Можно ли быть добрым и не спастись

Можно ли быть хорошим и не спастись?

Спа­си­тель без­на­деж­ных

на вопрос чита­теля отве­чает Алек­сандр Тка­ченко

Вопрос:

Здрав­ствуйте. Хочу задать вопрос, кото­рый возник у меня после про­чте­ния несколь­ких книг о Пра­во­сла­вии. Везде напи­сано, что хри­сти­ан­ство — рели­гия спа­се­ния, что глав­ная задача хри­сти­а­нина — спа­саться. Насколько я пони­маю, спа­стись — значит про­жить жизнь так, чтобы Бог взял тебя в Рай. А для этого нужно делать добро и избе­гать зла. Это очень кра­сиво и убе­ди­тельно.

Но я не пони­маю, почему для этого обя­за­тельно нужно ста­но­виться — хри­сти­а­ни­ном? Ведь вокруг мно­же­ство хоро­ших, добрых людей, не испо­ве­ду­ю­щих хри­сти­ан­ство, кото­рые, тем не менее, стре­мятся стро­ить свою жизнь по такому же прин­ципу: тво­рить добро и не делать никому зла.

Выхо­дит, что добро, сотво­рен­ное неве­ру­ю­щими людьми, неугодно Богу хри­стиан? Но в таком случае добро неве­ру­ю­щих людей в нрав­ствен­ном смысле — выше, потому что оно — бес­ко­рыстно. Ведь хри­сти­а­нин творит добро в надежде на воз­да­я­ние от Бога, а неве­ру­ю­щий не ждет награды и творит добро ради самого добра.

Так можно ли быть хоро­шим чело­ве­ком и не спа­стись лишь потому, что ты — не член Церкви?

С ува­же­нием, Сергей Нико­ла­е­вич

Ответ:

Хоро­шие люди — спа­са­ются. Плохие, соот­вет­ственно — поги­бают. Такое пони­ма­ние спа­се­ния — не ред­кость в совре­мен­ном мире. Все тут, вроде бы, ясно, логично и не нуж­да­ется в пояс­не­ниях. Но давайте попы­та­емся разо­браться: а кто же такой этот самый — хоро­ший чело­век? По каким при­зна­кам можно опре­де­лить, что вот этот чело­век — хоро­ший, и достоин спа­се­ния, а вон тот — так себе чело­ве­чишко и спа­се­ния не заслу­жи­вает?

Здесь мы сразу столк­немся с рядом про­блем. Пред­по­ло­жим, водо­про­вод­чик дядя Вася регу­лярно про­пи­вает зар­плату и бьет свою жену. А его сосед, про­фес­сор мате­ма­тики — чело­век непью­щий, доб­ро­со­вест­ный тру­же­ник и пре­крас­ный семья­нин. Кто из них хоро­ший, а кто плохой? Ответ, каза­лось бы, оче­ви­ден: конечно, про­фес­сор хоро­ший, а водо­про­вод­чик — ред­кост­ная дрянь. Но вот сту­денты, кото­рых про­фес­сор «зава­ли­вает» на каждой сессии по малей­шему поводу, вряд ли согла­сятся с подоб­ной оцен­кой нелю­би­мого пре­по­да­ва­теля. А собу­тыль­ники водо­про­вод­чика, напро­тив, убеж­дены, что дядя Вася — пре­крас­ный чело­век, а его жена — кобра, меша­ю­щая куль­тур­ному отдыху насто­я­щих мужчин.

