синдром отличника.
  • В общении с людьми. Перфекционисты редко имеют друзей. Они критикуют тех, кто не соответствует идеалу, и конкурируют с равными себе. При этом им требуется постоянное признание, и они не приемлют отрицательных отзывов.

Как видим, комплекс отличника не приносит счастья.

Как помочь ребенку-отличнику

Чтобы стремление к отличной учебе не переросло в синдром отличника, помогите своему ребенку:

Читайте также:  Можно ли есть сладости при сахарном диабете 2 типа

1. Поощряйте успехи.

2. Не ругайте детей за ошибки, а учите их исправлять.

3. Не требуйте от ребенка невозможного. Ставьте посильные задачи.

4. Учите детей ценить в людях человеческие качества.

5. Не проецируйте школьную успеваемость на личностные отношения в семье. Любовь к ребенку не должна зависеть от отметок.

6. Берегите здоровье своих детей, не перегружайте его дополнительными занятиями.

И, главное, самое важное на свете — это сам ребенок. Личность ребенка нельзя оценить по пятибалльной системе — она бесценна.

Источник

Почему быть отличником вредно?

В школе учителя твердят о важности пятерок, в университете преподаватели убеждают, что красный диплом — главное, а родители требуют безукоризненной учебы. При этом, согласно исследованиям, между исключительной успеваемостью и будущим успехом нет четкой связи. О том, почему нет смысла стремиться к одним пятеркам, — в материале «Учёбы.ру».

Фото: Araí Moleri Riva-Zucchelli / Flickr / CC BY 2.0

Никто не спросит про оценки

Что бы ни твердили педагоги, в будущем ни один работодатель не поинтересуется, была ли у вас пятерка по химии в школе или насколько хорошо вы сдали древнерусскую литературу в университете. Никому не важны формальности: ценятся реальные знания (которые, если понадобится, у вас проверят с помощью вопросов или тестового задания) и опыт работы по специальности.

В жизни совсем немного ситуаций, в которых окажутся важны высокие баллы, и все они связаны исключительно с учебой. Например, чтобы поступить в нужный вуз, вам необходимо будет набрать определенное количество баллов на ЕГЭ. Хорошие оценки в университете дадут возможность получать стипендию и претендовать на определенные бонусы и т. п., но как только вы закончите учебу, оценки перестанут играть какую-либо роль.

Знакомства важнее пятерок

Огромное преимущество, которое дают учебные заведения, — возможность найти единомышленников. Уже в школе, тем более, если вы учитесь в специализированном классе, вы находите людей, близких вам по духу и интересам. В дальнейшем, во время учебы в вузе, знакомства становятся не только приятными, но и полезными. Люди, с которыми вы сидели вместе на парах, спустя несколько лет могут стать видными фигурами в своей области. Если вы поддерживаете контакт с преподавателями, они тоже могут порекомендовать вас своим коллегам или устроить на стажировку.

Отличники, сосредоточенные только на получении оценок, часто лишают себя общения — у них просто не остается на это времени. Пока другие первокурсники отправляются на посвящение или развлекаются, они спешат домой, чтобы подготовить лучший на курсе реферат по непрофильной дисциплине или в третий раз повторить лекцию. В итоге самые способные ученики оказываются в социальном вакууме, не знают, куда идти и кому предлагать свои знания.

В школе слишком серьезное отношение к учебе часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями. Более легкие на подъем одноклассники не понимают их, а иногда и начинают задирать, издеваются, используют только для того, чтобы списать, и забывают сразу после контрольной.

Завышенная планка создает стресс

Пытаясь во всем добиваться идеального результата, школьники и студенты изматывают себя непомерно высокими нагрузками. Чем дальше, тем меньше остается сил, а тревожность только возрастает. К необходимости учиться на отлично примешивается страх подвести родителей и преподавателей, которые ставят учащихся в пример, прочат им великое будущее и всевозможные успехи.

В конечном итоге отличники загоняют себя в угол. С одной стороны, у них нет ресурсов на то, чтобы продолжать учиться в выбранном темпе. С другой, они не могут позволить себе ошибки и неудачи и просиживают за подготовкой заданий еще больше времени.

