Можно ли быть человеком в тюрме

Тюремное служение: чтобы оставаться человеком

Отец Глеб Каледа, первый настоятель тюремного храма в Бутырской тюрьме, писал, что даже священнослужители боятся идти в тюрьмы. Что уж говорить о мирянах! Нам по-прежнему кажется, что слова Христа «был в темнице и вы не пришли ко Мне» будут сказаны не нам, а кому-нибудь другому; что этим должны заниматься какие-то особые, специально обученные люди.

Так ли это? Что нужно заключенным — тем, кого мы больше привыкли сторониться, нежели протягивать руку помощи? Как тюрьма меняет людей, и почему важен любой, даже отрицательный ответ на любое письмо из зоны?

Кто они?

Татьяна Щипкова, отсидевшая в начале 80-х годов по сфабрикованному делу за попытку подпольно издавать православный журнал, в своей книге «Женский портрет в тюремном интерьере» рассказывает такую историю. В их лагере за убийство сидела женщина, очень тихая, светлая и радостная, которая безропотно бралась за любую работу. Оказывается, муж пил и страшно бил ее, изощренно мучил. И вот увидев одну из таких сцен, ее сын от первого брака, подросток, не выдержал… Мать села вместо сына, признавшись на суде: мужа убила она.

В тюрьме собраны очень разные люди. По словам отца Глеба Каледы, это и такие женщины, в отчаянии убившие своих пьяных мужей-тиранов, и солдаты, не выдержавшие издевательств старослужащих, и закоренелые уголовники, и наркоманы, и садисты, и романтики, которых сманила мечта о красивой жизни, и «подставленные начальством наивные интеллигенты», и невинно осужденные, и маньяки… Кстати, как подмечает священник, в тюрьмах много бывших спортсменов — мастеров по боевым искусствам, гордых своей силой и жаждавших ее продемонстрировать.

Вообще, при попытке писать о тюрьмах становится ясно, что на один опыт найдется другой — противоположный. Это одновременно территория зла и территория добрых начинаний.

«В тюрьме пишут иконы, изготовляют самогонные аппараты, из каблуков мужских ботинок делают удивительной красоты брошки, ссорятся друг с другом, пишут стихи, ищут формы сосуществования, — пишет отец Глеб в книге «Остановитесь на путях ваших». Записки тюремного священника». — Это большой и сложный мир со своими законами, иерархией, взаимоотношениями…»

Зачем в этом мире нужны христиане? Казалось бы, преступил закон — понеси наказание, все справедливо, зачем вмешиваться? Может, лучше помочь другим — нуждающихся миллион!

Руководитель Правозащитной организации помощи жертвам преступлений «Сопротивление» Ольга Костина вспоминает такой случай: добровольцы организации были на отпевании — мужчину, занятого на нескольких работах, убили во время очередного рейса. У него осталась семья, маленький ребенок. Денег на похороны не было — пришлось волонтерам срочно, по копейкам собирать нужную сумму, они выбились из сил и были подавлены горем, постигшим эту семью. А в храме увидели ящик с надписью: «Пожертвуйте заключенным», и это их просто оглушило.

Конечно, помогать надо и тем, и другим. Расставлять жизненные трагедии по шкале тяжести — наверное, не наше дело. «Чем больше проходит лет: тем меньше я чувствую себя преступницей и тем больше — жертвой», — слова женщины, осужденной за продажу наркотиков. Преступники, которых ненавидят наученные родственниками собственные дети или которых вовсе никто не ждет на воле — тоже несчастны. А что, если наказание несоразмерно преступлению? Подросток из семьи алкоголиков украл еду в магазине, оказался в колонии для несовершеннолетних, где его изнасиловали. Ад на земле, темное, страшное царство — кто его заслужил? Как важно, чтоб туда, хоть в щелочку, но проник луч света.

Нечеловеческие условия

Недавно опубликовала небольшую заметку Светлана Бахмина, бывшая сотрудница ЮКОСА, вернувшаяся из заключения. Она пишет: «Большая часть душевных сил уходит на то, чтобы оставаться человеком».