При­чина такой пута­ницы, как это ни странно — в отсут­ствии объ­ек­тив­ных кри­те­риев поня­тия «хоро­ший чело­век». Пред­став­ле­ния о добре и зле в мас­со­вом созна­нии сего­дня, к сожа­ле­нию, весьма бес­си­стемны, слабо осмыс­лены и не имеют под собою ника­кого осно­ва­ния, кроме личных пред­по­чте­ний, рас­хо­жих сте­рео­ти­пов и мнений, сло­жив­шихся в силу вли­я­ния соци­аль­ной среды, полу­чен­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния. То, что счи­тает для себя поря­доч­ным один чело­век, другой, воз­можно, оценит как недолж­ный, нечест­ный посту­пок. Поэтому кате­го­рии «хорошо-плохо» в свет­ской этике сего­дня все больше напо­ми­нают фор­му­ли­ровку Лес­ков­ского пер­со­нажа: «Что рус­скому хорошо, то немцу — смерть». Можно, конечно, попы­таться выве­сти четкие эти­че­ские кри­те­рии из мнения ста­ти­сти­че­ского боль­шин­ства. Но два­дца­тый век убе­ди­тельно дока­зал, что в раз­де­ле­нии людей на плохих и хоро­ших оши­баться могут даже целые народы. А ошибки такого мас­штаба всегда чре­ваты колю­чей про­во­ло­кой нового ГУЛАГа или печами оче­ред­ного Освен­цима.

Но если мы обра­тимся к хри­сти­ан­ской этике, мы увидим еще более зага­доч­ную кар­тину. Дело в том, что в хри­сти­ан­стве вообще нет поня­тия «хоро­ший чело­век». Ни в одной из два­дцати семи книг Нового Завета это сло­во­со­че­та­ние не встре­ча­ется ни разу. В хри­сти­ан­стве чело­век не отож­деств­ля­ется со своими каче­ствами и поступ­ками. Иначе говоря, посту­па­ю­щий плохо не назван в Еван­ге­лии — плохим. Равно как и совер­ша­ю­щий хоро­шие дела не опре­де­ля­ется как — хоро­ший. Более того, у хри­стиан есть стро­гий запрет на опре­де­ле­ния подоб­ного рода. Гос­подь гово­рит: «Не судите, и не будете судимы; не осуж­дайте, и не будете осуж­дены; про­щайте, и про­щены будете». Поэтому оче­видно, что кри­те­рии спа­се­ния сле­дует искать там, где не про­ис­хо­дит деле­ния людей на плохих и хоро­ших.

Раз­бой­ники, мытари и блуд­ницы

В «Запис­ных книж­ках» И. Ильфа и Е. Пет­рова есть заме­ча­тель­ный по своей неле­по­сти лозунг, под­смот­рен­ный ими на спа­са­тель­ной стан­ции одного из одес­ских пляжей. Лозунг гласил: «Спа­се­ние уто­па­ю­щих — дело рук самих уто­па­ю­щих». Абсурд­ность подоб­ного метода спа­се­ния на водах оче­видна. Ведь уто­па­ю­щий — это тот, кто дей­стви­тельно нуж­да­ется в спа­се­нии, кто поги­бает и помочь себе уже не в состо­я­нии. А если у купа­ю­ще­гося чело­века на воде воз­никли какие-то про­блемы, но он в состо­я­нии спра­виться с ними без посто­рон­ней помощи, то вряд ли можно назвать его — уто­па­ю­щим.

Рас­смот­рев хри­сти­ан­ское учение о Спа­се­нии, мы обна­ру­жим тот же прин­цип: спасти можно только поги­ба­ю­щего. На про­тя­же­нии всего Еван­гель­ского повест­во­ва­ния Хри­стос посто­янно обща­ется с людьми, кото­рых вряд ли можно назвать — хоро­шими. Мытари, блуд­ницы, закон­чен­ные греш­ники при­хо­дили к Нему в надежде на про­ще­ние своих грехов. И никто из них не был Им осуж­ден или отверг­нут. Более того: первым чело­ве­ком, вошед­шим в Цар­ствие Небес­ное, стал… уго­лов­ный пре­ступ­ник, раз­бой­ник, рас­пя­тый рядом с Хри­стом на Гол­гофе. Вот как гово­рит об этом Еван­ге­лие: «Вели с Ним на смерть и двух зло­деев. И когда пришли на место, назы­ва­е­мое Лобное, там рас­пяли Его и зло­деев, одного по правую, а дру­гого по левую сто­рону. …Один из пове­шен­ных зло­деев зло­сло­вил Его и гово­рил: если Ты Хри­стос, спаси Себя и нас. Другой же, напро­тив, унимал его и гово­рил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуж­ден на то же? И мы осуж­дены спра­вед­ливо, потому что достой­ное по делам нашим при­няли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Гос­поди, когда при­и­дешь в Цар­ствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Читайте также:  Можно ли заболеть анорексией если мало есть

