Можно ли было в ссср переехать в другой город
Содержание статьи
Можно ли было свободно перемещаться по территории СССР?
Переживаете, что все время сидите дома? Посмотрите, на что шли советские люди, чтобы передвигаться по собственной стране.
ЕКАТЕРИНА СИНЕЛЬЩИКОВА
Валерий Христофоров/TASS
Выехать из Советского Союза обычным жителям было непросто: нужно было иметь особые на то основания и получать специальное разрешение партии. Впрочем, сложности с перемещением были и внутри страны.
С одной стороны, перелеты и билеты на поезд были дешевле, чем сейчас, и люди постоянно куда-то ездили. С другой — чтобы уехать в другой город, порой нужно было идти на особые ухищрения. Потому что не всем это было можно. В стране существовала многолетняя система контроля за передвижениями. Без камер, QR-кодов и электронных пропусков.
37 процентов страны не имели паспорта
Наличие паспорта для граждан стало обязательным в СССР в 1932 году. Без него нельзя было находиться в городах и поселках городского типа. Жителям сел и работникам колхозов паспорт не выдавали — не желали утечки дешевой рабочей силы.
«На промысел в Москву». Крестьяне на перроне Казанского вокзала. Аркадий Шайхет/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Чтобы поехать из родного села куда-нибудь дальше райцентра, каждый колхозник был обязан получить справку из сельсовета — местного органа власти. Она действовала не более 30 дней. Если колхозник приезжал в город, оставался там жить, и его ловила полиция — его штрафовали и выдворяли, а при повторном нарушении могли посадить на 2 года в тюрьму.
Всеволод Тарасевич/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Со временем правила только ужесточались, но даже после смерти Сталина, с приходом Хрущева и далее Брежнева, по данным Министерства охраны общественного порядка СССР на 1967 год, паспорта не было у 37 процентов всех граждан СССР. А это почти 58 млн человек.
Армянская ССР. Аэровокзальный комплекс в Ереване. Герберт Багдасарян/TASS
Впрочем, всегда были варианты обойти эти ограничения. Например, житель села мог вступить с горожанином в брак и, тем самым, получить право переехать. Также можно было наняться рабочим на городскую стройку или поступить в городской институт. Такая паспортная «дискриминация» пала лишь в 1974 году, когда документ начали выдавать абсолютно всем.
Ты не мог выбирать, где хочешь жить
Тем не менее, даже с паспортом для переезда из пункта А в пункт Б нужно было иметь какие-то основания (деловая поездка, путевка в санаторий, посещение родственников и так далее).
«Люди часто ездили друг к другу в гости. А вот устроиться в гостиницу было практически невозможно. На ресепшен вас всегда спрашивали, есть ли командировочное [письмо]. Если не было, отказывали, хотя номера свободные были. Номер можно было купить дав взятку — сунув в паспорте трешку или пятерку (при стоимости номера около 2 рублей в сутки)», — вспоминает Елена из Москвы.
Заселение в дом отдыха. Юрий Ильенко/TASS
И совсем уж немыслимым был вариант самостоятельного выбора места жительства. Переезд в другой город просто потому, что «захотелось», был незаконным. Сначала нужно было получить разрешение на проживание, так называемую «прописку», а просто так, без очень веских причин, ее не давали. Такой причиной могла быть, например, работа по рабочей специальности в течение нескольких лет на не очень привлекательных условиях. Но даже это не было гарантией: власти все равно имели право отказать в прописке без объяснений.
Ожидание у билетных касс на Курском вокзале. И.Егоров, Л.Макаров/TASS
Институт прописки отменили сразу после развала СССР, признав его неконституционным, и заменили ее регистрацией по месту жительства — постоянной или временной.
Закрытые города
Наконец, существовал довольно широкий перечень городов и населенных пунктов, куда въезд был строго по пропускам. Это были закрытые города с военными или стратегически-важными объектами, а также все приграничные территории.
В часть из них можно было попасть только если ты там родился, в другую — если в городе жил твой родственник. Порой такие города меняли статус с закрытого на открытый, и тогда информацию о пропуске вывешивали прямо у железнодорожных касс.
