Можно ли быть чиновником и иметь бизнес

Может ли госслужащий быть фрилансером или коммерческим представителем?

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Елена Ефимова

юрист, ответила 14.12.2020

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями.
  4. Быть поверенным, то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  5. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  6. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  7. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.

Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

  • в приказе Минфина от 14.09.2010 № 447;
  • приказе Минэкономразвития от 04.06.2015 № 346;
  • приказе Минкультуры от 27.12.2019 № 2065;
  • приказе Счетной палаты от 21.05.2014 № 66 и т. д.

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.
Читайте также:  Можно ли при гестационном диабете есть арбуз

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Источник

Чиновники могут заниматься бизнесом

Опубликовано 20 Сен 2012 в Экономика

Есть некоторые «истины», которые традиционно считаются очевидными и не подлежащими сомнению и переосмыслению. Например, «совершенно очевидно», что чиновники не должны заниматься бизнесом. Наличие у государственного служащего свечного заводика, инвестиционной компании, авторемонтной мастерской или собственного издательского дома, а уж тем более участие в управлении ими, с точки зрения любого здравомыслящего человека — признак коррупции, страшное нарушение писаных и неписаных законов и вообще «такое недопустимо в нормальном государстве».

А, собственно, почему? Во-первых, «чиновник» — понятие крайне растяжимое. Министр финансов в правительстве страны — это чиновник. Но и рядовой сотрудник Управления организационно-протокольного сопровождения деятельности Правительства Самарской области, занимающийся перекладыванием ничего не значащих бумажек и приготовлением кофе для начальства, это тоже чиновник. Правильно ли, что оба этих человека имеют одинаковые ограничения на то, чем им заниматься в свободное от работы время?

Во-вторых, понятие «бизнес» — тоже весьма растяжимое. Если министр финансов владеет частным банком и руководит его работой, это один случай. Если рядовой сотрудник пресс-службы городской администрации по вечерам переводит с китайского инструкции к бытовой технике по заказам с фрилансерского сайта — совсем другое, хотя и это, безусловно, бизнес. Надо ли запрещать такую деятельность?

На мой взгляд, запрещать людям заниматься в свободное время чем угодно нельзя. Если чиновник находит в себе силы управлять бизнесом, скажем, с 19.00 до 21.00, это его дело и его право, каким бы ни был этот бизнес (в рамках закона). Сам по себе факт владения или управления какой-то собственностью не может быть осуждаем. Проблема возникает только в случае, если чиновник за счёт использования своего должностного положения получает конкурентное преимущество по сравнению с другими участниками данного рынка. То есть если чиновник занимается коррупционной деятельностью. За это, конечно, надо наказывать — после того, как суд согласится с коррупционным характером отдельных сделок или всей деятельности предприятия чиновника.

Пример с мелким клерком, по вечерам подрабатывающим переводами, наверное, многими читателями будет воспринят спокойно. Это вполне укладывается в рамки «понятий», принятых как обычной, так и в «либеральной» среде. Но я могу привести намного более спорный и жёсткий пример.

Представьте, что у замглавы какого-то министерства есть собственная компания по торговле, например, канцелярскими товарами. Это министерство объявляет конкурс на закупку карандашей. Компания замминистра принимает участие в конкурсе и выигрывает его, предлагая поставки на более выгодных условиях, чем другие участники. Коррупция?

Давайте введём дополнительные условия. Конкурс действительно проводился абсолютно открыто и честно. Любой поставщик мог принять в нём участие. Замминистра никак не влиял на допуск компаний и решение конкурсной комиссии. Предложение его фирмы не имеет никаких «подводных камней», просто эта компания действительно эффективно работает и может продавать качественные карандаши по самым низким ценам на рынке. Ну вот так получилось.

Исходя из обычной общепринятой логики, закупать карандаши у этой компании нельзя. Более того, её вообще нельзя допускать к конкурсу. Более того, нужно запретить чиновнику владеть и управлять этой компанией, правда? Ведь это же живая коррупция!

Но если так поступить, государство закупит карандаши у другой фирмы — по более высокой цене. В этом случае бюджет потеряет деньги, эффективный бизнес окажется наказан, а менее эффективный получит неоправданно завышенную прибыль. Государству — плохо, чиновнику — плохо, экономике — плохо, инвестиционному климату — плохо. Зато совесть запретителей чиста: «коррупция» (которой в данном случае и не было) не прошла! Должны ли налогоплательщики платить из своего кармана за спокойствие людей, озабоченных кажущейся этической чистотой? Не уверен.

