Можно ли быть имамом в намазе

Чтение намаза с имамом: нюансы и мнения

Как известно, коллективная молитва в исламе превосходит индивидуальную в 27 раз. Обязательным условием при этом является наличие имама, который считается предстоятелем на намазе.

Существуют определённые правила поклонения с джамаатом.

Следование за имамом

В коллективной молитве возможны 4 различных ситуации:

само следование, которое заключается в том, что верующий выполняет движения в намазе сразу же за имамом. Отставание в данном случае может составлять до нескольких секунд. Этот вид считается наиболее предпочтительным. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) предписал своей умме: «Когда имам выполнит рукугъ, то и Вы сделайте его…» (Муслим). Из этого хадиса следует, что верующий должен повторять все действия сразу же после предстоятеля молитвы;

одновременное следование состоит в том, что человек выполняет каждое действие параллельно с имамом. Подобная практика считается нежелательной (макрух), поскольку в молитве имам должен быть чуточку впереди (доводом служит вышеприведённый хадис). При этом нежелательность синхронных движений относится лишь к видимым действиям в намазе –начальному такбиру, поклонам и так далее. Что касается элементов, которые увидеть трудно или невозможно (например, указывание пальцем во время сидения – кууд), то здесь одновременность не играет никакой роли;

опережение имама, которое в видимых движениях запрещено. Если верующий сознательно делает это, то его намаз нарушается, а если нечаянно – молитва остаётся действительной, но мусульманин обязан далее следовать за имамом как полагается. В одном из хадисов сказано: «Не опасается ли поднимающий (после земного поклона) свою голову раньше имама, что Всевышний превратит её в ослиную?» (хадис согласован);

отставание, которое подразумевается, что человек значительно отстаёт от имама. Это может быть как одно или несколько действий, так и целый ракаат. В первом случае мусульманину следует «догнать» предстоятеля молитвы и далее следовать за ним как полагается. Если же на целый ракаат – продолжить следование за имамом, а когда по завершении намаза тот даст салям в две стороны, верующему надлежит встать и совершить дополнительный ракаат, на который он и отстал. При этом отставание без уважительной на то причины – макрух.

Ошибки в намазе

Если имам совершит ошибку, по причине которой молитва считается недействительной, а люди, которые стоят за ним, не знали об этом, то им эта ошибка не засчитывается. В хадисе отмечается: «Имамы выполняют молитву для себя и верующих. Если они совершили её подобающим образом, то награда и имаму, и другим верующим. Если они ошиблись, то имаму ошибка, а верующим награда» (Бухари).

Имам и ряды в молитве

В крупных городах во время пятничной и праздничных намазов нередко бывает так, что джамаат образует несколько десятков рядов. И те, кто стоит в последних, не видят имама. В такой ситуации правоверные ориентируются на тех, кто стоит в передних рядах. Пророк (с.г.в.) наставлял: «Те, что стоят за Вами, должны следовать за Вами…» (Муслим).

Если же между имамом и частью рядов есть некая преграда, например, стена, то намаз действителен при условии, что ряды связаны друг с другом. Тем рядам, которые отделены стеной от предстоятеля, а значит, не могут его видеть, положено следовать по звуку (как правило, в отдельных помещениях и на наружных стенах мечетей есть колонки, транслирующие молитву).

Верующие, которые образуют ряды в джамаате, обязательно должны выравниваться по положению плеч и стоп. Кроме того, существует требование, чтобы плечи и стопы соседей по ряду прикасались друг к другу (правда, в связи с пандемией коронавируса эти правила временно не соблюдаются). Желательно, чтобы в первом ряду стояли уважаемые и почитаемые с точки зрения религии люди. Хадис гласит: «Пусть за мною (в молитве) встают уважаемые люди» (Муслим). При этом место с правой стороны ряда более предпочтительно, чем с левой. Поэтому мусульмане стремятся занять место в ряду как можно ближе к имаму, причём с правой стороны.

Если же с предстоятелем намаза молится только один человек (мужчина), то он встаёт рядом с ним по правую руку. Если двое и более, то они уже образуют ряд позади имама. Если же с мужчиной молитву выполняет женщина, то она так же располагается позади него.

