Можно ли быть крестной ребенка не причащаясь

Как и когда проходит обряд причастия после крещения ребенка, обязательно ли

Многие родители задаются вопросом: действительно ли необходимо совершать обряд причастия после крещения ребенка. Православное учение утверждает, что в процессе совершения таинства Крещения человек обретает членство церкви Христовой. Чтобы с достоинством нести полученное христианское звание нужно участвовать в церковных Литургиях и осуществлении таинств, к которым относится Причастие.

Общая информация о таинстве причастия

Таинство Причастия среди православных носит название Евхаристия, что дословно переводится как «благодарение». Совершая его, верующие обретают благодать, посредством единения с Христом, становятся обладателями вечной жизни. Процедура предполагает вкушение верующими Тела и Крови Господа Иисуса Христа в виде хлеба и вина. В результате происходит чудотворное единение людей с Богом. Осмысление таинства Причастия преобладает над человеческим разумом, носит глубокий духовный смысл.

После Крещения ребенка на родителей и крестных возлагается огромная ответственность за его духовную жизнь, поэтому они должны прилагать старания к обязательному подношению дитя таинству Причастия.

При отсутствии возможности поднести малыша к святой чаше с Причастием в день крестин, лучше осуществить это в самое ближайшее время.

Большинство священников советуют причащать детей на каждом воскресном богослужении. Желательно разделять Евхаристию вместе с чадом, ведь это великое благо, дарованное самим Господом, а также первый шаг к активной духовной жизни.

Как готовятся к причащению взрослые

Подготовку к Евхаристии следует начинать за несколько дней до ее совершения. Человеку, имеющему намерения подобающим образом причаститься, надобно заранее соблюсти искреннее покаяние и смирение, обрести желание исправиться и вести благочестивый образ жизни. Для этого нужно кушать постную пищу, с большим усердием молиться, посещать вечернее богослужение в канун дня Причастия для исповедования.

В процессе приготовлений к таинству Причастия важно:

  • глубоко осознать собственную греховность;
  • остерегаться проявлений злости, осуждения;
  • пресекать развратные мысли и бранные речи;
  • избегать визитов в развлекательные заведения;
  • посвятить время прочтению духовной литературы;
  • в преддверии отказаться от интимных отношений;
  • после полуночи перед таинством не употреблять еду, питье, пренебречь курением.

Пост

Вместе с молитвами лучше соединять пост, продолжительностью от 1 до 3 суток, который предполагает воздержанность от неблагопристойной пищи: мясных и молочных блюд, масла, яиц.

При суровом выдерживании поста не стоит употреблять рыбные блюда, придерживаться меры в еде и питье.

Исповедь

Неукоснительным условием для осуществления Причастия есть Исповедь, совершаемая накануне либо утром до Литургии. Перед исповеданием необходимо помириться с обидчиками и обиженными, со смирением и осознанностью попросить прощения. В процессе исповедования надлежит сердечно покаяться в свершенных грехах и деяниях.

Молитва

Подготовка к причащению неизбежно сопровождается усердными молитвами и чтением покаянного канона к Господу нашему Иисусу Христу, молитвенного канона к Пресвятой Богородице, а также канона Ангелу Хранителю, канона к святому Причащении и последование к святому Причащению.

Говение взрослого после крестин

Говение – определенная подготовка к Евхаристии, состоящая из чтения определенных молитв, выдерживания поста и покаяния.

Чтобы правильно поговеть, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Здоровым людям и небеременным женщинам следует быть умеренными в еде, придерживаться поста, предполагающего исключение из рациона мясных и молочных продуктов, яиц.
  2. С вниманием и усердием при говении зачитывать утреннее и вечернее молитвенное правило.
  3. Изучать духовную литературу, ценную для подготовки к покаянию.
  4. Отказ от развлечений и походов в шумные места.
  5. Правильнее в течение этих 3 дней зачитывать канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю, Правило к Причастию.
  6. Достичь согласия с обиженными и обидчиками.
  7. Обязательно исповедаться в церкви на вечернем богослужении – Всенощном бдении либо на утренней Исповеди.
  8. Исключить еду и питье после полуночи и перед утренней Литургией.

