Можно ли было выбирать мировоззрение идеи средневековья
Содержание статьи
Особенности средневековой философии: кратко, основные этапы и черты
Развитие философии и философского мышления уходит корнями в далекое прошлое. Менялись эпохи, взгляды, философы, правила и порядки, люди. В понимании общества религия и философия стоят отдельно, но ни в одну из эпох эти понятия не были противопоставлены друг другу. Они развивались параллельно, переплетаясь и отклоняясь, друг от друга в разные времена. Эпоха средневековья – это время, когда философия максимально сроднилась с религией, эти два понятия не только отождествляли друг друга, но и дополняли.
Средневековая философия: особенности и характерные черты
Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:
- Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
- Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
- Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
- Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
- Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
- Авторитарность – обращение к Библии.
- Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
- Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
- Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.
Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:
- Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
- Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
- Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
- Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.
Развитие средневековой философии
Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:
- Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. Истинная философия приравнивалась к теологии. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую, по языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.
- Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии. Системы старых школ подвержены критике, новые идеи не введены.
- Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.
Мировоззрение в период философии средневековья
Поскольку, основой духовной жизни средневековья было христианство, то и сама жизнь в этот период приобретала характерные черты. Жизнь средневекового человека воспринимается, как путь к искуплению грехов, возможность восстановления гармонии между Богом и человеком. Это связано с грехом Адама и Евы, который начал искупать Иисус. Человек – богоподобен, и искупление Иисус делит с человеком.
Само понятие «человек» – разделено на «душу» и «тело». «Душа» – это сам человек, поскольку душу вдохнул в человека Бог, а «тело» – презренно и греховно. Человек в этом мире должен искупить грехи, получить оправдание на Страшном Суде и беспрекословно повиноваться Церкви.
Картина мира для средневекового человека складывалась из образов и толкований Библии.
Отношение к внешности человека, по сравнению с периодом античности, когда воспевались красивые тела и мускулистые фигуры, изменилось. В период средневековья человеческая красота – это торжество духа над телом.
Объяснение мира упирается в разделении на два полюса: душа и тело, небо и земля, Бог и природа.
Любая деятельность человека расценивалась в русле религиозных представлений. Все что противоречило религиозным догматам было запрещено на уровне законов. Любые выводы и мнения проходили библейскую цензуру.
Такие особенности мировоззренческих взглядов в средние века привели к тому, что наука не просто стояла на месте, а двигалась назад. Любые нововведения и идеи пресекались. Ограничение и сдерживание развитие науки вскоре приобрело настойчивый характер.
Проблемы философии средневековья
Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:
- Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес. Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы. Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.
- Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос — чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.
- Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.
- Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.
- История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.
- Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).
Представители философии средневековья
Философия средних веков нашла свое яркое выражение в учениях Августина, прозванного Блаженным. Августин – выходец из северной Африки, отец его атеист, а мать – верующая христианка. Благодаря матери, Августин с детства впитывал христианские знания. Размышление, поиски истины – главные черты учений Августина Блаженного. Философ был склонен к отказу от своих взглядов, которых он придерживался ранее. Признание собственных ошибок и заблуждений – его путь к совершенству. Самые знаменитые работы философа: «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице».
Фома Аквинский – философ, теолог, доминиканский монах, систематизатор схоластики и учений Аристотеля. Получил хорошее образование в области теологии, чему противилась семья философа. Несмотря на это, на протяжении своего становления как философа, он достигал цель за целью, и получал желаемое. Фома Аквинский известен тем, что в своих учениях ему удалось объединить догматы церкви и знания Аристотеля. Он провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, поставив во главе Закон Божий. Известные работы: «Сумма философии», «Суммы теологии», «О правлении государей».
Аль-Фарби – существуют сведение, что до философских учений, Аль-Фарби занимал должность судьи. Натолкнуло на философствование его учения Аристотеля, которым он заинтересовался, изучая огромные литературные труды своего времени. Будучи выходцем восточной культуры, Аль-Фарби много времени проводил в раздумьях, самопознании и созерцании. Известен он был также в области математики, филологии, естественных наук и астрономии. После себя, оставил огромное литературное наследие и учеников, продолжающих его учение.
Яркими и известными философами средневековья, на которых основывалась философия того периода, являлись:
- Альберт Великий, благодаря работам которого, общество восприняло идеи и методы аристотелизма;
- Тертуллиан, изучавший и толковавший практичные темы: отношение христиан к язычеству, христианскую мораль;
- Дунс Скот, оказавший влияние на церковную и светскую жизнь;
- Мейстер Экхарт, утверждающий, что в каждом человеке есть «божественная искорка».
Средневековая философия – господство религиозного сознания, период обслуживание веры философией. Этот период подарил миру неповторимый по содержанию и форме духовный мир. Философия повлияла на формирование университетов и научных дисциплин.
