Можно ли быть нравственным не будучи свободным

СВОБОДА И НРАВСТВЕННОСТЬ (ЭССЕ)

Симонова Маргарита Михайловна1, Вахтель Юрий Маркович2

1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кандидат социологических наук, доцент кафедры управление персоналом и психология

2, пенсионер

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы формирования моральных ценностей в современном обществе.

Simonova Margaritay Mikhailovna1, Vahtel Yuri Markovich2

1Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD in Science, Associate Professor of Human Resource Management and Psychology

2, retired

Abstract

The article deals with problems of formation of moral values in modern society.

Библиографическая ссылка на статью:

Симонова М.М., Вахтель Ю.М. Свобода и нравственность (эссе) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16848 (дата обращения: 12.04.2021).

Вопрос о свободе и нравственности с одной с одной стороны актуален, так как в обществе есть дефицит как одного, так и другого. С другой стороны актуальность этой темы осталась в прошлом веке. Сейчас в центре внимания в обществе иные темы. А разговоры в любой группе людей о нравственности вызывает раздражение, людей сейчас волнуют другие вопросы [2]. Сейчас в общественном сознании на первом месте стоит другая ценность — польза, прибыль. С одной стороны условием для нравственного поступка должна быть свобода, с другой стороны свобода — условие и для безнравственного поступка. Свобода не может быть без границ, но с другой стороны понимание границы своей свободы у разных индивидов разные, например, у преступника и у его жертвы.

Что такое свобода? Она рождается во время преодоления зависимости. Новый вид зависимости человечеством воспринимается как свобода. С одной стороны в первобытном обществе царила свобода. Не было судов, полиции, тюрем, это была свобода коллективизма, с другой стороны, человек был несвободен от деспотизма коллектива, от традиций, примет, обрядов, стихийных сил природы, которым он поклонялся. Осознание своей несвободы, разложение первобытной общины, создание государства все это было и обретением свободы зависимости от природы, от голода, но это было появление новой зависимости. В Древней Греции уничтожение тирании привело к тирании агоры. Греки городились своей свободой как преимуществом перед персами. История Античной Греции и Рима полна примеров гражданской доблести, в окружающих монархиях этого не было. Но зато там было больше стабильности и порядка. Греки определяли свободу как возможность достичь своей цели без посторонней помощи.

Античная этика определяет личную свободу как признак гражданина.

Принятия христианства переживалось первыми христианами как освобождение от пут греховного, растленного мира. Человек является одновременно и зверочеловеком и богочеловеком. Человек испорчен первородным грехом. Робкая душа человека соблазняется дьяволом, и отсюда происходят дурные поступки, очнувшись, она стремится к Богу. Во время молитвы человек осознает себя рабом Божьим, и при отпущении грехов переживает свободу как свободу от греха. В этом смысле если человек уходит в монастырь, то он уходит в царство свободы от светского мира, полного греха. Христианство рождает понятие духовной свободы.

В эпоху Возрождения происходит эмансипация личности от средневекового мировоззрения, это было наступление свободы от религиозных догматов и от христианской морали. И пришло время разгула низменных страстей. Возрождение стало временем вереницы убийств, насилий, грабежей наемных отрядов в ходе многочисленных войн. Свобода обернулась несвободой, зависимостью от жажды наживы и власти власть имущих. И в это время наблюдается необыкновенный расцвет науки, искусства и литературы. Уроки Возрождения ставят перед нами проблему соотношения внешней и внутренней свободы. Свободен ли олигарх со своим ощущением , что ему все доступно , что деньги его всегда спасут? Свободен ли гражданин, выступивший против нечестных выборов, и оказавшийся в тюрьме? Как соотносятся внешняя и внутренняя свободы ?

Нравственность связана с ограничением свободы инстинктов. В первобытном обществе не было права, но рождаются нравственные законы, они возникают как выводы из опыта человеческой жизни. Так были запрещены половые общения между матерью и сыном, между отцом и дочерью, братом и сестрой. Люди убедились , что это ведет в вырождению рода, были запрещена близость мужчины и женщины перед охотой или военным походом. Эти примеры показывают , что нравственные принципы связаны с благом всего человеческого коллектива.

