Можно ли быть безграмотным

Причины безграмотности и добровольная безграмотность

Причины безграмотности и добровольная безграмотность

Отрицать тот факт, что уровень грамотности многих людей сегодня оставляет желать лучшего, просто глупо. Так же глупо, как и отрицать, что грамотность в жизни необходима каждому человеку. (На эти темы, кстати, советуем почитать наши статьи «Грамотность. Нужна ли она в современном мире» и «Почему важно быть грамотным».)

Но любой человек, заинтересованный в саморазвитии и самообразовании, должен знать не только, как повышать уровень грамотности, но и понимать, какие вообще у безграмотности могут быть причины. Это не только сделает его более эрудированным, но и поможет предупредить возникновение безграмотности у себя и своих близких.

За основу нашей статьи мы взяли идеи советского и российского лингвиста и академика, специалиста по русскому языку Льва Владимировича Щербы, внесшего огромный вклад в изучение природы безграмотности. Причины этого явления, выявленные ученым еще 80 лет назад, не потеряли своей актуальности даже в наше время.

Причины безграмотности по Л. В. Щербе

О том, что уровень грамотности сильно упал, можно судить уже по результатам экзаменов, которые сдает молодежь, поступающая в институты и университеты, при проверке грамотности специалистов, проведении тестов в школах и т.д. По мнению Л. В. Щербы, низкий уровень грамотности вообще стал чуть ли ни общественным бедствием.

Первую причину этого бедствия ученый видит в реформе орфографии (имеется в виду реформа русского языка 1918 года), изначально преследовавшей цель облегчить достижение людьми полной грамотности, но приведшей в итоге к противоположным результатам. Эта реформа облегчила орфографию, но в то же время подорвала ее престиж.

В результате реформы из русского языка были исключены буквы «ять», «фита», «i» и «ъ» в конце слов и частей сложных слов, изменены некоторые правила. Людям разрешили писать так, как еще совсем недавно не допускалось и за что ставили плохие оценки, не принимали на службу, лишали дипломов.

В итоге общественность сделала вывод, что орфография является вещью неважной, а писать можно, как хочется. Значение орфографии стало недооцениваться, и именно это стало благодатной почвой, на которой начала произрастать и развиваться безграмотность (и результаты этого мы в определенной степени наблюдаем сейчас).

Вторая причина состоит в методах обучения орфографии. Умение правильно писать рассматривается как механизм, основу которого составляет моторная и зрительная память. Исходя из этого, главным методом обучения грамотному письму явилось списывание с правильных образцов, а не та же диктовка.

Это приводит к тому, что чем грамотнее человек, тем меньше значения он придает самому процессу письма, но для действительности данная формула является излишне простой. Пусть автоматизм в процессе письма и является необходимым, но лишь до определенной степени, иначе человек рискует стать полностью безграмотным. Поэтому во время письма необходимо проявлять осознанность, избегать автоматизма.

Как говорил сам Л. В. Щерба, идеальным стало бы такое положение дел, где необходимый предел механизации письма достигается через сознательное к нему отношение. Сознательность должна всегда быть наготове, чтобы в любом нужном случае (когда автоматизм оказывается неэффективным) человек мог ею воспользоваться.

О третьей причине безграмотности можно сказать, что она заключается в том, что педагоги не умеют и не любят заниматься языком. Речь не о том, что учителя не любят русский язык как таковой – они любят его на инстинктивном уровне, без четкого понимания того, что конкретно и почему нужно в нем любить.

Чтобы педагоги могли успешно преподавать ученикам родной язык, они в первую очередь должны прививать им любовь к нему, но эта любовь должна быть не инстинктивной, а реально выраженной и имеющей осязаемые точки приложения. Относиться к языку необходимо, как к средству выражения чувств и мыслей человека. Кроме того, нужно демонстрировать его связь с литературой.

Говоря о третьей причине безграмотности, Л. В. Щерба указывает и на отсутствие качественных словарей русского литературного языка и этимологических словарей, полноценных сборников грамматики, разработанной синонимики и стилистики. Отсутствуют и хорошие лингвистические разборы произведений литературы, грамотные задачники и сборники упражнений по конкретным отделам языка (стилистике и т.д.)