Чтение Корана одновременно с имамом

По ханафитскому мазхабу верующим не следует проговаривать «аль-Фатиху» и дополнительную суру во время джамаат-намаза вне зависимости от того, громко их читает имам или нет. Основным аргументом здесь служит аят суры «Преграды»:

Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание… (7:204)

Многие алимы, среди которых имам Ахмад, утверждали, что в этом аяте речь идёт именно о чтении Книги Аллаха в намазе. В качестве ещё одного далиля служит хадис, приводимый имамом Муслимом: «Как только он (имам в намазе) проговорит такбир, то и вы сделайте то же самое, а когда начнёт чтение, то слушайте».

По маликитскому и ханбалитскому мазхабам правоверные должны молчать, если имам читает вслух, а если про себя, то и стоящие за ним должны делать так же. Доводом в пользу этого мнения считается хадис, который привели Абу Дауд, Тирмизи и Ахмад. Однажды Посланник Аллаха (с.г.в.) после молитвы обратился к верующим с вопросом, читал ли кто-нибудь суры вместе с ним. Один из мусульман сознался в этом. После чего Пророк (с.г.в.) сказал: «А я думаю, по какой причине мне было затруднительно читать?» Услышав это, верующие впредь прекратили читать Коран в намазе». Данное изречение маликиты и ханбалиты трактуют так, что имеется ввиду именно произнесение имамом аятов вслух. В другом хадисе говорится: «Чтением сур Корана для молящегося считается чтение имама» (Байхаки). Здесь так же подразумевается, что верующие освобождаются от рецитации сур, когда предстоятель намаза делает это вслух.

Согласно мазхабу имама Шафии, следует читать как минимум суру «Фатиха», даже если имам читает её громко. Доказательством этому они называют хадис: «Не выполнил намаз не прочитавший суру “аль-Фатиха”» (Бухари, Муслим). В другом изречении, которое содержит Пречистая сунна, отмечается: «В любом намазе присутствует чтение Корана, хотя бы “Фатихи”» (Муслим).

Чтение за имамом из другого мазхаба

Иногда джамаат составляют мусульмане из разных богословско-правовых школ. Должны ли в таком случае они во всём следовать за имамом, даже если что-то не соответствует их мазхабу? По этому вопросу мнения учёных тоже разделились. Одни утверждали, что необходимо всецело следовать за предстоятелем в молитве, другие считали, что это следование должно соблюдаться только в основных движениях намаза. Если же человек увидел, что имам нарушил омовение с позиции его мазхаба, а по своему мазхабу предстоятель остался в состоянии ритуальной чистоты, то за ним такому верующему молиться не следует. Например, если шафиит стал свидетелем того, как имам-ханафит прикоснулся к женщине, а после встал на намаз, то шафииту присоединяться к джамаату уже нельзя.

Источник

Коллективная молитва мусульман: правила совместного намаза

Чтение намаза вместе с общиной является распространённой практикой. Согласно высказываниям Милости миров Мухаммада (с.г.в.), она заслуживает высокой награды для верующего.

В сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима приводятся следующие известные слова Пророка (с.г.в.): «Совершение молитвы вместе с джамаатом (общиной) в 27 раз лучше, чем её чтение в одиночку».

Кому быть имамом?

В другом хадисе говорится о том, что если трое мусульман, когда они находятся в селении либо в пустыне, не читают коллективно намаз, то, вероятно, между ними прошёл шайтан, нарушив их отношения. Так или иначе, люди, верящие во Всевышнего и в Его посланника (с.г.в.), должны объединиться, ибо одинокая овечка неизбежно станет жертвой кровожадного волка (Ахмад, Абу Дауд, Ан-Насаи).

Совершение молитвы с джамаатом предполагает, что у коллектива будет предстоятель, то есть имам. В сборнике хадисов имама Аль-Байхакый есть такое высказывание Пророка (с.г.в.): «Выбирайте из своего числа имамом того, кто является лучшим из вашего числа, ведь именно имамы будут вашими представителями перед Всевышним».

Читайте также:  Японская война можно ли было избежать этой войны

Имам во время коллективного намаза

Имам избирается по принципу наличия знаний в области Шариата и Благородной сунны Заключительного Божьего посланника (с.г.в.). Вслед за таким человеком по предпочтительности следует тот мусульманин, который лучше знает текст Священного Корана. После этого имамом может стать тот, кто отличается наибольшей богобоязненностью. Наконец, вслед за ним идёт самый старший по возрасту верующий.

