Можно ли быть крестной матерью у сына

Кто может, а кому запрещено быть крестным у ребенка при крещении

Приобщение ребенка к православной религии зависит от его родителей. Несмотря на споры об ущемлении прав детей обращением в веру без их согласия, Семейный кодекс дает право родителям определять будущее своих детей, пока они не станут дееспособными. Восприемники — духовные наставники ребенка в православии, главные молельники за них. От родителей зависит выбор попечителей, поэтому они должны знать, кто может быть крестным у ребенка при таинстве Крещения.

Основные церковные требования

Крещение — первое и важнейшее таинство христиан. Через крещение человек становится членом церкви и получает допуск к другим таинствам. Русская православная церковь не устанавливает минимальный возраст для проведения обряда по обращению в веру. На начальном этапе христианства крещение проходило по-другому, отличному от современного, порядку. К нему готовились заранее, в течение нескольких месяцев. За это время новообращенные проходили испытание на веру (исполнение заповедей), обучались основам христианского учения, совершению обрядов.

Введение в обряд таинства крестных появилось, когда христиане подвергались гонениям и вынуждены были скрывать свое вероисповедание. Крестным был человек религиозный, близко знавший желающего присоединиться к христианскому вероучению. Он был поручителем перед христианской общиной, что человек искренен в своих религиозных намерениях. На него была возложена подготовка к оглашению и он обязательно присутствовал при таинстве.

Оглашение происходило в церкви: священнослужитель называл поименно людей, которым разрешено было присутствовать на богослужениях до крещения, за исключением таинства Святого Причастия.

Среди христиан этого периода (II-IV века) существовало поверье, что во время крещения прощаются все прошлые грехи. По этой причине люди старались креститься как можно позже. Церковь боролась с этим суеверием. Когда христианство стало ведущей религией, то приобщать к таинству стали стараться с младенческих лет.

Так как ребенок не в состоянии был выполнить условия обряда, за него это стал выполнять крестный/крестная. В 397 году Карфагенский Собор утвердил правило, согласно которому родители-христиане, не согласные крестить младенцев, предавались анафеме (отлучались от церкви).

Обряд оглашения стал быстро вытесняться крещением малышей. Время, когда надо проводить обряд посвящения младенцев и малолетних, менялось на протяжении тысячелетней истории христианства. В Евангелии от Марка приводятся слова Иисуса о том, что спасется тот, кто верует и примет крещение (то есть новообращаемый должен при крещении осознавать свои действия).

Григорий Богослов поясняет свое отношение к крещению детей: если есть опасность здоровью, то крестят с первых дней жизни; для здоровых малышей — крещение по наступлению 3-х лет, когда ребенок сможет повторять за священником и осознавать слова молитвы.

В настоящее время священнослужители рекомендуют родителям крестить детей как можно раньше, чтобы не испугать ребенка незнакомой обстановкой и незнакомым человеком, который берет его на руки и производит непонятные манипуляции.

Русская православная церковь сохранила процедуру оглашения перед крещением. Ее обязаны пройти новообращаемые взрослые и дети старше 7 лет. При совершении крещения над младенцами, детьми младше 7 лет подготовку должны пройти как родители, так и восприемники.

Крестным родителем у ребенка должен быть православный христианин. К обряду Крещения не допускаются атеисты, люди других конфессий (мусульмане, буддисты, протестанты, католики). Восприемник родных отца и матери должен быть не только крещеным в православии, но и посещать церковные службы, придерживаться обрядов и традиций, знать основные молитвы.

Православные отец и мать не могут быть одновременно и крестными родителями для своих детей. Нельзя семейной паре быть крестными у одного ребенка. Согласие на духовное родство должно быть осознанным, так как оно означает участие в воспитании крестника.

По этой причине нельзя назначать в восприемники малолетних. Перед таинством Крещения батюшка может уточнить, сколько лет будущему крестному родителю. Крещеный в православии несовершеннолетний может быть духовным попечителем, если осознает свою ответственность перед Богом.

Особенности крещения

Обряд крещения не зависит от пола и возраста новообращенного. Отличие заключается в определении главного восприемника.

