Можно ли быть христианином не ходя в храм

Содержание статьи

Можно ли быть просто христианином и не ходить в храм?

Грибник

Гуру

(3346)

11 лет назад

От лица своих угодников, людей святой жизни, Господь наш Иисус Христос говорит всем нам, что «без Церкви нет спасения». Православная христианская Церковь — это не выдуманное людьми некое духовное учреждение, Православную Церковь создал Сам Господь-Вседержитель. Вчера, сегодня и всегда актуальны слова, сказанные православным русским народом: «Кому Церковь не мать, тому Бог — не Отец». И те люди, которые говорят, что они крещены в Православии, что они верят во Иисуса Христа, как в Бога, а в Церкви Его жить не желают, —эти люди лукавят. Если обратиться к Евангелию, узнать историю христианской Церкви, то станет понятным, что такое Православная Церковь и для чего Господь создал ее. Никакой человеческий институт, основанный людьми, никогда не существовал столько времени — 2000 лет. Церковь нам дана Самим Господом, ее не одолевают врата ада, и стоять она будет столько времени, сколько пройдет до второго пришествия Спасителя.
Почему люди не приходят в Церковь? Мне кажется, большинство из них в силу человеческой природы, довольно ленивой, заботящейся в основном о моральном и физическом благополучии, не дают себе труда помышлять о духовном, о вечной жизни души. И наверное, современное отношение к Церкви человека среднестатистического — это отражение общего духовного состояния человечества, и русских людей в частности. Потому что для спасения своей души нужно трудиться, а труд духовный кажется таким людям (по внушению нечистого духа) самым болезненным. У многих внутреннее такое понимание: «Церковь — это надо в храме стоять, молиться, заповеди какие-то исполнять». И кто-то слышал, конечно, что Закон Господень благ и иго Божие легко, но думал, что это просто такие красивые общие выражения. Но на самом деле все сказанное в Евангелии есть непреклонная истина. Просто необходимо, особенно на начальном этапе воцерковления, преодолеть такие бесовские искушения, наветы лукавого, который нам нашептывает мысли о тяжести божьих Заповедей, и войти в полноводную реку церковной жизни. Когда преодолеешь первые искушения, почувствуешь истинность всего, что говорит нам Евангелие о Церкви и о вере. Как правило, обращенность человека к Православной Церкви происходит через некое очень важное событие в его жизни. Только Всемогущий, Премудрый и Всевидящий Господь знает, зачастую скрытые от окружающих важнейшие сферы жизни человека. Человек, пытаясь разобраться в этих сферах, пытаясь сопротивляться греху и злу, которые входят в его жизнь через нестроения в этих важных для самого человеческого существа областях, однажды понимает, что без Творца он не может с этим справиться. На мой взгляд, это и есть основной мотив, приводящий человека к Богу. А именно таким шагом и является приход человека в Церковь Христову. Одним из открытий в жизни человека является осознание своей немощности, и за этим следует поиск Того, Кто сотворил человека. И откровенно ищущий Бога находит Его в православном храме. Поэтому справедливо будет сказать, что именно Сам Господь призывает каждого человека к Себе. Господь зовет всех, но не все хотят слышать голос Бога. Самое главное, чего ждет от нас Господь, предоставляя нам свободу выбора, —это избрание пути Богообщения. Господь хочет, чтобы мы с Ним общались, поскольку мы его создания, и дело, может быть, не столько в спасении души (хотя, конечно, это главная цель в жизни человека) , сколько именно в Богообщении. А говоря более точно, то, что называется «спасением души человека», и есть Богообщение. Говоря о том, что Небесное Царство заключается в одном человеке, Господь указывает нам на то, что, начав общаться с Ним уже в этой, земной жизни, мы и становимся гражданами этого Царства.

Х

Профи

(562)

11 лет назад

В библии написано: где двое соберутся во имя моё, там и я с вами буду, но это не обязательно должен быть христианский храм.

ГрибникГуру (3346)

11 лет назад

Да что ты?? Языческое капище или сектанское собрание??!!)) Библия — Святое Божественное Писание, на котором основывается вся христианская вера!!! Трындите вы батенька!

Василий Михайлов

Мастер

(1971)

11 лет назад

Кто как видит храм. И как видят, туда и ходят.

