Можно ли быть на литургии без причастия
Содержание статьи
иеромонах Иов (Гумеров). Можно ли находиться на Литургии, но не причащаться? / Православие.Ru
Вопрос:
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как понимать Правило 9 Святых Апостол: «Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного». Это что, значит, что стоять на литургии и не причащаться — преступление, караемое церковными законами, грех? Или есть еще какие-то примеры толкования этого правила?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Этим правилом выражено понимание Литургии как общего дела (греч. leiturgia – общественный, ergon – дело, труд). Общим может быть оно только тогда, когда все присутствующие в храме приобщаются Тела и Крови Христовой. Ради Святых Тайн и совершается Евхаристия. Если люди молятся во время Литургии, но не причащаются, то не достигается молитвенная соборность. Нет молитвенно-духовного единства общины. В первенствующей Церкви было немыслимо, чтобы кто-то, молясь за Литургией, не принимал Святые Тайны. Это сохранялось и в последующее время. Поэтому при формировании чина Литургии появились прошения об оглашенных. С началом Литургии верных оглашенные должны были покинуть храм, потому что они, как не крещенные, не могли причащаться. С возникновением христианского государства в Церковь вошло много номинальных членов, которые не понимали и не переживали таинства евхаристии. Они редко причащались. Таких прихожан и имел ввиду Антиохийский собор (341 г.), который, опираясь на 9-е Апостольское правило, постановил: «Все входящие в церковь, и слушающие священныя писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получить оное» (2-е правило). Постепенно среди церковного народа все больше становилось, людей, которые не переживали литургию как главное событие их духовной жизни. Неизбежным следствием этого стала наблюдаемая ныне практика: большинство людей приходит на литургию только помолиться. Молитва, конечно, нужна, но плодом ее должно единение верующих у единой Чаши Жизни. Все должны быть в общей любви, соединяясь с Христом. Охватывающая всех единая духовная радость предполагает евхаристическую соборность.
«Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе – великолепный миг,
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.
Евхаристия, как вечный полдень, длится –
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех Божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится».
(О.Э.Мандельштам. 1915 г.).
Отступая от принятого словоупотребления, поэт называет Чашу дароносицей, потому что в ней находятся Святые Дары, вынесенные из алтаря для причащения верующих. В руках священника под ярким июльским светом, струящимся из-под купола, она похожа на солнце – образ, усвоенный Церковью, Христу Спасителю: лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр.1:16). Евхаристия при общем причащении переживается как приобщение к вечности (вечный полдень) и нескончаемой радости. В слова играют и поют метафорически передано состояние внутреннего ликования (ср. выражение взыграла душа моя), которое соединяет всех у св. Чаши. «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский).
18 апреля 2005 г.
Источник
Святитель Иоанн Златоуст: Кто не причащается — не стойте нагло, уходите после чтения Евангелия | Публикации
Можно ли ходить на Литургию, но не причащаться на ней? Вопрос не праздный.
Ещё десять лет назад большинство читающих этот текст удивлённо вскинули бы брови: ну конечно, можно! Странный вопрос… Мы же не для причастия только в церковь ходим.
Но вот отгремели в печати баталии между сторонниками «частого причащения» и любителями дореволюционного ежегодного «говения и приобщения», вышел эпохальный документ «Об участии верных в Евхаристии», поколение молодых священников потихоньку сменяет заслуженных «перестроечных» протоиереев, привыкших к другому — и перед христианами, всерьёз приходящими к Богу, возникает вопрос: как быть, если прекрасно знаешь, что Литургия — это единый священный порыв к соединению со Христом в Его Тайнах, но причащаться ты не готов (причины неготовности трогать здесь не будем).
И вот из глубины веков таким сомневающимся громогласно отвечает Иоанн Златоуст. Этот огненный епископ жил во времена, когда в недавно гонимую Церковь, вдруг ставшую «государственной», хлынули потоки маловерующих византийских граждан. Многие из них вроде и верили. А вроде и не верили. Как мы сейчас сказали бы, просто «крестик носили». Ситуация, в общем, чем-то похожа на наше дореволюционное время, но и на нынешнюю эпоху тоже. А потому весьма интересно, что же по поводу присутствия на Литургии непричащающихся говорил святой Иоанн.