Закрытый город Челябинск-70. Владимир Веленгурин/TASS
Некоторые, напротив, были закрытыми десятилетия. Житель закрытого в советские годы Норильска Эдуард вспоминает: «В Норильске, по прилету в самолет заходили пограничники, проверяли паспорт и прописку, в 1980-х! Нужна была либо комсомольская путевка [направление от партии на временную или постоянную работу в этом месте], либо вызов родственника, либо приглашение от какого-нибудь производства, нуждающегося в специалисте».
Особенно изворотливые, рассказывает Эдуард, брали паспорт у знакомых, которые уехали из города в отпуск, и вынимали из него листы с пропиской. «Паспорт тогда выглядел как небольшая книжка со скрепками в середине. Они отгибали эти скрепки, вынимали нужные листы и вставляли их в свой паспорт. После проверки из Норильска листы пересылались обратно владельцу по почте».
Читайте также: Как в СССР все пили из ОДНОГО стакана и (не) болели
Источник
Можно ли было свободно перемещаться по территории СССР?
Переживаете, что все время сидите дома? Посмотрите, на что шли советские люди, чтобы передвигаться по собственной стране.
Выехать из Советского Союза обычным жителям было непросто: нужно было иметь особые на то основания и получать специальное разрешение партии. Впрочем, сложности с перемещением были и внутри страны.
С одной стороны, перелеты и билеты на поезд были дешевле, чем сейчас, и люди постоянно куда-то ездили. С другой — чтобы уехать в другой город, порой нужно было идти на особые ухищрения. Потому что не всем это было можно. В стране существовала многолетняя система контроля за передвижениями. Без камер, QR-кодов и электронных пропусков.
37 процентов страны не имели паспорта
Наличие паспорта для граждан стало обязательным в СССР в 1932 году. Без него нельзя было находиться в городах и поселках городского типа. Жителям сел и работникам колхозов паспорт не выдавали — не желали утечки дешевой рабочей силы.
Чтобы поехать из родного села куда-нибудь дальше райцентра, каждый колхозник был обязан получить справку из сельсовета — местного органа власти. Она действовала не более 30 дней. Если колхозник приезжал в город, оставался там жить, и его ловила полиция — его штрафовали и выдворяли, а при повторном нарушении могли посадить на 2 года в тюрьму.
Со временем правила только ужесточались, но даже после смерти Сталина, с приходом Хрущева и далее Брежнева, по данным Министерства охраны общественного порядка СССР на 1967 год, паспорта не было у 37 процентов всех граждан СССР. А это почти 58 млн человек.
Армянская ССР. Аэровокзальный комплекс в Ереване.
Герберт Багдасарян/TASS
Впрочем, всегда были варианты обойти эти ограничения. Например, житель села мог вступить с горожанином в брак и, тем самым, получить право переехать. Также можно было наняться рабочим на городскую стройку или поступить в городской институт. Такая паспортная «дискриминация» пала лишь в 1974 году, когда документ начали выдавать абсолютно всем.
Ты не мог выбирать, где хочешь жить
Тем не менее, даже с паспортом для переезда из пункта А в пункт Б нужно было иметь какие-то основания (деловая поездка, путевка в санаторий, посещение родственников и так далее).
«Люди часто ездили друг к другу в гости. А вот устроиться в гостиницу было практически невозможно. На ресепшен вас всегда спрашивали, есть ли командировочное [письмо]. Если не было, отказывали, хотя номера свободные были. Номер можно было купить дав взятку — сунув в паспорте трешку или пятерку (при стоимости номера около 2 рублей в сутки)», — вспоминает Елена из Москвы.
Заселение в дом отдыха
Юрий Ильенко/TASS
И совсем уж немыслимым был вариант самостоятельного выбора места жительства. Переезд в другой город просто потому, что «захотелось», был незаконным. Сначала нужно было получить разрешение на проживание, так называемую «прописку», а просто так, без очень веских причин, ее не давали. Такой причиной могла быть, например, работа по рабочей специальности в течение нескольких лет на не очень привлекательных условиях. Но даже это не было гарантией: власти все равно имели право отказать в прописке без объяснений.
Ожидание у билетных касс на Курском вокзале
И.Егоров, Л.Макаров/TASS
Институт прописки отменили сразу после развала СССР, признав его неконституционным, и заменили ее регистрацией по месту жительства — постоянной или временной.