Тюрьма — это насильственная ломка всего хода жизни. Это, во-первых, сам факт лишения свободы, «когда нет возможности каждый день видеть своих детей, побыть одной, просто пройтись по улице…»

Во-вторых, вынужденность общения, каждый день с одними и теми же людьми, которых ты не выбираешь. Отец Павел Флоренский писал из заключения на Соловках: «Необходимость быть всегда на людях, видеть и соприкасаться с некоторыми, к которым кроме отвращения ничего не испытываешь, невозможность уединиться, сосредоточиться и продумать что-нибудь углубленно, безчисленные трения… — все это подтачивает нервную систему…».

В-третьих, нечеловеческие бытовые условия.

В-четвертых, иерархия. Колонии, как пишет отец Глеб, царство рецидивистов и «воров в законе». От беспредела, к сожалению, не застрахован ни интеллигент, подделавший финансовую отчетность, ни малолетний преступник, научившийся разбойничать раньше, чем читать.

В-пятых, бездействие. Сегодня заключенные не строят Беломорканал, у них много свободного времени, и что с ним делать в четырех стенах, когда ни литературы, ни бумаги для писем не хватает на всех — не ясно…

У некоторых в тюрьме происходят психические сдвиги… Вот мир, в который попадает человек — виноват он или нет.

Новая жизнь?

В ГУЛАГе тайно служили Литургию на груди у заключенных епископов. Сейчас священники не отбывают сроки за свою веру, но зато могут служить Литургию в тюрьмах явно, хоть и редко. Колония, где есть хотя бы молитвенная комната, заметно отличается то той, где ничего подобного нет. В одном из писем заключенный признается, что после перевода в зону, где есть храм и церковная община, ему показалось, что он попал из ада в рай.

Многие свидетельствуют, что на зоне есть люди, совершенно потерявшие человеческий облик. Но это не значит, что нет тех, кто задумывается над жизнью и хочет ее исправить. Писательница Юлия Вознесенская рассказывает, как однажды к ней пришли совершенно незнакомые зэчки и сказали: «Мы знаем, ты верующая, расскажи нам про своего Христа».

Читайте также:  Можно ли уволиться без отработки если есть дети до 14 лет

«Счастье — это обретение смысла жизни. Значит, и счастье я обрела тоже здесь, в заключении», — это слова еще одной заключенной.

А вот дальше наша логика рисует радужные картинки: сел в тюрьму — прочел Библию — уверовал — стал другим человеком — вышел на волю, начал новую жизнь. Хорошая схема, но, к сожалению, не жизненная. Одна из добровольцев тюремного служения свидетельствует, что из трех человек, начавших с ней переписку, двое постепенно отошли от Таинств, когда оказались на свободе. «Я начну новую жизнь!» — пишут многие, многие этого искренне хотят. Но воли частенько не хватает.

Отчасти в этом виновата наша система исполнения наказаний, заточенная главным образом под то, чтобы наказать преступника — а дальше, что называется, хоть трава не расти. Еще хуже другое: в тюрьме атрофируется чувство ответственности. Есть режим, есть какое-то питание, одежда, медицинское обслуживание, каждый шаг подконтролен, расписан — и так человек живет годами. Так что свобода зачастую становится непосильным испытанием — необходимостью снова перестраиваться. К этой перестройке хоть как-то стараются помочь подготовиться те, кто пишет заключенным.

«Мне кажется, они как дети, — говорит Ольга Яковлева из Центра духовной поддержки православных общин в заключении при ПСТГУ. — Обижаются, например, очень легко». Обычное дело в письмах — требовательность, а то и наглость. Честно говоря, именно такое письмо побудило меня заняться этой темой и приступить к этой статье. Хорошее, написанное очень славным русским языком, цельное письмо, в котором откровенно сквозило едва сдерживаемое: «Есть мы, несчастные, есть вы, сытые, довольные и бессовестные. Вы обязаны помогать нам».

Как реагировать? «Когда начинаешь говорить с заключенным по-хорошему, по-доброму, все это разделение на «зэков» и «вольняшек», все претензии уходят, — говорит Ольга Яковлева. — Не нужно давать собой манипулировать, позволять давить на жалость. С заключенным надо разговаривать очень уважительно — впрочем: как и с любым человеком. Малейшая фальшь, презрение или страх безошибочно угадываются».

