Можно ли быть отличницей и не быть
Содержание статьи
Почему не нужно быть отличником в школе?
Вы когда-нибудь слышали про синдром отличника? В двух словах, это заниженная самооценка + зависимость от чужого мнения + боязнь делать ошибки + гора комплексов, которые даром никому не нужны.
1. Неправильные приоритеты: оценка, а не знание
От ребенка требуют хороших отметок — он работает на отметки, а НЕ НА ЗНАНИЯ. Вызубрить можно все, что угодно, но надолго ли эта информация задержатся в голове? Отвечать не нужно. Вопрос риторический. Давайте, не будем лукавить, образование — это не то, что мы получаем в школе, а то, что остается в голове после школы.
Поэтому так важно помочь ребенку правильно расставить приоритеты. Пусть учителя ставят какие угодно оценки, лишь бы школьник понимал, что оценки — это всего лишь цифры в дневнике, а знания — это то, что ему действительно пригодится в жизни.
2. Хорошие оценки — не гарант успешной жизни
Значимость «пятерок» любят преувеличивать. Все мы вышли из оценочной системы и попали под ее влияние. Нам внушают, что «пятерки» гарантируют высокооплачиваемую работу и, как следствие, успех в жизни. А потом мы вырастаем и понимаем, что все работает не так.
Отличник вырастет, получит красный диплом и пойдет подметать дворы, а двоечник устроит свою жизнь так, что обзавидуешься. Загуглите, например, «богатые неучи» и увидите список, а там все знакомые имена: Билл Гейтс, Генри Форд, Марк Цукерберг, Стив Джобс и много еще кого.
3. Страх совершить ошибку
Отличник уверен, что у него нет «права на ошибку». Этого права его лишили родители и учителя. Любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как катастрофа вселенского масштаба. Поэтому школьник с синдромом отличника (а впоследствии и взрослый человек) предпочтет либо идеально выполнить задачу, либо не выполнять ее вообще.
Но именно ошибки двигают нас вперед. С ними легче освоить новые знания, новые профессии, не бояться важных в жизни решений, перестать сомневаться в себе и с головой уйти в любимое дело. «Ошибки — это опыт — подаренный нам судьбой», помните?
4. Неумение принимать критику
К боязни ошибок добавляем неумение принимать критику и работать над собой. Если работа сделана идеально, исправлять попросту нечего. К этому быстро привыкаешь. А как только дело доходит до конструктивной критики, мы слышим лишь придирки.
5. Неподготовленность к жизни
Отличникам почти всегда создают тепличные условия для жизни: родители пожертвуют всем, лишь бы ребенок учился. И ребенок в комфортных условиях делает все, что от него требуют неугомонные родители. А потом наш ударник попадает в суровую действительность, и комфортных условий уже нет. Не привыкший проигрывать, он тут же впадает в депрессию и занимается самоедством и самобичеванием. В то время троечник посмеется над проигрышем и продолжит жить и работать над собой дальше.
6. Хорошо учиться — вредно для здоровья
Отличники, как правило, это не те люди, которые «схватывают все на лету». Они, скорее, привыкли брать усидчивостью и трудолюбием. Это хорошие качества, но пользоваться ими надо грамотно. Не нужно зубрить все, что задают в школе, жертвуя прогулками на свежем воздухе, режимом дня и, не дай бог, едой и сном. Такие подвиги никому не нужны. Учителя часто задают слишком много только для того, чтобы внушить ученикам СОБСТВЕННУЮ ВАЖНОСТЬ и ВАЖНОСТЬ ПРЕДМЕТА. Это не всегда так, но, признайтесь, у вас тоже было такое ощущение? Мораль: учеба не должна отнимать все время, помимо нее есть много других важных дел.
7. Место для ваших минусов
Ребенок, который много учится, жертвует новыми знакомствами. У него неоправданно завышенные требования к себе. Он зациклен на результате, а не на процессе. Ориентирован на формальные показатели, а не содержательные. Минусов, на самом деле столько, что статья может стать бесконечной.
Если вы знаете, почему ругать ребенка за оценки — это вредно, пишите в комментариях. Если их накопится много, мы напишем продолжение этой статьи. Нам важно получать от вас обратную связь.
Понравилась статья? Тогда смелее ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал Robby Fox в ЯндексДзен. Этим вы нас поддержите и вдохновите на новые интересны материалы.