Источник
Как думали люди Средневековья
или Почему мы боимся черных кошек и ретроградных меркуриев
Мы живем в мире интернета. Если не интернета, то телевидения. Газет. Телефонов. Фотографий. Мы знаем, что земля круглая и летает в космосе, понимаем, что если бросит предмет на землю, то он упадет под действием гравитации. Мы посчитали континенты, изучили жирафов и более или менее понимаем, откуда берутся дети. Научились спорить о религии и изобрели атеизм.
Всего этого был лишен средневековый человек.
Мир глазами человека Средних веков
Человек средневековья — это всегда человек верующий. Причем, если мы говорим о Европе, то верующий в Христа и строго определенным образом.
Соответственно, для человека того времени были абсолютно ясны и очевидны следующие вещи:
- Мир создан Богом.
- Все в мире создано не случайно и имеет свой смысл.
- Бог наблюдает за миром.
- Этот мир — ни что иное как предбанник, зал ожидания перед настоящей жизнью.
Первый тезис, думаю, в расшифровке не нуждается. Скажу только, что за предположение, будто это не так, сжигали на кострах не только в Средние века, но и во времена куда более просвещенные.
А вот остальные — крайне любопытны.
Особые смыслы
Для средневекового человека случайностей не существовало. Например, если Бог создал какие-то животное, то, спрашивал себя средневековый человек, зачем? Наверняка чтобы преподать человеку какой-то урок (я подробно писала о животных того времени здесь).
Если Бог населил землю людьми, небо ангелами, а огонь отдал чертям, значит и вода не может пустовать — это ведь было бы нелогично! Поэтому в воде тоже должны жить водные люди.
Если на небе видны звезды, значит, Бог хочет таким образом передать человеку какое-то послание, верно? Поэтому люди Средневековья вглядывались в звезды и создавали гороскопы. Нельзя было допустить, что звезды никак не связаны с человеком и с этим миром, поэтому в них искали информацию о судьбах людей. Популярны были предсказания для младенцев, поиск знамений (человек родился в день падения метеорита — значит, ему уготована особая судьба).
Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?
Большой брат следит за тобой
Средневековый человек был твердо убежден (так же твердо, как мы с вами убеждены в том, что информации на заборе лучше не верить, а в Интернете иногда врут), что Бог следит за каждым его шагом и читает каждую его мысль.
По совокупности поступков и мыслей после смерти будет решено, отправится человек в Ад или в Рай (или застрянет в Чистилище, но это явление сложное).
Ну, или как-то так. И еще огонь вокруг.
У Церкви было особое право — отпускать грехи после исповеди и раскаяния. И с большой регулярностью каждый средневековый человек приходил на исповедь, где рассказывал обо всех своих греховных мыслях и поступках. Чаще всего рассказывали честно: какой смысл врать, если Бог все равно все знает?
Интересный факт: говорить на исповеди, что грехов нет, было нельзя — это считалось тягчайшим смертным грехом гордыни. Безгрешен был Иисус, а все остальные таковыми быть не могут.
Поскольку этот мир — только зал ожидания перед настоящей жизнью, считалось, что не только можно, но даже и нужно пострадать здесь — и тогда там, в настоящей жизни, будет счастье и благополучие.
Счастье — это опасно
Счастливую жизнь в Раю еще надо было заслужить. А для этого не следовало слишком уж наслаждаться в обычной жизни. Осуждалось не только обжорство, но и просто получение удовольствия от еды.
Кстати, удовольствие от супружеской жизни считалось не менее греховным, чем измены и секс вне брака.
Значило ли это, что средневековые люди меньше грешили? Ну, как же. Мечтать не вредно. Грешили, судя по всему так же, но испытывали по этому поводу страдания, угрызения совести, готовились к адским мучениям, за огромные деньги покупали индульгенции, бегали исповедоваться, истово молились… и продолжали грешить.
Смерть за порогом
В некотором роде, человек Средних веков привык к смерти и не боялся ее. Перед родами женщина готовила себе саван и исповедовалась в своих грехах — готовилась к смерти. Младенцев старались крестить как можно быстрее — некрещеные младенцы после смерти, как считалось, попадают в ад.
От простейших болезней, ран, даже пустяковых, в войнах и просто на улицах гибло огромное количество людей. Поэтому мысли людей были во многом сосредоточены не в настоящем, а в посмертном будущем.
Любопытно, что средневековые авторы и художники, в отличие от творцов более поздних времен, не старались обессмертить свои имена. Мы не знаем авторов большей части средневековых произведений искусств. И знаете, причину такого подхода легко понять, если попытаться вжиться в сознание человека того времени. Действительно, какая разница, как тебя зовут, если завтра ты умрешь и попадешь в лучший мир, а про этот забудешь, как про страшный сон.
А как же магия?
Помимо Бога средневековый человек верил в магию. Церковь боролась с этой верой, поскольку магия во многом оспаривала религиозные постулаты. Однако для средневековых людей магия — наследие язычества — была крайне важна. Это был способ подняться над своей судьбой, переломить ее. Грех — потому что это вызов Богу. Но зато позволяет немного облегчить тяжелую жизнь.
