Можно ли быть муниципальным служащим по совместительству
Содержание статьи
Можно ли муниципальным служащим работать по совместительству
Кадры
Совместительство на муниципальной службе — это ситуация, когда гражданин трудится на должности в органе местной власти и одновременно работает в другой организации либо в том же органе, но на дополнительной должности.
5 сентября 2019 Автор: Гольцова Полина
Можно ли муниципальным служащим подрабатывать
Обязанности по совместительству исполняют в свободное от основной работы время. Это оплачиваемый труд. Гражданин вправе заключить неограниченное количество трудовых договоров, если ему позволяют время, силы и компетенции выполнять все обязанности по всем договорам. Трудовой кодекс РФ выделяет два вида такого порядка работы:
- внутренний — выполнение трудовых функций по двум или более ставкам внутри одного работодателя;
- внешний — в сторонних организациях.
Правило о том, может ли муниципальный служащий работать по совместительству, находим в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Если работник не является главой местной администрации, работающим по контракту, он вправе работать в нескольких организациях. Для этого установлены условия:
- наличие письменного уведомления работодателя — местного органа власти;
- отсутствие конфликта интересов.
Какие должности разрешено совмещать
В законе сказано не только, может ли муниципальный служащий совмещать должности в органе власти и в другой организации, но и об ограничениях. Федеральный закон № 25-ФЗ в статье 14 устанавливает запреты. Местный служащий не вправе совмещать свою службу:
- с замещением государственной или местной должности;
- с оплачиваемым местом в профсоюзе или избирательной комиссии;
- с предпринимательской деятельностью лично или через представителей и руководством коммерческими или некоммерческими организациями.
Особенности работы по совместительству для муниципальных и госслужащих
Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.
Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.
Совместительство оформляется трудовым договором, в котором прямым текстом указывается, что работник является совместителем.
Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.
Отпуск совместителям должен предоставляться в те же даты, что и на основном месте.
При таком порядке оформления трудовых отношений присутствует дополнительное основание для увольнения сотрудника. Если на его должность придет человек, для которого это будет основное место, он будет уволен.
Об авторе статьи
Гольцова Полина
юрист, специалист по госзакупкам
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Источник
Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства?
Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства или можно уволиться с работы, поступить на муниципальную службу по основному месту работы, а затем снова поступить на прежнюю работу уже на условиях совместительства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможны оба варианта действий с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Обоснование вывода:
1. Прежде всего отметим, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон N 25-ФЗ).
Никаких особенностей по вопросу оформления замещения должности муниципальной службы в порядке совместительства Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ.
Для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству, например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ), муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. Кроме того, ст. 14 Закона N 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ).
Таким образом, законодательство не запрещает гражданину, работающему в коммерческой организации по трудовому договору, работать в порядке совместительства в должности муниципального служащего с предварительным уведомлением представителя будущего нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов*(1).
2. Если работник желает, чтобы муниципальная служба была для него основным местом работы, а прежняя работа стала местом работы по совместительству, на наш взгляд, необходимо уволить данного работника и после заключения им трудового договора с нанимателем оформить новый трудовой договор о работе на условиях совместительства.
Если поступить иным способом, в частности, не расторгая трудовой договор, изменить его путем включения в него условия о совместительстве, это, на наш взгляд, не будет соответствовать законодательству.
С одной стороны, статья 72 ТК РФ предоставляет работнику и работодателю право изменять по письменному соглашению сторон любые определенные сторонами условия трудового договора. На возможность оформить дополнительное соглашение к трудовому договору в ситуации, когда работа по совместительству становится для сотрудника основной, в письме от 22.10.2007 N 4299-6-1 прямо указал Роструд. Основываясь только на нормах ТК РФ, регулирующих порядок изменения и прекращения трудового договора, можно прийти к выводу о праве сторон заключить дополнительное соглашение и в обратной ситуации, когда работа у данного работодателя, являющаяся для сотрудника основным местом работы, признается работой по совместительству.
