Можно ли быть безгрешным
Содержание статьи
Можно стать безгрешным, но – не насильно
Архимандрит Андрей (Конанос)
Когда искушения не страшны
Когда сердце согрето огнем Божественной любви, не страшны любые искушения. Потому что любое искушение «растает» под лучами этой любви. Приблизившись к душе, оно исчезнет.
Представьте: диавол подбирается к человеку, который постоянно (именно постоянно!) повторяет про себя: «Господи Иисусе Христе, я люблю Тебя! Боже мой, Избавитель мой, помилуй меня!» Разве может диавол что-то сделать с душой того, кто целый день так говорит? Как искушению проникнуть в эту душу? С какой стороны? Подумайте.
Когда душа защищена Иисусовой молитвой, искушение не может причинить ей вреда. Оно проникает внутрь только в том случае, если «форточка» открыта — если в душе холод и мороз. А горячей молитвы, горячей любви, Божественной любви диавол не переносит. Поэтому и нужно непрестанно повторять: «Господи Иисусе Христе, Избавитель мой, помилуй меня!»
Главное — вернуться к Богу
Один человек как-то пришел ко мне и сказал:
— Отче, я согрешил!
Я спросил его:
— А ты помолился?
— Да как же можно молиться, если согрешил?
— В таком случае, дитя мое, ты согрешил дважды. Сначала совершил грех, а затем отдалился от Бога. А надо было сразу же вернуться к Нему, в тот же вечер, в тот же миг! Прибежать к Нему и сказать: «Господи, я снова люблю Тебя!» Диавол тут же испарится. Но дело даже не в нём. Главное — вернуться к Богу.
Именно этого не сделали Адам и Ева. Да, они согрешили. Что поделать — люди, расслабились, увлеклись. Согрешили, да. Но можно было обратиться к Богу и сказать: «Ох, Господи Боже наш, как же мы могли забыть про Тебя, про Святую Троицу? Прости нас!» И Господь распахнул бы им Свои объятия со словами: «Идите ко Мне, дети Мои! Вы еще в самом начале пути и потому совершаете ошибки. Но раз вы покаялись, идите сюда! Я прощаю вас!»
Вместо этого Адам и Ева спрятались от Бога, а затем начали оправдываться и искать виновника: «Это она виновата! Это диавол виноват!» А ведь можно было просто сказать: «Господи! Наше грехопадение случилось потому, что любовь к Тебе охладела. Мы забыли про Тебя, и грех вошел в нас, увеличился и вырос — потому что мы потеряли Тебя».
Начинаем заново
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на своих грехах, постараемся отдать сердце молитве, Господу. И начнем подвизаться заново. Да, мы все согрешаем по тысяче раз на дню, и потому необходимо постоянно молиться Богу, постоянно! И не отчаиваться. «Господи, я люблю Тебя! Да, я грешу, но продолжаю искать Тебя. Падаю, но зову Тебя. Погрязаю в страстях, но бросаюсь к Твоим ногам. Валяюсь в грязи, но простираю руки за помощью со словами: «Господи, помилуй!» Снова падаю в грязь и снова зову Тебя».
Поймите, это не противоречивые действия, как может показаться на первый взгляд. Это — борьба, усилие, смирение. Да, такая борьба очень смиряет. Когда ты уже готов сказать: «Всё, больше не могу! Ничего у меня не получается!» — это и есть смирение. А эгоизм — это когда мы хотим стать совершенными, безупречными и безгрешными. Конечно, дай нам Бог стать такими.
«Кто любит брата своего, тот пребывает в свете и нет в нём соблазна», — говорит в своем послании Иоанн Богослов (1 Ин. 2:10). Кто любит — тот не грешит, потому что любит и Господа, и потому становится безгрешным, как Сам Господь. «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам», — поём мы на вечерне. И вечер, и утро, и день. Всю жизнь. Значит, можно стать безгрешным, но — не насильно. То есть если просто сказать: «Не буду грешить!» — ничего не получится. А когда любишь Бога, то ничто больше не волнует тебя. Только Господь. И жизнь становится невероятно счастливой, полной радости, ликования и смысла.