Подробнее о Robby Fox на сайте, а также в Instagram.
Возможно, вам также понравятся статьи:
Перестаньте говорить ЭТО ребенку!
Что случится, если перестать покупать детям игрушки?
Как распугать детские кошмары?
Источник
Почему быть отличником вредно?
В школе учителя твердят о важности пятерок, в университете преподаватели убеждают, что красный диплом — главное, а родители требуют безукоризненной учебы. При этом, согласно исследованиям, между исключительной успеваемостью и будущим успехом нет четкой связи. О том, почему нет смысла стремиться к одним пятеркам, — в материале «Учёбы.ру».
Фото: Araí Moleri Riva-Zucchelli / Flickr / CC BY 2.0
Никто не спросит про оценки
Что бы ни твердили педагоги, в будущем ни один работодатель не поинтересуется, была ли у вас пятерка по химии в школе или насколько хорошо вы сдали древнерусскую литературу в университете. Никому не важны формальности: ценятся реальные знания (которые, если понадобится, у вас проверят с помощью вопросов или тестового задания) и опыт работы по специальности.
В жизни совсем немного ситуаций, в которых окажутся важны высокие баллы, и все они связаны исключительно с учебой. Например, чтобы поступить в нужный вуз, вам необходимо будет набрать определенное количество баллов на ЕГЭ. Хорошие оценки в университете дадут возможность получать стипендию и претендовать на определенные бонусы и т. п., но как только вы закончите учебу, оценки перестанут играть какую-либо роль.
Знакомства важнее пятерок
Огромное преимущество, которое дают учебные заведения, — возможность найти единомышленников. Уже в школе, тем более, если вы учитесь в специализированном классе, вы находите людей, близких вам по духу и интересам. В дальнейшем, во время учебы в вузе, знакомства становятся не только приятными, но и полезными. Люди, с которыми вы сидели вместе на парах, спустя несколько лет могут стать видными фигурами в своей области. Если вы поддерживаете контакт с преподавателями, они тоже могут порекомендовать вас своим коллегам или устроить на стажировку.
Отличники, сосредоточенные только на получении оценок, часто лишают себя общения — у них просто не остается на это времени. Пока другие первокурсники отправляются на посвящение или развлекаются, они спешат домой, чтобы подготовить лучший на курсе реферат по непрофильной дисциплине или в третий раз повторить лекцию. В итоге самые способные ученики оказываются в социальном вакууме, не знают, куда идти и кому предлагать свои знания.
В школе слишком серьезное отношение к учебе часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями. Более легкие на подъем одноклассники не понимают их, а иногда и начинают задирать, издеваются, используют только для того, чтобы списать, и забывают сразу после контрольной.
Завышенная планка создает стресс
Пытаясь во всем добиваться идеального результата, школьники и студенты изматывают себя непомерно высокими нагрузками. Чем дальше, тем меньше остается сил, а тревожность только возрастает. К необходимости учиться на отлично примешивается страх подвести родителей и преподавателей, которые ставят учащихся в пример, прочат им великое будущее и всевозможные успехи.
В конечном итоге отличники загоняют себя в угол. С одной стороны, у них нет ресурсов на то, чтобы продолжать учиться в выбранном темпе. С другой, они не могут позволить себе ошибки и неудачи и просиживают за подготовкой заданий еще больше времени.
Такое поведение приводит к нервному истощению и, как ни парадоксально, к отсутствию веры в себя и свой ум. Несмотря на все достижения, отличники начинают считать себя ленивыми и недостаточно сообразительными. Малейшая ошибка воспринимается как катастрофа, что в конечном итоге может привести к депрессии.
«Ненужные» знания все равно исчезнут
Большинство студентов зубрят билеты в ночь перед экзаменом и забывают полученную из них информацию, как только выходят с зачеткой из аудитории. Как правило, отличники готовятся гораздо тщательнее, планомерно изучая все, что рассказывает преподаватель. Знания, полученные таким образом, лучше закрепляются, но и они исчезают, если неинтересны и не используются. Упорные школьники и студенты тратят массу времени на подготовку и заучивание формул или терминов, но в конечном итоге остаются практически в такой же позиции, что и остальные. Более того, действительно значимая для дальнейшей работы информация может затеряться.
