Можно ли быть нравственным человеком
Содержание статьи
Быть нравственным, что это значит?
Почему необходимо быть нравственным человеком?
Возможно, в этом материале вы прочтете прописные истины, которые вы по определению всегда соблюдаете, но есть множество людей и особенно детей, которые не знают, как правильно поступить в подобной ситуации.
В нашей жизни мы часто встречаемся с тем, что нам необходимо сделать нравственно-ориентированный выбор. Простейший пример, вы шли по улице и увидели брошенную сумку с деньгами. Если вы ее возьмете и тем самым присвоите себе чужое имущество, вам предстоит за это ответить и не только перед собственной совестью, но и перед законом. Если вы не верите в Бога, и не думаете о справедливом наказании с Его стороны, то подумайте в этой ситуации про ответственность перед законом. «От тюрьмы, да от сумы не зарекайся» — так гласит народная пословица. И ведь действительно вообразите себе ситуацию, когда на вас сваливается много денег, которые вы не заработали. А что если на этих деньгах чья-то кровь? Кто-то их украл из банка? Или просто потерял и пребывает в несметном горе, при этом, не забыв написать заявление в полицию. Подумайте об этом, прежде чем совершить то, что предопределит вашу дальнейшую судьбу. В случае если вас поймают на краже – вас ждет тюремный срок или если вы еще несовершеннолетний ребенок – посадят ваших родителей. Всегда нужно думать о последствиях принятых решений в любой жизненной ситуации. В конце концов, вы не олигарх и не украли миллиарды, чтобы спокойно скрыться от правосудия за границей. Уверяю вас даже в этом случае, вас могут найти и посадить.
Существует десять основных заповедей, которые необходимо соблюдать, чтобы оставаться нравственным человеком. Восьмая заповедь из них – не укради. Какие же остальные заповеди? Если кратко, то верить в единого Господа Бога, не создавать себе кумиров, не произносить Его имя напрасно, посвящать один день в неделю Богу – это первые четыре заповеди, раскрывающие правильные отношения между Богом и человеком. Последующие шесть заповедей дают четкое представление о том, как правильно вести себя в обществе и выстраивать отношения с людьми, а именно: почитать и уважать родителей, не убивать, не прелюбодействовать т.е. изменять жене или мужу, не воровать, не лгать и не завидовать. Соблюдение этих правил в жизни позволяет человеку сохранять себя в чистоте перед Богом и законом, который как меч Всевышнего может покарать, если человек совершил убийство или кражу. Без правильного нравственного отношения друг к другу человек не может называться человеком, не может находиться в обществе и подлежит изоляции из общества.
Всем родителям совет – воспитывайте в своих детях нравственные ориентиры и не давайте им сойти с правильного пути. Если это уже произошло, исправляйте ситуацию пока не поздно
Главная заповедь нравственного отношения к Богу и ближнему изложена в Евангелии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Ведь если мы любим Бога – станем ли мы нарушать Его заповеди? А если любим человека – сделаем ли мы ему что-нибудь плохое? Ответы на эти вопросы очевидны.
На тему нравственности можно говорить бесконечно долго, поэтому если есть что спросить – оставляйте вопросы в комментариях. Буду рад ответить. Спам и оскорбления будут удаляться без предупреждения. Статья о нравственности и чтобы быть нравственным нельзя никого оскорблять или осуждать. Как говорил известный старец Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Дорогие друзья! Ставьте лайки! Подписывайтесь на канал! Впереди много интересного!
Источник
Нравственность — это не просто слово.
Почему мы так стараемся не замечать проблем?
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
Нравственность — философское понятие, это внутренняя оценка человеком норм поведения с точки зрения добра. Нравственное — это то, что в действиях человека ведется добром и благом, то, что является основой гуманности, а безнравственное, в свою очередь — недопустимое, этически безобразное и недостойное нравственного человека. Это некий не писаный внутренний закон души человека, которому он должен следовать и продолжать соблюдать в процессе своей жизни. Это закон доброты и ответственности, любви, совести, благого бытия.
