Можно ли быть муниципальным служащим на полставки
Содержание статьи
Возможность установления неполного рабочего дня госслужащему
Недавно на одном из юридических форумов в сети на глаза попался вопрос женщины, работающей на госслужбе, о том, может ли она просить работодателя перевести ее на работу в режиме неполного трудового дня. По ее словам, в отделе кадров ей на выше поставленный вопрос ответили отрицательно, мотивировав это тем, что госслужба — это особая история и для служащих подобных привилегий не предусмотрено.
Очень жаль, что даже на государственной службе в наше время можно столкнуться с нарушением трудовых прав. Однако, давайте вернемся к самому вопросу.
Чтобы понять, может ли госслужащий работать неполный рабочий день, для начала давайте разберемся, что из себя представляет этот неполный рабочий день, кому и в каких случаях он предоставляется.
Начнем. Нормы рабочего времени установлены Трудовым кодексом. В соответствии с его положениями нормальной продолжительностью рабочего времени принято считать сорокачасовую рабочую неделю.
Соответственно, если рабочая неделя пятидневная, то норма продолжительности рабочего дня составляет 8 часов.
Статьей 93 ТК РФ установлено, что неполный рабочий день (т.е. менее 8 часов при пятидневной рабочей неделе) может быть установлен по соглашению между работником и работодателем.
Также, в этой статье перечислены категории граждан, для перехода которых на работу в режиме неполного рабочего дня согласие работодателя не требуется. К таковым относятся:
— беременные женщины,
— один из родителей (опекун, попечитель), имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет),
-лица, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в соответствии с законом.
Перевод вышеуказанных категорий граждан на работу в режиме неполного рабочего дня осуществляется на основе их письменного заявления.
Обращаем внимание, что продолжительность неполного дня может быть произвольной, единственным критерием является непосредственно неполнота трудового дня.
Гражданским служащим считается гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Особенности правового положения государственных гражданских служащих регламентированы ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Так, в ст. 45 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как и в ТК РФ, норма о нормальной продолжительности рабочего времени, из смысла которой следует, что для гражданского служащего является нормой 5 дневная 40 часовая служебная неделя.
Однако, ст. 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.
Соответственно, на вопрос, может ли госслужащий работать неполный рабочий день, ответ будет утвердительным, поскольку ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит положений о неполном рабочем времени; и это означает, что к отношениям между гражданским служащим и его нанимателем, возникающим по поводу установления служащему неполного рабочего дня, применимы нормы трудового законодательства.
Источник
Можно ли муниципальным служащим работать по совместительству
Кадры
Совместительство на муниципальной службе — это ситуация, когда гражданин трудится на должности в органе местной власти и одновременно работает в другой организации либо в том же органе, но на дополнительной должности.
5 сентября 2019 Автор: Гольцова Полина
Можно ли муниципальным служащим подрабатывать
Обязанности по совместительству исполняют в свободное от основной работы время. Это оплачиваемый труд. Гражданин вправе заключить неограниченное количество трудовых договоров, если ему позволяют время, силы и компетенции выполнять все обязанности по всем договорам. Трудовой кодекс РФ выделяет два вида такого порядка работы:
- внутренний — выполнение трудовых функций по двум или более ставкам внутри одного работодателя;
- внешний — в сторонних организациях.
Правило о том, может ли муниципальный служащий работать по совместительству, находим в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Если работник не является главой местной администрации, работающим по контракту, он вправе работать в нескольких организациях. Для этого установлены условия:
- наличие письменного уведомления работодателя — местного органа власти;
- отсутствие конфликта интересов.
Какие должности разрешено совмещать
В законе сказано не только, может ли муниципальный служащий совмещать должности в органе власти и в другой организации, но и об ограничениях. Федеральный закон № 25-ФЗ в статье 14 устанавливает запреты. Местный служащий не вправе совмещать свою службу:
- с замещением государственной или местной должности;
- с оплачиваемым местом в профсоюзе или избирательной комиссии;
- с предпринимательской деятельностью лично или через представителей и руководством коммерческими или некоммерческими организациями.
Особенности работы по совместительству для муниципальных и госслужащих
Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.
Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.
Совместительство оформляется трудовым договором, в котором прямым текстом указывается, что работник является совместителем.
Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.
