Можно ли быть безгрешным

Можно стать безгрешным, но – не насильно

Архимандрит Андрей (Конанос)

Архимандрит Андрей (Конанос)

Когда искушения не страшны

Когда сердце согрето огнем Божественной любви, не страшны любые искушения. Потому что любое искушение «растает» под лучами этой любви. Приблизившись к душе, оно исчезнет.

Представьте: диавол подбирается к человеку, который постоянно (именно постоянно!) повторяет про себя: «Господи Иисусе Христе, я люблю Тебя! Боже мой, Избавитель мой, помилуй меня!» Разве может диавол что-то сделать с душой того, кто целый день так говорит? Как искушению проникнуть в эту душу? С какой стороны? Подумайте.

Когда душа защищена Иисусовой молитвой, искушение не может причинить ей вреда. Оно проникает внутрь только в том случае, если «форточка» открыта — если в душе холод и мороз. А горячей молитвы, горячей любви, Божественной любви диавол не переносит. Поэтому и нужно непрестанно повторять: «Господи Иисусе Христе, Избавитель мой, помилуй меня!»

Главное — вернуться к Богу

Один человек как-то пришел ко мне и сказал:

— Отче, я согрешил!

Я спросил его:

— А ты помолился?

— Да как же можно молиться, если согрешил?

— В таком случае, дитя мое, ты согрешил дважды. Сначала совершил грех, а затем отдалился от Бога. А надо было сразу же вернуться к Нему, в тот же вечер, в тот же миг! Прибежать к Нему и сказать: «Господи, я снова люблю Тебя!» Диавол тут же испарится. Но дело даже не в нём. Главное — вернуться к Богу.

Именно этого не сделали Адам и Ева. Да, они согрешили. Что поделать — люди, расслабились, увлеклись. Согрешили, да. Но можно было обратиться к Богу и сказать: «Ох, Господи Боже наш, как же мы могли забыть про Тебя, про Святую Троицу? Прости нас!» И Господь распахнул бы им Свои объятия со словами: «Идите ко Мне, дети Мои! Вы еще в самом начале пути и потому совершаете ошибки. Но раз вы покаялись, идите сюда! Я прощаю вас!»

Вместо этого Адам и Ева спрятались от Бога, а затем начали оправдываться и искать виновника: «Это она виновата! Это диавол виноват!» А ведь можно было просто сказать: «Господи! Наше грехопадение случилось потому, что любовь к Тебе охладела. Мы забыли про Тебя, и грех вошел в нас, увеличился и вырос — потому что мы потеряли Тебя».

Начинаем заново

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на своих грехах, постараемся отдать сердце молитве, Господу. И начнем подвизаться заново. Да, мы все согрешаем по тысяче раз на дню, и потому необходимо постоянно молиться Богу, постоянно! И не отчаиваться. «Господи, я люблю Тебя! Да, я грешу, но продолжаю искать Тебя. Падаю, но зову Тебя. Погрязаю в страстях, но бросаюсь к Твоим ногам. Валяюсь в грязи, но простираю руки за помощью со словами: «Господи, помилуй!» Снова падаю в грязь и снова зову Тебя».

Поймите, это не противоречивые действия, как может показаться на первый взгляд. Это — борьба, усилие, смирение. Да, такая борьба очень смиряет. Когда ты уже готов сказать: «Всё, больше не могу! Ничего у меня не получается!» — это и есть смирение. А эгоизм — это когда мы хотим стать совершенными, безупречными и безгрешными. Конечно, дай нам Бог стать такими.

«Кто любит брата своего, тот пребывает в свете и нет в нём соблазна», — говорит в своем послании Иоанн Богослов (1 Ин. 2:10). Кто любит — тот не грешит, потому что любит и Господа, и потому становится безгрешным, как Сам Господь. «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам», — поём мы на вечерне. И вечер, и утро, и день. Всю жизнь. Значит, можно стать безгрешным, но — не насильно. То есть если просто сказать: «Не буду грешить!» — ничего не получится. А когда любишь Бога, то ничто больше не волнует тебя. Только Господь. И жизнь становится невероятно счастливой, полной радости, ликования и смысла.

Полюбить Христа и стать другим

Если полюбить Христа, всё остальное начнет восприниматься совершенно по-другому. Впустив Бога в свою жизнь, внешне мы останемся прежними: у нас будет то же тело, рост, вес, та же душа. Но при этом мы превратимся в совершенно других людей. Людей другого порядка. Мы будем как Господь после Своего Воскресения. Тот же — и одновременно не Тот. И ты внешне ничем не будешь отличаться от коллег по работе. Но при этом — станешь другим. Пока мы этого не понимаем — поймем потом, когда нас спросят:

— Слушай, как ты так можешь?