Таковы три основные причины безграмотности, на которых акцентирует внимание выдающийся лингвист. Однако Л. В. Щерба указывает и на другие причины. Он видит их побочными, но все же говорит, что их ни коим образом нельзя сбрасывать со счетов. Рассмотрим эти причины вкратце:

  • Во-первых, Л. В. Щерба особо выделяет мнение другого исследователя – С. А. Золотарева. Проводя анализ ошибок школьников, он приходит к выводу, что огромное их количество – это результат распущенности. Школьники, у которых отсутствует внутренняя дисциплина, никогда не будут бережно и аккуратно относиться к школьным принадлежностям, стремиться красиво, понятно и грамотно писать. Важно и то, что подобное отношение к обучению и деятельности переходит и во взрослую жизнь.
  • Во-вторых, как бы странно это ни звучало, серьезной причиной безграмотности можно назвать так называемые «новые методы». Здесь Л. В. Щерба делает оговорку, что дело, конечно, не в самих методах (они, по его мнению, достойны только приветствия, ведь в случае их отсутствия следовало бы говорить о застое в области педагогики), а в отношении к ним разных представителей административного аппарата. Большое их количество перестает видеть что бы то ни было, кроме новых методик, а учебные заведения и педагогов они начинают оценивать не по их вкладу в образование и достигаемым результатам, а по рвению, с которым применяются новые методы. Государство и общество нуждаются не в большом количестве новых методик, а в грамотных людях, выпускаемых образовательными учреждениями. Первым условием, которое предъявляет к людям жизнь, является овладевание грамотностью и навык чтения книг в самом широком их понимании. А вот методами должны заниматься специалисты, исследовательские институты, ученые советы, педагогические общества и другие подобные организации. Сама же проблема методов очень сложна, ведь универсальных методик не существует. В любом новом подходе к обучению можно найти что-то ценное, что следует использовать, но в истории мы не найдем примеров, когда новые методы всецело заменяли старые и оказывались полностью полезными при применении в жизни. В то же время педагоги, гонясь за новыми методами, во множестве случаев упускают из вида свои прямые обязанности перед теми, кого учат, и не прививают своим ученикам того, что предполагают сами методики.
  • И, в-третьих, особую важность, по мнению Л. В. Щербы, представляет вопрос о книгах. Педагогическая практика во всей «красе» показывает степень начитанности школьников и людей вообще. Однако огромную роль в процессе становления грамотной личности играет именно чтение. Чтобы овладеть грамотностью и литературным языком, необходимо читать классическую литературу, причем она должна преобладать над любыми другими книгами. И в определенной степени в том, что классическая литература теряет свою актуальность, виноваты учебные заведения, где процесс ее чтения просто не организован (изначально Л. В. Щерба указывал на дефицит книг, но мы считаем, что конкретно этот момент сегодня рассматривать не имеет смысла, т.к. в книжных магазинах и Интернете сейчас можно найти большинство существующих произведений).

Безусловно, идеи Льва Владимировича Щербы по поводу причин безграмотности соотносятся с реалиями сегодняшнего времени не по всем параметрам. Система образования за десятилетия, прошедшие с момента проведения Л. В. Щербой своих исследований, шагнула далеко вперед, появились новые образовательные стандарты, методы и технологии – все это так.

Однако многое из того, о чем говорит ученый, актуально и в наши дни. И в особенности это касается, конечно же, отношения ряда педагогов к процессу обучения своих подопечных – их незаинтересованности в воспитании действительно грамотных людей, отсутствии истинной любви к родному языку. О том, какие факторы на это влияют, следует поговорить отдельно, но это не является темой настоящей статьи.

Рассматривая воззрения Л. В. Щербы, мы по большей части преследовали цель натолкнуть читателя на мысли в правильном направлении, ведь современные возможности позволяют любому человеку самостоятельно повышать уровень своей грамотности, заниматься саморазвитием и самообразованием.

Но тут мы встаем перед еще одной проблемой – так называемой добровольной безграмотностью. Именно о ней мы хотим побеседовать во второй части сегодняшнего материала (а если вас заинтересовали исследования и мысли Л. В. Щербы, советуем почитать его нашумевшую в свое время статью «Безграмотность и ее причины»).

