Можно ли быть актером по исламу
Содержание статьи
Кинематограф в Исламе
Декабрь 2010
Один из читателей сайта umma.ru прислал письмо с вопросами о кинематографе в Исламе. Сегодня, когда кинематограф является неотъемлемой частью современной жизни, мне кажется актуальным представить ответы на эти вопросы вниманию широкой публики.
Ренат, 26 лет: Я являюсь слушателем высших сценарно-режиссерских курсов (отделение «Режиссура игрового кино»). У меня возникли некоторые вопросы, связанные с этой профессией и по данному виду искусства.
Является ли игровое кино дозволенным видом искусства в Исламе?
Да, является.
Существуют ли вообще богословские заключения по данному виду искусства и где можно с ними ознакомиться?
Источники привести не смогу. Есть работы на эту тему, их суть заключается в следующем: если посредством кинематографа пропагандируется положительное, позитивное (развитие личности, воспитание характера, работа над своими нравственными качествами, эффективное преодоление трудностей, гармоничные отношения в семье либо с другими людьми и т. п.), тогда это канонически дозволено и даже необходимо и обязательно. Если посредством кино идет пропаганда насилия, коррупции, наркомании, пьянства, проституции, обмана и т. п., тогда это запрещено.
Что однозначно запрещено снимать режиссеру-мусульманину?
Запрещена пропаганда насилия, безбожия, пропаганда преступности. Но показ отдельных фрагментов этих негативных явлений в контексте «все познается в сравнении», конечно же, необходимо.
Если говорить об исторических личностях, являющихся непререкаемыми авторитетами в Исламе, о ком из них однозначно запрещено снимать фильмы, то есть использовать для воплощения их образа актера?
Это касается только пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
При построении образа героя в кадре разрешено ли показывать его курящим, выпивающим, принимающим наркотики, т. е. использовать для обозначения его отрицательной или неоднозначной черты характера то, что в Исламе является запретным?
Такое возможно в контексте сравнения хорошего с плохим, в качестве контрастной демонстрации того, чего не должно быть и того, к чему следует стремиться.
Разрешено ли мусульманке сниматься в кино?
Да, конечно.
Разрешено ли мусульманину сниматься в кино?
Да, конечно.
Разрешены ли при построении кадра сцены насилия, убийства?
См. ответы выше.
Разрешено ли использовать образ девушек немусульманского стиля одежды в кадре?
Если они немусульманки, то, конечно, да. Кинематограф должен отражать реальную жизнь с элементами назидания и наставления, показывать весь колорит современного мира, делая акцент на том, что более полезно, важно и необходимо.
Если оба актера немусульмане, можно ли выстраивать кадр, в котором есть прикосновение мужчины и женщины друг к другу, поцелуи, объятия, но не более.
В рамках общепризнанных моральных норм — да, можно.
Выбирая фильм для просмотра, какими критериями руководствуетесь лично вы?
Он должен вписываться в мои жизненные цели и задачи, заряжать энергией и позитивом, просвещать относительно происходящего в мире. Уныние, нытье, безысходность, негативизм, мелодрамы и ужасы — это не для меня.
Можно ли рассматривать кино как средство развлечения, отдыха, проведения времени (речь не о ничегонеделании, а об отдыхе под, например, добрую комедию)?
Соглашусь, что это хорошая форма отдыха, если такое происходит не слишком часто и без излишней продолжительности.
Это не вопрос, а скорее просьба. Дайте, пожалуйста, напутствие будущему режиссеру кино. Что вы считаете важным знать, начиная этот путь?
Я бы советовал (1) изучить английский язык, дабы смотреть американский и английский кинематограф на языке оригинала, (2) внимательно прочитать несколько десятков книг современных известных коуч-консультантов, гуру бизнеса и маркетинга, миллиардеров и психологов. (3) Вам следует постараться изучить максимум граней человеческой личности, развитие ее эмоциональной, физической, интеллектуальной и духовной сторон.
Являясь верующим человеком и приобретая навыки режиссерского мастерства, вы по итогу изучения, в том числе и рекомендованного мною, сможете снять не один мировой шедевр или умопомрачительный экшен, где четко и современно будет представлена грань духовного роста личности, современной харизматичной личности.
