Можно ли быть другом ученикам

Субординация в школе: могут ли дружить учитель и ученик

Какие отношения могут быть у педагога со школьниками.

Некоторые условные понятия, которыми руководствуется общество, не меняются с течением времени. К ним относится выстраиваемая веками иерархия взаимоотношений: взрослые и дети, лидеры и ведомые. Роль взрослого человека должна оставаться важной в понимании ребёнка, но и в этой связке наступает переосмысление.

Школы больше не воспитывают

Школа, которая в недалёком прошлом не только учила ребёнка, но и воспитывала, сейчас оставила за собой функции органа, оказывающего образовательные услуги. Именно так заявлено в законе об образовании, а также в программах и уставах школ. Детей учат писать и считать, а не вести себя в обществе. Таким образом, изменилась и роль учителя в школе. Если раньше учитель не только проверял тетрадки, но и следил за морально-этическим воспитанием своих подопечных, то с некоторых пор его обязанности сузились. Роль педагога изменилась, стала уже. Как это повлияло на его отношения с учениками?

Педагог, выполняя свои обязанности, то есть обучая ученика, может и, наверное, должен располагать к себе учеников. В противном случае,объяснение нового материала, проверка подготовки к уроку, проведение тестирования станет стеной между учениками и учителем. Ученики будут осознавать, что перед ними находится человек, который им, по большому счёту, никто. Кстати, бывает, что дети в школе даже не знают имён и отчеств своих учителей.

Классный руководитель с некоторых пор перестал выполнять роль человека, чьи интересы тесно переплетаются с интересами детей. Можно возразить, что классный руководитель составляет всевозможные паспорта на своих учеников, связывается с родителями и ставит их в известность при нарушении порядка или пропуска уроков. Всё это так. Дело в другом. В том, что формально выполняемые оплачиваемые по тарифной ставке обязанности могут быть выполнены так же формально. И обвинить учителя в формальном отношении и даже бездушии не представляется возможным. Ведь учитель выполнил все требования, которые к нему предъявляются. Формальности будут выполнены, а результат оказался …никаким.

Безразличие к ученикам приводит к ответному безразличию учеников к учителю. Отсидел урок и можешь забыть об учителе до следующей встречи с ним. Может возникнуть и пренебрежительное отношение к учителю, то есть к взрослому. Ребёнок, не видя в учителе заботящегося о нём взрослого человека, перестаёт обращаться к учителю по вопросам, не связанным непосредственно с учёбой. И даже вопросы и недопонимание в изучении школьного материала не всегда могут привести такого ученика к общению. Значит, контакта с учителем нет или он очень слабый. С одной стороны, субординация соблюдена. Учителя назвали учителем. С другой стороны, ребёнок «платит» взаимностью.

Эмоции способствуют учёбе

Ребёнок начнёт говорить об учителе эмоционально и заинтересовано в том случае, если учитель обратил внимание ребёнка на какие-то вещи и при этом попросил его выполнять что-либо с его точки зрения правильно. Учитель должен стать инициатором при проверке ребёнка в выполнении того или иного задания. Например, вопрос учителя:

Саша, ну, как дела? У тебя получилось написать однокоренные слова с тем словом, в котором ты делал ошибку в прошлый раз?

Заставит ребёнка увидеть, что к нему обращаются персонально, о его успехах и неудачах помнят. В этом случае ученик может подойти к учителю после урока в случае возникновения сложных для него вопросов. Если ребёнок увидит, что у учителя отсутствует оскорбляющий менторский тон, то он потянется к педагогу.

В таких случаях уже можно говорить про дружбу между учителем и учеником. Конечно, это дружба не в привычном понимании этого слова. Это дружба, в которой есть субординация и уважение старшего и младшего. Ребёнок может обратиться к учителю, зная, что его не поставят в неловкое положение перед сверстниками только потому, что он остался единственным не уяснившем материал. Что его не будут обвинять, что он сможет получить помощь и реальную поддержку.

