Можно ли быть молодым ученым

Легко ли быть молодым… учёным?

Иркутск, 8 февраля — Аиф-ВС. Из-­за трудного наследия девяностых сегодня в нашей стране почти нет прослойки учёных среднего возраста. Зато в последние годы всё большую силу набирает новая волна исследователей, готовых делать открытия во благо родины и всего мира. Что сегодня тянет молодых людей в науку и что, напротив, отталкивает от неё?

Правда ли, что мечта большинства из них — уехать на Запад? И можно ли, как в популярной шутке, прожить на одну зарплату? В канун Дня российской науки «АиФ в ВС» пригласил представителей новой волны учёных, чтобы они смогли развеять некоторые современные мифы.

МИФ 1. Закончилось время патриотов и энтузиастов, поэтому молодёжи идти в науку не интересно.

— Наука — это такое спе-цифическое занятие, которое ежедневно ставит перед тобой творческие задачи, это можно сравнить с разгадкой ребуса или сканворда. Лично мне скучна работа, о которой я тут же забуду, придя домой. Гораздо интереснее, когда она ставит какие-то сложные задачи, над разгадкой которых думаю постоянно, — рассказывает кандидат экономических наук Вадим ЛОКТИОНОВ. Молодой человек изучает методы прогнозирования развития отечественной энергетики и удостоился за свои исследования именной премии Л.А. Мелентьева и Ю.Н. Руденко.

Все гости нашей редакции оказались солидарны с Вадимом. Оказалось, что наука их привлекает… постоянным состоянием поиска. Вторым не менее важным фактором участники пресс-конференции назвали перспективу внести свой вклад в отечественную и мировую науку.

МИФ 2. Прожить на зарплату учёного невозможно

— До недавнего времени стипендия наших аспирантов была 2000 рублей. И если учесть, что мы конкурируем за выпускников с энергетическими предприятиями, наука в этом отношении проигрывает. Сейчас стипендия аспиранта составляет 7000 рублей. При этом на начальном этапе его могут взять на какую-то долю ставки, также будет возможность работать с промышленными предприятиями, участвовать в проектах института и получать за счёт этого дополнительный заработок, — уверен Алексей МАКСИМОВ, кандидат технических наук, председатель совета научной молодёжи института систем энергетики СО РАН. Проблему наши герои видят в другом — многие опасаются идти в науку… из-за беспросветной перспективы, которую рисуют СМИ:

— Создаётся некий образ обречённости: наука умерла, жить невозможно, учёные не котируются за рубежом, хотя это совершенно не так. И когда по ТВ говорят, что все диссертации куплены и везде плагиат, молодой человек охотнее пойдёт в бизнес, чем в науку, — рассуждает Вадим Локтионов.

Однако проблема ставок всё-таки есть, отмечает Ирина ЧУВАШОВА, кандидат геолого-минералогических наук, лауреат именной премии Н.А. Логачёва. Хотя брать учёного-новичка на полную ставку имеет смыл не всегда: молодёжь находится в поиске и не всегда сразу находит «свою» лабораторию.

Кроме этого, даже при невысоком уровне зарплат, по словам Ирины, молодые учёные могут позволить интересные командировки по стране и миру. Как говорится, за счёт организации.

МИФ 3. Мы безнадёжно отстали от Запада

— Во многих областях Россия смотрится довольно неплохо. Оборудование, которое используем, не хуже зарубежного, методики — тоже. Более того, авторы многих научных статей на Западе порой делают выводы, проанализировав всего десятки образцов вместо сотен и тысяч. В этом смысле наша наука полновеснее. И пусть порой мы работаем медленнее, наши выводы обоснованнее, — делятся соображениями молодые иркутские учёные.

Есть и трудности с оборудованием, отмечает Мария СУСЛОВА, кандидат биологических наук, лауреат премии Г.И. Галазия. Она вспоминает, как во время экспедиций в Карском море микробиологи вместо специально приспособленного судна работали на обычном рефрижераторе и брали пробу буквально «вниз головой, держа друг друга за ноги». Тем не менее ситуация меняется в лучшую сторону, и с каждым годом у молодых учёных появляется всё больше возможностей, анализирует свой опыт исследователь.

Смотрите также:

  • Выдающийся иркутский химик получил из рук президента самую почётную награду в России →
  • Не испорченный золотом. Учёный Владимир Муллов — о служении и богатстве →
  • Наука молодая. Чем заманить умных студентов в исследовательскую работу? →

Источник

Легко ли быть молодым ученым?

Нынешний год объявлен у нас Годом науки. Главная цель — повышение ее роли во всех сферах жизни страны, формирование международного имиджа Беларуси как страны с высоким уровнем интеллектуального и человеческого капитала. Большие надежды возлагаются на новое поколение. Ежегодно только в академическую науку приходит до 400 «новобранцев». Легко ли в наше время быть молодыми учеными? Что необходимо сделать для того, чтобы они чувствовали свою востребованность и работали с максимальной отдачей? Об этом рассуждают наши эксперты.

