Можно ли быть гордым по исламу
Гордыня как источник греховности людей
Среди грехов нафса одним из самых тяжких считается гордыня.
Важнейшим принципом Ислама является то, что даже самовозвеличивание личности на размер одной горошины вызывает тяжелейшие последствия в ахирате.
Вся беда гордого человека в том, что он, забыв свои истоки, забыв о том, что он – творение Всевышнего, начинает думать, что он сам и есть источник своих достижений. Нам как слабым существам свойственно жить своими мыслями и поступками, предав забвению истину о том, что движущей силой даже самых незначительных действий выступает Аллах. То есть опасность гордыни в том, что человек, забыв своё происхождение, бессознательно начинает играть роль Бога (прости нас, Аллах!). Отсюда прямая дорога к ширку, куфру и вечному огню в ахирате (спаси Аллах от таких бед).
Величайшим среди аятов Священного Корана необходимо признать 286-й аят суры Аль-Бакара. Его ценность в невероятно гуманной и оптимистической информации для мусульман и других людей:
لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ ۗ رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا ۚ رَبَّنَا وَلَا تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْرًا كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِنَا ۚ رَبَّنَا وَلَا تُحَمِّلْنَا مَا لَا طَاقَةَ لَنَا بِهِ ۖ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا ۚ أَنْتَ مَوْلَانَا فَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ
(смысл): «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему воздастся то, что он заработал, и против него будет то, что он приобрёл. «Господь наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или согрешили. Господь наш! Не возлагай на нас тяготу, какую Ты возложил на тех, кто был раньше нас. Господь наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас от грехов, прости и помилуй нас! Ты – наш владыка, помоги же нам против врагов наших и врагов ваших из числа неверных»». (сура Аль-Бакара: 286)
Особого внимания заслуживает фраза: «Господь наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или согрешили». По нашему мнению, понятия «забыть» и «грешить» Аллахом поставлены в один ряд, потому что всё зло происходит от того, что мы упускаем из виду необходимость постоянного обращения к Творцу за помощью. Отсюда наши харамные и греховные поступки. Грех же является конкретным выражением всего того, что нами совершается, когда мы забываем о том, что сотворены Всевышним и вернёмся к нему – вернёмся, чтобы понять, какие греховные поступки мы совершили, забыв о предстоящей ответственности, и получить по заслугам.
У нас имеются основания считать, что гордыня порождает тяжкие последствия и в дунье. Современные психотерапевты, например, С. Н. Лазарев клинически доказал, что высокое давление и головные боли вызваны именно гордыней. Автор статьи хорошо знаком с этой проблемой и полностью согласен с этой точкой зрения. Вся беда людей, страдающих многими распространёнными болезнями, заключается в непонимании того, что гордыня есть внутреннее состояние личности.
Чрезмерное возвеличение личности исходит из души, то есть той части бессознательного, которая контактирует с потусторонней сферой бытия. У внешне смиренного человека внутри бушует огонь страстей и гордыни, хотя на деле он практически не показывает своё самовозвеличивание и ходит, потупив взгляд.
Гордыня нам дана Творцом, чтобы мы смогли понять её сущность и подчинить её себе. А это возможно только при помощи ‘ибады и адаба. Подчинить гордыню можно не пилюлями и тренингами, а постом и молитвами. Только глубокое осмысление гордыни даёт нам возможность понять всю её опасность для нашей бессмертной души и временного тела. В Священном Коране Творец изложил множество аятов, посвящённых этой самой болезненной проблеме людей в дунье:
قِيلَ ادْخُلُوا أَبْوَابَ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا ۖ فَبِئْسَ مَثْوَى الْمُتَكَبِّرِينَ
(смысл): «Будет сказано им (неверующим): «Войдите во врата Геенны Ада и будьте вечно в ней!». И как же скверна обитель высокомерных». (сура Аз-Зумар: 72)
وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا ۖ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ
(смысл): «И не отворачивайся от людей надменно (кривя щёку) и не ходи по земле высокомерно. Ведь Аллах не любит всякого гордеца, [высокомерного] и хвастливого». (сура Лукман: 18)
Горделивый и хвастливый человек неугоден Аллаху потому, что считает только себя источником своих действий. Он уверен в том, что благодаря своим усилиям и стараниям добился власти, почёта, славы и богатства. Однако об их заблуждении и последствиях этого Аллах рассказал нам ещё полтора тысячелетия назад в суре Аз-Зумар: 49-50.
فَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ ضُرٌّ دَعَانَا ثُمَّ إِذَا خَوَّلْنَاهُ نِعْمَةً مِنَّا قَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ عَلَىٰ عِلْمٍ ۚ بَلْ هِيَ فِتْنَةٌ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ
(смысл): «А когда постигнет человека беда, он взывает к Нам, прося о помощи. Потом, когда Мы даруем ему благодать, он говорит: «Мне это даровано по знанию Аллаха, что я заслуживаю этого». О нет, ведь это искушение и испытание для него, но большинство из них по своему невежеству не знают этого». (сура Аз-Зумар: 49)
Правда, и раньше мушрики говорили: «Богатство получено мной благодаря моим знаниям». Однако после смерти их имущество не принесло им никакой пользы».
Вот она – история миллионов людей, отказывающихся признать реальность Аллаха и ахирата. Таких людей ведёт ум эгоиста и прагматика, их зашоренный разум приведёт их лишь к одной цели – материальному благополучию.
Во всех ситуациях они используют свой ум только для достижения собственного успеха. Мысль о том, что благополучия достойны и другие семьи, до них не доходит, ибо их разум закрыт.
Их психические колебания хорошо выражены следующим примером.
Пассажиры корабля делятся на три категории: верующие, колеблющиеся и атеисты. Когда начинается буря, все становятся верующими и начинают истово молить Всевышнего о спасении. Когда буря благополучно проходит, прежнее состояние возвращается. Все опять верующие, колеблющиеся и атеисты.
Такова натура людей, которые сотворены разными, ибо должны пройти жизнь, выполняя разные поручения Творца. Хитрость и корысть даны человеку только для того, чтобы понять их пагубность для души и сдерживать свои эгоистические стремления.
У поверхностно мыслящих людей нет основания гордиться своим богатством и большой семьёй, ибо всего этого достигли не они. Только Аллах решает, кто получит, а кто будет лишён:
أَوَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
(смысл): «Неужели они не знали, что Аллах увеличивает пропитание, кому пожелает, и ограничивает удел, кому пожелает. Поистине, в этом, однозначно, знамение для людей, которые веруют и знают о мудрости и милости Аллаха». (сура Аз-Зумар: 52)
Не было бы войн, направленных на захват чужих земель и богатств, на воровство и финансовые махинации с целью присвоить денежные средства конкурентов, если бы люди не забывали, что всё исходит только от Аллаха. Люди, нарушающие божественные нормы, использующие неправедные методы и средства, рано или поздно обязательно вызовут гнев Всевышнего и соответствующие последствия для себя и своей семьи.
Иллюзией представляется временное материальное благополучие людей, полученное нарушением норм шариата. Их старания напрасны, ибо только Творец даёт человеку обильное богатство и пищу. Попытка «обмануть» судьбу и накопить богатство неправедными путями закономерно вызовет тяжёлые последствия в дунье и ахирате.