Почему именно пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а не других пророков (мир им), нельзя воплощать на экране?
Не знаю, такова традиция, имеющая корни в канонах, дабы люди не обожествили пророка Мухаммада подобно тому, как это произошло с пророком Иисусом, не ассоциировали его с актером, а также не изображали, что может привести к чрезмерному почитанию и обожествлению.
В одной из известных картин о пророке (да благословит его Всевышний и приветствует) «Мухаммад — посланник Бога» 1976 г. (реж. Мустафа Аккад) не изображаются и четверо праведных халифов, правивших после смерти Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Существует ли относительно них некий официальный или неформальный запрет?
Запретов относительно них я не знаю, не встречал.
Источник
Кино и мусульмане
Киноиндустрия – это искусство воспроизведения на экране движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. И эти впечатления остаются в сознании человека надолго, и иногда некоторые эпизоды, увиденные на экране, влияют на поступки людей и становятся для некоторых судьбоносными.
Индустрия кино, как элемент массовой культуры, располагает огромными возможностями для целенаправленного стимулирования деятельности человека и формирования общественного мнения, внедрения в сознание людей тех или иных идей.
Новый человек с помощью кино
Документальные и художественные фильмы, помимо прямой рекламы выполняют функции и более сложного воздействия на зрителя, они диктуют ему образ жизни, образ чувств, модели психологических и социальных реакций, систему мировоззрения. Атака идет как на сознание, так и на подсознание человека.
Так, в СССР через художественные фильмы воспитывался «новый человек», преданный идеям коммунизма, создавался образ весёлого, честного и порядочного советского труженика. Над этим работало огромное количество людей, и всё, что было связано с кино, находилось под строгим контролем государственного аппарата пропаганды.
Но сегодня ответить на вопрос, какая модель общественного сознания формируется посредством кино, сложно. Нет прежней цензуры, фильмы снимают все, кто располагает необходимыми финансовыми возможностями. Таким образом, в условиях демократии и свободы слова любые идеи и элементы пропаганды через кинематограф льются на зрителя. Это и поток дешёвых иностранных сериалов и мыльных опер, картин, несущих идеи насилия и вседозволенности. Сложно предсказать, какой результат даст эта массированная атака на психику людей. Здесь специалистам есть широкое поле для научного анализа.
Образ мусульман в индустрии кино
Давайте рассмотрим образ мусульман, созданный киноиндустрией, и дадим оценку тому, как современные кинорежиссёры изображают потомков Адама (мир ему) и Евы, называющих себя покорившимися Всевышнему, то есть мусульманам. В общем, мусульманам в этом нереальном киномире отведена далеко не лучшая роль. Обычно это отрицательные персонажи, далёкие от высоких идеалов Ислама. Террористы и лица, склонные к этому виду деятельности или же арабские шейхи, жаждущие заполучить в гарем красивых девушек; наркодельцы и работорговцы – тоже наиболее типичные кинообразы; есть ещё множество других, не менее впечатляющих типажей в лице криминальных авторитетов, религиозных фанатиков, мелких воришек, торговцев овощами, басмачей и прочих. И что странно, почти всегда экранный образ мусульман невзрачный, представленный актёрами второго и третьего плана, при этом не очень симпатичными, передающий зрителю чувство страха и тревоги.
Отрицательный образ героев-мусульман оттеняется другими «положительными» персонажами, роли которых играют актёры с привлекательной внешностью, отличающихся изяществом в манерах и одежде. Подобными «трюками» зрителю навязывают отторжение всего, что связано с Исламом.
Мусульмане в российском кино
Болезни «исламофобии» не избежал и отечественный кинематограф в последние 10-15 лет. Особо «отличились» фильмы о войне на Кавказе и афганских событиях. Эти картины видело большинство россиян, сюжеты их известны и сводятся к прикрытому, а иногда и открытому противопоставлению религий, культур и традиций народов. Часто в таких картинах герои-мусульмане представлены жестокими преступниками, при этом (внимание!) скрупулёзно соблюдающими религиозные требования. Делается акцент именно на принадлежности преступников к Исламу, тогда как религиозность остальных представителей преступного мира не подчёркивается.