Читайте также:  Можно ли есть долихос

Фото: БЕЛТА

ЭЛИТЕ НУЖНА ПОДДЕРЖКА

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, доктор исторических наук, профессор

Несмотря на то что я отношу себя к старшему поколению, тем не менее много общаюсь с молодежью. В частности, со своими аспирантами, делающими первые шаги в науке. Поэтому со всей определенностью могу заявить: быть молодым всегда непросто, а быть молодым ученым — вдвойне.

Но проблемы начинаются гораздо раньше. Предположим, у ребенка есть выдающиеся способности, и по задаткам это будущий белорусский Ломоносов. Сейчас у нас многое делается для выявления талантов. Мальчики и девочки побеждают на олимпиадах и конкурсах, становятся стипендиатами различных фондов, в том числе и фонда Президента. Пока они учатся в школе, а затем в вузе, им интересен сам процесс обучения, они стремятся быть лучшими, накопить багаж знаний. Но вот вуз окончен, наступает время выбора. Придя в какой-нибудь институт и некоторое время поработав, молодой человек, когда-то твердо решивший посвятить себя фундаментальной науке, понимает: на этом поприще он, возможно, добьется успеха, но много денег вряд ли заработает.

Что делает в таком случае прагматик? А современная молодежь в большинстве случаев именно такая, и это не в упрек ей сказано. Прагматик уходит либо в сферу ИT, где «бродят» большие деньги, либо в бизнес. Еще один вариант — его переманивают работать за границей. Во всех трех случаях мы, возможно, теряем гения и совершенно точно — гражданина, который мог бы принести пользу стране.

Я имею возможность наблюдать студентов Белорусско-Российского университета — блестящих айтишников, которые уже со второго курса зарабатывают гораздо больше, чем их родители, благодаря сотрудничеству с известными зарубежными фирмами. А если мы хотим, чтобы они создавали что-то для нас и, следовательно, развивали нашу экономику, нужно их заинтересовывать. Иначе мы рискуем столкнуться с катастрофической «утечкой мозгов», через которую страны бывшего СССР прошли в 1990-2000-е годы. Одна только Россия тогда ежегодно теряла более 4 тысяч молодых исследователей. В Беларуси сейчас тоже наблюдается серьезный отток талантливых людей из сферы науки.

Какие выходы я вижу из сложившейся ситуации? Прежде всего мы должны вернуть престиж выпускникам высшей школы. Молодым людям нужна уверенность в завтрашнем дне. А это означает четкое видение карьерной лестницы, которую готово предоставить им государство. На данный момент нет никакого стимула оканчивать с отличием вуз, поскольку в итоге все будут получать одинаковую зарплату. Почему бы не предусмотреть надбавку за «красный» диплом, за то, что человек окончил магистратуру?

Нужно поднимать зарплату ученым. Конечно, бюджет не резиновый. Но всегда можно найти выход из ситуации, если знать, ради чего ты это делаешь. И я могу подтвердить эту мысль историческим фактом. Во время Великой Отечественной войны в 2-3 раза были повышены оклады только ученым и педагогам. В СССР доцент и кандидат наук получали такую же зарплату, как председатель райисполкома — 300-350 рублей. Доктор наук, как и первый секретарь обкома партии, — 500 рублей. А если он был еще и заведующим кафедрой, то гораздо больше. И это при средней зарплате по стране 100-120 рублей.

Чтобы ответить на вопрос, стоила ли такая игра свеч, достаточно вспомнить, на каком уровне была научная мысль в СССР. Не секрет, что до сих пор мы фактически существуем на этой «базе». Наука — тяжелый, каторжный труд. Смешно даже предположить, что ученый мыслит и продуцирует идеи строго с девяти до шести. Он делает это круглосуточно. Сейчас заработная плата доцента (со всеми доплатами) меньше, чем зарплата преподавателя в школе! Что уж говорить о молодых ученых, которые пока не имеют научных степеней.

Перед наукой поставлена задача быть самоокупаемой, а перед учеными — уметь продать свои изобретения. Молодой специалист, имея «оборотистого» научного руководителя, может получить дополнительное финансирование через гранты и так далее. Но тут есть нюанс. Есть как люди с хорошо развитой коммерческой жилкой, так и совершенно беспомощные в этом плане, которым государство, на мой взгляд, должно оказывать помощь. Конечно, все должно быть точечно дифференцировано. Существуют четкие критерии, по которым можно определить перспективность молодого ученого и ученого вообще — количество публикаций, индекс цитирования и так далее.