Говение – неотъемлемая часть жизни христианина, обязательно предшествующая таинству Причастия.

Как проводится обряд в церкви

Таинство Причастия совершается каждое воскресение во всех храмах. А в местах служения более чем одного священника – ежедневно, кроме особенных дней Церковного Устава. Обряд проходит после Литургии, проводимой в утреннее время. По завершении пения молитвы «Отче наш» и закрытия Царских врат у алтаря собирается очередь. Детей и родителей с малышами пропускают вперед – они причащаются первыми.

При совершении Евхаристии следует соблюдать некоторые простые правила:

  1. При выносе священником чаши и после прочтения 2 молитв, следует перекреститься, сложить крестом руки к плечам так, чтобы правая рука была на левом плече, а левая – на правом, подойти и причаститься, не опуская рук.
  2. Около чаши не стоит креститься, чтобы случайно не зацепить ее.
  3. В момент совершения обряда необходимо назвать собственное имя в Крещении, широко раскрыть рот для вложения священником ложечки с Телом и Кровью, после чего следует их проглотить, поцеловать чашу, отойти и перекреститься.
  4. Далее надлежит подойти к столу с «запивкой», чтобы запить и заесть кусочком просфоры Причастие для избегания исторжения.
  5. Не стоит покидать храм до окончания богослужения, чтобы дослушать благодарственные молитвы либо прочесть их дома.
Читайте также:  Можно ли взять ипотеку если есть кредиты в других банках

В день совершения таинства следует воздержаться от развлечений, вести себя благочестиво, посвятить остаток дня приятному общению с близкими, чтению духовной литературы, спокойным прогулкам.

Подготовка ребенка к причастию

Подходы к организации причащения ребенка зависят от возрастных особенностей. Единым требованием для всех является отсутствие громких разговоров, криков, шума и беготни в доме Божием. Таинство Причастия доступно только крещеным родителям и детям, на которых должен быть надет нательный крест.

Груднички

Первое причащение ребенка после Крещения не имеет принципиальных отличий от последующих. Взрослые должны приспособиться к его собственным нуждам, расписанию и требованиям церкви, сохранить благодушие и положительный настрой во время посещения Литургии. Малышей принято приносить к самому Причастию. В будние дни оно начинается приблизительно через 50 минут или час от начала службы, а в праздничные дни чуть позже. Удобнее совершать обряд не в период праздников, когда не слишком многолюдно.

Для участия в Евхаристии не требуется особой подготовки. Необходимо доставить дитя в храм, обеспечить ему максимальный комфорт: одеть в случае замерзания либо наоборот раздеть, если жарко, держать на руках, не давать расплакаться. Грудничков рекомендуется накормить за несколько часов до совершения таинства. При подношении малыша к чаше, нужно положить его на правую руку, а левой придерживать, чтобы он случайно не толкнул священника.

С 3-летнего возраста

В отличие от грудничков, дети старшего возраста уже более смышленые, поэтому родители должны им объяснять смысл таинства Причастия, рассказывать о Христе и его благих деяниях. Приходить в храм лучше за 10-15 минут до начала обряда. Детям от 3 до 5 лет не стоит употреблять пищу утром накануне причащения, а с 5 лет уже можно соблюдать нестрогий пост накануне. Он предполагает отказ от мясных блюд, конфет, просмотра мультфильмов, послушания. Но нужно оценивать состояние ребенка, наличие еды и питья не является проявлением греховности.

Не лишним будет чтение молитв вместе со взрослыми.

Родители обязаны обучать детей правильным подходам к причащению и соблюдению правил:

  • складывания рук на груди;
  • при подходе к чаше не креститься;
  • называть священнику собственное имя при крещении.

Для детей важно ощутить торжественность происходящего, побыть в роли взрослых.

После 7 лет

Позволительно приводить дитя на исповедь, которой предшествует предварительный рассказ взрослых об этом таинстве. Заранее стоит предупредить священника о первой исповеди ребенка, согласовать с ним все нюансы. С этого возраста стоит постепенно приучать детей к остальным требованиям Евхаристии.

