Можно ли было спасти титаник
Содержание статьи
Был ли шанс у «Титаника». Версии советских инженеров
Ученые и судостроители сходятся во мнении, что ”Титаник” можно было спасти от неминуемой гибели или хотя бы сделать так, чтобы он как можно дольше оставался на плаву. Если бы ”Титаник” продержался на плаву хотя бы на два-три часа дольше, то все пассажиры были бы спасены, так как судно ”Карпатия”, пришедшее на помощь тонущему гиганту, успело бы всех взять на борт. Как можно было спасти ”Титаник” и пассажиров? Несколько таких способов были предложены инженером – кораблестроителем Ю.Г. Сарухановым.
Затопление кормовых отсеков
Для этого требовалось создать момент, противодействующий моменту, дифферентующему судно на нос, и достаточный по величине, чтобы палуба Е (палуба салонов) не погрузилась в воду, и тем предотвратить переливание воды из носовых поврежденных отсеков в смежный и следующие за ним. Это можно было сделать с помощью противопожарной системы, которая, кстати, на ”Титанике” присутствовала. Затопив кормовые отсеки «Титаника», давление на нос корабля можно было бы стабилизировать, тем самым поставить «Титаник» как бы на ровный киль.
Уменьшить заливаемые объемы поврежденных отсеков, в первую очередь второго и последующих
Теоретически такое решение задачи намного предпочтительнее, нежели контрзатопление кормовых отсеков, так как не выводится из эксплуатации ни одно из помещений и, самое главное, сберегается запас плавучести корабля: его резерв живучести. Однако реализовать эту возможность без предварительной подготовки, как правило, невозможно. Дело в том, что для уменьшения проницаемости уже затопленных и подлежащих затоплению помещений, их следовало заполнить предметами из других помещений корабля. Но заполнять затопленные помещения, возможно, только видимо, бросая в них предметы, способные тонуть. Положительный эффект будет достаточно существен при условии, что перемещаемые предметы до этого находились в вышерасположенных помещениях судна.
Но одной из трудностей этого способа является то, что заполнять помещения судна предметами, обладающими положительной плавучестью нужно до того, как их начнет заливать.
Организовать перенос тяжелых предметов из носовой в кормовую оконечность судна.
Этот способ достаточно банален, но эффективен только при большем количестве времени, чем было у «Титаника», да и к тому, же тяжелые предметы вызывают проблему с их транспортировкой.
Экипаж не был готов к экстремальным ситуациям
Первоначально предполагалось, что днём 14 апреля 1912 года (как раз в день катастрофы) на «Титанике» будет проведена тренировка посадки в спасательные шлюпки. Однако по неизвестной причине капитан Смит отменил учения. Если бы аварийная посадка в шлюпки была отработана, хотя бы раз, возможно, это сберегло бы гораздо больше жизней. Кроме того, это упражнение продемонстрировало бы экипажу, что шлюпки достаточно надежны, и уверенность моряков наверняка передалась бы пассажирам и отразилась на количестве спасенных.
Обеспечить или хотя бы повысить водонепроницаемость одной из палуб (F или Е) над поврежденными отсеками, что можно было сделать, закрыв люки, ведущие в нижние помещения поврежденного отсека.
Закрывать эти люки можно было с помощью брезента и досок, закрепленных по периметру люка стойками, упирающимися в верхнюю палубу. Следовало также загерметизировать световой люк на палубе С, через который впоследствии был затоплен форпик. Эффективность данного мероприятия зависела от того, насколько возросла бы непроницаемость палубы. Но даже неполная водонепроницаемость, несомненно, замедлила бы затопление расположенных выше помещений и продлила бы жизнь судна.
Не закрывать водонепроницаемые двери
Таким образом, «Титаник» не имел бы дифферента на нос, отсеки судна затапливались бы равномерно и возможно тогда «Титаник» смог бы продержаться на плаву как можно дольше.
Использовать айсберг в качестве понтона
Возможно это один из наиболее сложных и невероятных способов, но этот вариант может вполне дать положительный результат.
