Можно ли быть одновременно православным и буддистом
Содержание статьи
Ответы Mail.ru: А можно быть одновременно буддистом и христианином? Почему?
Александр Ивочкин
Мыслитель
(5917)
10 лет назад
Хм. Давайте подумаем.
Буддизм считает, что личности не существует.
Христианство считает, что личность существует. Более того, само понятие «личности» введено христианством (раньше было понятие персоны — это понятие характеризует взаимодействие человека с остальными — то, как человек виден другим людям и социуму вообще) .
Будда выделили список из 10 вопросов, которые он, Гаутама, запрещает задавать. Т. н. список запрещенных вопросов Будды.
В христианстве эти же самые вопросы входят в список важнейших мировоззренческих вопросов, определяющих сам дух личности.
Цель буддизма — прекращение страданий путем прекращения личности. Прекращение осознания, памяти, оценки ситуации и так далее. Самый совершенный способ самоубийства, просто говоря.
Цель христианства — спасение личности за гробом, избежание вечной смерти.
Буддизм не признаёт личного бога. В буддизме Бога вообще нет. Потому что нирвана и брахма это не Бог. Это некий равнодушный закон растворения.
В христианстве Бог — это Личность, с которой можно иметь общение. Более того, Троица — это любящие Личности, ипостаси.
В буддизме человек подчинен закону кармы. Железному причинно-следственному правилу.
Христиане верят, что человек обладает мистической свободой воли. Т. е. с т. зр. христианства человек может начинать новые состояния Вселенной, не зависящие от её предыдущих состояний.
… и многое другое: места мало.
ПМСМ только человек с раздвоением личности может быть одновременно искренним буддистом и искренним христианином.
P.S. Поражает безапелляционость некоторых высказываний некоторых авторов. Религиозное и мировоззренческое невежество просто ужасает.
Heprura
Мудрец
(12431)
10 лет назад
В 19 веке Рамакришна прошел все религии, они все указывают на Бога, его мнение по этому поводу. А уже вам решать сколько религий вы в себе хотите вместить сразу.
Тапкин*
Просветленный
(27475)
10 лет назад
Христиане ответят что нельзя служить двум господам.
А можно же вообще никому не служить, ведь Иисус призывал к свободе от всего. И Он не виноват, что Его учение извратили и оболгали те кто прикрывается Его именем.
Роман Шинигами
Мыслитель
(6924)
10 лет назад
Ну, если веришь, что:
«Приходит Будда к христианскому богу и говорит:
-Хай чувырло, я тут курнул, по медетировал и придумал классную штуку! Спорим на косяк — ты за 7 дней не создашь такую штуку, шоб как на нее не посмотришь и смешно и грустно, и шоб штырево на ней бесконечное было!
-Ха! Спорим! »
Значит можно)))
Вика
Знаток
(429)
10 лет назад
С точки зрения христианства нельзя, Иисус Христос Наш Бог говорил (дословно не помню), то что на службе у двух Госпосподинов быть нельзя. Одного будешь любить, а другого ненавидеть.
Viktor VP
Гуру
(2674)
10 лет назад
Может такой человек самаритянин?
«До сего дня поступают они по прежним своим обычаям: не боятся Господа и не поступают по уставам и по обрядам, и по закону и по заповедям, которые заповедал Господь сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля» (4Царств 17:34).
Эдери
Просветленный
(26246)
10 лет назад
Можно. Я бы сказала, даже нужно. Ведь был на земле и Будда и Христос. Они оба были учителями, посланниками высших миров. Объедените эти знания, и вы увидети что картина мира расширется, станет более гормоничной.
Игорь Сладков
Мыслитель
(5023)
10 лет назад
А ещё можно быть негром и жить на Чукотке.
А ещё можно есть грибы. Любые!! ! Но некоторые только один раз.
«Летели два комара. Один буддист. Другой христианин. Залетели они в спортзал. Христианин: -Брррр, холодно!! ! А буддист, потирая все шесть лапок: -Ничё!!! Надышим!!! «
Angst
Мудрец
(15531)
10 лет назад
если сильно захотеть можно в космос политеть)
а если серьёзно то во первых в этом нету смысла, эти вещи взаимосключают друг друга, во вторых по многим параметрам они совершено различны, но как я уже сказал при желании всё можно скрестить, но зачем?
вы можете к примеру будучи христианином заниматься медитацией, это полезно, почему бы и нет.
Roman
Мастер
(2039)
10 лет назад
И буддистом и христианином быть нельзя, Александр Ивочкин подробно описал почему. Но можно «придаться ереси» 🙂 т. е. принимать из одного и другого учения какие-либо элементы, идейно-философские или предметно-обрядовые.