Закрытые города
Наконец, существовал довольно широкий перечень городов и населенных пунктов, куда въезд был строго по пропускам. Это были закрытые города с военными или стратегически-важными объектами, а также все приграничные территории.
В часть из них можно было попасть только если ты там родился, в другую — если в городе жил твой родственник. Порой такие города меняли статус с закрытого на открытый, и тогда информацию о пропуске вывешивали прямо у железнодорожных касс.
Закрытый город Челябинск-70.
Владимир Веленгурин/TASS
Некоторые, напротив, были закрытыми десятилетия. Житель закрытого в советские годы Норильска Эдуард вспоминает: «В Норильске, по прилету в самолет заходили пограничники, проверяли паспорт и прописку, в 1980-х! Нужна была либо комсомольская путевка [направление от партии на временную или постоянную работу в этом месте], либо вызов родственника, либо приглашение от какого-нибудь производства, нуждающегося в специалисте».
Особенно изворотливые, рассказывает Эдуард, брали паспорт у знакомых, которые уехали из города в отпуск, и вынимали из него листы с пропиской. «Паспорт тогда выглядел как небольшая книжка со скрепками в середине. Они отгибали эти скрепки, вынимали нужные листы и вставляли их в свой паспорт. После проверки из Норильска листы пересылались обратно владельцу по почте».
Источник
СВОБОДА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СССР.
Одним из самых больших ограничений советского периода считаются закрытые границы. Возможности выезда за границу были очень сильно ограничены. В капиталистические страны поехать простым туристом было невозможно. Туда попадали разве что в командировку. Простой гражданин мог поехать туристом разве что в страну так называемого Соцлагеря. И то — строго по путевке, которую оформят на предприятии, где гражданин усердно трудится. Работать предполагаемый турист должен был именно усердно — кто ж позволит разгильдяю выехать за границу, пусть даже в Польшу или Болгарию? Более того, этот ударник труда должен был еще и активно участвовать в общественной жизни — не пропускать производственные и комсомольские (партийные) собрания, во всю работать на «субботниках», участвовать в выпусках стенгазеты и прочее.
За границу можно было выехать только группой, то есть путевки были групповые. Просто так, в одиночку, самостоятельно ездить за границу запрещалось. Перед поездкой состав группы должен был одобрить не только руководитель, но и партийная (комсомольская) ячейка предприятия. Каждый проходил комиссию, где человека изнуряли вопросами по истории КПСС, могли попросить перечислить членов Политбюро. За границу мог поехать только идеологически выдержанный товарищ.
В настоящее время может показаться диким, но заграничные паспорта иметь на руках постоянно гражданам запрещалось. Не мог простой советский гражданин просто так получить загранпаспорт. Их выдавали только на конкретную поездку, потом забирали.
В другой стране проживание и перемещение было организованным, группой. Свободное же перемещение разрешалось только с кем-то, то есть вдвоем, а лучше втроем. И в группе обязательно был ответственный товарищ, в обязанности которого входило следить за всеми членами группы, а потом в письменном виде подавать отчет. «Стукач», короче.
По сути дела, у большинства съездивших в такие поездки, они были единственными за всю жизнь.
Что касается поездок по стране, то тут у Советских граждан никаких ограничений не было. В плане отдыха на территории СССР — езжай куда хочешь. Ну, разве что нельзя в «закрытые» зоны — эдакие очаги секретности. Но такие территории есть в любой стране, так что тут ничего удивительного.
Однако просто так переехать жить в другой город — тут проблема. Человек навсегда привязывался к конкретному месту жительства. В другой регион страны чаще всего переезжали по работе — завербовавшись на Всесоюзную стройку или на рыболовецкий траулер (как пример), в длительную (несколько лет) командировку и т. п. При этом мог возникнуть один неприятный момент — проблема с пропиской. По современному — с регистрацией. Если человек уезжал на несколько лет из отчего дома, его могли «выписать». А вот прописать обратно — не всегда (хотя это редкие случаи), такие проблемы чаще возникали в крупных городах.