Женщины и коллективный намаз

Об участии женщины в коллективной молитве мнения факихов разделились. Если Абу Ханифа полагал, что совершать намаз пожилым женщинам без излишних украшений в утренней, вечерней и ночной молитвах допускается, то его ученики Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что такие женщины могут присутствовать на всех намазах в мечети. Если говорить о молодых женщинах, то для них нежелательно принимать участие в коллективной молитве в мечети. Тем не менее, прямого запрета как такового на это нет. Пророк ислама (с.г.в.) сказал следующее: «Не объявляйте запрещённым присутствие рабынь Аллаха в Его мечетях» (Аль-Бухари). Главным моментом в вопросе участия женщин в коллективной молитве является безопасность семей и стабильность общественного порядка.

Если говорить о проведении женщинами молитвы отдельной общиной, то, согласно мнению богословов всех мазхабов, такое событие является нежелательным. Основанием является хадис, приводимый Ахмадом: «Нет пользы в общине, которая полностью состоит из женщин, если только она не в мечети или не образована по причине необходимости прочитать погребальную молитву (намаз джаназа)». Однако в случае, когда женщины всё-таки совершают молитву вместе, имам должна встать в середине первого ряда, на одном уровне с другими участницами молитвы.

Прочие особенности молитвы с джамаатом

  • Если совместно читают намаз только имам и ещё один мужчина, то последний должен встать от предстоятеля молитвы по правую сторону и двинуться немного назад. Если во время намаза к ней примкнут другие верующие, то имам должен сделать шаг вперёд, чтобы показать, кто именно предводительствует в этой коллективной молитве.
  • Если вместе с имамом читает молитву только одна женщина, то она должна встать позади него. В ситуации, когда община является смешанной, то есть в её составе присутствуют мужчина, женщины и дети, то расстановка рядов в такой молитве носит следующий характер: позади имама выстраиваются мужчины, вслед за ними следуют дети, после которых идёт ряд, состоящий исключительно из женщин.
  • Читать намаз, стоя за имамом, можно только в том случае, если речь идёт об одной и той же молитве. Например, если имам совершает дневной намаз этого дня, а человек, вставший в джамаат, хочет восполнить дневную молитву вчерашнего дня, то такая ситуация неприемлема.
  • Тот, кто сделал омовение посредством таяммума, имеет полное право быть имамом для верующего, который взял вуду (тахарат).

Намаз с джамаатом в пустыне

  • Человек, который вместо мытья ног просто протёр специальные носки (т.е. сделал масх), может выступать имамом в общине, где есть люди, кто мыл ноги в рамках малого омовения.
  • Читающий намаз в сидячем положении может быть имамом для тех, кто совершает молитву стоя. В своде хадисов имама Аль-Бухари говорится, что Посланник Аллаха (с.г.в.) в свою последнюю молитву сидел, тогда как община, которая находилась позади него, стояла.
  • Тем не менее, тот, кто совершает намаз посредством жестов, не может выступать в качестве имама для верующих, которые читают молитву в стоячем положении. Кроме того, хронически больной также не может быть в роли имама. Женщине, которая страдает хроническим кровотечением (истихада), запрещено выступать в качестве предстоятельницы в молитве.
  • Человек, который совершает фардовую часть молитвы, может выступить имамом для того, кто читает добровольный (нафль) намаз. Однако обратное не разрешается ни в коем случае.
  • Неграмотный не должен быть имамом для тех, кто знает хоть что-нибудь из Священного Корана.
  • Верующий, который не имеет одежды, не может выступать имамом для тех, кто одет.
  • Если по какой-то причине потерявший состояние ритуальной чистоты имам до конца прочитает коллективный намаз, то молитву должны будут перечитать все стоявшие вслед за ним мусульмане.

Источник

В каких случаях женщине разрешено руководить намазом

Сегодня при муфтиятах и исламских центрах регулярно организуются различные женские собрания, которые носят, как правило, образовательный или культурный характер. Время проведения таких мероприятий может совпасть со временем обязательного намаза. Могут ли мусульманки совершить коллективный намаз с имамом из числа самих сестёр?

Отвечая на этот вопрос, учёные разошлись во мнениях. Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают такую практику дозволенной. Имам Шафии даже выступал за поощрение женских джамаатов в умме. Он ссылался на Аишу бинт Абу Бакр (р.а.), которая во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) руководила женскими коллективными намазами. Так же поступали и жёны некоторых сахабов. Следует отметить, что подобная практика дозволялась шафиитами и ханбалитами только для исключительно женского джамаата. Кроме того, в женском намазе, в отличие от мужского, женщина-имам должна находиться в первом ряду посередине, а не выдвигаться вперёд.

