Можно ли быть юристом ислам
Может ли мусульманин работать адвокатом?
Вопрос: Ваши ответы и фетвы помогают мне и многим братьям, помогают в понимании Ислама.
Пусть Аллах вознаградит вас за это!
Я работаю адвокатом, занимаюсь как гражданскими, так и уголовными делами (в основном выступаю защитником потерпевших и свидетелей). Эта профессия является источником моих доходов. Недавно мне вынесли такфир в связи с адвокатурой.
Разъясните, харам ли адвокатура, выводит ли она из Ислама и т.д., и как мне быть. (Россия, Москва)
————
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Работа в качестве юриста отнюдь не обязательно означает, что человек становится кафиром. Если внимательно рассмотреть адвокатскую деятельность, можно понять, что в нее не включается вынесение религиозного и вообще какого бы то ни было судебного решения. Адвокатура — это выступление в качестве делегата или представителя (вакиля) того или иного человека в случае наличия спорных вопросов.
А это Шариатом разрешено при условии, что юрист не помогает своему клиенту в попрании прав других людей, не использует ложные показания и не выдвигает лживые утверждения. Если иск касается прав, отнятых недозволенным способом, то Вам разрешается выступить от имени данного клиента для восстановления его прав и прекращения несправедливости. Это подпадает под категорию помощи в праведности и набожности. Но если дело подразумевает попрание прав других людей, Вам не разрешается быть представителем такого клиента, поскольку это относится к категории помощи в грехе и преступлении. А, как известно, аят Корана гласит:
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (Коран, 5:2)
Кроме того, проживание в стране, где применяются не исламские, а разработанные людьми законы, не означает недозволенность работы в качестве юриста, если намерение заключается в достижении правильного мнения и отведении несправедливости. Ущемленного в своих правах человека необходимость вынуждает обращаться к действующим законам для защиты своих прав. В ином случае люди бы безнаказанно вредили друг другу, и в обществе воцарился бы хаос.
Процитированные Вами аяты Корана относятся к вынесению решений, являющихся неверными и преступающих границы шариата. Многие законы гражданского права находятся в рамках шариата и помогают человеку защитить и обрести свои права, поощряемые в Исламе, но многие законы находятся в противоречии с Исламом. Соответственно, если Вы не руководствуетесь законами, нарушающими шариат, нет на Вас греха, и не будете Вы виновны в практиковании законов тагута.
Поэтому пусть комментарии некоторых людей, основанные на невежестве, не отбивают у Вас охоты от Вашей профессии. Вашей целью всегда должны быть поддержка и помощь людям, чьи права были нарушены. И в словах Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) заключены благие вести для Вас:
من مشى مع أخيه في حاجة حتى أثبتها له أثبت الله عز وجل قدمه على الصراط يوم تزل فيه الأقدام
«Кто идет рядом с тем, чьи права были нарушены, до обретения им его прав, ноги того укрепит Аллах на мосту Сират в День, когда ноги будут соскальзывать». («Аль-Му’джам-уль-Аусат» Табрани, хадис 6026)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Просмотров: 1 113
Источник
jago52
Недавно мне стало известно, что некоторые мои друзья открытым текстом между собою заявляют: «Андрей зарабатывает харамные деньги». Они имеют в виду мою работу и как следствие — заработок, который, по их мнению, является грязным, греховным и не угодным Аллаху.
Прежде чем перейти к рассмотрению основной темы этой статьи хотелось бы затронуть важный аспект. Сегодня очень многие наши братья, не разобравшись в деталях и не проверив информацию, запросто и без обиняков с ходу выносят решение (хукм) по тому или иному вопросу или даже по конкретному человеку. Заметьте, как категорично принято решение по мне. Никто не сказал: «Андрей занимается сомнительной, с точки зрения шариата, деятельностью». Зато сразу заключили: «Заработок Андрея — харам!» Отсюда вытекает, что он всё своё имущество приобрёл запретным образом, кормит семью запретным и одевает их в запретное, у него нельзя брать в долг, принимать подарки и угощения… Братья, запомните раз и навсегда: подобные выводы — это подход хариджитов, такфиристов и прочих заблудших радикальных сект. Именно они, следуя каким-то своим размытым умозаключениям, обвиняют мусульман в неверии, а затем объявляют дозволенными для себя их жизнь, честь и имущество. Это дурной пример невежд, которые слышат звон и не знают, где он. Вы невольно дублируете их, когда, повинуясь слухам, с ходу судите человека.