Читайте также:  Можно ли есть свежий репчатый лук при панкреатите

Добровольная безграмотность

Информацию для этой части статьи мы тоже взяли не из головы – ее основой послужила книга «Читай и становись богаче» известного американского писателя, спикера, оратора и бизнес-тренера Берка Хеджеса. Во второй главе своей работы автор рассказывает о феномене добровольной безграмотности. Что же это такое?

Понятие «добровольная безграмотность» обычно используется в отношении людей, совершенно не читающих книги, несмотря на обладание этой способностью. И Берк Хеджес считает это реальным бедствием, ведь проблема добровольной безграмотности остро стоит во всем мире, какую бы страну мы ни взяли. Люди умеют, но совершенно не желают читать.

Нет, люди, конечно же, читают, но читают не литературу, а какое-то чтиво. Посудите сами: что сегодня популярно – желтая пресса, газеты со слухами и откровенным бредом, глянцевые журналы о ерунде и прочие источники практически бесполезной и бестолковой информации. А то, что реально достойно чтения (мы имеем в виду книги), сегодня, как говорят, не в тренде.

Популярный американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен однажды сказал, что человек, умеющий читать, но не делающий этого, ничем не лучше того, кто вообще читать не умеет. Хеджес в свою очередь, перефразируя Марка Твена, придает его высказыванию чуть больше жесткости и говорит, что человек, умеющий читать, но не делающий этого, намного хуже того, кто читать не умеет. Мы же считаем, что и в том, и в другом случае есть, о чем задуматься, ведь добровольная безграмотность способна привести к далеко идущим, но весьма не радужным последствиям.

Во многом как раз-таки по причине нежелания брать в руки книги уровень грамотности людей, мягко говоря, невысок. И в доказательство этого Хеджес приводит очень любопытную статистику (кстати, немало интересной статистики есть и в нашей статье «Грамотность. Нужна ли она в современном мире»), демонстрирующую грамотность жителей США (статистика была предоставлена Хеджесу Национальным институтом грамотности):

  • 75% взрослых безработных американцев испытывают проблемы с письмом и чтением;
  • 70% заключенных в тюрьмах США пишут и читают примерно так же, как ученики вторых классов;
    43% малограмотных взрослых американцев являются бедными;
  • 22% взрослых американцев пишут и читают на уровне учеников пятых классов.

Это далеко не вся статистика, но даже ее с лихвой хватает, чтобы понять положение дел в области грамотности. И пусть вышесказанное касается лишь населения США, ситуация с грамотностью и в других государствах, в том числе и в России, оставляет желать лучшего, и людям в любом случае нужно становиться грамотнее (если вы не совсем понимаете, для чего это нужно, почитайте статью «Почему важно быть грамотным»).

Что же делать? Выход из ситуации безграмотности есть – это чтение. Умение читать является даром, который очень многие люди по какой-то причине воспринимают, как нечто само собой разумеющееся, совершенно его не ценят и, как следствие, растрачивают впустую. С позиции любого развитого, образованного и грамотного человека, это как минимум глупо.

Не все знают, но в 19 столетии, например, чернокожие рабы в Америке мечтали научиться читать, а их хозяева запрещали им это. Почему? Да потому что чтение делает умнее, открывает глаза на многие вещи, пробуждает желание быть независимым и свободным. Рабы, умеющие читать, представлялись рабовладельцам сущим кошмаром.

Мало того, был даже закон, который запрещал рабам получать образование, и этот закон карал виновных суровыми наказаниями. А людей, пытавшихся обучать рабов письму и чтению, штрафовали на баснословные суммы. Тех же рабов, кто пытался обучиться грамоте самостоятельно, избивали, хлестали плетью, им отсекали фаланги пальцев.

В былые времена люди пытались читать книги и учиться, рискуя быть покалеченными или вообще убитыми. Какой же ценностью для них обладало чтение?! Но для современного человека это умение потеряло всякую ценность, стало почти ненужным; этим умением человек просто не желает пользоваться.