Отпуск совместителям должен предоставляться в те же даты, что и на основном месте.
При таком порядке оформления трудовых отношений присутствует дополнительное основание для увольнения сотрудника. Если на его должность придет человек, для которого это будет основное место, он будет уволен.
Об авторе статьи
Гольцова Полина
юрист, специалист по госзакупкам
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Источник
Неполная рабочая неделя госслужащему
|
Источник
Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства?
Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства или можно уволиться с работы, поступить на муниципальную службу по основному месту работы, а затем снова поступить на прежнюю работу уже на условиях совместительства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможны оба варианта действий с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Обоснование вывода:
1. Прежде всего отметим, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон N 25-ФЗ).
Никаких особенностей по вопросу оформления замещения должности муниципальной службы в порядке совместительства Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ.
Для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству, например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ), муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. Кроме того, ст. 14 Закона N 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ).
Таким образом, законодательство не запрещает гражданину, работающему в коммерческой организации по трудовому договору, работать в порядке совместительства в должности муниципального служащего с предварительным уведомлением представителя будущего нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов*(1).
2. Если работник желает, чтобы муниципальная служба была для него основным местом работы, а прежняя работа стала местом работы по совместительству, на наш взгляд, необходимо уволить данного работника и после заключения им трудового договора с нанимателем оформить новый трудовой договор о работе на условиях совместительства.
Если поступить иным способом, в частности, не расторгая трудовой договор, изменить его путем включения в него условия о совместительстве, это, на наш взгляд, не будет соответствовать законодательству.
С одной стороны, статья 72 ТК РФ предоставляет работнику и работодателю право изменять по письменному соглашению сторон любые определенные сторонами условия трудового договора. На возможность оформить дополнительное соглашение к трудовому договору в ситуации, когда работа по совместительству становится для сотрудника основной, в письме от 22.10.2007 N 4299-6-1 прямо указал Роструд. Основываясь только на нормах ТК РФ, регулирующих порядок изменения и прекращения трудового договора, можно прийти к выводу о праве сторон заключить дополнительное соглашение и в обратной ситуации, когда работа у данного работодателя, являющаяся для сотрудника основным местом работы, признается работой по совместительству.
Однако частью первой ст. 282 ТК РФ установлено, что совместительство — это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство) (часть первая ст. 60.1, часть третья ст. 282 ТК РФ). Таким образом, получается, что работа по совместительству может появиться только тогда, когда у сотрудника уже имеется основное место работы. Поэтому, на наш взгляд, неправильно считать работника совместителем и оформлять его таковым, зная, что у него нет основного места работы.
Отсюда следует вывод, что изменяющее трудовой договор соглашение сторон о признании основного места работы работой по совместительству, хотя и формально соответствует ст. 72 ТК РФ, но не соответствует определению совместительства, приведенному в части первой ст. 282 ТК РФ. Кроме того, с учетом существующего нормативно-правового регулирования применить такую конструкцию (заключить соглашение о признании основной работы работой по внешнему совместительству) на практике представляется крайне затруднительным. Дело в том, что записи о работе по совместительству допустимо вносить только по основному месту работы (часть пятая ст. 66 ТК РФ). Соответственно, работодатель, работа у которого стала работой по совместительству, уже не может вносить записи в трудовую книжку. Поэтому даже запись об изменении характера работы с основного на совместительство он вносить не вправе.
Также не ясно, как в такой ситуации должен применяться п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила). Согласно этому пункту Правил при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в п. 36 Правил). Если трудовой договор не прекращается, то в момент перехода сотрудника из категории основных работников в совместители ему на руки выдается трудовая книжка, последний блок записей в которой остается не заверенным печатью и подписями, а это не соответствует общим принципам ведения трудовых книжек.
Таким образом, если работник желает, чтобы муниципальная служба была для него основным местом работы, а прежняя работа стала местом работы по совместительству, то правильным вариантом оформления в такой ситуации будет увольнение работника с основного места работы с последующим его приемом в коммерческую организацию (после приема на муниципальную службу) на работу на условиях совместительства, конечно, если это не повлечет за собой конфликт интересов, предварительно уведомив об этом представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего.
*(1) Понятие конфликта интересов раскрывается в ч. 1 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ, а также ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под ним понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
https://www.garant.ru
Источник