— Что могу? — удивитесь вы.

— Ну, в тебе есть что-то такое…

— Да что во мне такого особенного?

— Ну, какое-то спокойствие.

— Какое такое спокойствие?

— Ну, не знаю. Ты не сердишься — что бы тебе ни говорили. Другие начинают нервничать, раздражаться, а ты всегда такой спокойный, умиротворенный… И никогда не жалуешься.

— А на что мне жаловаться?

Мы сами не будем понимать, откуда это у нас. А на самом деле это Господь просто поселится в нашем сердце, и после этого вся жизнь изменится. Мы почувствуем, что Бог любит нас, а это немало — знать, что Господь любит тебя, что ты — Его любимое дитя, что есть на свете Кто-то, Кто постоянно думает о тебе, и твоя жизнь полна смысла. Ты не жалкое презренное существо, а — драгоценность. И сейчас, когда мы с вами беседуем, в этот момент Бог думает о нас, своих любимых детях. Но даже если с нами никого нет рядом и мы чувствуем себя одиноко — есть Господь, Который любит нас и в сердце Которого каждый человек занимает очень много места.

Читайте также:  Можно ли есть инжир при поносе

И если бы Бог снова пришел на землю, Он пришел бы к каждому из нас. Именно к тебе. И говорил бы только с тобой; прикасался бы лишь к тебе; ходил, ел и разговаривал бы только с тобой.

Он не пришел бы к кому-то одному — какому-нибудь священнику, архиерею или патриарху. Он пришел бы ко всем людям — даже таким простодушным, неизвестным и одиноким, как мы.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

Источник

Безгрешным стать можно, но не насильно

Когда мы уже готовы сказать: «Всё, больше не могу! Ничего не получается!» — это и есть смирение. А эгоизм — это когда мы хотим стать совершенными, безупречными и безгрешными. Конечно, дай нам Бог стать такими. Архимандрит Андрей (Конанос) — о возвращении ко Христу.

Когда искушения не страшны

Когда сердце согрето огнем Божественной любви, не страшны любые искушения. Потому что любое искушение «растает» под лучами этой любви. Приблизившись к душе, оно исчезнет.

Представьте: диавол подбирается к человеку, который постоянно (именно постоянно!) повторяет про себя: «Господи Иисусе Христе, я люблю Тебя! Боже мой, Избавитель мой, помилуй меня!» Разве может диавол что-то сделать с душой того, кто целый день так говорит? Как искушению проникнуть в эту душу? С какой стороны? Подумайте.

Когда душа защищена Иисусовой молитвой, искушение не может причинить ей вреда. Оно проникает внутрь только в том случае, если «форточка» открыта — если в душе холод и мороз. А горячей молитвы, горячей любви, Божественной любви диавол не переносит. Поэтому и нужно непрестанно повторять: «Господи Иисусе Христе, Избавитель мой, помилуй меня!»

Главное — вернуться к БогуОдин человек как-то пришел ко мне и сказал:

— Отче, я согрешил!

Я спросил его:

— А ты помолился?

— Да как же можно молиться, если согрешил?

— В таком случае, дитя мое, ты согрешил дважды. Сначала совершил грех, а затем отдалился от Бога. А надо было сразу же вернуться к Нему, в тот же вечер, в тот же миг! Прибежать к Нему и сказать: «Господи, я снова люблю Тебя!» Диавол тут же испарится. Но дело даже не в нём. Главное — вернуться к Богу.

Именно этого не сделали Адам и Ева. Да, они согрешили. Что поделать — люди, расслабились, увлеклись. Согрешили, да. Но можно было обратиться к Богу и сказать: «Ох, Господи Боже наш, как же мы могли забыть про Тебя, про Святую Троицу? Прости нас!» И Господь распахнул бы им Свои объятия со словами: «Идите ко Мне, дети Мои! Вы еще в самом начале пути и потому совершаете ошибки. Но раз вы покаялись, идите сюда! Я прощаю вас!»

Вместо этого Адам и Ева спрятались от Бога, а затем начали оправдываться и искать виновника: «Это она виновата! Это диавол виноват!» А ведь можно было просто сказать: «Господи! Наше грехопадение случилось потому, что любовь к Тебе охладела. Мы забыли про Тебя, и грех вошел в нас, увеличился и вырос — потому что мы потеряли Тебя».