В результате грамотность множества людей остается на одном и том же уровне. Звучит парадоксально, но общество осознанно принимает решение оставаться неграмотным – это и есть добровольная безграмотность. И здесь Хеджес приводит очень даже удачное сравнение: умение читать – это как призовой лотерейный билет на крупную сумму денег.

Этот билет просто так достается человеку, но он так ленится, что ему невмоготу встать с дивана, одеться и сходить в банк, чтобы забрать причитающиеся ему деньги. Большинство скажет, что такой человек – болван, но с чтением это большинство поступает точно так же, не понимая, что это и есть их лотерейные билет.

Кто-то ленив аналогично герою приведенного примера, для кого-то умение читать не представляет никакой ценности, кому-то доставляет удовольствие лишь просмотр приколов в Интернете и перелистывание страниц с картинками в глянцевых журналах. Так и растрачивается попусту данное нам сокровище – способность к чтению.

Но чтобы ситуация изменилась, не нужно сворачивать горы. Достаточно осознать то, о чем мы только что говорили, и начать ценить книги и умение читать по достоинству. Это первое и самое главное условие избавления от безграмотности. Вторым условием будет понимание того, что стоит читать, а что можно с легкостью отбросить в сторону.

Не каждая книга, к сожалению, достойна прочтения. Сегодня на полках книжных магазинов можно найти массу второсортного чтива, отнюдь не развивающего и делающего умнее, а отупляющего и засоряющего мозг. Поэтому вторым условием развития грамотности будет умение отличать хорошие книги от плохих.

Если вы пока еще не до конца понимаете, что же все-таки стоит читать, рекомендуем начать с нашей статьи «Как быстро повысить уровень грамотности», где мы как раз и ведем речь о том, на какую литературу нужно обращать внимание, а также даем дельные советы и рекомендации на эту тему.

И в заключение статьи скажем только, что советуем всегда помнить о том, по каким причинам люди остаются безграмотными, и понимать, что сегодня каждый может начать становиться грамотнее, а значит, лучше. Причем второе мы считаем наиболее важным, ведь именно это понимание задает направление для движения.

Выбор всегда остается за вами – что вы будете делать: читать и становиться умнее, мудрее и внутренне богаче? Или станете в трубу спускать богатство умения читать, которым владеете? Искренне надеемся, что вы выберете первый вариант. Поверьте, всего одно это решение способно в корне изменить жизнь человека. Так что желаем вам всегда иметь причины для наличия грамотности, а не ее отсутствия.

Источник

Грамотность. Нужна ли она в современном мире?

Грамотность. Нужна ли она в современном мире?

Вы можете прочесть этот текст? Если да, спешим вас поздравить, ведь 800 миллионов людей в мире сделать этого не могут, а это значит, что они не имеют возможности погружаться в удивительный мир литературы и поэзии, не могут писать красивые письма, не могут строить карьеру (больше любопытных фактов в статье «Интересные факты о грамотности»).

Несмотря на то, что уровень безграмотности в мире стал намного ниже, если сравнивать его с прошлыми столетиями, о чем свидетельствуют данные ЮНЕСКО [Literate And Illiterate World Population, 2016], в общем и целом дела с грамотностью обстоят не очень хорошо. В частности, это касается России.

По данным социологического опроса, проведенного аналитическим центром «Левада-Центр» [«Россияне очень плохо помнят школьную программу», 2018], лишь 2,3% респондентов смогли справиться с тестом, состоящим из вопросов школьной программы. Остальные не смогли правильно ответить всего на семь вопросов по программе средней школы.

Если же мы переведем разговор конкретно на тему знания россиянами родного языка, то увидим достаточно интересные показатели. Например, по данным информационного агентства ТАСС [Результаты социологического опроса ВЦИОМ, 2018], знание русского языка на «хорошо» и «отлично» оценивают всего 62% жителей России, а 58% опрошенных хотели бы стать грамотнее.

Считают, что знают русский язык на «5», всего 12% респондентов, на «4» – 50%, на «3» – 35%, и на «2» – 2%. Интересно также, что 2% опрошенных вообще считают, что грамотно говорить и писать, придерживаясь правил русского языка, совсем не важно. Удивляет еще и тот факт, что 33% россиян старше 24 лет считают разговорной нормой не словарные правила, а то, как говорят остальные люди (этого же мнения придерживаются 24% опрошенных от 18 до 24 лет).