К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено. Мы пытаемся идти в ногу со временем, стараемся соответствовать моде, говорим так как модно, ведем себя так как приписывают нам наши «эталоны». Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? И из этого следует, что быть нравственным не модно.
В свое время Гераклит понимал под нравственностью мудрость, следование природным законам, а Демокрит рассматривает внутренний мир человека. Идеал нравственности для него — мудрец, презревший суетность жизни. Он говорил: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Демокрит особо выделял такие ценности как справедливость, истина, честность, теплые доверительные отношения между людьми.
Молодежь перестала стесняться темы разврата. Более того, жить «гражданским браком» стало нормой. Не будем далеко ходить. Спросите у своих бабушек и дедушек: «Приемлемо ли было жить женщине и мужчине без штампа в паспорте?». Поступит однозначный ответ. Сейчас «блудное сожительство» наоборот поддерживают, считая это пользой для пары. Нивелируется понятие ответственности перед семьей, нет бывалого крепкого, негасимого семейного очага. Пожил, не устроило, ушел. Казалось бы, что в этом такого? Появилась новая норма, в конце концов у нас плюрализм. Хочешь — вступай в «гражданский брак», хочешь — храни целомудренность до свадьбы. Никто нас не заставляет жить по уставу. Ты сам отвечаешь за свои поступки. Стоит полагать, что из-за такой свободы в выборе человек теряет частичку нравственности.
Нравственные ценности — это то, что еще в давние времена греки называли «этическими добродетелями», античные мудрецы считали ценным доброжелательность, справедливость и благоразумие. А в христианстве, исламе нравственные ценности однозначно связываются с Богом, с верой и семьей.
Семья — это очень влиятельная социальная общность. Прежде всего, она выступает важнейшим фактором формирования нравственного человека, она передает социальный опыт из поколения в поколение, этнокультурные традиции, тем самым вносит вклад в нравственное воспитание общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания.
Семейная традиция — это некая категория, которая принадлежит процессу создания членами семьи норм и ценностей, которые регулируют жизнь семьи. Как и нравственность, семейные традиции неписанным законом. Эти традиции воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. Семейные, общественные традиции и нормы безусловно являются некой базой в процессе нравственного воспитания детей. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции. Не трудно догадаться, что семья перестанет существовать, а если семья перестанет чтить традиции, то и общество даст «трещину».
Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. Конечно, само по себе образование никоем образом не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, так как воспитанность человека зависит только от него самого, оно проявляется в повседневном поведении, его отношению к другим людям.
Таким образом, воспитание у молодежи нравственности и достойный культурный уровень является самой важной задачей в процессе становления личности.
Нравственное воспитание учебными заведениями отнюдь не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причем заострять воспитание исключительно на нравственности не правильно. Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка. А это, как правило, очень серьезная и сложная задача, которая ложится на плечи воспитателя.
В свою очередь сам воспитатель должен соответствовать требованиям как профессиональным, так и духовным. Иначе чему научит воспитатель, который не соблюдает культурные и нравственные традиции? И какой с него спрос?
В учебных заведениях России введены программы, которые помогают учащимся воспитывать себя как физически, так и духовно. В большинстве своем они направлены на патриотическое воспитание, на совместные работы школы и семьи, на здоровый образ жизни, эстетическое развитие детей. У ребенка должны сформироваться внутренние стимулы развития личности. Он должен привить себе такие качества как долг, толерантность, любовь, милосердие, честь, совесть, достоинство и другие. Когда ребенку помогают воспитать в себе все эти качества, он значительно лучше воспринимает их. И когда воспитаны эти чувства, то ребенок правильно сформировывает отношение к окружающему миру.
В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется какими будут его поступки — нравственными или безнравственными. И поэтому стоит сказать, что нравственность — это исключительно самостоятельный выбор человека.
Источник
Можно ли быть нравственным человеком без веры в Бога?
24.07.2013 г.
Можно ли быть нравственным человеком без веры в Бога?