Все представители международного преступного анклава по сценарию выходцы из Кавказа или Ближнего востока, или же на экране пишется «…действия проходят в одной из Среднеазиатских или арабских стран». Как правило, в зависимости от фантазии кинорежиссёра, это не совсем положительный герой-мусульманин. Обычно это представитель международной террористической организации или наркобарон, а часто и то и другое в одном лице, сидит в своем замке, одетый в халат, с тюрбаном на голове и с чётками в руках в окружении злых охранников и танцующих девиц. При этом между приказами кого-то убить произносит «Аллаху Акбар!», «Да поможет нам Аллах!», «Шариат» и т. п. Очень часто звуковым фоном кадров с преступлениями становятся азан – призыв к молитве, чтение Священного Корана, молитвы и другие религиозные обряды.
Во время просмотра подобных фильмов хочется крикнуть: «Да вы, что все с ума посходили?! Эти действия киногероев, якобы мусульман, в корне противоречат требованиям Шариата!».
Спрашивается, неужели съёмочная группа со своим многомиллионным бюджетом не смогла найти хотя бы одного мусульманина-консультанта в вопросах Ислама? Почему никто не задумывается, что такими действиями задеваются религиозные чувства многомиллионной уммы?
А может, всё это делается намеренно?
Национальная безопасность
Конечно, кино – дело затратное и при удачных обстоятельствах бизнес очень выгодный. Но нельзя режиссёрам, сценаристам, актёрам и всем остальным, кто трудится в киноиндустрии, следовать принципу – чем скандальнее, тем популярнее. В России с её этническим и конфессиональным разнообразием нельзя не обращать внимания на обстоятельства, которые потенциально могут привести к ксенофобии и религиозной розни. Наше богатство – это межконфессиональное согласие, братство и сплочённость всех народов, живущих на территории Российской Федерации. И попытки искусственного противопоставления религий и народов являются преступлением и посягательством на национальную безопасность государства.
Мировое исламское кино
Говоря о мировой киноиндустрии в целом, можно сказать, что почти нет качественных художественных фильмов об Исламе и его истории, о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение), его сподвижниках, о выдающихся мусульманских личностях. Есть лишь несколько малобюджетных картин очень плохого качества, хотя и с правильным религиозным содержанием и достоверными фактами. Они пользуются огромной популярностью среди мусульман, которые пересматривают их по нескольку раз. Но неужели Ислам не достоин того, чтобы о нём были сняты дорогие и качественные фильмы? Или у мусульман нет средств на такие проекты? Напротив, денег предостаточно! Арабы построили самый высокий небоскрёб в мире, умудрились соорудить посреди аравийских пустынь горнолыжные базы с настоящим снегом, искусственные острова… всего и не перечислить. Если сами не умеют снимать (а они действительно не умеют), то можно было бы заказать Голливуду фильм об истинном Исламе, а за деньги американские профессионалы снимут всё что угодно.
Но суть в том, что тем из мусульман, которым такие грандиозные проекты по плечу, нет до этого никакого дела…
Газета «Ас-салам» № 4 (353)
Источник
Официальный сайт Российского совета по исламским финансам
Можно ли сниматься в кино?
Вопрос:
Ассаламу алейкум. Можно ли мусульманину продавать и смотреть художественные фильмы, например, голливудские и болливудские? Можно ли сниматься в таких жанрах, как боевики, триллеры, комедии, мелодрамы, ужасы, фанатстика и прочее? (Хайдар, Россия)
Ответ:
Просмотр телевизионных передач и художественных фильмов является омерзительным и гнусным действием согласно Исламу, так как там идет пропаганда множества больших грехов, вследствие чего можно совершить что-либо, запрещенное Шариатом. Их ужасающий эффект наблюдается очень отчетливо.