Для многих детей, да и родителей, сейчас такие отношения выглядят, скорее всего, чем-то из фантастики. Ведь в современном мире найти настоящего Педагога представляется задачей не простой. Да и современные дети при желании без помощи учителя могут найти ответ на любой вопрос, подключившись к интернету. Учителя тоже понимают, что перестали быть почти единственным источником знаний. Иногда учитель даже не знает того, что можно отыскать в интернете. То есть учитель теряет в глазах учеников своё законное место человека, дающего знания.

Личный опыт

Чтобы избежать пессимистического заключения, хотел бы привести свой пример общения с учительницей, которая учила меня в школе английскому языку. Она обучала меня с пятого по десятый класс в семидесятые годы прошлого века. Я всегда выполнял всё, что она задавала по программе.При возникновении вопросов по предмету, я приходил к ней домой после уроков и она объясняла всё, в чём я испытывал сложности.

Иностранный язык мне требовался для поступления в ВУЗ. Осуществить свою мечту я не смог. Но иностранный язык мне пригодился для поступления в другое учебное заведение. По окончании школы прошло много лет. По мере возможностей я бываю у своего учителя дома и мы разговариваем на школьные темы до сих пор. Назвать это дружбой я не могу. Но общность взглядов присутствует. И вопросы субординации так же не исчезли из нашей жизни: учительница никогда не отзывалась в негативном ключе о своих бывших коллегах. И я никогда не поднимал вопросов, связанных с некорректным поведением учителей. Считаю, что контакт всё-таки состоялся.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами.

Источник

«Учитель должен быть другом для ученика»

Учительский труд – одно из самых важных и благородных занятий на земле. Трудно переоценить значение учителя в жизни каждого человека. От личности педагога, его профессиональных навыков во многом зависит судьба и жизнь учеников. О том, каким должно быть образование и современная школа, рассказал победитель республиканского конкурса «Учитель года-2015» ‒ учитель физики и информатики Иннокентий Малгаров.

Почему вы захотели принять участие в конкурсе?
В 2013 году был юбилей школы, где я работаю, и на ее 150-летие ректор СВФУ Евгения Михайлова подарила 50 тысяч рублей. На эти деньги мы закупили комплекты для роботехники и открыли кружок. Работа кружка оказалась эффективной, и это подстегнуло детей заниматься физикой и информатикой. А для меня это послужило неким толчком к тому, чтобы я принял участие в конкурсе учителей. В следующем году я уже поеду на российский конкурс.

Читайте также:  Можно ли есть авокадо при язве 12 перстной кишки

В мире образования и в отношениях «школа-семья» существует вечная проблема: родители считают, что они отдают ребенка в школу и школа должна полностью заниматься им. Учителя же говорят, что в школе они дают только базовые знания, а дальше уже развивать их должны родители. А как вы считаете?
Это называется потребительское отношение к школе. Сейчас говорят, что родители – это заказчики, школа – исполнитель, а учителя – как прислуга. В действительности так не должно быть, так как образование – вещь взаимосогласованная. По новому закону образования, по которому мы сейчас работаем, родители, учителя и школьники – участники образовательного процесса. Если по старому закону родитель ни за что не отвечал, то по новому закону у родителей, как у участников процесса, есть определенные обязанности, которые он должен исполнять. Процесс образования должен происходить в симбиозе учителя, ученика и родителя.

Какие задачи стоят сейчас перед школой?
Сейчас мы работаем по новым стандартам. Со следующего года стандарты переходят уже в старшие классы. Раньше была ориентация и направленность на знания: мы должны были обучить детей каким-то определенным знаниям, навыкам. А сейчас у нас другой подход – компетентностный. Это означает, что знания и умения в общей сумме составляют компетенцию. С помощью этой компетенции ученик сможет на практике применить знания. Это называется практико-ориентированное обучение.

Был случай, когда участник международной олимпиады, химик, изобрел сильный наркотик. То есть знания пошли на разрушение. Почему такое произошло? Конечно, школа давала только определенные знания. Но у ученика не сформировались нравственные ценности, правильное отношение к жизни. Сейчас по новым стандартам мы развиваем два направления: это в первую очередь личностная составляющая и метапредметные знания. Школа должна воспитать человека, который самостоятельно может добывать себе знания и учиться непрерывно в течение всей жизни. Это человек-созидатель. Он не будет совершать зло, а будет стараться улучшить жизнь на планете с использованием приобретенных знаний, развивать общество, человеческий потенциал.