Аналогичным образом братья выдвигают ложные обвинения обладателям знания. Например, неоднократно при мне говорили: «Ринат Абу Мухаммад — заблудший человек, и его лекции нельзя слушать!» И тут опять: просто им так сказали — и всё! Самого Рината они едва ли слушали и уж тем более никогда не укажут на конкретные его ошибки и заблуждения. Перед нами вновь пример того, как делают вывод на основе слухов и слышат звон, не зная, где он.
Друзья, которые вынесли по мне решение, вообще не имеют представления о том, чем я занимаюсь на работе и что входит в мои обязанности. Они также не вполне усвоили, какой заработок является дозволенным по шариату, а какой — нет. Что говорит сунна пророка Мухаммада ﷺ на этот счёт, тоже не догадываются. Просто услышали слово «юрист» и сделали донельзя примитивные выводы, свойственные лишь сектантам: раз юрист, значит, с законом работает. А так как государство кяфирское, то законы его — выдуманные, суды — тагутские. Значит, харам там работать! Возможно, я изъясняюсь не слишком понятным для всех языком, но тем и отличается стиль этих людей: засилье арабизмов при отсутствии знания Корана и сунны.
Я уже писал о том, что большинство мусульман сегодня не читают Коран. У нас много чтецов, много хафизов, но мало тех, кто понимает и задумывается над его смыслом. Коран читают в молитвах, читают для благословения и лечения, для получения награды от Аллаха за прочтение букв, наслаждаются голосом того или иного чтеца, словно песней… Всё это хорошо, но кто будет изучать его смысл?
«
Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (47:24).
Переходя непосредственно к теме обсуждения профессии юриста, напомню, что мы любой вопрос, связанный с нашей мирской жизнью, обязаны рассматривать, опираясь на правило, установленное в Коране:
«
Аллах — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле…» (2:29);
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» (7:32).
То есть в исламском праве действует принцип дозволительной направленности: разрешено всё, что прямо не запрещено. Этот принцип касается всей нашей мирской жизни, не связанной с выполнением религиозных обрядов. Поэтому любая профессия и любая работа в основе своей дозволена с точки зрения шариата, если на неё нет однозначного запрета. А что же тогда запрещено?
«
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).
Запрещена любая деятельность, направленная на содействие в обмане, воровстве, мошенничестве, коррупции, распространении зла, мерзости и всего остального, что признано шариатом как грех. Если мусульманин работает на кого-то и знает, что помогает своему руководству в греховном деле, то такие средства к существованию для него запрещены и не принесут никакого блага. Поэтому юрист, защищающий интересы сборщиков налогов, торговцев алкоголем и табаком, кредитных учреждений, занимающихся ростовщичеством, разумеется, зарабатывает грязные деньги. Юрист, намеренно прибегающий ко лжи в стремлении отсудить своим доверителям то, что им не принадлежит по праву, также зарабатывает грязные деньги. Юрист, произносящий ложное свидетельство, по причине которого невиновный человек лишается свободы или имущества, а равно иным образом подвергается незаконному притеснению, зарабатывает ещё более грязные деньги, так как лжесвидетельство — один из наихудших грехов.
Подозреваю, что мои друзья сделали заключение о запретности моего заработка на основании нижеследующих аятов:
«
Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44);
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45);
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5:47).
Запрещено судить и принимать решения на основе выдуманных людьми законов в обход законов Аллаха. Многие мусульмане запутались в этом непростом вопросе и по причине ложных домыслов вынесли обвинения в неверии не только рядовым единоверцам, но и правителям мусульман. Если за себя скажу, что лично я вообще не выношу никаких решений, так как я не судья, то это их не устроит. «Ведь ты, обращаясь в кяфирский суд, содействуешь в том, чтобы принимать такое решение», — скажут они. Стало быть, моя деятельность попадает под аят 2 из той же суры, где, напомню, речь идёт о запрете оказания помощи в грехе. Так ли это на самом деле?
Не все мои друзья знают, что такое арбитражный суд и какие дела он рассматривает. А между тем, ещё во времена пророка Мухаммада ﷺ существовал такой институт, как банкротство.
Со слов Абу Саида аль-Худри передаётся, что один сподвижник купил фрукты (на перепродажу), которые вскоре испортились, и он обанкротился. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Делайте пожертвования в его пользу». Люди помогли ему, но этого не хватило для расплаты с кредиторами. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал его кредиторам: «Берите то, что есть, и больше вы ничего не получите» (Муслим).