Начинаем заново

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на своих грехах, постараемся отдать сердце молитве, Господу. И начнем подвизаться заново. Да, мы все согрешаем по тысяче раз на дню, и потому необходимо постоянно молиться Богу, постоянно! И не отчаиваться. «Господи, я люблю Тебя! Да, я грешу, но продолжаю искать Тебя. Падаю, но зову Тебя. Погрязаю в страстях, но бросаюсь к Твоим ногам. Валяюсь в грязи, но простираю руки за помощью со словами: «Господи, помилуй!» Снова падаю в грязь и снова зову Тебя».

Поймите, это не противоречивые действия, как может показаться на первый взгляд. Это — борьба, усилие, смирение. Да, такая борьба очень смиряет. Когда ты уже готов сказать: «Всё, больше не могу! Ничего у меня не получается!» — это и есть смирение. А эгоизм — это когда мы хотим стать совершенными, безупречными и безгрешными. Конечно, дай нам Бог стать такими.

«Кто любит брата своего, тот пребывает в свете и нет в нём соблазна», — говорит в своем послании Иоанн Богослов (1 Ин. 2:10). Кто любит — тот не грешит, потому что любит и Господа, и потому становится безгрешным, как Сам Господь. «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам», — поём мы на вечерне. И вечер, и утро, и день. Всю жизнь. Значит, можно стать безгрешным, но — не насильно. То есть если просто сказать: «Не буду грешить!» — ничего не получится. А когда любишь Бога, то ничто больше не волнует тебя. Только Господь. И жизнь становится невероятно счастливой, полной радости, ликования и смысла.

Полюбить Христа и стать другим

Если полюбить Христа, всё остальное начнет восприниматься совершенно по-другому. Впустив Бога в свою жизнь, внешне мы останемся прежними: у нас будет то же тело, рост, вес, та же душа. Но при этом мы превратимся в совершенно других людей. Людей другого порядка. Мы будем как Господь после Своего Воскресения. Тот же — и одновременно не Тот. И ты внешне ничем не будешь отличаться от коллег по работе. Но при этом — станешь другим. Пока мы этого не понимаем — поймем потом, когда нас спросят:

Читайте также:  Можно ли есть пельмени при панкреатите поджелудочной железы

— Слушай, как ты так можешь?

— Что могу? — удивитесь вы.

— Ну, в тебе есть что-то такое…

— Да что во мне такого особенного?

— Ну, какое-то спокойствие.

— Какое такое спокойствие?

— Ну, не знаю. Ты не сердишься — что бы тебе ни говорили. Другие начинают нервничать, раздражаться, а ты всегда такой спокойный, умиротворенный… И никогда не жалуешься.

— А на что мне жаловаться?

Мы сами не будем понимать, откуда это у нас. А на самом деле это Господь просто поселится в нашем сердце, и после этого вся жизнь изменится. Мы почувствуем, что Бог любит нас, а это немало — знать, что Господь любит тебя, что ты — Его любимое дитя, что есть на свете Кто-то, Кто постоянно думает о тебе, и твоя жизнь полна смысла. Ты не жалкое презренное существо, а — драгоценность. И сейчас, когда мы с вами беседуем, в этот момент Бог думает о нас, своих любимых детях. Но даже если с нами никого нет рядом и мы чувствуем себя одиноко — есть Господь, Который любит нас и в сердце Которого каждый человек занимает очень много места.

И если бы Бог снова пришел на землю, Он пришел бы к каждому из нас. Именно к тебе. И говорил бы только с тобой; прикасался бы лишь к тебе; ходил, ел и разговаривал бы только с тобой.

Он не пришел бы к кому-то одному — какому-нибудь священнику, архиерею или патриарху. Он пришел бы ко всем людям — даже таким простодушным, неизвестным и одиноким, как мы.

Источник

Существуют ли безгрешные люди? — «Ваше все»

Господь сказал, что тот, кто покажет ему человеку без греха, может первым кинуть в него камень.

Итак, сразу поймем, что совершать грех, греховные поступки — уже лежит в самой природе человека, ибо Адам и Ева были изгнаны из Эдема за совершение первородного греха.