Раньше готовили человека-работника, трудягу. Он получал образование и впоследствии должен был стать каким-то винтиком в системе. А сейчас получается так, что мы воспитываем человека, который может сделать что-то новое, открыть свое дело, и самостоятельно принимать решения. Не быть винтиком, а уметь создавать инновации, быть более свободным в выборе профессии, создавать новый мир вокруг себя.

Как относитесь к общению с учениками или родителями с помощью WhatsApp? Это помогает учебному процессу или, наоборот, создает дополнительные трудности?
Современные технологии меняют нашу жизнь. От них отказываться нельзя, особенно школе. Школа должна развиваться и идти впереди планеты всей. В развитии технологической части – идти в ногу со временем. Если говорить конкретно о WhatsApp, то есть определенные «плюсы» и «минусы». «Плюсы» заключаются в том, что можно оперативно оповестить родителей об актированном дне или каких-то срочных делах. Конечно, бывают различные конфликты, ведь в текстовой форме легко друг друга обидеть. Но это говорит об уровне культуры. Здесь от учителя тоже зависит многое. Одной из наших задач является повышение культуры родителей. Конечно, это очень сложно, потому что они уже состоявшиеся люди и у них есть свое мнение.

Чтобы поддерживать порядок, я советую учителям и родителям принимать определенные правила общения в группе. Например, у нас есть правила: не принято поздравлять с добрым утром с картинками, потому что они занимают память в телефоне, не оскорблять друг друга, решать проблемы конструктивно, не общаться на посторонние темы, не закидывать рекламу, личные проблемы решать только при встрече.

WhatsApp помогает в профессиональном общении. Я создал группу в августе 2014 года «Учителя-физики», являюсь ее администратором. Вчера к нам добавился сотый участник. В нашу группу входят учителя-физики из разных районов и разных школ. То есть можно доносить какую-то информацию, положения об олимпиадах, конкурсах, делиться свежими идеями, мыслями, своим опытом, спросить совета у коллег.

А как вы относитесь к различным электронным нововведениям, к примеру, электронному журналу? Согласны ли вы, что современные технологии необходимо внедрять в школы?
Я принадлежу к тем педагогам, которые считают, что электронный журнал необходим. Он очень удобен. Но есть одно «но»: если мы вводим электронный журнал, то должны отказаться от бумажного. В действительности получается, что у учителя и так работы много, а ему приходится заполнять и электронный журнал, и бумажный – двойная нагрузка. Для того чтобы электронный журнал функционировал как надо, нужно иметь несколько требований: хороший интернет, наличие компьютеров и качественная система электронных журналов. В республике работает единая система «Сетевой город», в которой случаются иногда технические неполадки. Или, например, нужно в субботу заполнить журнал, а сайт не работает. Хотелось, чтобы система работала стабильно, была удобной. От имени учительства всей республики есть пожелание, чтобы интерфейс был удобный. Нам кажется, что он устарел, его надо усовершенствовать. Хорошо бы создать приложение через телефон, чтобы легко можно было ввести какие-то поправки, что-то посмотреть.

Электронный журнал – это хорошо, но некоторые учителя, живущие в деревне, не имеют домашнего интернета. А как родителям следить за оценками в журнале? Это проблематично. Но, думаю, это дело времени – через год-два охват интернетом станет достаточно большим.

Учителям пенсионного возраста сложно осваивать современные технологии?
Учителя все должны владеть информационно-коммуникационными технологиями. Сейчас большинство базовыми вещами все же владеют: они могут печатать тексты, делать презентации. Гораздо хуже освоена интерактивная доска, хотя на ней можно делать очень многое, что привлекает детей. Скептические взгляды на современные технологии надо менять. Учителю надо стараться овладевать технологиями, иначе он становится неконкурентоспособным.

