Можно ли быть евреем но не иудеем
Содержание статьи
Может ли еврей не быть иудеем? Если да, то почему? Если нет, то почему?
SamuelKl [82.9K] 4 года назад Этот вопрос имеет два аспекта, назовем их «практический» и «идеологический». С практической точки зрения — да, есть много случаев, когда еврей переходит в другую религию, например, христианство, или ислам — не важно. Но при этом окружающие, а часто и он сам продолжают считать его евреем. Хороший пример тут привели — Карл Маркс, который родился в христианской семье, про евреев написал столько гадостей, что никакие современные антисемиты с ним не сравнятся, но весь мир продолжает считать его евреем. Но, чтобы ответить на этот вопрос с идеологической точки зрения, надо прежде разобраться в понятиях: что такое еврей и что такое иудей. Да, я знаю общепринятую точку зрения, и здесь, на БВ, об этом не раз писали — «национальность — вероисповедание — гражданство», но это с практической точки зрения. Чтобы было понятно, о чем я, давайте рассмотрим такой пример. Вот, например, армянин приезжает во Францию, получает гражданство, говорит по-французски, женится на француженке, дети у него французы и т. д. И все окружающие считают его французом. Разве что в каком-то особом случае могут добавить «француз армянского происхождения». А если тот же армянин приедет в Израиль, тоже женится и так далее, то никто всё равно не назовет его евреем, сколько бы лет ни прошло. Но если этот армянин, никуда не выезжая из Армении, пройдет иудейскую религиозную процедуру — «гиюр», то он становится евреем. Выходит тогда, что это не национальность, а религия? Но сколько есть евреев не религиозных и даже антирелигиозных, но они всё равно евреи? Парадокс получается. А если получается парадокс, то это значит, что мы неправильно ставим вопрос — «религия или национальность». Ответ, как всегда, а в таком вопросе — в особенности, надо искать в Слове Божием. А в Библии евреи названы народом Божьим, на них возложена особая функция. В то же время, Бог наделил человека свободой выбора — выполнять волю Творца, или нет (я сейчас не говорю о последствиях). И еврей может отказаться от выполнения этой функции — или явно, перейдя в другую религию, или неявно — то есть, просто перестав ее выполнять. Что, к сожалению, и происходит в наше время с большинством евреев. Но такой еврей всегда сохраняет возможность «вернуться к ответу» перед Господом. Это, кстати, ответ тем участникам обсуждения, которые утверждают, что религиозные евреи считают нерелигиозных неполноценными и т. п. Есть, конечно, и такие, но я не думаю, что они правы. Отдельно о гражданстве Израиля. Право на него, как я уже писал, имеют евреи, а также «полу-евреи» и «четверть-евреи», то есть, те, у кого еврей отец, а мать не еврейка. Или дед. При этом есть одно важное ограничение: право это теряется, если человек добровольно перешел в другую религию. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим [пользователь заблокирован] [81.6K] 4 года назад Скажем так — ни кем другим еврей быть не должен. Вот родился ребенок еврейской семье всем на радость, и должен он расти как положено еврею. Когда говорят благословение по поводу рождения ребенка то оно звучит примерно так чтобы рос для Торы, хупы (свадебный обряд) и добрых дел. Т.е. в определённой терминологии был иудеем. Но этой терминологией чаще пользуются в не еврейской среде. Но это то что называется «классика жанра.» По жизни бывает иначе. Семьдесят с лишним лет правления коммунистов — создали поколения атеистов по рождению. И в той жизни, как евреи, сохранились не многие. Но что-то осталось. Хоть по минимуму, дедушки-бабушки, светлая им память, хоть по чуть-чуть да рассказали. По самому минимуму. У нас был случай — в день памяти бабушки совпавший с субботой дедушка отказался идти на кладбище. Тоном не терпящим возражений он сказал «евреи в субботу на кладбище не ходят.» А сегодня, в особенности в Израиле, брит-мила у всех, бар-мицва празднование совершеннолетия, хупа, все праздники, развод, похороны наконец — все о еврейским законам. Может еврей не быть иудеем, может только зачем? Зачем грешить? РиммаC [41.6K] 4 года назад Абсолютно точно могу ответить на ваш вопрос положительно — да, как у нас любят говорить «лицо еврейской национальности» как женщина, так и мужчина может не быть