Можно ли быть донором в исламе
Содержание статьи
Разрешено ли по Исламу донорство крови и ее переливание? / Здоровье и красота
Благосклонность — это одна из основных черт истинного мусульманина, и безвозмездное предложение благого другим настойчиво рекомендуется в Коране и Сунне. И всякий раз, когда люди испытывают недостаток крови, например, в случае операционного вмешательства или автомобильной катастрофы, каждый мусульманин должен предложить нуждающемуся то, что он в состоянии дать без ущерба для себя.
Вопрос: Каково постановление Ислама по вопросу донорства крови и насколько оно вознаграждаемо?
Отвечает Муфтий Египта, д-р ‘Али Джума:
«Всевышний Аллах оказал людям особое почтение среди всех Его созданий. Он, Свят Он и Велик, запретил им причинять вред себе или нарушать свою неприкосновенность. Кроме того, одной из главных целей Шариата является сохранение человеческой души.
Всевышний Аллах говорит: »Мы оказали честь сынам Адама, мы их носили по земле и по морям, и наделяли их благими, чистыми дарами, и их возвысили над многим из того, что сотворили» (Коран, 17:70).
Одно из очевидных благ, данных Аллахом людям, — это прекраснейший облик. И человек должен быть благодарен за это Аллаху. Всемогущий Аллах говорит: «Мы сотворили человека в прекраснейшей из форм» (Коран, 95:4).
Человеческое тело -которое человек должен оправдать, и непозволительно вредить ему. Поэтому все божественные законы запретили убийство и самоубийство по любой причине.
Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «И чтоб дeянья ваших рук к погибели вас не влекли. Добро творите — ведь Господь благоволит ко всем, кто благотворит» (Коран, 2:195). «Самих себя не убивайте, поистине, Господь к вам милосерд!» (Коран, 4:29).
Абу Хурайра передал такие слова Посланника Аллаха (да блугословит егоАллах и приветствует): «О, рабы Аллаха! Ищите исцеления, ибо Аллах не создал болезнь, не создав для нее исцеления, кроме старости» (Аль-Бухари, Муслим).
Согласно другой версии хадиса, Пророк сказал: «Аллах не создал болезнь, не создав для нее лекарства, кроме смерти».
Донорскую кровь сдавать допустимо, если квалифицированные и заслуживающие доверия врачи выносят заключение, что это спасет реципиента и не повредит здоровью и жизни донора. Это заключение основано на правовой допустимости спасения чьей-либо жизни, поскольку Аллах предписывает и поощряет альтруизм, как засвидетельствовано аятом Корана: «Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность,- они и суть преуспевшие» (Коран, 59:9).
Допустимость донорства крови [как средства спасення людей] основана на аналогии со спасением людей от утопления, сгорания или погребения под разваленным зданием, которое всегда таит опасность для спасателей. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).
Воистину, Аллах вознаграждает юридически полномочного и здорового человека, который сдает свою донорскую кровь, чтобы спасти другого. Он или возвышает его, или прощает ему его прегрешения. Всемогущий Аллах говорит: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Коран, 55:60).
Пророк сказал: «Мусульмане — друг другу братья. Аллах исполняет нужды того, кто исполняет нужды брата-мусульманина. Мусульманин не притесняет брата-мусульманина и не отдает его притеснителю. Кто освободит брата мусульманина от одной из тягот, того Аллах освободит от одной из тягот Судного Дня. И кто покроет [ошибку] мусульманина, тому Аллах покроет [ее] в Судный День» (Аль-Бухари). Пророк также говорил:«Кто освободит мусульманина от напастей этой жизни, того Аллах освободит от напастей в Судный День; кто поможет мусульманину в трудный час, тому Аллах поможет в трудные часы в этом и будущем мире; кто скроет ошибки мусульманина, тому Аллах скроет его ошибки в этом и будущем мире. Аллах поможет тому, кто помогает брату-мусульманину» (Абу Дауд).