Мальчиков

По обычаю, крестных родителей, как и родных, должно быть двое. Но православная церковь разрешает иметь одного крестного. Для мальчика это должен быть мужчина. Беременной женщине позволяется стать крестной матерью мальчика. При двух крестных родителях в крещальной молитве упоминается главный попечитель (для мальчика — крестный отец).

Девочек

Для девочек существует такое же правило, как и для мальчиков: если нет возможности найти крестного отца, то на Крещении присутствует только женщина (крестная мать). При двух восприемниках в крещальной молитве упоминается главный попечитель — крестная мать. Беременная женщина может стать крестной у девочки.

Кто не может быть крестным

Чтобы понять, почему восприемником может быть только православный христианин, надо вспомнить о сути таинства. Во время Крещения происходит второе (духовное) рождение человека. Его душа получает доступ к благодати Божьей, защиту от воздействия грешного мира.

Крещеного ребенка можно причащать, молиться за его здоровье, при несчастье — похоронить по христианскому обычаю, чтобы его душа попала в Царствие Небесное. Детей крестят чаще всего с 8 по 40 день после рождения, чтобы иметь возможность молиться об их здоровье. Во время Крещения духовный родитель дает за крестника обещание соблюдать нормы, установленные в Священном Писании и в православной традиции.

Читайте также:  Можно ли в пост есть сыр и молоко

С завершением таинства в его обязанности входит постоянное общение с ребенком. Если же по какой-то причине (ссоре с его родителями, отъездом в другую местность) он не сможет регулярно или вообще видеться с крестником, то обязан постоянно молиться за него Господу, испрашивая здоровья, укрепления в вере, выборе правильного жизненного пути.

Зная об условиях и последствиях крещения, определяются лица, которых нельзя приглашать стать попечителем ребенка. Родители должны знать, что поменять крестного в будущем невозможно.

Православная церковь не допускает этого, потому как для этого надо пройти обряд крещения заново. Но таинство возможно лишь раз в жизни. Если крестный родитель ведет безнравственный образ жизни, то с благословения батюшки можно найти себе другого духовного наставника, но крестным он не будет.

Представители других религий и атеисты

Нельзя становиться восприемником, если собственные воззрения отличны от православных и христианских. Буддисты, мусульмане, иудеи не верят в Иисуса Христа, в его учение. Слова, произнесенные такими людьми на таинстве, не имеют веса, на ребенка не снизойдет благодать Божья.

Католики и протестанты являются христианами, но различия в вероучениях не даст возможности приобщить ребенка к православию в полной мере. Католическая и протестантская религии имеют отличия от православной по отношению к святым угодникам, празднованиям основных христианских событий (Рождества, Пасхи и других).

Сами родители

Традиция крестных родителей идет от раннехристианского периода. Крестные должны были быть близкими друзьями семьи, которых хорошо знали дети. В случае смерти родных отца и матери община возлагала заботу о малолетних на крестных отца и мать. Таким образом христианство защищало детей, ставших сиротами.

В случае потери родителей восприемники обязаны были позаботиться не только о духовном, но и материальном обеспечении ребенка. Восприемник — это не заместитель отца и матери по воспитательной части, он становился членом семьи.

По этой причине церковь накладывала ограничения на заключения церковного брака:

  • между крестным отцом и крестной дочерью;
  • крестным и матерью ребенка;
  • крестником и крестной;
  • крестным отцом и крестной матерью одного ребенка.

При выборе духовных попечителей следует учитывать такие ситуации. В 2017 году Архиерейский собор разрешил кумовьям одного ребенка жениться с разрешения (благословения) архиерея епархии.

Монашествующие

Монахи и монахини не могут быть попечителями, несмотря на то, что по вероисповеданию и благочестию превосходят мирян. Церковь запрещает им участвовать в таинстве, так как, вступив в монашество, они отреклись от земной жизни, посвятив ее служению Господу.

Душевнобольные

Психически больной человек не отдает отчета в своих действиях. Он является недееспособным, должен находиться под постоянным контролем. Выбор такого человек в восприемники будет ошибкой. Его присутствие на обряде и запись, как крестного, в действительности не имеет последствий. Ребенок не сможет обрести у него духовную опору, узнать о православии.