Некоторые алимы, в числе которых ан-Нахаи, отстаивали позицию, что женщина-имам вправе руководить лишь суннат-намазами (например, молитвой таравих или витр). Другие учёные и вовсе заявляли о возможности руководства женщиной совместного намаза представителей обоих полов. Однако это мнение было отвергнуто богословами из-за противоречия шариатским канонам.

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов утверждали, что совершение коллективного намаза с женщиной-имамом порицаемо (макрух). Но если это произойдёт, то такой намаз действителен. При этом ханафитские алимы довзоляют женский джамаат исключительно для совершения погребальной (джаназа) молитвы.

Противники подобной практики ссылаются на хадисы, в которых говорится о предпочтении индивидуального намаза для женщины. В одном из них сказано: «Намаз в укромном уголке лучше, чем в комнате, а в комнате – чем во дворе дома, во дворе дома – чем в мечети» (Абу Дауд). Исходя из этого, женщине лучше совершать намаз индивидуально, а в коллективном поклонении необходимости нет. Что же касается молитвы с джамаатом из практики Аиши (р.а.), то ханафиты и маликиты объясняют это тем, что мать правоверных учила таким образом читать намаз других женщин. Иными словами, показывала им наглядный пример, а они повторяли за нею.

Вознаграждение за коллективный намаз для мусульманок

Известно, что за молитву с джамаатом саваб выше, чем за индивидуальное поклонение Аллаху. Подтверждением тому служит хадис: «Коллективный намаз в 27 раз (в некоторых риваятах – 25) превосходит молитву, совершаемую в частном порядке» (Бухари, Муслим). Некоторые учёные, ссылаясь на это положение, утверждают, что женщина, как и мужчина, так же способна получить большой саваб.

Большинство же богословов считают, что данный хадис имеет отношение только к мужчинам. В качестве аргумента в пользу этой позиции свидетельствует и тот факт, что в некоторых вариантах приведённого выше хадиса упоминаются только мужчины. Второй довод, на который опираются сторонники этого мнения, заключается в том, что совершение коллективной молитвы, в частности, по пятницам и в праздники, обязательно только для мужчин. Следовательно, и награда распространяется только на мужчин. Третьим аргументом служит утверждение о предпочтительности индивидуального намаза для женщины в своей комнате.

Однако это вовсе не означает, что муж вправе ограничить свою супругу в посещении мечети. Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Не запрещайте женщинам входить в дома Аллаха» (Муслим). Исходя из этого, мусульманки имеют полное право молиться в мечети, но лучше для них будет совершать намаз у себя дома.

Источник

Качества, которыми необходимо обладать имаму – руководителю намазами — ВАЖНЫЕ СТАТЬИ — Новости

1. Быть мусульманином. Все ученые единодушны, что кафир (неверный) никак не может имамом. Если же духовные взгляды лица, руководившего намазом, выяснятся после выполнения намаза, всей общине следует этот намаз совершить заново.

2. Быть здравомыслящим. Недействителен намаз, совершенный за душевнобольным, так как намаз, выполненный лицом, лишенного рассудка, сам по себе является батылом. Если же потеря контроля над собой случается в виде приступа, то те намазы, которые совершены в здоровом состоянии, являются действительными. При всем этом, выполнение намаза за таким человеком является макрухом. Человек в состоянии алкогольного опьянения похож на сумасшедшего, поэтому недействителен не только его намаз, но и намаз тех, кто выполнял за его спиной.

3. Достичь совершеннолетия. По-мнению большинства ханафитов, запрещается быть имамом взрослых (руководить фард или нафиль намазом взрослых людей) ребенку, еще не достигшему совершеннолетия. В свою очередь, маликиты и ханбалиты утверждают, что запрещается быть имамом только при фард намазах. Несовершеннолетнему мальчику можно быть имамом только при намазах кусуф (кусуф – намаз, совершаемый при солнечном затмении) и таравих. Шафииты считают, что взрослые люди вполне могут совершать намазы за мальчиком, нижний возрастной порог которого отсчитывается с семи лет и, кончается достижением совершеннолетия