иудеем. Если в еврейской семье родится мальчик и ему на 8-й день от роду не сделают обрезание, то он не иудей, потому что только после совершения обряда, называемого в иудаизме брит-мила, раввин восклицает перед собравшимися гостями — «Еврей родился!» Это так же как у христиан, пока он не крещён, он может быть русским, украинцем, но христианином он станет только после крещения. Существует ещё множество законов и запретов в иудаизме, которые обязан исполнять иудей, и если кто-то эти законы игнорирует, то какой же он иудей. Еврей не исполняющий законы является евреем только для нас с вами, для ортодоксальной общины он чужак, такой же гой, как любой христианин, буддист или атеист. Еврей может быть кем угодно. Хоть буддистом, как недавно умерший Леонард Коэн, к примеру…Или как Карл Маркс, папа у которого принял христианство, в результате чего будущий идеолог коммунизма родился в христианской семье. Или как сотни тысяч русских евреев, принявших православие. Некоторые продолжают при этом считать себя евреями, другие предпочитают именоваться русскими. Почему? Ну, потому что в наше время еврею просто не обязательно быть непременно иудеем. К слову, израильтяне, несмотря на то, что охотнее дают гражданство именно иудеям, в случае угрозы защиту предоставляют всем носителям еврейских фамилий. Для них все евреи, в конечном итоге, свои, независимо от их вероисповедания. Здесь на первом месте национальный, а не религиозный аспект. Alinara [248K] 4 года назад Еврей по происхождению нередко принимает иную, не иудейскую веру, не всегда по искреннему побуждению, а чтобы быть, как большинство, порой, чтобы элементарно выжить. Но в этом случае евреем он уже не считается и отношения к своему народу не имеет, чего, собственно в таких случаях люди как раз и добиваются. [пользователь заблокирован] [81.6K] 4 года назад В норме конечно, еврей не должен жить по законам других народов. но бывают печальные случаи, этого уровне греха. Причем страшного греха. Почему — да лишь только потому, что есть в любом злое начало. Под его влиянием завывают евреи что есть вещи которые не стоит делать. Есть еще и другой вариант, менее трагический. Когда веру других народов не принимают. Но и свою оставляют. Чисто атеистический вариант. Но все равно, что-то остается, даже в стране воинствующего атеизма. Просто видел на примере своих дедушек и бабушек — светлая им память. Не все забыли. maxgrey [36.5K] 4 года назад Иудаизм это религия, а еврей это национальность. Связь между первым и вторым какая то сомнительная. Я знаю крещеных евреев и обрезанных славян. Поэтому еврей может не быть иудеем, просто по желанию. Связи между принадлежностью к расе и вероисповеданием нет. Корица [374K] 4 года назад Да, еврей может быть «выкрестом» например, то есть принявшим православие человеком. Точно также, как русский может быть мусульманином или буддистом, например женился на татарочке и подобные случаи. Не все же люди истово верующие, среди любых национальностей. Да, с гражданством нужно поострожнее, православного могут не выпустить, не то, что не выпустить, а не разрешить вьехать в Израиль на ПМЖ. Знаете ответ? |
Источник
Чем отличаются евреи от иудеев? Еврей и иудей: это одно и то же, это синонимы? Все ли евреи иудеи? Можно ли стать иудеем, не будучи евреем?
Понятия евреев и иудеев.
Мы мало что знаем о евреях и их вере. Очень часто можно услышать иудей и считается, что речь идет о еврее. Действительно, во многих странах так и считают, но все же имеется ряд отличий. В статье мы попробуем разобраться в отличиях между этими понятиями.
Иудеи и евреи: кто они, это одно и то же?
Согласно трактовке русского языка, еврей — это народность, которая может проживать в разных странах мира. Иудей — человек, который является последователем религии иудаизма. Соответственно не любой еврей является иудеем, он может быть христианином.
Евреи
Чем отличаются евреи от иудеев?
Сейчас очень много споров относительно понятия еврей. Сейчас считается, что еврей — тот кто рожден от матери еврейки. Также евреем считается тот, человек, у которого мать не еврейка, но он принял иудаизм. То есть принять иудаизм может человек, любой расы, который пройдет процедуру Гиюр. Принятие иудаизма у мужчин сопровождается обрезанием, а у женщин окунанием в микву.
Какая группа крови евреев и иудеев?