Безнравственные

Распущенные люди, не соблюдающие этические нормы, не должны быть попечителями. Плохой пример заразителен. Если родители не хотят, чтобы ребенок в будущем поддался влиянию такого крестного, то они должны тщательно подбирать кандидатуру попечителя. Грубость, хамство, ложь, распутство — это грех. Безнравственные люди — грешники.

Нетрезвые

Пристрастие к алкоголю лишает человека разума, способности к адекватным поступкам. Пьяницы не посещают церковь, не помнят о своих обязанностях. Не может быть оправданием, что алкоголик пьет не каждый день, и у него бывают периоды трезвости. У ребенка впереди длинная жизнь. Не стоит надеяться, что в трудную для него минуту крестный будет трезвым и окажет поддержку. Кроме того, главная обязанность крестных — молиться за своего подопечного. Нетрезвый человек не помнит о молитвах.

Малолетние

Дети до 14 лет, по закону, считаются малолетними, недееспособными. О них обязаны заботиться родители/опекуны. Решения, принятые подростком без их согласия, недействительны. По этой причине крестным родителем малолетний ребенок быть не может.

Советы и рекомендации по выбору

По определению восприемники становятся членами семьи, поэтому выбирать надо из людей, которых хорошо знают, могут доверить общение с детьми. Они должны быть не только искренне верующими православными. Это должны быть доброжелательные, любящие детей люди.

По этой причине стараются искать попечителей среди женатых/замужних, имеющих собственных детей, у которых сформировался родительский инстинкт.

Крестить ребенка должны люди, у которых хорошие отношения с его родителями, с которыми они давно знакомы. Существуют суеверия, по которым достойные люди могут отказаться от почетной роли попечителей. Например, незамужние девушки не должны стать крестной матерью девочки в первый раз, иначе у нее не сложится семейная жизнь. Не предлагают духовное попечительство беременным женщинам.

Что делать, если родители неверующие

Родители-атеисты могут не возражать, чтобы их ребенок был обращен в православную веру.

Убедить их в этом намерении способны близкие верующие родственники:

  • бабушки, дедушки малыша;
  • тети, дяди;
  • старшие дети.

Без согласия родителей крестить ребенка нельзя, так как это будет ущемлением родительских прав. Ребенок имеет право сам решить вопрос о своем вероисповедании, когда ему исполнится 14 лет. Закон обязует принимать в расчет мнение детей при достижении ими 10 лет.

Если в 14 лет ребенок решит принять православие, близкие верующие родственники должны помочь ему найти крестного/крестную, чтобы он/она подготовили его к таинству.

Можно ли покрестить без крестных

Без крестных покреститься нельзя. Но допускается их отсутствие на обряде, если это высокопоставленные лица, занятость которых не дает возможности быть на таинстве. До 1917 года у членов императорской семьи были крестники, на крестинах которых они не присутствовали. Роль крестной матери или крестного отца во время процедуры выполнял священник.

Читайте также:  Можно ли заболеть сахарным диабетом если не есть сладкого

Основные обязанности крестных родителей

Крестные родители являются духовными наставниками, помогая отцу и матери крестника формировать личность ребенка, защищать от злых сил и напастей.

Молитвенная

Крестный отец и мать, как истинные христиане, должны посещать церковь, молиться иконам святых угодников, ангелам, Богородице и Господу. В своих молитвенных обращениях они должны не забывать о крестнике/крестнице. Молитвы крестных имеют такую же силу, как и молитвы родных отца и матери.

В молитвах за духовного сына или дочь просят:

  • о здоровье;
  • излечении от болезни;
  • удаче в делах;
  • укреплении веры;
  • крепких семейных отношениях;
  • даровании ребенка.

Искренняя молитва крестного/крестной станет щитом от помыслов злых людей, природных стихий.

Вероучительная

На крестных родителей возлагается обязанность донести до ребенка христианские принципы. Для этого они должны посещать с крестниками богослужения в обычные дни и праздничные даты. Детям необходимо разъяснять суть происходящего в храме, чему посвящено празднование, как следует себя вести в посты, их значение. Крестный или крестная должны научить ребенка основным молитвам, чтобы он мог самостоятельно обратиться за помощью к Господу или Богородице.