Однако частью первой ст. 282 ТК РФ установлено, что совместительство — это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство) (часть первая ст. 60.1, часть третья ст. 282 ТК РФ). Таким образом, получается, что работа по совместительству может появиться только тогда, когда у сотрудника уже имеется основное место работы. Поэтому, на наш взгляд, неправильно считать работника совместителем и оформлять его таковым, зная, что у него нет основного места работы.
Отсюда следует вывод, что изменяющее трудовой договор соглашение сторон о признании основного места работы работой по совместительству, хотя и формально соответствует ст. 72 ТК РФ, но не соответствует определению совместительства, приведенному в части первой ст. 282 ТК РФ. Кроме того, с учетом существующего нормативно-правового регулирования применить такую конструкцию (заключить соглашение о признании основной работы работой по внешнему совместительству) на практике представляется крайне затруднительным. Дело в том, что записи о работе по совместительству допустимо вносить только по основному месту работы (часть пятая ст. 66 ТК РФ). Соответственно, работодатель, работа у которого стала работой по совместительству, уже не может вносить записи в трудовую книжку. Поэтому даже запись об изменении характера работы с основного на совместительство он вносить не вправе.
Также не ясно, как в такой ситуации должен применяться п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила). Согласно этому пункту Правил при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в п. 36 Правил). Если трудовой договор не прекращается, то в момент перехода сотрудника из категории основных работников в совместители ему на руки выдается трудовая книжка, последний блок записей в которой остается не заверенным печатью и подписями, а это не соответствует общим принципам ведения трудовых книжек.
Таким образом, если работник желает, чтобы муниципальная служба была для него основным местом работы, а прежняя работа стала местом работы по совместительству, то правильным вариантом оформления в такой ситуации будет увольнение работника с основного места работы с последующим его приемом в коммерческую организацию (после приема на муниципальную службу) на работу на условиях совместительства, конечно, если это не повлечет за собой конфликт интересов, предварительно уведомив об этом представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего.
*(1) Понятие конфликта интересов раскрывается в ч. 1 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ, а также ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под ним понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
https://www.garant.ru
Источник
Работа по совместительству на муниципальной службе
Добрый день! Помогите разобраться в ситуации. Я работаю руководителем планово-экономического отдела управления образования района. Месяц назад администрация села попросила помочь в ведении бюджета на 0,5 ставки. Я согласилась, предварительно уведомив в устной форме своего начальника. на что он дал мне также в устной форме свое согласие. Как выяснилось позже меня приняли в администрацию села на 0,5 ставки на муниципальную службу. Сегодня я получила первую зарплату. Начальник финансово-казначейского управления через которое проводятся платежи на зарплату, имеет ко мне личную неприязнь и желает убрать меня с работы. Сегодня она с копией платежного поручения на мою зп и приказом о моем назначении на муниципальную должность пришла к моему начальнику управления образования и заявила что я нарушила закон, в том, что я не имела права подрабатывать на муницип службе по совместит. Подскажите это так? и нюанс в том что никаких заявлений о приеме на работу на мун службу я не писала, приказов на себя не видела и трудовой договор не подписывала. Скажите правда на моей стороне? что мне теперь делать?
07 Сентября 2016, 15:22, вопрос №1370176 Светлана, п. Усть-Мая
400 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос
Ответы юристов (2)
получен
гонорар 90%
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Здравствуйте Светлана !
Согласно статье 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Оформите письменно обращение к начальнику о разрешении на замещение должности в администрации села, числом которое будет значиться до заключения трудового договора с сельской администрацией села. В таком случае все законные претензии к Вам отпадают.
С Уважением!
получен
гонорар 10%
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Петин Дмитрий
Юрист, г. Энгельс
Добрый день.
Данные вопросы решаются вашими муниципальными нормативными актами, поэтому уточните порядок оформления работы по совместительству исходя из них.
Муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Поэтому напишите уведомление о выполняемой работе на имя главы администрации.
Что касается принятия на муниципальную службу в администрацию села, то вы должны были пройти все процедуры, предусмотренные регламентом.
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены — мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Источник
Может ли муниципальный служащий работать по совместительству
Три условия, чтобы принять чиновника по совместительству. Дадим пошаговую инструкцию для кадровика.
➤ Как оформлять совместителей в 2019 году
Работники предприятия нередко обращаются к кадровикам с вопросами совмещения должностей. Согласно ст. 60.1 Трудового Кодекса РФ сотрудники могут работать как внутренними совместителями, в пределах одной организации, так и внешними, на разных предприятиях.
В отношении муниципальных служащих действуют немного другие правила.
Чтобы госслужащий не лишился положенных по закону льгот и социальных гарантий, для совместительства требуется соблюдение трех условий.
3 условия, чтобы госслужащий начал работу по совместительству
- Уведомление работодателя и его согласие на совмещение.
- Отсутствие конфликта интересов основной работы и иной оплачиваемой деятельности.
- Соблюдение нормы времени для работы по совместительству (не более 4 часов в день и 20 часов в неделю).
★ Пошаговую инструкцию ищите ниже >>
Читайте в Системе Кадры:
Нормативная база
Совместительство на государственной и муниципальной службе регулируется регламентами положений Федеральных законов №79 «О Государственной гражданской службе РФ» за 2004 год и законом №25 «О муниципальной службе».
В каких случаях закон запрещает совмещение на муниципальной должности
Определенные категории работников не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной или преподавательской работы.
- Муниципальные сотрудники,замещающие по контракту должность Главы местной администрации (№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
- Работники прокуратуры (ст. 4 «Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации» ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).
- Судьи (п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).
- Служащие Банка России (ст. 90 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)
- Сотрудники полиции (Закон Российской Федерации от 18.04.1991 №1026-1 (ред. от 27.07.2010) «О милиции») .
- Сотрудники таможенной службы (п. 2.1. ст. 7 № 114-ФЗ от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).
- Депутаты Государственной Думы (ст. 97 Конституции Российской Федерации)
Работа по совместительству муниципального служащего не может быть связана с иностранными некоммерческими организациями. А также с получением дохода от частного предпринимательства.
Совмещение в другом органе власти
Сотруднику муниципалитета запрещено вести иную оплачиваемую деятельность в органах управления, попечительских и наблюдательных советах. Это неизменно повлечет за собой конфликт интересов обеих сторон.
Как оформить совместительство на государственной и муниципальной службе: пошаговая инструкция
Шаг 1. Получите согласие на совмещение должностей. Работодатель вправе отказать работнику, если посчитает, что качество основной работы пострадает из-за иного вида деятельности.
Шаг 2. Составьте письменный запрос в антикоррупционную комиссию по месту основной работы. После проверки запроса на отсутствие конфликта интересов, комиссия уведомляет работника о возможности трудоустройства по совместительству. Если получен отказ в письменной форме, решение оспорить нельзя.
Шаг 3. Составьте отдельный трудовой договор. Пропишите время, отведенное для работы и график. Не более 4 часов в день и 20 часов в неделю, график: сменный или дневной.
Шаг 4. Ознакомьте с ЛНА и передайте трудовую. Ознакомьте с локальными нормативными актами организации при внешнем совместительстве, и передайте в отдел кадров копии трудовой книжки работника.
Шаг 5. Проследите выполнение работ. Узнайте, выполняется ли дополнительная работа согласно обязательствам по трудовому договору в течение установленного срока.
Вывод
Можно ли муниципальному служащему работать по совместительству?
Госслужащий имеет право на иную оплачиваемую деятельность в свободное от основной работы время, если это не противоречит действующему законодательству в отношении данной категории работников.
Источник