Можно ли быть нравственным без бога
Содержание статьи
Можно ли быть нравственным человеком без веры в Бога?
24.07.2013 г.
Можно ли быть нравственным человеком без веры в Бога?
В качестве оружия против веры атеисты указывают на примеры жизни некоторых людей, явно не верующих в Бога. Говорят часто: вот врач, прекрасной души человек, отзывчивый, бесплатно лечащий бедняков, по первому зову идущий на помощь, пренебрегая своим покоем и даже рискуя жизнью! И однако этот врач в Бога не верует. Или: ученый инженер и многие другие интеллигенты не позволяют обидеть словом человека, примерные семьянины, а в Бога не веруют. Значит, делают вывод безбожники, и без веры в Бога можно быть хорошим и нравственным человеком.
Как отвечать на это православным христианам? Мы не отрицаем того, что и неверующий может быть порядочным человеком. Дело в том, что атеисты наши живут не на необитаемом острове, но среди православных верующих христиан, и духовная, религиозная атмосфера не может не влиять и на них, хотя они это и отрицают. Христиане своей нравственной чистотой удерживают неверующих от пороков. Притом всякий безбожник, как созданный по образу Божиему, носит в себе черты нравственные. Но мы спросим всех этих неверующих хороших людей: почему вы ведете приличную жизнь? Где у вас основание того, что нужно быть скромными, а не развратными? Отчего вам не грабить, не убивать? Что ответите? — Обманывать неприлично, неудобно, вредно, недостойно человека. А преступник вам ответит: для меня это все и прилично, и удобно. Докажите мне вы, неверующие, что я делаю плохо, когда убиваю или обманываю. Такого основания у неверующих нет. В самом деле, почему бы неверующему человеку не оби-деть беззащитной девушки, если он знает хорошо, что об этом никому решительно не будет известно? Почему не взять миллион, когда не грозит никакая опасность? Кто видит, кто узнает? А наслаждения так заманчивы! Нравственность имеет основание лишь в вере в Бога. Отчего я не грешу, не развратничаю, не обманываю? — Потому что голос Божий зовет меня ко всему чистому, святому, прекрасному. И этот внутренний голос я сознаю в себе не как самообольщение, кем-либо навязанное, а как голос живого Бога, Который читает мои намерения сокровенные, как говорит пророк: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15, 8).
Нравственные требования истинны, прекрасны, святы, обязательны, так как они — законы Бога, Абсолютного, Всесовершенного Существа. Не обычные человеческие идеи, пусть великие и удивительные, лежат в основе жизни христианина: все это неустойчиво, изменчиво, так как оно человеческого происхождения, а идеал Божественный — Сам Бог Слово — указан нам и дан в жизни нравственной. Человек неверующий может указать в качестве последнего основания своей нравственной жизни… себя самого, свое самопознание, или может указать на другого неверующего, более него чистого и авторитетного. На это всегда легко возразить: пусть ваш идеал хорош, но разве не может появиться новый человек, который поставит более высокий идеал, лучший, чем ваш? А у христиан идеал нравственный — вечный, не превзойденный никем. Другого, лучшего, более совершенного идеала никогда не даст никакой человек, потому что идеалом нашей нравственной жизни является Христос Спаситель, Истинный Бог и истинный Человек: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11).
Когда мы присмотримся к нравственной жизни людей неверующих, то заметим, что она очень невысокой пробы с точки зрения требований человеческих. Если человек не убивает, не грабит, не развратничает открыто, можно ли сказать о нем, что он — на высоте нравственности? А если он осуждает и поносит человека — разве это не тонкое убийство? Если он не делится своими излишками с нуждающимися — разве это не род кражи? Если он похотливо смотрит на красивую женщину — разве это не тайный разврат? (Мф. 5, 21—47; 7, 1—5 и др.)
Человеческое сознание никогда не удовлетворится этой узкой, ограниченной нравственностью, какую проявляют хорошие люди из неверующих. Мы не осуждаем этой нравственности Неверов, но хотим показать, что она никогда не поднимется на ту высоту, которая соответствовала бы нашим стремлениям. Ведь граф Л.Н. Толстой, вождь неверия в Личного Бога, никак не мог признать Христовой заповеди о любви к врагам: эта заповедь была непонятна, неприемлема для него, а потому он смеялся над ней и считал неосуществимой. Но если Л. Н. Толстой соглашался ненавидеть врагов своих, то нас, многих миллионов людей, эта заповедь Христова о любви к врагам трогает, пленяет, восхищает. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 44—45, 48),— вот какой высокий православный идеал указывает людям христианская вера. Этот идеал идет навстречу самым возвышенным стремлениям человеческой души. И как жалок в сравнении с ним идеал порядочного человека из неверующих!