Пост лучше начинать соблюдать накануне Причастия, затем непринужденно приучать выдерживать до 3 дней.

Что можно сделать, если младенец не хочет причащаться

Когда дети капризничают в храме и не хотят причащаться, родители должны донести до них, что это не пытка, а праздник объединения с Богом. Для приобщения малышей к таинству нужно показывать им собственный пример, причащаться вместе с младенцем, акцентировать внимание на том, как это делают другие детки.

В случаях категорического протеста со стороны ребенка многие священники советуют подождать, но, ни в коем случае, не прекращать попыток. В любой сложной ситуации лучше посоветоваться со священнослужителем и четко следовать его рекомендациям. Если с раннего возраста приобщать ребенка к таинствам церкви правильно, то в дальнейшем можно избежать возникновения многих духовных проблем.

Источник

Ребенка крестили. Как потом причащать?

Каждый праздник, воскресный, а порой и будний день в любом православном храме можно наблюдать длинную очередь из мам и бабушек, реже — отцов с детьми на руках, следующих ко Святой Чаше. Крестив свое дитя, все они услышали совет: «А теперь приносите причащать». Но как это сделать, когда и зачем? Об этом рассказал священноигумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви Московского патриархата.

Евхаристия — Жертва и Трапеза Христа, которую Он предлагает нам. На этой Трапезе Он даёт Себя нам в пищу, дабы мы жили и существовали Им, в Свете Его Присутствия. Без участия в Евхаристии немыслима жизнь в Церкви, без Евхаристии нет Церкви.

Но если трапеза есть выражение любви того, кто её накрывает, то и участие в трапезе без ответной любви преступно. На трапезу Христа невозможно «согнать». Человек сам должен жаждать и алкать этой Небесной Пищи. Это, к слову, является и ответом на вопрос: «А сколько раз в месяц причащаться»? А сколько хочешь, только лишь бы это «хотение» было выражением всего существа, всей горячей любви. Когда есть такое желание, то и вопроса не возникает, так как жажда богообщения не знает пресыщения. Если мы пресытились, значит, перестали любить. Преступно приступать к Евхаристии без этого внутреннего чувства любви и жажды встречи с Богом.

Читайте также:  Можно ли быть репетитором без педагогического образования

Если таково условие участия в Трапезе Христа, то как быть с Причастием детей?

Читайте также: Малыш и таинство: Святое причастие

Если ваш ребенок — совсем кроха

Как и в случае с Крещением, Причастие младенцев основывается на их участии в жизни Церкви по вере Церкви, выраженной в лице восприемников (иначе именуемых «крёстными родителями»). Эта вера — не абстракция, а живое и реальное переживание взрослыми людьми религиозной истины, исповедуемой Церковью. Эти люди берутся донести — на уровне поступков, слов и примера — эту истину до детей. Они берут на себя ответственность за привитие младенцам основ религиозности. Младенец — существо весьма чуткое. И хотя он лишен «сознания» в нашем понимании этого смысла, у него существует богатый внутренний мир подсознания, его внутреннее самосознание, хотя еще и не дифференцировано, но «работает» на непостижимом для нас уровне. Ребенок в состоянии «бессознательного бытия» впитывает окружающую его среду, как губка. Именно в это время формируется психика ребенка, закладываются черты его характера. И в это время важно всё, что его окружает — поступки родителей, их слова, эмоциональный фон в семье. Ребенок, не умея «понять», подсознательно ощущает боль и переживания родителей.