Читайте также:  Эзофагогастродуоденоскопия можно ли есть

4. Быть представителем мужского пола. Совершение намаза группой женщин без мужчин, пусть это будет даже намаз таравих, нежелательно, то есть, является макрухом. Если же женщины пожелают совершить намаз джамаатом, та, которая руководит намазом (является имамом), должна стоять в строю и ни в коем случае не выходить вперед. Но в любом случае выполнение намаза джамаатом для женщин является макрухом. Утверждение, что совершение женщинами намаза джамаатом является макрухом, исходит из следующего хадиса: «Лучше всего, если женщина совершает намазы у себя дома, чем вне дома. Совершение намаза во внутренних покоях гораздо лучше, чем в каких-либо других комнатах». Также нежелательно чтение женщинами азана, так как азан предназначен для призыва людей к намазу. Если совершение намаза женщинами джамаатом не было бы макрухом, то и чтение азана было бы позволительным. Исходя из всего этого, можно сказать, что если обстановка спокойная и женщины будут чувствовать себя в полной безопасности, можно им позволить постоянное посещение мечети.Также для мужчины является макрухом руководство намазом в том доме, где нет других мужчин, где нет его сестры или супруги. Но если же в доме будут находиться кто-либо из вышеперечисленных лиц, то руководство намазом женщин для имама не будет являться макрухом. Нежелательность руководства намазом объясняется тем, что Пророк запретил мужчинам оставаться наедине с чужими женщинами. Кроме того, из-за наущения шайтана в подобных собраниях вполне могут возникнуть различные неприглядные случаи.

5. Быть в состоянии ритуальной чистоты. Недействительно руководство намазом имамом, который не совершил вуду или же на теле или одежде которого есть наджаса. По-мнению большинства факихов, независимо от того, знает об этом имам или нет, проблема остается и намаз становиться батылом. Если имам поймет, что руководил намазом без вуду, то есть, после того, как все люди разошлись, ему необходимо по-возможности сообщить это общине. Однако некоторые ученые заявляют, что не стоит сообщать об этом.

6. Имам не должен следовать за другим имамом. После того, как имам, подобно «масбуку» (лицо, которое присоединилось к общине позже), встанет на ноги для восполнения пропущенных ракятов, никто не может следовать за ним, так как по сути этот имам выполняет намаз за другим, то есть, свой такбиру ифтитах прочитал после другого имама.

7. Быть физически здоровым. Согласно мнению ханафитов и ханбалитов, у имама не должно быть физических недомоганий, типа: постоянные кровотечения из носа, частые газы, недержание мочи и т.п. Лицо, страдающее такими заболеваниями, может быть имамом только для таких людей, которые подвержены аналогичным заболеваниям. Но необходимо учесть, что как у имама, так и у следующих за ним людей, заболевания должны быть одинаковыми.

8. Иметь правильное произношение. Имам должен иметь правильно поставленную речь и четко выговаривать все буквы арабского языка. Например, лицо, страдающее косноязычием, вместо буквы «ра» прочитает «гайн», вместо «син» – «зал» или «зе», он не имеет право быть имамом, так как в этих случаях между имамом и общиной нет целостности и единства. Самый достойным человеком на должность имама является тот, кто хорошо знает все условия и предписания, касающиеся намаза. Но если кандидаты на эту должность обладают одинаковыми достоинствами, то при выборе нужно учитывать следующие критерии:

* Имам обязан избегать совершения запретных деяний и грубых ошибок (быть праведным). Знать наизусть столько аятов Корана, сколько необходимо для соответствия требованиям для действительности намаза. Наиболее достойным является тот, кто лучше знает все положения фикха, касающиеся намаза.

* У кандидата должен хороший кираат (чтение), ибо Пророк повелел: «Кто лучше остальных знает книгу Аллаха, тот будет имамом джамаата. Если же (кандидаты) одинаково хорошо читают, то имамом становится тот, кто хорошо знает сунну».

* При выборе имама предпочтение отдается самому благочестивому, то есть, тому, кто больше других остерегается сомнительного. Признаки благочестия – это избегание харамов, макрухов и всего того, что вызывает сомнения. Благочестивый человек – этот тот, кто тщательно соблюдает фарды, ваджибы, сунну и мустахабы. В связи с нашей темой Мухаммад (Мир ему) говорил: «Если вы желаете, чтобы ваши намазы были угодны Аллаху, пусть вашими имамами будут ваши ученые, ибо они являются вестниками между Аллахом и вами».