Но кого же тогда осуж­дает Хри­стос? Как ни странно — тех, кого их сопле­мен­ники счи­тали без­условно хоро­шими людьми, и даже — пра­вед­ни­ками: фари­сеев, книж­ни­ков и ста­рей­шин Иудей­ских. «…Истинно говорю вам, что мытари и блуд­ницы вперед вас идут в Цар­ство Божие». Кто такие блуд­ницы, сего­дняш­нему чита­телю объ­яс­нять не надо. А мыта­рями в Еван­ге­лии названы набран­ные из мест­ного насе­ле­ния сбор­щики нало­гов в рим­скую казну. Поль­зу­ясь своим при­ви­ле­ги­ро­ван­ным поло­же­нием, они бес­со­вестно оби­рали зем­ля­ков, взимая с них много больше поло­жен­ного. В общем — нечто сред­нее между про­во­ро­вав­ши­мися нало­го­выми инспек­то­рами и поли­ца­ями времен Вели­кой Оте­че­ствен­ной. И такой вот народ был оценен Хри­стом выше, нежели зна­токи и рев­ни­тели иудей­ского Закона!

А при­чина такой оценки очень проста. Все греш­ники, при­хо­див­шие ко Христу про­сить его о про­ще­нии своих грехов, были совер­шенно уве­рены, что не имеют ника­ких заслуг перед Богом. Это были изгои, отвер­жен­ные своим наро­дом. Все они знали, что ничего, кроме осуж­де­ния, ни у людей, ни у Бога не заслу­жили. Кроме мило­сти Божией, им не на что было рас­счи­ты­вать. И они полу­чили эту милость. Это, конечно, не значит, будто Хри­стос спа­сает только пре­ступ­ни­ков и него­дяев. Просто опу­стив­шийся до дна лучше пони­мает, что — тонет. А от дна иногда удоб­нее оттолк­нуться.

В одной из книг Библии Бог назван уди­ви­тель­ными сло­вами — «Спа­си­тель без­на­деж­ных». В этой фразе очень точно выра­жена сама сущ­ность хри­сти­ан­ства. Кого спа­сает Хри­стос? Тех, кто, ока­зав­шись в без­вы­ход­ной ситу­а­ции, просит Его о помощи, ни на что более не наде­ясь. Эти поги­ба­ю­щие люди и назы­вают себя — хри­сти­а­нами. А делить гиб­ну­щих на «плохих» и «хоро­ших» не при­нято даже у спа­са­те­лей с одес­ского пляжа. И если хоро­ший чело­век, не будучи хри­сти­а­ни­ном, наде­ется спа­стись, этому может быть лишь два объ­яс­не­ния. Либо такой чело­век не пони­мает — кто такие хри­сти­ане, либо — не счи­тает свое поло­же­ние окон­ча­тельно без­на­деж­ным. Он может наде­яться на соб­ствен­ные силы или на помощь кого-то еще, кроме Христа. И это — его закон­ное право. Бог не отни­мает у чело­века сво­боды выбора. Но всем хоро­шим (да и плохим тоже) людям нужно ясно пони­мать мас­штаб беды, от кото­рой Хри­стос спа­сает тех, кто согла­сился назвать Его своим Гос­по­дом. Потому что Хри­стос спа­сает Своих людей от смерти.

Сво­бо­до­лю­би­вый водо­лаз

Ни один чело­век не знает своего буду­щего. Мир вокруг нас посто­янно и стре­ми­тельно меня­ется. Вместе с ним меня­емся и мы сами. Каждое про­жи­тое мгно­ве­ние при­но­сит в нашу жизнь новые обсто­я­тель­ства, застав­ля­ю­щие нас кор­рек­ти­ро­вать свои планы даже на самое бли­жай­шее время. Мы можем лишь пред­по­ла­гать с разной сте­пе­нью уве­рен­но­сти, что с нами про­изой­дет, а чего мы попы­та­емся избе­жать. И лишь в одном факте нашей буду­щей био­гра­фии каждый из нас может быть абсо­лютно уверен. Мы все умрем.