Читайте также:  Можно ли есть брокколи в свежем виде

Однако, по мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, говорить нужно так, как предписывают нам учебники и филологи, а не так, как нам удобно и как мы привыкли. Мы считаем, что к этому мнению есть смысл прислушаться, ведь грамотность, как бы мы к ней ни относились, оказывает на нашу жизнь огромное влияние… как и безграмотность.

К чему приводит безграмотность

Чем чревата безграмотность для современного человека – плохим настроением от отметок в дневниках и тетрадках или же каким-то более ощутимым ущербом? Давайте вместе поговорим о том, как низкий уровень грамотности может испортить не только нашу речь, но и нашу жизнь в общем и целом.

Многие люди, даже те, кто относится к грамотности без особого уважения, часто обращают внимание на то, как мы разговариваем. И порой такое внимание может стать для нас не только неожиданностью, но и причиной не очень приятных событий, например, несерьезного восприятия нас собеседником.

Сюда же можно добавить отсутствие доверия со стороны окружающих, их нежелание вступать или продолжать вести с нами диалог (в том числе и в письменной форме). Это и не мудрено, ведь безграмотная речь, какой бы формы она ни была, усложняет понимание, а порой вообще не позволяет понять, что мы имеем в виду.

Другая сторона вопроса – это профессиональная сфера деятельности. Безусловно, дома или в компании друзей можно общаться, как угодно. Но когда дело касается хорошей работы, серьезного карьерного роста или бизнеса, безграмотность просто неуместна. Стоит ли человеку рассчитывать на высокие результаты, когда он не способен связать двух слов на собеседовании или делает ошибку за ошибкой в паре предложений о себе?

Можно отыскать немало случаев, когда людей не брали на работу только из-за того, что их резюме было похоже на черновик детского сочинения. Устная же речь вообще часто служит показателем образованности, эрудированности и интеллекта. И если она бедна и полна нелепиц, человек рискует в мгновение ока оказаться в кругу людей, общению с которыми не хотят уделять время.

Есть у безграмотности и еще один эффект, состоящий в неумении различать и по назначению использовать стили речи. Согласитесь, что редко какой бродяга сможет понять вас, если вы будете изъясняться с ним на языке академика наук. Точно так же и в среде интеллигентов не стоит налегать на блатной жаргон или молодежный сленг.

Да, есть люди, для которых подобные вещи – сущая ерунда. Они привыкли изъясняться, как бог на душу положит, а понятие правописания из их сознания бесследно исчезло, как только они окончили школу. Но есть и те, кому есть дело до культуры речи и письма, до собственной грамотности. И речь здесь не столько о том, чтобы ежегодно получать «отлично» на Тотальном диктанте, сколько о самоуважении. Разве можно не знать свой родной язык?

А что мы сможем передать нашим детям, когда они начнут, словно губка, впитывать все наши слова, знания и манеры общения? Если мы хотим видеть в своих детях достойных людей и желаем им хорошего и успешного будущего, мы обязаны прививать им грамотность. Но чтобы это делать, мы должны быть грамотны сами.

Кстати, по данным ЮНЕСКО [New UNESCO data proves education transforms development, 2013], если бы каждая женщина в мире получила хотя бы начальное образование, на одну шестую сократилась бы детская смертность и на две третьих – материнская. А если бы каждая девочка в Азии и Африке получила начальное образование, стало бы на 14% меньше детских браков (а среднее образование сократило бы их количество на 64%)

И пусть жителей этих стран мало что объединяет с Россией и русским языком, мы в любом случае можем сделать вывод о том, насколько важна грамотность в современном мире. Ее фундаментальное значение прослеживается на всех уровнях – от бытового до глобального (в дополнение можете почитать статью «Почему важно быть грамотным»). Но не будем затрагивать глобальных вопросов, а продолжим беседу о грамотности в нашем родном языке.

Основные причины безграмотности

Еще несколько столетий назад умением читать, грамотно писать и говорить могли похвастаться только сливки общества. Сегодня же такую возможность имеет каждый. Но, как ни странно, огромное количество людей этим не пользуется. А потому и грамотность многих находится на очень невысоком уровне. Но почему же так происходит?