У меня вот друг есть, буддо-ницшеанство проповедует :)))))
Источник
Только одно сердце
Можно ли быть одновременно христианином и буддистом? Сергей Худиев продолжает разговор, начатый Валерием Панюшкиным и отцом Сергием Кругловым о том, можно ли совместить христианство с другими религиями.
Сергей Худиев. Фото: Анна Гальперина, katehon.ru
Можно ли быть одновременно христианином и, скажем, буддистом? В голове мелькает анекдот: «Что Вы будете делать, если Вас выберут Архиепископом Кентерберийским? Как что? Буду работать Архиепископом и еще немножечко подрабатывать Далай-Ламой!». Но сам вопрос важен, и многие люди с некоторым замиранием ждут от нас «да» — как в предвыборном слогане президента Обамы, «Yes, you can!». Это звучит позитивно и воодушевляюще. Но на самом деле ответ — нет, это невозможно.
Но начну с позитивного. В нехристианских религиях может присутствовать нечто истинное, доброе и прекрасное; возвышенная этика, продуманная философия, поразительное искусство.
Евангелие говорит о том, что Сын Божий, ещё до Своего воплощения, есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Иоан.1:9)». Всякого человека, а не только христиан. Все доброе и достойное в мире имеет своим источником Истинный Свет — и признавая в иноверцах добродетель добродетелью, мы с благодарностью признаем попечение Создателя о всем творении. Во всем добром и истинном — например, в справедливом правлении — проявляется Премудрость Божия: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. (Прит.8:15,16)» Само устремление человека к истине и спасению есть проявление его духовной природы, и это стремление почтенно.
Мы можем — и, я думаю, должны — признавать то достойное похвалы, что мы видим в нехристианских религиях, как и добродетель конкретных нехристиан. Писание неоднократно хвалит людей, не принадлежащих к народу Божию, так что ничего революционного тут нет.
Но есть то, чего мы не можем — мы не можем признать иные религии, в целом, как мировоззренческие системы, истинными; мы не можем как-то совмещать исповедание христианства с исповеданием чего-то еще.
Этому есть две причины, меньшая и большая, от ума и от сердца. Меньшая состоит в том, что религии — в частности Христианство и Буддизм — делают определённые, и при этом несоместимые утверждения относительно реальности. Либо существует переселение душ, как говорят буддисты, либо воскресение мёртвых, как говорят христиане. Либо существование есть страдание, либо, напротив, существование есть благой дар Бога, за который мы благодарны. Либо человек достигает освобождения личными усилиями (как в Буддизме) либо находит его в Спасителе (Иисусе Христе). Либо карма, либо прощение грехов. Либо рай (ад) либо колесо сансары.
Это совершенно разные представления о природе реальности, ведущие к совершенно разной практике. Как только мы попробуем как-то практиковать нашу веру — например, молиться, мы уже сделаем выбор. Обращаясь с самой простой молитвой — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» — Вы уже исповедуете ряд концепций (личностного Бога-Судию, воплощение Бога в Иисусе Христе, упование на милость Бога и Его прощение), в принципе несовместимых с буддистской картиной мира.
Надо уточнить, что техники сосредоточения, выработанные в Буддизме, сейчас широко практикуются в психологии и давно оторвались от своих религиозных корней; может ли их практиковать христианин, я не вполне уверен — но, в любом случае, это не практика Буддизма как такового. Участие в Олимпиаде еще не делает Вас поклонником Зевса и Афины, сосредоточение на дыхании ещё не делает Вас буддистом, если Вы не принимаете буддисткой картины мира и места человека в нем.
Есть бОльшая причина, от сердца — христианская вера предполагает определённые личные отношения с Богом. Отношения, которые Библия называет «Заветом». Это слово иногда передаётся на современный русский как «договор», но его значение глубже — это союз, который Писание сравнивает с браком, подданством, воинской службой, союз, в который Вы входите полностью, целиком, или не входите вообще. У вас одно сердце — и Вы можете отдать его только кому-то одному.
У Вас может быть двойное гражданство — если соответствующие государства это допускают. Государство не требует Вашего сердца — только налоги. Вы можете работать на разных работах, покупать у разных производителей — потому что эти отношения носят частичный характер. Они не требуют полной и безусловной отдачи — только сколько-то времени, сколько-то денег.
Отношения с Богом — требуют; они больше похожи на брак, и Писание использует этот образ.
Вы можете сказать государству, работодателю, деловому партнёру — «а вот сюда я вас не звал, это моя жизнь». Вы не можете сказать этого Богу. Вы или принадлежите Христу полностью, или не принадлежите Ему вообще. Бог с самого начала даёт понять, что частичные отношения, оставляющие место для других богов, Его не устроят. Первая из десяти заповедей гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх.20:2,3)».
