Можно ли быть национал социализм

О национал-социализме

Предупреждения

1. Являюсь сторонником «любой» жизнеспособной политической идеологии, способствующей усилению исповедующего её общества / государства по «интегральному» показателю. (Фактически «идеология Силы» одна, но её конкретные проявления различаются для отдельных наций, геополитических и прочих внешних и внутренних условий.)
2. Откровенно глупые и / или непродуманные определения [в том числе идеологий] меня не интересуют. Отдельные ляпы можно рассмотреть в качестве показательных примеров, но лучше уж попытаться найти адекватную трактовку.
3. Авторов отдельных утверждений не указываю «для чистоты исследования» и во избежание «переходов на личности». Рекомендованные к прочтению материалы указаны после текста.

Тезисы

Что такое национал-социализм?
Два слова через дефис.
Точнее, составное название. Как правило, политической идеологии, а не сорта моркови. «Представители интеллектуального большинства», убеждённые в существовании абсолютной истины, лезут за определением в словари, не утруждаясь дальнейшими поисками. «Фашизм, нацизм, наши предки боролись с…» и возмущённые общечеловеческие глазёнки.
Не стоит злиться из-за чужой поверхностности — овцы для того и созданы, чтобы их перегоняли с лужка на лужок, стригли и / или резали. В касающихся политики вопросах доверять энциклопедиям так же глупо, как демократам: чтобы узнать чуть больше, придётся включить соображалку с модулем критического восприятия.
Из одних и тех же базовых предпосылок можно сделать разные выводы. И не только потому, что демократические пропагандисты заинтересованы в терминологической путанице.
«Что ни делает дурак, всё он делает не так» (с) народное. Некоторые называют себя национал-социалистами, будучи неспособными обосновать определение НС-идеологии. Например, составляющая «национал-» означает нацизм, национализм, или для вас это одно и то же? И почему не социал-национализм?
Странно говорить с кем-то о национал-социализме без взаимного согласования «внутренних» словарей — отчасти для обозначения основных ветвей возможных трактовок данный текст и создан. Излагаю своё понимание и изучаю варианты.
Рассматривая НС как «явление», а не идеологию, вы наверняка запутаетесь в малозначимых мелочах — деталях реализации в разные моменты времени, программах партий и т.д. Полагаю, имеет значение прежде всего суть: какие черты должны присутствовать в идеологии, чтобы можно было называть её национал-социалистической? Желательно также, чтобы подходящие под набор критериев предложения оказались «жизнеспособными» и эффективными…

Начну с базовых терминов. Нацизм — идеология, при которой представители одной нации считают вполне естественным паразитировать или захватывать ресурсы у представителей другой нации на основании только национальной принадлежности.
Национализм — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. «Нация — первична, государство — вторично» — основной лозунг национализма.
Справка по теме: до начала Великой Отечественной Войны, Третий Рейх считался союзником СССР. В первом строили национал-социализм, во втором — интернационал-социализм. Декларировалось социальное государство, а такие страны не могут быть врагами. Когда армия Третьего Рейха перешла границы СССР, советскому агитпропу необходимо было решить задачу по дискредитации политического строя Германии. Растиражировали сокращение «нацизм», к которому прилепили термин «фашизм» (в его неправильном понимании). Таким образом, воевавшие бойцы Красной Армии уже бились с нацистами и «фашистами», но не с социалистами. После окончания Второй Мировой Войны термин «нацизм» стал расхожим ярлыком, используемым для очернения политических противников.

По первому слову составного названия идеологии. На мой взгляд, националистическая составляющая присутствует непременно. Учёт потребностей титульной и, предположительно, интегрально сильной нации (т.е. не только воровать, торговать и размножаться умеют, но и способны к образованию прочной конкурентоспособной системы-государства), означает «жизнеспособность» идеологии. Кроме того, «национал-» есть сокращение от национализма, а не нацизма (определения терминов приведены выше). Нацизм, как правило, нерационален (могу обосновать, если интересно).
Несомненно, детали реализации националистической экономической и политической программ различаются. «Кадры решают всё»: что за партия, какие лидеры, насколько продуманные заявления делают, признают ли различия между нациями и тому подобное. Можно декларировать прекрасные с точки зрения идеологии / пропаганды базовые принципы, но оказаться не в состоянии их реализовать. Или продвигать лозунги, которые красиво звучат, лидируя до тех пор, пока кто-то не покажет их сторонникам содержимое фантика.

По второму слову составного названия идеологии. «При чём тут социализм»? А не при чём! Единственная честная трактовка, которую я считаю жизнеспособной, говорит, что «социалистическая» составляющая означает лишь намерение националистов заставить государство заботиться о стержневой нации [определёнными методами]. Как минимум. Или создать своё государство на месте старого, тоже вариант.
Этимологически «социализм» означает «общество», так что НС вполне может трактоваться именно в данном варианте. Политический / государственный (а не, например, «бытовой») уровень национализма. Как практически любая политическая идеология, нацеленный на экспансию во власть (подчинение общества своим идеям). Потому и не социал-национализм, что «социалистическая» составляющая по значимости даже не наравне с националистической, а всего лишь уточняющий указатель. (И значит, каждый, искренне агитирующий власть за покровительство титульной / сильнейшей нации есть национал-социалист. Просто и понятно.)

