Можно ли быть христианином и иудеем
Содержание статьи
Может ли христианин стать иудеем, а иудей — христианином?
Очень интересный вопрос и совсем не простой. И столь же интересные темы уважаемый автор вопроса затронул в комментариях к другим ответам. Попробуем разобраться.
Может ли христианин стать иудеем? Может, и не только христианин, но и приверженец любой другой веры. Для этого существует процедура, даже не процедура, а целый процесс, который продолжается не менее полутора лет и называется «гиюр». Начинается он с того, что если кандидат в иудеи исповедует другую монотеистическую религию — христианство, ислам, бахаизм и т. д., то ему прежде всего разъясняют, что если он соблюдает требования своей религии, то этого достаточно, Бог от него не требует бОльшего. Что переход в иудаизм не облегчит ему попадание в «царство небесное», а, наоборот, затруднит. Что став иудеем, он сильно усложнит себе жизнь, потому что иудею нужно выполнять 613 заповедей, а не-иудею — только 7, и если он их выполняет, то он — уважаемый человек, и, как я уже сказал, ничего другого Бог от него не требует.
Но, допустим, что кандидат, выслушав все это, заявляет, что выполнение заповедей — это служение Всевышнему, и чем больше он их выполнит, тем сильнее и лучше он выразит свою любовь к Творцу. Поэтому он хочет взвалить на себя эту дополнительную ношу и послужить Господу.
Тогда переходят ко второму этапу. (Если речь идет об идолопоклоннике, язычнике, то первый этап пропускают и сразу переходят ко второму). Кандидата в иудеи отправляют учиться. Он должен изучить — а что же такое он на себя хочет взвалить? В течение не менее года он изучает законы иудаизма и правила еврейской жизни, потому что иудаизм — это не столько религия, сколько образ жизни.
Затем третий этап — экзамен. Выясняют, разобрался ли кандидат в том, что он хочет взять на себя, не передумал ли он? И если не передумал, то производится формальная процедура. Это погружение в ритуальный бассейн (миква), а для мужчин еще и обряд обрезания.
Оговорюсь: то, что я написал, это, так сказать, «теория», то есть, как должно быть. На практике иногда бывают отступления от этих правил.
Может ли такой новообращенный иудей (он называется «гер») стать раввином? Может, только для этого ему надо опять учиться, и уже не год, а не менее пяти лет, обычно даже больше. И совсем не обязательно начинать учебу в 13 лет. Можно с любого возраста и до любого. Может ли он после этого «занимать главный иудейский сан?» Это, смотря что имеется в виду. В современном Израиле есть должность «главный раввин», их даже два — ашкеназский и сефардский. Но это не сан, это именно «должность» — государственный служащий, чиновник, который выполняет ряд формальных действий и осуществляет чвязь государства с религиозными институциями, поскольку в Израиле религия не отделена от государства. Есть главные раввины городов, поселков и так далее. Но это тоже чиновники. Может ли гер стать главным раввином? Теоретически — может, хотя в Израиле таких случаев не было.
В других странах тоже есть главные раввины, например в России Берл Лазар, но он не единственный, например, Адольф Шаевич — тоже главный раввин России. Кто из них «главнее»? Для кого как. Каждый сам решает, кого он больше уважает и к чьему мнению он больше прислушивается. Большинство еврейского населения России, по моему мнению, больше уважает Шаевича, но власти удобнее Берл Лазар, он и получает от нее больше пряников.
В библейские времена главный служитель Храма назывался «первосвященник». Это был человек, равный царю, по своей значимости. После завоевания Иудеи Римом должность первосвященника утратила свое значение, хотя формально существовала до разрушения Второго Храма. Возможно, что когда будет построен Третий Храм (дай Бог, чтобы это произошло как можно скорее, в наши дни!), будет, возможно, восстановлена должность первосвященника. Мог ли в те времена гер стать первосвясвященником и сможет ли в будущем? Нет, и даже не каждый рожденный еврей, потому что первосвященник должен быть обязательно прямым потомком Аарона по мужской линии.
РиммаС пишет, что раввины все равны. Формально это так, но фактически, конечно, нет. Есть более компетентные, более уважаемые, есть менее. Есть великие раввины, к слову которых прислушивается весь еврейский мир. Может ли таким великим раввином стать гер? Может, и такие случаи были в истории. Как это определяется? Формально — никак. Но ведь каждый человек знает, кто из его окружения более значительная личность, а кто — менее. Так и тут, хотя мнения, конечно, есть разные.
