Можно ли быть крестной во время месячных ответ священника
Содержание статьи
Можно ли быть крестной во время месячных
Любой церковный обряд проводится по определенным правилам. Многие женщины знают, что нежелательно посещать храм в критические дни. Но на вопрос, можно ли быть крестной во время месячных, нет четкого ответа. Поэтому необходимо разобраться, почему одни священники разрешают, а другие выступают против прихожанки с менструациями при крещении ребенка.
Из истории
Ветхий Завет гласил, что женщина во время менструальных выделений является нечистой. Поэтому ей нельзя было прикасаться к людям и вещам, которые после этого тоже считались нечистыми. Но ученые объясняют это тем, что правило больше касается санитарных норм, а не божественных предписаний. В условиях пустыни необходимо было исключить любой риск инфекции и других заболеваний.
В начале зарождения христианства (первые 500 лет) не существовало никаких ограничений в этом вопросе. Женская половина населения могла свободно ходить в храм и участвовать в обрядах. Позже церковнослужители изменили свою точку зрения, начав запрещать нахождение девушек в священных местах при кровотечении.
Известно, что в храме нельзя проливать кровь. Но при отсутствии современных методов интимной гигиены менструации все же могли попасть на пол. Многие известные священники не поддерживали такой подход. Они считали, что божественное начало есть в человеке в любой момент жизни. Поэтому нельзя отлучать женщину от церкви во время менструации. Но больше дискуссий разгорается вокруг именно крестин ребенка.
Современный подход
Как проводить крестины решается в индивидуальном порядке. Конкретная церковная организация имеет право устанавливать правила поведения для своих прихожан на основе собственного толкования Священного Писания.
Поэтому ответ священника о том можно ли быть во время месячных крестной в одной церкви будет положительным, а в другой отрицательным.
Католическая церковь уже давно отменила устаревшие запреты. Месячные связывают с «нечистотой» только консерваторы.
Мнение батюшки:
«Сегодня женщине проще соблюдать правила личной гигиены. Поэтому не вижу никаких причин, которые бы запрещали посещать храм и принимать участие в богослужении во время месячных».
Такую интересную информацию дает другой священник:
«Почему нельзя крестить с месячными ребенка или посещать храм? Все это обычное историческое недоразумение. Я считаю, что естественные процессы в организме никак не могут осквернять человека. Это под силу лишь грешным поступкам. Поэтому не запрещается вести полноценную церковную жизнь».
Полезные советы при крещении во время менструации
Чтобы исключить любые сомнения, женщине необходимо поступить следующим образом:
- Посоветоваться с батюшкой, который будет проводить обряд крещения. Священник может полностью запретить нахождение в храме или просто исключить прикосновения к святыням (ребенка держать будет кто-то другой).
- При любой возможности перенести мероприятие. Но не исключены ситуации, когда священнослужитель разрешит полностью окрестить ребенка с участием женщины. Все будет зависеть от конкретного прихода и разъяснения Священного Писания.
Узнайте в одной из наших статей, можно ли с месячными ходить на кладбище.
Православные исключения
Из-за Архиерейского Совещания, которое проходило в 2015 году, церковь официально закрепила правило воздержания от причастия в период женского очищения.
Поэтому дискуссия, можно ли с месячными ходить на крестины в церковь, была решена. Посещение храма допускается, а вот с участием в обрядах может возникнуть проблема. Но есть исключения, согласно которым крестить ребенка во время менструаций можно:
- при смертельной опасности;
- при длительного кровотечения из-за болезни.
Будущая крестная должна учесть этого и изучить свой цикл. Если месячные пошли раньше запланированного срока или продолжаются дольше обычного, вины женщины в этом нет. Намного хуже, если человек заранее знает о невозможности участия в таинстве, но все равно соглашается.
Как поступить
Если дата крестин ребенка припадает на месячные, но нет возможности выбрать другую дату, крестную можно просто записать. А также при крещении мальчика ее присутствие необязательно. Женщина должна понимать, что куда главнее ее будущее участие в жизни ребенка, а не присутствие на таинстве.
Еще не стоит забывать один важный момент. Если не знать, можно ли крестить ребенка с месячными, то возникают сомнения в подготовленности к выполнению своих будущих обязательств перед малышом. Крестные родители, которые не ходят в церковь и не соблюдают предписания, не могут помогать ребенку в духовных вопросах.