С появлением морали общество поднимается на следующую ступень своего развития. Нарушается прямая связь между желанием и действием. Между ними становится нравственный закон не как традиция, а как ограничение разумом. Древние греки открыли такие явления как добро, добродетель, мужество, честь. По представлению греков эти качества и составляют подлинную природу человека. Греческая мысль ставит проблему соотношения удовольствия и добродетели. Для греческих философов смысл жизни , высшая моральная добродетель — это мудрость, как всезнание, которая рождает невозмутимость , атараксию, душевный покой. Это проявилось в скульптуре Эллады в период классики.

В христианстве высшей моральной ценностей является любовь и служение Богу, соблюдение Его заповедей, нищелюбие, любовь к человеку так как каждый человек носит образ Божий.

Мораль является феноменом духовной культуры общества, она регулирует взаимоотношения людей между людьми в той области, где не действует право. У каждого человека есть моральные чувства. Это, в первую очередь, стыд, как неловкость перед другими, это появляется в античности. И совесть как внутренний суд над самим собой. Совесть появляется в христианской культуре. У нравственно неразвитого человека моральные чувства остаются на поверхности его сознания, как внешние ограничения его воли, и он всегда жертвует ими в условиях безнаказанности ради выгоды, страсти. У нравственно развитого человека моральные чувства входят в ядро его системы ценностей. В таком случае нравственные принципы влияют на мотивы деятельности человека.

Нравственность − это внутренняя установка личности, которая ставит границы допустимого в поступках человека, определяет недопустимое.

Человек совершает нравственные и безнравственные поступки, последние происходят, когда в силу слабоволия или в силу других причин человек не может остановить свой эгоизм, безнравственный поступок всегда является моральным преступлением по отношению к другому человеку. Преодоление своего эгоизма — « по Канту, − это поступок, совершенный вопреки естественной склонности, т.е. направленный против самого себя» [1]

Установка на нравственность формирует долг, как потребность сделать что-то, даже вопреки твоим интересам и даже вопреки инстинкту жизни.

Выполнение нравственного долга реализует требование совести. Совесть − эта нравственное чувство, требующее справедливости. Невыполнение долга, поступок вопреки своей совести делает человека духовно несвободным, несвободным от самого себя. Но человек должен жить так, чтобы чувствовать себя свободным даже в условиях внешней несвободы. Внешняя свобода является условием совершения нравственного поступка. Духовная свобода источник совершения нравственного внутреннего поступка. Это поступок души. В христианской этике простить человека — это подвиг. Когда человек принимает решение бороться со своими пороками, это нравственный поступок. Нравственный поступок происходит в ситуации выбора. Этот выбор исходит от нравственных принципов человека и тем не менее в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству. Свобода нравственного выбора — это осознание необходимости делать только так, и никак иначе.

Читайте также:  Можно ли есть хлебцы на диете дюкана на чередовании

Может быть, поступок один более нравственным, а другой чуть менее нравственным. Поступок может быть только нравственным или безнравственным. Если человек хочет стать лучше, прилагает к этому усилие, то он нравственно развивается, он судит себя не своими успехами, а соответствием своих поступков нравственным принципам, которые он разделяет, Наступает момент, когда у него появляются нравственные требования к окружающим его людям. Человек становится благородным, когда все его мысли и поступки целиком соответствуют принципам морали. Но его принципиальность будет ограничивать свободу его окружающих людей. Если его назовут принципиальным, то это будет ему приговором в нашем мире.

Здесь мы делаем допущение, что мораль статична, но на самом деле она развивается вместе с развитием общества. Поэтому в каждой моральной системе есть устаревающие принципы и новые, которые постепенно становятся господствующими. В XIX веке были нравственные принципы народников и убийство Александра II было нравственным поступком в их системе ценностей. Мораль бинарна, не в теории, а в общественном сознании, как единство старого и нового в каждый отдельный момент.

В наши дни с одной стороны делать карьеру имеет негативный моральный смысл, но это только в коллективисткой системе ценностей, которую разделяют меньшинство. С другой стороны, новой системе ценностей делать карьеру означает быть деловым, амбициозным, креативным человеком. С одной стороны покупать в одном месте и продавать дороже в другом месте всегда называлось спекуляцией, с другой стороны сейчас это значит делать бизнес. В каждом из нас сосуществуют две системы нравственных ценностей: ценности прошлой культуры коллективизма и ценности современного индивидуализма.