А говорил он очень просто: кто не готовился, уходите сразу после первой части Литургии, вместе с оглашенными — с теми, кто только готовится ко крещению, и кому положено уходить после слов диакона «Оглашенные, изыдите!». Это, напомним, примерно после чтения Евангелия. И проповеди — она как раз должна быть тут, но в нынешней практике часто переносится на конец службы.
«Для чего взывает [диакон]: «Изыдите те, которые не можете молиться Богу», а ты стоишь нагло? Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься, чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им? Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака».
Общий посыл вдохновенной проповеди прост: к Литургии надо относиться серьёзно. Если христианином назвался — будь им. А это значит: живи честно, стремись к Богу, старайся всегда помнить, что ты — член Церкви. Если так себя ведёшь — значит, тебе можно причащаться. А если можно — то причащайся постоянно, а не только по праздникам. Причащайся, испытывая себя, смиряясь, со страхом и трепетом. Но — причащайся!
Вот какой пример приводит Златоуст:
«Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашён на трапезу, пошёл туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришёл на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь [после всего этого] оставаться [на Литургии] и не причащаться от этой Трапезы?»
А если называешь себя недостойным, и говоришь, что к Чаше тебе сегодня нельзя подходить, значит — покидай собрание после возгласа: «Оглашенные изыдите», и не дерзай оставаться дольше. «Всякий, не причащающийся Таин, стоит бесстыдно и нагло», — комментирует святитель наше поведение.
Выводы? Целью нашей должно стать изменение жизни, приближение её ко Христу, постоянная память о Нём, радость соединяться с Господом на воскресных литургиях, нежелание грешить и отдаляться от дружбы с Богом.
Что делать, если причащение за каждой Литургией пока что кажется нам недостижимым идеалом, и желания приобщаться на каждой службе у нас нет, и всю неделю мы о Боге почти не вспоминаем? Ни в коем случае не причащаться «насильно», потому что прочитали в интернете, и «так положено». Так и вправду положено, но всё это только для христиан, с покаянием, радостью и желанием идущих на службу.
Остальным что?
Во-первых, поставить цель постоянного причащения и каждодневной жизни с Богом. Во-вторых, предлагаем то самое упражнение: уходить после возгласа «Оглашенные, изыдите».
Зачем? Чтобы дать понять себе, чего лишаемся. Чтобы не самообманываться: мол, Литургию отстоял, ко кресту приложился, и с чистой совестью иду домой. Не с чистой! Уходи покаянно после Евангелия, и, глядишь, через пару недель душа сама запросит подготовиться и остаться на службе до конца, и причаститься.
Что, даже если праздник будет, с молебном и освящением яблок? Как же я уйду? Так и уходи — зато честно всё будет. Ну, можно подождать на лавочке у входа, и после окончания Литургии, когда радостно скажет батюшка «С миром изыдем» и врата закроются, войти в церковь и помолиться на молебне — очень хорошая вещь.
А если я так совсем разленюсь, и не буду ходить в итоге в храм? Значит, плохая идея была — можно, посоветовавшись с батюшкой, оставаться на Литургии до конца и не причащаться. Но, во всяком случае, скорбеть, что Чашу проносят мимо тебя. Отец Андрей Ткачёв, например, на вопрос, ходить ли на Литургию, если не причащаешься, отвечал, что, мол, время сейчас у нас такое трудное, что лучше ходить — хотя бы стоять и слушать для начала каждое воскресенье службу.
Поэтому, узнав об этой проповеди Златоуста, с рассуждением подойдём к тому, что в ней сказано. Слова очень важные и полезные, но как сделать так, чтобы на пользу они пошли нашей конкретно душе, тут поразмыслим. Помолимся святому Иоанну, попросим помощи. Он обязательно поможет, и жизнь наша потихоньку выправится, встанем мы на твёрдую почву и будем вместе карабкаться к Царствию Небесному.