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?

Лук. 17:21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Архипов КириллГуру (2840)

11 лет назад

Сделал в давире двух херувимов из масличного дерева

И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» (3 Цар. 6, 23, 28-29)
В этом храме был Христос, этот Храм Христос назвал Своим домом (Мк. II, 17).

Андрей Маламан

Мыслитель

(8429)

11 лет назад

Невозможно. Потому что невозможно выполнить заповедь един ства, если ты отделен от других и сам по-себе. А заповедь звучит так:
Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (От Иоанна 17:18-23)

Валерий Сокулин

Просветленный

(44749)

11 лет назад

Веровать — прощать вся и всех и за всё; бескорыстно помогать нуждающимся в помощи.
Веруйте (прощайте) — и это главное, а в храм ходите, когда душу туда «потянет».

Читайте также:  Можно ли найти документ который был удален из корзины

Источник: Библия — инструкция к жизни душ на Земле

Людмила MаксютенкоМыслитель (5552)

11 лет назад

В Первоапостольской Церкве собирались вместе каждый день, молились, преломляли хлеб. Иисус нигде не сказал ходи в Церковь когда захочешь.

Алексей Грызлов

Мыслитель

(6806)

11 лет назад

«Можно ли быть Христианином и не ходить в храм? Да, но как тогда ты выражаешь любовь к Богу? Любовь же ведет за собой какие-то действия. Это похоже на филантропа, который сидит перед телевизором и спасает весь мир»(с) Александр Мень, цитата по памяти

Людмила Бойко

Мудрец

(18706)

11 лет назад

Не все христиане ходят в храм, я например служу Господу в Доме молитвы. Считаю, что в любом случае наличие веры предполагает общение с единоверцами, соединение в общей молитве. Как же тогда носить бремена друг друга, если не посещать Богослужений?

ГрибникГуру (3346)

11 лет назад

Главное во всём богослужении это причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа и Таинство Покояния,ибо Сам Спаситель говорит:» «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний.день»..

Источник

Можно ли быть верующим без Церкви?

Я — верующий. Православный верующий. Являюсь членом Русской Православной Церкви, которую в народе с оттенком неодобрения называют РПЦ. 

Церковь и государство

За последнее время негатива по поводу РПЦ было столько, что понятия «верующий» и «Русская Православная Церковь» в сознании людей разводятся. Последняя мощная линия раскола прошла по Екатеринбургу в связи со строительством Храма им. Святой Екатерины. Эта ситуация нанесла огромный ущерб имиджу Церкви, и многие люди, ищущие Бога, теперь вряд ли пойдут искать его в православных храмах. 

Но можно ли быть верующим без Церкви? Задача этой публикации – постараться ответить на этот вопрос.  

Бог в душе

На самом деле людей, которые во что-то верят, много. Такие обычно говорят про себя: «У меня бог в душе». Может возникнуть вопрос, а какой именно бог – христианский, мусульманский, индийский, а может египетский или греческий? В ответ могут сказать, какая разница – бог один, я чувствую, что он есть, и этого достаточно. Зачем ходить в храмы, соблюдать посты, выполнять какие-то обряды?

На самом деле, Бог, конечно, один, да вот только религии абсолютно разные, и представление о Боге или богах в этих религиях порой кардинально отличаются.

Попробуйте поставить знак равенства: Христос и Аллах, Христос и Кришна (Брахма, Шива, прочие), Христос и Зевс, Христос и Осирис, Христос и Нирвана (в буддизме бога вообще нет).

Даже малообразованному человеку понятно, что знак равенства ставить нельзя, это всё-таки разные сущности даже в светском мировоззрении. 

Отношения с людьми у этих сущностей также строятся по-разному. Одни стоят неизмеримо выше, и люди рассматриваются, как низшие создания, которые должны приносить своему Богу почитание и жертвы. Другие вообще не являются сущностью, а скорее некой мировой субстанцией, соборной душой – как Нирвана в буддизме.

Христианский же Бог – это богочеловек, который не ставит себя выше своих творений, не требует преклонения и жертв, а говорит о любви к Богу через любовь к ближнему, которая выражается в служении другим людям.