Мы живем в то время, когда одна идеология увяла, ростки новой еще не видны. Будущего не видно. Все красивые идеи изношены, испачканы корыстью. В наше время существует полная исчерпанность идей. Для молодежи нет звезды, вселенской идеи, которая могла бы вдохновить молодежь на социальное творчество. Мы не свободны, мы находимся в зависимости от рекламодателей и СМИ. Ежедневно нам внушают, что самое главное в жизни — это приобретать и наслаждаться. И в атмосфере этой отравленной стадной морали долг нравственно развитого человека ощутить себя свободным от массовой культуры. Преодоление стадности и есть одна из целей духовной жизни современного интеллигента.

Библиографический список

  1. Кант И. Собрание сочинени1 в 6 т. т 4 с 274
  2. Симонова М.М, Вахтель Ю.М. Педагогические проблемы учебной мотивации студентов//Научный вестник МГИИТ. -2013.-№3.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «son»

Источник

Может ли неверующий человек быть нравственным?

Алек­сандр Тка­ченко

Письмо в редак­цию:

Если хри­сти­ан­ские запо­веди — это опре­де­лен­ная система нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ний, то почему нельзя просто жить по этой системе, почему обя­за­тельно счи­та­ется, что нужно верить в Бога, ходить в цер­ковь, молиться, поститься?.. Ведь в сущ­но­сти, ничего нового в хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти нет, все это сего­дня знает любой нор­маль­ный чело­век. Когда на интер­нет-фору­мах я читаю поле­мику хри­стиан с ате­и­стами, у меня порой воз­ни­кает ощу­ще­ние, будто веру­ю­щие люди «при­ва­ти­зи­ро­вали» само поня­тие нрав­ствен­но­сти и отка­зы­вают неве­ру­ю­щим в воз­мож­но­сти сле­до­вать добру и избе­гать зла. А я знаю многих людей, кото­рые всю свою жизнь про­жили очень честно и поря­дочно, но в Бога при этом не верят. И утвер­ждать, будто атеист не может быть нрав­ствен­ным чело­ве­ком — неспра­вед­ливо.

Илья Сер­ге­е­вич, г. Торжок

***

Рож­ден­ные в СССР

Поле­ми­зи­руя с ате­и­стами, хри­сти­ане нередко при­во­дят в каче­стве аргу­мента извест­ный тезис Досто­ев­ского «Если нет Бога, значит все доз­во­лено», имея при этом в виду, что един­ствен­ный источ­ник и гарант нрав­ствен­ного пове­де­ния в чело­веке — его вера. Но это не совсем пра­виль­ное пони­ма­ние и упо­треб­ле­ние слов клас­сика.

Дело в том, что Федор Михай­ло­вич Досто­ев­ский писал свои романы в конце XIX века, когда рус­ское обще­ство еще жило в русле рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, неотъ­ем­ле­мой частью кото­рой была нрав­ствен­ность. В те вре­мена чело­век, утра­тив­ший веру в Бога, дей­стви­тельно ока­зы­вался перед серьез­ным соблаз­ном: отвер­нув­шись от рели­гии, отме­нить для себя и все нрав­ствен­ные огра­ни­че­ния, кото­рые в этой рели­гии содер­жа­лись. Опи­сы­вая судьбу несчаст­ного Ивана Кара­ма­зова, Досто­ев­ский очень убе­ди­тельно пока­зал тра­ге­дию хри­сти­а­нина, поте­ряв­шего свою веру.

Но в жизни совре­мен­ного чело­века соот­но­ше­ние его рели­ги­оз­но­сти и нрав­ствен­но­сти выгля­дит совсем по-дру­гому. Нынеш­ний атеист в прин­ципе не может нрав­ственно дегра­ди­ро­вать из-за утраты веры в Бога по очень про­стой при­чине: у него этой веры нико­гда не было. Несколько поко­ле­ний совет­ских людей были вос­пи­таны в обще­стве, где тра­ди­ци­он­ным отно­ше­нием к рели­гии стало воин­ству­ю­щее без­бо­жие. Мысль, что «Бога нет», вби­ва­лась в созна­ние граж­да­нина СССР бук­вально с дет­са­дов­ского воз­раста. В таких усло­виях рели­гия никак не могла быть осно­вой нрав­ствен­ного пове­де­ния чело­века. И все же люди любили друг друга, созда­вали семьи, вос­пи­ты­вали детей, объ­яс­няя им, что нельзя оби­жать сла­бого, что нужно помо­гать друг другу, нельзя ломать деревце и мучить кошку. Неве­ру­ю­щие врачи само­от­вер­женно боро­лись за жизнь паци­ен­тов, а неве­ру­ю­щие мили­ци­о­неры и пожар­ные порой жерт­во­вали соб­ствен­ной жизнью ради спа­се­ния ближ­него.