Полюбить Христа и стать другим
Если полюбить Христа, всё остальное начнет восприниматься совершенно по-другому. Впустив Бога в свою жизнь, внешне мы останемся прежними: у нас будет то же тело, рост, вес, та же душа. Но при этом мы превратимся в совершенно других людей. Людей другого порядка. Мы будем как Господь после Своего Воскресения. Тот же — и одновременно не Тот. И ты внешне ничем не будешь отличаться от коллег по работе. Но при этом — станешь другим. Пока мы этого не понимаем — поймем потом, когда нас спросят:
— Слушай, как ты так можешь?
— Что могу? — удивитесь вы.
— Ну, в тебе есть что-то такое…
— Да что во мне такого особенного?
— Ну, какое-то спокойствие.
— Какое такое спокойствие?
— Ну, не знаю. Ты не сердишься — что бы тебе ни говорили. Другие начинают нервничать, раздражаться, а ты всегда такой спокойный, умиротворенный… И никогда не жалуешься.
— А на что мне жаловаться?
Мы сами не будем понимать, откуда это у нас. А на самом деле это Господь просто поселится в нашем сердце, и после этого вся жизнь изменится. Мы почувствуем, что Бог любит нас, а это немало — знать, что Господь любит тебя, что ты — Его любимое дитя, что есть на свете Кто-то, Кто постоянно думает о тебе, и твоя жизнь полна смысла. Ты не жалкое презренное существо, а — драгоценность. И сейчас, когда мы с вами беседуем, в этот момент Бог думает о нас, своих любимых детях. Но даже если с нами никого нет рядом и мы чувствуем себя одиноко — есть Господь, Который любит нас и в сердце Которого каждый человек занимает очень много места.
И если бы Бог снова пришел на землю, Он пришел бы к каждому из нас. Именно к тебе. И говорил бы только с тобой; прикасался бы лишь к тебе; ходил, ел и разговаривал бы только с тобой.
Он не пришел бы к кому-то одному — какому-нибудь священнику, архиерею или патриарху. Он пришел бы ко всем людям — даже таким простодушным, неизвестным и одиноким, как мы.
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»
Источник
Безгрешным стать можно, но не насильно
Когда мы уже готовы сказать: «Всё, больше не могу! Ничего не получается!» — это и есть смирение. А эгоизм — это когда мы хотим стать совершенными, безупречными и безгрешными. Конечно, дай нам Бог стать такими. Архимандрит Андрей (Конанос) — о возвращении ко Христу.
Когда искушения не страшны
Когда сердце согрето огнем Божественной любви, не страшны любые искушения. Потому что любое искушение «растает» под лучами этой любви. Приблизившись к душе, оно исчезнет.
Представьте: диавол подбирается к человеку, который постоянно (именно постоянно!) повторяет про себя: «Господи Иисусе Христе, я люблю Тебя! Боже мой, Избавитель мой, помилуй меня!» Разве может диавол что-то сделать с душой того, кто целый день так говорит? Как искушению проникнуть в эту душу? С какой стороны? Подумайте.
Когда душа защищена Иисусовой молитвой, искушение не может причинить ей вреда. Оно проникает внутрь только в том случае, если «форточка» открыта — если в душе холод и мороз. А горячей молитвы, горячей любви, Божественной любви диавол не переносит. Поэтому и нужно непрестанно повторять: «Господи Иисусе Христе, Избавитель мой, помилуй меня!»
Главное — вернуться к БогуОдин человек как-то пришел ко мне и сказал:
— Отче, я согрешил!
Я спросил его:
— А ты помолился?
— Да как же можно молиться, если согрешил?
— В таком случае, дитя мое, ты согрешил дважды. Сначала совершил грех, а затем отдалился от Бога. А надо было сразу же вернуться к Нему, в тот же вечер, в тот же миг! Прибежать к Нему и сказать: «Господи, я снова люблю Тебя!» Диавол тут же испарится. Но дело даже не в нём. Главное — вернуться к Богу.
Именно этого не сделали Адам и Ева. Да, они согрешили. Что поделать — люди, расслабились, увлеклись. Согрешили, да. Но можно было обратиться к Богу и сказать: «Ох, Господи Боже наш, как же мы могли забыть про Тебя, про Святую Троицу? Прости нас!» И Господь распахнул бы им Свои объятия со словами: «Идите ко Мне, дети Мои! Вы еще в самом начале пути и потому совершаете ошибки. Но раз вы покаялись, идите сюда! Я прощаю вас!»
Вместо этого Адам и Ева спрятались от Бога, а затем начали оправдываться и искать виновника: «Это она виновата! Это диавол виноват!» А ведь можно было просто сказать: «Господи! Наше грехопадение случилось потому, что любовь к Тебе охладела. Мы забыли про Тебя, и грех вошел в нас, увеличился и вырос — потому что мы потеряли Тебя».