В тюрьме, по сути, созданы все условия для того, чтоб человек озлобился, замкнулся в себе, разучился доверять людям, верить в их бескорыстие, почувствовал себя униженным, одиноким. София Григорьевна Бобкова пишет: «Первое, с чем я столкнулась, когда начала в 1998 году переписку с заключенными, это необычайная жажда общения с человеком из мира, где человеческие отношения построены как-то иначе по сравнению с тем, что окружает людей там». Ответа всегда ждут — это глоток свежего воздуха, это хоть какая-то опора, знак, что хоть кому-то ты нужен. Рассказывают, что один заключенный повесился из-за того, что на его письма не пришло ни одного ответа. Правда это или нет — проверить невозможно. Но что точно можно проверить — это то, что в храмах и отделах по тюремному служению лежат неделями и иногда месяцами стопки писем, на которые некому ответить — не хватает рук. И желания…

Кому писать?

Можно поделить зэков на хороших и плохих, уголовников и единожды оступившихся, тех, кто в храм ходит, и кто не ходит, и переписываться «с хорошими». Наверное, это все равно, что брать из детских домов только здоровеньких и симпатичных детишек. Прекрасна, но не живуча иллюзия, будто вас ожидают лавры просветителя и духовного «учителя», за которым народ стройными рядами потянется в Царство Небесное. «Есть и трудные подопечные: и поверхностно верующие, есть просто жалующиеся на бедственное положение в материальном плане, — рассказывает София Григорьевна, — но не стоит ли нам ради вероятности спасения хотя бы одного грешника написать тысячу писем?»

Матерые уголовники, почти всю жизнь проведшие на нарах, бывает, способны измениться: «У меня 7-я судимость. Всю сознательную жизнь я здесь. Впереди не было ни просвета, ни надежды на жизнь нормальную. Кому нужен уголовник? На работу не устроиться, в общем, дорога была одна — назад, в лагерь… Но однажды в нашей камере появилась Библия. Прочел от нечего делать. Скажу честно — ничего не понял. Прочитал во второй раз, немного понятнее стало. Прочитал третий раз и читаю до сих пор. Мировоззрение стало меняться. Я пропал в обычной жизни, но в духовной могу спастись… Я не пойду больше в лагерь, даже если придется подохнуть с голоду…»

Последний бастион — страх. «Не бойтесь переписки с заключенными, — пишет Лариса Сергеевна Хрусталева, — это — бедные оступившиеся люди, которым просто не хватает доброго участливого слова и простого человеческого общения».

Самое распространенное опасение: «Допустим, ты пишешь верующему осужденному прекрасные письма, рассуждаешь о любви Христовой, а он освободится, приедет и будет справедливо желать, чтобы ему эту любовь явили. И что?» Тут есть ошибка. Цель переписки — поддержать, помочь настроиться на церковную жизнь и разобраться в ней, а не взять на себя ответственность за жизнь другого человека. Как правило, с выходом заключенного на волю переписка заканчивается. Но может и продолжаться. Бывают исключительные случаи, когда друзья по переписке становятся друзьями и по жизни.

Кто может писать?

Кто может заниматься тюремным служением? «Здесь нужны люди с любвеобильным сердцем, твердой верой, уравновешенные и спокойные. Нельзя привлекать экзальтированных особ и лиц, лишенных чувства долга», — пишет отец Глеб Каледа. Наверное, это должны быть люди зрелые, прожившие жизнь. Хотя не факт: средний возраст заключенных — 24 года, и один 26-летний катехизатор признался как-то: «Да, мы ровесники, но мне с зэками говорить о Боге легче, чем с людьми с улицы». И еще появилась новая, очень интересная тенденция: в Центре поддержки заключенных при ПСТГУ сейчас работают две матери, чьи сыновья «мотают срок». Прекрасный пример для других: вместо отчаяния эти женщины нашли свое дело, которое знают лучше многих.

Сами правила переписки с заключенными вырабатывались опытным путем. Прежде чем начинать, нужно ознакомиться с памяткой, которая есть, например, на сайте www.4prison.ru. Эти правила надо усвоить.

  • никто не указывает домашнего адреса на письмах, пишут: «До востребования».
  • Помощь заключается в основном в переписке и пересылке духовной литературы, в организации дистанционного обучения.
  • К материальным просьбам надо относиться спокойно: людям в колонии больше нужна духовная поддержка.
  • Не нужно привязываться к заключенному или позволять ему привязываться к вам.
  • Нельзя садиться писать письмо, если сам пребываешь в унынии или если у тебя нет времени.
  • Когда тебе задан сложный вопрос — лучше посоветоваться со священником, прежде чем писать ответ.
  • И, конечно, на такое дело, как тюремное служение, нужно иметь благословение духовника.