Читайте также, какой читать заговор чтобы пошли месячные при задержке.
Что делать нельзя при крещении во время месячных
Когда у крестной мамы начались месячные, нельзя утаивать этот факт. Отказываться от такой роли не стоит, поэтому нужно объяснить родителям ребенка причину невозможности своего появления в храме.
А также нельзя скрывать это от священнослужителя. Практика показывает, что некоторые батюшки идут на уступки, учитывая желание человека помогать ребенку в духовном становлении.
Если женщина утаивает факт кровотечений, то она вредит не только себе, но и малышу. Нечестный человек не способен выполнить функцию касательно поддержки ребенка и его духовного развития. Но в последнее время крестины сводятся к обычной формальности, на которой все и заканчивается. А крестные отцы и матери не выполняют свои обязательства.
Православное мнение
При изучении мнения духовных лиц встречается разная информация на эту тему.
Священник Николай Каров:
«Женщине не стоит запрещать посещать церковь и участвовать в обрядах, ведь кровотечения возникают не по ее вине. Главное принять все существующие правила гигиены».
о. Аркадий:
«Все вопросы обсуждаются с духовным наставником. Крестить ребенка при месячных нежелательно, поэтому стоит перенести таинство на другую дату».
прот. Владимир Головин:
«Неправильно говорить, что при месячных женщинам что-то запрещено. В эти дни они просто освобождаются от других нагрузок, включая посещения храма и богослужения. А также нельзя употреблять слово «нечистая», потому что менструации отражают главное предназначение женщины от Бога».
Нет однозначного ответа на вопрос, можно ли с месячными у крестной крестить ребенка. Но православная церковь не советует участвовать в таинствах во время критических дней. Крестные родители – это ответственная миссия. Эти люди должны заниматься духовным воспитанием ребенка и подавать пример. Поэтому необходимо соблюдать все правила. А при сомнениях стоит получить совет от батюшки.
Источник
Месячные у крестной — 50 ответов на Babyblog
Dari
Относительно так называемой «женской нечистоты» у разных священников существуют разные мнения, иногда диаметрально противоположные: от того, что вообще нельзя в эти дни даже близко подходить к храму и даже Библию трогать исключительно в перчатках, до того, что можно и посещать храм и участвовать в таинствах. Корень этого кроется в ветхозаветной традиции, связанной с физической нечистотой в эти дни (ну не было тогда, простите, за подробности, прокладок Олвейз), так что соблюдение ее в наши дни многие считают спорным. Большинство священников РПЦ придерживается срединного мнения — можно быть в храме, но воздерживаться без необходимости от участия в таинствах, то есть отдают дань этой традиции. Каких либо канонов, запрещающих женщине в эти дни участвовать в таинствах, нет. Вы ведь сами пишите, что перенести дату никак нельзя. И какие варианты? Не крестить? Крестный есть? Ну пусть он в конце концов примет крестника от купели. Можно и с батюшкой посоветоваться и спросить, как лучше.
Natal~ka
нельзя женщине с месяными в церковь.
Marisha
Скорее на этот вопрос может ответить только выбранная вами крестная. С моей точки зрения никакого особого греха в этом нет, и я бы просто никому не сказала, что у меня такие дела, чтоб не смущать ни родителей, ни батюшку. Но многие женщины уверены, что если у них месячные, то они могут осквернить святыни. Для них — это грех, тогда, конечно, нельзя участвовать в таинствах. Добавлю еще, что это дело только самой крестной. Ни на вас, ни на малышку ее решение никак не повлияет!
Юлия
Нельзя… А там на усмотрение батюшки… Но это не просто какой-то батюшка сам лично постановил, это канонически закреплено. Согласно установлениям богооткровенной ветхозаветной религии, чистота (духовно-нравственная и физическая) является необходимым условием для приближения ко всему священному. К внутренней нечистоте приводит грех. Физической нечистотой в законоположительных книгах Ветхого Завета счиалось: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). По религиозным понятиям древних культовая нечистота не является грехом, но генетически связана с ним. Древнееврейское слово «нечистый» первоначально означало нравственную нечистоту. В этом значении употребляют его святые пророки: Исайя(6:5), Иезекииль (22:5), Захария (13:2). Слово «чистый» также этимологически связано с нравственным состоянием. Оно означает — светящийся, издающий свет (Иов 17:9; Исайя 50:12). Новозаветная Церковь установления о ритуальной нечистоте отменила. Главным условием нашего соединения с Богом считается чистота внутренняя: «Блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Новозаветная Христова Церковь, отменив ветхозаветные установления о ритуальной чистоте, вместе с тем сохранила ограничения для женщин во время очищения рожениц и находящихся в состоянии месячных. 2-е правило свт. Дионисия Александрийского (3 в.) гласит: «О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой». https://www.pravoslavie.ru/answers/q_bogosluzh.htm#30
Фотограф Анна Бельская
Можно.