Начинаем заново
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на своих грехах, постараемся отдать сердце молитве, Господу. И начнем подвизаться заново. Да, мы все согрешаем по тысяче раз на дню, и потому необходимо постоянно молиться Богу, постоянно! И не отчаиваться. «Господи, я люблю Тебя! Да, я грешу, но продолжаю искать Тебя. Падаю, но зову Тебя. Погрязаю в страстях, но бросаюсь к Твоим ногам. Валяюсь в грязи, но простираю руки за помощью со словами: «Господи, помилуй!» Снова падаю в грязь и снова зову Тебя».
Поймите, это не противоречивые действия, как может показаться на первый взгляд. Это — борьба, усилие, смирение. Да, такая борьба очень смиряет. Когда ты уже готов сказать: «Всё, больше не могу! Ничего у меня не получается!» — это и есть смирение. А эгоизм — это когда мы хотим стать совершенными, безупречными и безгрешными. Конечно, дай нам Бог стать такими.
«Кто любит брата своего, тот пребывает в свете и нет в нём соблазна», — говорит в своем послании Иоанн Богослов (1 Ин. 2:10). Кто любит — тот не грешит, потому что любит и Господа, и потому становится безгрешным, как Сам Господь. «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам», — поём мы на вечерне. И вечер, и утро, и день. Всю жизнь. Значит, можно стать безгрешным, но — не насильно. То есть если просто сказать: «Не буду грешить!» — ничего не получится. А когда любишь Бога, то ничто больше не волнует тебя. Только Господь. И жизнь становится невероятно счастливой, полной радости, ликования и смысла.
Полюбить Христа и стать другим
Если полюбить Христа, всё остальное начнет восприниматься совершенно по-другому. Впустив Бога в свою жизнь, внешне мы останемся прежними: у нас будет то же тело, рост, вес, та же душа. Но при этом мы превратимся в совершенно других людей. Людей другого порядка. Мы будем как Господь после Своего Воскресения. Тот же — и одновременно не Тот. И ты внешне ничем не будешь отличаться от коллег по работе. Но при этом — станешь другим. Пока мы этого не понимаем — поймем потом, когда нас спросят:
— Слушай, как ты так можешь?
— Что могу? — удивитесь вы.
— Ну, в тебе есть что-то такое…
— Да что во мне такого особенного?
— Ну, какое-то спокойствие.
— Какое такое спокойствие?
— Ну, не знаю. Ты не сердишься — что бы тебе ни говорили. Другие начинают нервничать, раздражаться, а ты всегда такой спокойный, умиротворенный… И никогда не жалуешься.
— А на что мне жаловаться?
Мы сами не будем понимать, откуда это у нас. А на самом деле это Господь просто поселится в нашем сердце, и после этого вся жизнь изменится. Мы почувствуем, что Бог любит нас, а это немало — знать, что Господь любит тебя, что ты — Его любимое дитя, что есть на свете Кто-то, Кто постоянно думает о тебе, и твоя жизнь полна смысла. Ты не жалкое презренное существо, а — драгоценность. И сейчас, когда мы с вами беседуем, в этот момент Бог думает о нас, своих любимых детях. Но даже если с нами никого нет рядом и мы чувствуем себя одиноко — есть Господь, Который любит нас и в сердце Которого каждый человек занимает очень много места.
И если бы Бог снова пришел на землю, Он пришел бы к каждому из нас. Именно к тебе. И говорил бы только с тобой; прикасался бы лишь к тебе; ходил, ел и разговаривал бы только с тобой.
Он не пришел бы к кому-то одному — какому-нибудь священнику, архиерею или патриарху. Он пришел бы ко всем людям — даже таким простодушным, неизвестным и одиноким, как мы.