Очень важно: для человека средневековья не стоял вопрос: есть магия или нет. Вопрос был в том, накажет ли Бог за использование магии. При дворах королей работали маги. В деревнях жили ведьмы. Алхимики искали философский камень. И человек Средних веков знал о работе всех этих колдунов примерно столько же, сколько мы — о работе ученых (то есть в целом все ясно, но мифов, сказок и фантазий все равно много).
Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.
Помимо колдунов и волшебников, мир средневекового человека населяло множество потусторонних сущностей, в реальности которых никто не сомневался.
В лесах жили лешие, дома — домовые. Ночами и по особым дням на землю приходили страдающие души из Ада. Бесы, черти и демоны разных мастей (про демонологию напишу как-нибудь отдельно) шастали по земле и пытались совратить грешников. От всего этого полчища невидимых. но опасных созданий требовалось защищаться — и здесь тоже помогала магия, причудливо смешанная с религией.
Магическое мышление
Люди Нового времени, эпохи Просвещения и последующих веков во многом искоренили из своего сознания средневековые взгляды. Однако даже в XXI веке многие люди рассуждают как жители средневековья. О том, почему так происходит, писали и пишут многие.
Самые интересные моменты здесь, пожалуй, следующие.
Во-первых, это положительное подкрепление.
Термин из дрессировки животных, но на людях работает отлично. Представьте себе собаку. Она не знает, чего на самом деле хочет от нее человек. Но она видит связь между своими действиями и наградой (подкреплением). При этом иногда собака ошибается и думает, что человек награждает ее, к примеру, не за то, что она подошла к нему по команде «Рядом», а за то, что она перед этим перепрыгнула через бревно. Или за то, что лизнула ему левую руку. Прекрасный пример того, как это работает — эксперимент Берреса Фредерика Скиннера с голубями. Скиннер помещал голубя в просторный ящик и каждые 15 минут выдавал ему еду. Со временем голубь решал, что еду он получает за определенные действия (у разных голубей они были разными: хождение по кругу, взмахи крыльями и другое). И, стоило прекратить подачу еды, как голубь начинал эти действия многократно повторять.
Похожим образом работают суеверия (Скиннер, кстати, открытое им явление назвал «суеверным поведением»). Человек может десять раз попасть под дождь, выйдя из дома, но запомнит тот единственный, перед которым встретил на дороге черного кота.
Во-вторых, ложные корреляции.
Вы же помните, да, для средневекового человека все в мире взаимосвязано. Его мысли напрямую влияют на реальность. Согрешив сегодня, он назавтра ждет кары. А если кару очень сильно ждать, она обязательно придет: вернее, найдется в повседневной жизни. И наоборот, молитвы и благочестивое поведение должны были приносить некий положительный результат.
Например, молитва об урожае должна была принести хороший урожай. Но если урожай был все равно плохим, значит, кто-то из молящихся был грешником. Или король был большим грешником, поэтому Бог карал таким образом всю страну.
Средневековые люди графиков не строили. Но как доказательство того, что, было бы желание, а связь между событиями найдется, вот вам шикарная подборка безумных корреляций.
В-третьих, эффект Барнума.
Назван по имени американского фокусника Финеаса Барнума. Он работает так: если человеку дать позитивное описание его личности, подготовленное именно для него авторитетным для него автором, он сочтет это описание истинным. В Средние века люди не знали об этом эффекте, поэтому гороскопы, составляемые магами, казались им достоверными.
А вы — из средневековья?
Предлагаю маленький чек-лист.
(Опрос шуточный. Автора не бить).
- Черная кошка перебежала дорогу. Это испортит вам день?
- Вы родились в сентябре. Дата вашего рождения влияет на ваш характер и последующую судьбу?
- Сегодня объявили ретроградный меркурий. У вас все посыпется из рук?
- Вчера один человек толкнул и оскорбил другого. Сегодня у первого человека сломалась машина. Видите связь?
- Женщина недобро посмотрела на ребенка. На следующее утро у ребенка поднялась температура. Она его прокляла?
- Подруга рассказала, что наслала приворот на понравившегося ей мужчину. Вы посмеялись, но через неделю узнали, что они действительно стали встречаться. Приворот сработал?
- Бабушка советует всегда прикреплять к изнанке одежды булавку — от сглаза. Вы следуете совету?
- Вы идете вечером мимо кладбища. Стоит ли мысленно читать молитву — на случай, если там вас поджидают потусторонние твари?
- Вы дома одни. В соседней комнате без причины с полки упала книга. У вас завелся домовой?
- А гадания работают?
Если вы ответили «да» на семь или больше вопросов — скорее всего, вы — носитель магического мышления, характерного как раз-таки для Средних веков.
Большое спасибо, что прочитали статью! Если вам понравилось, поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставьте комментарий!
Источник