В совет­ский период исто­рии нашей страны боль­шин­ство ее жите­лей не имело веры, но в нрав­ствен­ном отно­ше­нии жизнь этих неве­ру­ю­щих людей могла быть очень высо­кой. И с хри­сти­ан­ской точки зрения в этом нет ничего уди­ви­тель­ного или пара­док­саль­ного. Пре­по­доб­ный Авва Доро­фей писал: «Когда Бог сотво­рил чело­века, Он всеял в него нечто Боже­ствен­ное, как бы неко­то­рый помысл, кото­рый про­све­щает ум и пока­зы­вает ему, что доброе и что злое, — сие назы­ва­ется сове­стью, а она есть — нрав­ствен­ный закон».

Да, атеист не верит в Бога, не верит в сотво­ре­ние чело­века Богом, и, конечно же, не может верить, что нрав­ствен­ное чув­ство было вло­жено в наше есте­ство Твор­цом. Но само-то нрав­ствен­ное чув­ство из-за этого неве­рия никуда у него не дева­лось, оно суще­ствует в нем точно так же неза­ви­симо от его рели­ги­оз­ных воз­зре­ний, как, напри­мер, спо­соб­ность думать или гово­рить.

Чело­век может не верить в метеопро­гноз. Но, услы­шав по радио штор­мо­вое пре­ду­пре­жде­ние, он, скорее всего, отме­нит запла­ни­ро­ван­ную мор­скую про­гулку, невзи­рая на все свое скеп­ти­че­ское отно­ше­ние к пред­ска­за­ниям погоды. Так и совесть, подобно при­ем­нику, настро­ен­ному на нужную волну, пре­ду­пре­ждает чело­века о без­нрав­ствен­но­сти тех или иных его поступ­ков, даже если он не знает и не желает знать, откуда при­хо­дит к нему этот сигнал.

Читайте также:  Можно ли есть сердце при диете дюкана

Чув­ство любви и состра­да­ния, отвра­ще­ние ко лжи, воров­ству и наси­лию, про­стое жела­ние добра другим людям — все это при­сут­ствует в каждом из нас, неза­ви­симо от наших рели­ги­оз­ных убеж­де­ний, и хри­сти­ан­ство нико­гда не утвер­ждало обрат­ного. В Новом Завете апо­стол Павел прямо гово­рит, что нрав­ствен­ный закон явля­ется свой­ством при­роды чело­века: …слава и честь и мир вся­кому, дела­ю­щему доброе… ибо когда языч­ники, не име­ю­щие закона, по при­роде закон­ное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они пока­зы­вают, что дело закона у них напи­сано в серд­цах, о чем сви­де­тель­ствует совесть их и мысли их, то обви­ня­ю­щие, то оправ­ды­ва­ю­щие одна другую (Рим. 2:10-15).

Хри­сти­ане назы­вают совесть гласом Божиим в душе чело­века, кото­рый сам, быть может, и не верит в Бога, но при этом, по словам апо­стола, творит добро, потому что слышит Его пове­ле­ния в соб­ствен­ной сове­сти. «Без­бож­ный» и «бес­со­вест­ный» — вовсе не сино­нимы, а нрав­ствен­ность совсем не обя­за­тельно явля­ется след­ствием рели­ги­оз­но­сти.

И слова «…если Бога нет, значит, все доз­во­лено», неосто­рожно ска­зан­ные хри­сти­а­ни­ном в адрес своих неве­ру­ю­щих роди­те­лей или просто людей, еще не при­шед­ших к вере, сего­дня вполне могут ока­заться не бла­го­че­сти­вым аргу­мен­том в споре, а самым обык­но­вен­ным хам­ством.

Но в таком случае, чем же отли­ча­ется хри­сти­ан­ская жизнь по Еван­ге­лию от нрав­ствен­но­сти неве­ру­ю­щего чело­века?