    Лучшей наградой за этот труд будут строки вроде тех, что прочитала в письме София Григорьевна Бобкова: «Читаю ваши письма и жить хочется. Жизнь становится ясной и теплой».

    Людям, в какой-то момент потерявшим себя, очень немного надо. Остаться человеком — очень серьезная потребность. И прекрасно, если в зоне работают по-настоящему хорошие, цельные люди — и таких немало (недаром зэчки одной из колоний называли свою надзирательницу «мамой»). А если нет? Наверное, никто не скажет об этой потребности в человеческом отношении лучше, чем бывшая политзаключенная, православная христианка Татьяна Щипкова:

    «В начале главы я назвала лагерь черной низиной: полной миазмов зла, — и это правда. Но тем удивительней: что и в этом страшном мире живут доброта, сочувствие, любовь. Там тоже люди, и им не чужды добрые чувства».

Читайте также:  Можно ли есть и пить при сдаче крови из пальца

Источник

Новичок в тюрьме или как первоходу правильно вести себя в хате. Тюремная иерархия

Тюремное заключение — серьезное испытание для любого человека, не привыкшего к замкнутому пространству и довольно специфическому обществу. Особенно жестоко оно для первоходов, то есть людей, отбывающих заключение в первый раз.

ИВС, СИЗО, судебное заседание, приговор, этапирование, карантин, поселение на зоне — на каждом из этих этапов возможны ошибки, приводящие к поистине катастрофическим последствиям. Совершив одно неправильное действие даже по незнанию, можно попасть в касту неприкасаемых («обиженных»), откуда в ряды «мужиков», а тем более «блатных», уже пути нет.

kak-pervokhodu-pravilno-vesti-sebya-v-khate

О тюремной иерархии

Тюремное общество глубоко иерархично. Это накладывает жесткие рамки на систему взаимоотношений осужденных. Прежде всего имеет значение «масть» заключенного:

  • Блатные.

Костяк тюремного сообщества, этакая местная элита. Блатные пользуются максимальным количеством привилегий, но и ограничений на них налагается тоже много. «По понятиям», им запрещается работать, подчиняться администрации, заниматься уборкой, а ранее ворам в законе даже нельзя было иметь семьи. Блатные придерживаются строгих правил, и если вы их выучите, проблем быть не должно. Эти люди заинтересованы в сохранении порядка в камере, и из их числа назначаются положенцы и смотрящие, призванные не допустить беспредела. С ними лучше обращаться уважительно, но без подобострастия.

  • Мужики.

Самый многочисленный класс, так сказать, народ. Мужики спокойно работают, живут по общим правилам и рассчитывают побыстрее вернуться на волю, в обычное общество. Если первоходу удается избежать ошибок на старте, как правило, он становится мужиком. Это идеальная позиция.

  • Обиженные (опущенные).

​ А вот это как раз люди, которые эти самые ошибки совершили (за исключением добровольных гомосекусуалистов или сидящих по статьям за изнасилование). Обычно это неправильно сказанные слова и определенные поступки (воровство у своих, донос администрации, общение с другими людьми из этой касты). Ранее ритуал «опускания» предполагал совершение гомосексуального акта с потенциальной жертвой, сейчас такое встречается редко и преимущественно на малолетке. В женских тюрьмах и колониях гомосексуальные связи и вовсе не табу.

  • Козлы (черти).

Пособники администрации, делающие для нее грязную работу в надежде на снисхождение. Быть частью этой группы низко, поэтому редко кто идет на сотрудничество с администрацией добровольно.

В каждой колонии, вне зависимости от режима, будь она «красная» (с жестоким авторитарным порядком от администрации) либо «черная» (с подобием этакого внутреннего воровского самоуправления) существует куда более разветвленная иерархия с массой нюансов, которые сразу и не видны.

Вывод — постоянно держать глаза и уши открытыми.

Как войти «в хату»

Это, пожалуй, самый сложный момент, выводящий первохода на стартовую позицию. Благо, сейчас администрация тюрем старается разместить заключенных по камерам в соответствии с «мастью». Это дает возможность избежать конфликтов с первых часов заключения, а новички могут изучить тюремные правила в относительно спокойной обстановке, без пресса авторитетов.