Отличительной чертой телевизионных передач и киноиндустрии является то, что даже высокоморальный и чувствительный человек становится глухим, немым и слепым в отношении греха, так как начинает полагать, что просмотр аморального и жестокого поведения является нормой, несмотря на то, что это в повседневной жизни для него это является неестественным и запрещенным. Такой человек во время просмотра запретного позволяет самому себе и своей семье наслаждаться этим, хотя в обычной жизни они пытаются избегать этого всеми возможными путями. Все это приводить к «отравлению» личности, в результате чего вся мораль и честность падают в пропасть невежества. Как следствие все больше и больше семей распадаются из-за того, что безнравственность, разврат и распущенность стали нормами современного общества. Молодежь перестала уважать своих родителей и вообще взрослых людей. Молодые и взрослые всё больше и больше сбиваются с правильного пути и истинных учений Ислама, а взамен этого перенимают стиль жизни безнравственных людей. Мы видим, что люди становятся более меркантильными, со скрытым отвращением к религии и многое другое, о чем стыдно писать. Да защитит нас Аллах от этого!
Ниже приведены несколько грехов, которые человек совершает, просматривая телевизионные передачи и художественные фильмы:
— видит лица противоположенного пола без крайней необходимости, противореча нормам Ислама. Коран повелевает мужчинам и женщинам опускать и оберегать свои взоры от запретного, что физически невозможно при просмотре телевизионных передач и фильмов, так как полностью исчезает смысл данного действия;
— порой видит обнаженных людей;
— слушает музыку, что является большим грехом в Исламе;
— ставит изображения живых существ дома, хотя в одном из хадисов сказано, что ангелы не входят в дома, в которых есть изображения живых существ. Если же в доме нет ангелов милости, то дом будет заполнен дьяволами;
— перенимает образ безнравственных людей, восхищаясь их образом жизни. В хадисе говорится, что человек в будущей жизни будет с тем, кого он любил и кем восхищался;
— смотрит и слушает то, что запрещено согласно Исламу, тем самым поддерживая это;
— тратит время впустую, а оно очень ценно согласно Исламу;
— пребывает в состояния беспечности, так как из-за этого может быть пропущено или не совершено в свое время множество молитв.
Ниже приведен список греховных дел, пропагандируемых телевидением и киноиндустрией. Если кто-то разрешает своей семье смотреть вышеназванное, то он, по сути, призывает их к совершению грехов, перечисленных выше и ниже. Вместо того чтобы призывать своих родных к изучению Ислама, он ведет их путем гнева Аллаха. В итоге он приведет их пропасть геенны, а не в сады Рая.
Телевидение и киноиндустрия – это зло не только сами по себе, там нагло и открыто пропагандируют все возможные виды пороков. Ниже приведены несколько примеров, которые замечают беспристрастные и честные люди:
- нагота;
- внеразборчивые половые связи;
- смешение полов;
- ненормативная лексика;
- оскорбительные высказывания;
- употребление наркотиков и алкоголя;
- вульгарность;
- тщеславие и высокомерность;
- насилие;
- преступность;
- жадность;
- коррупция;
- нечестность;
- насмешки над религией;
- неуважение;
- ослушание родителей, учителей и взрослых;
- безразборное следование за страстями и прихотями и пр.
Суть всего вышеперечисленного заключается в том, что мусульмане, которые боятся Аллаха Всевышнего, верят в Судный День и жизнь после смерти, должны воздерживаться от просмотра телевидения и фильмов. Наоборот, мусульмане должны проводить время за теми занятиями, которые похвальны в Шариате: прослушивание лекций ученных, чтение Корана, хадисов и исламской литературы, принятие участия в собраниях для увеличения религиозных знаний и т д. Также нужно серьезно относиться к предостережениям, указанным в следующих коранических аятах (смысл):
«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам полностью и не следуйте по стопам сатаны. Воистину он ваш явный враг» (Коран 2:208).
«Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Коран 35:6).
«И пусть сатана не отвратит вас, ведь он является вашим явным врагом» (Коран 43:62).
«Приблизился к людям расчет с ними, однако они с пренебрежением отворачиваются» (Коран 21:1).
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы, суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Коран 66:6).