На этом фоне важна религиозная атмосфера в семье. Чтобы Евхаристия и молитва для этого ребенка стала в будущем действительно желанной и любимой реальностью, он должен чувствовать молитвенную атмосферу своих родителей, всей своей семьи. Многие, «принося детей к причастию», а сами стоя в храме ровным счётом как дикари, потом задают вопрос: «Почему наши дети так кричат, когда мы их несём к причастию»? Да потому что их родители сами не понимают, для чего они принесли своих детей в храм и чего они сами тут забыли! Я уже не первый год служу в сане священства и имею возможность наблюдать, что, когда родители сами глубоко воцерковлены, сами регулярно причащаются, их дети ведут себя в храме как ангелы. Потому что религиозность впитывается с молоком матери — не только в переносном, но и в буквальном смысле этой фразы. Семья, по мысли христианских писателей древности, «малая Церковь», то есть, ячейка Церкви (советские социологи часто любили повторять, что семья — «ячейка общества» — по сути, терминология взята из христианского взгляда на семью). Христианская жизнь не терпит формализма. Христианская Церковь — это Семья Христова. Ей надо жить, а не «забегать изредка», чтобы вложить в уста младенцев Божественные Таинства и убежать снова к своим грехам и заблуждениям. Христианство начинается с изменения сознания. Когда младенцы чувствуют «отсутствие души» в поступках родителей (а они это чувствуют), они начинают протестовать против этой фальши. Они протестуют не против Бога и Таинств. Они протестуют против того, ощущение святости чего им не привили своим примером родители. Они протестуют против бездушия. Играть в религию недопустимо. И дети против такой игры, когда видят, что в эту игру играют родители.

Читайте также: Таинство Крещения: что нужно знать родителям

Что делать? Известное дело: воцерковляться всей семьёй. Или, по крайней мере, начинать воцерковляться матери (если другая половина не соглашается идти путем религии). Родители дома должны ежедневно совершать свои молитвы к Богу, читать Слово Божье — даже в присутствие маленьких детей. Молиться о них в их же присутствии. Но главное, чтобы все это делалось с душой, от сердца. Тогда и будет создаваться духовная среда в семье. И эту духовную среду будут впитывать души детей. Родители могут передать детям свою любовь к богослужению, молитве. Дети тоже почувствуют это.

Если малыш задает вопросы

Все чаще и чаще сталкиваюсь с оторванностью жизни наших прихожан от Церкви, с оторванностью Евхаристии от реальной духовной жизни нашего народа. Евхаристия не воспринимается большинством причастников как та встреча со Христом, которую они постоянно ждут, жаждут и которой живут. Они, в большинстве своем, даже не знают, для чего они причащаются и Чего (Кого) они причащаются. Массовая тотальная профанация особенно чувствительна на причастии детей, которых приводят «благочестивые бабульки» к Причастию со словами «сейчас батюшка сладенькое лекарство даст». Бывают такие ситуации, что священник просто теряет дар речи. Из личного опыта хотелось бы привести два случая. В первом случае бабушка ведёт внучка и увещает: «Ты ротик открой, а батюшка тебе микстурку даст», на что проворный внучек отвечает чуть не с руганью (в тоне явного отторжения): «А я что, не могу дома из бутылки микстуру выпить? Чего ты меня сюда притащила?». Пришлось прямо у Чаши «заградить уста» старой наставнице юного поколения, а отроку задать вопрос:

— Ты в Бога веришь?

— Не уверен.

— А чего ж ты сюда пришел?

— Так вот она (показывает на свою бабушку) притащила. Причащать его, естественно, не стал. Ибо такое причастие не только ему на пользу не пойдёт, но еще в детской душе заложит основы протеста против религии.

Читайте также:  Можно ли есть куриные желудки во время диеты

Читайте также: Крещение — это вхождение в общину

Другой случай закончился, правда, отрадней. Тоже бабушка привела отрока лет 8-9 причащаться «сладенького медку», и тоже был вопрос: «А чего мне дома меду не дали?» Но мальчик оказался весьма проворным и любознательным. Пока я причащаю грудных младенцев, слышу, как отрок проворно бабушке возражает: «Это же храм, ты мне что-то говорить не хочешь, почему? Я уже взрослый, и я хочу знать, что это тут дает батюшка». Но вместо здравого религиозного ответа, идущего от любящего сердца, со стороны старушки последовал ответ, словно его породило каменное бесчувствие: «Тебе это не обязательно знать, ты, главное, покушай это, а потом вырастешь — узнаешь». Опять я отстраняю в сторону эту наставницу, а мальчику прямо у Чаши провожу первое поучение о Таинстве:

— Ты в Бога веришь?