Можно ли сказать, что имеет место анархия? Можно. Но я считаю, что это не анархия, а нормальная разница во мнениях, когда каждый может иметь свое мнение по любому вопросу, и это лучше, чем, например, верховенство Папы Римского, мнение которого католическая церковь официально объявила непогрешимым.
Теперь несколько слов об обратном процессе — переходе иудея в христианство. Тут я менее компетентен, но, насколько мне известно, это гораздо более простой процесс. Мне по роду работы часто приходится общаться со священниками, и некоторые из них иногда предлагают мне, еврею, принять христианство, обещая выполнить процедуру за полчаса. Может ли такой новообращенный впоследствии возглавить христианскую церковь? Вполне. Многие очень уважаемые священники в прошлом были иудеями, например, Александр Мень. В католицизме есть примеры, когда бывшие иудеи занимали высокие посты в церковной иерархии, например, Жан-Мари Люстиже, бывший Арон Люстиже, стал кардиналом, а с 1981-го года по 2005-й год был архиепископом Парижа.
Теперь вопрос: «можно ли «замаскироваться» под христианина, оставшись иудеем?»
Если это «для достижения какой-то цели (типа разведчика во вражьем лагере)», то с этим вообще нет никаких проблем. Но в истории были случаи, когда евреев заставляли принять крещение под страхом смерти или изгнания. Например, в Испании в 1492-м году многие евреи вынуждены были притвориться христианами, но в тайне продожали придерживаться иудейских обычаев. До сих пор многие аристократические семьи в Испании ведут свое происхождение от этих «марранов», как их называли. И, кстати, гордятся этим, так как это говорит о древности их рода.
Источник
Иудаизм и христианство: сходство и различия
Общая характеристика иудаизма
Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.
Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.

Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами. Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.
Современные иудеи
Согласно статистике 2018 года, в мире насчитывается 15 млн иудеев. Около 40% евреев сегодня проживает в США и Канаде, 9% – в Европе. 45% от их количества живёт в Израиле. В этой стране иудаизм не имеет статуса официальной религии, однако он и не отделён от государства. Например, некоторые израильские законы основаны на традиционном иудейском праве. Такими вопросами, как брак, развод, смерть, заведуют только религиозные учреждения. Священный для иудеев субботний день в Израиле является выходным. Праздничные дни также соответствуют иудейской традиции.
Толкователи иудейского закона и главы общин называются раввинами. Молитвенные собрания иудеев именуются синагогами. Символом иудаизма в последние столетия является шестиконечная Звезда Давида. С древних же времён используется символ Менора – семисвечник из разрушенного Иерусалимского храма.
Разрушенный в 1 веке н.э. храм был уже вторым по счёту в истории иудейского народа. На его месте стоял Первый храм, построенный царём Соломоном за тысячу лет до рождения Христа. Он был разрушен 6 веке до н.э во время нашествия вавилонян. Однако вскоре культовое сооружение было восстановлено и просуществовало более 500 лет. Сегодня на его месте находится мусульманская мечеть. От Второго храма до наших времён сохранилось лишь несколько руин (“Стена Плача”). Иудеи верят в возрождение своей главной святыни. Они считают, что Третий храм станет духовным центром не только для евреев, но и для всего человечества.
Иудаизм и христианство: родом из Ветхого Завета
Танах – священная книга иудаизма, в основном соответствующая христианскому Ветхому Завету, а также ставшая основой для зарождения ислама. Она повествует о создании Всевышним мира и людей, о Божественном законе, а также о судьбе богоизбранного иудейского народа.
Важнейшей частью Танаха является Тора (Пятикнижие Моисея). Она включает книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, полученные пророком от Всевышнего на горе Синай. Пятикнижие повествует о событиях от начала времён до кончины Моисея.
В 3 веке нашей эры иудейские богословы составили Мишну – книгу комментариев к Торе. Позднее была создана книга Гемара, которая является глубоким комментированием Мишны. Эти два текста вместе составляют Талмуд. Все стороны жизни набожного еврея, в том числе и светские, регламентируются Торой и Талмудом. Например, иудей должен иметь бороду, пряди волос на висках (пейсы), носить небольшой круглый головной убор (кипу), а также пройти через обряд обрезания.
Талмуд учит, что грехи могут быть изглажены через строгое следование всем религиозным предписаниям. Обряды в иудаизме возведены до степени догматов. Поэтому иудеи уделяют исключительное внимание их исполнению.