Автор живёт не в стране эльфов и прекрасно понимает, что приведённый выше пример маловероятен. В России в 99% случаев за условные карандаши будут заплачены космические деньги, все нужные люди получат откаты, а сам товар, вполне возможно, никогда и не поступит на склады министерства. Но проблема-то не в том, что замминистра владеет или не владеет какой-то фирмой, а в том, что за коррупцию не наказывают, что коррупционеров не ловят, что воровство денег из бюджета государства и госкомпаний — главный бизнес в стране. То есть запрет на чиновничий бизнес проблемы коррупции не решает, если не работает нормальная правоохранительная система.

Читайте также:  Можно ли есть мидии при холестерине

Вывод простой. Запрещать чиновникам заниматься бизнесом в свободное время — бессмысленно и даже вредно. Владение бизнесом для любого человека не должно быть преступлением и не должно наказываться. Наказывать надо за конкретные факты использования служебного положения в личных, в том числе «бизнесовых» целях. А «очевидные» истины далеко не всегда так очевидны, как кажется.

&nbsp

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!

Источник

Как бизнесмену стать чиновником и не быть уличенным в коррупции

Как бизнесмену стать чиновником и не быть уличенным в коррупцииСледственный комитет арестовал имущество и банковские счета экс-министра по делам открытого правительства Михаила Абызова. Сам чиновник по-прежнему находится под арестом в тюрьме «Лефортово» по обвинению в организации преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере, хищении и выводе за границу денежных средств в размере 4 млрд рублей. Обвинение нешуточное — чиновнику грозит 20 лет лишения свободы.

«Профиль» задался вопросом: как состоятельный человек, бизнесмен, попавший во власть (совсем не обязательно это Абызов), может стать коррупционером? Где та грань, за которой бизнес-интересы преступно переплетаются с государственными интересами? Оказалось, что грань эта весьма тонка и не совсем прозрачна.

Все, что нажито непосильным трудом

В СМИ сообщается, что Михаил Абызов, по версии следствия, создал преступное сообщество «не позднее 2011 года», министром он стал в 2012 м. Это ОПС со штаб-квартирами в Новосибирске и Москве работало на «получение прямой финансовой выгоды». Если вкратце описывать суть дела, то экс-чиновник владел несколькими крупными компаниями в сфере энергетики в Сибири и руководил ими через подконтрольное ему московское ООО «Ру Ком». Получив портфель в правительстве, он отдал бизнес в доверительное управление. Впоследствии предполагаемые сообщники Абызова по прямому указанию последнего якобы создали на Кипре офшор, а тот учредил несколько «пустышек». С их помощью, по версии следствия, «по завышенной стоимости» были проданы акции сибирских компаний, 4 млрд рублей перетекли на счета офшора, и злоумышленники во главе с экс-министром «распорядились ими по своему усмотрению».

Обратим внимание на два обстоятельства. За месяц до назначения в правительство Абызов заключил договор о передаче «Ру Ком» в доверительное управление «Региональной компании «Резерв». Так, по закону, должен поступать любой владелец бизнеса, отправляясь на госслужбу. Но эту сделку следствие считает фиктивной. И еще одним ярким коррупционным обвинением выглядит сентенция о том, что министр лично распорядился провести аукцион по продаже акций аффилированных с ним компаний. Если это подтвердит судебный вердикт, то получается, что министр совместил госслужбу с коммерческой деятельностью, что прямо запрещено законом.

Одновременно в поле зрения общественности находится еще одно довольно громкое коррупционное дело бывшего главы Серпуховского района Александра Шестуна. Его, конечно, нельзя сравнивать с делом экс-министра, но пока Шестуна называют «самым имущим среди преступных чиновников». Его также обвиняют в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере, легализации полученных доходов. Генпрокуратура добилась через суд изъятия в пользу государства имущества бывшего чиновника, которое оценивают в 10 млрд рублей. Речь идет о 676 объектах недвижимости в Серпуховском районе Подмосковья. При этом 565 из них — земельные участки, которые якобы были оформлены на подконтрольные чиновнику фирмы в количестве 40 штук.

По данным прокуратуры, Шестун также контролировал две базы отдыха, оцененные в 274 млн рублей, а еще у него был автопарк с 22 машинами стоимостью 27 млн рублей.

Совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью — далеко не редкий случай. В начале прошлого года калининградский центр «Трансперенси Интернешнл — Россия» провел проверку 9 тысяч российских предприятий — ГУПов и МУПов — и обнаружил 586 случаев подобных нарушений. Впоследствии 310 случаев подтвердила прокуратура. Но в результате только 15 госслужащих либо уволились, либо добровольно расстались с коммерческой деятельностью.