В любом случае нужно понимать, что наука — это элитарное занятие. А элита не может быть нищей. Я не верю в расхожее мнение о том, что творец более продуктивен, когда голоден. Человек (а особенно это касается молодежи) должен знать, что количество вложенных усилий даст на выходе нужный ему результат, прежде всего рост материального благосостояния. Это нормальная менеджерская схема, которая работает во всем мире.

Читайте также:  Можно ли есть гранат после отравления

ГЛАВНОЕ — НАУЧИТЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ

Андрей Иванец, председатель Совета молодых ученых НАН, кандидат химических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института общей и неорганической химии

Вопрос о том, легко ли быть молодым в принципе и ученым в частности, риторический. Конечно, в начале пути всегда встречаются трудности. Вопрос в том, настроен ли ты на их преодоление и насколько серьезно. Но в том, что это возможно, я абсолютно уверен. В Национальной академии наук 2200 молодых ученых — это более четверти научных кадров. Такое количество, как вы понимаете, просто невозможно игнорировать или не учитывать их интересы. Подчеркну, что многие молодые ученые занимаются глубокими фундаментальными исследованиями на очень серьезном уровне, являются руководителями лабораторий, ведущими научными сотрудниками институтов.

Нельзя отрицать, что в современном мире большое значение имеет материальное стимулирование — все без исключения хотят иметь высокие зарплаты. Безусловно, это очень важно и для молодых ученых. В связи с этим приходится слышать сетования о том, что, дескать, в СССР научная отрасль полностью финансировалась государством. Но важно понимать, что, во-первых, у большой страны были совершенно другие возможности, а во-вторых, сегодня уже нигде не существует такой практики. Современный ученый — не просто специалист в той или иной области, а еще и менеджер, человек, четко ориентирующийся в приоритетных направлениях мировых научных исследований. И вот именно этих знаний не хватает молодежи. К большому сожалению, в вузе учат предметам, но не тому, как работать.

Помочь в этом вопросе должен уникальный проект «Молодой ученый «под ключ», который Совет молодых ученых НАН начнет реализовывать в нынешнем году в рамках более масштабного проекта — «Молодая академия». Это будет цикл обучающих лекций, которые помогут вчерашнему студенту понять, как работает научная система на государственном уровне, в каком направлении лично он может и должен двигаться. Важно дать молодежи информацию об устройстве самой системы научных исследований, научных приоритетах страны и НАН, системе государственного финансирования научных исследований и научно-технических работ. Предусмотрены обучающие семинары по написанию статей, правильной презентации работ и достижений. Кроме того, пройдут занятия по тайм-менеджменту — как человеку, который только пришел в аспирантуру, распределить свое время, чтобы в срок подготовить диссертацию, чтобы не повторять чужие ошибки, а идти своим путем. Обязательно будет курс лекций, посвященных возможностям получения грантов для краткосрочных стажировок, пользования уникальным оборудованием, для выезда на международные научные конференции и симпозиумы, школы молодых ученых, чтобы можно было задействовать «внешний финансовый ресурс» для подготовки и повышения квалификации.

Как я уже говорил, сейчас ученый (если он, конечно, хочет достичь успеха) должен ориентироваться во многих вещах. Чтобы он не занимался тем, что интересно только ему, а работал по утвержденным приоритетным направлениям, которые есть у нас в стране и в мировой науке. Чтобы понимал, какие существуют источники финансирования (внутриреспубликанские и внешние) и как их можно использовать. Однако важно не только дать информацию, но и продемонстрировать практические примеры. Поэтому мы подключим не только старших коллег, которым есть что рассказать, но и молодых ученых, которые уже прошли определенные ступеньки — и успешной подготовки публикации в высокорейтинговых международных журналах, и получения грантов на исследования.

Мне кажется, что именно пример людей, не сильно разнящихся в возрасте, особенно важен. Если к тебе подходит маститый академик со словами: «Упорно работайте, молодой человек, и завтра вас ждет успех», — можно подумать, что это самое «завтра» гарантированно наступит только лет в 80. Но если это будет практически сверстник — совсем другой результат. Он скажет: «Я добился успеха, находясь изначально на таких же позициях, как и ты». Главное, чтобы вчерашний студент понял — деньги и успех не падают с неба, они достаются тяжелым, упорным трудом. Но успех возможен, и это уже может быть завтрашний день, а не какая-то отдаленная перспектива.

В науке можно работать и иметь при этом вожделенный материальный достаток. Но просто подняв заработную плату или сделав еще что-нибудь в том же духе, можно оказать разве что медвежью услугу. Правильно говорится: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Читайте также:  Можно ли панкреатите есть яблоки

Источник

Точка отсчета

В России законодательно определят статус молодого ученого. Инициатива правительства поддержана президентом, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на встрече со студентами и аспирантами авиакосмических вузов.