Абдуррахман ибн Каб ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ арестовал имущество Муаза и продал его для того, чтобы выплатить имеющиеся у него долги (Абу Дауд, ад-Дараккутни, аль-Хаким).
Ведь и в наше время смысл этой схемы не поменялся. Арбитражный суд признаёт организацию банкротом, а затем её имущество распродаётся, и долги погашаются в порядке очерёдности и приоритета: сперва долги по причинению вреда жизни и здоровью, затем — по зарплате, следом — все остальные. А когда имущество заканчивается, оставшиеся кредиторы уже не получают ничего, ибо должник — банкрот. В наше время для детального урегулирования этого вопроса принят отдельный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Институт предпринимательской деятельности был введён для того, чтобы весь бизнес контролировался государством. Чтобы не торговали запрещёнными товарами (наркотиками или оружием), чтобы не обманывали клиентов и чтобы предпринимателя всегда можно было отыскать, если он мошенническим путём наберёт долгов и скроется. Арбитражный суд рассматривает экономические споры, возникающие между ними. На мой взгляд, это нововведение, присущее современным реалиям и не имевшее место во времена ниспослания шариата, подпадает под общее правило о дозволенности всего, что не запрещено.
Что касается обычных судов, то никто из учёных не давал запрета мусульманам, проживающим в немусульманской стране, обращаться в них при необходимости защиты своих прав. Если какой-нибудь непорядочный человек возьмёт у нашего брата деньги в долг под расписку, а потом сделает вид, что ничего ему не должен, как наш брат должен поступить? Собрать братву, вооружиться бейсбольными битами, забить должнику «стрелку», разбить ему голову и «поставить на счётчик»? Он, конечно, может и так сделать, но тогда он точно предстанет перед кяфирским судом во всей красе уже в качестве подсудимого и схлопочет тюремный срок. Если же наш брат разумен, то он обратится в районный суд, представит доказательства, и должника заставят вернуть долг специальные люди, которым предоставлены соответствующие полномочия. Разница между приведённым примером и моей работой состоит в том, что я защищаю в судах не свои законные интересы, а своей организации. И требование ко мне в данном случае предъявляется общее: не помогать в грехе и вражде (Коран, 5:2).
Наибольшим камнем преткновения, конечно, служит уголовное судопроизводство, в сфере которого в этой стране больше всего грязи, мерзости и лжи. Но, хвала Аллаху, уголовные дела в моей работе сведены к минимуму и достаточно редки. Сводятся они в основном к кражам либо хулиганству на транспорте. У нас воруют рельсы, шпалы, проводку, сливают топливо, бьют стёкла в поездах. Иногда мне приходится участвовать в таких делах в качестве представителя потерпевшего. Соглашусь, кто-то из этих убогих непросыхающих полубомжей, ворующих всякий хлам, заслуживает того, чтобы ему отрубили руку. Но не будем опять же торопиться с выводами и забывать, где мы находимся. Если у нашего брата, не дай Аллах, украдут что-либо и он обратится в полицию, то в случае поимки преступника он вынужден будет предстать перед судом в качестве потерпевшего. Отказ от дачи показаний по УК РФ — самостоятельное преступление. А разница между приведённым примером и моей работой… См. предыдущий абзац.
Запрещено заменять наказания за преступления, установленные Аллахом, на уголовные наказания по придуманному кодексу. Тот, кто считает, что вместо установленных Аллахом смертной казни, отсечения руки или ударов плетью следует применять тюремное заключение или штраф, становится неверным. В то же время запрещён самосуд. И если мусульманин становится потерпевшим от преступления в государстве, где не действуют законы шариата, он вынужденно наказывает преступника теми методами, которые имеются в наличии по закону этой страны. Принуждение снимает ответственность при условии, если он убеждён, что наказания, установленные шариатом, лучше и правильнее, чем всё остальное.
Далее подкреплю вышесказанное словами исламских учёных.