Ирина
У нас была такая ситуация, батюшка не разрешил.
Мама Иволга (Ольга)
Меня само по себе смущает что речь идет о двух совершенно несовместимых вещах — Таинства Крещения и «женских дней». Но что поделаешь, так принято и во всех храмах говорят одно и то же — «Женщине во время критических дней нельзя учавствовать в таинствах». тут ничего не попишешь.
Я могу посоветовать вам такой выход. У меня была похожая ситуация — Крестной позвали меня, моя крестница хотела окреститься именно на Троицу, а у меня как раз эти дни. Я даже сказать об этом не смела, просто объяснила, что никак не могу прийти на обряд. хотя очень хочу… И тоже приезжали родственики, в общем все как у вас. Она сходила в храм и батюшка ей сказал, что если она очень хочет, чтобы крестной была именно я и не видит в этой роли никого другого — пусть и запишет меня крестной матерью даже при том, что сама я на обряде присутствовать не буду. просто в этом случае присутствие второго крестного родителя (хотя бы одного) уже обязательно. мы все так и сделали.
Так же было и с моим ребенком -я хотела окрестить его как можно раньше, чтобы иметь возможность молится за него, но на Крестный не мог приехать раньше чем через полгода, т.к. живет на крайнем Севере, у него там вахта. Но я не хотела выбирать другого крестного,т.к. была уверена именно в этом, для меня важно было не кто примет ребенка из купели и подержит его на руках или постоит в сторонке, а тот кто будет молиться за него и держать духовный ответ перед Богом. Я сходила в храм накануне рассказала все батюшке и он не с первого раза, но разрешил таки записать крестным именно этого человека при том что он не будет присутствовать на Таинстве.
Я бы поступила точно так же — записала бы в Крестную ее,а там она уже как сама решит — пойдет ли в храм во время этих дней или будет отсутствовать, но будет являться его настоящей крестной, что называется, всей душой… Ведь Таинство само по себе длиться полтора-два часа, а впереди у вас вся жизнь…
Katty
У священников мнения по этому поводу разнятся. Кто-то скажет однозначно «нельзя», кто-то- однозначно «можно» (во всяком случае, знаю немало ситуаций, когда было «можно»))). Поэтому, раз уж Вас этот вопрос сильно беспокоит, могу посоветовать поинтересоваться у священника, который будет проводить Таинство.
Ольга Сергеева
Я слышала, что несмотря на разнообразные мнения, крещения при «этих днях» вполне допустимо. Если Вы все-же сомневаетесь, можете зайти на сайт Крещение.ру. Там много информации на эту тему, написанной доступным языком, которая для Вас будет полезной.
Читать
все
50
комментариев
Источник
Крёстная мать в нечистоте
Отец Георгий, благодарю за ответ!
Промежуточный комментарий, в ожидании подробностей.
Итак, странно, что к покойникам мы стали относиться терпимее, чем к женщинам… Хотя, тут напрашивается вопрос: Христос не брезговал и до покойников дотрагиваться и кровоточивую не отверг, ведь она прикоснулась к Его одежде. Понимаю, что у неё была болезнь, но, тем не менее, не подал ли нам этим Спаситель пример того, что ритуальная нечистота уже не играет роли в условиях Нового Завета?
Мне кажется, что ссылка на молитвословие Требника некорректна, т.к. эта богослужебная книга фиксирует определённую богослужебную практику лишь на определённый исторический период и, кроме того, не является каноническим документом. Для уточнения этого вопроса я обратился к диакону Андрею Волкову из Минска, который написал диссертацию о различных редакциях Требника. Вот его ответ:
Я полностью согласен с Вашим мнением о том, что в данном вопросе данная ссылка некорректна. Я занимался исследованием чинопоследований таинств Крещения и Миропомазания, а также связанных с ними чинопоследований именно по печатным славянским изданиям, не затрагивая рукописи, но этого достаточно, чтобы обосновать мой ответ.