Гораздо полезнее оказывается сразу фильтровать получаемые знания, выделять среди них нужные и отсеивать лишнее, и из-за этого часто более успешными становятся «увлеченные троечники» — те, кто тратит время только на любимые предметы.
Нет возможности сосредоточиться на интересах
Отличники должны быть одинаково успешными в самых разных сферах: писать сочинения так же хорошо, как решать задачки по алгебре, а оптику знать не хуже, чем историю династии Романовых. В такой ситуации нет возможности сосредоточиться на том, что на самом деле важно и интересно. Более того, часто отличники не знают, какие у них сильные и слабые стороны, чем им хочется заниматься.
В результате получается, что они знакомы с самыми разными областями, но ни одну не изучают углубленно и ни в чем не становятся настоящими профи. В школе это подчас мешает определиться с выбором вуза даже на уровне направления: как подростку понять, гуманитарий он или технарь, если и там, и там ставят пятерки? А в вузе могут возникнуть сложности со специализацией и дальнейшей работой, когда однокурсники, сосредоточенные на одной теме, окажутся в более выигрышной позиции.
Несмотря на общепринятое мнение, быть круглым отличником не так уж и полезно. Вместо того чтобы во всем стремиться к идеалу, способным ученикам лучше научиться достигать баланса. Стоит решить, какие предметы на самом деле интересны и нужны, и уделять им максимум времени и внимания. Не стоит забывать и про отдых и общение с однокашниками — это бессмысленное на первый взгляд времяпрепровождение может оказаться куда полезнее, чем часы, потраченные на написание идеального реферата «Способы укрыться от ядерного взрыва».
Источник
Как быть отличником без особых усилий
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Конечно, каждый хочет хорошо учиться и получать пятерки, но многие считают, что хорошая учеба требует существенных усилий. Безусловно, это самый верный путь к успеху, но существуют также приемы, которые помогут вам получать хорошие оценки, прилагая минимальные усилия.
Стратегия в учебе
1
Разработайте стратегию. Позаботьтесь об учебе сейчас, чтобы вам не пришлось выпутываться из неприятностей позже. Старайтесь в первую неделю хорошо проявить себя на всех занятиях и не уделяйте слишком много времени одному предмету (достаточно будет четверок по всем). Затем начните работать над теми предметами, где у вас самые низкие оценки, стараясь довести успеваемость до 95 %. [1]
- Участвуйте во внеклассной деятельности всегда, когда появится такая возможность. Это добавит вам баллов в конце четверти.
2
Выясните, какая в вашей школе система оценок. Узнайте, дают ли дополнительные баллы за внеклассные занятия и кружки. В чем-то оценки — это игра, и чем лучше вы будете знать правила, тем больше у вас будет шансов на успех.
3
Блесните в первую неделю. Первое впечатление очень важно, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у учителей сложилось благоприятное мнение о вас.[2]
- Если в начале года учитель решит, что вы вежливый, порядочный и трудолюбивый человек, он будет более благосклонен к вам, и вам будет проще получать хорошие оценки. Гораздо легче создать хорошее впечатление, чем исправить плохое.
4
Задавайте вопросы и старайтесь отвечать на вопросы учителя. Возможно, вам придется овладеть искусством создавать образ умного и подготовленного ученика. Всегда проще казаться умным и подготовленным, чем быть таким. Попробуйте вспомнить любую информацию, связанную с темой урока. Скорее всего, учитель похвалит вас за то, что вы что-то знаете, а затем даст подсказки относительно вопроса, на который он хочет получить ответ.
- У этого приема два плюса. Во-первых, учитель решит, что вы очень внимательны на уроках, а во-вторых, он подумает, что вы умеете мыслить независимо от других, и вы, скорее всего, будете получать более высокие оценки по контрольным работам.
- Учителя любят учеников, которые включаются в работу в классе, и это нередко позволяет получить более высокий балл.[3] Учитель может завышать и занижать оценки, и хотя обычно оценки не отличаются от заслуженных очень сильно, любые усилия помогут вам.
5
Не бойтесь просить помощи или обращаться за пояснениями. Просите учителя, родителей и одноклассников пояснить вам то, что вы не поняли. Проще задать вопрос, чем найти ответ на него самостоятельно.
- Подходите к учителю до или после уроков. Если учитель предлагает консультации во внеклассное время, соглашайтесь. Даже если вам сложно справиться с материалом, учитель оценит ваши старания и будет склонен ставить вам хорошие оценки.