Каждый — в свой срок. Одни — от ста­ро­сти, другие от болез­ней или несчаст­ных слу­чаев… Но умрем обя­за­тельно. Чело­век боится смерти и не любит о ней думать. Но это не меняет дела. По сути, мы начи­наем уми­рать в момент своего рож­де­ния. И каждая секунда при­бли­жает нас к концу нашей жизни. Вот тут и воз­ни­кает вопрос вопро­сов. Если смерть — полное пре­кра­ще­ние бытия чело­ве­че­ской лич­но­сти, то совер­шенно непо­нятно: а зачем все это было нужно? Ну жил чело­век какое-то время, ну радо­вался, стра­дал… Пытался познать мир, себя в этом мире, искал смысл своего суще­ство­ва­ния. А смысл ока­зался в том, что и сам он, и его дети и дети их детей, все без исклю­че­ния при­го­во­рены к смерти. И оста­ется лишь потра­тить остав­ше­еся время жизни на полу­че­ние мак­си­маль­ного коли­че­ства удо­воль­ствий. Кото­рые, правда, тоже довольно быстро при­еда­ются. Но это все-таки лучше, чем ничего…

Хри­сти­ан­ство пред­ла­гает совер­шенно иной взгляд на жизнь и смерть. Чело­век рож­да­ется для того, чтобы жить вечно. Смерть для хри­стиан не конец, а просто пере­ход к другой форме суще­ство­ва­ния. И каче­ство этого суще­ство­ва­ния напря­мую зави­сит от того, как чело­век прожил свою земную жизнь. Иными сло­вами, мы можем исполь­зо­вать свою жизнь как сту­пеньку к Жизни Вечной. А вот каким обра­зом это про­ис­хо­дит, мы можем понять лишь выяс­нив, что такое смерть и откуда она появи­лась.

Хри­сти­ан­ское веро­уче­ние утвер­ждает, что Бог не сотво­рил смерти. С рели­ги­оз­ной точки зрения смерть — резуль­тат неверно упо­треб­лен­ной сво­боды, кото­рую Бог предо­ста­вил первым людям. Чело­век был создан с очень высо­ким пред­на­зна­че­нием — быть намест­ни­ком Бога на земле. По замыслу Божи­ему, он должен был цар­ство­вать над всем мате­ри­аль­ным миром, выпол­няя волю Божию об этом мире. Но чело­век мог также отка­заться от этой миссии и начать жить по своей воле. К сожа­ле­нию, первые люди избрали второй вари­ант отно­ше­ний с Богом. Но ведь чело­век не имеет в себе источ­ника жизни, поскольку эту жизнь дал ему Бог. Что же про­ис­хо­дит с живым суще­ством, ото­рвав­шимся от источ­ника своей жизни? На эту тему в совре­мен­ной пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике есть рас­хо­жий алле­го­ри­че­ский сюжет.

Пред­по­ло­жим, водо­лаз рабо­тает глу­боко под водой, на мор­ском дне. Воздух, необ­хо­ди­мый для дыха­ния, посту­пает к нему с поверх­но­сти моря по шлангу. И вдруг водо­лаз решает, что этот шланг ско­вы­вает его сво­боду пере­дви­же­ния. Чтобы спо­койно ходить по дну в любом направ­ле­нии на боль­шие рас­сто­я­ния, водо­лаз пере­ре­зает шланг… Даль­ней­шая его судьба — оче­видна.

Читайте также:  Можно ли когда болит горло есть лимон

Отпав от Бога, чело­век начал уми­рать. Эта смерт­ность пере­шла по наслед­ству и всем его потом­кам. Отпа­де­ние от Бога как источ­ника жизни вызвало пато­ло­ги­че­ские изме­не­ния в духов­ной и физи­че­ской при­роде чело­века. Он, можно ска­зать, зара­зился смер­тель­ным забо­ле­ва­нием, кото­рое пере­да­ется по наслед­ству и, несмотря на все чело­ве­че­ские усилия, неиз­ле­чимо.