Иудаизм и христианство: общие черты
У этих религий общая ветхозаветная основа. В связи с этим многие хотят разобраться в теме «иудаизм и христианство: сходства и различия». Необходимо понимать, что христианство возникло в контексте иудаизма. Спаситель и апостолы и по рождению, и воспитанию были иудеями. Христианство воспринимались другими евреями как одна из иудейских сект.
Эти религии монотеистичны. Они учат о едином Боге, который создал человека по своему образу и подобию. Всевышний – не только Творец, но также любящий и помогающий Отец для людей. Диалог человека и Бога ведётся на протяжении всей жизни как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего народа и человечества целиком.
Иудаизм и христианство учат о человеке как о свободном бессмертном духовном существе, призванном к духовному совершенствованию, Богопознанию и спасению. Также иудеи и христиане верят во всеобщее воскресение мёртвых в конце времён.
Иудаизм и христианство имеют общую концепцию церковного служения Богу. Христианское богослужение во многом испытало влияние иудаизма. Например, заимствовано церковное чтение Священного Писания, псалмов, а также некоторые молитвы («Отче наш») и молитвенные формулы (Аминь, аллилуйя, осанна).
Иудейские истоки имеют Таинства Крещения и Евхаристии. Так, у иудеев издревле существует обряд ритуального очищения путём омовения, называющийся твила. Евхаристия же включает такие традиционные иудейские элементы, как преломление хлеба и чаша с вином. Они используются при праздновании иудейского Песаха (день памяти об Исходе евреев из Египта). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом на праздничном ужине с апостолами (Тайная Вечеря), который состоялся именно по случаю дня Песаха.
Иудеи и христиане: в чем разница?
Чем отличается христианство от иудаизма? Иудеи считают себя богоизбранной нацией, у которой есть священная миссия – научить Божественным истинам все остальные народы. Иудеи верят в приход Машиаха, то есть Мессии, Божьего помазанника из рода царя Давида. Считается, что он нравственно возродит человечество, избавит еврейский народ от власти язычников и установит своё великое царство на благо всего мира.
Христианство же стоит на том, что ветхозаветные пророчества о приходе Спасителя уже свершились. Непорочно зачатый Святым Духом и рождённый Девой Марией богочеловек Иисус Христос своей жертвой искупил грехи человечества и вознёсся к Богу Отцу. Иудеи же не признали Иисуса Мессией и до сих пор ждут прихода Божьего помазанника.
Христианство учит, что все мы рождаемся с печатью первородного греха и очищаемся от него Христом (Рим. 5:12, 18-19). Первородный грех был совершён нашими прародителями Адамом и Евой. Они отпали от Бога, нарушив Его волю, и были изгнаны из Рая. Согласно же иудейской вере, каждый человек рождается чистым и невинным. В течение жизни он сам делает нравственный выбор – грешить или нет.
Понятие человека в двух религиях
Библия учит, что Бог изначально создал мужчину и женщину как две ипостаси человеческого бытия. Талмуд же говорит, что главное Божье создание сочетало и мужское, и женское начала. А половое разделение природы человека произошло позднее. Также в иудаизме нет нравственного идеала непротивления злу насилием и любви ко врагам, которому учил Христос (Мф. 5:38, 44). Справедливость как юридическое понятие в иудаизме выше любви.
Христианство утверждает, что прийти к Богу можно только следованием за Христом. Согласно же иудаизму, человек самостоятельно может приблизиться к Богу. Глубокая иудейская вера для этого требуется лишь от евреев, на которых возложена бо́льшая ответственность в связи с их избранностью. Также отличительной чертой иудаизма является замкнутый национальный характер этой религии. Христианство же всемирно и универсально. По словам апостола Павла, в нём
«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Христианство – самостоятельная религия или иудейская секта?
Иудаизм считает христианство своей производной религией, призванной познакомить другие народы с базовыми элементами иудейской веры. Христианство же рассматривает ветхозаветное иудейство как богооткровенную подготовительную ступень к учению Христа:
«Закон, данный чрез Моисея, есть символическое, состоящее из намеков, сокращение будущей благодати, возвещающее образами исполнение будущей истины» (святитель Иоанн Златоуст, «Слово на Пасху»).
Почему евреи не приняли христианство? Такой вопрос не является вполне корректным. Ведь некоторые иудеи приняли Спасителя и стали христианами. Но были и те, кто уклонился Истины. Вместо того, чтобы пойти за долгожданным Мессией, они распяли Его. Почему некоторые иудеи не увидели в Иисусе Мессию? Вот, что об этом говорит митрополит Антоний (Храповицкий):
«Ветхозаветные священные писатели, предсказывая Израилю и даже всему человечеству светлое будущее, имели в виду блага духовные, а не физические вопреки толкованию позднейших иудеев… Однако современные Спасителю иудеи не желали стать на такую точку зрения и напряжённо жаждали себе, своему племени, внешнего довольства и славы, и только лучшие из них понимали пророчества правильно».