Нравоучительная

Духовное наставничество означает доверительные отношения с подопечным. Крестник/крестница должны уважать крестных, прислушиваться к их мнению. Это накладывает на взрослых людей особую ответственность. Одно дело — семейные узы. Между детьми и родителями отношения складываются естественным путем, на основе физического родства, родительской и детской любви.

Духовное общение требует самосовершенствования личности взрослого. Таинство Крещения не дает автоматически прав на крестника. Оно возлагает на крестных обязанность уметь воздействовать на растущую личность в христианских традициях, где нравственность имеет свои особенности.

Можно ли отказаться от крестных родителей

Не всегда человек, согласившийся стать крестным, осознает важность решения. Легкомысленное отношение к появившимся обязанностям может проявляться в неподобающем поведении:

  • пьянстве;
  • драках;
  • сквернословии;
  • не посещении храма.

В таких случаях крестник может обратиться к священнику и с его благословения найти себе более достойных духовных наставников.

Можно ли перекрестить ребенка

По христианской вере, таинство Крещения возможно только один раз.

Перекрестить детей в православие можно из другого вероисповедания:

  • католического;
  • протестантского;
  • буддистского;
  • мусульманского.

Не следует стремиться перекрестить ребенка, если в другом храме имеется больше святынь, обряд проводит священник более высокого чина. Крещение — это единение с Богом. Все остальное (внешние атрибуты) — от лукавого.

Частные случаи

Выбор крестного — сложный вопрос. Трудно бывает найти достойного и близко знакомого человека, чтобы предложить ему такую роль. В этом случае православная церковь разрешает стать восприемником родственникам.

Бабушка у внучки

Верующая бабушка может быть духовной попечительницей внучки, если ее возраст не превышает 70 лет. Возрастное ограничение, накладываемое церковью, объясняется обязанностями крестной матери. У старой женщины должно быть достаточно сил, чтобы воздействовать на малолетнюю девочку нравственно, иметь силы водить ее в церковь, память, чтобы объяснять основы православия и учить молитвы.

Дедушка у внука

Дед для внука должен быть нравственным авторитетом. Его возраст так же, как и у бабушки, не должен быть старше 70 лет.

Тетя для племянницы

Тетя — близкий человек для семьи. Выбор ее для крещения племянницы зависит от внутрисемейных взаимоотношений, отношения к вере.

Родная сестра

Родная сестра, если ей исполнилось 14 лет, может стать крестной матерью младшей сестре или брату.

Главные требования к сестре:

  • должна быть крещеной;
  • посещать церковь;
  • знать «Символ веры»;
  • осознавать ответственность.

Дети, которыми не исполнилось 14 лет, считаются малолетними и не могут нести ответственность за свои поступки.

Брат у сестры

Родной брат, как и сестра, может быть крестным для сестры, если ему исполнилось 14 лет, он крещен в православии, знает молитвы и понимает, в чем заключаются обязанности крестного.

Католик у православного

Когда Крещение происходит за пределами России, в католической стране, бывает сложно найти православного человека, подходящего для обязанностей крестного родителя. Православная церковь позволяет в таком случае выбрать в крестные человека католического или протестантского вероисповедания.

Двоюродный брат

Двоюродное родство не является препятствием для выполнения обязанностей восприемника, если соблюдены все прочие необходимые для этого условия.

Дядя для племянника

Дядя, как и тетя, может быть попечителем для племянника. При этом должны быть соблюдены условия:

  • крещен в православной вере;
  • его жена не будет крестной матерью племянника;
  • в будущем не планирует жениться на куме (если холостой).

Родственник крестный должен обязательно присутствовать на обряде. Его имя будет вписано в свидетельство о крещении и в церковную книгу регистрации новообращенных.

Батюшка

Батюшка, как и другие православные верующие, может быть крестным отцом для детей своих знакомых, родных и близких. Но он не имеет права сам проводить обряд. Его обязанности точно такие же, как у прихожан-восприемников.