Только по группе крови нельзя отнести человека к евреям или какой-то другой народности. Хотя эта темя является достаточно спорной. В нашей стране больше всего представителей 3 и 2 группы крови. Это обусловлено влиянием монголов и татар. Именно они являлись изначально носителями 3 группы. Многие считают, что 4 группа является еврейской и цыганской. Но однозначно сказать нельзя. На самом деле среди евреев встречаются люди всех групп крови.
Евреи возле стены плача
Что говорит Библия о евреях и иудеях?
В Библии говорится что евреи — избранный народ, который должен был стать началом веры в одного истинного Творца. Впервые Господь явился Аврааму, у которого родился сын Исаак, а у него сын Иаков. Именно у Иакова родилось 12 сыновей, которые и стали основой многомиллионного еврейского народа. Но один из 12 сыновей — Иосиф, добился огромных успехов и стал гордостью отца. Поэтому остальные сыновья задумали убить брата. Но Иуда (один из 12 сыновей) предложил братьям продать Йосифа в рабство. Позже Бог помог Иосифу и он был переправлен в Египет, где добился известности у Фараона. Он забрал всех своих братьев, которых изгнали и около 500 лет еврейский народ жил в Египте и процветал.
Но позже в Египте появился Фараон, который изгнал евреев со своей земли. Этот народ некоторое время странствовал. Бог посылал народу пророков, чтобы направить на путь истинный, последним наказанием было 40-летнее блуждание по пустыне. Позже Бог разрешил выбрать царя по просьбе евреев, чтобы Господу было проще править. Но среди царей оказался Соломон, который поклонялся не единому Богу, а был язычником. После смерти Соломона еврейский народ разделился. Десять племен стали жителями Израиля, а Иудеи (наследники Иуды) и племя Вениамина создали Иудею — южное еврейское государство.
Позже южное и северное царство евреев было стерто с лица земли Ассирией и Вавилоном. Самих же евреев пленили и перевезли в Вавилон. Только через 70 лет им был разрешено вернуться на историческую родину и возродить свой храм. Тогда наступило возрождение еврейского народа.
Евреи возле стены плача
Почему евреи стали иудеями, их называют иудеями?
На самом деле после завоевания Иудеи Вавилоном, а Израиля Ассирией, вавилоняне стали называть евреев иудеями, по названию местности. После захвата евреев, практически весь народ стали называть иудеями. Это произошло по той причине, что практически все потомки остальных 11 сыновей Иакова погибли и в Вавилон попали наследники Иуды. Поэтому евреев стали отождествлять с иудеями.
Все ли евреи иудеи?
Не все евреи являются иудеями. Иудеи те, кто проповедует иудаизм. Еврей — человек, рожденный от матери еврейки. При этом он необязательно должен принимать иудаизм. Известно много случаев, когда еврей является христианином и даже мусульманином.
Иудеи и евреи
Можно ли и как стать иудеем, не будучи евреем?
Конечно, можно принять иудаизм, пройдя процедуру Гиюр. Мужчинам делают обрезание, а женщину окунают в микву. Но не все так просто, изначально желающий принять иудаизм должен подать прошение в раввинский суд. После этого судьи совещаются и рассматривают кандидатуру. При этом решается, готов ли кандидат быть носителем веры. Ведь в иудаизме гораздо больше заповедей, которых стоит придерживаться. Только после разрешения судей, проводится процедура Гиюр.
Иудеи и евреи
Как видите, несмотря на заблуждение многих, евреи и иудеи — это не всегда одно и то же.
ВИДЕО: Отличие евреев и иудеев
Источник
Что должен знать человек, который хочет принять иудаизм? Особенности перехода в еврейское сообщество
Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность)
Несколько слов о «гиюре»
«Гиюр» — это переход нееврея в иудаизм, в результате которого он становится евреем. В этой статье я попытаюсь поделиться своим опытом в области гиюров. На протяжении долгих лет я общался с большим количеством мужчин и женщин, которые прошли гиюр. Моя роль в судьбе этих людей состояла в проведении собеседований и индивидуальных занятий. Кроме того, я организовывал им уроки с другими преподавателями, и по прошествии времени давал рекомендацию в раввинский суд. В самой церемонии гиюра я почти никогда не участвовал, но после того как человек проходил гиюр, мы продолжали видеться и общаться, и со многими мы поддерживали отношения долгие годы. На основании этого я хорошо представляю себе некую общую картину русскоязычных прозелитов — «герим».