В качестве оружия против веры атеисты указывают на примеры жизни некоторых людей, явно не верующих в Бога. Говорят часто: вот врач, прекрасной души человек, отзывчивый, бесплатно лечащий бедняков, по первому зову идущий на помощь, пренебрегая своим покоем и даже рискуя жизнью! И однако этот врач в Бога не верует. Или: ученый инженер и многие другие интеллигенты не позволяют обидеть словом человека, примерные семьянины, а в Бога не веруют. Значит, делают вывод безбожники, и без веры в Бога можно быть хорошим и нравственным человеком.
Как отвечать на это православным христианам? Мы не отрицаем того, что и неверующий может быть порядочным человеком. Дело в том, что атеисты наши живут не на необитаемом острове, но среди православных верующих христиан, и духовная, религиозная атмосфера не может не влиять и на них, хотя они это и отрицают. Христиане своей нравственной чистотой удерживают неверующих от пороков. Притом всякий безбожник, как созданный по образу Божиему, носит в себе черты нравственные. Но мы спросим всех этих неверующих хороших людей: почему вы ведете приличную жизнь? Где у вас основание того, что нужно быть скромными, а не развратными? Отчего вам не грабить, не убивать? Что ответите? — Обманывать неприлично, неудобно, вредно, недостойно человека. А преступник вам ответит: для меня это все и прилично, и удобно. Докажите мне вы, неверующие, что я делаю плохо, когда убиваю или обманываю. Такого основания у неверующих нет. В самом деле, почему бы неверующему человеку не оби-деть беззащитной девушки, если он знает хорошо, что об этом никому решительно не будет известно? Почему не взять миллион, когда не грозит никакая опасность? Кто видит, кто узнает? А наслаждения так заманчивы! Нравственность имеет основание лишь в вере в Бога. Отчего я не грешу, не развратничаю, не обманываю? — Потому что голос Божий зовет меня ко всему чистому, святому, прекрасному. И этот внутренний голос я сознаю в себе не как самообольщение, кем-либо навязанное, а как голос живого Бога, Который читает мои намерения сокровенные, как говорит пророк: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15, 8).
Нравственные требования истинны, прекрасны, святы, обязательны, так как они — законы Бога, Абсолютного, Всесовершенного Существа. Не обычные человеческие идеи, пусть великие и удивительные, лежат в основе жизни христианина: все это неустойчиво, изменчиво, так как оно человеческого происхождения, а идеал Божественный — Сам Бог Слово — указан нам и дан в жизни нравственной. Человек неверующий может указать в качестве последнего основания своей нравственной жизни… себя самого, свое самопознание, или может указать на другого неверующего, более него чистого и авторитетного. На это всегда легко возразить: пусть ваш идеал хорош, но разве не может появиться новый человек, который поставит более высокий идеал, лучший, чем ваш? А у христиан идеал нравственный — вечный, не превзойденный никем. Другого, лучшего, более совершенного идеала никогда не даст никакой человек, потому что идеалом нашей нравственной жизни является Христос Спаситель, Истинный Бог и истинный Человек: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11).
Когда мы присмотримся к нравственной жизни людей неверующих, то заметим, что она очень невысокой пробы с точки зрения требований человеческих. Если человек не убивает, не грабит, не развратничает открыто, можно ли сказать о нем, что он — на высоте нравственности? А если он осуждает и поносит человека — разве это не тонкое убийство? Если он не делится своими излишками с нуждающимися — разве это не род кражи? Если он похотливо смотрит на красивую женщину — разве это не тайный разврат? (Мф. 5, 21—47; 7, 1—5 и др.)
Человеческое сознание никогда не удовлетворится этой узкой, ограниченной нравственностью, какую проявляют хорошие люди из неверующих. Мы не осуждаем этой нравственности Неверов, но хотим показать, что она никогда не поднимется на ту высоту, которая соответствовала бы нашим стремлениям. Ведь граф Л.Н. Толстой, вождь неверия в Личного Бога, никак не мог признать Христовой заповеди о любви к врагам: эта заповедь была непонятна, неприемлема для него, а потому он смеялся над ней и считал неосуществимой. Но если Л. Н. Толстой соглашался ненавидеть врагов своих, то нас, многих миллионов людей, эта заповедь Христова о любви к врагам трогает, пленяет, восхищает. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 44—45, 48),— вот какой высокий православный идеал указывает людям христианская вера. Этот идеал идет навстречу самым возвышенным стремлениям человеческой души. И как жалок в сравнении с ним идеал порядочного человека из неверующих!