Иисус исцеляет расслабленного у купальни

Поэтому один из главных вопросов, который надо решить для себя человеку – в какого Бога я верю, и если верю – то, чего же хочет от меня мой Бог? У каждой религии есть свои священные книги, в которых как раз и написано, как понимается цель жизни человека, каким путем ее достигнуть, и как на этом пути должны строится взаимоотношения с Богом и другими людьми. Поэтому, если человек не читал ни одной священной книги, то вряд ли он может причислять себя к той или иной религии. 

Однако в России по статистике более 90% населения причисляют себя к христианам, соответственно признавая Богом Иисуса Христа. Что тогда означает быть христианином и верить во Христа? И чего Он от нас ждёт?

В христианстве главной книгой является Евангелие. В ней четыре разных автора повествуют об одних и тех же событиях – жизни и учении некоего Иисуса из еврейского города Назарет.

Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн

В книге прямо не говорится, что это Бог сошел на землю, а сам Иисус называет себя не Богом, а сыном Божиим и еще сыном Человеческим. Он говорит, что возвещает Божию волю, он — «Есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), и только следуя его словам, человек может быть с Богом.

Центральным элементом проповеди Христа является покаяние – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

Утверждается, что человек от природы рождается грешным, и ещё больше грехов накапливает в течение всей своей жизни. Покаяние – есть признание своего состояния и искреннее стремление в дальнейшем не совершать тех или иных грехов.

Для получения прощения человеку нужно помимо покаяния принять Крещение.

Изначально крестить начал пророк Иоанн, живший в одни годы с Иисусом. Люди приходили на Иордан, каялись в грехах, и омывались водой. Вода была символом очищения и начала новой жизни. Сам Иисус крестился от Иоанна, тем самым установив первый и базовый обряд христианства – Крещение.

Крещение Иисуса

Центральным элементом учения Иисуса из Назорета стала Нагорная проповедь (МФ 5-7). Не будем на ней останавливаться, для нас важно то, как определяется цель жизни человека. Если попытаться коротко сформулировать – то это правильное устроение своей жизни, и те поступки, которые ведут человека к Богу. Тех людей, которые это исполняли, ждёт воскресение из мёртвых и новый мир.

Второе пришествие Христа

Проповедь Иисуса привлекла к нему множество учеников и сторонников, но стала угрожать собственно еврейской вере, поэтому верхушка еврейской Церкви приняла решение убить его, чтобы не потерять влияние в народе.

Это произошло в канун главного еврейского праздника – «пейсах», Пасхи, посвященного воспоминанию спасения евреев из египетского рабства. Было принято приносить в храме жертвы (агнца – ягненка), а также собираться на специальную ритуальную трапезу, где помимо жертвенного мяса был пресный хлеб и горькие травы.

Иисус с учениками праздновал Пасху заранее, до этого он предсказывал ученикам, что его убьют. На пасхальной вечере он преломил хлеб, назвал его своим телом, которое становится пасхальным агнцом — жертвой, а также поднял чашу с вином и назвал его своей кровью, проливаемой во оставление грехов всех людей. И завещал поступать так в воспоминание о себе. Так был установлен второй основной обряд христианства – Причастие.

Тайная вечеря

После распятия Иисуса все ученики рассеялись, казалось, что этому учению пришел конец со смертью самого проповедника. Но внезапно на 53 день после еврейской Пасхи в Иерусалиме случилось волнение – объявились ученики Иисуса, которые проповедовали на разных языках, что Иисус был мессией – Христом, и он воскрес на третий день после своего распятия, чему они все свидетели.

Мы не можем заглянуть за горизонт истории, но просто представьте себе, какой силы было явление учеников Христа народу, какие слова и действия они могли предпринять, чтобы в тот же день крестилось несколько тысяч человек? Христианские общины распространялись как пожар по всем близлежащим странам, докатившись до просвещенных Греции и Рима, в итоге завоевав и их, несмотря на вековую историю греко-римской цивилизации, с их культурой, риторикой и философией. 

Мы считаем себя образованными мыслящими людьми, но вряд ли мы превосходим по силе мышления Сократа, Платона, Аристотеля и их учеников. Христианство ворвалось в западный мир на пике философской мысли человечества, а его носителями были простые некнижные люди, еврейские рыбаки.