Правовой статус будет даваться молодым людям в возрасте до 35 лет. В законодательстве появится описание их прав, обязанностей и возможностей. В число последних глава кабмина пообещал включить все положительно зарекомендовавшие себя подходы: «Это грантовая поддержка, это жилищные сертификаты, получение льготной ипотеки для молодых ученых».

В День космонавтики Михаил Мишустин приехал в Московский авиационный институт (МАИ), для которого 60-летие первого полета человека в космос — праздник особенный. Из стен вуза в разное время вышли 23 летчика-космонавта, сейчас в отряде космонавтов три выпускника института. В структуру МАИ входит Институт N 6 «Аэрокосмический», основанный еще в 1968 году. В нем готовят кадры для аэрокосмической и других высокотехнологичных отраслей страны. Студенты осваивают звездные технологии на подлинных образцах ракетно-космической техники.

Михаила Мишустина провели по открытой только в прошлом году по случаю 90-летия института новой лаборатории с орбитальной станцией «Алмаз». Раньше на ней космонавты имитировали различные этапы полета, а сейчас студенты изучают устройство космических кораблей предыдущих поколений. Показали премьеру корабль «Союз», российскую автоматическую межпланетную станцию «Марс-96», предназначенную для исследования Красной планеты, а также лунный посадочный корабль комплекса Н1-Л3, разработанный в рамках советской лунной программы. «Гордостью нашей страны всегда называли космос. Могу сказать точно, что наша космическая отрасль по-прежнему остается на передовых позициях. Мы сегодня гордимся успехами в этой сфере», — заявил председатель правительства, общаясь со студентами.

В детстве Мишустин сам мечтал связать жизнь с космической отраслью, стать летчиком. Было это в те времена, когда он жил в летном городке, а отец одного из друзей работал руководителем комплекса авиационных тренажеров. «В свободное время мы приходили, учились и мечтали о том, чтобы, может быть, стать летчиками. И точно абсолютно, я помню, мы все, мальчишки, мечтали заниматься так или иначе космической отраслью», — поделился глава правительства. В современную эпоху цифровых технологий и новых материалов, считает премьер-министр, для успеха в мировой конкуренции необходимо поддерживать первенство в инженерных направлениях, требующих особой компетенции. «Успех зависит в первую очередь не от техники, а от таланта и от людей, которые с ней работают, от ученых, изобретателей, инженеров. Нужно учиться работать так, чтобы мы могли бы гордиться вами», — наставлял Мишустин студентов.

Молодежь к этому готова, не против даже ехать на Дальний Восток, где продолжается развитие космодрома Восточный. Когда он заработает в полную силу, заметил глава правительства, там потребуются высококвалифицированные кадры, способные работать с современными технологиями и материалами. «Поручу министерству (минобрнауки. — Прим. «РГ») и «Роскосмосу», чтобы они проработали специализацию. Потому что новые объекты, которые строятся, будут предполагать соответствующие специальности, программы подготовки», — заявил премьер.

Успех зависит в первую очередь не от техники, а от таланта и от людей, которые с ней работают, от ученых, изобретателей, инженеров

В сферу высшего образования, считает председатель правительства, надо активнее внедрять изучение системы стартапов. «Технологический подход к стартапам должен быть серьезно инкорпорирован в систему нашего высшего образования. Стартап в этом смысле может быть темой дипломной работы. Стартапы и акселераторы должны быть рядом со студентами», — заметил он. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков должен будет представить предложения по созданию школ стартапов при университетах.

В программу образования также необходимо включить подход инвестиционных компаний к оценке стартапов, уверен Михаил Мишустин. «Люди, которые правильно выбирают стартапы, а в мире не так много стартапов, которые приносят огромные доходы, являются в этом смысле самыми талантливыми и успешными», — сказал премьер-министр.

Официально

Кабмин обновил методику оценки работы губернаторов

Правительство выполнило указ президента и подготовило обновленные критерии оценки эффективности глав регионов. Утвержденный премьер-министром Михаилом Мишустиным документ включает 38 методик: 19 — для расчета показателей за предыдущий год и 19 — для установления целевых значений на будущее. Они охватывают важнейшие вопросы социально-экономического развития, в том числе ожидаемую продолжительность жизни, темпы роста реальных зарплат, качество образования, объемы жилищного строительства, экологическое благополучие региона. Новыми критериями стали уровень вовлеченности граждан в волонтерскую деятельность и занятия спортом, динамика посещения культурных мероприятий, «цифровая зрелость» госорганов. Обновленные методы оценки будут отражать успехи региональных властей в достижении национальных целей развития, а субъекты РФ с лучшими результатами смогут рассчитывать на дополнительные дотации от федерального центра.

Источник