Будем ещё ждать воскресного дня, как самого счастливого в неделе, будем бежать на Литургию вприпрыжку, и моменты страшной и прекрасной службы будут ещё для нас самым главным временем в жизни.
И тогда всё наше существование превратится в удивительное время радости о Боге, и Его присутствия у нас в сердце. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Источник: У стен Церкви
Источник
Можно ли посещать Литургию и не исповедоваться и не причащаться? | Вопросы и Ответы
Мария (анонимный)
08.01.2021
Добрый день!
Совсем недавно стала посещать церковь исповедоваться и причащаться, но многое не знаю. Хочется посещать литургию когда это возможно потому что работаю, но не всегда получается держать пост по 3 дня перед причастием и исповедью. Можно ли посещать Литургию и не исповедоваться и не причащаться? Будет ли это оскорблением Бога. Потому что читала что тебе дают, а ты брать не хочешь (Кровь и тело Христово) лучше совсем не ходить. Как быть подскажите? Спасибо.
Добрый день!
Думаю, Вам стоит поговорить со священником лично, чтобы решить как совместить Ваши возможности с исповедью и причастием.
Что же касается того, чтобы быть на литургии и не причащаться, то это, увы, наша реальность. Хотя так быть не должно, ибо к каждому, кто стоит в храме, обращается Христос: “Примите, ешьте, это мое Тело, … пейте от нее (Чаши) все, это моя Кровь”. Древние христиане не знали такого понятия как “постоять” или “поприсутствовать” на литургии, каждая возможность причащения была им в радость. А потом вера оскудела и в Церкви появилось много правил, которые сейчас регламентируют подход к Чаше. Не могу дать оценку — хорошо это или плохо, но приходится принимать как данность. Впрочем, своих прихожан я призываю причащаться как можно чаще, у нас на приходе в воскресный день причащается не менее 90% прихожан. К этому и надо стремиться.
Здравствуйте!
Трёхдневный пост перед Причастием это русская традиция, связанная с редким Причащением. Первое тысячелетие христианства этой традиции не знало. Она возникла в Средневековье в следствии духовного упадка. С возрождением духовной жизни правила поменялись. Поэтому еженедельное или даже более частое Причащение обязательности этого поста не предусматривает.
К сожалению, на приходах есть разная практика в этом вопросе и есть много священников придерживающихся традиционного подхода.
Вам надо поговорить об этом со священником храма в который Вы ходите и у кого исповедуетесь. Обьясните что хотите часто причащаться, но не в силах выполнять трехдневный пост. На приходах братства Всемилостивого Спаса (это десятки приходов в Москве связанных с епископом Пантелеймоном (Шатовым), прот. Владимиром Воробьёвым, покойным прот. Димитрием Смирновым и др., например, не вкушают, накануне (за день) до Причащения мяса, и этим ограничиваются, в других не требуют и этого.
Общее правило здесь таково. Чем реже человек причащается тем строже телесный пост и наоборот.
Александр Отредактированный ответ 29.01.2021
Как раз пренебрежение Телом и Кровью Христа — Великим Даром, оскорбление Бога.
Про пост говорить надо с духовником, а не соблюдать его по шаблону. Для каждого человека это обсуждается индивидуально. Причащайтесь и исповедуйтесь обязательно.
Бог в помощь!
Алексей Ответил на вопрос 08.01.2021
Исповедь и Причастие в любом случае дело добровольное, требует настроя.
У каждого собственная реакция на общение с Богом, потому если не готовы внутренне, то Причащайтесь по силе, а Исповедуйтесь перед Причастием и при возникновении ситуации, требующей Божьего разрешения. Если желания на Причастие не возникают, то об этом нужно особо подумать, поговорить с духовником, с батюшкой, покапаться в себе.
Когда не готовы, но стремитесь в храм, то это похвально. Всегда будет здорово для души придти на Богослужение.