Переезды можно было совершать при смене семейного положения (при женитьбе) или к родственникам. Тут тоже могли возникнуть проблемы с пропиской. Существовало одно законодательное несовершенство — без работы не давали прописку, а без прописки не брали на работу. И стоить напомнить, что в СССР существовала статья за тунеядство, то есть все без исключения с определенного возраста должны были работать. И прописка требовалась обязательно. При этом не было понятий, как сейчас — место жительства по регистрации и фактическое место жительства. Если гражданин был прописан по определенному адресу, значит там он и должен был проживать. Иначе — нарушение.
Собственно, в те времена мало кто ощущал неудобства с перемещением. Переезжали из региона в регион не часто (военных не рассматриваем), поездки на отдых по стране — не проблема, за границу ездило не так уж и много людей (если брать в масштабах всего СССР). Мало кто, родившийся и выросший при Советской Власти, думал, что может быть по другому.
Источник
Можно ли было свободно перемещаться по территории СССР?
Вячеслав Гурьин
4 февраля 2019 · 67,6 K
пользователь TheQuestion.
Конечно, можно было перемещаться. Кроме закрытых городов.
Однако не на всякую работу брали без прописки. А чтобы прописаться нужны были основания — или наличие работы, или родственник прописывал, или еще по какой причине разрешали.
А такие города как Ленинград и Москва вообще практически исключалась возможность приехать и устроиться на работу. Только на определенную, так называемый лимит — строительство, милиция, дворники. И то, не любой мог устроиться. Т.е., как я тут писал,
вообще-то увидеть в Ленинграде на улице человека с характерной азиатской внешностью было редкостью. Люди буквально иногда оборачивались, особенно дети. Конечно, в университете, например, учился с родителями один азербайджанец, но вот так на улице — редкость.
Насчет прописки — как легко было чужому в Ленинграде поселится. Моя бабушка и её семья жили в Петербурге-Петрограде, переехали туда до революции. Пережили блокаду, воевали на Балтийском флоте, работали на Дороге жизни. После войны бабушка с мамой уехала на целину, как коммунист ответила на призыв партии, бабушка работала там, в Казахстане, фельдшером, а фактически врачом. Так вот вернуться в Ленинград ей не разрешили. Потеряла прописку — до свидания. То что партия отправила на целину, никого не волнует. Родственники прописали их к себе в Ленобласти, помогли с устройством на работу. Мама поработала на заводе, поступила в университет. Первый отдел тут же вызвал её и задал вопрос — каким образом, с какой радости у неё прописка появилась? Зачем родственники её прописали?
Я бы отметил еще другой аспект. Вообще, именно сами перемещения были существенно дешевле. Т.е. и самолет, и, тем более поезд, были доступны по цене гораздо более широкому кругу людей.
И, кстати, билеты на поезда и на самолеты! были не именными и посадка была без документов. На самолеты ввели продажи по паспорту в связи с попытками угонов самолетов в 70-ые.
> Т.е. и самолет, и, тем более поезд, были доступны по цене гораздо более широкому кругу людей. А если бы… Читать дальше
Без нормального бизнеса с конкуренцией мы никак никогда не узнаем насколько можно было бы скинуть цены. Даже если они сейчас в ноль работают, не значит, что это была бы минимальная цена. Это означало бы лишь то, что иначе работать не умеют и не могут в данных условиях.
Не хочу без знаний фантазировать про оправданность цен на самолеты в СССР и сейчас. )
Я как то поссорился с супругой. Вышел из дома, взял билет на самолет. Слетал в Ялту, купил букет цветов. Вернулся, вручил и помирился. О каком запрете на передвижение могла идти речь?
Только вот в Ялте нет и никогда не было аэропорта )))
Цены на билеты были примерно такие же. Например, плацкарт Белгород-Москва стоил 10 рублей в нефирменном, 12 в фирменном при средней з/п в провинции 150 рублей, т.е. средней з/п хватало на 12-15 таких поездок. Сейчас плацкарт 1000-1500 рублей при средней белгородской з/п 25000, т.е. 15-20 поездок.
А самолётом в Белгород сейчас вообще можно от 499 рублей улететь
Денис Татаренков, что такое «фирменный» поезд в СССР? Назовите хоть одну фирму. И чем отличалась з/п в провинции от з/п в остальных местах?