Иногда достаточно одного-единственного факта присутствия государева служащего на собрании совета директоров компании, одной его подписи в распорядительном документе — и конец карьере. Так произошло, например, с депутатом Госдумы от «Справедливой России» Геннадием Гудковым в 2012 году. Представленная парламенту Следственным комитетом копия протокола общего собрания участников ООО «Коломенский строитель», в котором якобы участвовал Гудков, стала достаточным основанием для лишения его мандата. По этому случаю ВЦИОМ тогда даже соцопрос провел. И оказалось, что 70% россиян уверены: совмещение бизнеса и законодательной деятельности — постоянная практика депутатов.

Да что там говорить, не только в России чиновники грешат коммерческими делами. Вспомнить хотя бы «Панамское досье» — масштабное журналистское расследование 2016 года о том, как сильные мира сего прячут свои состояния в офшорах. Тогда в поле зрения попал, в частности, президент Украины Петр Порошенко, который так и не смог расстаться со своей «шоколадной империей». Досье повествовало об офшорных компаниях внука президента Казахстана и сына вице-президента республики, о скрытых состояниях шести членов палаты лордов Великобритании и отца премьер-министра Дэвида Кэмерона. А в Рейкьявике прошли массовые митинги после разоблачения премьер-министра Исландии Сигмюндюра Давида Гюннлейгссона, который вынужден был из-за этого уйти в отставку.

Кому должен Михаил Абызов, кто его «заказал», с какими олигархами конфликтовал — только этим озабочена общественность. Сутью предъявленных обвинений мало кто интересуется, их считают лишь формальностьюДмитрий Астахов/РИА Новости

«Важно, когда из бизнеса уходят, чтобы на этом личный бизнес прекращался. Это непростая штука на самом деле: формально на кого-то что-то переписали, а фактически руководство бизнесом продолжается». Это цитата из выступления президента Владимира Путина на форуме «Деловой России» в 2015 году. Важно, чтобы бизнесмены, уходя на госслужбу, полностью отказывались от предпринимательской деятельности, подчеркнул тогда глава государства. Как важно и то, чтобы чиновники, переходя в бизнес, не создавали себе «запасных аэродромов».

Похоже, что продвинулись мы только по второй части президентских пожеланий — трансфером из власти в бизнес. В частности, в России действует норма о том, что должностное лицо, исполнявшее функции в определенной сфере регулирования, в течение двух лет не может перейти на работу в эту сферу, говорит заведующая проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Дина Крылова. «Не может быть так, чтобы, допустим, чиновник из Министерства энергетики уволился и сразу пошел работать в какую-то нефтяную компанию вице-президентом», — поясняет она.

Но вот с трансфером из бизнеса во власть дела обстоят куда сложнее. Действующее законодательство, говорит адвокат адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Ольга Рогачева, запрещает не только госслужащим, но и их супругам и несовершеннолетним детям иметь счета в иностранных банках и хранить там деньги. Нельзя пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Это очевидная мера, которая служит интересам не только безопасности государства, но и самих чиновников и их домочадцев. «Имущество, в том числе финансовые активы лиц, занимающих определенные должности, находящееся за рубежом, может быть использовано в качестве средства шантажа и иного вмешательства при принятии лицом решения, способного оказать влияние на интересы государства и граждан», — объясняет адвокат.

Читайте также:  Можно ли при запорах есть малину

Кроме того, чиновник не может управлять организацией, будь то коммерческая или некоммерческая контора, добавляет партнер и адвокат гражданско-правового направления адвокатского бюро LOYS Кирилл Куватов. Чиновнику нельзя заниматься предпринимательством ни самому, ни через чье-либо посредство. Ему нельзя быть наемным работником, запрещено входить в состав управленческих органов, в попечительские и наблюдательные советы иностранных некоммерческих организаций. Под запретом и покупка ценных бумаг, которые могут принести прибыль. Ограничения направлены на недопущение так называемого конфликта интересов. «По сути, законодатель пытается оградить чиновника от ситуации, когда исполнение его должностных обязанностей будет опосредовано решением тех или иных личных вопросов, содействием собственному бизнесу», — говорит эксперт.

Кроме того, кандидаты в чиновники и действующие госслужащие обязаны декларировать все свое имущество и отвечать на вопросы о его происхождении, если такие у правоохранителей возникнут. И если чиновник не даст вразумительного ответа, это имущество могут конфисковать в доход государства. Например, в 2015 году прокуратура через суд конфисковала две подмосковные квартиры стоимостью 20 млн рублей, принадлежавшие жене чиновника Ульяновской мэрии. Эти квартиры были явно не по карману его семье, и он так и не смог объяснить, откуда же взялось такое богатство. И подобных прокурорских обращений десятки!