Доктор Сауд бин Абдулла аль-Фанисан, бывший декан факультета шариатских наук исламского университета им. Имама Мухаммада б. Сауда (Саудовская Аравия), отвечая на вопрос о работе в адвокатуре, помимо прочего, пишет: «
Вместе с тем, если решение будет вынесено на основе выдуманного закона, то следует согласиться с этим решением. Не оттого, что это правомочное, легитимное решение, а просто потому, что право в этом случае достигло своего правообладателя. Оно подобно тем постановлениям, которые принимались на основе общепризнанных норм и обычаев доисламского периода и удовлетворяли людей в качестве решения их спора. Когда пришёл Ислам, он утвердил те доисламские обычаи, которые были похвальными, а всё остальное отменил. <…>
Если человек всё же вынужден будет обратиться в нешариатский суд, то в этом не будет ничего плохого, при том условии, что он не возьмёт больше, чем ему положено, если ему присудят то, на что он не имеет право.
Что касается адвоката, то ему не разрешается врать или искажать в суде факты и доказательства в пользу доверителя. А что касается работы в адвокатском бюро, то в этом нет греха, — ин ша Аллах! — так как основа в таких вещах — дозволенность. Адвокат впадает в грех только в том случае, если он обращается в суд с ложными требованиями».
Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз: «
Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству».
Шейх Салих аль-Фаузан: «
Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора: 1) если адвокат знает о деле и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено; 2) если идёт защита лжи или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено».
И специально для братьев, невнимательно читающих Коран, хочу напомнить о пророке Юсуфе, который, как мы помним, сам попросил правителя Египта поставить его на высокую государственную должность. И Египет тоже был кяфирским государством, а его правитель — многобожником.
«
(Юсуф) сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я — знающий хранитель». Так Мы наделили Юсуфа властью на земле» (12:55-56).
Кто-то из вас может сказать, что во времена пророка Юсуфа действовал другой шариат. А я вам отвечу, что шариат пророка Мухаммада ﷺ ещё лучше и совершеннее, чем шариат, действовавший во времена Юсуфа. И этот шариат тем более должен вести нас к прогрессу, процветанию и продвижению, а не к застою и упадку.
И здесь я, с помощью Аллаха, попытался на примере работы юриста доказать, что дозволенность или греховность любой работы во многом зависит от нас самих. От того, как мы соблюдаем в нашей работе (и вообще по жизни) правила, установленные в приведённых аятах Корана. Если же не соблюдать их, то любую работу можно «забраковать». Так, невинная торговля фруктами на рынке может стать грехом для продавца: а вдруг покупатель берёт фрукты для празднования харамной свадьбы, где будет вино, танцы и смешение полов? Работа таксистом тоже может привести к греху, если пассажир просит отвезти в ночной клуб или кабаре. Если знать Коран и сунну и думать головой, то мусульманин будет ограждён от запретной должности или работы. А быть семи пядей во лбу и иметь высшее шариатское образование для понимания этого не нужно, ибо сказано в хадисе от Нумана ибн Башира: «
Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно». Понять запрещённость какой-либо вещи легко, а вот соблюдать неукоснительно этот запрет в разы сложнее.
И хвала Аллаху, Господу миров!
Читайте также по теме:
Современные Каруны и их прихлебатели
17 джумада-ль-авваля 1436 (6.04.2015)
Источник
ВОПРОС-ОТВЕТ
حكم العمل في المحاماة[/arab]
Постановление о дозволенности работать адвокатом.
Работая адвокатом сам адвокат может столкнуться с тем, что будет помогать злу или защищать его, т.к. адвокат хочет доказать невиновность того, кого он защищает, может быть даже и виновного в том или ином деле. По этой причине будет ли его заработок дозволенным и есть ли какие-то условия для того, чтобы можно было заниматься этим делом ?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Адвокатская деятельность, адвокатура (المحاماة) взято от слова защита (الحماية), и если же защита будет защитой зла, то нет сомнения в том, что это запретно, т.к. это будет совершением того, что запретил Аллах Всевышний сказав: [arab]وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ[/arab]
Не помогайте друг другу в грехе и вражде[/color]
(сура аль-Маида, 2)
Если же адвокатская деятельность будет направлена на защиту добра, то это будет дозволенным и похвальным делом, кот. приказал Всевышний Аллах сказав:
[arab]تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى[/arab]
Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности[/color]
(сура аль-Маида, 2)
И исходя из этого, тому, кто решил заняться этим, ему следует обязательно, прежде чем зайти в конкретное судейское дело, изучить судейство и изучить дело того, кто обратился к нему за помощью. И если будет истина с тем кто обратился к нему, то он должен начать содействовать ему в истине и защищать его. Однако если истина будет не с тем, кто обратился к нему, то он всё равно должен зайти в это дело с целью обратной, т.е. сделать так, чтобы не зашёл тот, кто обратился к нему в грех перед Аллахом ! Это потому, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[arab]انصر أخاك ظالما أو مظلوما. فقال رجل يا رسول الله أنصره إذا كان مظلوما أفرأيت إذا كان ظالما كيف أنصره ؟ قال تحجزه أو تمنعه من الظلم فإن ذلك نصره[/arab][/color]
«Помоги своему брату злотворящему и тому, над кем совершается зло !»