Читайте также:  Можно ли похудеть есть бп

Насколько я знаю, даже Гитлер признавал социалистическую составляющую названия неудачной.
«Название «социалистическая» неудачно. Во всяком случае, оно означает не то, что мы должны социализировать предприятие, а только то, что мы можем это сделать, если их владельцы будут действовать во вред интересам нации. В настоящее время они этого не делают, а потому было бы преступлением разрушать народное хозяйство.» (1).
Основ капиталистического строя фюрер затрагивать не собирался, «разве только понадобится для блага государства». И вообще, социализм — «понятие полемическое: оно направлено против «марксизма», против коммунистов и социал-демократов. Нужно вырвать притягательное знамя социализма из рук интернационалистов. Нужно представить дело так, что в 1918 году социал-демократы, «ноябрьские преступники», предали не только родину, но и социализм, пав на колени перед мировой биржей, международным капитализмом.» (1).
Раскрученная марка социализма просто трактовалась «по Освальду Шпенглеру». А у того социализм есть германское сверхличностное единство, противоположность индивидуализму англичан, связь приказа и послушания; общественный порядок, основанный на авторитете, диктатуре организации, принципе служения государству и т.п. Маркс, дескать, «не понял» («как философ он был всецело во власти английских идей, английского стиля, в плену капиталистических категорий», угу), а Шпенглер разъяснил. Вот и всё.

Заканчивая с изложением своего понимания, скажу кое-что о практике становления НС организаций. Естественно, для успеха какой-либо партии мало заявить о следовании ценностям национал-социализма. В условиях современной России можно прекрасно популяризоваться на проблеме избыточных иммигрантов-вселенцев, но кто намерен стать властью, тот обязан создать многостороннюю программу. Опираясь на результативные методы решения всех существующих проблем общества, а не только наиболее актуальных. Тогда продуманность привлечет интеллектуалов и сочувствующих идеологов, которые, в свою очередь, сагитируют ещё больше потенциальных избирателей.
Но, к сожалению, пока «системной избирательной программы» не наблюдал. Как и партии с лидерами, способными реализовать подобное.

Варианты других трактовок, фрагментарно

Марксизм-ленинизм, общие права на средства производства и тому подобное нынче даже в качестве приманки не годится. Т.е. всё то, что традиционно понимается под социализмом, неэффективно. Потому определение НС как «идеология, политическое движение и система власти, основанные на использовании лозунгов национализма и социализма» не годится. А многие, призывая объединяться под НС лозунгами, забывают отмежеваться от Маркса и прочих…
Встречаются утверждения вроде «мы — социалисты, потому что капитализм есть узаконенный грабёж тружеников». Ага, «устраним эксплуатацию человека человеком» и другие хорошо знакомые старые басни. Предприниматель получает больше, чем те, кто на него работают, не за просто так. За риск, активность, предприимчивость и т.д. Неспособность государства реализовать эффективную экономическую политику, уменьшив разрыв между богатыми и бедными (как пример: «воров в законе» пересажать, да олигархов из числа тех, кто много награбил и ничего стране не дал, да паразитам пожизненное устроить) — отдельный вопрос, и социализм тут не при чём.
Обеспечить условно «достойную» зарплату «простому труженику» (а не ввозить иммигрантов, которые меньше денег требуют) есть вопрос адекватности / «справедливости» политики в целом, а не социализма в частности.

Есть варианты понимания вроде «…сущностное отличие национал-социалиста от обычного националиста заключается в конечных целях. Если типовой националист свято уверен, что для начала нормальной жизни русского народа достаточно изгнать из страны всех иноземцев и все должности в государстве, экономике и культуре отдать в руки русских людей, то национал-социалист сугубо убеждён, что это не конец борьбы, а лишь начало.»
Определение «типового националиста», как видите, странное. Конечно, если выборка делается со слов теледикторов или по результатам личного общения с несколькими парнями из ПТУ, назвавшими себя националистами, то… Такую трактовку национализма считаю очевидно неадекватной (или даже оскорбительно-бездоказательной), а потому не рассматриваю.

«Последовательный националист желает улучшения условий существования своей нации, последовательный национал-социалист — улучшения самой нации. Здесь и проходит барьер между национализмом и национал-социализмом.»
«Любовь к своей нации», выраженная в конкретных результативных политических действиях, может привести к изменениям политики государства. Меняются принципы распределения благ — меняется общество. И наоборот. Любой политик, решения которого заметно влияют на принципы, например, демографической политики, уже в чём-то «меняет нацию». А значит, «барьер» из цитаты несколько размыт, но тоже имеет право на существование. («Любовь к своей нации» вроде «мы хороши и лучше быть не может», не подразумевающая возможности улучшения — маразм, а не национализм.)
Евгеника, сознательный отбор, разъяснительная работа по значимости социальной составляющей мотивации (не путать со стадностью) и т.п. как средства «улучшения нации» — одобряю.

Ещё вариант определения: «национальная власть и социальная справедливость». Во-первых, «национальная» власть не означает «национально-ориентированная». Во-вторых, «справедливость» надо определять подробнее. Обычно понимается как «всем побольше пообещать».

«Hационал-социализм есть народная общность! Только тот, кто прошёл испытание народной общностью, может быть настоящим национал-социалистом.»
В баню ходил?

«Национализм — идеология и политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму общественного единства.»
Нация — не обязательно основа для самостоятельного государства, есть и нации-паразиты (если к ним вообще применим термин «нация»). «Высшая форма общественного единства» — словоблудие…

Читайте также:  Можно ли есть рис с майонезам

Ссылки и литература

(1) Устрялов Н.В. «Германский национал-социализм».

Источник

Чем фашизм отличается от национал-социализма

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. —«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Читайте также:  Можно ли есть и пить сладкое при панкреатите

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса — это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

Источник