У образования женское лицо. Так ли это сейчас? Заметили ли вы, что становится все больше учителей мужчин? И так ли важно, чтобы учителем была женщина?
В конкурсе «Учитель года» из 25 участников восемь были мужчины. Вообще, в школу постепенно стали приходить мужчины. О каком-то ярком явлении говорить, конечно, не стоит, но постепенно приходят. Происходит это в связи с тем, что учительская профессия становится более привлекательной. Как бы это ни банально звучало, увеличивается зарплата, начинают понимать, что профессия учителя не только для женщин.

Когда мужчины приходят в школу, их активно поддерживают, женский коллектив оказывает особое внимание, школа старается во всем помочь. Учителей-мужчин станет больше, когда мы будем детей привлекать в учительскую профессию, рекламировать, пропагандировать.

Я, например, говорю, что профессия очень интересная: ты всегда находишься в общении, в курсе всех событий, работаешь с разными детьми, открываешь каждый день для себя что-то новое, удивляешься чему-то новому и чему-то учишься. Еще одним достоинством профессии является самый длинный отпуск – все лето.

В педагогической деятельности учителя выделяют три типа профессионального кризиса. Сталкивались ли вы с ним?

Кризисы возникают. Иногда наступают времена, когда задаешь себе вопрос: почему я выбрал этот путь? Мог бы чем-то другим заниматься… Такие минуты бывают у любого человека. Как с этим справляться? Стараться находить интересное везде и всюду. Мы все в глубине души – дети, а учителя особенно, это большие дети. Нам нужно стараться закреплять как-то положительные эмоции. Если что-то сделал – устроить маленький праздник, если у коллег возникают какие-то успехи, у нас, в профессиональной среде, принято поздравлять друг друга, засыпать комплиментами. В ходе конкурса я понял, что надо создавать ситуацию успеха, чтобы у ребят, учителей всегда было ощущение маленького, но успеха, подвига.

Читайте также:  Можно ли после 6 есть зефир

Учителя говорят детям, что не надо идти в учительскую профессию. Мы сами себя тем самым дескридитируем. Такие учителя не должны быть в учительской профессии, которые плохо о ней говорят и детей призывают не выбирать ее. Нужно стараться всегда делать так, чтобы ученики шли в учительскую профессию, особенно толковые и способные ребята. Сама по себе работа отсеивает учителей, в профессии остаются те, для кого учительство – это призвание. Печально, когда осознание приходит поздно – учитель может выпустить несколько поколений, прежде чем поймет, что это не его призвание.

Как лучше построить отношения с ребенком?
Нужно быть авторитетом в глазах ребенка, чтобы к мнению учителю прислушались, не игнорировали. В свою очередь учитель должен сокращать дистанцию между учеником и собой. Она должна быть близкая, но не панибратская. Надо общаться с учеником, как с личностью, ни в коем случае не принижать его. Становиться ученику другом, советником, у которого всегда можно что-то спросить, посоветоваться, который поможет раскрыться. Если разговариваешь с учеником, глядя ему в глаза, он раскрывается совсем с другой стороны. Говорят ‒ «трудные подростки». Тут надо задать вопрос: «Трудные для кого?» Получается, для нас, значит, мы неправильно работаем, поэтому они трудные. Трудный подросток ‒ это тот, который открыто демонстрирует свое поведение, старается этим привлечь свое внимание. Он не хочет быть как все, а значит, он особенный. Раз особенный, значит, он одаренный. «Минусы» надо переводить в «плюсы».

Какой вы хотели бы видеть школу завтрашнего дня?

Школа завтрашнего дня должна стать открытой средой, где каждый ребенок мог проявить свои способности. А учителя могли создать такие условия, чтобы эта способность проявлялась. Задача школы заключается в том, чтоб научить детей жить в современном мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иннокентий Малгаров

учитель физики и информатики Кыллахской средней общеобразовательной школы Олекминского района, победитель республиканского конкурса «Учитель года-2015»

Источник

Должен или нет Учитель быть ученику другом?

Другом в качестве человеческого участия к неокрепшей детской психике, добротой подталкивая желание исследовать разносторонне свой предмет?

Или эта должность не предполагает индивидуальный подход?

Ваше мнение?