Как иудеи не узнали Мессию
Спаситель обличал некоторых иудейских первосвященников за их лицемерие, гордыню и следование только лишь внешнему обрядовому закону, а не главному нравственному:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).
Иисус Христос указывал на то, что фарисеи отменяли Божьи заповеди и отдавали предпочтение заповедям человеческим:
«Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное… Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Мф. 7:8-9).
Спаситель говорил людям:
«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2).
Итак, именно духовная скудость и гордыня не позволили многим служителям Моисеева закона увидеть во Христе Мессию.
Таким образом новая иудейская вера не является в полной мере именно той, которая была дана израильтянам через ветхозаветных пророков. Современный иудаизм в изрядной степени является плодом человеческих измышлений и влияния различных магических и суеверных течений (Каббала и прочее).
Первые евреи-христиане продолжали исполнять требования Закона Моисеева. Однако эти две религии стремительно отдалялись друг от друга. Формально окончательный разрыв иудейства и христианства был зафиксирован на I Никейском соборе в 325 году.
Иудаизм и христианство — Один ли у них Бог?
Приведём слова протоиерея Всеволода Чаплина:
«Истинный Бог только один. Это Бог, который в полноте явил Себя в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Истинный Бог – это Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Те, кто не исповедуют веру в Троицу могут обладать какими-то отдельными элементами истины, но не всей её полнотой. И часто они эту истину смешивают с заблуждениями. Истина же должна быть целостной и совершенной. Мы можем дружить с другими конфессиями, однако нельзя уступать в вопросах истины. А она только во Христе».
Современный иудаизм отвергает Христа, Святую Троицу и учит об унитаризме, то есть единстве Бога. Он вечен, всемогущий, всеведущий и любящий. Но без принятия Христа это уже не истинная вера. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что
«уклонение от Ветхого Завета до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем по пришествии Христа стало отступлением от Бога (Полное собрание сочинений, том 2).
Иисус Христос не заменил собой ветхозаветного Творца. В Спасителе открылся всё тот же Бог Авраама, Исаака и Иакова. Люди и их представления о Всевышнем менялись, но Он оставался и остаётся неизменным: «человеколюбивым и милосердым, долготерпеливым, многомилостивым и истинным» (Исх. 34:6).
Протоиерей Димитрий Смирнов объясняет:
«Ветхий Завет – это не другой Бог. Это была подготовка к Новому Завету. Ветхий Завет – это детство человечества. Ребёнку не дают заданий, которые выше его возможностей. Ветхий Завет был дан древнему, не готовому к Евангелию человеку. И когда человек стал готовым, появился Христос».
Источник
Об отношении православия к иудаизму
прот. Александр Мень
Оглавление
- Каково отношение Православной Церкви к иудаизму?
- Как понимают богоизбранность современные иудейские священники? Почему они не признают Спасителя?
- Что делать, чтобы не было очень много евреев в духовенстве, в частности, в Москве?
- Еврей-христианин — самый большой позор для еврея. Ведь Вы чужой и для христиан, и для иудеев.
Каково отношение Православной Церкви к иудаизму?^
Иудаизмом мы называем религию, которая возникла после христианства, но очень скоро после него. Была единственная основа для трех главных монотеистических религий: эта основа называется Ветхий Завет, созданная в рамках и в лоне древнеизраильской культуры. На этой базе сначала возникает позднее иудейство, в лоне которого рождается Христос и проповедуют апостолы. К концу I столетия возникает религия, которая называется иудаизм. Что у нас, у христиан, общего с этой религией? И они, и мы признаем Ветхий Завет, только для нас это часть Библии, для них — вся Библия. У нас есть свои уставные книги, которые определяют церковную и богослужебную жизнь. Это типиконы, новоканоны, церковные уставы и так далее. Иудаизм развивал аналогичные, но уже свои каноны. В чем-то они совпадают с нашими, в чем-то отделяются.
Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков. Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. В древности, до времен Александра Македонского, все религиозные традиции были тождественны национальным. То есть если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен. Для иудаизма это имело значение чисто историческое, потому что он сохранял идентичность израильского народа, еврейского народа. Но свое мировое значение он утратил.