Источник
Существуют ли безгрешные люди? — «Ваше все»
Господь сказал, что тот, кто покажет ему человеку без греха, может первым кинуть в него камень. Итак, сразу поймем, что совершать грех, греховные поступки — уже лежит в самой природе человека, ибо Адам и Ева были изгнаны из Эдема за совершение первородного греха. Таким образом, каждый из нас совершает в своей жизни подчас самые некрасивые и греховные поступки, за которые потом часто переживает, стыдиться их и нередко просто не находит в себе сил покаяться и попросить прощения за содеянное. Другое дело, насколько мы закономерны в совершении греха, являются ли наши поступки необдуманными, случайными или же мы намеренно совершаем их, стремясь намеренно и совершенно осознанно нанести вред и боль ближнему своему. Именно тут и проходит очень важная разделительная грань. Совершение некрасивых поступков, причины которых кроются в сиюминутных эмоциях, либо же непонимании греховности содеянного свойственны каждому из нас. Держать себя строго в рамках христианской морали и норм поведения способны далеко не все верующие, да и они подчас совершают ошибки. В этих случаях достаточно просто указать человеку на вред им совершенных деяний и человек искренне будет сожалеть о содеянном, будет стремиться искупить свою невольную вину и получить прощение у тех, кому принес зло. Другое дело, если плохие поступки вы совершаете обдуманно и намеренно, прекрасно осознавая всю их греховность и негативные последствия. Тут сразу становится понятно, что враг рода человеческого плотно взял вас в свои лапы и через вас вершит свои злые дела, обрекая вашу душу на муки адовы и запрещая ей войти в свет у престола Господа нашего. Но бывает и так, что мы совершаем греховные поступки, творим очень негативные шаги, а затем прекрасно осознаем всю греховность содеянного, раскаиваемся в том, что причинили своим близким и окружающим нас людям негатив, хотим искупить свою вину. Мы прилагаем для этого все наши силы и искренне просим прощения. Но затем, спустя какое-то время, мы вновь совершаем нелицеприятные поступки и вновь идем по уже известному нам кругу: раскаяние, покаяние, искупление…. В чем же причина всего этого? На нас наложено проклятие или же мы что-то делаем не так? На самом деле все намного проще. Просто все дело заключается в том, что ваше раскаяние, осознание совершенного, стремление раскаяться и получить прощение ха содеянное не были искренними. А ведь только и именно искренность раскаяния и может уберечь вас от последующих прогрешений. Допустим, вами был совершено очень некрасивый поступок. Вы поняли это (сами или под влиянием мнения окружающих вас людей), ощутили стыд и стараетесь скорее загладить свою вину. Это может происходить чисто из корыстных побуждений — избежать угрызений совести и негативной реакции окружающих. Вы хотите искупить свою вину, но желание это совсем неискреннее, хотя вам может казаться и обратное. Каков же будет итог всего этого? Да просто вы через какое-то время вновь нагрешите, ибо в вас не были разбужены желания искупить грех осознанно, с искренним и чистым раскаянием. Искренне покаяние, только искреннее осознание своему вины за все свершенное и совершенно искреннее желание исправиться, получить прощение и являются залогом того, что в будущем вы уже не совершите подобных поступков. Почему я покаялся и вновь после этого согрешил? Ответь себе сам: я просто был не до конца искренним в своем раскаянии. Покаяние Покаяние является одним из важнейших условий осознания совершенной вины и желания исправиться в лучшую сторону. При этом покаяние должно быть только и абсолютно искренним. Если вы каетесь «на публику», для галочки, то грош цена такому покаянию и оно ничем не отличается от греха. В первую очередь покаяние должно быть перед самим собой. Только когда вы совершенно искренне и осознанно, без каких-либо корыстных или личных мотивов, покаялись за грехи перед самим собой, осознали их, поняли всю глубину негатива содеянного, то вы и совершили первый шаг к исправлению. Даже если вы каялись при большом скоплении народа, перед священником, но в сердце держали камень и совершали покаяние только ради собственного спокойствия, то такое покаяние не будет иметь никакого смысла, и вы вновь нагрешите. Поймите простую вещь: вы же каетесь не для того, чтобы поставить в блокноте галочку за выполненное мероприятие, не ради отчета перед кем-то, а делаете это для того, чтобы через искреннее раскаяние обрести путь к спасению. Вся суть в покаянии лежит в его искренности. Если ваше покаяние идет от души, из глубины самого сердца, то вы преследуете цель не личного мотива, не стремитесь корыстно обрести комфорт душевный, а хотите перед самим собой осознать все содеянное, понести за это заслуженное наказание и впредь уже стремитесь не совершать подобных некрасивых дел и греховных поступков. Повторимся, покаяние в его искреннем и чистом виде начинается с раскаяния перед самим собой. И не важно как и где это произойдет — в церкви перед лицом священника или же дома перед самим собою. Главное, чтобы оно было всецело и совершенно искренним. Исповедь Затем должна всегда следовать исповедь. Исповедуются перед священником. При этом исповедь должна также носить совершенно искренний характер. Вы должны откровенное рассказать о всех своих совершенных грехах, не скрывая ни одного из них. Ведь Господь знает каждый из них и просто ждет, что вы искренни и не станете ничего скрывать. Исповедь является тоже очень важным шагом. Вы рассказываете обо всем плохом, что совершили и тем самым становитесь как бы свидетелем, который со стороны оценивает тяжесть совершенных деяний и показывает, насколько ни были плохи и что недопустимо их совершать впредь. Почему же я вновь грешу? И вдруг вы снова согрешили, хотя незадолго перед этим покаялись и решили встать на путь исправления. В чем же причина? Овеет тут только один. Вы каялись без должной искренности и желания исправиться. Поэтому вот и вновь совершили плохой поступок. Найдите в себе силы для искреннего раскаяния и искреннего желания больше не грешить, и тогда вы уже не совершите злых поступков и плохих дел. |
Источник
Безгрешен тот, кто не грешил, или тот, кого просто не соблазняли?