Читайте также:  Можно ли есть горошек когда ты на диете

Хотя бы ради этого имеет смысл прочитать Евангелие, чтобы попытаться понять, как это могло произойти, какие слова говорил Иисус, ставший Христом, и как так случилось, что его позорная смерть на кресте стала символом двухтысячелетней новой истории человечества.

Итак, что требуется от человека, который поверил во Христа как в Бога?

Христианином может называться человек, который: 

  • прочитал Евангелие и живет по заповедям Христа;
  • принял Крещение;
  • кается во грехах;
  • соединяется с телом и кровью Христа в его трапезе – Причастии.

Помимо соблюдения заповедей, остальные составляющие жизни верующего невозможны без Церкви.

Сам Иисус Христос создал её, сказав апостолу Петру: «Ты – Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16:18).

Таким образом, Церковь держит в руках ключи от жизни верующего христианина, но её врата всегда открыты для всех – любой человек может креститься, может прийти на исповедь – покаяние и может принять участие в христианской трапезе – литургии – причастии.

И вот эта основа жизни христианина совершенно никак не связана с внешним устройством Церкви, с ее иерархией, системой управления, взаимодействием с государством. 

Патриарха сменил Синод, старообрядческую веру – никоновская, революция уничтожила большинство церквей и церковную иерархию, снова появился Патриарх, открылись некоторые церкви под контролем спецслужб, потом Церковь возродилась как Феникс из пепла, начала занимать всё более заметное положение в государстве. Появились аббревиатура РПЦ…

И всё это время простые христиане старались жить по Евангелию, ходили по воскресениям в церковь, каялись в грехах, крестили и причащали детей, причащались сами.

Церковь – это не внешняя структура, не Синод, не Патриархия, не РПЦ – это люди, верующие во Христа.

Вопрос веры – главный вопрос жизни человека. Для чего мы живём, что ждёт нас после смерти? Если существование человека не прекращается со смертью его тела, то зависит ли его дальнейшая участь от тех поступков, которые он совершал? Ответы на эти вопросы даёт только религия. 

Христианская религия стоит на двух китах – Евангелии и Церкви. Можно ли называться верующим без Церкви и Евангелия? Можно. Можно ли при этом называться христианином? Нет. 

Я не призываю всех становиться христианами, каждый человек должен найти свой путь, но надо быть честным с самим собой особенно в вопросах веры.

Бог в душе – это всего лишь собственное «я» человека, не имеющее имени и ответов на вопросы жизни и смерти. А если человек ищет эти ответы, то рано или поздно у Бога появляется имя, и жизнь человека меняется.

Источник

Православная Жизнь

Сайт Горловской и Славянской епархии

Многие люди во время карантина самоизолировались, в результате чего уже долгое время не ходят в храм. Для одних это очень сложная ситуация, другие же поняли, что, если не ходить на службу, небо не упадёт. Так ли это?

Можно ли быть христианином не ходя в храм

Таких случаев много

Не ходил в храм, и небо не упало? Могу сказать, что и не упадёт, всё будет хорошо. Однако стоит поговорить о том, почему сейчас людей снова беспокоит проблема необходимости ходить на службы. Вопрос «можно ли верить в Бога, но не ходить в храм» настолько не новый, что можно битый час говорить о вере в душе и о том, как к этому относиться. Те, у кого Бог в душе, пусть ответят на вопрос: что изменилось в их жизни после того, как они узнали, что Он у них в душе? А мы пока сосредоточимся на другом.

Если говорить о проблеме в целом, то случаи, когда человек верит, но в храм не ходит, совсем не редки. Например, он может быть прикован к постели — как моя мама, которая вот уже восемь лет пребывает в таком положении. Или же человек соблюдает требования карантина. У меня часть прихожан добросовестно сидела в самоизоляции: это люди из зоны риска и те, у кого есть родственники пожилого возраста. Я сам сказал, что на их месте не ходил бы в храм и поберёг близких.