Но «…невоз­мож­ное чело­ве­кам, воз­можно Богу». Сам Созда­тель этого мира пришел к людям, чтобы исце­лить боль­ную при­роду чело­века и вос­ста­но­вить связь чело­века с Богом, кото­рую первые люди так неосмот­ри­тельно раз­ру­шили. Отпа­де­ние про­изо­шло из-за укло­не­ния чело­ве­че­ской воли ко злу. Сле­до­ва­тельно, для того чтобы спа­стись, чело­век должен при­ве­сти свою волю в соот­вет­ствие с Волей Божией, кото­рая выра­жена в запо­ве­дях. Вот, каза­лось бы, и ответ на вопрос: можно быть просто хоро­шим чело­ве­ком, испол­нять запо­веди и, тем самым — спа­стись, не будучи при этом хри­сти­а­ни­ном. И здесь мы стал­ки­ва­емся еще с одним пара­док­сом хри­сти­ан­ства. Дело в том, что важ­ней­шим момен­том в вере хри­стиан явля­ется их убеж­де­ние в полной своей неспо­соб­но­сти к испол­не­нию какой-либо Божией запо­веди.

Корысть — значит польза

В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии добро — это сле­до­ва­ние замыслу Бога о мире и чело­веке, а зло — укло­не­ние от Божией воли. Отпа­де­ние от Бога иска­ле­чило нрав­ствен­ную при­роду чело­века. Все его душев­ные каче­ства, изна­чально пред­на­зна­чен­ные для добрых дел, пришли в рас­строй­ство. Добро пад­шего чело­века ока­за­лось пере­ме­шан­ным со злом. Даже зная, что такое добро, в чем Воля Божия, чело­век не в состо­я­нии ее выпол­нить при самом горя­чем своем жела­нии. В этом легко убе­диться каж­дому. Стоит, напри­мер, попы­таться хотя бы на один день пре­кра­тить делить людей на плохих и хоро­ших (т.е. испол­нить запо­ведь о неосуж­де­нии ближ­него). И сразу станет ясно — мы на это не спо­собны. Наша боль­ная при­рода мешает нашим благим наме­ре­ниям. Вот как об этом писал Апо­стол Павел: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что жела­ние добра есть во мне, но чтобы сде­лать оное, того не нахожу. Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю». Води­тель, нару­шив­ший пра­вила дорож­ного дви­же­ния и попав­ший в аварию, не может ехать дальше вовсе не потому, что забыл пра­вила. А потому, что у него сло­маны руки.

И если бы Хри­стос дал людям запо­веди просто как фор­маль­ное знание о добре, это было бы неве­ро­ятно жестоко. Запо­веди ока­за­лись бы тогда для пад­шего чело­века непре­одо­ли­мой стеной. Но Гос­подь пообе­щал свою помощь любому, кто решится жить по Его Запо­ве­дям: «…И вот, Я с вами во все дни до скон­ча­ния века». Эту Божию помощь в совер­ше­нии добра хри­сти­ане назы­вают — Бла­го­да­тью. И ни одно из добрых дел, совер­шен­ных ими, они не при­пи­сы­вают себе. Источ­ник любого добра для хри­стиан — их Бог, кото­рый сказал: «Пре­будьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может при­но­сить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пре­бы­вает во Мне, и Я в нем, тот при­но­сит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего». От чело­века тре­бу­ется лишь про­явить воле­вую реши­мость к испол­не­нию Запо­веди. А силы на это испол­не­ние дает Бог. Такое сотвор­че­ство чело­века и Бога в деле спа­се­ния бого­сло­вие назы­вает «синер­гией».

И мысль о том, будто хри­сти­ане делают добро в надежде на награду, может воз­ник­нуть лишь у того, кто не знает слов Христа: «…когда испол­ните все пове­лен­ное вам, гово­рите: мы рабы, ничего не сто­я­щие, потому что сде­лали, что должны были сде­лать».

