Можно ли быть богатым в исламе
Содержание статьи
Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Можно ли мусульманину быть богатым?
Что говорит Ислам о богатстве?
Начало: Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): «А разве он не человек?!»
Многим из нас, наверное, знакомы распространенные стереотипы: религия не поощряет человека в стремлении к достатку, бедный человек более угоден Богу, чем богатый, поскольку богатство почти всегда нажито каким-то нечестным путем. Это правда или вымысел, действительно ли человеку верующему лучше жить в бедности, а не стремиться к обеспеченной жизни?
На самом деле религия предостерегает человека не от зарабатывания денег и накопления имущества как такового, а от опасностей, которые влечет за собой чрезмерная погруженность в мирские дела:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными припасами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха (для праведных людей) есть лучшая обитель» (сура «Али Имран, 3:14)
Стремление к богатству становится для некоторых людей таким сильным соблазном, что ради него они готовы пойти на обман и мошенничество, предавать друзей и родных, посягать на чужое имущество. И даже если человек зарабатывает на жизнь честным путем, увеличение достатка и любовь к роскошной жизни может заставить его забыть о своей душе, о благодарности Всевышнему, о помощи ближним.
Однако будет таким же заблуждением считать, что наиболее богоугодный и правильный образ жизни — это бедность. Бедность имеет свои искушения и соблазны: так, бедный человек склонен завидовать тем, кому повезло в жизни больше, чем ему; он может также соблазниться нечестным способом зарабатывания денег.
Бедность часто проистекает от лености, когда человек попросту не хочет прилагать усилия для поддержания своей жизни на достойном уровне, для получения профессиональных навыков и поиска хорошей работы. Бедность заставляет людей забывать о своем достоинстве, попрошайничать, унижаться перед богатыми приятелями, от которых они могут ожидать подарков и милостей.
Какой же выход из этой ситуации? Как правильно относиться к материальным благам?
Ключом ко всему служит умеренность и золотая середина. Человеку следует прилагать все усилия для поиска честного и надежного заработка, для повышения своих профессиональных навыков. Религия поощряет трудолюбие и порицает лень:
«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своим трудом» (Бухари).
«Рука, что сверху (дающая), лучше той, что снизу (берущей). Лучшая милостыня — та, которую ты даешь, имея материальный достаток» (Бухари).
Собственный, пусть и небольшой, заработок является защитой человека от унижения попрошайничества и нищенства, когда он сам может оказывать помощь неимущим, а не ждать милостей от богатых родственников и знакомых.
При этом нужно помнить, что богатство — это дар от Всевышнего. Кому-то Он дает в этой жизни больше материальных благ, а кому-то меньше.
«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает» (сура «Саба», 34: 39).
«Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к (Аллаху), если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то (добро), что они совершили, и будут они пребывать в покоях, находясь в безопасности» (сура «Саба», 34:37)
Наличие или отсутствие большого состояния ничего не говорит о качествах человека, поскольку приближают или удаляют человека от его Создателя не сами деньги, а наше отношение к ним. Существует очень мудрое высказывание, дошедшее до нас от праведных людей прошлого: «Держи богатство в руках, но не в сердце».
Всевышнему может быть одинаково угоден как состоятельный человек, заработавший свое имущество честным путем, который не презирает бедных, но, наоборот, расходует средства для помощи неимущим и нуждающимся; так и бедный человек, который, тем не менее, не жалуется на свое положение и не завидует, а продолжает трудиться для поддержания своей жизни и помощи своей семье.
Дуа для тех, кто хочет увеличить свой заработок
Из истории мы знаем, что, к примеру, царь и пророк Сулейман (Соломон), мир ему, был обладателем огромного состояния, однако был чрезвычайно аскетичным и богобоязненным человеком. Богатство не заставило его забыть о своем Господе и стать неблагодарным.