Не надо искушать Бога

Если причина того, что человек не ходит в храм, заключается в лени — ему просто не хочется рано вставать и напрягаться — это одно. Это плохо. Но если для такого «нехождения» есть ряд объективных причин, если человек переживает за близких и не хочет стать причиной их смерти — что в этом плохого? Да, сейчас может набежать множество утльтраправославных критиков со словами: «А как же воля Божия?», «что на роду написано, то и будет», «это малодушие» и так далее, но я отвечу им словами Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Уповать на волю Божию надо, но и искушать Его не следует. Нужно адекватно оценивать причины, по которым человек не ходит в храм. Вновь приведу в качестве примера мою маму. Она много лет очень переживала, да и сейчас переживает, что «не в церкви». Мы в прошлом году провели ей кабельное телевидение, и теперь она звонит мне со словами: «А я сегодня в Сретенском монастыре была». Понятно, что у неё было и есть желание ходить в храм, но оно неисполнимо. Хотя — оказывается, даже в такой ситуации можно найти компромисс.

Заложники ситуации

Среди людей, которые верят в Бога и не ходят в храм, и те, кто присматривает за своими больными родственниками. Таких людей тысячи. Приглашая к своим болеющим сродникам священника для совершения Таинства Причащения, они, как правило, причащаются тоже. Ведь для верующего человека евхаристическое общение очень важно, и если оно есть, как можно его в чём-то винить? Мне кажется, здесь на первый план выходит вопрос общины. Если прихожанин не имеет возможности оставить свою бабушку или маму на три часа, потому что те не могут сами себя обслуживать, перестаёт ли он быть членом своего прихода? — нет. Почему же тогда эти люди так часто ощущают чувство вины и оставленности? Об этом надо поразмышлять. Я считаю, что такие заложники ситуации ни в чём не виноваты.

Достойный семьянин с разрушенной семьёй

Даже если человек неправ, выбирая помощь близкому в ущерб посещению служб и частому причастию, я не вижу в том большого греха. Мне очень нравятся слова: «Лучше грешить в сторону любви, чем в сторону её отсутствия». Я недавно читал статью Александра Филоненко, в которой он пишет, что мы очень часто в ущерб своей душе находим другие ценности — очень высокие и, безусловно, христианские. Например, ревность в посещении служб. Батюшка назначил двадцать пять литургий в месяц, значит, надо на всех быть. И неважно, что я могу этим повредить себе или своей семье. Окунаясь в вихрь приходских забот, забыть о своих родных. Мы постоянно говорим, что семья — на первом месте, но статистика таких случаев просто ужасающая. Женщина может быть правой рукой настоятеля, прекрасным регентом или преподавателем воскресной школы, и никто не поверит, что её семья разваливается.

Читайте также:  Можно ли есть щавель при грудном вскармливании

Что значит «ходить в храм»?

Но вернёмся к обсуждаемой проблеме. Мне всегда интересно, что значат для человека слова «ходить в храм»? Выстаивать службу от начала до конца? Причащаться за каждой литургией? Не пропускать воскресных служб? Допустим, у человека нет возможности или желания выстаивать службу полностью. Он бывает в храме небольшое количество времени. Он грешен? Но ведь мы знаем примеры подвижников прошлого, которые говорили: сколько времени у тебя есть — на столько и зайди в храм. А как часто бывает, что человек идёт мимо храма, хочет зайти и помолиться, но не заходит — потому что у него одежда неподобающая — шорты, брюки, платка нет. Так вот, первая мысль (зайти помолиться) — от Бога, вторая (не та одежда) — нет, потому что Бог ждёт нас всегда. Но можно ли осудить того, кто не зашёл, постеснялся, прошёл мимо?

Не допускать чувства вины

Православный человек не может чувствовать себя православным, не участвуя в Евхаристии. Но если ситуация не позволяет этого, всегда есть возможность пригласить священника домой. Первые христиане приносили Святые Дары тем, кто не мог попасть на литургию. Посещение храма очень важно, но если нет возможности этого делать, не надо казнить себя. Если мы не идём туда не потому что за себя боимся, а потому что переживаем за близких — это не малодушие и не страх, а проявление любви, которой сейчас так не хватает. Это то, о чём Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13:35). Поэтому не надо культивировать в себе чувство вины. Почему я говорю это? — потому что мы живём в век интернета, когда каждый, кто имеет камеру, может публиковать всё что угодно. В том числе — священники, проклинающие людей, которые боятся вируса или берегут своих родных. Неудивительно, что у этих людей возникает чувство вины.