Библия использует очень эмоциональный язык для того, чтобы подчеркнуть это требование верности. Поклонение другим богам, участие в ритуалах других религий воспринимается как тяжкое предательство: «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. (Иер.3:20)» Как мужчина, который хочет ввести женщину в свой дом законной женой, не собирается делить ее с другими, так и Бог требует, чтобы сердце Его народа принадлежало Ему. Невеста говорит в Песни Песней «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне (Песн.6:3)» Бог отдаёт Себя людям до смерти, и смерти крестной. Как обманутый муж из книги пророка Осии, который продолжает любить свою беспутную жену, или тяжко оскорбленный отец из причти о блудном сыне, Бог хочет, чтобы мы вернулись домой и примирились с Ним. И Он хочет принять нас как членов Его семьи, а не как туристов.
Я ещё раз скажу, что я не считаю все нехристианские религии ужасными, и менее всего я считаю ужасным Буддизм. Но что было бы ужасно — это для христианина пойти крутить молитвенные барабаны или вообще искать чего-то в других религиях. Это означало бы, что того, что сделал для нас Бог во Христе, недостаточно. Воплотившись, разделив нашу жизнь, умерев на Кресте за наши грехи, послав Святого Духа, короче, отдав нам Самого Себя, Бог чего-то недодал нам — и нам надо искать это где-то в другом месте.
Христос Библии — не просто Пророк или религиозный учитель; в Нем, по слову Апостола, «обитает вся полнота Божества телесно, (Кол.2:9)». Как говорит сам Господь Иисус, «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан.14:6)» Встречая Иисуса Христа мы встречаем Бога. Если мы верим Писанию (и, прежде всего, верим словам Иисуса о Себе) нам незачем искать каких-то дополнений — все, что мы могли бы обрести, все, нужное для нашей вечной радости уже есть во Христе.
А что иноверцы могут быть людьми добродетельными и весьма почтенными — так с этим и не спорит никто, могут. Что грешные люди могут превратить в повод для агрессии все, что угодно, даже Евангелие — это, увы, так. Но невозможно устранить агрессию, устраняя поводы для нее — в странах не-авраамического мира (буддистских в частности) люди не менее успешно находили себе поводы для взаимной резни. Было бы странно бояться истины из-за того, что кто-то обратит ее в повод для враждебности и нетерпимости. Как где-то говорит о.Александр Мень, «Христианин должен быть другом язычника, но не язычником». У вас одно сердце — и Вы можете отдать его только один раз.
Читайте также:
Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Двойное вероисповедание
Источник
Из буддизма в Православие: 6 историй из жизни
Мог ли Будда быть православным святым? Почему буддизм – религия одиночества? И что чувствовали буддисты, оказавшись в православном храме? Об этом и не только – в нашей статье.
Святитель Николай Японский писал, что проповедь буддизма в христианском мире началась еще в конце XIX века. Сегодня мы можем наблюдать, как интерес к этому восточному учению проявляют представители отечественной культуры и интеллигенции. А кто-то даже смело заявляет, что в буддизме и Православии очень много общего. Но так ли это на самом деле?
- В Православии Бог является Личностью высшего порядка, к соединению с Которой верующий стремится всю свою земную жизнь. Буддизм говорит, что Бога нет, есть великая пустота, нирвана.
- Человек в Православии считается венцом творения Божия, образом и подобием Творца. В буддизме людей именуют непостоянным соединением нескольких составляющих.
- Православный человек чает, что после смерти тела ему удастся встретиться с Богом и вечно существовать в радостном единении с Ним. В противном случае душе человека уготован ад, то есть место без Бога. Буддист либо достигнет после смерти некоего просветления, либо окажется вовлеченным в круговорот переселения душ.
Герои нашей статьи «сбежали» от Будды и выбрали Христа. Почему – читайте ниже.
Инок Исаия (Симонопетрит)
Инок Исаия
До своей встречи со Христом Исаия жил во Вьетнаме. Оказавшись на Западе, он познакомился с Православием, а в итоге принял монашеский постриг и стал насельником афонской обители Симонопетра.
Причины:
- В буддизме Исаия чувствовал себя одиноким. Борьба со своими страстями ведется буддистом в одиночку. В Православии Исаия чувствовал, что он не один. Бог был рядом с ним, слушал монаха, помогал. Внутреннее одиночество стало главной причиной поиска Бога и обретения Его в православном христианстве.
Иоанн Трисанджая
Индонезиец Иоанн был президентом молодежной буддийской ассоциации острова Ява. Но так случилось, что однажды он встретил священника по имени Алексий и жизнь мужчины резко изменилась. Духовные поиски привели его к принятию Православия.
Причины:
- Длительное время Иоанн не общался со знакомым православным священником. Жизнь молодого человека внезапно приобрела разгульный характер. В один из дней Иоанн услышал в голове голос, настойчиво отправлявший его на поиски батюшки.