И напрасно будут безбожники молить Аллаха в Судный день, когда для их хитрых умов станет ясен трагический финал бытия:
قَالُوا رَبَّنَا أَمَتَّنَا اثْنَتَيْنِ وَأَحْيَيْتَنَا اثْنَتَيْنِ فَاعْتَرَفْنَا بِذُنُوبِنَا فَهَلْ إِلَىٰ خُرُوجٍ مِنْ سَبِيلٍ
(смысл): «Скажут неверующие: «Господь наш! Ты сделал так, что мы были неживыми дважды, и оживил нас дважды. Мы же признали свои грехи. И нет ли пути к выходу из Ада, чтобы мы могли вернуться в земную юдоль и прожить жизнь в повиновении Тебе?» (сура Гафир: 11)
Не поможет им в ахирате практичность и стремление к накопительству, хотя и на том свете они попытаются использовать свой ум. Они спрашивают Творца, «нет ли пути к выходу», надеясь, что изворотливость поможет спастись от адских мучений, ведь в дунье можно было полезными связями, взяткой решить все проблемы и спастись от правосудия. Однако в ахирате им ничто не поможет, ибо здесь Судья один – Аллах, а Его правосудие абсолютно справедливо. Да поможет нам Творец не забыть о смерти и неминуемой встрече с Ним.
Марат Якупов,
доктор философских наук, профессор кафедры общегуманитарных наук БашГУ
Смотрите также:
Гордость и высокомерие – пути ведущие к гибели
Гордость – утешительница слабых
Гордыня — харам
Гордость, тщеславие и зависть
Как избавиться от гордости?
Человек, в сердце которого останется хотя бы пылинка этого качества, не войдёт в Рай
Её плодом является любовь
Источник
Ислам – повод для гордости
«Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить
(Вольтер Мари Франсуа Аруэ)
Однажды, перелистывая словарь синонимов, наткнулась на слово «гордость». Итак, приведу его синонимы : горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, тщеславие, самолюбие, обидчивость, амбиция, гонор, самомнение.
Гордость считает за собою достоинства; надменность основана на самонадеянности; высокомерие — на властолюбии; кичливость — гордость ума; чванство — гордость знати, богатства, тщеславие — суетность, страсть к похвалам, спесь — глупое самодовольствие, ставящее себе в заслугу сан, чин, внешние знаки отличия, богатство. Каждый из нас, прочитав эти синонимы, должен сделать себе вывод, является ли он таковым. Ведь за гордостью скрывается не что иное, как глупость человека. Как же можно назвать гордого человека умным! Как выше упоминалось, гордость –это высокомерное отношение к людям, то есть, гордость повышает в носителе этого качества любовь к себе, а окружающие –это низшие существа по сравнению с носителем этого «звания». Но разве может раб Всевышнего превозносить себя над другими? Ведь Всевышний Аллах создал нас всех из одного и того же материала, и как после этого можно себя ставить выше других?!
Гордость — это есть потакание своему эго. Твоё внутреннее «Я» говорит тебе: «Как ты можешь общаться с людьми ниже тебя по рангу или социальному статусу, кто ты, и кто они?!» Постойте! Одумайтесь! Вспомните слова Всевышнего: (смысл): «Воистину те, которые считают ложью Мои знамения, которые горды к Mоим аятам, для них не будут раскрыты ворота небес и они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт через ушко иглы», т.е. вероятность того, что они войдут в рай равна вероятности того, что верблюд сможет пройти через ушко иглы. Так Всевышний говорит о высокомерных.
Так чем же мы гордимся? Своим положением на работе? Своим положением в обществе? Или же своим деяниями в мире бренном? Чем?
Действительно ли живём в этом мире так, чтоб можно было с гордостью ходить и не замечать других? А задумывались ли мы над тем, чем можно было бы гордиться? Да, есть у нас повод гордиться, этот повод называется Ислам, мы – мусульмане, этим мы можем гордиться. Мне больно от одной мысли, что мы, мусульмане, проявляем гордость по отношению к другим, по отношению к самим себе. Что заставляет нас быть гордыми? Может, окружение, может, современность, что? Искать ответ, мне кажется, должен каждый в себе.
Ходить с гордо поднятой головой не значит быть лучше других, может быть, ты сам считаешь себя таковым, но общество другого о тебе мнения. Гордецы вызывают лишь жалость и неприязнь. Насколько может быть человек слепым и не видеть такое отношение к себе окружающих? Гордость ослепляет, поэтому надо постоянно над собой работать и задумываться, кто ты есть на самом деле, какое ты имеешь положение перед Создателем.