бонус за лучший ответ (выдан): 10 кредитов

Ладле­н
[254K]

5 лет назад

Хороший учитель однозначно должен быть ученику другом. От этого прежде всего зависят успехи ученика в школе. Да и пример друга лучший пример в воспитательных целях. Приведу пример. В восьмом классе я не любил урок химии. А в девятом пришел новый учитель, он организовал кружки, где занимались не только подготовкой к олимпиадам, но физкультурой и развитием логического мышления, прежде всего решали логические задачи и играли в шахматы. В результате наша рядовая школа на всех олимпиадах по химии завоевывала первые места в городе. И многие кто занимался химией с нашим любимым учителем и другом связали свою судьбу с химией, кто то стал врачом . а кто то и разработчиком новых процессов в химических производствах.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

berku­tstar
[15.7K]

5 лет назад

Голуб­оглаз­ая юрист­ка
[197K]

5 лет назад

Можно свою историю рассказать? Я всех учителей не потеряла после выпускного — общаемся и поздравляем друг друга с праздниками.

Я очень их полюбила за 11 лет, есть и не просто учителя уже, а родные люди.

Хотя, со своей подругой в школе я общалась, как положено и за приделами школы мы общались только в интернете — учительница моя. После окончания школы мной, мы стали близко дружить — сейчас подруги.

А еще меня учила дочь моего духовного наставника — я часто с ней созваниваюсь очень, в гостях бываем друг у друга. С гостинцами и без.

До того, как она меня стала учить, я не знала .что это дочь моего батюшки,а сейчас в их семье я как дома.

И я считаю, что мне повезло потому, что ученик и учитель должны, как минимум, найти общий язык — это уже половина на пути к дружбе.

И первые 2 класса меня меня учила матушка (другая) — когда перестала, то я плакала. Но у нас образовательный процесс шел в форме игр,разговоров, советов и тд — без криков и строгости.

А еще у неё были красивые длинные волосы.

Alexe­y34
[28.5K]

5 лет назад

Самые внимательные опекуны своих отроков это родители, которым всегда хотелось чтобы учетиля имели такое же отношение к их детям. Родители стремятся создать личность из своих чад, целиком отдавая себя их воспитанию, но школа всегда была тревожным вопросом в отношении психологического воздействия на их ребёнка.

Так как преподаватель на время становится вторым папой или мамой для своих учинеков, который прикладывает огромные усилия для обучения разных, непохожих между собой детей, родителям нужно помнить о сотрудничестве с учителями, чтобы они были

>

Алекс­ей Цемах­ович
[186K]

5 лет назад

Недавно я был в гостях у Бурятского шамана. Ничего общего с моими представлениями о шаманах его вид не имел. Жизнерадостный респектабельный дядька в костюмной паре. Он давал интервью. И на вопрос:»Что вы можете сказать на последок нашим читателям?» Он показал на стену, где висел плакат со станным документом «Кодекс чести Бурята»

Один из пунктов: «Не каждый человек может стать другом, не каждый человек может стать врагом, но каждый встреченый тобой человек может быть учителем.»

Антар­и
[58.6K]

5 лет назад

Мне, честно говоря, не нравится категоричность слова «должен». Для меня оно подразумевает некую должностную обязанность, что с понятием дружбы как-то не вяжется. Стать другом очень сложно: учителя — это люди, со своими взглядами, своей жизненной позицией, опытом, характером, да просто со своими вкусами. То же самое можно и о детях сказать — разве что опыта у них поменьше. Невозможно стать по-настоящему другом для тридцати совершенно разных людей. Быть дружелюбным, понимающим, строгим, быть наставником в лучшем смысле этого слова — можно и нужно. Но дружба — это слишком тонкая материя.

К тому же дружба подразумевает некую взаимность интересов и, как следствие, достаточную откровенность. И если дети откровенны и искренни в своих эмоциях, то для взрослых это не так просто.

В общем, на мой взгляд, дружба между учеником и учителем — настоящая, а не «педагогический прием» — это редкость и большое везение. Впрочем, иметь настоящего друга — это везение в любом случае.

Серге­й Корни­лов
[32K]

5 лет назад

Быть учителем сейчас очень сложно.

Если раньше у учителя было всего два конкурента за внимание ребёнка родители и друзья, то сейчас появился третий, самый опасный конкурент — компьютер.