В СССР было время,когда куда-то поехать не было никаких затруднений. Я слетал из Оренбурга во Владивосток и обратно за один рубль в 1969 году.Хотите верьте, хотите нет.
А вы попробуйте сейчас попасть в Иван-город посмотреть крепость! Только по загранпаспорт, по внутреннему российскому нельзя! Завернули в пяти километрах…
Билет на самолет Москва-Владивосток — 140 рублей, при средней ЗП 170 рублей- сомнительная общедоступность
Алексей, а при чём здесь средняя зарплата и стоимость билета на самолёт.Я в Мурманске получал 650 руб,а билет в Питер стоил 26 руб.Мы на выходные летали туда пивка попить.
Да, доступнее были самолёты — у нас в городе один рейс был на «Большую Землю» — люди по ночам дежурили в очередях возле «Трансагенства»
Одни и те же события можно по-разному оценивать,особенно с чьих-то слов,вот я например ездил в Ленинград и устроился на Кировский завод,получил общежитие с хорошей комнатой,потом в институт поступил,все было хорошо…пока не пришли ельциноиды,а потом путиноиды и тп и др…..да,устроился и сейчас,но….я ездил тогда и в другие города братских республик и в один день мог устроиться и получить общежитие,а дальше….дальше кто куда,судьба у людей по разному складывается,но ездил я тогда свободно в 16-18 лет,а вот теперь страшно детей отпускать.
Была и т.н. пограничная зона. Приезжающих проверяли пограничники. Кстати, под их контролем находилось и крымское побережье
Сергей Т., и должно было быть основание для поездки в погранзону.
Да, а у колхозников передвижения были еще более ограниченные. Подлиннуюцену свободы передвижения оценивали и туристы. Карт не было. Они были секретны. Даже за подробный абрис можно было получить неприятности. Только уж очень солидные группы имели реальные карты, а не породию на них. Не помните, как на черноморских пляжах было запрещено находиться ночью? Они патрулировались пограничниками, которые выгуливали своих собачек. А погранзона где был особый режим проживания и посещения была вдоль всей сухопутной границы, порой достигая десятков километров в ширину.
Дмитрий Б, Обобщаете, у меня много родственников из крестьян и они прекрасно передвигались начиная с 60-х по всей стране и по странам Варшавского договора . И пляжи были открыты круглосуточно, за исключением некоторых «закрытых» зон, были кемпинги, были люди, отдыхающие «дикарями» в палатках. Что касается карт, то гугл-карт тогда не существовало даже в США, а атомобильные атласы существовали и все ими пользовались
Сергей, паспорта свободно хранились на руках у колхозников, только с 1974 года, но вы путаете их с работниками совхозов. Это для вас разницы нет, а тода была и большая. Как раз кмпинги были исключением, более четверти страны занимали особые зоны. Карты ГУГЛ для чайников. Плохо, что вы не знаете разницы. В походы ходили по топографическим картам. Которые различались по массштабу, степени детализации, а так же нанесенной информации. И все они были, как минимум, для служебного пользования. Для все остальных были схемы. Которые отличались от карт, а часто и реальности, как теленок от быка. Дорожные атласы в СССР были СХЕМАМИ дорог. Кто это свободно передвигался даже по соцстранам? Это когда от района группу колхозников раз в пятилетку отправляли по путевке? Так их готовили 4 инстанции, утверждали кандидатуры и то, меньше, чем втроем из гостиницы выходить запрещали. Это в «братских странах». Ничег ты не знаешь о той жизни.