Указать идеал совершенный — еще не все. Нужно дать силы к его исполнению, в меру человеческой природы. Христианская вера и дает эти силы в благодатной, непрестанной, вечной помощи Христа Бога. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4—5).
Все добродетели: кротость, целомудрие, смирение, любовь к врагам — все христианин в себе созидает не своими слабыми силами, а при помощи Божией, которая благостно изливается на всякого верующего, усердно текущего по пути совершенства — к богоподобию. А человек неверующий не может достичь относительной нравственной чистоты, так как он — человек, и ничто человеческое ему не чуждо, о помощи Божией он не хочет и слышать, не веря в Бога. Итак, без веры в Бога нет для нравственной жизни прочного, надежного, истинного фундамента.
Затем, такая нравственность без Бога не может в собственном смысле быть названа нравственностью. И наконец, без помощи Бога человек при самых лучших стремлениях не может достичь высоты нравственной жизни. Тут нужно привести и еще одно соображение. Когда православный христианин говорит о нравственности, он понимает под ней истинную христианскую нравственность, то есть православную. Пытки инквизиции, насилия и ложь иезуитов, спокойная и обдуманная жестокость протестантских немцев в недавнюю войну, клевета и гонения на веру православную со стороны обновленцев, григорианцев и иных раскольников — все эти безнравственные дела, недостойные, конечно, даже неверующего порядочного человека, не отрицают нашего положения о том, что нравственным может быть лишь христианин, так как все, что вне Церкви Православной и состоит в явной вражде к ней, не есть истинная христианская вера.
Падение в среде православных христиан нравственности говорит лишь о временной оторванности от благодатного общения с Богом, а эта разобщенность всегда может быть восстановлена у православного христианина через святое Таинство Покаяния. И даже низко павший христианин может взойти на высоту святости после искреннего и горячего раскаяния в грехах, получив прощение в святом Таинстве Покаяния. Примером сего являются преподобная Мария Египетская и много-много чад Церкви Божией, в посте и покаянии просиявших. Общий вывод: истинная православная жизнь может быть только в христианской православной вере!
Священномученик Онуфрий (Гагалюк)
Источник
Можно ли быть хорошим без Христа? | Нижегородская Митрополия
Можно ли быть нравственным человеком и не быть при этом христианином? Бывает ли подлинная нравственность без Бога? Кажется, что ответ на этот вопрос очевиден, но стоит дойти до конкретных примеров и ситуаций — как относиться к эвтаназии, может ли быть ложь во благо или убийство ради справедливости, как становится понятно, что единого мнения тут нет, да и быть не может. Зато разнообразие ответов на этот вопрос позволяет о многом задуматься как верующим, так и атеистам.
Роман Гоголев, историк:
— Есть даже такое понятие — «нравственный атеист». Полагаю, что нравственные атеисты 30–50-х годов были чистоплотнее, порядочнее и, пожалуй, возвышеннее многих из тех, кто сегодня причисляет себя к христианам. Достаточно обратиться к советским фильмам, чтобы понять, какие модели поведения считались приемлемыми и примерными. Важнее, на мой взгляд, вопрос — почему или зачем человек принимает на себя некоторые нормы нравственности и морали как единственно возможные. Вот тут и вступает в дело религиозный фактор. То есть мотивы нравственного поведения могут быть религиозными, но не православными. Человек может верить в добро, в прогресс, в коммунизм… Ну, или может быть каким-нибудь атеистическим экзистенциалистом, который героически остается нравственным, несмотря на полную бессмысленность этого. Выглядит все очень театрально и картинно, нельзя сбрасывать со счетов некоторую романтико-героическую рисовку и прочее… Некоторые люди нравственны, поскольку для них важно, что «скажет княгиня Марья Алексевна», они стремятся в любой ситуации сохранить лицо и некоторую репутацию, мало задумываясь зачем. Достоевский прав в том, что если «Бога нет, то все дозволено», но рамки законов и общественной морали удерживают «социальное животное» различными мотиваторами благополучия и покоя. То есть, нравственный человек без православия возможен, но в 90 процентах случаев его религиозность будет конвертирована в какой-то комплекс умозрительных и априорных идей, в исключительных случаях возможны и просто «твари дрожащие», которые настолько обленились, что не успевают грешить (пришел с работы, а там телевизор, утром встал, снова на работу, так вот никого и не убил за 50 лет), но и добродетельных поступков такие люди не совершают. Резюме: для нравственного поведения всегда необходима мотивация.