Таким образом, каждый из нас совершает в своей жизни подчас самые некрасивые и греховные поступки, за которые потом часто переживает, стыдиться их и нередко просто не находит в себе сил покаяться и попросить прощения за содеянное. Другое дело, насколько мы закономерны в совершении греха, являются ли наши поступки необдуманными, случайными или же мы намеренно совершаем их, стремясь намеренно и совершенно осознанно нанести вред и боль ближнему своему. Именно тут и проходит очень важная разделительная грань. Совершение некрасивых поступков, причины которых кроются в сиюминутных эмоциях, либо же непонимании греховности содеянного свойственны каждому из нас. Держать себя строго в рамках христианской морали и норм поведения способны далеко не все верующие, да и они подчас совершают ошибки. В этих случаях достаточно просто указать человеку на вред им совершенных деяний и человек искренне будет сожалеть о содеянном, будет стремиться искупить свою невольную вину и получить прощение у тех, кому принес зло. Другое дело, если плохие поступки вы совершаете обдуманно и намеренно, прекрасно осознавая всю их греховность и негативные последствия. Тут сразу становится понятно, что враг рода человеческого плотно взял вас в свои лапы и через вас вершит свои злые дела, обрекая вашу душу на муки адовы и запрещая ей войти в свет у престола Господа нашего.

Но бывает и так, что мы совершаем греховные поступки, творим очень негативные шаги, а затем прекрасно осознаем всю греховность содеянного, раскаиваемся в том, что причинили своим близким и окружающим нас людям негатив, хотим искупить свою вину. Мы прилагаем для этого все наши силы и искренне просим прощения. Но затем, спустя какое-то время, мы вновь совершаем нелицеприятные поступки и вновь идем по уже известному нам кругу: раскаяние, покаяние, искупление…. В чем же причина всего этого? На нас наложено проклятие или же мы что-то делаем не так? На самом деле все намного проще. Просто все дело заключается в том, что ваше раскаяние, осознание совершенного, стремление раскаяться и получить прощение ха содеянное не были искренними. А ведь только и именно искренность раскаяния и может уберечь вас от последующих прогрешений. Допустим, вами был совершено очень некрасивый поступок. Вы поняли это (сами или под влиянием мнения окружающих вас людей), ощутили стыд и стараетесь скорее загладить свою вину. Это может происходить чисто из корыстных побуждений — избежать угрызений совести и негативной реакции окружающих. Вы хотите искупить свою вину, но желание это совсем неискреннее, хотя вам может казаться и обратное. Каков же будет итог всего этого? Да просто вы через какое-то время вновь нагрешите, ибо в вас не были разбужены желания искупить грех осознанно, с искренним и чистым раскаянием.

Искренне покаяние, только искреннее осознание своему вины за все свершенное и совершенно искреннее желание исправиться, получить прощение и являются залогом того, что в будущем вы уже не совершите подобных поступков. Почему я покаялся и вновь после этого согрешил? Ответь себе сам: я просто был не до конца искренним в своем раскаянии.

Покаяние

Покаяние является одним из важнейших условий осознания совершенной вины и желания исправиться в лучшую сторону. При этом покаяние должно быть только и абсолютно искренним. Если вы каетесь «на публику», для галочки, то грош цена такому покаянию и оно ничем не отличается от греха. В первую очередь покаяние должно быть перед самим собой. Только когда вы совершенно искренне и осознанно, без каких-либо корыстных или личных мотивов, покаялись за грехи перед самим собой, осознали их, поняли всю глубину негатива содеянного, то вы и совершили первый шаг к исправлению. Даже если вы каялись при большом скоплении народа, перед священником, но в сердце держали камень и совершали покаяние только ради собственного спокойствия, то такое покаяние не будет иметь никакого смысла, и вы вновь нагрешите. Поймите простую вещь: вы же каетесь не для того, чтобы поставить в блокноте галочку за выполненное мероприятие, не ради отчета перед кем-то, а делаете это для того, чтобы через искреннее раскаяние обрести путь к спасению. Вся суть в покаянии лежит в его искренности. Если ваше покаяние идет от души, из глубины самого сердца, то вы преследуете цель не личного мотива, не стремитесь корыстно обрести комфорт душевный, а хотите перед самим собой осознать все содеянное, понести за это заслуженное наказание и впредь уже стремитесь не совершать подобных некрасивых дел и греховных поступков.

Повторимся, покаяние в его искреннем и чистом виде начинается с раскаяния перед самим собой. И не важно как и где это произойдет — в церкви перед лицом священника или же дома перед самим собою. Главное, чтобы оно было всецело и совершенно искренним.