Дмитрий Б, а ты что знаешь о той жизни.?)я вот только после того как советский союз распался с удивлением узнал что были проблемы с перемещением.) Ну да я помню в старших классах учился ,когда принимали Брежневскую конституцию. И сказали что у колхозников теперь будут паспорта. Это был чисто политический акт.они им нужны были? Это в наше время на автобусы межгород и поезд билеты по паспорту.тогда свободно.а на самолет билеты начали продавать по паспорту после ряда терактов.тогда погибла стюардэса Надя Курченко.знаешь кто защищал убийц?Андрей Сахаров.тварь а сейчас его именем улицы называют
Дмитрий Б, какие инстанции готовили список на отпуск и поездки на курорт. о чем ты говоришь? о поездках за рубеж? эти поездки действительно курировало КГБ. Но внутри страны никаких инстанций не было. Правление и профсоюзы отправляли передовиков, их семьи бесплатно, остальные частично оплачивали путевки. У многих больших колхозов и совхозов были партнерские отношения с крупными предприятиями, а у тех, в свою очередь, были свои зоны отдыха, санатории, пионерские лагеря в разных уголках СССР. Я жил на берегу Каспия, каждое лето приезжали автобусы с колхозникками со всего юга России без всяких проблем. Больше трех не собираться — вообще глупость, люди гуляли, отдыхали, ели шашлыки и пили вино. Я ездил по стране без документов (если только не на самолете). нарваться на милицию можно было только по пьянке или за хулиганство. Гугл-карт тогда вообще не было, а если нужна точная карта, обращались в профильные организации, к примеру в Геологоразведку, или в институт археологии, и эти карты предоставляли после рассмотрения заявки. Естественно, что все эти организации курировались КГБ или Мин. обороны. Но простому человеку, не нарушающему кодекс это никак не препятствовало. Так сильно орали о свободе в 80-90-х — вот она. Теперь сидите в самоизоляции. Ксати, синяки на запястьях от советских кандалов уже прошли?
Дмитрий Б,
«паспорта свободно хранились на руках у колхозников, только с 1974 года, но вы путаете их с работниками совхозов. «
- это вы сильно путаете. Паспорта колхозники получали нар руки с самого введения паспортов, но только в случае, если сам колхоз находился в паспортной зоне. Однако, отсутствие паспорт а не мешало перемещатсья по стране.
Сергей Адамов, да? А как это можно было делать без паспорта? И куда перемещаться было в той стране без него? В те годы вы в гости приезжали и уже на второй -тритий день мог участковый зайти на предмет проверки документов. Так что продажа билетов без паспорта мало что давала. Почитайте, как папа актера Юрия Стоянова образование получал. Сын это в своей книге описывает. Так что не надо лукавить. Передвижение с разрешения — это уже не свобода, а тюрьма. Никто не имеет права указать другому, где ему жить и работать. Сейчас есть регистрация, она уведомительная, а не разрешительная, как прописка тогда. Чтобы поехать учиться колхознику до 1974 года де юре и де факто требовалось разрешение председателя колхоза, хотя он сам и некоторые специалисты имели паспорта на руках официально.
Сергей, я говорю о топографических картах. Которые были на Западе в свободном доступе, у нас же только СХЕМЫ. То что давали даже с разрешения на руки фактически картами не были. Там убиралась вся нужная информация. Никто свободно по всей стране и уж тем более по странам ВД не передвигался. Паспорт гражданский заграничный выдавался, как выездная виза, и по прибытии сдавался в ОВИР. Получить визу даже в соцстрану просто так было нельзя. Либо путевка, либо вызов. Путевки редкие на предприятиях и в драку, по очереди, за полную цену — очень дорого и спросят откуда деньги, по вызову поехать — перекрыть себе карьеру во многих местах, самых хлебных. НЕ БЫЛО СВОБОДЫ В СССР!
Дмитрий Б, В 1984 году мы с родителями всей семьей поехали отдыхать в Старый Оскол к родственникам. Жили неделю.
Никакой участковый не заходил ни на второй ни на третий день
Что же касаемо отказа выдачи справки из сельсовета (председатели колхоза не давали никаких справок — учи матчасть) при переезде в город то это уже нарушение паспортного режима (да да НЕВЫДАЧА паспорта это НАРУШЕНИЕ) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
У меня двое дядей и тетка из колхоза уехали в 60-х годах. Двое в мореходку одна на завод и ВСЕМ выдали справки из сельсовета по которым они в райцентре получили паспорта.
Так что свои сказки про колхозников и паспорта будешь рассказывать кому другому.
Дмитрий Б, «да? А как это можно было делать без паспорта?»
- вот видите, вы сегодня этого даже представить себе не можете. А тогда было можно в транспорте паспорт не требовали.
«В те годы вы в гости приезжали и уже на второй -тритий день мог участковый зайти на предмет проверки документов.»