По мнению многих лингвистов, главная причина безграмотности людей заключается в том, что они просто-напросто мало читают. Конечно, с этим можно и не согласиться, ведь все мы регулярно просматриваем по утрам новости в Интернете, изучаем рассылку, приходящую на электронную почту, работаем с текстами на компьютере, в свободную минутку можем почитать журналы или полистать интересные каталоги и т.д.

Да, все это действительно так, но ничего из перечисленного нельзя назвать литературой, которая прививает грамотность и культуру речи. Во-первых, в подобном чтиве содержится масса самых разных ошибок – орфографических, пунктуационных, стилистических, смысловых, причем некоторые из них делаются умышленно, дабы добавить тексту оригинальности, зацепить взгляд читателя.

Во-вторых, зачастую там присутствует сленг и различные новомодные слова. И вместе с ошибками все это превращается в норму, легко входит в обиход и становится частью нашего повседневного общения – как бытового, так и профессионального и делового. И здесь можно сделать первый вывод – люди читают не то, что стоит читать.

Другая серьезная причина состоит в том, что многие сосредотачиваются на чтении узкоспециализированной литературы. Однако чтение журналов и прочих изданий по определенной тематике или отрасли приводит к сужению кругозора и ограничению словарного запаса. Впитывать же нужно разностороннюю информацию, тогда и развитие будет происходить в разных направлениях.

Не следует сбрасывать со счетов и современное образование. Да, оно доступно каждому – это его плюс, но есть у него и минус. Дело в том, что молодые педагоги, как и все остальные люди, подвергаются новым тенденциям безграмотности. Они учат только тому, что знают сами, а в этих знаниях нередко есть серьезные пробелы. Мы ни в коем случае не говорим, что это касается всех и каждого педагога, но если у вас есть дети, стоит подстраховаться и держать процесс обучения своего ребенка под личным контролем. Не исключено, что какие-то знания придется подтягивать самостоятельно.

Бесспорно, не всегда причина безграмотности является субъективной – такой, на которую мы можем повлиять. Причины могут быть и объективными. К таковым можно отнести специфические недуги, влияющие на умение читать (дислексия) и писать (дисграфия). Их влияние обязательно нужно учитывать, но касается это в большей степени, опять же, детей. И если вы замечаете, что ваше чадо с трудностями воспроизводит услышанные звуки или пропускает слоги, есть смысл проконсультироваться со специалистом.

Мы с вами рассмотрели самые распространенные причины безграмотности, которые первыми приходят на ум. Больше информации на эту тему вы найдете в нашей статье «Причины безграмотности», где мы рассматриваем этот вопрос более детально и приводим много интересных фактов. Далее мы хотим перевести разговор уже в более практическую плоскость – поговорить о том, есть ли у проблемы безграмотности решение.

Можно ли самостоятельно повысить грамотность?

Есть разные способы повышения грамотности. Ссылки на некоторые из них вы найдете в конце этой статьи, а здесь мы укажем на наиболее простые. Применять их может совершенно любой человек. Нужно лишь ежедневно выделять на занятия немного времени – зависит это уже от ваших личных предпочтений.

Итак, что же нужно делать, чтобы стать грамотнее:

  • Больше читать. Делать это нужно ежедневно, а не раз в неделю. В процессе чтения происходит зрительное запоминание слов, и грамотнее вы будете становиться с каждой прочитанной книгой.
  • Читать классику. Стоит воздержаться от чтения низкокачественной литературы. Обогатить словарный запас, поправить стиль речи, продемонстрировать уместность разных слов и фраз могут только хорошие классические книги.
  • Писать диктанты. Можете попросить друга или кого-то из домашних время от времени зачитывать вам отрывки из классических произведений. А можно скачать аудиокниги и записывать вслед за диктором. После этого нужно сверять свои записи с оригиналом.
  • Писать изложения. После прочтения книги или просмотра фильма опишите сюжет в нескольких абзацах (можете просто пересказать события своего дня). Затем проверьте свои письмена с помощью словаря или какого-нибудь онлайн-сервиса.
  • Разгадывать кроссворды. Это прекрасный способ расширения словарного запаса и проверки написания разных слов, да еще и очень увлекательное времяпрепровождение. А еще можно взять на заметку сканворды, головоломки и ребусы.
  • Использовать специальные ресурсы. Если вы работаете на компьютере, проще простого проверять грамматику и орфографию с помощью программ типа Gramota.ru, Text.ru, Advego.ru и других сервисов.
  • Пользоваться словарем. Купите словарь русского языка и сделайте его настольной книгой. Обращайтесь к нему, когда затрудняетесь с тем или иным словом. Также полезно время от времени читать его просто так – чтобы узнавать новые слова и термины.
Читайте также:  Можно ли при болезни поджелудочной железы есть лимоны