- Встретившись со священником в очередной раз, Иоанн начал изучать Православие. Его вдохновила победа Христа над смертью. Бесконечное переселение душ и карма, довлеющая над человеком, больше не пугали сердце буддиста. Милость Христа к человеку со всеми его немощами против немилосердных указаний буддистов о поддержании правильной кармы окончательно уверили Иоанна в принятии крещения.
Нил Страйкер
Американский художник происходил из семьи протестантов, но вера родителей была номинальной. В зрелом возрасте Нил увлекся буддизмом и стал ездить в Непал. Страйкер общался с буддистами из разных стран, и даже имел высокую ступень посвящения в новой для себя вере. Но случай заставил его изменить убеждениям.
Причины:
- Дома перед очередной медитацией Нил внезапно сказал себе, что скучает по Иисусу. После этих слов сердце мужчины наполнилось глубокой тоской. Жизнь Нила внешне была успешной, но грусть с того дня не покидала его.
- Буддизм не признавал Бога, а Нил все четче осознавал, что Творец мира существует, и любовь – главное Его проявление.
- В руки Страйкера попала книга «Христос – Вечное Дао». Это заставило Нила посетить православное богослужение. На службе художник ощутил правильность и глубину слов, произносимых чтецами и певчими.
- Нил мог сделать земной поклон перед наставником−буддистом, но не в православном храме перед Богом. Посещая службы Великого поста, Страйкер начал понимать природу своей гордыни. Это еще ближе приблизило его к вере в Иисуса Христа. Нил впервые испытал чувство глубокого покаяния.
- Покинув буддизм и крестившись, американский художник смог причаститься Тела и Крови Спасителя. По его словам, в этот момент он почувствовал, что вернулся домой.
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)
В молодости Дамаскин практиковал дзен-буддизм. Во время одной из медитаций ему довелось увидеть духовный мир: неизвестные существа молились той самой «великой пустоте», но она не отвечала им. Но знакомство с книгой отца Софрония (Сахарова) изменила мировоззрение Дамаскина.
Причины:
- Христенсен узнал, что такое Иисусова молитва, и чем она отличается от медитации. Главной находкой будущий монах посчитал встречу с Богом в молитве и отсутствие Его в буддистской медитации.
- В православном храме Дамаскин почувствовал, что он обрел долгожданное счастье и никакие духовные поиски больше не нужны.
- Встреча с Богом в Православии открыла Христенсену всю полноту и радость существования.
Иеромонах Серафим (Роуз)
Иеромонах Серафим (Роуз)
Молодой Юджин, происходивший из семьи протестантов, в молодом возрасте отошел от христианства и всей свойственной ему вдумчивостью погрузился в изучение восточных религий. Любознательность и глубина мысли позволяли Роузу изучать каждую веру на ее родном языке. Юджина заинтересовал буддизм, он даже познакомился с профессором-китайцем, носителем восточного учения и написал научную работу о буддизме. Но в итоге Роуз оставил свои увлечения и стал православным христианином, приняв монашеский постриг с именем Серафим.
Причины:
- Юджин посетил православное богослужение. Этот момент в его жизни стал отправной точкой, когда он встретился с Истинным Богом.
- В буддизме Юджин не видел Бога, а в Православии через благодать и впоследствии через таинства ощутил Его присутствие и любовь.
- Роуз начал изучать русский язык, чтобы познакомиться с творениями святых отцов Русской Церкви на языке оригинала.
- Перу Серафима Роуза принадлежит множество книг о Православии, составляющих духовное наследие Церкви.
Святой Иоасаф, царевич индийский
Святой Иоасаф
Иоасаф был сыном царя-язычника Авенира. После рождения младенца волхвы предсказали правителю скорое принятие чадом христианства. Авенир гнал христиан, и потому построил для сына дворец, откуда ему запрещалось выходить. В юношеском возрасте Иоасаф покинул родные стены. И принял христианство.
Причины:
- За высокими стенами царских покоев Иоасаф не видел боли страданий, которыми полон мир. Видя болезни, нужду, нищету, несправедливость, юноша понял суетность и бренность бытия.
- Иоасаф встретил святого Варлаама. Общение со старцем подвигло юношу принять Христа.
- Иоасаф прожил с Варлаамом в пустыне, находясь в посту и молитве вплоть до смерти старца. Позже царевич смог обратить своего отца Авенира в христианство.
Современные исследователи пришли к выводу, что Иоасаф, описываемый в православной «Повести о Варлааме и Иоасафе», не кто иной, как… Будда. Выходит, что сам основатель буддизма отрекся от своих убеждений и принял всем сердцем Христа. Чего и мы желаем всем буддистам.
Автор: Варвара Степанова
Источник