По словам очевидцев, айсберг возвышался над водой на 30 м (водоизмещение его позднее было оценено в 1160 тыс. т), и если бы удалось закрепить на нем один из носовых якорей или же надвинуть носовую оконечность на пологую часть айсберга, «Титаник» мог бы продержаться на плаву до подхода спешивших на помощь судов, а уже тогда (если бы погода оставалась тихой) роль понтона могло бы взять на себя судно-спасатель. Была и другая возможность использовать айсберг: соединив кормовые якоря, завести эту петлю под айсберг и затем, выбирая якорные цепи, притапливать корму, чтобы выровнять дифферент и не допустить погружения носовой оконечности, предохраняя неповрежденные отсеки судна от затопления.
Множество различных способов, которые могли спасти «Титаник» или сделать так, чтобы он оставался на плаву дольше. Но если учесть те обстоятельства и ту скорость, с которой тонул «Титаник» , то в сложившейся ситуации спасти корабль было уже практически невозможно.
Материал подготовлен на основе статьи Ю.Г. Саруханова, опубликованной в журнале
«Судостроение» №7, 1992 г.
Источник
Череда случайных последствий, погубивших Титаник.
loveopium.ru
Доброго времени суток. В своё время он был крупнейшим кораблём в истории. Но его первый рейс стал последним. После столкновения Титаника с айсбергом, из 2200 человек, находившихся на борту, спаслись чуть более 700 человек. Время идёт и миру открываются новые факты, например пожар в трюме, якобы повредивший обшивку. На вопрос: «Кто виноват и можно ли было этого избежать?» Главным фактором в крушении стала череда последствий,предопределившей гибель Титаника. Постараюсь рассказать обо всех, статья получилась большой, запаситесь терпением. Мы начинаем начинать.
pikabu.ru
Одной из таких причин является рокировка в офицерском составе судна. Капитаном Титаника являлся Эдвард Джон Смит, служивший до этого на судне «Олимпик». Он захотел перевезти с «Олимпика» своего старшего помощника-Генри Уайлда. Для этого Уильяму Мэрдоку пришлось занять должность первого помощника, на этой должности был Чарлз Лайтоллер, занявшему пост второго помощника вместо Дэвида Блэра, а Блэру пришлось покинуть Титаник. С момента отплытия Титаника прошло три дня, Дэвид Блэр обнаружил в кармане своего пиджака ключ от сейфа с биноклями. В спешке он забыл передать ключ своему приемнику. Спустя 95 лет ключ был продан на аукционе за 90тыс. фунтов стерлингов.
arxeo.info
Титаник был сделан из высококачественной стали. Его палубы, переборки, балки и шпангоуты имели исключительную прочность. Борта обшиты стальными листами, толщина достигала 4 см, а всего на обшивку ушло 2000 стальных листов. А соединялись заклепками из ковкого железа. А на случай возможной аварии была предусмотрена особая система.
YouTube.com
Судно имело двойное дно и было разделено на 16 водонепроницаемых отсеков особыми переборками, которые закрывались герметичными дверьми. По расчётам конструкторов, Титаник мог оставаться на плаву любых двух отсеков в разной части корабля или 3-4 отсеков из первых 5 отсеков. Вообразить катастрофу при которой были бы пробиты сразу пять отсеков, было просто невозможно.
liveinternet.ru
На судне разместили 20 спасательных шлюпок, вмещающих по 65 человек каждая. А на борту было 2200 человек. Но в те годы количество шлюпок рассчитывалось не по людям, находящимся на борту, а по водоизмещению корабля. Поэтому такое положение вещей никого не удивляло.
titanicsociety.ru
К 1912 году, обычной для трансатлантических кораблей являлась скорость в 18 узлов(33км/ч). Титаник же мог развить скорость в 25 узлов (46,5 км/ч). В гонке за рекордами, Титаник развил скорость в 22 узла и снижать скорость не собирались, иначе судно прибудет в Нью-Йорк позже запланированного.
evrl.to
На Титанике имелся телеграф, которым во всю пользовались пассажиры первого класса, отправлявших свои сообщения на материк. Их было так много, что радисты Титаника попросили «замолчать» телеграфиста с судна «Калифорниэн», пересылавшего им координаты скопления льда,айсбергов. Калифорниэн находился в непосредственной близости от места крушения Титаника, возмущенный бестактностью британцев, радист Калифорниэн выключил питание радио и ушёл спать, а через 10 минут Титаник столкнулся с айсбергом.
mirtesen.ru
Ночь с 14 на 15 апреля в северной части Атлантического океана была безветренной и безлунной. Температура воздуха 0 градусов, температура воды 0,5 градусов. Полный штиль. Айсберг, находившийся прямо по курсу Титаника, перевернулся и стал почти прозрачным. Вперёд смотрящие, находившиеся в вороньем гнезде могли бы его заметить на расстоянии до 6 км, но при наличии бинокля.