Цер­ковь — это боль­ница. Врач в этой боль­нице — Хри­стос. А хри­сти­ане — всего лишь боль­ные, ста­ра­ю­щи­еся точно испол­нять пред­пи­са­ния Врача. Выздо­ров­ле­ние, в извест­ном смысле, дей­стви­тельно можно рас­смат­ри­вать как награду за реши­мость отпра­виться на изле­че­ние.

Но ведь спа­се­ние — это еди­не­ние чело­ве­че­ского духа с Духом Божиим. И если чело­век делает добро, не имея в виду этой цели, то, навер­ное, есть смысл вспом­нить о том, что слово «корысть» упо­треб­ля­ется в рус­ском языке и в зна­че­нии — «польза». Бес­ко­рыст­ное тво­ре­ние добра может ока­заться для чело­века — бес­по­лез­ным, если не при­во­дит его к Источ­нику вся­кого добра.

Самая страш­ная болезнь

Тер­тул­лиан писал, что душа чело­ве­че­ская по самой при­роде своей хри­сти­анка. Ведь Бог создал людей по подо­бию Своему. Поэтому стрем­ле­ние делать добро явля­ется есте­ствен­ным свой­ством и потреб­но­стью любого чело­века, неза­ви­симо от его рели­ги­оз­ных убеж­де­ний. Это и есть тот самый нрав­ствен­ный закон в чело­веке, кото­рый так удив­лял Имма­ну­ила Канта. И людей, стре­мя­щихся сле­до­вать этому есте­ствен­ному закону добра, очень много. Несмотря на повре­жден­ность Образа Божия, чело­век бережно хранит в себе искорки при­род­ного добра, инту­и­тивно пони­мая, что это самое ценное его досто­я­ние.

Так измож­ден­ный дол­гими стран­стви­ями в пустыне путник доро­жит флягой с послед­ним запа­сом воды. Вода эта — мутная и плохо пахнет, но для пут­ника она ценнее всех сокро­вищ мира. И вдруг за оче­ред­ным бар­ха­ном перед ним откры­ва­ется огром­ное озеро, напол­нен­ное уди­ви­тельно чистой и свежей водой. И что же делать этому пут­нику? Он может кинуться к озеру из послед­них сил, бросая все, что мешает бежать, чтобы быст­рее оку­нуться в спа­си­тель­ные про­хлад­ные волны. Но может решить для себя, что вода у него еще оста­лась, и будет идти вдоль берега, пока не кон­чится его скуд­ный запас. А потом умрет от жажды, так и не при­кос­нув­шись к про­зрач­ной воде, кото­рая плес­ка­лась у самых его ног.

Читайте также:  Можно ли есть кашу в разгрузочный день

Хри­стос сказал: «Кто жаждет, иди ко мне и пей». Ска­зано это о жажде добра, о стрем­ле­нии к истине, как — к выс­шему благу. И тем, кто творит добро ради самого добра, Гос­подь обя­за­тельно откры­вает Себя. А вот примет ли чело­век Христа как своего Спа­си­теля или посчи­тает для себя доста­точ­ным просто сле­до­вать Его Запо­ве­дям, как еще одному из мно­же­ства эти­че­ских учений — это дело лич­ного выбора каж­дого чело­века, будь он хоро­ший или плохой. Но когда чело­век счи­тает Христа — Богом, и все же наде­ется спа­стись соб­ствен­ными доб­ро­де­те­лями, тогда он и вправду рис­кует остаться вне спа­се­ния, даже если явля­ется членом Церкви. Потому что самая страш­ная болезнь чело­ве­че­ского духа — уве­рен­ность в соб­ствен­ном здо­ро­вье.

журнал «Фома»

Источник

Можно ли спастись только добрыми делами?

Господь Вседержитель, мозаика (Константинополь, монастырь Хора, XIII в.)
Господь Вседержитель, мозаика (Константинополь, монастырь Хора, XIII в.)

В настоящее либеральное время все более распространяется учение о том, что человек может спастись своими добрыми делами, а Иисус Христос является для христиан только образцом и назидательным примером нравственного и духовного совершенствования, но вовсе не Искупителем мира. Следовательно, спасение возможно для людей всех религий и конфессий, старающихся поступать по голосу своей совести. В этом учении по сравнению с православным богословием не только переставлены и смещены акценты, но подорваны самые основы догматики. Христиане всегда верили, что Бог спасает человека; а современные модернисты последовательно и планомерно внедряют в сознании верующих мысль, что человек спасает сам себя, а Бог только дает ему вечную жизнь, как обязательную награду за труды.