Единственное «можно» для чиновника — разрешение заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. А если его уличают в коммерческой деятельности, то ему грозит дисциплинарная ответственность вплоть до расторжения контракта, добавляют адвокаты.

Чтобы такого не произошло, чиновник поручает ведение дел своей коммерческой компании, а также принадлежащие ему различные паи, доли, ценные бумаги управляющему по договору доверительного управления. Эта процедура регулируется Гражданским кодексом. Таким управляющим может быть или компания, или индивидуальный предприниматель, или гражданин.

Однако эта процедура не урегулирована должным образом, считает Ольга Рогачева. В законодательстве о госслужбе нет детальной регламентации проверки данных сведений, способов контролирования выполнения госслужащим вышеперечисленных обязанностей. «Анализ ГК показывает, что в российском законодательстве нет норм, прямо признающих недействительность сделок, совершенных под влиянием коррупции», — резюмирует адвокат.

Нет в законе и четких критериев для определения в конкретной ситуации конфликта интересов, добавляет Кирилл Куватов. «Это приводит к тому, что даже законная деятельность чиновника, каким-либо образом влияющая на улучшение его имущественных прав, может быть расценена в качестве нарушения установленных законом запретов», — поясняет он.

Лоббисты из бизнеса, перешедшие в органы исполнительной и законодательной власти, не редкость. И, пожалуй, самое страшное, что это даже никого не удивляет, все воспринимают такое положение вещей как норму. А если кто-то попадается на коррупции, то в этом усматривают какие-то внутренние разборки и конфликты. Вот, скажем, конфискуют подчистую имущество у родственников Шестуна. И правильно делают вроде бы. Но невольно вспоминаются юные миллиардеры — дети уважаемых чиновников или баснословно богатые их весьма престарелые родители. В такой ситуации возникает ощущение, что закон действует избирательно — кому-то нельзя, а кому-то можно.

Если вы депутат и когда-то владели бизнесом в определенной сфере или отрасли или были близки к группе бизнес-интересов в этой сфере (например, возглавляли ассоциацию), а потом участвуете в принятии законодательных и нормативных актов, регулирующих эту сферу или отрасль, это нарушение? Если вы стали чиновником, передали свой бизнес в доверительное управление, то как понять, что вы отклонились от своих обязанностей и продолжаете как-то влиять на его развитие? Допустим, с вашим бизнесом решили что-то сделать, вы ведь все равно об этом узнаете и вряд ли останетесь равнодушным. В таких случаях важно, кто именно принимал те или иные решения по ведению коммерческой деятельности, говорит Дина Крылова, — ставил подписи, раздавал прямые указания. И такие факты подлежат доказыванию. А на нет и суда нет, как говорится. Но при этом законодательство не доходит до таких тонкостей, разъясняющих, что именно считать прямым указанием владельца бизнеса, например.

Важно еще то, в какой момент времени совершались те или иные действия бизнесменами и чиновниками. Скажем, в 90 е вполне легитимными были залоговые аукционы, по итогам которых ряд коммерческих банков получил в собственность государственные пакеты акций промышленных предприятий. Сейчас подобное карается Уголовным кодексом. Когда Абызов в 2011 году создавал то, что теперь называют преступным сообществом и мошенничеством, было ли это нормой? Поступали ли так и все остальные? Если да, то не следует ли и их привлечь к ответственности?

«Переход из бизнеса во власть недостаточно регламентирован, что создает риски предъявления обвинений в коррупции, — говорит Дина Крылова. — Предпосылки предъявления таких обвинений должны быть абсолютно прозрачны, понятны обществу. Не должно быть сомнений в отсутствии заказного характера того или иного дела и в истинности предъявляемых обвинений, в том, что оно не является отражением какого-то другого конфликта». А сейчас все только и обсуждают, что стало предпосылкой «заказа» ареста Абызова, его «истинной причиной». Так происходит со всеми аналогичными громкими историями. Подобная избирательность применения уголовных репрессий, непрозрачность предъявляемых чиновникам требований, их неясность могут подорвать доверие к правоохранительным органам.

Но так ли все плохо? Если оглянуться на 90 е, то становится понятным: тогда можно было всё. Теперь это «всё» постепенно ограничивается. Даже в западных странах с прозрачным законодательством порой случаются громкие коррупционные скандалы, и «Панамское досье» тому свидетель. «А у нас достаточно молодая демократия, молодая история бизнеса, молодая история трансфера из бизнеса во власть и обратно», — говорит Дина Крылова. Сейчас нам хорошо бы понять и с точки зрения законодательства, и с позиции обычая делового оборота: изобличенные нарушители (типа Абызова) — исключение или так поступали все? И если это действительно коррупционные нарушения, в чем именно они заключаются?

Источник