Указать идеал совершенный — еще не все. Нужно дать силы к его исполнению, в меру человеческой природы. Христианская вера и дает эти силы в благодатной, непрестанной, вечной помощи Христа Бога. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4—5).
Все добродетели: кротость, целомудрие, смирение, любовь к врагам — все христианин в себе созидает не своими слабыми силами, а при помощи Божией, которая благостно изливается на всякого верующего, усердно текущего по пути совершенства — к богоподобию. А человек неверующий не может достичь относительной нравственной чистоты, так как он — человек, и ничто человеческое ему не чуждо, о помощи Божией он не хочет и слышать, не веря в Бога. Итак, без веры в Бога нет для нравственной жизни прочного, надежного, истинного фундамента.
Затем, такая нравственность без Бога не может в собственном смысле быть названа нравственностью. И наконец, без помощи Бога человек при самых лучших стремлениях не может достичь высоты нравственной жизни. Тут нужно привести и еще одно соображение. Когда православный христианин говорит о нравственности, он понимает под ней истинную христианскую нравственность, то есть православную. Пытки инквизиции, насилия и ложь иезуитов, спокойная и обдуманная жестокость протестантских немцев в недавнюю войну, клевета и гонения на веру православную со стороны обновленцев, григорианцев и иных раскольников — все эти безнравственные дела, недостойные, конечно, даже неверующего порядочного человека, не отрицают нашего положения о том, что нравственным может быть лишь христианин, так как все, что вне Церкви Православной и состоит в явной вражде к ней, не есть истинная христианская вера.
Падение в среде православных христиан нравственности говорит лишь о временной оторванности от благодатного общения с Богом, а эта разобщенность всегда может быть восстановлена у православного христианина через святое Таинство Покаяния. И даже низко павший христианин может взойти на высоту святости после искреннего и горячего раскаяния в грехах, получив прощение в святом Таинстве Покаяния. Примером сего являются преподобная Мария Египетская и много-много чад Церкви Божией, в посте и покаянии просиявших. Общий вывод: истинная православная жизнь может быть только в христианской православной вере!
Священномученик Онуфрий (Гагалюк)
Источник
Нравственность — что это такое, как развить ее. Книги и тренинги
Как развить это качество в себе
Определение нравственности
Нравственность — качество человека, которое характеризуется неким индивидуальным сводом правил, набором качеств, которыми руководствуется человек в своей жизни.
Посмотреть 2 других определения нравственности можно в конце этой статьи.
Дальше мы рассмотрим примеры нравственности из жизни, ответим на вопрос «как стать нравственным» и как развить это качество самостоятельно с помощью книг, упражнений и тренингов.
Что такое нравственнность
Нравственность — это внутренние качества, которыми руководствуется человек, а также этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственность формирует взгляд человека на мир, его внутренние ориентиры и цели, влияет на выбор, отношение к другим, к природе, к себе.
Нравственность — внутренняя оценка человеком своего поведения и поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится как доброе и благое. Безнравственное — недопустимое, нехорошее, вредное.
Нравственные качества человека формируются в самом детстве, но он может совершенствовать и развивать их в течение всей жизни.
Чем более развиты у человек восприятие других людей и эмпатия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. Нравственно то, что делает человека счастливым, не причиняя вреда другим.
Нравственность является синонимом к слову «мораль». Но все же различия между ними присутствуют. Мораль — это свод установившихся в обществе нормативов поведения. Эти правила навязываются человеку извне;, например обществом, соседями, церковью. А нравственность — это внутренние границы человека, самоконтроль. Нравственный человек более сложный и глубокий, чем моральный.
Какими качествами обладает нравственный человек
- Отзывчивость;
- Ответственность;
- Гуманизм;
- Честность;
- Дисциплина;
- Эмпатия;
- Верность;
- Внимательность;
- Достоинство;
- Совестливость;
- Доброжелательность;
- Осознанность.