Если спросить у современных христиан, что такое вечная жизнь и спасение, то многие скажут: это райская жизнь, это место дивной красоты и вечной радости, где уничтожены всякое зло и страдания, где нет тления и дисгармонии, где ничто не омрачает человеческую душу, это место, где пребывают ангелы и святые и куда снисходит Божество Своим неизреченным светом. На первый взгляд этот ответ может показаться правильным, но на самом деле здесь пропущено нечто очень важное, а именно, что Бог дает человеку не только Свое, хотя и оно непостижимо человеческому уму и превышает все труды и подвиги, но дает гораздо больше — Себя Самого и делает человека «богом по благодати». Перед этим даром все человеческие деяния оказываются бесконечно малыми. Господь обещал воздать за дела милосердия в стократ, но Он дает христианину то, чему нет сравнений и подобий, что превышает все понятия и измерения: дает Себя Самого. О каких заслугах человека здесь может быть речь? Как можно заработать Бога? Как можно получить в награду Бога? Если соединить добрые дела всех людей воедино, то это окажется меньшим деянием, чем вечное спасение одной души. Спасение — тайна мистической любви Бога к человеческой душе; все остальное нужно для того, чтобы этот зов любви был услышан и принят.

Трагедия современных христиан состоит в том, что они ищут Божьего града, будто своего законного наследства, но не ищут Самого Бога, как источника вечной жизни. Им непонятно святоотеческое слово «обожение», им непонятно, что значит стать богом по благодати. Не понимая этого, они и не желают его. Они хотят возращение потерянного Эдема, где цветут и благоухают небесные цветы, где нет старости и смерти, где нет страданий. Но тайна воплощения Сына Божьего и нисхождение Духа Святого, тайна искупления и спасения — не только как возвращения падшего в Адаме человека в первозданное безгрешное состояние, но и путь души к Богу, через восприятие Его божественного света, через восхождение и озарение, через вхождение в божественную жизнь, путь вечного и бесконечного богоуподобления — оказывается для наших современников как бы скрытой под покровом тумана.

На Кресте Господь заменяет нас Собой; Дух Святой приуготовляет человеческую душу к новой жизни. Спасение — это великий дар Божий, а современный человек склонен смотреть на него как на нечто должное и соответствующее достоинству человека.

Конечная и в тоже время бесконечная цель человека — обожение; оно осуществляется только через благодать — силу и действие Божества. Благодать дана Церкви. Церковь это поле вечного, божественного света, которое взаимодействует с человеческой душой, послушной благодати, и незримо просветляет ее (в некоторых случаях это просветление и преображение души отражается в материальном плане и может быть воспринято даже визуально).

Таинства Церкви имеют своим основанием искупительную Жертву Христа Спасителя. Церковь основана на Его пречистой Крови. Господь, возлюбив нас еще до нашего сотворения, исполнил все, чтобы даровать нам не только Свои неизреченные блага, но и Себя. В спасенных Он видит отражение Своего образа, Своей божественной красоты; в спасенных Он пребывает как в живых, бессмертных, нерукотворных храмах. Для них Христос — все: жизнь и сущность вечности, начало и бесконечный конец.

Без искупления и освящения спасение невозможно. Те, кто говорят о спасении только через добрые дела, тем самым проводят некий знак равенства между ними и дарами Божьими. Добрые дела — это условие для проявления веры и любви, так как любовь к Богу и людям соединена друг с другом. Человек, надеющийся получить спасение за свои добрые дела, похож на нищего, который, собрав, несколько медных монеток, воображает, что на них можно купить царский дворец.

Для спасения необходимо обожение человека, которое начинается в земной Церкви, переходит и продолжается в небесной и не кончается никогда. Только через крестную Жертву Христа и благодать Духа Святого, действующего в Церкви, человек может осуществить свое истинное предназначение — стать богом по благодати в вечности.

Источник