Текст, к которому апеллирует свящ. Г. Христич, содержится в первой молитве «матери отрочате» из корпуса молитв «жене в 40-й день». Это одна из позднейших групп молитвословий, связанных с совершением таинства Крещения, как непосредственно в русских Требниках, так и вообще в литургической практике всех поместных Православных Церквей (ее появление, по крайней мере в Византии, можно отнести приблизительно к VIII веку). Более того, молитвы «40-го дня», которые мы видим в современном русском Требнике, по своему содержанию значительно отличаются не только от более ранних чинопоследований по славянским богослужебным книгам (в частности, по сербским изданиям XV — XVII вв., бывших эталонными для большинства Требников восточнославянского происхождения), но и от русских же изданий Требника, вышедших в свет до «книжной справы» патриарха Никона. Так московские Требники начиная с самого первого издания 1623 года и до издания 1655 года (а в этот период известно, по крайней мере, 16 московских изданий этой богослужебной книги) в корпусе молитв 40-го дня содержатся другие молитвы, в которых тексты об очищении от «скверны» и греха выражены не столь ярко. Современные нам молитвы впервые появляются в московском Требнике 1658 года, который и перепечатывался с тех пор на протяжении трех столетий практически без изменений в текстах чинопоследований. В сербских же изданиях Требника, первых славянских печатных богослужебных книгах вообще, такого рода тексты вовсе отсутствуют.
Что касается «каноничности» этих текстов, то этот вопрос вызывал серьезные сомнения у многих отечественных богословов начала XX века. Многие из них приходили к выводу, что молитвы 40-го дня, содержащиеся в послениконовских Требниках, были составлены «не без влияния апокрифов и <…> составители их имели ригористические воззрения на семейную жизнь». Подробнее об этом можно прочитать в книге протоиерея Н. Балашова «На пути к литургическому возрождению» (М.: Культурно-просветительский центр «Духовная библиотека», 2003. – С. 383 — 385). Там приведено достаточное количество высказываний весьма авторитетных церковных ученых о сомнительном характере этих текстов и даже встречаются предложения вовсе исключить эти молитвы из наших Требников.
Касательно вопроса об участии женщин в богослужении (в т.ч. в качестве восприемника в таинстве Крещения) в период месячного цикла, то этот вопрос действительно нигде не оговорен, и выносится, скорее, на суд собственной совести, поскольку основан исключительно на народной традиции. В этом вопросе я полностью поддерживаю мнение о. Г. Христича, и считаю, что участие женщины в таинстве Крещения как восприемницы вполне допустимо.
И второе письмо на мой уточняющий вопрос:
В современном чинопоследовании молитв 40-го дня тема «нечистоты» роженицы очень сильно развита, и на этом вопросе очень сильно акцентируется внимание. В «дониконосвких» изданиях Требника этого нет. Первая молитва в них почти совпадает по содержанию с той, фразу из которой цитирует в своем ответе о. Георгий Христич (что свидетельствует о ее древнем происхождении), другие же молитвы этого же корпуса отличны по содержанию от молитв по современному нам Требнику, и в них о «нечистоте» не говорится (подробнее об этом см. в упомянутой мною ранее книге о. Н. Балашова). В более ранних же славянских Требниках (в частности первопечатных Сербских) соответствующих молитв нет вовсе, а имеющиеся о нечистоте роженицы вовсе ничего не говорят. Они больше обращены к младенцу.
Общая же фраза моего из моего предыдущего ответа по этому поводу обусловлена тем. что я, будучи полностью солидарен с о. Георгием в его мнении по рассматриваемому вопросу, хотел лишь указать на то, что его ссылка на текст Требника, как на некое «каноническое» основание, в данном случае не совсем корректна, поскольку очевидно (в т.ч. на примере именно русских Требников), что чинопоследования с течением времени изменялись, и раз мы имеем отличные от «дониконовских» вторую и последующие молитвы 40-го дня, то ранее могла быть изменена и приведена к современному виду и более древняя первая молитва этого корпуса. Это же может касаться и других литургических текстов.