Среди сподвижников Пророка (мир ему) были как Абу Хурайра, которому не принадлежало ничего, кроме той одежды, что была на нем, так и такие люди как Абу Бакр или Усман (да будет доволен ими всеми Всевышний), имевшие большое богатство. Лучшие люди, как говорится в хадисе, — это те, кто умеет соблюдать баланс между материальным и духовным, между вечным и преходящим:
«Лучшие из вас — это те, кто не оставляет мирское ради вечного, и вечное ради мирского. Лучшие — те, кто не становится бременем для других» (хадис приводит имам Суюти в «Джами ас-сагыр»).
Итак, верующий человек — это не обязательно бедный и неимущий. Бедность не всегда приближает к Богу, а богатство не удаляет человека от Него. Правильное отношение к имуществу состоит в умении правильно расставить приоритеты: человеку не запрещено стремиться к достойной жизни, к тому, чтобы обеспечить себя и своих близких всем необходимым.
Но при этом следует избегать всех соблазнов материального мира — не стать черствым, эгоистичным, корыстолюбивым, жадным. Если Всевышний наградил вас достатком, поблагодарите Его и расходуйте свое имущество разумно, не забывая о помощи бедным. Если же, наоборот, ваши дела идут не очень хорошо, не впадайте в отчаяние, а продолжайте трудиться, проявляйте терпение и не завидуйте другим. Тогда Он будет доволен вами.
Поучительная история для тех, кто хочет разбогатеть >>
Анна Кобулова
Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Дела, которые наиболее любимы Аллахом
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Разрешает ли Ислам быть богатым?
В нашем обществе существует определенный стереотип, что если человек пришёл к вере, начал исповедовать должным образом религию, то ему непрестало заниматься делом, которое может приносить хороший доход. А если доход серьезный и его финансовый статус начинает выражаться визуально в виде благ этого мира, то, у некоторых людей могут возникнуть сомнения в том, что данный человек действительно верующий и богобоязненный. Конечно, у этого стереотипа есть основа, предполагается, что верующий человек должен быть бедным, так как богатство мешает ему искренне верить, увлекая его за собой в дебри дуньи.
Лихое первоначальное накопление капитала в период ранней независимости нашей страны заложило в сознании людей, что бизнес не соответствует религиозным нормам и по свой сути греховен. В настоящее время, это убеждение отчасти выветрилось, но осадок остался и продолжает влиять на суждения о том могут ли бизнес (коммерция) и религия сосуществовать в одном человеке не нарушая принципы друг друга?
Несомненно, могут. Более того, религия Ислам приветствует занятие дозволенным делом, которое позволяет жить в достатке и хорошо выглядеть. Ат-Тирмизи и аль-Хаким передали со слов Ибн ‘Амра, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Поистине, Аллах любит видеть признаки Своей милости на рабах».
Ан-Насаи передал со слов Малика ибн ан-Надлы:
«Однажды я присел возле Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и на мне была изношенная одежда. Он спросил: «У тебя есть имущество?» Я ответил: «Да, о Посланник Аллаха, какое угодно». Он сказал: «Если Аллах одарил тебя имуществом, пусть это будет видно по тебе»».
Са’ид бин Мусайаб сказал:
«Нет блага в том, кто не собрал дозволенное богатство, не выплатил закят из своего богатства и не сохранил свою совесть богатством».
Факих со своим иснадом передал от Сабита Банани, который сказал:
«До нас дошло следующее: «Здоровье состоит из десяти частей, девять из них в молчанье, одна часть в сохранении языка. Поклонение тоже состоит из десяти частей. Девять из них в заработке на жизнь, одна часть в поклонении».
Однако, Ислам предостерегает от того, что бы заработок и накопление средств, как и внешние атрибуты богатства питало наш нафс (эго). К сожалению, некоторые люди, дорвавшись до высоких доходов не просто питают нафс, но он позволяют ему объедаться, а сущность непроработанного нафса такова, что он страдает от неизлечимой булимии, и сколько бы не ел никогда не может наестся. Поэтому, мусульманину ведущему свое дело и получающего с него высокий доход необходимо внимательно отслеживать в себе попытки нафса вызвать такие болезни сердца как высокомерие, показуха или хуже того гордыня. Подробнее об этом в наших циклах уроков: «Ихъя улюм ад-Дин».
Передано от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:
«Тот, кто зарабатывает дозволенные мирские блага, чтобы не обращаться к кому бы то ни было с просьбами, накормить свою семью и помочь своему соседу, в Судный день воскреснет со светлым лицом подобным луне в ночь полнолуния. Тот, кто зарабатывает дозволенные блага этого мира ради увеличения своего имущества, похвальбы и впечатления, в Судный день встретит Аллаха разгневавшимся на него».
Ислам предостерегает мусульман от того, что бы строить свой бюджет на подаянии. Если человек в состоянии, то ему лучше работать, даже если это скромный труд за скромную плату чем опускаться до постоянного испрашивания средств у других людей.
Умар бин Хаттаб (р.а.) сказал: «О факиры (бедняки), поднимите свои головы, займитесь торговлей, поистине, путь открыт. Не обременяйте людей».
Если же человек не может заставить себя работать и намерен жить подаянием, то рискует не выйти из бедности.
Джабир (р.а.) передал от Посланника Аллаха (мир ему), который сказал: «Тому, кто откроет для себя дверь просьбы, Аллах Та’аля откроет дверь бедности. Того, кто сохранит себя от обращения к людям, Аллах Та’аля его сохранит. Того, кто старается быть уважаемым, Аллах Та’аля сделает уважаемым. Для любого из вас взять свою верёвку, а потом отправится в степь, собрать дрова и продать их за одну чашку фиников будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, но могут и отказать».
Передано от нашего Пророка (мир ему), который сказал: «Пусть для вас будет обязательным изготовление тканей, ибо ваш отец пророк Ибрахим (мир ему) был ткачем».
Абу Хурайра (р.а.) передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Закария (мир ему) был плотником».
Шакик бин Ибрахим о словах Всевышнего Аллаха:
«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает…» (42:27)
— сказал: «То есть если бы рабы Аллаха, не занимаясь ремеслами, получали бы свое пропитание от Аллаха, то они распространили бы на земле нечестие и творили бы беззаконие. Они не распространяют нечестие благодаря тому, что Всевышний Аллах сделал их занимающимися различными ремеслами».
Авам бин Хаушаб передал от Абу Салиха, который сказал: «’Умар (р.а.) велел нам быть тремя друзьями: «Пусть один из вас приобретает, второй продает, а третий выходит на сражение».
Таким образом, религия Ислам, благоволит мирским делам, обретению профессии, заработку средств. Ислам не порицает стремление не только зарабатывать, но добиться высоких доходов если богатство, а также статус и положение в обществе приобретено/получено дозволено и используется правильно, в том числе выплачивается закят, садака, и оказываются другие виды благотворительности (так как это очищает имущество) и не приводят к высокомерию, показухе и гордыне, а также к другим болезням сердца.
Источник
5 способов разбогатеть согласно Корану
Режим самоизоляции ухудшил материальное положение многих из нас. Как же обрести достаток, поправив финансовое состояние? Желание обрести мирские блага является чертой, присущей человеку. В этом нет ничего порицаемого, если стремиться к ним дозволенными путями и расходовать полученные средства на дозволенные цели. Более того, Господь в Коране упоминает о путях обретения удела.
1. Необходимо искренне раскаиваться в своих прегрешениях и упущениях
Раскаиваясь, человек очищается от грехов, что становится причиной ниспослания ему благ как в мирской жизни, так и в вечной.
…اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا * يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُم مِّدْرَارًا وَيُمْدِدْكُم بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَيَجْعَل لَّكُمْ جَنَّاتٍ وَيَجْعَل لَّكُمْ أَنْهَارًا
«…Попросите же у своего Господа прощения за неверие и неповиновение. Поистине, Он прощает грехи вернувшимся к Нему кающимся. Он низведёт вам с неба обильный дождь и наделит вас имуществом и детьми, являющимися украшением этой жизни, и одарит вас садами, чтобы вы ими наслаждались и пользовались их плодами, и устроит вам реки, чтобы вы поливали растения и поили скот» (смысл 10-12 аятов суры «Нух», тафсир «аль-Мунтахаб»).
2. Проявлять богобоязненность
Богобоязненность (таква) — это когда в сердце человека нет ничего, кроме Бога. Господь назвал богобоязненность лучшим припасом для вечной жизни. Оно же становится причиной обретения мирского удела.
…وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا * وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ…
«…Тому, кто страшится Аллаха, исполняя то, что Он приказал, и отказываясь от того, что Он запретил, Аллах даст добрый выход из любого трудного положения, и наделит его уделом, откуда он и не ожидает…» (смысл 2-3 аятов суры «ат-Талак», тафсир «аль-Мунтахаб»).
3. Выражать благодарность Всевышнему
Чем больше раб Божий благодарит Господа за ниспосланные ему блага, тем больше благ он обретает. В этом проявляется огромная милость Аллаха к Своим рабам.
وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ
«Вспомните, о потомки Исраила, то, что возвестил вам ваш Господь: «Клянусь Аллахом, если вы будете благодарны за то, что Я спас вас, и за другие милости, которые Я оказал вам, и будете тверды в вере и послушании Мне, Я окажу вам ещё больше милости. А если вы не будете благодарны за милости, не уверуете и ослушаетесь Меня, то Я мучительно накажу вас. Поистине, неверным будет великое наказание от Меня»» (смысл 7 аята суры «Ибрахим». Тафсил «аль-Мунтахаб»).
4. Расходовать средства на благие дела
Когда мы расходуем средства на благие поступки — это открывает врата благодати (баракята). Поэтому говорят, что расходование средств на благое не уменьшает наш удел, а напротив увеличивает его.
قُلْ إِنَّ رَبِّي يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَيَقْدِرُ لَهُ وَمَا أَنفَقْتُم مِّن شَيْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهُ وَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ
«Скажи (о пророк!): «Мой Господь увеличивает удел или уменьшает его тому, кому Он пожелает из Своих рабов. То, что вы расходуете на пути истины и на добрые деяния, Он вам возместит. Поистине, Аллах — хвала Ему Всевышнему! — лучший из дающих!»» (смысл 39 аята суры «Саба’», тафсир «аль-Мунтахаб»).
5. Создать семью, совершив бракосочетание
Создание семьи становится причиной ниспослания удела. Когда мужчина и женщина соединяются узами брака, Господь ниспосылает им блага.
وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ إِن يَكُونُوا فُقَرَاءَ يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«Помогайте людям избежать прелюбодеяния и всего ведущего к этой мерзости. Поэтому соединяйте браком неженатых мужчин и незамужних женщин и праведных из ваших рабов и рабынь. Пусть недостаток не будет причиной, препятствующей браку. Поистине, Аллах дарует надел для хорошей жизни тем, кто желает хранить своё целомудрие. Щедрость Аллаха велика, и не отяготит Его обогащение людей. Ведь Он знает намерения людей, и Его знание объемлет всякую вещь во Вселенной» (смысл 32 аята суры «ан-Нур», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Рамис Сафиуллин
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: vectorstock.com
Источник
Как стать богатым согласно Корану и Сунне?
Стремление к богатству и обретение мирских благ присуще только людям. Строят карьеру, ищут работу с высоким доходом и добиваются каких то еще дополнительных источников дохода, и этого всеравно бывает мало.
Порою гоняясь за мирскими благами человек забывает про Всевышнего Аллагьа, забывает что только Он одаривает уделом, только он в силах дать богатству человеку, не президент, ни банк, ни ваш шеф на работе. Все в этом мире во власти Всевышнего Аллагьа.
Всевышний Аллагь в Священном Коране ясно указывает какие методы существует для обретения благого удела, сулит увеличить имущество при соблюдении определенных условий. Так же об этом говорится и в хадисах Пророка Мухаммада (с.а.в).
1. Бойся Всевышнего Аллагьа
Всевышний Аллагь в Коране говорит (смысл):
«…Тому, кто страшится Аллаха, исполняя то, что Он приказал, и отказываясь от того, что Он запретил, Аллах даст добрый выход из любого трудного положения, и наделит его уделом, откуда он и не ожидает…» (смысл 2-3 аятов суры «ат-Талак»).
2. Будь терпелив (Сабур — ключ от Рая)
Пророк Мухаммад (с.а.в) сказал:
«Как удивительно положение верующего, все его положения являются благом для него, и никому этого не дано, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, то он сразу начинает благодарить Аллаха и это становится благом для него. И если с ним случается горе, а он проявляет терпение, то это становится для него благом» (хадис передал имам Муслим).
3. Уповай на Всевышнего Аллагьа
Пророк Мухаммад (с.а.в) сказал:
«Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так же, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными» (имамы ат-Тирмизи, Ахмад и др.).
4. Будь благодарен Всевышнему Аллагьу
Всевышний Аллагь в Священном Коране говорит (смысл):
«Вспомните, о сыны Исраила, то, что возвестил вам ваш Господь: «Клянусь Аллахом, если вы будете благодарны за то, что Я спас вас, и за другие милости, которые Я оказал вам, и будете тверды в вере и послушании Мне, Я окажу вам ещё больше милости. А если вы не будете благодарны за милости, не уверуете и ослушаетесь Меня, то Я мучительно накажу вас. Поистине, неверным будет великое наказание от Меня»» (смысл 7 аята суры «Ибрахим»).
5. Расходуй полученные средства на пути Всевышнего
В Священном Коране Всевышний Аллагь говорит (смысл):
«Скажи (о пророк!): «Мой Господь увеличивает удел или уменьшает его тому, кому Он пожелает из Своих рабов. То, что вы расходуете на пути истины и на добрые деяния, Он вам возместит. Поистине, Аллах — хвала Ему Всевышнему! — лучший из дающих!»» (смысл 39 аята суры «Саба’»).
6. Укрепляй родственные узы
В хадисе Пророка Мухаммада (с.а.в) говорится:
«Кто хочет, чтобы раскрылся перед ним удел этой жизни и продлились его годы, пусть соединяет родственные узы» (имамы аль-Бухари и Муслим).
7. Помогай нуждающимся
В хадисе Посланника Аллагьа (с.а.в) сказано:
«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Господь избавит от одной из печалей Дня воскрешения. Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Всевышний облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином. Того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. И Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока сам раб оказывает помощь своему брату…» (имам Муслим).
8. Совершай хадж и умру
Пророк Мухаммад (с.а.в) сказал:
«Чередуйте хадж с умрой, ибо, поистине, они изгоняют бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех выдувает окалину из железа, золота и серебра, а за безупречный хадж не будет иного воздаяния, кроме Рая» (имам ат-Тирмизи).
9. Избегай прелюбодеяния посредством бракосочетания
Всевышний Аллагь в Священном Коране говорит (смысл):
«Помогайте людям избежать прелюбодеяния и всего ведущего к этой мерзости. Поэтому соединяйте браком неженатых мужчин и незамужних женщин и праведных из ваших рабов и рабынь. Пусть недостаток не будет причиной, препятствующей браку. Поистине, Аллах дарует надел для хорошей жизни тем, кто желает хранить своё целомудрие. Щедрость Аллаха велика, и не отяготит Его обогащение людей. Ведь Он знает намерения людей, и Его знание объемлет всякую вещь во Вселенной» (смысл 32 аята суры «ан-Нур», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Придерживайтесь этих 9 условий, и Ин ша Аллагь Всевышний одарит своего богобоязненного смиренного раба уделом, откуда он даже не представляет.
———————————————————————-
Понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь.
(Наш канал в Телеграм: https://t.me/zen_muslim)
———————————————————————-
Читайте также:
Источник