Основываясь на вышеперечисленном, не разрешено согласно Шариату кому-либо смотреть, продавать или участвовать в таких фильмах и шоу.
Аллаху ведомо лучше
Муфтий Исмаил Десаи
Источник
Вопрос:
Можно ли мусульманам посещать кинотеатры, если фильм не содержит харамных сцен? Например, если пойти на мульфильм вместе с детьми. Спасибо большое!
Ответ:
Расим Кузяхметов, первый заместитель председателя ДУМ Саратовской области
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Да, можно. Например, на семейный фильм или мультфильм вместе с детьми, конечно же, можно пойти.
Но я хочу ответить на данный вопрос чуть более шире. Всевышний Аллах создал человека таким образом, что ему и тому, что вокруг него свойственно меняться. Все меняется. Хвала Аллаху, Господь дал нам религию, в которой все прописано: что есть дозволенное, а что есть недозволенное. Однако многие мусульмане ошибочно понимают религию очень узко, думая, что суть религии заключается в том, чтобы в жизни только читать намазы, строго выполнять обряды, выполнять обязанности, вмененные нам Всевышним Аллахом и на этом все. Они думают, что остается только ждать завершения жизни, чтобы иншаАллах через свое поклонение, свою набожность попасть в конечном счете в Рай.
Я считаю, что это очень узкое понимание сути религии. Если мы посмотрим на жизнь пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижников, на то, что было потом, какие открытия были, то ведь обнаружим, что он не был просто читающим намаз. На самом деле он объяснял людям смысл жизни, суть жизни, абсолютно все, что в ней есть. Начиная с того, как заходить в туалет и заканчивая политическими задачами и требованиями. Также и от сподвижников передается, что они ночью выстаивали молитвы, а днем выполняли все, что требовалось для их жизни, бегая, как лошади.
Посмотрите на достижения первых мусульман в области науки и всего прочего. Они ведь внесли огромный, громадный вклад в человечество. Я думаю, что это произошло по причине того, что у них не было узкого понимания религии, ограниченного лишь тасбихом или намазами. Они были далеки от такого понимания.
Всевышний Аллах создал нас, дал нам эту жизнь, а все, что есть в жизни Аллах дал для человека. И как я сказал в начале, человеку свойственно меняться. Меняются его взгляды, то, что он любит и не любит — все это меняется. Но фундаментальные вещи, естественно, как вероубеждение, вера в Аллаха, они, конечно же, остаются незыблемыми.
Мусульманин должен знать все про жизнь. Здесь я хочу привести высказывание Али, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Дайте отдохнуть вашему сердцу час за часом». Что это означает? Невозможно, чтобы человек только лишь строго поклонялся, постоянно занимался чем-то одним. Как я говорил — узкое понимание религии. Человеку обязательно нужно изменять свое положение, быть разносторонне развитым.
В этом вопросе, конкретно уже переходя к самому ответу, скажу, что все в жизни меняется. Ислам не выступает против цивилизации. Другое дело, как мы – мусульмане – участвуем в разработке этой цивилизации в вопросах фильмов, мультфильмов и так далее. Мы смотрим на все происходящее через призму ислама, призму религии. Если харамных сцен не содержит тот или иной фильм или мультфильм, то не только можно, но и нужно на него ходить.
Вообще, ребенку ведь не объяснишь, что нужно строго придерживаться чего-либо. Человек есть человек. Ребенок тоже хочет делать то, что делают его товарищи, сверстники. А задача родителей уже – объяснять, что из того, что делается вокруг дозволено в нашей религии, а что не дозволено. Поэтому обязательно нужно ходить на такие развлекательные, скажем, мероприятия, не содержащие харамных сцен, чтобы это дало импульс для дальнейшего служения мусульманина своему Творцу. Ведь ислам — это жизненный путь человека, в котором есть и поклонение, и мирские деяния, и все другое.
Ко всему сказанному хочу также добавить, что если мы научимся вести разносторонний подход к жизни через призму ислама: халял и харам, то такие мусульмане больше будут приносить пользу не только исламу и мусульманам, но обществу в целом.
Аллах знает лучше!
18:59 02 октября 2017
0 комментариев
Источник