Vlad S Отредактированный ответ 09.01.2021
Да, можно. Но участвовать в Таинствах по мере возможности тоже необходимо. Кстати, исповедоваться можно без предварительного поста. Пост обязателен перед Причастием.
С уважением,
Максим7603 Отредактированный ответ 10.01.2021
Источник
Подготовка к Причастию: Церковь не ставит перед человеком невыполнимых требований
В документе «Об участии верных в Евхаристии» говорится, что перед причастием мирянину надо быть на вечернем богослужении и соблюдать пост. На возникшие в связи с этим читателей «Фомы» ответил участник Межсоборного присутствия, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
В документе «Об участии верных в Евхаристии» очень взвешенно и разумно объясняются причины тех или иных церковных требований. В данном случае, речь идет о том, что церковная служба – это целостное пространство, которое начинается с вечернего богослужения. Поэтому естественно предполагается, что человек, который намеревается приступить к Причащению – апогею богослужения, должен в нем участвовать с самого начала.
Но при этом в документе говорится, что невозможность для человека по объективным причинам присутствовать на вечернем богослужении, не до конца вычитанное им молитвенное правило, или какие-то другие внешние условия не могут быть абсолютными препятствиями для допуска человека к причащению. Это вопрос, который должен решать духовник. Именно он вправе определить, на самом ли деле отсутствие человека на вечернем богослужении было связано с какими-то объективными причинами или просто ему было лень пойти на службу, когда все возможности для этого имелись.
Что касается поста в субботу, то в документе сказано, что люди, которые соблюдают все уставные одно – и многодневные церковные посты и регулярно причащаются – еженедельно – могут, в согласии со своим духовником, получить благословение на несоблюдение поста в субботу или соблюдение поста в усеченном виде. Например, вкушение постной еды на ужин или отказ от ужина как такового. То есть возможны разные варианты в зависимости от здоровья человека, его жизненных нагрузок, среды, в которой он живет. Есть множество различных факторов, которые требуют своего решения в каждом конкретном случае. Здесь не может быть какого-то универсального правила. Однако – еще раз подчеркну! – это касается только тех случаев, когда человек – верное чадо Церкви, соблюдает все однодневные и многодневные посты, то есть живет в том ритме, в котором живет вся Церковь.
Но совершено другое дело, когда речь идет о прихожанах, которые причащаются редко или крайне редко. Если человек причащается, например, раз в месяц или раз в полгода, и при этом не соблюдает однодневные и многодневные посты, тогда естественно, что для того, чтобы его допустили к Святому Причастию, он должен совершить хотя бы какой-то минимальный труд подготовки — говения. Например, в Синодальный период, когда люди в большинстве причащались раз в год, это была неделя говения. Позднее, в советское и постсоветское время, многие духовники благословляли подготовку в виде трехдневного поста или четырехдневного.
В целом здесь должна быть следующая зависимость – чем чаще человек причащается и чем более интенсивной церковной жизнью он живет, тем менее обременительными должны быть условия его подготовки к Святому Причащению. Потому что каждый день недели для такого человека должен быть этапом подготовки к участию в литургии и причащению.
Если у человека нет духовника, то помочь ему решить все эти вопросы может тот священник, у которого он исповедуется. Духовник – это крайне желательное, но не безусловное требование. Все свои вопросы человек может решить в разговоре с тем священником, служащем в храме, куда он ходит, кому исповедуется, с кем общается. Ведь документ «Об участии верных в Евхаристии» адресован не только к прихожанам: он адресован и к духовенству, которое должно понимать, что высшая церковная власть дает священникам право при определенных условиях делать послабление для человека. И, конечно, стоит помнить, что сама Литургия и есть главная подготовка человека к участию в Святом Причащении. Хотелось бы надеяться, что принятый Архиерейским совещанием документ послужит для вдохновения верных чад Церкви к более внимательной подготовке к Божественной Евхаристии – сердцевине духовной жизни, – и побудит к более частому причащению с полноценным и активным участием в совершении Литургии – общего дела, заповеданного нам Христом Спасителем.