- будете дебоширить- зайдёт. или если соседям подозрительным покажетесь, в таком случае от вас потребуются документы. Не обязательно паспорт. Если установить личность потребовалось вне паспортной зоны — справки от местных властей достаточно.
«Передвижение с разрешения — это уже не свобода, «
- значит сейчас не свобода. А тогда — свобода.
«. Сейчас есть регистрация, она уведомительная, а не разрешительная, как прописка тогда.»
- сейчас вы просто без паспорта мало куда попадёте. При этом полно мест. куда вам не попасть без разрешения. Тогда зоной с повышенной безопасностью была паспортная зона. Первоначально- Крупнейшие горда, и приграничная зона.
«Чтобы поехать учиться колхознику до 1974 года де юре и де факто требовалось разрешение председателя колхоза, хотя он сам и некоторые специалисты имели паспорта на руках официально. «
- или не требовалось, потому тчо колхоз в паспортной зоне. т.е в приграничной. н в 30км от города, рядом с жд станцией, МТС. Или не председателя колхоза. А если не давал, — мог по шапке получить.
Alexander Bulgakoff, ты на только совок в душе, что и признав рабство называешь это свободой. Для тебя она просто не существует, убогий.
Дмитрий Б, Какая саморазоблачительная истерика 🙂
Был ещё один способ получить прописку в Москве, Ленинграде или в других крупных городах — это переезд в связи с обменом квартир. В нас в городе в местной газете была рубрика «Обмен квартир», с подразделами: в городе и межгород. Помню за 1-комнатную в Москве присили как правило 3 комнатрую у нас в городе с доплатой. Конкретный размер доплаты не знаю, никогда не интересовался, но знаю, что был не маленький.
Сергей Скиба, в качестве доплаты могла быть дача или машина или просто деньги примерно в такой сумме. И если дача или машина еще как то проскакивала, то при передаче денег могли и получить уголовку за вымогательство или спекуляцию. У нас так соседи в Сочи менялись. А их там подставили, семью на 101 км. а хозяина посадили. В квартиру через какое то время въехал грузин работавший в прокуратуре, через пару лет перевел квартиру на сына, который на рынке торговал.
а о крысах когда поговорим которыу сожрали ссср но не тронули китай очень страно и почему?
Города в погранзоне принимали толко по приглашению. Например Южно-Сахалинск. при посадке — погранконтроль.
Насчет первого отдела бред. КГБ больше делать нечего Советском Союзе было? Отказать в прописке могли судимому. В приёме на работу на оборонные предприятия тоже проверяли. Поступление на учебу зависело результатов экзаменов. Поступившие как правило обеспечивались общежитием общежитие предоставлялось также на время сдачи экзаменов
ЕСТЬ И БУДУТ ЗАКРЫТЫЕ ГОРОДА
Олег К., в советское время их было существенно больше. Навскидку — Кронштадт, Владивосток.
полная ересть люди свободно перемещались и прописку 1 отдел не интересовал
люди в Ленинграде и Москве не видели азиатов только потому-что, в то время все неплохо жили и у себя на родине, не стремились нереезжать. А перемещаться было очень легко, можно было даже не иметь при себе паспорт. Только при покупке билета на самолет и при регистрации в гостинице он был нужен, да и то, на самолет с 80-х годов. Были конечно закрытые зоны на грвницах, или около военных обьектов, но это обычная практика во всем мире.
А как же с крестянами которым пасспорта разрешили давать только в 70 годы? Они тоже так беспрепятственно гуляли по союзе?
Ярослав Доманский, представляете, беспрепятственно. Более того. Зачастую — бесплатно. Я, правда, не деревенский, но из Питера в Москву «зайцем» ездил. В 4 электрички.
Выло много закрытых зон, в частности Памир, большая часть Карелии. Секретов в СССР было выше крыши, притом глупых, о которых все знали кроме своих граждан. С дуру даже все географические крупномасштабные карты, в век космонавтики, были специально искажены.
Поехать можно было. Но жить только по прописке. В условиях товарного дефицита туризм стал одной из главных фишек того времени. Билеты летом было купить проблемой.
Хочешь что-нибудь почитать — чти меня.