В сдаче донорской крови нет ничего плохого при условии, что перед сдачей соблюдены следующие условия:
1. Потребность в донорской крови, например, сдача донорской крови жертвам несчастных случаев и катастроф, а также тем, кому делают хирургическую операцию.
2. Медицинская польза донорской крови.
3. Медицинское заключение о том, что донорство не навредит жизни донора.
4. Медицинское заключение о том, что донор не болен, основанное на правовой норме, что «вред не должен быть удален другим вредом».
5. Нормальное психическое состояние донора.
Всевышний Аллах знает лучше.
***
Вопрос: Недавно слышал, что в нашем городе для маленького ребенка требовалось срочное переливание крови и просили прийти сдать кровь. В связи с этим хочется узнать, разрешено ли по Исламу донорство крови и ее переливание?
Отвечает Муфтий Сухайл Тармахомед:
Донорство и переливание крови допустимо при выполнении следующих условий:
— существует крайняя нужда в донорстве крови;
— нет иных, альтернативных вариантов;
— переливание назначено квалифицированным практикующим врачом.
Эта допустимость основана на принципе «потребность смягчает запрет» (Аль-Ашбах).
При этом правомерность донорства и переливания крови определяется следующими условиями:
— человек становится донором в добровольном порядке. Если же его вынуждают стать донором, разрешенным это не будет;
— донорство не угрожает его (донора) жизни или здоровью;
— если доктор чувствует, что пациент потеряет жизнь и что нет альтернативных вариантов его спасения, кроме переливания крови;
— угрозы для жизни нет, но выздоровление невозможно без переливания крови.
Не разрешается продавать свою кровь или покупать кровь донора. Однако если кто-то крайне нуждается в переливании крови и единственным способом получения крови является ее покупка, то только тогда разрешается платить за кровь.
Примечание. Донорство и переливание крови для омоложения или по любому иному поводу, когда на то нет действительной необходимости, недопустимо.
А Аллах знает лучше.
По материалам islam-today.ru и islam.com.ua
Источник
Донорство крови
Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух!
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогая сестра! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Благосклонность — это одна из основных черт истинного мусульманина, и безвозмездное предложение благого другим настойчиво рекомендуется в Коране и Сунне. И всякий раз, когда люди испытывают недостаток крови, например, в случае операционного вмешательства или автомобильной катастрофы, каждый мусульманин должен предложить нуждающемуся то, что он в состоянии дать без ущерба для себя.
На Ваш вопрос отвечает д-р ‘Али Джума, муфтий Египта: «Всевышний Аллах оказал людям особое почтение среди всех Его созданий. Он, Свят Он и Велик, запретил им причинять вред себе или нарушать свою неприкосновенность. Кроме того, одной из главных целей Шариата является сохранение человеческой души.
Всевышний Аллах говорит: «Мы оказали честь сынам Адама, мы их носили по земле и по морям, и наделяли их благими, чистыми дарами, и их возвысили над многим из того, что сотворили» (Коран, 17:70).
Одно из очевидных благ, данных Аллахом людям, — это прекраснейший облик. И человек должен быть благодарен за это Аллаху. Всемогущий Аллах говорит: «Мы сотворили человека в прекраснейшей из форм» (Коран, 95:4).
Человеческое тело -которое человек должен оправдать, и непозволительно вредить ему. Поэтому все божественные законы запретили убийство и самоубийство по любой причине.
Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «И чтоб дeянья ваших рук к погибели вас не влекли. Добро творите — ведь Господь благоволит ко всем, кто благотворит» (Коран, 2:195). «Самих себя не убивайте, поистине, Господь к вам милосерд!» (Коран, 4:29).
Абу Хурайра передал такие слова Посланника Аллаха (да блугословит егоАллах и приветствует): «О, рабы Аллаха! Ищите исцеления, ибо Аллах не создал болезнь, не создав для нее исцеления, кроме старости» (Аль-Бухари, Муслим).