В «Улиссе» Джеймса Джойса есть мысль про детей, которую я понимаю и поддерживаю: греха не ведая, безгрешны не были.
А ведь так и есть: как можно быть безгрешным, если греха не видел? У нас традиционно, просто-таки стереотипно подчеркивают чистоту души ребенка. Часто ребенка называют ангелочком, а в истории искусства плотно закрепилась традиция рисовать ангелов детьми.
Даже если и есть за ребенком какие-то грешки (подчас неприятные, потому как дети иногда бывают жестоки — вплоть до мыслей о смерти близких, а то и стремления реализовать эти мысли), то детям все прощается с оговоркой, что, мол, они еще ничего не понимают. Но как раз потому, что не понимают, «что такое хорошо и что такое плохо», нельзя называть их безгрешными. Это пока еще просто табула раза. Они не безгрешные, а пока просто никакие. Да, это души, чистые и от плохого, и от хорошего. Да, они такие какими их привели в наш мир. Но пока что собственных усилий к этой чистоте они не приложили.
Фото взято из открытого источника в Интернете.
Ребенок не грешит потому, что просто еще не успел нагрешить. А как знать, каким он станет, когда будет действовать сам, сознательно, взросло?
Большая ли ценность в том, что грех просто прошел мимо него? Зато, если человек видел грех, но не искусился, если его «царицей соблазняли, да не поддался», 🙂 — вот тогда это безгрешность (относительная, разумеется: как говорится в молитвах, «в житии сем яко человек согреши[л]», т. е. 100%-тно безгрешных душ среди простых людей нет).
Подобное можно сказать не только о детях, но о многих других и многом другом.
Допустим, если человек любит только свою 2-ую половинку (жену/мужа) — это прекрасно. Но, может, он не искушается и не изменяет просто потому, что других интересных (во всяком случае, в его понимании) женщин/мужчин не видит? Или видит, но на него мало кто внимание обращает. ))
Так часто бывает: человек, который не грешит, может жить в формате «и хочется, и колется», но, например, можно ли назвать безгрешной старую деву, которую из-за ее неинтересности просто никто никогда не соблазнял? То есть это не она настолько чиста и невинна душою, что всю жизнь прожила девственно, а просто ее не искушали, поскольку интереса она ни для кого не представляла. И мы не знаем, как бы было, если бы ее кто-то все-таки взялся искушать.
А зато, если человек видел женщин/мужчин самых разных и именно что «не поддался» — вот тогда его любовь к единственной своей 2-ой половинке значит многое. Тогда это не просто слова, а настоящая любовь в действии.
Или в отношении религии. Многие священники, увы, не любят читать о других религиях и то же пастве советуют. Но разве не будет вера большей, если человек проанализирует то, что есть помимо его религии, и своим, а не навязанным кем-то, умом поймет, насколько прекрасна его вера? Разве не хороша религия, которая исходит не из бездумного приятия, граничащего с фанатизмом, а из гармонии веры и разума, души и сознания? (Говоря о разуме, я имею в виду отнюдь не фарисейство с софистикой.)
И еще. Почему монахам больше всего искушений дается? Может, искушать интереснее тех, в ком принципы кристальнее, душа чище? Не есть ли это — может, и косвенное, но все-таки доказательство моей гипотезы, представленной в этом посте? )
Источник