Один человек спросил: « О посланник Аллаха, я помогу тому, кому причиняется зло, а как мне помочь тому, кто совершает это зло ? И посланник Аллаха сказал:
«Удерживай его (или запрещай ему) от совершения зла, и это и будет твоей помощью ему !»
(Хадис приводит имам аль-Бухарий (6552), от Анаса, да будет доволен им Аллах. В другой версии хадиса у имама аль-Бухарий (2312), пророк, , ответил:
تأخذ فوق يديه[/arab]
«Возьми его за руки (и удержи)».)
И если известно адвокату, что тот, кто просит его помощи, не на истине, то адвокат обязан сделать ему наставление, предостеречь его от последствий, предостеречь его от того, чтобы он заходил в этот процесс, и так же разъяснить ему весь вред последствий и ложность его просьбы, до тех пор, пока он не оставит это.
[arab]هل يجوز العمل في مهنة المحاماة ؟[/arab]
Разрешено ли работать адвокатом ?[/size]
Я надеюсь на то, что вы ответите мне на мой вопрос в моем серьёзном деле, кот. я объясню вам. Есть ответы на вопрос подобный моему вопросу, однако я хочу от вас разъяснений по многим другим проблемам, и прошу вас не отклонять мою просьбу. Я окончил юридический институт несколько лет назад, и я теперь работаю адвокатом, не постоянно. В то время когда я поступал в этот институт у меня не было понимания в религии, а затем когда я закончил его, я узнал о том, что является большим грехом судить не на основание ниспосланного Аллахом шариата, и я обнаружил, что многие законы моей страны противоречат шариату Всевышнего Аллаха и не соответствуют тем границам, кот. Он установил.
Поэтому мне хотелось бы узнать (спросить), разрешено ли мне практиковаться в этой области, т.е. работать адвокатом, зная, что законы, по кот. происходит суд, противоречат законам Всевышнего Аллаха ?
И будет ли мне записан большой грех, т.к. я использую (или пользуюсь) законы, кот. противоречат шариату ?
Но прежде вашего ответа в моем деле, я хотел привести вам несколько деталей из моей работы, может быть я где-то прав а где-то нет, и вы, исходя из этого, сможете, с дозволения Аллаха, поправить меня и указать на ошибки:
Поистине я недоволен теми законами, кот. противоречат законам Аллаха, независимо от того, принесут ли они пользу или нет. И в своей работе, я по мере сил буду стараться держаться подальше от того, чтобы использовать эти законы. И если я увижу, что некоторые законы противоречат законам шариата, то оставлю их, даже если смогу хорошо заработать на этом деле.
Буду ли я судящем не по закону Аллаха, если буду использовать эти законы для того, чтобы отстаивать права людей, отстаивать истину, а не ложь ?
Например, если я буду использовать таможенный кодекс, с его законами или налоговый кодекс, кот. в большинстве подавляющем противоречат законам Аллаха, для того, чтобы вернуть права людей, кот. были ущемлены этими органами.
После моего пояснения, разрешается ли мне практиковаться в качестве адвоката, если я буду отдалённым от противоречий шариату, кроме случаев крайней необходимости (даруры), чтобы помочь людям вернуть свои права ? И будет ли это судом не на основание шариата Аллаха ?
Так же будет ли трата времени на прочтения книг по законам (кодексы) и трата имущества на них из того, чем недоволен Аллах ?
И будет ли это чтение этих книг (кодексов и законов) запретным, если я не буду пользоваться ими в дальнейшем, а просто хочу узнать о тех законах, кот. в них ?
Должен ли я оставить эту работу и сжечь эти книги без сожаления или же считать эту работу как средство и причину для пропитания но уже в другом ракурсе, кот. не идёт в разрез с шариатом, т.е. используя эти законы, восстанавливать наши права и делать так, чтобы наши права не были ущемлены ?
Ответ:
Хвала Аллаху !