Согласно другой версии хадиса, Пророк сказал: «Аллах не создал болезнь, не создав для нее лекарства, кроме смерти».
Донорскую кровь сдавать допустимо, если квалифицированные и заслуживающие доверия врачи выносят заключение, что это спасет реципиента и не повредит здоровью и жизни донора. Это заключение основано на правовой допустимости спасения чьей-либо жизни, поскольку Аллах предписывает и поощряет альтруизм, как засвидетельствовано аятом Корана: «Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность,- они и суть преуспевшие» (Коран, 59:9).
Допустимость донорства крови [как средства спасення людей] основана на аналогии со спасением людей от утопления, сгорания или погребения под разваленным зданием, которое всегда таит опасность для спасателей. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).
Воистину, Аллах вознаграждает юридически полномочного и здорового человека, который сдает свою донорскую кровь, чтобы спасти другого. Он или возвышает его, или прощает ему его прегрешения. Всемогущий Аллах говорит: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Коран, 55:60).
Пророк сказал: «Мусульмане — друг другу братья. Аллах исполняет нужды того, кто исполняет нужды брата-мусульманина. Мусульманин не притесняет брата-мусульманина и не отдает его притеснителю. Кто освободит брата мусульманина от одной из тягот, того Аллах освободит от одной из тягот Судного Дня. И кто покроет [ошибку] мусульманина, тому Аллах покроет [ее] в Судный День» (Аль-Бухари). Пророк сказал: «Кто освободит мусульманина от напастей этой жизни, того Аллах освободит от напастей в Судный День; кто поможет мусульманину в трудный час, тому Аллах поможет в трудные часы в этом и будущем мире; кто скроет ошибки мусульманина, тому Аллах скроет его ошибки в этом и будущем мире. Аллах поможет тому, кто помогает брату-мусульманину» (Абу Дауд).
В сдаче донорской крови нет ничего плохого при условии, что перед сдачей соблюдены следующие условия:
1. Потребность в донорской крови, например, сдача донорской крови жертвам несчастных случаев и катастроф, а также тем, кому делают хирургическую операцию.
2. Медицинская польза донорской крови.
3. Медицинское заключение о том, что донорство не навредит жизни донора.
4. Медицинское заключение о том, что донор не болен, основанное на правовой норме, что «вред не должен быть удален другим вредом».
5. Нормальное психическое состояние донора.
Всевышний Аллах знает лучше.
Источник
Переливание крови по шариату
В Турции члены организации «Красный полумесяц» задумались о дозволенности переливания крови мусульманам от немусульман с точки зрения Ислама. Они намерены создать специальные банки крови, где донорами будут исключительно мусульмане. Так верующие пациенты смогут быть уверены, что получат халяльную медицинскую помощь и продукцию.
Духовенство страны несколько скептически отнеслось к планам «Красного полумесяца», ведь для спасения жизни по шариату может использоваться всё что угодно. Поэтому вероисповедание доноров некоторые считают не таким уж острым вопросом.
Переливание крови и её компонентов — сложная процедура, которая сродни трансплантации органов. К ней прибегают для пополнения недостающих компонентов крови в организме. Эритроцитарную массу, тромбоцитарную массу, плазму и другие компоненты крови переливают только при непосредственной угрозе жизни больного. Например, при острых кровопотерях и заболеваниях, когда в организме резко нарушено образование собственных здоровых клеток крови.
Причина сильного ограничения в применении — опасность процедуры переливания крови для жизни. Во-первых, вводится чужеродный материал, являющийся сильным аллергеном, и от аномальной реакции организма может наступить летальный исход. Во-вторых, всегда есть опасность заражения различными инфекциями, в том числе и смертельными. Даже при переливании проверенной крови.