Без­нрав­ствен­ность на ост­рове

Суще­ствует извест­ный софизм: что отра­жает зер­кало, когда в него никто не смот­рит? Ответ на загадку пара­док­са­лен и прост — остав­лен­ное без при­смотра зер­кало вообще ничего не отра­жает, поскольку сам про­цесс отра­же­ния пред­по­ла­гает нали­чие:

  1. объ­екта,
  2. отра­жа­ю­щей поверх­но­сти,
  3. субъ­екта, вос­при­ни­ма­ю­щего это отра­же­ние.

С нрав­ствен­но­стью дело обстоит очень похо­жим обра­зом — пове­де­ние чело­века может быть нрав­ствен­ным или без­нрав­ствен­ным лишь по отно­ше­нию к кому-либо. Для нрав­ствен­ной оценки чело­ве­че­ских поступ­ков нужен кто-то, кто может дать им такую оценку со сто­роны. Имея в виду этот факт, отли­чие между ате­и­сти­че­ской и хри­сти­ан­ской мора­лью уви­деть совсем нетрудно.

Пред­по­ло­жим, в резуль­тате кораб­ле­кру­ше­ния чело­век ока­зался выбро­шен на необи­та­е­мый остров, где кроме него нет ни одной живой души. Может ли он в таких усло­виях совер­шить без­нрав­ствен­ный посту­пок? В прин­ципе — да, может, но при одном непре­мен­ном усло­вии: для этого он обя­за­тельно должен быть веру­ю­щим чело­ве­ком. Странно звучит? Но ведь веру­ю­щий всегда осо­знает себя в при­сут­ствии Божием, сле­до­ва­тельно, даже полное оди­но­че­ство вовсе не осво­бож­дает его от нрав­ствен­ных обя­зан­но­стей перед Богом, кото­рые он может соблю­дать или нару­шить. Он может, напри­мер, радо­ваться своему спа­се­нию и бла­го­да­рить за него Бога. А может, напро­тив, — разу­ве­риться в том, что Бог любит его, впасть в уныние, окон­ча­тельно отча­яться и даже покон­чить с собой.

А вот для ате­и­ста в подоб­ной ситу­а­ции без­нрав­ствен­ное пове­де­ние ока­жется попро­сту невоз­мож­ным, поскольку само поня­тие нрав­ствен­но­сти при отсут­ствии отно­ше­ний с дру­гими людьми теряет для него всякое осно­ва­ние.

Пример с необи­та­е­мым ост­ро­вом, конечно же, всего лишь — алле­го­рия. Но разве в нашей повсе­днев­ной жизни все мы — и ате­и­сты, и хри­сти­ане — не ока­зы­ва­емся то и дело в ситу­а­циях, когда нрав­ствен­ную оценку нашим поступ­кам дать просто некому? И там, где хри­сти­а­нин знает, что любое его дви­же­ние видит Гос­подь, неве­ру­ю­щий чело­век может счи­тать себя абсо­лютно сво­бод­ным от чьего-либо взгляда и кон­троля. Что же может послу­жить осно­ва­нием для нрав­ствен­ного выбора ате­и­ста в ситу­а­ции, когда он совер­шенно точно знает, что никто и нико­гда, ни при каких обсто­я­тель­ствах не узнает о его поступке?

Соста­ви­тель зна­ме­ни­того «Тол­ко­вого сло­варя живого вели­ко­рус­ского языка» Вла­ди­мир Даль писал: «Хри­сти­ан­ская вера заклю­чает в себе пра­вила самой высо­кой нрав­ствен­но­сти. Нрав­ствен­ность веры нашей выше нрав­ствен­но­сти граж­дан­ской: вторая тре­бует только стро­гого испол­не­ния зако­нов, первая же ставит судьею совесть и Бога».

Конечно же, и неве­ру­ю­щий чело­век может, как уже было напи­сано ранее, сле­до­вать голосу соб­ствен­ной сове­сти. Но если совесть вос­при­ни­ма­ется им как одно из дви­же­ний его соб­ствен­ной пси­хики, то почему бы ему просто не научиться управ­лять ею в соот­вет­ствии со своими нуж­дами?