* Наиболее достоин на должность имама тот, кто старше по возрасту, так как пожилые люди больше боятся Аллаха и поэтому послужат увеличению количества людей джамаата, так как пророк (Мир ему) приказал ибн Абу Мулайку следующее: «Пусть самый старший из вас будет вашим имамом!»

* Предпочтение отдается тому, кто обладает прекрасным характером и легко находит общий язык с людьми. Но если и в этом кандидаты равны между собой, то предпочтение отдается тому, кто обладает более приятной внешностью. Данный критерий объясняется тем, что у того, кто постоянно встает ночью и совершает намаз тахаджуд, светлый лик и благородная внешность.

* Также предпочтение отдается тому, у кого хорошая родословная, прекрасный голос и тому, кто опрятно и чисто одевается. Но если и здесь кандидаты равны, то после этого между ними бросают жребий. Если при коллективном намазе присутствует глава исламского государства, руководство намазом передают ему. Если его нет, то руководителю края, затем главному кадию. И так по нисходящей линии доходит до главы дома. Данное правило остается в силе даже в том случае, если хозяин дома арендует его.Кроме того, если в обществе присутствует хозяин дома или специально назначенный имама мечети, предпочтение отдается им. Причем, даже если они не подходят под вышеизложенные критерии. Лицо, которое пожелало стать имамом в чужом доме, может это сделать только после разрешения хозяина дома. Кто желает один совершить намаз в чужом доме, обязательно должен спросить на это позволения у хозяина дома. Так поступает культурный и воспитанный человек.Все это свидетельствует о том, насколько огромное значение придается должности имама. И именно поэтому эту почетную обязанность исполняли Хулафаи рашидин (четыре праведных халифа) и праведные правители, правившие исламским государством в последующие времена.

Лица, которым макрух (нежелательно) выполнять обязанности имама:

* Фасыку, который знает все положения, касающиеся намаза. Человека, который пренебрегает фардами или же совершает харамы, называют фасыком или «асы» (грешник). По-мнению ханафитов, фасык может быть имамом для таких же лиц, каким является он сам. Нежелательность выбирать имамом фасыка исходит из следующего хадиса: «Пусть женщина не руководит намазом мужчины, бедуин – мухаджира, фасык – намазом мумина (верующего). Исключением являются те случаи, когда правитель страны заставит при помощи меча или плети (силой)».
Передают, что Абдуллах бин Умар (р.а.а.) постоянно выполнял намаз за спиной Хаджаджа (Его настоящее имя Абу Юсуф ас-Сакафи), наместника провинции Хиджаз. Прославился своей жестокостью и свирепостью.

* Человеку, который совершает «бидаты». Это такое лицо, которого нельзя называть кафиром, но в тоже время известного своими неприглядными действиями. Это человек, который своими взглядами и поступками противоречит положениям сунны и воззрениям «Ахлю сунна ва джамаа».

* Незрячему человеку. По-мнению ханафитов, маликитов и ханбалитов, руководство намазом слепым является танзихан макрух, ибо такие люди не могут избежать попадания наджаса на тело или платье. Однако ханафиты делают оговорку, что можно быть имамом в том случае, если незрячий человек является самым знающим в обществе и поэтому лучше всего имамом выбрать его. Шафииты не видят ничего плохого в руководстве намазом незрячего человека и в качестве доказательства приводят историю с Абдуллой ибн Умм Мактумом (р.а.а.), который был слепым, но, несмотря на это, порой руководил намазом.

* Руководство намазом лицу, которого в общине не желают. Выполнение должности имама в той местности, где его недолюбливают, является тахриман макрух, ибо в хадисе сказано: «Аллах не примет намаз того, кто, став имамом, встал впереди людей, несмотря на то, что общество не желает его». Тирмизи со слов Абу Умамы передал следующий хадис: «На свете есть три человека, намазы которых не поднимутся выше их ушей. И один из них тот, кто – хотя его не желают видеть – стал имамом». Но если нет другой, более подходящей кандидатуры, недовольство общества не берется во внимание, так как в таких случаях настроение джамаата считается незаконным.