Такое поведение приводит к нервному истощению и, как ни парадоксально, к отсутствию веры в себя и свой ум. Несмотря на все достижения, отличники начинают считать себя ленивыми и недостаточно сообразительными. Малейшая ошибка воспринимается как катастрофа, что в конечном итоге может привести к депрессии.

«Ненужные» знания все равно исчезнут

Большинство студентов зубрят билеты в ночь перед экзаменом и забывают полученную из них информацию, как только выходят с зачеткой из аудитории. Как правило, отличники готовятся гораздо тщательнее, планомерно изучая все, что рассказывает преподаватель. Знания, полученные таким образом, лучше закрепляются, но и они исчезают, если неинтересны и не используются. Упорные школьники и студенты тратят массу времени на подготовку и заучивание формул или терминов, но в конечном итоге остаются практически в такой же позиции, что и остальные. Более того, действительно значимая для дальнейшей работы информация может затеряться.

Гораздо полезнее оказывается сразу фильтровать получаемые знания, выделять среди них нужные и отсеивать лишнее, и из-за этого часто более успешными становятся «увлеченные троечники» — те, кто тратит время только на любимые предметы.

Нет возможности сосредоточиться на интересах

Отличники должны быть одинаково успешными в самых разных сферах: писать сочинения так же хорошо, как решать задачки по алгебре, а оптику знать не хуже, чем историю династии Романовых. В такой ситуации нет возможности сосредоточиться на том, что на самом деле важно и интересно. Более того, часто отличники не знают, какие у них сильные и слабые стороны, чем им хочется заниматься.

В результате получается, что они знакомы с самыми разными областями, но ни одну не изучают углубленно и ни в чем не становятся настоящими профи. В школе это подчас мешает определиться с выбором вуза даже на уровне направления: как подростку понять, гуманитарий он или технарь, если и там, и там ставят пятерки? А в вузе могут возникнуть сложности со специализацией и дальнейшей работой, когда однокурсники, сосредоточенные на одной теме, окажутся в более выигрышной позиции.

Несмотря на общепринятое мнение, быть круглым отличником не так уж и полезно. Вместо того чтобы во всем стремиться к идеалу, способным ученикам лучше научиться достигать баланса. Стоит решить, какие предметы на самом деле интересны и нужны, и уделять им максимум времени и внимания. Не стоит забывать и про отдых и общение с однокашниками — это бессмысленное на первый взгляд времяпрепровождение может оказаться куда полезнее, чем часы, потраченные на написание идеального реферата «Способы укрыться от ядерного взрыва».

Читайте также:  Можно ли есть орехи при колите кишечника

Источник

Почему вредно быть отличником?

Предисловие

Для того, чтобы меня правильно поняли, нужно внести ясность. В данной статье речь пойдет про обучение в школе в поселке, где население около 5000 человек, и дальнейшее обучение в г.Саратов (околомиллионник).

Путь в отличники

У меня не было шансов быть обычным ребенком и учиться по своим возможностям, потому что папа в школе был отличником, мою семью знают и уважают во всей округе, и нельзя «портить» репутацию. По большей части моя отличная учеба была нужна бабушке, потому что рассказывать об успехах своих детей/внуков любят все, поэтому еще перед первым классом мне была дана установка, что учиться нужно только на «отлично» и никак иначе. В целом, мне это не составляло труда, способности к учебе у меня действительно есть, но именно привычка учиться на «отлично» мне здорово помешала.

Наверное, всех пугали, что если будешь плохо учиться, станешь дворником. В моем случае говорили, что стану парикмахером. Я этого никогда не понимала, и мне даже стыдно было сказать, что я совершенно не против быть парикмахером — профессия очень даже не плохая. Но, по мнению бабушки, я непременно должна была стать или экономистом, или фармацевтом (спойлер: не стала).

Самокопание

Получить оценку ниже ожидаемой — это очередной повод саму себя погнобить, даже если я ответила на «отлично», все равно потом сидишь и думаешь, как можно было лучше сказать, постоянно сравниваешь себя с другими. Кажется, что после такого самоанализа должно наступить улучшение, но что-то пошло не так, и я заработала себе низкую самооценку.