А вот если он все же счи­тает, что перед соб­ствен­ной сове­стью у него есть некие мораль­ные обя­за­тель­ства, значит, он уже пред­по­ла­гает, пускай и неосо­знанно, нали­чие внеш­него по отно­ше­нию к себе источ­ника нрав­ствен­ной оценки своих поступ­ков. От такого пони­ма­ния сове­сти до веры в Бога дистан­ция совсем неболь­шая, и многие веру­ю­щие люди пришли ко Христу именно по этому пути.

Замах и удар

Боль­шин­ство нрав­ствен­ных систем, в конеч­ном счете, сво­дятся к так назы­ва­е­мому золо­тому пра­вилу этики: не делай другим того, чего не жела­ешь себе. И если чело­век не уби­вает, не ворует, не изме­няет жене и не про­пи­вает зар­плату, то его образ жизни с доста­точ­ным осно­ва­нием можно счи­тать нрав­ствен­ным, поскольку нрав­ствен­ность опре­де­ля­ется исклю­чи­тельно через дей­ствия. Ведь нельзя же упрек­нуть кого-либо в без­нрав­ствен­но­сти за нехо­ро­шие мысли, жела­ния или чув­ства, кото­рые он никак не выра­жает. Но, ока­зы­ва­ется, именно этот, неви­ди­мый для посто­рон­них глаз пласт чело­ве­че­ского бытия хри­сти­ане как раз и при­званы воз­де­лы­вать в себе прежде всего — потому что любой без­нрав­ствен­ный посту­пок сна­чала созре­вает в чело­ве­че­ской душе. Еван­ге­лие прямо сви­де­тель­ствует об этом сло­вами Христа: Ибо извнутрь, из сердца чело­ве­че­ского, исхо­дят злые помыслы, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, убий­ства, кражи, лихо­им­ство, злоба, ковар­ство, непо­треб­ство, завист­ли­вое око, бого­хуль­ство, гор­дость, безум­ство, — все это зло извнутрь исхо­дит и осквер­няет чело­века (Мк. 7:21-23).

Удару пред­ше­ствует замах, злому делу — соот­вет­ству­ю­щее устро­е­ние сердца. И если не оста­но­вить в себе зло на этом, внут­рен­нем этапе, оно может вырваться наружу уже в виде без­нрав­ствен­ного поступка или пре­ступ­ле­ния. А может и не вырваться, но самому чело­веку от этого не станет намного легче, ибо не всякое зло направ­лено вовне, на других людей. Ну, к при­меру, какая беда окру­жа­ю­щим от чьей-то зави­сти? Они могут и не знать о ней вовсе, а вот сам этот несчаст­ный завист­ник просто зеле­неет от одних только мыслей о чужом пре­успе­я­нии и мед­ленно уби­вает себя соб­ствен­ной зави­стью. То же самое можно ска­зать о гор­до­сти или об унынии. Уны­ва­ю­щего или гор­дого чело­века вряд ли воз­можно назвать без­нрав­ствен­ным, поскольку он не при­но­сит вреда никому, кроме себя самого. Но, с хри­сти­ан­ской точки зрения, уныние и гор­дость — самые тяже­лые грехи, потому что именно они отни­мают у чело­века саму воз­мож­ность обра­титься к Богу за исце­ле­нием.

Нетрудно заме­тить, что ни о какой нрав­ствен­но­сти речь в этих слу­чаях не идет. Все это отно­сится уже совсем к другой обла­сти нашего бытия — к сфере дей­ствия чело­ве­че­ского духа, к духов­но­сти.

Отли­чие одного от дру­гого хорошо пояс­няют слова Христа, обра­щен­ные к уче­ни­кам: Вы слы­шали, что ска­зано древним: не пре­лю­бо­дей­ствуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем (Мф. 5:27-28).

Читайте также:  После удаления желчного пузыря можно ли есть шашлык

Оче­видно, что пре­лю­бо­де­я­ние (супру­же­ская измена) — посту­пок, кото­рому можно дать соот­вет­ству­ю­щую оценку в кате­го­риях нрав­ствен­но­сти. Но чело­век может вести и вполне бла­го­при­стой­ный образ жизни, а вот в мыслях своих пре­да­ваться самым раз­но­об­раз­ным видам раз­врата. И в этом случае ника­ких обви­не­ний в без­нрав­ствен­но­сти предъ­явить ему уже невоз­можно, ведь он не делает ничего пло­хого, а чужая душа, как известно, — потемки. Тем не менее, с точки зрения хри­сти­ан­ской духов­но­сти, такой чело­век нахо­дится в гибель­ном состо­я­нии, и даже самое без­упреч­ное в нрав­ствен­ном отно­ше­нии пове­де­ние не при­не­сет ему ника­кой пользы, если он не наве­дет поря­док в своей душе и не пре­кра­тит свои похаб­ные меди­та­ции.