Сколько бы мы не учились, сколько бы мы не работали, мы не познаем всё в совершенстве. А постоянно работая над собой, не давая чрезмерной воли своему Я, не оправдывая и не защищая свое эго, мы можем контролировать в себе все те чувства, которые могут убить в тебе человека. Следуя за примерами жизни Пророка (мир ему и благословление), человек обретёт тот самый правильный путь, по которому надо идти по жизни. И желаю вам, дорогие читатели, чтоб ваш путь был истинным и искренним. Амин.
Источник
Гордость. Хорошо или плохо? — МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «Община мусульман «Рисалят»
Что такое гордость? Почему она возникает? К чему ведёт чувство гордости?
В Священном Коране Аллах Всевышний говорит: «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (Коран, 2: 34).
Иблис – одно из имён Шайтана. Как мы знаем, Иблис отказался поклониться Пророку Адаму, так как считал себя выше него. Кем был Иблис? Изначально, Иблис был одним из самых богобоязненных рабов Аллаха, он поклонялся Ему тысячелетиями. Ангелы Джабраил и Микаил говорили: „Этому рабу из-за его подчинения Аллаху и поклонения Ему дана такая сила, какая не дана ни одному из ангелов“. Иблис был учителем у ангелов. Затем Аллах создал Адама, первого человека. И повелел Господь своим рабам поклониться Адаму. Но Иблис отказался.
Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?». Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины» (Коран 7;12).
То есть Шайтан возгордился своим родом, был горд своим положением и поэтому ослушался своего Господа. Следовательно, мусульманину нельзя быть таким как Шайтан, не надо пускать в сердце высокомерие.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие весом с пылинку». Один человек спросил: «А что если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?» Пророк ответил: «Воистину, Аллах – Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям» (хадис привёл Муслим).
«Отрицание истины» — это отказ от неё и плохое отношение к тем, кто её проповедует. А «надменное отношение к людям» — это проявление презрения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил, что украшение в одежде и внешнем виде не является высокомерием, напротив, Аллах любит красоту. Высокомерие – это качество, скрытое в глубине сердца, оно проявляется в поведении человека и заставляет его отказываться от истины, а также презрительно относиться к людям. Именно высокомерие заставило язычников выступать против посланников Аллаха, когда те явились к ним с ясными знамениями.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Однажды человек шёл в своих украшениях, восхищаясь собой, надменно задрав голову, как вдруг Аллах сделал так, что он провалился. И будет он погружаться в землю до самого Судного Дня» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Всевышний в Коране говорит: «Я отвращу от Моих знамений тех, кто возгордился на земле без всякого права. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него» (Коран, 7: 146).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «На того, кто надменно волочит своё платье, Аллах даже не посмотрит в День Воскрешения» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).
«Высокомерные будут воскрешены в День Суда в виде людей размером с муравья (или крупинки), унижение будет покрывать их отовсюду» (хадис привели ат-Тирмизи и ан-Насаи).
Пророк объяснил своим асхабам и своей умме, что гордец, чем бы он ни был горд, будет унижен во время Судного дня, ведь никто не имеет права на гордость, кроме Аллаха, Создателя всех миров.
Господь сказал в Своей книге: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Коран, 27: 14).
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Ад униженными» (Коран, 40: 60).
Многие люди из числа неверующих видят некие доказательства существования Бога, но начинают отрицать их, так как не могут пересилить себя, отказаться от своих ошибочных суждений.
Суфьян ибн ’Уяйна (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Если человек совершает грех по причине своих необузданных желаний, то имей надежду на его покаяние, ведь Адам (мир ему) ослушался Аллаха, следуя за своими желаниями, затем он покаялся, и ему был прощён его грех. Если же грех совершается по причине высокомерия, то бойся божьего проклятья, ведь Иблис ослушался Аллаха из-за своего высокомерия и был проклят».