Источник

Стала крёстной у собственного сына

Есть и такая точка зрения. Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения и отсюда следует:

Муж и жена не могут быть восприемниками одоного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Номоканон при большом требнике. Указ. св. Син. 17 Окт. 1884 г.).

Отец и мать не могут быть восприемниками своего дитяти, в противном случае супружество их должно быть расторгнуто (Номок. пр. 209).

Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.

Читайте также:  Можно ли ежедневно есть рис

Иноверные (католики, армяно-грегориане, протестанты и проч.) не должны быть восприемниками( «…В «Книге о должностях пресвитеров приходских» говорится о том, что инославные могут быть восприемниками православных, но при крещении они должны читать Никеоцареградский символ веры без добавления «filioque» (Цыпин В.А. С. 133).

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению.

Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия), как еще не способные к делу учительства и не твердые в разумении веры и силы таинства, кроме случаев крайней необходимости и совершенной невозможности иметь восприемника совершеннолетнего; но и в этом последнем случае восприемники должны иметь,

по крайней мере, церковное совершеннолетне, т.е. 14 лет (Указ. Св.Синода,1836 г V 23 ;1837 г V111,27).

Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини (Номоканон прав.84;Указ.Св.Синода,1844 г, X. 17)

Ни в каком случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто (VI Всел. соб., прав. 53).

Святым Синодом об этом не раз было высказываемо в такой форме: «Как по древнему церковному узаконению, в Требнике Большом изображенному, при крещении младенцев положено быть у мужеска пола одному восприемнику, а женска-одной восприемнице; то посему и должно почитать восприемником мужа-только бывшее при его крещении лице мужеска пола, а восприемницею жены-только лице женска пола (Опр. 1779 г., III, 11, и др. см. въ Номок. при Бол. Требн. А. Павлова, 405-406 стр.; см. также Ук. Св. Син. 1810 г., I, 19, 1837 г., XII, 31; сн. ниже, о браке).

Что же касается Церкви греческой и русской, то хотя некоторые стараются доказать распространенность в этих Церквах обычая быть при крещении двум воспримникам (см. статьи проф. А. Павлова въ Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. 1891, 5-6, 1893, 3, 4, и его же Номок, при Бол. Требн., 211 ст.).

Однако, как утверждают другие, в греческой Церкви только иногда допускалось обычаем при крещении младенцев иметь более одного восприемника, во всех же памятниках, где выражается официальный взгляд греческой церковной власти, говорится об одном восприемнике, а в иных даже прямо предписывается употреблять только одного Bocnpиемника; Равнымъ образомъ и русская Церковь, за небольшими исключениями, всегда признавала необходимым при крещении одного восприемника (см. подр. Ист. чинопосл. крещ. и миропом. А. Алмазова, 628-638 стр., а также статьи проф. И. Бердникова въ Прав. Собес. 1891, 2-3; 1892, 3-4, 5, 10-11; 1893, 9).

Многие, указывая на то, что допущение при крещении двух восприемников, помимо недоразумений относительного порядка участия их при совершении таинства, возбуждаетъ затруднения въ действующей практике и относительно духовнаго родства, как препятствия к браку.

Имея это в виду, а также и принимая во внимание отсутствие этого обычая в древней церковной практике,-высказывают желание, чтобы в современной церковной практике допускалось к восприемничеству при крещении только одно лицо (см. Прав. Собес. 1892, 3-4, 1899, 9).

Решающее значение в этомъ случае могло бы иметь 63 пр. YI Всел. Собора.Также многие утверждают, что в 53 пр. VI Всел. Собора говорится только об одном восприемннке (см., напр., Прав. Собес. 1891, 2-3).

Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV в. Из постановления Свят. Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и именно женщина — для женского пола).

Что касается второго восприемника, то если он не не поручается и недает обеты, то он и не создает никакого духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между первым восприемником и своей женой, одного крещаемого с богословской точки зрения считается возможным.

В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и, соответственно, между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, что является препятствием к их браку.

К сожалению, многие этого не знают. И из этого незнания иногда вытекают совершенно нежелательные последствия, такие, как брак восприемников. Итак:

Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?

Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это — полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.

Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос:

Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги?

Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.

Источник