И здесь же еще несколько дополнительных практических рекомендаций:

  • Если вам нужно написать какое-то слово, но вы сомневаетесь в правильности, а времени или возможности проверить его нет, заменяйте такое слово каким-нибудь синонимом, вписывающимся в контекст.
  • Проводя много времени в Интернете, используйте его с пользой. Найдите сообщества, посвященные грамотности и правильной речи, и зарегистрируйтесь в них. Там всегда можно задать вопрос, обсудить что-то, да и вообще получить немало полезной информации.
  • Если есть возможность, найдите филолога, который подтянет вашу грамотность. Очень хорошо, если такой специалист есть среди друзей и знакомых. Если же его нет, можно найти тех, кто консультирует за сравнительно небольшие деньги. Расходы на повышение грамотности – это не пустая трата денег, а инвестиция в себя.
  • Имея немного свободного времени в течение дня, займитесь самообразованием. Сегодня в Интернете есть множество хороших курсов по русскому языку, рассчитанных на несколько недель. Кстати, у нас тоже есть онлайн-программа «Русский язык», способная поднять вашу грамотность на качественно новый уровень.

Несложно сделать вывод, что самостоятельно стать более грамотным человеком достаточно просто. Возможностей сегодня великое множество, и все зависит от вашего личного желания работать над собой и устранять пробелы в знаниях. А если вам хочется уже после прочтения данной статьи попробовать какую-нибудь хорошую методику повышения грамотности, спешим познакомить вас с одной из таких.

Эффективная методика повышения уровня грамотности

Автором оригинальной методики «Хочу быть грамотным!» является учитель русского языка, литературы, истории и обществознания, а также психолог в системе народного образования Мельникова Вера Александровна. Методика была разработана с учетом многолетнего (более 35 лет) опыта педагогической деятельности и проверена на практике в работе с детьми и взрослыми.

Чтобы получить от применения методики максимальный результат, необходимо соблюдать несколько обязательных условий:

  • Ни в коем случае не прекращать занятия. Обязательно пройдите трехмесячную программу, а затем оцените достигнутые результаты.
  • Заниматься ежедневно. Отбросьте в сторону все отговорки и причины. Заниматься нужно по полчаса в день, а это по силам каждому.
  • Исключить все отвлекающие факторы. На время занятий выключайте смартфоны и компьютеры. Просите домочадцев, чтобы они вас не отвлекали.
  • Подготовиться к занятиям должным образом. Для этого нужно приобрести рабочую тетрадь, блокнот для словарика и сборник диктантов (если подтягиваете свою грамотность, подойдут диктанты для 11 класса, а если работаете с ребенком, ориентируйтесь на его класс). Также нужно обзавестись ручками с синей и красной пастой.

Если вы готовы соблюдать эти условия, можете смело переходить к практике. Методика состоит из двух обязательных частей:

  • 1 часть – ежедневное чтение текста в течение 15 минут. Текст берется из сборника диктантов. Читать необходимо вслух, максимально четко проговаривая каждое слово и соблюдая интонации (ориентируйтесь на знаки препинания). Читайте текст по абзацам, и повторяйте это до тех пор, пока не сможете читать все абзацы внятно, четко и выразительно. Помните, что не нужно гнаться за объемом текста. Ваша задача – прийти к качеству. Кстати, в процессе чтения очень полезно представлять, будто вы выступаете перед аудиторией. Так ваши результаты будут значительно лучше, ведь подсознательно вы будете считать, что за вами наблюдают другие люди.
  • 2 часть – ежедневное письмо в течение 15 минут. Теперь вы берете тот кусок текста, который успели освоить за предыдущие 15 минут, и начинаете записывать его в тетрадь, при этом проговаривая вслух все слова и знаки препинания. Как только первое предложение записано, вы сверяете его с оригиналом из сборника диктантов (перечитываете вслух). Когда закончите с рабочим куском текста, подчеркните красным слова, где, как вам кажется, вы могли бы допустить ошибку (и/или слова, которые вызывают затруднения). Затем выпишите эти слова два раза: первый раз – сразу после текста в тетрадь, а во второй раз – в блокнот, который вы подготовили для словарика. Постарайтесь запомнить, как пишутся слова. По прошествии каждой недели вспоминайте все сложные слова из своего словаря и переписывайте их в рабочую тетрадь по два раза.

Так выглядит на практике методика быстрого повышения уровня грамотности В. А. Мельниковой. Несмотря на кажущуюся простоту, она на самом деле оказывается очень эффективной. Трудность кроется лишь в том, чтобы заниматься ежедневно в течение трех месяцев. Но мы уверены, что ваша целеустремленность позволит вам не сбиться с намеченного пути.

Также заметим, что рассмотренная методика основана на том, что задействует пять видов человеческой памяти:

  • Зрительная память. Работает, когда мы воспринимаем информацию глазами. Чем чаще мы будем видеть материал, тем лучше мы его запомним.
  • Слуховая память. Работает, когда мы воспринимаем материал на слух. В случае с нашей техникой слуховое восприятие происходит при произнесении слов.
  • Моторная память. Работает, когда мы совершаем физические действия. Мы записываем слова на бумаге, а рука как бы «запоминает» их правильное написание через движения.
  • Логическая память. Работает, когда мы пытаемся запомнить информацию, вдумываясь и понимая ее суть, т.е. не просто заучиваем материал.
  • Механическая память. Работает, когда мы заучиваем информацию, например, исторические даты, стихотворения или таблицу умножения.

Очевидно, что все эти виды памяти активизируются в процессе применения данной методики. А еще одно ее преимущество в том, что по мере выполнения заданий вы будете многократно повторять то, с чем испытываете трудности. В результате уже всего через 2-3 недели вы будете знать намного больше, чем раньше.

В заключение только добавим, что ваша основная цель – продержаться три месяца. По истечении этого срока вы поразитесь тому, насколько меньше стали делать письменных и речевых ошибок. К тому же за это время вы сформируете у себя полезную привычку повышать грамотность, и подобная работа станет частью вашей повседневной жизни.

А когда диктанты из сборников закончатся, вы сможете перейти к любимым произведениям литературы. Точно таким же образом можно поступать и с узкопрофильными изданиями – если вдруг надо подтянуть знания в конкретной области, ведь грамотным нужно быть в самом широком понимании этого слова (кстати, почитайте нашу статью «Виды грамотности»).

Возможно, вам известно выражение знаменитого писателя и поэта Оскара Уайльда: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так давайте же не будем теми, кому можно адресовать такие строки.

Правильно заметил в первой половине 20 века выдающийся польский ученый и математик Хуго Штейнгауз: «Просвещение распространилось настолько, что ныне можно читать, писать и публиковать, оставаясь неграмотным». И даже сегодня эти слова остаются актуальными, возможно, даже более актуальными, чем раньше.

Давайте становиться грамотными, ведь грамотность – это уважение к себе и людям, с которыми нам приходится общаться. А чтобы это давалось легче, возьмите на заметку несколько полезных материалов по повышению грамотности:

  • Как правильно писать: 8 способов повысить грамотность
  • Русский язык для взрослых: 10 способов устранить пробелы в грамотности
  • Как научиться писать грамотно. 11 полезных советов
  • Как быстро повысить уровень грамотности
  • Что значит быть грамотным в современном мире

И настоятельно рекомендуем пройти нашу онлайн-программу по русскому языку. Она поможет вам устранить пробелы в знаниях по всем направлениям и стать тем, кто сможет с гордостью сказать, что он действительно знает свой родной язык. Желаем вам успехов и гармоничного всестороннего развития!

Источник