6
Научитесь узнавать потоковые проверочные работы.[4] Чтобы понять, как все работает, нужно думать, как учитель. Учителя — тоже люди, и они так же заняты за пределами школы, как и вы, если не больше. Помните, что каждую проверочную работу нужно оценить, а поскольку у каждого учителя может быть по сотне учеников, это довольно трудоемкий процесс. Проверить все такие работы тщательно невозможно. Если вы будете следовать рекомендациям, приведенным выше, учитель, скорее всего, не будет вчитываться в вашу работу. Потоковую проверочную работу можно узнать по двум признакам:
- Это тест с вариантами ответов.
- Учитель раздает всем одинаковые варианты и тратит на проверку каждой работы меньше минуты.
7
Наведите порядок в делах и начните грамотно распоряжаться временем. [5] Наведите порядок в голове и в ежедневнике. Не пропускайте крайние сроки сдачи работ, поскольку это чревато снижением оценки. Будет обидно лишиться баллов из-за того, что вы не уследили за сроками.
- Измените подход к потоковым проверочным работам. На выполнение теста должно уйти столько же времени, сколько уйдет у учителя на проверку! Если перед вами статья с вопросами по тексту, ответы чаще всего можно найти в тексте в таком же порядке, в каком расположены вопросы. Прочитайте вопрос и просмотрите текст. Если вам нужно высказать свое мнение, не стоит тратить на это много времени. Напишите что-то, что звучит умно. Многие ученики умеют справляться с такими заданиями, но для некоторых это в новинку. Научившись быстро делать такую работу, вы сможете экономить много времени.
8
Измените почерк.[6] Делать это не обязательно, хотя это и позволит уменьшить нагрузку. Разработайте почерк, который будет читаемым, но при этом быстрым. За почерк оценки не ставят, и на аккуратное написание букв уходит много ценного времени, особенно если перед вами потоковая работа.
- Идеальный почерк позволяет писать быстро, но разборчиво — разработайте стиль письма, с помощью которого вы будете быстро записывать слова на странице, но при этом каждое слово можно будет прочесть без особых усилий. Для этой цели отлично подходят ручки с толщиной линии письма 0,7 мм.
9
Не бойтесь сложных предметов. Если вы научитесь справляться с трудными предметами, все легкие вам будут даваться очень просто.[7]
- Хорошие оценки по сложным предметам будут выгодно смотреться в вашем табеле. Помните, что все методы, описанные в этой статье, работают как со сложными, так и с простыми предметами.
Домашняя работа и письменные задания
1
Не отвлекайтесь на уроках. Даже если вам будет хотеться попереписываться с кем-то или поспать на уроке, особенно если это лекция, не делайте этого. От этого будет двойная польза: во-первых, вам будет проще перечитать информацию дома, чем прочитать ее с нуля; во-вторых, вы сможете с легкостью написать контрольную работу, потому что будете точно знать, какие знания хочет вложить в вас учитель. Важно внимательно слушать на всех уроках.[8]
2
Активно конспектируйте.[9] Обдумывайте то, что говорит учитель, и записывайте мысли своими словами. По возможности используйте мнемонические приемы для запоминания.
3
Делайте домашнюю работу.[10] Скорее всего, получить хорошие оценки за эту работу вам будет проще всего. Это не значит, что нужно сидеть над тетрадями до ночи. Постарайтесь использовать время в конце уроков.
- Беритесь за одно задание за раз. Сначала выполните все самое простое. Затем переходите к заданиям, которые разбиты на отдельные части (как в случае с математикой). На это можно выделить время в конце уроков.
- Избавьтесь от отвлекающих факторов. Если вы не хотите делать домашнюю работу, но вам очень нужно ее сделать, избавьтесь от всего, что может отвлекать ваше внимание. Выключите телевизор, унесите телефон в другую комнату, закройте страницы в социальных сетях, закройтесь в своей комнате.[11]
4
Расставьте приоритеты в соответствии с тем, как ваш учитель ставит оценки. Сначала поработайте над тем, что он будет читать внимательно, и постарайтесь все сделать хорошо, чтобы укрепить доверие учителя. Затем выполните задания, которые учитель будет проверять не так тщательно, и не переживайте из-за качества работы. Важно, чтобы ответ был по теме, казался длинным и подробным. Если на выполнение не очень важных заданий у вас останется мало времени, пробегитесь по ним и постарайтесь сделать все. Учителя любят, когда ученики стараются, и выполнение домашней работы — это самый простой путь к пятеркам и хорошим отношениям с учителем.