Загляните в своё сердце

Господь зрит в наше сердце. Недавно мы вспоминали встречу Господа с самарянкой. Спаситель говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Если мы ходим в храм, и это для нас обязаловка, что в том хорошего? Если я иду в храм, испытывая чувство вины — зачем это Богу? Если я говорю детям: «Идите в храм, там — радость!» — а сам не радуюсь, разве поверят мне дети? Нам кажется, если мы начнём ходить в храм, целовать там иконы и мощи, то станем более верующими, чем если останемся дома в силу обстоятельств. Это не так.

Есть люди, которые считают, что будут счастливы тогда, когда купят машину или уедут в другую страну. А Виктор Франкл был счастлив в концлагере и не считал себя несчастным человеком. Новомученики годами сидели в лагерях и не ходили в храм, но это не мешало им верить и молиться, более того: многие потом утверждали, что никогда после они не чувствовали такого духовного подъёма и не молились так, как во время заключения. Вопрос ведь не в том, можно или нельзя не ходить в храм. Не хочешь — не ходи. Вопрос в том, почему ты не хочешь туда идти.

Не могу или не хочу?

Как определить, я не могу ходить в храм — или не хочу? Сложно ответить. Я понимаю тех, кому этого не хочется. Мне кажется, надо прежде всего научиться не врать себе. Человек привыкает к вранью, и чем больше он к нему привык, тем сложнее быть честным с собой. Тому, кто научился говорить себе правду, намного проще решать духовные проблемы. Как этому научиться? — так же, как учатся молитве. Святые говорят, что молитва даётся молящемуся.

Усталость или кризис веры

Порой причиной нежелания ходить в храм может стать обычная усталость. Такому человеку не грех одно-два воскресенья остаться дома и отдохнуть. Другое дело, если человек просидел в карантине два месяца — и ему по-прежнему не хочется в храм ходить. Что сказать? — те, кто шёл в храмы ко Христу и за Христом, туда вернутся непременно. Те, кто не попал на пасхальную службу в этом году, тоже придут. Не придут те, кто не хочет. Надо разбираться, по какой причине так случилось. Господь касается сердца каждого человека. Кризис веры вполне может иметь место в жизни христианина, это нормально: вера не может быть статична. Духовная жизнь постоянно движется — или вперёд, или назад.

Сменить обстановку

Когда человек устал и не хочет ходить на службы, возможно, он просто не хочет в какой-то конкретный храм. Знаю случай, когда у одних родителей дочь делала вид, что спит, пока те собирались на службу. После их ухода она шла в другой храм — ей хотелось помолиться отдельно от семьи, без бесконечных наставлений и контроля. Такое желание может возникнуть у каждого. В этом случае нужно позволить себе пойти на службу в другой храм, туда, где вас никто не знает, где нет ежеминутного: «Здравствуйте! Как поживаете? Почему сегодня без детей?» Возможно, кому-то надо позволить себе такое раз в месяц, кому-то — раз в полгода. У каждого свои нужды. Но, как правило, это полезно. Даже я иногда чувствую потребность прийти на литургию в другой храм как обычный прихожанин. Я так отдыхаю.

Мы имеем право выбирать

Возможно, в меня полетят камни, но я убеждён: мы имеем право и должны выбирать храм, в котором нам будет хорошо. То же касается и священника. Ищите близкого по духу. Мы можем недотягивать до настоятеля, и будет некомфортно. Мы можем перерасти настоятеля — и тоже будет некомфортно. Не надо бояться искать то, что близко, что вдохновляет и поддерживает. Ненужная борьба отнимает силы. Бог не запрещает нам быть счастливыми. Почему у нас так много хмурых и нерадостных людей в храмах? — потому что быть серьёзным и строгим намного проще. Устав снимает с человека необходимость принимать решения: он учит, как себя вести на службе, как питаться, но вот я улыбаюсь — а в Типиконе об этом ничего не написано. «Так правильно ли это? Лучше уж буду невозмутимым», — думает ответственный христианин. А потом удивляемся, что люди в наши храмы не хотят ходить. Может, это не случайно?

Священник Димитрий Паламарчук

Источник