Злые мысли кале­чат чело­ве­че­ское сердце так же, как и злые поступки, а то, что оста­ется неви­ди­мым для людей, невоз­можно скрыть от Бога. Поэтому хри­сти­ан­ство при­зы­вает людей не просто к изме­не­нию пове­де­ния, а прежде всего — к пере­мене ума и сердца, к изме­не­нию направ­ле­ния мыслей, чувств и жела­ний. В хри­сти­ан­ской аске­тике такая пере­мена назы­ва­ется пока­я­нием, а путь к нему лежит только через испол­не­ние запо­ве­дей.

Зачем нужны брил­ли­анты

Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный сте­коль­щик может каче­ственно резать стекло брил­ли­ан­том, поскольку огра­нен­ный алмаз вполне при­го­ден и для этой цели. Правда, исполь­зо­вать дра­го­цен­ный камень как про­стой стек­ло­рез, по мень­шей мере, — без­рас­судно.

Но еще без­рас­суд­нее счи­тать хри­сти­ан­ство всего лишь сводом нрав­ствен­ных норм и правил. Нет, конечно, можно рас­суж­дать и так. Эти­че­ский кодекс, постро­ен­ный на осно­ва­нии еван­гель­ских запо­ве­дей, рабо­тает не хуже любой другой нрав­ствен­ной системы. Но ведь и брил­ли­ант режет стекло не хуже стек­ло­реза…

Нрав­ствен­ная жизнь неве­ру­ю­щего чело­века не лучше и не хуже хри­сти­ан­ской жизни по Еван­ге­лию. Просто у них совер­шенно разные цели и задачи, отли­ча­ю­щи­еся друг от друга до такой сте­пени, что любое их сопо­став­ле­ние попро­сту теряет смысл.

Дело в том, что нрав­ствен­ность упо­ря­до­чи­вает отно­ше­ния между людьми, а хри­сти­ан­ство — при­во­дит чело­века к Богу. И если запо­веди Еван­ге­лия могут регу­ли­ро­вать обще­ствен­ные отно­ше­ния (о чем сви­де­тель­ствует вся исто­рия хри­сти­ан­ской циви­ли­за­ции), то ника­кая, даже самая высо­кая нрав­ствен­ность не сможет при­ве­сти ко Христу чело­века, кото­рый пол­но­стью удо­вле­тво­рен своей пра­вед­но­стью. И в самом деле — зачем врач здо­ро­вому? Зачем Спа­си­тель тому, кто не поги­бает?

У хри­стиан жизнь по запо­ве­дям имеет прин­ци­пи­ально иной смысл. По слову пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова, тща­тель­ное испол­не­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых научает чело­века его немощи. А свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов опи­сы­вает в своих трудах оценку хри­сти­ан­скими подвиж­ни­ками своих подви­гов и доб­ро­де­те­лей сле­ду­ю­щим обра­зом: «Подвиж­ник, только что начнет испол­нять их, как и увидит, что испол­няет их весьма недо­ста­точно, нечи­сто… Уси­лен­ная дея­тель­ность по Еван­ге­лию яснее и яснее откры­вает ему недо­ста­точ­ность его добрых дел, мно­же­ство его укло­не­ний и побуж­де­ний, несчаст­ное состо­я­ние его пад­шего есте­ства… Испол­не­ние им запо­ве­дей он при­знает иска­же­нием и осквер­не­нием их». «Поэтому святые омы­вали свои доб­ро­де­тели, как бы грехи, пото­ками слез».

Таким обра­зом, правда и доб­ро­де­тели ате­и­стов и хри­стиан, несмотря на внеш­нее сход­ство, в духов­ном смысле ока­зы­ва­ются не вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щими друг друга, а вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щими: первые пре­воз­но­сят чело­века в своих глазах, ослеп­ляют его и тем — «отни­мают» у него Христа, а вторые, напро­тив, откры­вают чело­веку его падшую при­роду, сми­ряют его и при­во­дят ко Христу.