Весь мой опыт связан с такими герим, которые всерьёз интересовались иудаизмом, довольно долго его изучали и в итоге становились соблюдающими евреями — даже если речь идёт о паре, где один из супругов еврей по рождению, а второй проходит гиюр. Другими словами, моя работа никак не была связана с «индустрией гиюров», сложившейся в разных местах, где не очень религиозный «гиюр» прикрывается целью интеграции и абсорбции неевреев в народе Израиля. Таким образом, эта практика основана на парадигме, в которой народ Израиля — это народ, которой несёт Тору и заповеди сквозь историю лишь потому, что они являются его национальным и культурным достоянием. В этой парадигме ослабление Торы и заповедей, и даже их исчезновение, при всей своей трагичности, не будет являться критичным для существования народа Израиля. Но с точки зрения самой Торы (об этом многократно написано в Пятикнижие и у наших пророков) принципиальным и критичным для существования народа Израиля является его связь со Всевышним: еврейский народ должен видеть в отношениях со Всевышним единственный залог своего существования, а Тора и заповеди являются функцией отношений между Б-гом и еврейским народом.
Много лет назад я сформулировал для себя некий важный принцип, который всегда объяснял соискателям гиюра. Мы выросли в светском обществе, но в рамках цивилизации, которая построена на христианском фундаменте, и поэтому различными способами — через литературу, кино и просто через межчеловеческие коммуникации — в сознании человека внедряется христианское представление о религиозной общине, в которой существует разделение на служителей культа и мирян. Служители культа ходят в черном, долго молятся, у них множество всяких ограничений и знаков отличия. Миряне, даже воцерковленные, не только могут ходить в обыкновенной одежде — их религиозные обязанности намного скромнее, а многие предписания для них носят лишь рекомендательный характер. Несомненно, миряне должны креститься в младенчестве или хотя бы во взрослом возрасте. Они должны веровать и участвовать в церковных таинствах (пусть даже нерегулярно) и тогда они будут считаться стопроцентно религиозными людьми. Я пытался довести до понимания претендующих на гиюр, что от них требуется не какая-то религиозность, а именно «еврейская» религиозность. Это не значит, что нужно ходить в чёрном костюме и белой рубашке и учиться весь день в коллеле — это значит, что всё, что написано в алахических книгах, обязательно к исполнению. Что касается ассоциативной связи с христианским устройством религиозной жизни, то гер на своём пути зачастую сталкивается с неправильным представлением о религиозности, которое противоречит Торе: он думает, что достаточно «быть как христиане, только евреем» — верить в Единого Б-га, в то, что Он создал мир, что есть награда и наказание, и что Тора дана Всевышним. А что касается соблюдения даже центральных заповедей, таких как Шаббат, кашрут, запрещённые интимные связи и т. д. — в этих вопросах, и тем более в деталях соблюдения, он ждёт от Всевышнего снисходительности.
Ещё один камень преткновения, которой лежит на пути и будущего гера, куда больше и тяжелее, чем неправильные изначальные ассоциации и ожидания, почерпнутые из христианской культуры. Это «иудаизм лайт», еврейский национализм и сектантство.
Здесь нужно дать небольшую справку — объяснить читателю несколько базовых вещей. Те евреи, которые считаются евреями с точки зрения Торы (те, у которых мать еврейка), могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от их мировоззрения. Есть евреи, которые уже отвернулись и от иудаизма, и от еврейского народа вообще. Они приняли христианство или ислам, или просто не ассоциируют себя с еврейским народом. Кроме этого, есть евреи — большая часть еврейского населения Израиля и многие евреи диаспоры — которые являются в той или иной степени еврейскими националистами. Значительная их часть — люди совершенно неверующие, но они ассоциируют себя с «историческим» еврейским народом. Среди них есть те, кто что-то соблюдает, в той или иной степени: обрезание, еврейские свадьбы, траур. Отдельную группу представляют собой «традиционалисты» («масоратим»), но их называют традиционалистами не потому, что они подняли флаг соблюдения всей еврейской традиции и пекутся о её сохранении, а потому что в их светской жизни соблюдение отдельных предписаний этой традиции занимает определённое место. Дальше идут различные группы и подгруппы соблюдающих, религиозных евреев, которые отличаются друг от друга множеством деталей, как правило не связанных со степенью соблюдения.