В качестве альтернативы родителям учитель был педагогом. В качестве альтернативы друзьям учитель был авторитетом. Сейчас в качестве альтернативы компьютеру учитель просто обязан стать другом.

Поэтому ремесло учителя стало искусством. Важно понимать, когда проявить строгость, а когда мягкость. В начале своей педагогической карьеры я был слишком мягким. В результате пришлось прибегать к помощи других учителей, так как дети просто разболтались. Утихомирить их вообще не получалось и чтобы как-то привить дисциплину приходилось апеллировать к классному руководителю.

Так что искусство педагога стало сродни искусству эквилибриста, когда надо уметь держать верный баланс.

skife­stt
[10.4K]

5 лет назад

Скорее дружественным учителем должен быть! И почему, именно, ученику, а не ученикам. Учитель должен прежде всего справедливо и не предвзято относиться к своим ученикам. Не выделяя никого из них. Строгое и требовательное отношение учителя в начальной и средней школе на уроках, иногда расценивается учеником как недружественное отношение учителя. Но учитель должен всегда хвалить ученика за проявляемую активность во время учебного процесса и во внеклассной работе. Во внеурочное время также ученик не должен бояться подойти к учителю и пообщаться на интересующую его тему, знать, что учитель не отталкнёт его. И тогда даже самый строгий и требовательный учитель, поступающий всегда по справедливости будет считаться другом для ученика старшекласника и после его окончания школы. Как правило, у такого учителя нет проблем с дисциплиной на уроках в старших классах. Занятия происходять с обоюдным интересом, направленным на одно общее творческое дело, и современные портативные технические средства, которые имеются у учеников также идут только в помощь, а не как конкурент учителю (или ещё хуже — как альтернатива).

МАРИН­КА-МАЛИН­КА
[5.3K]

5 лет назад

Я сама учитель и могу на опыте сказать, чем дружелюбнее и уважительное отношение к ученику, тем легче найти с ним контакт.Он больше будет прислушиваться к рекомендациям и мнению учителя. Главное стараться не выделять любимчиков.Сложно не перегнуть планку и держать ее на расстоянии того, что «я тебе доверяю, но проверяю и корректирую, ведь я твой учитель, а ты мой ученик». Так как дружба разная бывает, то в определенном смысле учитель просто обязан быть другом ученику. Другу можно доверять.А это значит, что можно избежать при данном раскладе многих проблем подросткового характера, предотвратить их еще на стадии беседы учителя и ученика.Учитель не только учит, но и воспитывает. Это две нераздельные функции, особенно они касаются функции классного руководителя.

Юлия 1972
[2.8K]

5 лет назад

Ну должность учитель предполагае индивидуальны подход к каждому ученику ,а вот по поводу человеческого участия это уже чисто человеческие качества самого учителя и я если чесно во время своей учебы таких преподавателей знала очень много!(1979-1989гг) у меня мама работала учителе в интернате для детей с ЗПР и там если не рассматривать каждого отдельно с его проблемами ,можно было половину детей отправлять в интернаты для дураков ,но этого не делали. Счас другое время более жесткое ,но прекрасных учителей достаточно ,если вашему ребенку попался на ваш взгляд не самый лучший ,то не найдете причин либо меняйте класс ,либо оставляйте все как есть и не ждите другого.А вообще наверное повезло мне и тем кто с удовольствие вспоминает учителей и школу!

Дети очень доверяют по началу учителю. Даже дома они говорят — «а нам так сказал учитель». И по началу приоритеты смещаются в сторону школы. Но если учитель не является приоритетом, то доверие пропадает. Вот тогда появляются и конфликты везде. Конечно быть учителем это большая ответственность. И только хороший учитель может стать другом для детей. И они ему могут доверять свои «тайны» больше, чем родителям. К сожалению иногда учителя сами нуждаются в «друзьях», которые им помогут, а иногда и во врачах.

Быть другом ученику — это верх профессионализма учителя. Только завоевав уважение своего ученика, можно максимально эффективно преподнести информацию и привить интерес к предмету.

Знаете ответ?

Источник