Надеюсь, этот ответ Вас удовлетворит. Если же Вас интересуют подробности касательно чинопоследований таинств Крещения и Миропомазания и обзор формирования их по печатным славянским Требникам, можете прочесть мою диссертацию. Там, среди прочего, приведены и сами тексты чинопоследований, что позволит Вам лично убедиться в разнообразии редакций тех или иных молитв общего, на первый взгляд, для всех чина таинств.
Источник
можно ли во время месячных крестить ребенка
На чтение 7 мин. Обновлено 01.10.2016
Вопрос о том, можно ли крестить ребёнка во время месячных, связан с понятием о ритуальной нечистоте. Однозначного ответа на него просто нет. Ни на одном Православном Соборе он просто не рассматривался, поэтому нет какого-то единого принятого решения по этому вопросу.
То есть, те, кто ссылаются на какие-либо церковные «каноны» заблуждаются и вводят в заблуждение других, либо сознательно опираются на несуществующие доказательства, чтобы подтвердить свое мнение.
Каждая женщина, которая готовится стать крестной матерью или крестить своего ребенка должна решить его для себя сама, с помощью священника. В среде пожилых людей, исповедующих Православие, устоялось предубеждение, полностью запрещающее женщине во время менструации посещать храм. Самые главные церковные «специалисты» по всем вопросам, связанным с ритуалами — «бабушки» опираются на языческие традиции. Многие православные священники допускают, что женщина в этом состоянии может посещать богослужения, но не должна принимать участие в Таинствах и прикладываться к святыням. Откуда взялись такие мнения?
Таинство крещения имеет определенные правила
Ветхозаветное понимание ритуальной нечистоты
Во времена Ветхого Завета понятие о нечистоте было связано с состоянием организма человека. Все, что напоминало о смерти, в том числе болезни, связывалось со «скверной». Нечистотой считалось мертвое человеческое тело и все кто к нему прикасались. Каждый, кто имел какое-либо истечение из тела (кровоточащая рана, насморк и т. п.) считался «скверным». Это относилось и к женщинам во время менструации. Все предметы и люди, к которым она притрагивалась, становились «оскверненными». Тогда не было гигиенических средств, которые имеют под рукой современные девушки и женщины. Неприятный запах и риск того, что истечения из тела могут запачкать пол в храме, делали невозможным пребывание на церковных службах женщин в этом состоянии.
Понятие о женской нечистоте присутствует в Ветхом Завете
С тех пор и появилось среди верующих убеждение в том, что посещение храма и принятие участия в Таинствах, а значит и в Крещении ребенка во время менструации недопустимо.
Новый Завет о ритуальной чистоте
В Новом Завете понятие о чистоте человека уже связывается с состоянием духа, а не тела.
Самый яркий эпизод, подтверждающий это — исцеление кровоточивой. Эта женщина много лет страдала от страшной болезни, сопровождавшейся непрекращающимся кровотечением. Узнав о Христе, она решила, что одно прикосновение к краю его одежды поможет ей выздороветь. Если судить ее по ветхозаветному закону, то она совершила страшное преступление — осквернила многих людей, пока пробиралась сквозь толпу, а затем сделала «нечистым» и самого Христа. Но само сопоставление имени Иисуса и понятие «скверны» — нонсенс. Господь не только не осудил кровоточивую, но и похвалил за проявленную веру, поставил в пример другим. В этом эпизоде Христос подтвердил, что никакая человеческая нечистота не может быть препятствием на пути к Богу, не может осквернить Его.
Иисус спокойно прикасался к мертвым телам и возвращал в них души. Отпевание по православному обычаю происходит в храме, что тоже является доказательством полного разрушения древнего представления о «скверне».
В Новом Завете об этом ничего не сказано
Разница в ветхо- и новозаветном понимании ритуальной нечистоты заключается в том, что с Точки зрения Ветхого Завета, нечистый телом нечист и духом. Новый Завет не связывает духовную и телесную нечистоту между собой. Разумная женщина понимает, что если она не предпримет необходимых мер, то рискует испачкать пол или окружающие предметы, что не осквернит, но именно загрязнит церковь. Это не изгонит Святой Дух из храма, но верующая женщина с особым трепетом относится ко всему, что связано с Богом, церковью, а значит постарается этого избежать.