* Затягивать намаз. Слишком долгое чтение Корана (кираат) по сравнению с тасбихами, зикрами и дуга, то есть, чрезмерное затягивание намаза является макрухом. При этом желание джамаата (касательно быстрого или долгого выполнения намаза) ничего не меняет. Как сообщил Абу Хурайра (р.а.а.), Пророк (Мир ему) однажды сказал: «О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от религии)! Пусть же проводящий молитву с людьми не затягивает её, ибо, поистине, позади него находятся и старые, и малые, и те, (у кого есть неотложные дела). Но когда выполняете один, совершайте столько, сколько желает ваша душа!» Но при всем этом, имам никогда не должен спешить и обязан дать возможность людям выполнять руку и сажда, тасбихи и ташаххуды соответственно требованиям сунны. Чрезмерное затягивание руку со стороны имама, чтобы дать возможность опоздавшим успеть на намаз, также является макрухом.

Читайте также:  Можно ли есть копченый сыр при гастрите

* Если имам читает с такими ошибками, которые не нарушают намаз, но при этом в обществе есть люди, которые лучше читают Коран, чем он, то выполнение им обязанности имама является макрухом. Например, если имам букву «д» в слове «аль-Хамду» читает с «и»; букву «х» в слове «Лилляхи» читает как «ху»; букву «б» в слове «Раббиль алямин» читать как «бу»; или же имам не может четко произносить буквы «дал», «каф» и другие, то руководство намазом такого лица является макрухом.

Особенности джамаат намаза относительно того, за кем совершается намаз

«Одним из основ ахлюc-сунна уаль-джамаат является следующее:

Они совершают солятуль-джумъа и праздничные намазы, не оставляют джамаат, подобно тому, как это делают рафидиты и другие бидъатчики. Если даже имам с неизвестным положением, при этом не известно о его открытых грехах и бидъатах, по мнению всех четырех факихов и других имамов разрешено совершать намаз.

Ни один из имамов не говорил, что можно совершать намаз только за тем, внутреннее состояние которого ты знаешь. Наоборот, мусульмане совершали намаз после смерти пророка (Мир ему) только за теми, внутреннее состояние которых не было известно им. Когда становится известен факт совершения явного греха, или что он фасик или нововведенец и есть возможность совершить намаз за другим, то лучше делать намаз за благочестивым мусульманином.

Относительно того, что если нет выбора за кем делать намаз, то в таком случае по мнению всех имамов и факихов можно делать намаз за фасиком и бидъатчиком. И по этому поводу нет ихтиляфа. Да, некоторые считают предпочтительным совершать намаз только за тем, внутреннее состояние которого известно.Таково и мнение имам Ахмада, однако он не говорил, что намаз принимается только в том случае, когда внутреннее состояние имама известно.

Вообщем, если есть ихтиляф относительно имама фасика, можно за ним совершать намаз или нет, то относительно имама кафира нет сомнения в запретности совершения намаза за таковым.
Имам Малик тоже считал макрухом совершать намаз за имамом бидъатчиком, также считал неуместным совершать намаз на имама убитого по причине вынесения судебного приговора.
Если заглянуть в корень, за фасиком и бидъатчиком совершение намаза является макрухом и действительность поклонения является источником сомнения, подобно этому в тоже время
совершение за ним намаза, согласно шариату, является опасным источником фиска и бидъата. Здесь независимо от обстоятельств, если бы существовал бы строго определенный хукм запретности совершения намаза, не было бы приказано совершать к примеру и джума намаз. Джаназа намаз тоже таков.

Предпочтительнее совершать намаз за имамом преклоных лет, чем за имамом фасиком, рабом, слепым, глухим или незаконорожденным. За таковыми совершать намаз макрух.Так как раб, находится в службе у некоего и у него нет нужного количества времени и возможности для получения знаний, фасик может пренебрегать уаджибами, слепой не сможет очищаться должным образом, незаконорожденный из-за отсуствия отца выросший в нужде зачастую остается невежественным. Одним словом выполнение функций имама этими людьми менее предпочтительнее.(Однако при всем этом не запрещено им быть имами). Например,пророк (алейхис-саляту уас-салям)говорил: «о возможности совершения намаз за каждым ненавистным (или плохим)» (Даракутни, 185, Абу Дауд(Джихад) 1/350, Байхаки 3/121)

Имам Науауи, Минхаджутталибин: Когда станет известен куфр имама, намаз подлежит восстановлению, т.е. переделать его является уаджибом. Однако, не подлежит переделке намаз совершенный за имамом, джунуб которого и нечто из наджаса обнаружится в нем после намаза. . . Хукм имама, куфр которого скрыт равносилен хукму имама, куфр которого известен, по сахих мнению, мнению самого имама и мнению абсолютного большинства Уа Аллаху аълям. Самое правильное мнение относительно намаза за неграмотным человеком подобно намазу,
совершенному за женщиной. Некий совершивший намаз за гермофредитом, потом выяснится что он мужчина, по самому известному мнению намаз его подлежит восстановлению.