Исповедь

Затем должна всегда следовать исповедь. Исповедуются перед священником. При этом исповедь должна также носить совершенно искренний характер. Вы должны откровенное рассказать о всех своих совершенных грехах, не скрывая ни одного из них. Ведь Господь знает каждый из них и просто ждет, что вы искренни и не станете ничего скрывать. Исповедь является тоже очень важным шагом. Вы рассказываете обо всем плохом, что совершили и тем самым становитесь как бы свидетелем, который со стороны оценивает тяжесть совершенных деяний и показывает, насколько ни были плохи и что недопустимо их совершать впредь.

Почему же я вновь грешу?

И вдруг вы снова согрешили, хотя незадолго перед этим покаялись и решили встать на путь исправления. В чем же причина? Овеет тут только один. Вы каялись без должной искренности и желания исправиться. Поэтому вот и вновь совершили плохой поступок. Найдите в себе силы для искреннего раскаяния и искреннего желания больше не грешить, и тогда вы уже не совершите злых поступков и плохих дел.

Читайте также:  Можно ли есть золото

Источник

Безгрешен тот, кто не грешил, или тот, кого просто не соблазняли?

В «Улиссе» Джеймса Джойса есть мысль про детей, которую я понимаю и поддерживаю: греха не ведая, безгрешны не были.

А ведь так и есть: как можно быть безгрешным, если греха не видел? У нас традиционно, просто-таки стереотипно подчеркивают чистоту души ребенка. Часто ребенка называют ангелочком, а в истории искусства плотно закрепилась традиция рисовать ангелов детьми.

Даже если и есть за ребенком какие-то грешки (подчас неприятные, потому как дети иногда бывают жестоки — вплоть до мыслей о смерти близких, а то и стремления реализовать эти мысли), то детям все прощается с оговоркой, что, мол, они еще ничего не понимают. Но как раз потому, что не понимают, «что такое хорошо и что такое плохо», нельзя называть их безгрешными. Это пока еще просто табула раза. Они не безгрешные, а пока просто никакие. Да, это души, чистые и от плохого, и от хорошего. Да, они такие какими их привели в наш мир. Но пока что собственных усилий к этой чистоте они не приложили.

Фото взято из открытого источника в Интернете.

Ребенок не грешит потому, что просто еще не успел нагрешить. А как знать, каким он станет, когда будет действовать сам, сознательно, взросло?

Большая ли ценность в том, что грех просто прошел мимо него? Зато, если человек видел грех, но не искусился, если его «царицей соблазняли, да не поддался», 🙂 — вот тогда это безгрешность (относительная, разумеется: как говорится в молитвах, «в житии сем яко человек согреши[л]», т. е. 100%-тно безгрешных душ среди простых людей нет).

Подобное можно сказать не только о детях, но о многих других и многом другом.

Допустим, если человек любит только свою 2-ую половинку (жену/мужа) — это прекрасно. Но, может, он не искушается и не изменяет просто потому, что других интересных (во всяком случае, в его понимании) женщин/мужчин не видит? Или видит, но на него мало кто внимание обращает. ))

Так часто бывает: человек, который не грешит, может жить в формате «и хочется, и колется», но, например, можно ли назвать безгрешной старую деву, которую из-за ее неинтересности просто никто никогда не соблазнял? То есть это не она настолько чиста и невинна душою, что всю жизнь прожила девственно, а просто ее не искушали, поскольку интереса она ни для кого не представляла. И мы не знаем, как бы было, если бы ее кто-то все-таки взялся искушать.

А зато, если человек видел женщин/мужчин самых разных и именно что «не поддался» — вот тогда его любовь к единственной своей 2-ой половинке значит многое. Тогда это не просто слова, а настоящая любовь в действии.

Или в отношении религии. Многие священники, увы, не любят читать о других религиях и то же пастве советуют. Но разве не будет вера большей, если человек проанализирует то, что есть помимо его религии, и своим, а не навязанным кем-то, умом поймет, насколько прекрасна его вера? Разве не хороша религия, которая исходит не из бездумного приятия, граничащего с фанатизмом, а из гармонии веры и разума, души и сознания? (Говоря о разуме, я имею в виду отнюдь не фарисейство с софистикой.)

И еще. Почему монахам больше всего искушений дается? Может, искушать интереснее тех, в ком принципы кристальнее, душа чище? Не есть ли это — может, и косвенное, но все-таки доказательство моей гипотезы, представленной в этом посте? )

Источник