При первом входе как в камеру, так и в барак, наиболее важны:

  • Приветствие.

Лучше всего остановиться на нейтральном варианте типа «Добрый вечер», «Доброго здоровья», «Мир/вечер в хату». От панибратских приветствий, тем более с намеком на «масть» (типа «Привет, мужики» или «Здорова, пацаны»), лучше воздержаться.

  • Правильное поведение.

Не стоит занимать с ходу свободную «шконку» (кровать). Следует поинтересоваться, свободно ли здесь и можно ли расположиться. Кстати, в зоне не «спрашивают» в обычном смысле этого слова, а «интересуются» — это тоже лучше усвоить. Если вдруг под ноги вам бросят полотенце, поднимать его не нужно, просто перешагните. А если скажут, что эта хата для «петухов», сделайте вид, что испугались и пару раз стукните в дверь с требованием перевести вас в другую камеру.

  • Прописка.

​ Один бывалый осужденный рассказывал, что самая жесткая прописка — на малолетке, где беспредел смешивается с устаревшими блатными понятиями во взрывоопасной пропорции. За неправильное поведение на прописке могут даже опустить физически, причем с жестоким избиением. Во взрослых тюрьмах и зонах (конечно, в «правильных») теперь прописка сводится преимущественно к разговору. Нового заключенного спрашивают, кто он «по жизни», за что сидит и так далее. В роли инициатора опроса обычно выступает смотрящий.

Главное в тюрьме — много не болтать, избегать подробностей и не приписывать себе несуществующих криминальных заслуг — зона, как и воля, слухами полнится, и обман вскроется очень быстро. Будьте спокойны и вежливы, говорите правду — и разговор со смотрящим пройдет нормально.

Общие правила поведения новичка в тюрьме

Первые несколько дней лучше посвятить изучению тюремных правил и без особой на то необходимости ни с кем не общаться. Исключение — собственно смотрящий, которому можно и нужно задавать вопросы. Это расценивается положительно: человек хочет жить спокойно, с соблюдением неписаных правил.

Читайте также:  Можно ли похудеть но есть сахар

Прежде всего нужно запомнить главные постулаты:

  • Не общайтесь с человеком до выяснения его статуса.

​ Здороваться за руку в тюрьмах особо не принято, особенно с незнакомыми. Вдруг окажется, что этот человек — обиженный? С ними в принципе общаться не принято: нельзя прикасаться, сидеть за одним столом, пользоваться общими предметами. Вы можете отдать что-то обиженному из милосердия или в обмен на услугу, но к этой вещи уже прикасаться нельзя. Люди этой «масти» обязаны сами сообщать о своем статусе, дабы незнакомый человек ненароком не принял их за блатных или мужиков.

  • Никому не доверяйте.

Бывает, другие заключенные сами лезут в душу, дабы поразвлечься и вывести первохода на какой-нибудь «косяк». Это признак плохого тона, откровенничать не нужно. Можно даже сообщить об этом смотрящему, ведь навязчивый собеседник может оказаться «наседкой», то есть тайным осведомителем правоохранительных органов или тюремной администрации.

  • Не берите чужого.

​ Брать что-то чужое без разрешения категорически запрещено — это воровство у своих, то есть, крысятничество. Запомните: в тюрьме нет ничего «ничейного»! Если в чем-то нуждаетесь (сигареты, чай), попросите смотрящего выделить немного из общака (общего имущества). Но это придется вернуть как минимум в том же размере!

  • Поменьше говорите о сексе.

Одно упоминание об оральном сексе способно превратить честного мужика в обиженного. Поэтому вообще лучше не говорить о собственных сексуальных предпочтениях и опыте.

  • Не замыкайтесь в себе.

Это противоположная сторона медали: если вы не будете отвечать на вопросы и общаться в принципе ни с кем, это может быть расценено как высокомерие. Да и вообще замыкаться в себе, да еще и в таких условиях, губительно для психики.

  • Не играйте в азартные игры.

Даже если вы на воле слыли мастером покера, ни в коем случае не садитесь играть с сидельцами на интерес. Не факт, что с вами будут играть честно, а карточные проигрыши не прощаются. Если не сможете отдать долг или выполнить желание выигравшего, автоматически станете обиженным. Отказаться просто — достаточно элементарного «не хочу».