По Исламу кровь — наджаса, то есть нечистота, запретная к употреблению. Шариат называет кровь харамом неспроста. Во времена Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и длительное время после эпохи благоденствия человечество ничего не знало об инфекциях, передающихся через кровь. Некоторые возбудители были открыты лишь в прошлом веке, некоторые — совсем недавно. Следовательно, высока вероятность того, что есть ещё неизученные виды заболеваний, передающихся через кровь. Просто из двух зол врачи выбирают меньшее: сохранение жизни здесь и сейчас и впоследствии — возможная смерть от заражения при переливании.
В России ежегодно заготавливается и используется около двух миллионов литров крови от полутора миллионов доноров. Кровь каждого проверяется на наличие ВИЧ, гепатитов и на сифилис, после чего около 3 процентов материала бракуется и уничтожается. Но вот если проследить, кто сдаёт эту кровь…
В основном донорами становятся малообеспеченные граждане, безработные, бомжи и алкоголики, которых интересует только компенсация после сдачи крови. О том, какой это материал, говорить не приходится. Ведь мы — то, что едим, и кровь — носитель информации. Вместе с кровью от человека, питающегося харамом, в организм мусульманина при переливании попадает как минимум плохая информация.
Чтобы защитить себя и родственников, при необходимости переливания компонентов крови действительно желательно поискать братьев по вере, согласных на сдачу крови. Хотя, конечно, в острых и критических ситуациях такое донорство маловероятно.
Отдельно хотелось бы предостеречь братьев и сестёр от продающихся в аптеках препаратов, изготавливаемых из крови человека. Они также проверены только на наличие известных инфекций и таят потенциальную опасность заражения. К тому же, подобные лекарства, скорее всего, являются нечистыми с точки зрения шариата. Самый распространённый пример — интерферон человеческий, который закапывается в нос при простудах. Он производится из крови людей, стоит достаточно дёшево и потому широко используется. Не путайте с интерфероном рекомбинантным, который производят полезные бактерии на фабриках. Также нечисты лекарства, производящиеся из крови крупного рогатого скота — актовегин, гематоген, спленин, плазмол и некоторые другие.
Источник
Отношение ислама к донорству органов и трансплантологии
В Коране говорится: «…кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям». Возможно, нет лучшего способа реализовать эту концепцию, чем пересадка донорских органов. К этому выводу пришли после некоторого обобщения исламских правил. Строго говоря, посягательство на целостность человеческого тела, живого или мертвого, — противоречит правилам ислама.
Из этого следовало бы, что рассечение тела живого донора или трупа и изъятие органа в качестве пожертвования было бы недопустимо, однако наличие двух юридических правил без труда разрешает данную ситуацию. Первое из них: необходимость отменяет запрет. Второе правило: выбирай меньшее из двух зол, если нельзя избежать обоих. Так как сохранение жизни является необходимостью, которая имеет больший вес, чем сохранение целостности живого организма или трупа, и повреждение тела донора меньшее зло, чем смерть пациента, процедура донорства и трансплантации органов санкционирована. Операция не должна представлять опасность для донора, насколько это возможно с медицинской точки зрения. Готовность к процедуре определяет добровольное согласие донора (или ближайших родственников умершего донора), свободное от какого-либо давления.
Трансплантация нервной ткани. Процедура пересадки нервной ткани в ходе последних экспериментов показала определенную перспективность при лечении определенных заболеваний. Это законно, если материалом являются мозговое вещество надпочечников, или плод животного, или человеческий зародыш после самопроизвольного выкидыша, умерший естественным образом. Принести в жертву живой и жизнеспособный зародыш ради этой цели — незаконно. Однако после законного аборта (например, предпринятого для спасения жизни матери) ткани плода могут быть использованы. Создание эмбриона с целью последующего аборта для трансплантации незаконно.
Анэнцефалия плода. Плод с анэнцефалией является результатом врожденной аномалии, при которой свод черепа и полушария головного мозга отсутствуют. Такой ребенок может появиться на свет живым, но неизбежно умрет в течение нескольких дней. Пока он жив, не может быть использован в качестве источника органов для трансплантации. Искусственное прерывание его жизни является незаконным. Существование такого новорожденного можно продлить с помощью искусственного жизнеообеспечения, чтобы сохранить здоровые ткани его организма, пока мозг (стволовые клетки) не погибнет, и только тогда наступает время для изъятия органов.