Един­ствен­ное досто­я­ние

Одна и та же дорога, в зави­си­мо­сти от выбран­ного направ­ле­ния, может вести в про­ти­во­по­лож­ные сто­роны.

Самая страш­ная беда неве­ру­ю­щего чело­века — в том, что он не осо­знает всей ущерб­но­сти и недо­ста­точ­но­сти своего суще­ство­ва­ния без Бога. И чем более нрав­ствен­ной будет жизнь такого чело­века, тем силь­нее будет он утвер­ждаться во мнении, что Хри­стос ему не нужен. О том, что про­ис­хо­дит у него в душе, он, как пра­вило, даже не заду­мы­ва­ется, а если и заду­мы­ва­ется, то без Еван­ге­лия просто не может дать своему духов­ному состо­я­нию пра­виль­ную оценку. А ведь именно духов­ное устро­е­ние оста­ется для чело­века самой глав­ной и неотъ­ем­ле­мой цен­но­стью даже тогда, когда его нрав­ствен­ность и все прочие досто­ин­ства уже не будет иметь для него реши­тельно ника­кого зна­че­ния.

Пред­по­ло­жим, у чело­века слу­чился инсульт. Он пол­но­стью пара­ли­зо­ван, не может совер­шать абсо­лютно ника­ких дви­же­ний, и даже спо­соб­ность гово­рить его оста­вила. Одно лишь созна­ние рабо­тает у него так же ясно, как и до болезни, теперь он может только думать. Можно ли оха­рак­те­ри­зо­вать его жизнь в нрав­ствен­ных кате­го­риях? Ну, конечно же, нет. В таком тра­ги­че­ском поло­же­нии чело­век совер­шенно лишен воз­мож­но­сти совер­шать как нрав­ствен­ные, так и без­нрав­ствен­ные поступки.

А вот духов­ная его жизнь про­дол­жа­ется. И в этой обла­сти своего бытия он по-преж­нему оста­ется дея­тель­ным и сво­бод­ным в выборе. Он может, напри­мер, воз­не­на­ви­деть весь мир, про­кли­ная всех людей на Земле просто за то, что они здо­ровы и могут ходить, сме­яться и раз­го­ва­ри­вать друг с другом.

Но так же он может испы­ты­вать любовь и бла­го­дар­ность к родным, кото­рые за ним уха­жи­вают, при­зна­тель­ность к врачам, облег­ча­ю­щим его стра­да­ния… А еще он может молиться за них, про­сить для них у Гос­пода всего самого луч­шего. Может всю свою жизнь разо­брать в памяти по дням и уви­деть в ней то, что долгие годы оста­ва­лось неза­ме­чен­ным за житей­ской суетой и повсе­днев­ными забо­тами — уви­деть Божию любовь к нему и свое без­раз­ли­чие к этой любви. И если это слу­чится, тогда он от всего сердца может ска­зать Богу: прости меня…

Полный пара­лич, конечно, — экс­тре­маль­ная ситу­а­ция. Но все мы, и веру­ю­щие, и ате­и­сты, в своей внут­рен­ней, духов­ной жизни еже­дневно ведем себя точно так же — любим или нена­ви­дим, бла­го­слов­ляем или про­кли­наем, молимся или услаж­даем себя непри­стой­ными помыс­лами… И все мы, кто — раньше, кто — позже, но неиз­бежно ока­жемся в ситу­а­ции гораздо более тра­гич­ной и страш­ной, чем самый без­на­деж­ный пара­лич: мы все когда-нибудь умрем. Вот тогда любые нрав­ствен­ные кате­го­рии станут для нас такой же бес­по­лез­ной вещью, как богат­ство или слава, а глав­ным и един­ствен­ным нашим досто­я­нием ока­жется то устро­е­ние духа, кото­рое мы при­об­рели за время своего зем­ного стран­ствия.

Хри­сти­ане ни в коем случае не счи­тают себя нрав­ствен­нее неве­ру­ю­щих, они просто осо­знанно гото­вят свою душу к Веч­но­сти, не дожи­да­ясь пара­лича или смерти. Оценку соб­ствен­ной нрав­ствен­но­сти они остав­ляют на суд люд­ской, а сердце свое гото­вят к суду Божи­ему, ибо чело­век смот­рит на лице, а Гос­подь смот­рит на сердце (1Цар. 16:7).

журнал «Фома»

Источник