Во-первых: мы просим Аллаха, чтобы он освободил вас от забот, и дал вам большую награду. Ответ на вопрос об адвокате был дан 9496 (первый вопрос).
Сама по себе профессия не является запретной, т.к. там нет того, что противоречило бы законам Аллаха, скорее всего адвокат является опорой для того, кто обратился к нему и он содействует ему, является представитель в разногласиях между клиентом и оппонентом.
Однако адвокат прежде должен проверить и разобраться в том, куда он вовлекается. И если в этом деле выяснится, что истина за тем, кто обратился к нему, и что необходимо отвести от него угрозу и несправедливость, то тогда дозволено ему защитить его, т.е. участвовать в этом, с целью вернуть подопечному его права. И это заходит в содействие в благом и в богобоязненности.
Если же в этом деле будут ущемлены права других людей и это дело будет против них, тогда не дозволено содействие в этом, т.к. это содействие будет в грехе и вражде.
Аллах Всевышний сказал:[arab]تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ[/arab]
Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде, бойтесь Аллаха, поистине Аллах силён в наказании ![/color]
(сура аль-Маида, 2)
И чтобы добавить тебе спокойствия и уверенности мы предоставим тебе фетвы обладающих знанием в этом вопросе:
1. Спросили шейха ‘абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:
Какое постановление шариата относительно работы адвокатом ?
Он ответил:
«Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству (الوكلاء)».
(фатау аль-ислямия 3/505)
2. Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:
Какого ваше видение в работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?
Ответ:
«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 — это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 — это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
[arab]وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا[/arab] Не будь заступником для изменников (обманывающих)[/color]
(сура ан-Ниса, 105)
И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал:
[arab]فَإِنْ كَانَ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا أَوْ ضَعِيفًا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يُمِلَّ هُوَ فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ[/arab]
И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости[/color]
(сура аль-Бакара, 282)
И защита слабого, помощь ему в отстаивание его права вещь благая.
Если же помощь будет тому, кто не является правым, и от этого пострадают правые, и это будет защитой зла, или использование ложного свидетельства и ухищрений, и все это будет известно адвокату, то такая помощь запретна. Как например защита или заместительство в деле риба или в запрещённом. Это запретно.
И мусульманину нельзя будь заместителем или доверенным в несправедливости, и нельзя будь адвокатом (защитником) в конкретных делах, кот. связаны с риба, т.к. это может навлечь проклятие Аллаха !»
(сборник фетв шейха Фаузана 3/288,289)
Во-вторых: вы находитесь в стране, кот. не судит по закону Аллаха, и управление там по другим внедрённым законам, но это не говорит о том, что вам запрещено там работать в адвокатуре, если это есть причина для защиты истины и устранения зла. И если не будут люди обращаться за судом в случаях ущемления прав, то тогда люди будут кушать права друг друга и будет хаос !
Однако, если судить или использовать эти законы больше, чем необходимо для достижения истины, то это будет запретным ! Дозволено только взять то, что принадлежит по право !
В этом случае не будет греха ни на обратившемся за помощью ни на защитнике в использование законов не шариатских !
Однако грех будет тогда, когда произойдёт подмена шариата на эти законы, и обязывание людей следовать им в установление истины ! Как на это указал ибнуль-Кайим в книге: «ат-турук аль-хакимия», на стр. 185.
И поэтому, я не наставляю тебя, чтобы ты оставил это работу ! Скорее я наставляю тебя, чтобы ты был постоянен в этом, чтобы продвигался в изучение этого, с помощью книг и слушая старших и опытных адвокатов, т.к. люди нуждаются в адвокатах, кот. заслуживают доверия, и кот. смогут вернуть им их права !
Главное, чтобы цель твоя была в помощи тем, кому причинили вред, и я радую тебя словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
[arab]مَن مَشى مع مظلوم حتى يُثْبِتَ له حَقَّهُ ثبَّت اللهُ قدميْهِ على الصراطِ يومَ تَزِلُّ الأقدام[/arab] «Тот, кто пойдёт с униженным, чтобы вернуть ему его права, и вернёт их, укрепит его стопы Аллах на мосту в день, когда будут стопы на нём поскальзываться !»[/color]
(Хадис приводит ибну аби Дунья. Так же о том что он хасан сказал шейх Альбаний в «сахих ат-таргийб», после хадиса № 2614)
И Аллах лучше знает.
(ответы с сайта шейха Мунаджида)
Источник