5
Знайте, как выполнять письменные задания и писать сочинения. Выделите основные задачи. Прочитайте текст задания. Изучите всю нужную информацию. Набросайте план. Напишите сочинение на черновике. Исправьте ошибки, а затем перепишите на чистовую. Если речь идет о реферате, который нужно сдать в печатном варианте, здесь все проще — просто отредактируйте текст.[12]
- Не стоит тратить слишком много времени на размышления о том, что вы хотите написать. Просто начните писать. Если вам также нужно ответить на какие-то вопросы по теме, сделайте это после написания работы (сочинения или реферата), чтобы сэкономить время. Если работа получится длинной, учитель, скорее всего, дочитает лишь до середины, поэтому у вас есть два варианта. Вы можете написать короткую и очень хорошую письменную работу или длинную, но не очень высокого качества (чем длиннее работа, тем больше допускается ошибок). Опробовав и тот, и другой вариант на практике, вы поймете, как вам удобнее писать те или иные работы, и при этом вы будете тратить гораздо меньше времени.
- Учтите, что не всегда удастся сократить объем письменной работы, особенно если речь идет о сочинении или реферате. К рефератам и сочинениям, как правило, предъявляются определенные требования по объему страниц. Если вы что-либо упустили, когда учитель давал письменное задание, лучше переспросите.
- Чтобы не повторяться, пользуйтесь словарем синонимов и используйте различные конструкции в предложениях.
Подготовка к контрольным работам
1
Переходите к подготовке к контрольной работе лишь после того, как сделаете домашнюю работу. Даже если вы очень переживаете из-за контрольной, подумайте, что важнее.
- Готовьтесь к контрольной работе с помощью домашнего задания. Как правило, ключевые вопросы, которые будут проверяться на контрольной, включены в домашнее задание.
- Проверив домашнюю работу, учитель ставит оценку. Если вы сделаете ее, вы получите хороший балл, если нет — потеряете его. За то, что вы готовились, оценку вам не поставят — оценивается только результат на контрольной работе. Если контрольная будет сложной, вы можете получить плохую оценку, даже если много занимались. В этом случае оценки, полученные по домашним работам, помогут сгладить плохой результат.
2
Занимайтесь регулярно. Не пытайтесь зазубрить огромный объем сразу! Мозг лучше усваивает информацию, если она появляется постепенно. Зубрежка дает кратковременный эффект. Если хотите сохранить информацию в голове на всю четверть, лучше заниматься регулярно.[13]
3
Не хитрите. Тот, кто списывает, многим рискует.[14]
4
Перед контрольной работой расслабьтесь. Поспите, займитесь спортом, послушайте музыку. Успокойтесь. Не стоит трястись от страха перед контрольной — так вы не сможете сконцентрироваться. Даже если вы вообще ничего не учили, не слушали учителя на уроках, у вас, скорее всего, все будет хорошо. Если же вы будете нервничать, вы можете забыть все, что знали, и получить плохую оценку.[15]
5
Во время контрольной работы ешьте мятные леденцы. Мята улучшает память и усиливает способность вспоминать нужную информацию.[16]
Образ жизни победителя
1
Найдите способ мотивировать себя. Займитесь чем-нибудь приятным, если получите хорошую оценку по контрольной работе или сочинению. Если у вас будет мотивация трудиться, вы сможете лучше концентрироваться на учебе.[17]
2
Завтракайте. Сытый ученик — сильный ученик. Употребляйте на завтрак питательную и сбалансированную пищу, тогда вам будет проще сосредоточиваться на уроках.[18]
3
Высыпайтесь.[19] В школьном возрасте всем нам иногда хочется до ночи посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры или поговорить с одноклассником по телефону, однако нехватка сна может сказаться на вашей способности работать эффективно.
4
Примите меры, которые позволят вам избежать пропусков учебы. Вот несколько примеров таких мер:
- при необходимости посещайте терапевта;
- делайте прививки от гриппа;[20]
- заранее продумайте запасные варианты, как добраться до школы, если будете опаздывать.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 362 306 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник