Можно ли быть богатым православным
Содержание статьи
Можно ли христианину быть богатым? Что говорил Христос о богатстве
Иисус жил до 30 лет в городе Назарете в доме своего названного отца Иосифа, который был плотником. Там же жила и Мария — мать Иисуса.
В 30 лет Иисус покинул дом, чтобы начать свою проповедническую деятельность. У него появляются ученики, вместе с которыми Иисус ходит по городам Израиля.
Где же Он останавливается, чтобы пообедать, отдохнуть и переночевать?
Когда один из учеников вдохновился Его учением и сказал, что последует за Господом, куда бы Он ни пошел, Иисус так ответил ему: » лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову»…(Лк, 9:58)
Да, Иисус не имел своего дома. Возможно первое время он ночевал в домах учеников.Также Он вместе с учениками вероятно, останавливался в домах женщин, которые ходили за ними и служили им «своим имением», т.е предоставляли им стол и кров. А некий человек предоставил Господу с учениками свою горницу в Иерусалиме, где и состоялась Тайная вечеря — последняя совместная трапеза Иисуса с Его учениками…
Таким образом, уже тогда сложилась малая община близких по духу людей, в центре которой стоял Иисус. И для этой общины нужно было не только Слово Господа, но и какие-то минимальные материальные блага — продукты, одежда, ночлег.
Мы знаем из Евангелий, что ученики собирали пожертвования от народа, перед которым Господь проповедовал. Был специальный ящик для таких пожертвований и его носил и им распоряжался…Иуда, который потом предал Господа. Но это не значит, что эти деньги сделали его предателем. Видимо, он изначально имел в себе страсть сребролюбия, поэтому и нашел в общине занятие по своей склонности. Но, в любом случае, кто-то же должен был это делать! Везде нужен казначей, кассир — человек, отвечающий за финансы общины.
Также потом апостол Павел в своих миссионерских путешествиях собирал деньги на новые христианские общины.
Что же говорил Христос о богатстве и богатых людях?
«Трудно богатому войти в Царствие Небесное…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши….» (Мф, 19:23-924).
Некоторые толкователи говорят, что под игольными ушами имелись в виду одни из ворот в стене города Иерусалима, которые так назывались из за узкого прохода.
Но, тем не мене, действительно — трудно! Ведь Царство Небесное — это любовь, радость, свобода. А богатый человек полностью погружен в заботы о своих деньгах — куда их выгодно вложить, как не потерять, как бы воры не украли или пожар не унес и т.д. А сейчас богачи вообще не знают покоя и все время трясутся за свои миллионы и следят за всякими котировками на финансовых рынках, ведь падение курсов может в одночасье лишить их богатства! Какое уж тут Царствие Небесное!
Но, тем не менее, в окружении Христа были по настоящему богатые люди.
Это, например, Никодим-тайный ученик Христа, который занимал высокую должность члена Синедриона и не мог открыто приходить ко Христу, а слушал Его по ночам в домах, где останавливался Христос с учениками. Несомненно, Никодим был богатым человеком при такой должности. И Христос не изгнал его, а говорил с ним о тайнах Царства!
Другим известным богатым человеком был Иосиф Аримафейский, который был последователем Христа и принес на Его погребение большое количество драгоценного мира для помазания тела Господа и десятки метров самого качественного полотна, чтобы завернуть пречистое тело Учителя. Все это стоило очень дорого.
Начальник синагоги Иаир, который послал за Христом, прося исцеления его умирающей дочери, тоже несомненно был богатым человеком. И Христос не сказал ему: ты богат, позови лучших врачей, купи самые лучшие лекарства! Нет, он пришел к нему в дом и вернул девочку к жизни.
Начальник мытарей Закхей, в доме которого обедал Христос, был также богат, т.к. мытари — это сборщики налогов, которые и в те времена брали с людей больше, чем полагалось, и клали себе в карман. А Закхей был их начальником — это крупный чиновник, равный нашему главе налоговой инспекции, и конечно, ему «все несли». Но после встречи с Христом Закхей поклялся, что отдаст половину своего имения нищим, а если кого чем обидел, воздаст вчетверо! (Лк , 19, 1-10)
Это все были очень богатые люди того времени. И Христос не ругал их за богатство, потому что они, говоря современным языком, занимались благотворительностью, и их богатство служило людям и помогало Христу проповедовать и распространять божественное учение.
Значит, все же не само богатство зло и грех, а отношение к богатству и деньгам может стать грехом?
Христос также сказал: «Никто не может служить двум господам…не можете служить Богу и маммоне»(Мф, 6:24)
И это очень верно! Когда человек служит золотому тельцу, ставит его на место Бога, считает, что он с такими деньгами всемогущий и может купить весь мир, вот тогда да — богатство — это плохо!
Также в Евангелии сказано :»… и от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут»(Лк, 12:48)
Вот, пусть эти слова остановят всех осуждающих богатых людей!
На человека, которому дано много денег — миллионы и миллиарды долларов (да даже и не миллионы, а просто если у человека есть больше, чем у других) — лежит огромная ответственность — как распорядиться этими деньгами. Если он просто будет бесконечно копить деньги для себя, то он мертв и деньги его мертвы! А самое главное, мертва его душа!
А если богач приносит пользу обществу и людям с помощью своих денег, значит Господь не осудит его.
В истории России были богатые люди, которые сделали много добрых дел. Это купцы-старообрядцы, среди которых были и промышленники и банкиры. Это известные фамилии: Кузнецовы, Мамонтовы, Морозовы и многие другие. От них зависело процветание и благополучие страны, и в их руках были сосредоточены основные богатства России. Они были благотворителями, меценатами, строили больницы, школы, приюты. Они развивали экономику России и помогали бедным людям. И все они были глубоко верующими людьми.
Я считаю, что это идеал богатого человека.
Но, конечно, есть и другой путь служения Христу и он быстрее и где-то легче, об этом пути и пишут святые отцы — раздать все свое имущество и последовать за Христом. Это путь монашества.
Монах, принимая постриг, даёт три обета: 1. Послушание (смирение, победа над своим ЭГО), 2. Нестяжание (бедность) и 3. Целомудрие (быть одному, не иметь семьи, детей, физической любви. Полностью отдать себя — и душу и тело — Богу).
Этот путь по своему труден.
Также многих смущает вопрос богатства храмов и монастырей, а также церковных иерархов, у которых есть дорогие автомобили, особняки и даже самолёты и яхты.
Ну, во-первых, все это имущество не является собственностью конкретного лица — это принадлежит Церкви в целом и предназначено для представительских целей, хотя, не спорю, можно и поскромнее. А благолепие храмов — все эти золотые купола, мраморные полы, бархат облачений, серебро, золото, драгоценные камни и прочее, я считаю, должны быть — для торжества. Также, как и простые деревянные церкви. Должно быть и то и другое.
Когда христианство только приходило на Русь, именно благолепие, красота, богатство, как прообраз Царствия Божия, сыграли важную роль в принятии новой веры.
Было много людей бедных, не видевших никогда такого великолепия . А, приходя а храм, они видели все богатство и великолепие княжеских и царских дворцов, в которые их никогда бы не пустили, а Бог открыл перед ними двери своих чертогов. В этом тоже есть глубокий смысл: изобилие и богатство мира — для всех!
И все стоят в храме рядом — богатые и бедные. Потому что перед Богом все равны!!
Фото взяты из Яндекс-картинки
Источник
Можно ли православному быть успешным и богатым?
В современном обществе существует немало стереотипов, касающихся образа и поведения православного человека. Один из них -православному грешно стремиться к достатку и успеху. Считается, что верующий — забитый тихоня без материальных стремлений в жизни. Но такими ли хочет видеть нас Господь?
Про христиан очень интересно рассуждал один неизвестный автор II века. Он написал послание к язычнику Диогнету, в котором защищал христианство и христиан. В произведении есть такие интересные слова: «Их жизненный путь проходит по земле, но они — граждане неба… Подчиняясь установленным законам, они своим образом жизни превосходят их. Одним словом, христиане в мире суть то же, что душа в теле». Получается, что христиане пребывают в настоящем времени, но смысл их жизни находится за ее пределами.
Внешне православный человек ничем не отличается от других. Но настоящего верующего выделяет нечто невыразимое словами, то, что апостол Петр называл «внутренним сердца человеком в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3:4). Значит, и отношение христианина к земным благам отличается от взгляда людей нецерковных.
Богатство и успех в Библии
Тема успеха в Библии очень хорошо обозначена в 1 псалме Давида. Муж (человек), который не ходит (держится подальше от) нечестивых и размышляет о законе Господнем день и ночь, будет «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3).
В Ветхом Завете связь между успехом и достатком в сознании людей более чем прямая: богат — значит, праведен, любим Богом. Новый Завет добавляет в тему новые грани. В притче о богатом и Лазаре, согласно церковной традиции толкования, богач был осужден на муки не из-за богатства, а из-за того, что не делился своим достатком, забыв, что это тоже дар Божий.
Иногда новоначальных смущает место в Евангелии от Луки, которое в некоторых переводах звучит как «блаженны нищие» (Лк. 6:20). И далее у Луки идет обличение богатых. Хотя в других переводах этого Евангелия появляется добавление «духом», включая церковнославянский.
При этом, если мы обратимся к параллельному месту в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея, мы встретим однозначное «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), то есть смиренные, а не те, чей дух беден.
Так есть ли в самих деньгах грех? Разрешить это противоречие может объяснение преподобного Ефрема Сирина: ««Горе вам, богатые» (Лк.6:24). Заметь, что Господь не окончил (Своей речи) этим словом, дабы не прилагали сие (изречение) ко всем богатым. Подобно тому, как, сказав: «блаженны нищие в духе своем» (ср. Мф.5:3), прибавкой «в духе своем», указал, что это слово не должно быть распространяемо на всех (бедных); но говоря: «горе вам, богатые» (Лк.6:24), — обозначил тех, которые ничего иного, кроме богатства, не ищут».
Если вспомнить также похожие места из Евангелия, то становится ясно, что Господь призывает «Богатеть в Бога» (Лк. 12:21) и не опираться на деньги : именно надеющемуся на богатство «трудно войти в Царствие Божие» (Мк. 10:24). А притча о талантах (хотя, конечно, понятно, что она не столько о деньгах, сколько о способностях) напоминает, что каждому <дается> по силе его (Мф. 25:15), по тому, сколько человек может вместить.
Деньги и успех: зло или добро?
Стремление к успеху — это заложенное Богом движение к совершенствованию. Деньги часто, хотя и не всегда, выступают мерилом успеха. Достигать вершин в профессиональной деятельности — хорошее стремление, лишь бы оно не обладало человеком. Но при этом Господь не дает никаких гарантий. Можно стремиться к достатку и карьерным вершинам, но деньги и успех так и не будут приходить.
Верующему человеку важно разобраться с целью своих стремлений. Если деньги и высокое положение ему важны из тщеславия и превозношения над ближними, то, конечно, это не христианский подход. Но если человек своей деятельностью хочет прославлять Бога, думать о служении Ему, то, конечно, Господь благословит такое намерение. А для некоторых людей успех и богатство могут стать испытанием… В определенном смысле христианское понимание успеха — это святость. Святые были успешны, потому что достигли вершин духовной жизни, тесного единства с Богом.
Конечно, и деньги сами по себе не являются ни добром, ни злом. Они всего лишь инструмент. Другое дело, как мы будем их использовать. Если достаток нажит греховным трудом — это одна ситуация, а если заработан честно и уходит в том числе и на добрые дела — это другой случай. Как таковое стремление заработать и обеспечить себе достойное существование не является грехом. Деньги нужны для того, чтобы поддержать свое здоровье, обеспечить себе необходимый отдых, заняться саморазвитием, помочь детям встать на ноги.
Грех же связан с чрезмерной надеждой на деньги, когда человек прилепляется к деньгам, постоянно думает о приумножении или боится что-то потерять. «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). Другой вопрос, что малоимущие тоже очень привязаны к деньгам, внутренне зависимы от них, постоянно считают свои расходы. Поэтому хорошо, конечно, как и везде в жизни, чтобы в материальных вопросах был баланс. Чтобы человеку хватало на насущные нужды и он мог не переживать о заработке на необходимое.
При этом история знает хорошо обеспеченных святых: святители Василий Великий и Григорий Богослов, великомученица Екатерина, преподобномученица Евгения, которые происходили из знатных семей. Богатство — дар Божий (даже в языке это видно, что слова «Бог» и «богатство» однокоренные), поэтому в вопросе денег и достатка все зависит от отношения человека
Так можно ли православному быть успешным и богатым? На мой взгляд, можно и нужно. Счастливый, обеспеченный христианин — хороший миссионер. Он занимается любимым делом, помогает нуждающимся, заражает окружающих счастьем и показывает на своем примере, что православие — живая вера, которая преображает людей.
«Сущность христианства в соединении вечности и времени, неба и земли, божественного и человеческого, а не в отделении от времени, от земли, от человеческого. Временное, человеческое должно быть не отрицаемо и отвергнуто, а просветлено и преображено»
(Н. А. Бердяев).
Автор: Евгения Новосельцева
К другим новостям
22.04.2021
Личная жизнь или безопасность
Цифровая эпоха даёт нам безграничные возможности в развитии, лёгкий и быстрый доступ ко всей имеющейся…
Далее 18.04.2021
Понимание Библии
Вера — это драгоценность, которую мы приобретаем непонятным, порой даже загадочным образом. У кого-то она…
Далее 16.04.2021
Десять лет назад я ушла из церкви протестантов-пятидесятников. Часть 2
В предыдущей части Светлана Дакалина рассказывала о своей жизни в протестантской общине. Лидеры церкви…
Далее 13.04.2021
Выходные в Ростове Великом и Плесе
— Маш, привет. Какие планы на выходные? — Привет, Насть. — Я хочу поехать в Плёс, давно мечтала увидеть…
Далее
Источник
Богатство
Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 — о деньгах. Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст — вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.
Авраам отдает завоеванные богатства Анеру, Эшколу, Мамрию и царю Содомскому. Северный купол; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.
Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то богатство на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.
Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете
Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω — см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22)[1]. Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова[2]. Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.
Источник богатств — Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня — земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).
По отношению к людям слово «богатство» нередко стоит в одном ряду со «славой»[3], «обилием»[4], «мудростью»[5], «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», — сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).
Гостеприимство Авраама. Южная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.
Земное богатство — это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук — разорение, а от прилежных — богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19).
Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, — в доме его будет обилие и богатство», — пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница — не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство — падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).
Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но — доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» — и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).
На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих — была для иудеев далека.
«Горе богатым» в Новом Завете
В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).
Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога — богатство «благодати» (χάριτος — см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος — см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης — см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).
Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).
Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в любви для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.
Итак, надо всё продать и стать нищим?
Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.
В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).
Притча о богатом юноше.
В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).
Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, — хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).
И в Новом Завете безумными являются богатый фермер, построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).
Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).
Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8-11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, — пишет он Тимофею, — богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17-18)[6].
Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.
Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому[7], пьянице[8], ведущему распутный образ жизни[9], злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).
Итак, корень всех зол — не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку любовь к стяжанию — сродни идолослужению (см.: Кол. 3: 5).
Может ли богатство быть добродетелью?
Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».
Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.
В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.
То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).
В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», — писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), — постоянно говорил Христос.
Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.
Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 35)
Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).
Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности — без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, — писал апостол, — кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).
Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых — сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).
Щедрость для богатых и бедных — особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых — Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.
По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая — давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник — см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая — давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» — Лк. 6: 30); третья — самому выискивать нуждающихся и организовывать дела благотворительности («приобретайте себе друзей богатством неправедным» — Лк. 16: 9).
«Посему, кто владеет собственностью, — замечает Климент Александрийский, — и золотом, и серебром, и домами, — как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».
Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. Богатство — это не норма дохода на душу населения, а — превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком — получит награду, а нерадивый — потеряет и то, что думает иметь.
Источник