— Верю, и даже молюсь, как умею.

— Молодец. А вот здесь, в Чаше, Дар Христа — это Его Таинства, приобщение к Его Жизни, к Его Телу и Крови. Знаешь кто такие доноры?

— Да, в школе говорили, они кровь сдают для других.

— Ну так вот, самый совершенный и самый настоящий Донор — Христос, Он отдал всю Свою жизнь, чтобы мы ее принимая в Себя, жили Им.

— Здорово! И мне можно принять То, что Он дал тебе в эту Чашу?

— Конечно, можно!

Читайте также: Решил креститься — докажи, что это всерьёз

Как подготовить детей к Причастию

1. Несомненно, начинать надо с воцерковления и духовного образования родителей. Необходимо осознать нужду в воцерковлении их собственной жизни. Они же часто относятся к Церкви не как к семье, а как к аптеке: пришел, заплатил, получил рецепт — выдали лекарство. Эту патологию и аномалию сознания необходимо исправить. Вся семья может вместе подготовиться к Причастию и причаститься на воскресной или праздничной службе. Ежевоскресное причастие — норма для верующих. На первых порах, конечно, младенца можно принести к Причастию в будние дни, придя не к началу службы, а к концу (с грудным младенцем). К примеру, многие мои знакомые многодетные семьи поступают так: в воскресенье мама с грудными детьми сидит дома, а отец с теми, что постарше, идёт в храм и причащается, а в понедельник мама несёт младенцев в храм и причащает их. Сама же она причащается в субботу (или в другой день недели, когда у мужа выходной, и он сидит с детьми — и это речь о многодетных семьях).

2. У римо-католиков существует очень хорошая традиция: они готовят ребенка к первому причастию. Проводят беседы, учат молиться и рассказывают о Тайной Вечере, о Крестных страданиях и о Воскресении Христа. Я по этому вопросу специально советовался с католическими священниками. Спрашивал: «Может быть такое, что ребенок прошел без подготовки?». На что получил ответ отрицательный, потому что священник спрашивает у ребенка о вере перед первым причастием, спрашивает, прошел ли он катехизацию. И только если родители сами очень воцерковленные, эти беседы могут быть сведены к 15-минутному диалогу священника с ребенком. Священники родителям ставят это в обязательное условие — подготовку к причастию детей на этом уровне. Несомненно, если родители воцерковляются, когда ребенку уже лет 5-7, то такая беседа возможна именно перед его первым причастием.

Читайте также: Крещение Господне: истинная вера и традиции

3. Если же ребенок с рождения введён в пространство церковной жизни, то родителям просто следует «нащупать» тот возраст, когда ребенок уже вполне может «понимать», вступать, так сказать в диалог с родителями. В этом возрасте следует выдержать «паузу» перед причастием ребёнка, причём, так, чтобы ребенок помнил свое предыдущее причастие, и задавал вопрос: «Когда меня поведут к причастию»? Желательно было бы, чтобы он сам озадачился этим вопросом. И вот когда он задаст такой вопрос, ему следует ответить, что он теперь уже должен подготовиться к причастию, потому как раньше — когда он был еще совсем малышом — ему можно было причащаться без подготовки. А теперь, когда он садится за стол, он должен сам мыть руки, а когда идет к Причастию, должен подготовиться к нему. Тут даже необходимо подчеркнуть, что он стал взрослее. Своё сознательное участие в Евхаристии он должен пережить как момент взросления (а для ребенка это очень важно — ощущать свой взросление). И в его сознании навсегда отложится ассоциация с тем, что взросление неразрывно связано с сознательным участием в богослужении. Развитие должно быть гармоничным, и чуткие объяснения основ веры и молитвенной жизни должны сопровождаться личной глубокой религиозностью наставника этого ребенка. И ребенок будет воспринимать как неотъемлемые этапы взросления, привитые ему уроки нравственности, культуры и религиозности.

Фото привью: obitel-st-elisaveta.ru

Источник