Иеромонах Лаврентий (Собко):
— Тут нужно начинать с определения нравственности. Она же по-латински мораль — от «морес» — обычай. Человек — существо социальное, без социума — это маугли (реальный, а не из сказки). Обычаи везде разные. Итого — человек может, например, приносить детей в жертву молоху (или делать аборты) и быть вполне религиозным и высокоморальным (то есть его поведение соответствует обычаям, и окружение одобряет). В нашем обществе нерелигиозный человек, в большинстве своем, пока еще моральный, так как вырос в христианском контексте, но планка постепенно снижается, так что сложно сказать, будет ли его нравственность христианской.
Ольга Хожайнова,
многодетная мама:
— Религиозный человек может поступать безнравственно, и, наоборот, нерелигиозный быть нравственным, в этом мы все равны: постоянно падаем, встаем. Разница лишь в том, что религиозный все-таки больше понуждает себя.
Людмила Журбицкая,
художник-дизайнер:
— И верующие, и просто религиозные люди могут совершать безнравственные поступки, причин и следствий тому море. При этом нравственный человек, не причисляющий себя ни к какой религии, может быть уже на пути к вере.
Божии заповеди, Евангельские истины, даны людям, чтобы они ориентировались на них и вели себя соответственно им. Христианин должен стремиться к идеалу, в этом его духовная тяжелая работа. Но нравственные вершины и идеалы могут быть заложены и в неверующего человека — например, родителями, которые хоть и не говорили о Боге, но жили праведно, или он сам может дойти до них, ища созвучные душе, которая по сути христианка, и таким образом выбрать правильные ориентиры. Может быть, в роду у него были верующие, и нравственность передается из рода в род. Но если нравственный нерелигиозный человек начнет воинственно возводить хулу на Духа Святого, от добродетелей его ничего не останется, у агностика в таком случае больше шансов.
Протоиерей Андрей Самсонов,
секретарь Лысковской епархии:
— У меня в жизни был случай, когда я с группой паломничал по Святой земле. В один из дней возникла дилемма: появилась возможность поехать на Мертвое море, и часть группы захотела поехать, а часть — нет. После долгих споров все же решили отправиться туда. И вот когда мы уже приехали, выяснилось, что поездка платная и недешевая — 20 долларов. И тут та часть, которая не хотела ехать, начала паниковать, в результате весь автобус паломников перессорился между собой. А пока творилось все это безобразие, наш водитель, араб-мусульманин, просто, молча, пошел и заплатил за всех из своего кармана. И никому ничего не сказал. К счастью, позже это открылось, мы устыдились и возместили ему деньги, но этот урок запомнился навсегда. К чему я это вспомнил? Соглашусь, что православному человеку не надо объяснять, почему нужно быть нравственным. Но при этом мое личное убеждение, что высоконравственным может быть любой человек, невзирая на религиозные убеждения. Есть правило, которое сформулировано в Евангелии: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7:12). Оно действует и для нас, и для людей других религий, и для неверующих. Главное, чтобы человек прислушивался к своей совести. Ведь совесть — это голос Бога в сердце каждого из нас, совет от Бога. Следуя ему, любой может поступать нравственно и быть примером для других.
Сергей Голубев,
катехизатор:
— Фарисей был и нравственный, и религиозный, а мытарь никакой, но после своего покаяния ушел более оправданный, нежели фарисей. Понятия нравственности и религиозности давно сформулированы в Священном Писании. По мне, так одно из другого вытекает. Но когда представления о нравственности диктует не Евангелие, а современное общество, то неизбежны перекосы, и тогда черное может назваться белым, а белое — черным.