Трансплантация половых желез. Незаконно пересаживать другому яички, способные вырабатывать сперму, или яичники, способные к овуляции, потому что это приведет к путанице в генеалогии и зачатию младенцев гаметами, которые не соединены подлинным брачным союзом, — ввиду того что такие сперматозоиды и яйцеклетки всегда будут принадлежать донору, а не реципиенту. На половые железы, которые являются стерильными (не производят гаметы), но гормонально активны, этот запрет не распространяется, но их использование не имеет места в клинической практике.
Хассан Хатхут
Источник
Форум для мусульман
#1 Админка
Админка
Хозяюшка
- Главные администраторы
- 18 740 сообщений
Отправлено 11 ноября 2007 — 15:55
Вопрос:2117 Управление о трансплантации органов
Позволительно ли жертвовать или получать органы, так как я не видел никакого прямого запрещения на трансплантацию органов в Коране
Ответ:
Хвала Аллаху!
Этот предмет — одна из тем, которая исследовалась Исламским Советом по Фикху (Маджма Аль Фикх ал Ислами), который выпустил следующию Фетву:
1. Разрешается пересадить или прививать орган от одной части тела человека к другому, пока каждый делает все возможное установленное,и что выгоды из этой операции перевешивают любой вред, который может следовать из этого, и при условии, что это сделано, чтобы заменить кое-что, что было потеряно, или восстановить его внешность или регулярную функцию, или исправлять некоторую ошибку или обезображивание, которое вызвано физическим или психологическим бедствием.
2. Разрешается пересадить орган от тела одного человека другому, если это — орган, который может восстановить себя, как кожа или кровь, при условии, что даритель понимает то, что он делает, и что все другие подходящие шариату условия встречены.
3. Разрешается использовать часть органа, который был удален из-за болезни, чтобы принести пользу другому человеку, типа использования роговой оболочки глаза, удаленного из-за болезни.
4. Это — хараам(запрешено), чтобы взять орган, от которого зависит жизнь , типа взятия сердца от живого человека, чтобы пересадиться в другого человека.
5. Это — харам(запрешено), чтобы взять орган от живого человека, делая так можно повредить существенной жизненной функции, даже при том, что сама жизнь человека, возможно, не под угрозой, типа удаления роговых оболочек обоих глаз. Однако, удаление органов, которые приведут только к частичному ухудшению, — вопрос, который находится все еще под академическим обсуждением.
6. Разрешается пересадить орган мертвого человека живому человеку, жизнь которого зависит от получения органа, , при условии, что разрешение дается или человеком перед его смертью или его наследниками, или лидером мусульман в случаях, где идентичность мертвого человека неизвестна или он не имеет никаких наследников.
7. Забота должна быть взята, чтобы гарантировать, что есть надлежащее соглашение к пересадке органов в случаях, описанных выше, при условии, что никакая закупка или продажа органов не вовлечены. Не разрешают торговать человеческими органами при любых обстоятельствах. Но вопрос того, может ли человек потратить деньги, чтобы получить орган, в котором он нуждается, или показывать его оценку, является вопросом, который находится все еще под академическими дебатами.
8. Что — нибудь кроме , описанных выше все еще подчинено академическим дебатам, и требует далее детализированного исследования в свете медицинского исследования и шариатского управления.
Гараарат(комитет)Маджма Ал-Фикх Ал-Ислаам(www.islam-qa.com)
#2 Muwahhidah
Muwahhidah
La haula wa la quwwata illa Billah ‘Aliyul ‘Azim
- Мусульманка
- 2 777 сообщений
Отправлено 15 июня 2011 — 06:05
Хукм донорства в Исламе
08.06.2010 20:02
organ_transplantsУченые разделились в вопросе донорства органов на три мнения. Первая группа ученых сказала, что это запрещено абсолютно. Вторая сказала, что это разрешено абсолютно.