Отличная учеба развила во мне тот самый «синдром отличника», когда панически боишься получить любую оценку, кроме 5. Это очень сильно аукнулось на экзаменах в университете и собеседованиях на работу: я начинаю так сильно нервничать, что меня тошнит, и кишечник передает «Привет!». Ужасно мешает в жизни, но пока перебороть это не получается.

Можно подумать, что меня ругали за другие оценки кроме 5 — нет, синдром развился из-за внушения «а что люди подумают?». У отличника ведь нет права на ошибку: стоит получить 4, не дай Бог 3 и класс разрывается овациями и криками КАААААК? у НЕЕ 3? Не может быть! В такие моменты хочется провалиться сквозь землю. Буллинг в школе же никто не отменял, поэтому одноклассники частенько не давали спокойно жить. Спустя несколько лет после школы одноклассники все-таки стали со мной общаться, потому что поняли, что я «нормальный» человек.

Отличная учеба = отличные знания. НЕТ.

Когда пришло время сдавать ЕГЭ, нужно было выбрать предметы, которые понадобятся для поступления в ВУЗ. Вот тут и начались проблемы.

Во-первых, я не знала, куда поступать, потому что так и не решила, кем хочу быть.

Во-вторых, оказалось, что я одинаково не знаю все предметы, кроме русского языка и биологии.

Гоняясь за отличными оценками, я не смогла понять, что мне нравится, я просто поняла формулу успеха: делай ДЗ, внимательно слушай на уроке, не высовывайся. Как правило, на уроке спрашивают тех, кто мешает его вести, поэтому не привлекай внимания, и никто не узнает, что ты не можешь ответить на вопрос. Выполнение простого алгоритма действий напрочь исключало заинтересованность в предмете. А в старших классах я уже настолько не заморачивалась с устными ДЗ, что читала параграфы на перемене перед уроком. Ведь мой ДОЛГ получить пятерку…

Цена знаниям

После переезда в город, в первый же год учебы в университете я осознала, насколько ничтожны мои знания. Мат.анализ шел со скрипом, хотя я была уверена, что очень хорошо умею считать производные. Школьная физика будто обошла меня стороной, пришлось учить заново. Преподаватель по органической химии говорила, наверное, на эльфийском, потому что ничего не было понятно. Я сделала апгрейд школьному алгоритму и продолжила получать пятерки на радость бабушке.

Большим шоком оказалось то, что ребята, которые были хорошистами в своих школах, стали занимать верхушку рейтинга по успеваемости. У меня есть много знакомых из других ВУЗов, которые в школе учились слабо, а университет закончили с красными дипломами не напрягаясь — просто потому что им было интересно учиться, они специально ничего не зубрили.

А после того, как я сама закончила университет, я поняла, что вообще ничего практического не умею. Нужно искать работу, а мне даже нечем похвалиться в плане навыков. В резюме же не напишешь — умею сдавать экзамены на отлично. Мне даже кажется, что многие идут в магистратуру, аспирантуру и дальше просто из-за того, что они только и умеют — учиться.

Итог

Практически впустую потраченное время на учебу в школе и университете в погоне за отличными оценками, а не за знаниями. Я не считаю, что ребенка не надо заставлять учиться, наоборот, делать это необходимо, но ставить планку получать только «отлично» — бред, который еще и травмирует.

Часто слышу отговорки, что оценки ничего не значат — в какой-то мере это так, но главное не впадать в крайности.

Важно, чтобы человек понял, что ему интересно, смог выбрать профессию и найти место в жизни, а красные дипломы и аттестаты в конечном итоге послужат только в качестве подставки под ножки стола, чтоб не шатался…Спасибо, что дочитали!

Поделитесь своим мнением на этот счет в комментариях!

Другие статьи

канала Мари Могёт:

Зачем поступать в магистратуру или Кому она нужна?!

Молодежь не хочет на завод! А я пошла, и вот что из этого вышло

Как мы с Kerama-Marazzi плитку делили

Источник