Святой Афанасий Великий и Святитель Григорий Великий о женской нечистоте
Первое письменное опровержение понятия о нечистоте женщины датируется четвертым веком. Это послание Святого Афанасия Великого к одному монаху.
В нем говорится о том, что Бог не создал ничего скверного, а значит, женщина в любое время может считаться чистой и посещать церковные службы.
Святой Афанасий Великий – мозаика
В начале седьмого века святитель Григорий Двоеслов на вопрос о женской нечистоте ответил, что менструация — не грех. Это естественное явление для женского организма, никак не связанное с ее волей. Нельзя считать человека нечистым за то, что от него не зависит. Далее он говорит о том, что если женщина в этом состоянии отваживается причаститься, она таким образом проявляет веру, достойную уважения и нельзя ее за это осуждать. Если же она напротив, воздерживается от Причастия во время месячных из благоговения, то достойна одобрения. Это можно сказать и об участии в Крещении ребенка.
Взгляд современной Церкви
Многие молодые священнослужители сейчас придерживаются мнения, что запрет на посещение женщиной храма при менструации является устаревшим церковным каноном и противоречит православному пониманию о чистоте человека. Внимание нужно обращать на духовную готовность, а не на телесную.
Но, из уважения к сложившимся церковным традициям, большинство священников все же не рекомендуют причащаться или крестить детей во время месячных.
Посещение церкви в критические дни не запрещено
Подобного мнения придерживается один из современных богословов — Патриарх Сербский Павел. Он пишет, что менструация не делает женщину ритуально нечистой, не оскверняет ее молитву. Нечистота физическая, по его мнению, никак не связана с духовной нечистотой. Предприняв все необходимые меры, с особой осторожностью женщина может приходить в храм, молиться, петь, принимать святую воду и антидор, но не должна причащаться или креститься (а значит и крестить). Впрочем, в смертельной болезни женщина может и принять Святое Причастие и креститься.
Индивидуальный подход
Многие священники по-прежнему придерживаются ветхозаветных взглядов на женскую нечистоту. Они рекомендуют либо вообще не посещать храм во время месячных, либо ограничиться присутствием на службе, но при этом не прикладываться к святыням, а значит и не принимать участия в Таинствах. Поэтому, прежде чем начать готовиться к Крещению ребенка, желательно спросить священнослужителя, который будет его совершать, о том, как именно он смотрит на этот вопрос. Священник, который придерживается старых взглядов, не услышав подобного вопроса может смущаться во время совершения Таинства, что нежелательно.
Крестильные вещи должна подготовить крестная мама
Если во время Крещения вместо того, чтобы всей душой помолиться за младенца, его родителей и восприемников, он будет мучиться вопросом, а не находится ли одна из присутствующих женщин в «нечистоте», это плохо скажется на всем Таинстве.
Настроение
Есть еще один аспект проблемы. В такой праздник, как и в любой памятный день, хочется, чтобы ничто не отвлекало от происходящего, чтобы приятные радостные воспоминания ничто не испортило. Вряд ли женщина во время месячных может легко избежать ощущения дискомфорта. Летом, несмотря на то, что используются гигиенические средства, велик риск испачкать пол в храме. Это неизбежно создаст лишнее беспокойство со стороны будущей крестной или мамы, что тоже неблагоприятно скажется на молитве и настроении.
Настоящие препятствия
Готовясь стать крестной, нужно все внимание уделить не телесной чистоте, а очищению души. Чистота тела имеет важное значение, но далеко не первостепенное.
Таинство крещения: особенности обряда, приметы и предостережения
Скверной женщину делает лишь грех. Важнее организовать время подготовки таким образом, чтобы по возможности избежать развлечений, суетных мыслей и расчетов, пустой болтовни, ссор.
Если будущая крестная или мама входят в храм перед совершением Таинства, а ум их при этом занят подсчетом гостей или новой юбкой свекрови, это гораздо хуже скажется на Крещении, чем женская нечистота одной из присутствующих. Поэтому хорошо, если есть возможность хотя бы на один — два дня ограничить общение и посещение общественных мест. Лучше всего побыть дома и почитать Евангелие, приготовиться к исповеди, внимательно рассмотреть себя изнутри.
Оставить комментарий
Источник