Джабир(р.а.а) передает, что пророк (Мир ему) сказал: « Ни одна женщина не может быть имамом для мужчин, ни один джахиль бедуин не может быть имамом в намазе для мухаджиров, которые совершили хиджру из Мекки в Медину. В тоже время ни один распутник не может быть имамом для му’мина. Если даже замучен султаном, напуган его мечом или ударами палок. » (В таком случае имамату фасика и распутника можно не противостоять ).

От ибн Аббаса, что пророк(Мир ему) сказал: «Выбирайте имамами из ваших лучших мужей. Так как имамы (как это было) являются между вами и вашим Господом представителями (и посланниками) вашими.»

Абдуль-Карим аль-Бекка говорит: «Я застал 10 сподвижников Пророка(Мир ему) все они совершали намаз за жестокими и агрессивными имамами.».

Рекомендации факихов, аргументированные хадисами:

а) По мнению ханафитов: каждому неумалишенному муслиму разрешается быть имамом. Достаточно того, чтобы он знал ахкамы намаза и правильное чтение. Исходя из этого не запрещено совершать намаз за рабом, бедуином, за человеком с дефектом зрения на оба глаза, за незаконорожденным и фасиком. Ханафиты используя хадисы, в которых приходит повеление пророка, (Мир ему): «Совершайте намаз за каждым хорошим и грешным» аргументируют свои рекомендации. Нет сомнения в том, что совершать намаз за упомянутыми выше, только при отсуствии лучшего варианта,нет запрета.

б) По мнению Шафиитов, имамат справедливого предпочтительнее чем имамат фасика, т.е. если есть соблюдающий границы религии, совершать намаз за фасиком является макрухом. Также и за бидъатчиком совершать намаз является макрухом. За имамом со слабым зрением на оба глаза или за имамом, являющимся чьим-нибудь рабом совершать намаз никак не запрещено.

с) По мнению Ханбалитов: нельзя совершать намаз за бидъатчиком и рафидитом. Однако, если со стороны султана будет угроза или опасность наказания, можно совершить намаз, но потом его надо будет восстановить. Имамы ханбалитского толка аргументировали это хадисом от Джабира.

д) По мнению имам Малика: Не разрешается совершение намаза за имамом фасиком. Так как имамат является аманатом, фасик нарушает аманат, не соблюдает аманат. Исходя из этого не заслуживает доверия свидетельство фасика. Так как свидетельство входит в аманат.

Суть этих четырех мнений в том, что по иджме совершать намаз за кафиром запрещено. Алимы, упоминающие об этом ни один не сделал исключение для совершения его из-за боязни или же якобы не совершая нията.

Короче говоря, часть из них даже за фасиком и бидъатчиком запрещают намаз. Также даже совершение за них джаназа некоторые считают неприемлимым. Исходя из этого есть
предостережения от групп фасиков и бидъатчиков и запрещения узаконивания их ложных убеждений и деяний.

Эти деяния если принимаются некоторыми из людьми ахлю сунна, то у кафиров это проходит
свободно. Если даже не было бы другой опасности в совершении за кафиром намаза, то достаточно погрешности принятия его за муслима или узаканивания куфра. В этом положении намеренно или ненамеренно совершает человек за кафиром, вред его будет виден в каждом положении.

Когда уалием умершего кафира является муслим, уалий омоет его как грязную одежду, запеленает его в тряпку и захоронит в яме. То есть не омоет его по сунне и не завернет в саван по сунне и не похоронит его по сунне. (имам Маргинани, Аль-Хадиййа)

Если сунну наподобие джаназа нельзя применить по отношению к кафиру, так как же можно в поклонении наподобие намаза предоставить возможность быть имамом кафиру.

А вот, что говорит аль-Мугни по поводу совершения намаза за имамом, положение которого неизвестно. Ибну Кудама в «аль-Мугни» говорит: «Если имамом является тот, который временами бывает муслимом, временами муртаддом, пока не будет известно его положение, за ним запрещено совершать намаз.» (аль-Мугни, Имамат: «Совершение намаза з