Как понимают богоизбранность современные иудейские священники? Почему они не признают Спасителя?^
С точки зрения Библии, богоизбранность — это призвание. Каждый народ имеет свое призвание в истории, каждый народ несет на себе некую ответственность. Израильский народ получил от Бога религиозное мессианское призвание, и, как говорит апостол, эти дары неотменимы, то есть это призвание остается до конца истории. Человек может его соблюдать или не соблюдать, быть ему верным, изменять ему, но Божие призвание остается неизменным. А почему не приняли Спасителя? Дело в том, что это не совсем точно. Если бы иудеи не приняли Христа, то кто бы нам рассказал о Нем? Кто были те люди, которые написали Евангелия, послания, которые разнесли по древнему миру весть о Христе? Это были тоже иудеи. Так что одни приняли, другие не приняли, так же, как в России или во Франции. Скажем, святая Жанна Д“Арк приняла, а Вольтер Его не принял. И у нас тоже — есть Святая Русь, а есть Русь богоборческая. Всюду есть два полюса.
Что делать, чтобы не было очень много евреев в духовенстве, в частности, в Москве?^
Думаю, что это глубокая ошибка. Я, например, не знаю ни одного в Москве. У нас примерно половина украинцев, довольно много белорусов, есть татары, есть много чувашей. Евреев там нет. Но, по определению Русской Православной Церкви, по уставу ее, принятому на соборе, она является многонациональной Церковью. А изгнание еврейских элементов из Церкви надо начинать с того, чтобы вынести все иконы Богоматери, которая была дочерью Израиля, выбросить иконы всех апостолов, сжечь Евангелие и Библию и, наконец, повернуться спиной к Господу Иисусу Христу, который был евреем. Эту операцию над Церковью проделать невозможно, но ее пытались произвести несколько раз. Были гностики, которые хотели отсечь Ветхий Завет от Нового, но они были признаны еретиками, и Отцы Церкви не допустили распространения гностицизма. Был еретик Маркион во II веке, который пытался доказать, что Ветхий Завет — это произведение дьявола. Но он был объявлен лжеучителем и изгнан из Церкви. Таким образом, эта проблема старая и ничего общего с Церковью не имеющая.
Христианство пришло в мир, неся братство людей. В то время, когда народы уничтожали и ненавидели друг друга, оно устами апостола Павла провозгласило, что во Христе “нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного”. Это вовсе не означает, что оно отрицает наличие людей разных культур, языков, историй, народностей. Церковь всегда развивала и поддерживала все национальные формы христианства. Поэтому, когда мы праздновали тысячелетие христианства на Руси, мы все, верующие и неверующие, знали, какое огромное влияние Церковь оказывала на русскую культуру. Но такое же влияние она оказывала и на греческую, и на римскую культуру. Войдите в храм и посмотрите, какой огромный вклад внес каждый народ в Церковь. О роли Израиля я уже сказал: Христос, Дева Мария, Павел, апостолы. Дальше идут сирийцы: бесчисленные мученики. Греки: Отцы Церкви. Италийцы: бесчисленные мученики. Нет народа, который не внес бы своего вклада в огромное и грандиозное здание Церкви. Каждый святой имеет свое отечество, свою культуру. И для нас, живущих, по воле Божией, в многонациональном государстве, христианское умение любить, уважать, чтить другие народы является не каким-то праздным дополнением, а жизненной необходимостью. Ибо тот, кто не уважает чужого народа, не уважает себя. Народ, уважающий себя, всегда будет уважительно относиться к другим народам, подобно тому как человек, хорошо знающий свой язык, ничего не теряет от того, что он знает и любит другие языки. Человек, который любит иконопись и древнерусское пение, может любить и Баха, и готическую архитектуру. Полнота культуры раскрывается в совместном творчестве разных народов.
Еврей-христианин — самый большой позор для еврея. Ведь Вы чужой и для христиан, и для иудеев^
Это неверно. Христианство создано в лоне Израиля. Матерь Божия, Которую почитают миллионы христиан, была дочерью Израиля, Которая любила свой народ так же, как каждая прекрасная женщина любит свой народ. Апостол Павел — величайший учитель всего христианства, был евреем. Поэтому принадлежность христианина, тем более пастыря, к этому древнему роду, имеющему четыре тысячи лет, является не недостатком, а чудесным ощущением, что ты тоже причастен к Священной истории.
Я совершенно чужд национальных предрассудков, я люблю все народы, но я никогда не отрекаюсь от своего национального происхождения, и то, что в моих жилах течет кровь Христа Спасителя и апостолов, доставляет мне только радость. Это для меня просто честь.
Источник