Мария Сидоренко, пенсионерка:
— Конечно, может! Еще Эммануил Кант писал, что его больше всего восхищают «звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Более того, нравственность атеиста или агностика имеет большую ценность, так как она абсолютна и не зависит от страха перед Богом, в отличие от нравственности религиозного человека, который, во-первых, боится Бога, а во-вторых, надеется на награду в последующей жизни. И я знала абсолютно чистых и нравственных нерелигиозных людей. Мне кажется, мотивация для нравственного поведения очень проста: мне так удобнее и комфортнее, «душа на месте». Другой вопрос, что понятие «нравственность» у каждого своe. В рамках одних понятий, например, допустимы и нравственны ситуации, когда можно ограбить. Или украсть. Или даже убить. При определенных обстоятельствах, конечно. В то же время и с точки зрения закона, да и, наверняка, с точки зрения большинства людей, это недопустимо никогда. Есть много различий: в христианстве нравственно «подставь другую щеку», в иудаизме — «око за око, зуб за зуб», а в исламе — «убей неверного» (который тебе ничего плохого не сделал), а в индуизме — «вообще никого не убей», даже комара, который жалит тебя, так что критерии нравственности у религиозных людей тоже весьма различны.
Подводя итог дискуссии, хочется привести слова знаменитого апологета христианства Клайва Льюиса: «Желание «быть хорошим без Христа» зиждется на двух ошибках. Во-первых, это вам не под силу, во-вторых, это не цель вашей жизни. Нельзя взобраться самому на высокую гору праведности, но если бы мы и взобрались, мы бы погибли во льдах и разреженном воздухе. Начиная с определенной высоты, не помогут ни ноги, ни топорик, ни веревка. Нужны крылья; дальше придется лететь».
Подготовила Татьяна Фалина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Источник
Разве человек не может быть нравственным без Бога? | Вопросы и Ответы
Разве человек не может быть нравственным без Бога? Вопрос не о спасении, а именно о нравственности, отношениям между людьми.
Эдуард Опубликованный новый комментарий 20.08.2020
Без Бога человек не может ничего.
Может ли быть человек в определённую меру нравственным, не зная Истинного Бога? Может. Это называется естественным нравственным законом. Подробнее тут.
Надежда Романова Изменил статус на опубликованный 06.04.2020
Люди, не имеющие истинной веры могут совершать нравственные поступки. Как пишет святой Апостол Павел, сознание нравственного закона (Рим.2:14) свойственно и язычникам. Это не признак принадлежности именно к Церкви — это признак принадлежности к человеческому роду.
Другое дело, что мы неизбежно оказываемся перед вопросом — а что значит быть нравственным? Кто устанавливает тот нравственный закон, которому мы должны соответствовать? Без Бога само понятие нравственности повисает в воздухе — если мы должны поступать определенным образом, то кому должны? Соседям? Государству? Если (как это неизбежно в мире без Бога) той или иной группе людей, то почему именно этой, а не другой?
Объективный нравственный закон требует признавать реальность Законодателя — а значит, и постараться выяснить, что это за Законодатель и чего Он от нас хочет. Если мы не хотим задумываться о том, на чем основаны наши представления о нравственности и не хотим искать истину, нашей нравственности явно чего-то не хватает.
Сергей Ответил на вопрос 31.03.2020
Смысл соблюдения заповеданных Христом нравственных норм как раз в Спасении. Самим Христом четко сказано, какие нравственные нормы и действия ведут к Спасению, а какие – нет.
Если же понимать нравственность как нормы, регулирующие отношения между людьми, тогда и содержание нравственности может меняться в зависимости от общества.
В основе нравственности — понятия добра и зла, справедливости, стремление к добродетели. Если добродетелью сделать не христианские нормы, а языческие представления о справедливости? Что тогда будет с нравственностью?
Есть шутка относительно «двойной морали»:
— Ты знаешь, в чём разница между добром и злом?
— Добро — это когда я украду чужой скот, а зло — когда у меня украдут.
И в истории множество примеров того, что для «общественной нравственности» нормой была жестокость.
Таким образом, конечно, человек может быть нравственным без Бога. Только что это будет за нравственность?
Христианские авторы нередко разделяют понятия моральность и нравственность для того, чтобы различить «общественную» нравственность (мораль) от идеальной нравственности, основанной на естественном нравственном законе.
Наталья Ответил на вопрос 08.07.2020
Источник