Источник
Нужно ли причащаться на каждой воскресной службе? / Православие.Ru
Действительно, существует такое мнение, что православный
христианин должен причащаться на каждой воскресной
Литургии.
В принципе, теоретически – это очень хорошо. Ведь
Господь, по сути, нас к тому и призвал. Для того и
совершается Таинство Евхаристии. И возглас священнический
«Вонмем. Святая святым» обращен к нам и
переводится как «Будем предельно внимательны!
Святая, т. е. Тело и Кровь Христовы преподается святым
– т. е. всем нам – царственному священству,
освященному в Таинстве Крещения и добывающему благодать
Божию усилием очищения своих души и тела от греха,
происходящими в Таинстве Исповеди, в молитве, в посте, в
добрых делах». И эти люди, максимально очистившиеся
с Божьей помощью, приходят, чтобы им была преподана
величайшая святыня Евхаристии, которая соединяет их с
Богом. И происходит дивное преображение, воскресение,
исцеление человека во Христе!
Потому, конечно же, причащаться нужно. Желательно почаще.
Причащающийся человек максимально полнокровно участвует в
Литургии, проживая ее огненно, воистину Божественно,
словно пылающий любовью к Богу серафим.
Каждый, желательно со своим духовником или со священником,
которому он доверяет, должен выработать максимально
приемлемую для себя норму причастия, если так можно
выразиться. Потому что легко попытаться, скажем образно,
лечь под эту «духовную штангу», мысленно
наложить на нее металлических тяжелых «блинов»
для веса и в горячке рвануть ее. Но этой штангой можно
проломить себе грудную клетку в худшем случае, а в лучшем
– разорвать себе мышечную ткань. И остаться
инвалидом. Такие случаи в церковной практике тоже
известны. Человек по собственному произволу берет на себя
духовный подвиг не по силам, а потом не может его
выдержать. Бывало, когда люди из-за этого даже уходили из
Церкви. В этом случае очень полезны книги святителя
Игнатия (Брянчанинова) «О прелести» или
«Аскетические опыты». Ведь вспомним, например,
печерского преподобного Исаакия Затворника, который помимо
воли настоятеля без благословения ушел в затвор, там через
некоторое время стал жертвой беса, и преподобные отцы
потом несколько лет вымаливали его у Бога, потому что он
лежал будто бы мертвый в параличе, немой.
Нужно все соразмерять со своими силами. Легче всего в
романтическом энергичном порыве взять низкий старт, а
потом угрюмо и мрачно сойти с дистанции, потому что не
выдержишь добровольно возложенного на себя подвига.
Я своим прихожанам иногда в шутку говорю. Если сравнивать
православного христианина с каким-нибудь животным, то это
точно не гепард, который со старта развивает скорость в
сто километров. Да, он ее развивает. Но не может бежать с
ней все время. Это его стартовая скорость, хищнический
бросок, который длится всего 10-20 секунд. А потом гепард
устает. Православного человека скорее можно сравнить с
верблюдом, который неторопливо, но спокойно и уверенно,
терпеливо перенося тяжелейшие погодные условия, движется к
своей цели.
В случае с православным христианином – к Царствию
Небесному.
Мне кажется из священнического опыта, что мирянину очень
сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии:
три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия)
супружеское воздержание, молитвы, каноны, Последование ко
причастию Святых Христовых Тайн довольно нелегко выдержать
даже поставленному на то священнику. А работа, дети,
семья, домашние обязанности? Все это может стать
непосильной ношей. Потому, конечно же, лучше причащаться
более четырех раз в год (в большие посты), но все-таки
соразмерять причастие с собственными силами, временем и
занятостью.
К тому же есть экстраординарные ситуации, когда по
благословению архиерея или священника можно причащаться
каждый день: предсмертное состояние, тяжелая болезнь.
Но в случае со здоровым человеком лучше соблюсти, на мой
взгляд, разумную золотую середину, чтобы причастие не
превратилось для вас в обыденную привычку или в тяжелую
повинность, которую вы, скрипя зубами отбываете, но в
легчающую и золотую радость.
Источник