А третья группа ученых склонилась к тому, что это разрешено, но с условиями: только при острой нужде и тот, у кого берутся органы, не должен быть мусульманином. [См. Мухаммад Мухтар аш-Шанкъыти в «Ахкамуль джирахати ттиббия»]
Но правильное мнение в том, что это запрещено, как сказали большинство ученых.
Шейх Ибн Усаймин сказал: «Я считаю, что пересадка органов запрещена и не является дозволенной. И разъяснили факихи ханбалитского мазхаба, что не разрешено отрезать орган, даже если это завещал сам покойник, т.к. поистине его завещание не действительно! Потому что он не владеет собой (своим телом), он сам находится во владении Аллаха. И по этой причине сказал Аллах (Азза уа Джаль): «Не убивайте самих себя».
Запрещено людям купаться в холод, если холод может причинить вред их здоровью, и им нужно совершать тайямум (обтирание песком) пока не будет теплой воды. Не может человек позвать другого и сказать «Эй ты, отрежь мой палец!», а что тогда сказать про рабочие органы, как например почка или печень и т.п.?! Уа-Ллахи я удивляюсь! Как может человек отдавать свой орган, который Аллах создал в нем, и который без сомнения полезен ему и играет важную роль в теле.
Может кто-то думает, что Аллах создал для него эти две почки просто так?! Этого не может быть! Обязательно для каждого из них своя функция. И потом, что будет, если пересадили одну из них, а другая заболела? Ответьте мне, о врачи! Я спрашиваю вас, что будет?! Умрет, или пересадим ему еще от кого-то? Это совсем нелегко. И я считаю, что нужно запретить это, чтобы люди не были как машины, для которых есть мастерские и запчасти» [См. «Насаих ли ттабибиль муслим»]
Что касается донорства крови, то это разрешено, потому что кровь в теле человека восстанавливается, и ее переливание не причиняет вред функциональности организма. Но ученые разрешили это с условием, чтобы врачи сказали, что это не пойдет во вред этому донору.
Шейх Ибн Усаймин сказал: «Нельзя никому из людей отдавать часть своего тела кому либо, как при жизни, так и после смерти, кроме одной вещи, и это кровь. Разрешено людям отдавать свою кровь, но с условием — чтобы это не принесло вреда донору, и не способствовало болезни.
Разница между донорством органов и донорством крови в том, что потерянная кровь заменяется другой кровью. Если мы возьмем кровь из вены, то она в последствии регенерируется, поэтому донору не будет от этого вреда» [См. «Аль-ликъа’у шухри», 12/66]
По такой же причине ученые разрешили пересадку части печени, потому что печень, как и кровь, регенерируется. Если пересадить часть здоровой печени (в чем нуждаются многие больные), то она со временем восстановится, как и кровь.
Сказал шейх Салих Аль-Мунаджид: «Мы не думаем, что пересадка части печени относится к тому, в чем разногласят бо́льшая часть ученых (т.е. тех, кто запретил пересадку в общем) о правовом статусе донорства органов.
Наоборот, мы считаем, что этот вопрос относится к тому, в дозволенности чего единогласие ученых, потому что печень восстанавливается после того, как возьмут ее часть в качестве донорской, и снова станет целой после короткого промежутка времени. Это слова больших специалистов специализирующихся на пересадке печени. Поэтому это подобно донорству крови, в дозволенности которой все согласны, по той причине, что она восстанавливается». [См. «Суаль уа джауаб», 112757]
Аллах знает лучше
Please Login or Register to see this n Content
#3 hadidja111
hadidja111
- Мусульманка
- 470 сообщений
Отправлено 15 июня 2011 — 06:59
Вот так вооооооооооооот
#4 umm tasnim
umm tasnim
Nura
- Мусульманка
- 1 441 сообщений
Отправлено 31 октября 2013 — 19:30
Источник