Примеры нравственности в жизни
- Нравственная система современного американского общества. В основе общества — индивидуализм и личность. Главная ценность человека — его личный успех, которого человек добился сам через опору на собственные качества и силы.
- Во многих произведениях Ф. М. Достоевского поднимаются вопросы нравственности. Например, в произведении «Преступление и наказание» Родион Раскольников решается пойти против всех нравственных принципов и совершает убийство.
Как и в чем проявляется нравственность
- Профессиональная деятельность. Нравственному человеку легче доверять и строить деловые отношения.
- Отношения. Нравственный человек — человек, на которого можно опереться.
- Личностный рост. Нравственность характеризует человека как сложившуюся глубокую интересную личность.
- Психологическое здоровье. Нравственность создает в человеке основу и внутренний стержень, даёт спокойствие и уверенность. Такому человеку легче справляться с различными жизненными ситуациями.
- Творчество. Собственная система ценностей формирует свой взгляд на мир. Это является основой творчества.
Почему нравственность важна и нужна, чем полезна
Зрелая личность
Нравственность характеризует человека как сложившуюся глубокую интересную личность.
Отношения
С нравственным человеком интересно общаться, у него своя индивидуальная точка зрения.
Нравственный человек вызывает уважение.
Индивидуальность
Нравственность формирует индивидуальность человека. Нравственный человек не слепо следует навязанным извне правилам, а сам формирует те принципы, на основе которых он хочет жить.
Внутренний стержень
Нравственность является своеобразным внутренним стержнем, на основании которого строится личность во всех ее проявлениях.
Мнение экспертов про нравственность
«Крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения»
Леонид Кудрявцев
Русский писатель, автор нескольких десятков книг, преимущественно фантастических и детективных, переводчик.
«Нравственная устойчивость личности означает способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. При такой трактовке понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» в сущности совпадают, ибо суть личностной позиции составляет ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки».
В.Э. Чуд-новский
автор публикаций по проблемам соотношения индивидуальных и возрастных особенностей детей, психологии личности, проблемам конформизма и устойчивости личности, способностей и одаренности. В последние годы активно занимается исследованиями психологических аспектов смысла жизни.
Оказывает влияние на личностный рост
Имеет важное значение в обществе
Нравственность — это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить
Э. Дюркгейм
Нравственность — основа всех человеческих ценностей.
Альберт Эйнштейн
Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.
Аристотель
Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого-нибудь, беспрестанно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям не может быть свободен душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.
Конфуций
На каждом шагу надписи: «Не плевать!», «Не сорить!», «Не шуметь», «Не ехать по левой стороне!». Не видел я только надписи: «Не убивать!» А может, подействовало бы?
Станислав Ежи Лец
Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
Марк Аврелий
Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.
Лао-Цзы
Способы развития нравственности

Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»

Психология совести. Вина, стыд, раскаяние

Курсы и тренинги по нравственности
Ниже вы найдете несколько советов о том, как развить нравственность самостоятельно
Нравственность развивается, когда человек начинает думать об интересах других людей. Если происходящее касается не только вас, старайтесь учитывать интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается свобода другого человека.
Подумайте, что нравственность значит для вас. Разберитесь, каким нравственным принципам хотели бы следовать лично вы. Когда вы поймете это, вам будет легче сопоставить эти качества с собой и начать применять на практике.
Когда информация свежа в памяти, ваши действия будут скоординированы с мыслями. Читайте больше о нравственных качествах, например об эмпатии, отзывчивости, доброжелательности, честности и т.д
Уважайте любого человека так, как вы бы хотели, чтобы уважали вас и ваши интересы. Проявляйте доброту и уважение ко всем людям, неважно, знаете вы человека или нет.
Расшифровка термина нравственность, синонимы
- Определение с Википедии: Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины; тем, что изучается этикой. Ссылка на источник.
- Определение с dic.academic: Нравственность — Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Ссылка на источник.
- Синонимы: беспорочность, мораль, благородство, добродетель, целомудрие, честность, этика, этические нормы.
Источник