Мои дедушка и бабушка переехали из Омска в Волгоград в конце 50-х, потом из Волгограда в Ярославль в середине 80-х. Прабабушка перехала из Ташкента в Ригу, тоже примерно в 80-х. И до Ташкента тоже где-то еще жила. Горизонтальная мобильность населения была сильно выше.
Пресловутая московская прописка — до сих пор тому подтверждение…
Простой контуженный паренек с рабочего поселка при динамитной фабрике. Сторожу…
В 84 году, после увольнения в запас, обьехал весь Союз, выбирал место где осесть. Смотрел,где кто из наших и как, устроился на гражданке… В кармане имел только военный билет, паспорта еще не получил, так как еще не был там, откуда призывался. Душанбе, Молдавия, Прибалтика, Хабаровск, не считая точек по средней полосе и Северу… На ж/д , и… Читать далее
По этому поводу: если бы в СССР Ломоносов пришел бы в Москву, учиться бы он смог, но работать бы в Москве ему не дали. Свободно перемещаться можно, кроме закрытых городов, мест и пограничной зоны, но постоянно прописаться, как требует закон, в Москве и Ленинграде, можно было далеко не всегда.
Я думаю Ломоносова бы прописали, если уж приезжали будующие артисты от сохи, и не сразу конечно, но обустроились… Читать дальше
Я филолог-германист, специалист в области английского языка. Окончил ЛГУ в 1980…
Как здесь уже указали другие товарищи, были закрытые города. Одним из таких, например, был Кроштадт. Всего таких городов по стране было, наверно, штук 30. И это тех, которые не входили в погранзону. Погранзона же опоясывала всю сухопутную границу в глубину от нескольких до 200 километров. Огромные территории были закрытыми на севере Сибири и Дальнего… Читать далее
Да. Вот это настоящий дебилизм. Совковая отрыжка. Раньше погранзоны устраивали, чтобы за границу наши люди не… Читать дальше
Нельзя конечно. Если Вы были прописаны в каком-то городе, например Вас распределили после института в Верхнезагорюйск, к заводу прикрепили, дали общежитие и там прописали. Вы никуда оттуда не могли переехать. Отказаться от распределения тоже было нельзя. Ведь гос-во Вам дало «бесплатное образование» — отработайте, это Вам не хиханьки. С места… Читать далее
Да, можно. Но во всех республиках были свои особенности. Это касалось всех аспектов жизнедеятельности. Питание, проживание, дорожного движения, взаимоотношения в социуме, в том числе производственные и тд. Например в Грузии в 70 годах четко прослеживалось правило проезда перекрестка — преимущество у того у кого дороже автомобиль. В Прибалтике, в… Читать далее
Позвольте не согласится первым проезжала самая большая машина,потом дорогая,потом та у которой самый громкий сигнал
политика, история, здоровье, путешествия
Нет, если под территорией страны понимать всю без исключения. Нельзя было без специальных документов попасть в приграничные территории, а это почти половина страны. Весь Дальний Восток, весь Север,достаточно широкая полоса вдоль остальных границ, за исключением курортных районов Крыма и Кавказа. Кроме пограничных зон существовала куча полигонов… Читать далее
По сути- да. Кроме закрытых территорий типа военных городков, закрытых городов, там военные базы были, да и то не всех. Ну и «Нерезиновая». Приезжай пожалуйста, но на работу устроиться тяжко было,поэтому и сложно. Приём иногородних по т.н. «лимиту», отсюда и выражение- «Лимита», А просто находиться в городе можно было только определённое время… Читать далее
Да, есть известный миф о дешевизне билетов в Советском союзе… Вопрос каких и куда. Цена билета могла легко превышать месячную зарплату. Ещё стоит отметить стоимость такси по сравнению с общественным транспортом, и стоимость театра по сравнению с кино. Просто отдельные тарифы были жестко зарегулированы, но там где был реальный спрос и ограничение… Читать далее
Присоединяйтесь к экспертному сообществу!
Яндекс.Кью — это сервис экспертных ответов на вопросы. Мы объединяем людей, которые хотят делиться знаниями, помогать друг другу и менять мир к лучшему.
Вы тоже можете стать экспертом!
Узнать больше
Источник