Высокомерие – это то, что отдаляет человека от Рая. Подобные качества преграждают людям путь к достижению настоящей нравственности, подобающей мусульманам. Надменность не даёт человеку желать другим того же, чего он желает для самого себя. Высокомерный человек не в состоянии быть простым, доступным, легким, он не может избавиться своё сердце от злобы, зависти и бренных амбиций. Гордецу трудно сдерживать своё самолюбие и принимать советы и наставления. Он презирает других людей, ищет чужие недостатки. Самым страшным проявлением надменности является отказ от принятия истины.
Человек должен уничтожить в себе гордость, подчинив свой нафс. Он должен вспоминать, что он всего лишь кусок глины, постоянно нуждающийся в Господе. Человек обязан понимать величие Аллаха и своё положение по отношению к Нему.
Всевышний говорит в Коране: «Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил, потом облегчил ему путь, потом умертвил его и поместил в могилу. Потом, когда пожелает, Он воскресит его. Но нет же! Он всё ещё не выполняет того, что Он приказал ему». (Коран, 80: 17-23).
Также передано от ‘Ияда ибн Химара аль-Муджаша’и, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал во время одной из хутб: «Аллах ниспослал мне, что вы должны быть скромными, и что бы никто не гордился перед другим, и не преступал против другого». Муслим (2865).
Высокомерие – это качество, которое уничтожает способности человека. Коучи и тренера советуют: «Будь уверен в себе». А между уверенностью и высокомерием – очень тонкая грань. Человек сначала становится уВЕРенным в себе. Что это означает. Человек ВЕРИТ в себя. Он знает, на что способен и как может достичь, чего хочет. Но верим мы только в Аллаха. Мы знаем, что не мы помогаем, не мы решаем проблемы, не мы добиваемся успеха, не мы становимся сильно богобоязненными, не мы открываем себе сердце для любви и истины – всё это делает наш Господь. Уверенность в себе – первая ступень к гордости: гордости за свои поступки, за своё дело, за свои успехи. Но успех в денежных делах всех людей всего мира ничего не значит. Мы все умрём и на том свете не будет никаких денег. Многие люди, желающие богатства, говорят: «Мы будем давать садака и за это Аллах даст нам высокую степень в Раю». Но они забывают, что в Рай люди войдут не за свои поступки, а по милости Всевышнего. И садака нужно давать не когда ты богат, а постоянно, каждый день.
Высокомерные люди закрыты от всего нового, так как не могут принять , что они не всезнающи. Настоящий мусульманин учится каждый день, у каждого человека, которого он видит,
Высокомерный человек не узнаёт ничего нового о людях. Вследствие этого у него не появляется новых связей, которые могут пригодиться в дальнейшем. Круг общения у гордых людей очень ограничен.
Надменные люди считают, что их слова очень важны, и считают себя правыми во всём. Поэтому гордецы не способны слушать своего собеседника. Это очень плохо. Во время разговора нужно слушать своего собеседника, это психологически ободрит его, также это поможет приобрести новые знания и полезную информацию. Как известно каждому человеку, живущему в информационный век: «Бесполезной информации не бывает»! Прислушиваясь к другим, вы демонстрируете свою способность работать в команде.
Всегда будьте скромными и простыми, это поможет вам найти правильный путь. Большинство людей любят поговорить о себе и похвастать своими достижениями. Это бесполезная трата времени, ведь действительно ценные вещи сразу видно и о них не нужно болтать. Какими бы красивыми словами вы бы не пытались описать свои «достижения», как бы вы не хотели представить всё, что вы делаете в лучшем свете – всё это обречено на полнейший провал, если за вами не стоит настоящая правда. Как говорится: «За кем правда, тот и сильней». И глупое краснобайство и пустозвонство ни к чему.
Все мы постоянно растем и учимся, у каждого человека есть слабые и сильные стороны ,а перед Господом все мы равны.
Источник