  • Делитесь.

Сегодня вам пришла передачка, и скоро ее не будет. Внесите что-то в общак, поделитесь с другими — человечность ценится везде, особенно там, где она в дефиците. Завтра помогут вам.

  • Умейте отстоять собственную позицию.

​Будьте вежливы, но не покорны. В конфликты постарайтесь не вступать, тем более не инициируйте их. Все хотят жить спокойно, с минимумом проблем. Однако если на вас будут конкретно «наезжать», требовать выполнения какой-то работы (например, уборки камеры вне очереди), вымогать деньги, сигареты или продукты, нужно дать отпор. Если вы правы, за вас заступятся остальные осужденные, можно призвать в арбитры и смотрящего.

  • Осторожно принимайте подарки.

Не стоит принимать презенты от других сидельцев, пока вы не убедитесь, что это делается из дружеских побуждений (а в этом в первые дни разобраться точно невозможно). Иначе в ответ от вас потребуют какую-нибудь услугу (убрать камеру, помыть посуду, постирать белье вместо «дарителя»), и вы сами не заметите, как превратитесь в «шестерку» (малоуважаемого слугу на побегушках).

Общение новичка с бывалыми заключенными

В данном случае самое главное — соблюсти паритет. С одной стороны, осужденный должен быть вежлив и уважителен с другими сидельцами, с другой — ни при каких условиях не терять чувства собственного достоинства, иначе он лишится уважения.

Импульсивные слова и поступки не приветствуются в принципе: за каждое слово придется отвечать. И если вы оскорбили человека незаслуженно, он имеет полное право дать отпор физически. А может и призвать смотрящего, что чревато переводом скандалиста и клеветника в ранг неприкасаемых.

Особенно следует быть аккуратным с матерными выражениями — они всегда воспринимаются как агрессия, даже если не направлены на конкретного человека. Если оскорбили вас лично (особенно если «послали» или назвали любым синонимом, обозначающим пассивного гомосексуалиста), нужно жестко «спрашивать», то есть драться. Даже если вы слабее физически, такое прощать нельзя. Синяки и раны заживут, а вот безропотное «глотание» оскорблений наложит жесткий отпечаток на все дальнейшее пребывание в местах заключения.

obshchenie-novichka-s-byvalymi-zaklyuchennymi

Некоторые слова и выражения, абсолютно невинные с точки зрения обывателя, в тюрьме и на зоне трактуются совершенно иначе.

Краткий ликбез:

  • «Петухи», «черти» и «козлы» — абсолютные оскорбления. Наверное, об этом знают все.
  • По аналогичной причине неприемлемым считаются все производные от слова «обижаться».
  • «Спрашивать» могут только за какой-то поступок, за который нужно «ответить». В тюрьме обычно интересуются чем-либо.
  • «Спасибо» лучше заменить на «благодарю» или «душевно», «пожалуйста» — на «по возможности» или «не во вред здоровью».

Тюремный жаргон обширен, привести в одной статье полный словарь по понятным причинам мы не можем. Постепенно этот специфический «сленг» усвоится.

Правила гигиены в местах лишения свободы

Правила личной гигиены в местах лишения свободы возведены практически в ранг религии. Первохода оценивают не только по заслугам и разговору, но и по чистоплотности. Это закономерно: в замкнутом пространстве любые нарушения гигиены ощущаются и обоняются особенно ярко.

После каждого посещения туалета следует тщательно мыть руки. Если заметят, что вы поздоровались с кем-то за руку, не совершив этой элементарной процедуры, могут призвать к ответу. Если вы уронили на пол какую-то вещь, ее нужно вымыть, а вот еду с пола поднимать уже категорически нельзя.

Нельзя есть, готовить пищу и чай в то время, когда кто-то находится в туалете. И напротив, если сокамерники сидят за столом, от посещения туалета нужно воздержаться. Ежедневно нужно мыть ноги, следить за чистотой вещей, проверять себя на наличие паразитов.

Соблюдая установленные правила, можно сделать месяцы или годы, проведенные в неволе, чуть более сносными. В тюрьмах в большинстве своем сидят обычные люди, и нужно научиться взаимодействовать с ними даже в экстремальных условиях.

Источник