Очень часто пришедший извне человек путает строгое соблюдение алахи и обычное сектантство. Например, сегодня на улицах Иерусалима можно увидеть еврейских женщин, полностью покрытых черными покрывалами, даже без прорезей для глаз. Все они являются последовательницами одного раввина, который не имеет в раввинском мире никакой значимости. Практически все они росли в светских семьях, приобщились к Торе в зрелом возрасте. Не имея возможности опереться на семейную традицию, они попали под влияние секты. Многие становятся жертвами обмана со стороны различного рода псевдокаббалистов, в т. ч. очень известных и популярных личностей, которые фактически проповедуют не только псевдокаббалу, но и определённую форму облегченного, примитивного соблюдения. Чтобы разобраться во всем этом нужно написать отдельную большую статью. Но главное я попытаюсь коротко объяснить прямо сейчас.
Когда наш кандидат ради гиюра вливается в существующее еврейское сообщество, он сталкивается с очень разными степенями соблюдения и несоблюдения. Он может увидеть стопроцентно соблюдающих людей, и рядом с ними верующего еврея, который приходит в синагогу только по праздникам, а жена этого еврея носит брюки и не покрывает волосы. Будущий гер может познакомиться с верующим евреем, который есть в обычных некашерных ресторанах, но не заказывает там мясо. Кто-то приезжает в синагогу по Шаббатам на машине. У кого-то жена нееврейка, но гиюр пока что не планируется. И абсолютно все перечисленные считают себя «хорошими евреями», общаются с раввинами, их вызывают к Торе.
В этой связи вспоминается одна история, которая произошла много лет назад. Один бизнесмен, состояние которого на тот момент оценивалось примерно в 5 миллиардов долларов, захотел чтобы его тогдашняя подруга прошла гиюр. Сам он был человеком абсолютно светским, но происходит из восточной семьи, и ему не хотелось чтобы его детей считали неевреями. Глава ешивы «Торат Хаим» рав Моше Лебель на правах члена раввинского суда объяснял ему, что когда иностранный гражданин хочет получить американский паспорт — то кроме того, что это длительный процесс, требуется чтобы у претендента не было криминального прошлого. Но гражданин США, даже совершивший тяжкие преступления, остаётся гражданином Соединённых Штатов. Убийцу приговорят к казни на электрическом стуле как американского гражданина. Лишить гражданства можно лишь того, кто это гражданство приобрёл обманом, скрыв от властей важную информацию — например, о своём криминальном прошлом.
Мораль этой истории состоит в том, что евреи по рождению являются частью еврейского народа по определению, даже если они не соблюдают принципиальные, важнейшие вещи. Безусловно, это не снимает с них ответственности, но их «гражданство» неоспоримо. Но нееврей, с точки зрения Торы, никак не связан с народом Израиля, независимо от своих верований и степени праведности. И для того, чтобы получить это «гражданство», он должен принять на себя соблюдение всех заповедей.
Подавляющее большинство этих людей спустя много лет после прохождения гиюра остаются серьёзными, соблюдающими людьми, абсолютно интегрированными в еврейское религиозное общество. И естественно, что многие их знакомые и друзья даже не догадываются, что они герим.
Но в некоторых случаях после гиюра наступает кризис, причём буквально в течение пары дней. Суть кризиса в том, что приходя на уроки, посещая какую-то синагогу или организацию, человек понял, что для прохождения гиюра нужно соответствовать требованиям определённых раввинов. Но из внешних источников и общения с новыми знакомыми он узнал «секрет Полишинеля», что есть, оказывается, разные другие варианты еврейской религиозной жизни — просто они не приветствуются в этом раввинском суде. На самом деле, эти варианты, скорее всего, не приемлемы вообще, поскольку у людей, которые приобщаются к Торе — как у евреев, так и у неевреев — наблюдается склонность к катастрофическим заблуждениям. Например, в начале 90-х, на заре моей деятельности в Москве, один еврей сказал мне: «По Субботам я хожу в синагогу. Моя жена нееврейка, поэтому она ходит в церковь. Из иудаизма я соблюдаю три вещи: ношу кипу, отращиваю пейсы и не ем свинину».
Пройдя гиюр и столкнувшись с кризисом, новоиспечённый прозелит выпархивает, подобно птичке, из «гнезда», и уже не ориентируется на раввинов, которые несколько лет назад дали ему гиюр. К счастью, подобное случается редко… Продолжение следует в рубрике #хакнем_иудаизм .
Автор: #Александр_Айзенштат , художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха журнала «Мир Торы», выпуск 55].
Источник