YouTube.com
При столкновении с айсбергом, обшивку вспороло на 90 метров и в зоне затопления оказалось сразу пять отсеков, с которыми Титаник не мог находится на плаву. Если бы систему снабдили функцией контрзатопления, то удалось бы устранить крен на нос судна и оставаться на плаву, на более продолжительное время.
YouTube.com
В непосредственной близости от места крушения находилось три судна: «Калифорниэн»,на котором радист ушёл спать, «Карпатия», которая прибыла к месту аварии спустя 4 часа после аварии и рыболовецкая шхуна «Самсон», занимавшейся незаконной ловлей тюленей, находилась в 17 милях от Титаника.
На шхуне не было радиостанций и чтобы привлечь внимание судна, огни которого были видны с Титаника, запустили в небо сигнальные ракеты, но белого цвета.
YouTube.com
Регламент морской конвенции гласит: Белая ракета для привлечения внимания, красная ракета-сигнал бедствия, но на Титанике не оказалось красных сигнальных ракет. Капитан «Самсона» решил, что это сигналы береговой охраны и приказал уйти подальше, пока их не поймали. С «Калифорниэн» так же видели сигналы, но решили, что это праздничный фейерверк.
m.pg21.ru
Над судном висел как-будто злой рок. Перед отправлением компания «White Star Line» выкупила весь уголь и Титаник был чуть-ли не единственным судном, уходившим в плавание, а самое занятное, возможно, Титанику-единственному нужно было остаться в порту.
А череда «Если бы» только нарастала, как снежный ком.
- Если бы Дэвид Блэр передал ключ команде, то в их распоряжении были бы бинокли, с помощью них обнаружили бы айсберг за километры, а не за 600 метров.
- Если бы не попытки установить рекорды скорости, то Уильяму Мэрдоку удался манёвр, который он хотел выполнить, дабы избежать столкновения.
- Если бы при строительстве Титаника использовали не кованые, а стальные заклёпки, обшивка корабля выдержала бы удар.
- Если бы не бесконечные требования пассажиров отправить телеграфом сообщения, то не произошло бы конфликта между радистами «Титаника» и «Калифорниэн», «Калифорниэн» принял бы сигнал бедствия и прибыл бы на помощь.
- Если бы на борту были бы красные сигнальные ракеты, то они бы привлекли внимание двух кораблей, находившихся рядом и через час возле места места крушения оказалось бы два корабля.
- Если бы система на случай аварии имела функцию контрзатполения, то Титаник смог бы дождаться на плаву, подхода «Карпатии».
- Если бы количество шлюпок рассчитывали по числу людей, то большую часть можно было бы спасти.
Из всей истории можно сделать один вывод. Люди, выполняйте свою работу на совесть, даже если Вы просто метёте улицы, печёте пироги или управляете фирмой. Даже если Вам кажется, что от Вас ничего не зависит и Вы ничего не значите, поверьте-зависит и значит. Каждый человек-маленькая деталь в огромном механизме жизни, который в любой момент может дать сбой и ему нужна будет именно Ваша помощь, здесь и сейчас. Не будьте равнодушными, оставайтесь людьми и пусть на Вашем пути никогда не будет айсбергов.
Всем спасибо за просмотр.
Источник
«Гибель можно было предотвратить»: 8 малоизвестных фактов о крушении Титаника
15 апреля 1912 года. На борту «Титаника» все было спокойно, и большинство пассажиров уже укладывались на ночь. Мало ли кто из них мог предположить, что корабль мечты станет их подводной могилой.
Номер 8.
Фред Флит, моряк
Фред Флит, один из оставшихся в живых Титаника, полагал, что Титаник мог полностью избежать столкновения с айсбергом, если бы на корабле использовался бинокль вместо того, чтобы хранить его в офицерском шкафчике. По крайней мере, это помогло бы членам экипажа обнаружить айсберг раньше.
Номер 7.
Фотографий Рамона не существует
Рамон Артагавейтия, богатый уругвайский фермер, пережил затопление корабля «Америка» в 1871 году, прыгнув в море и цепляясь за свою жизнь. Он преодолел свой страх перед парусным спортом и решил плыть на Титанике. По словам Рамона, на Титанике была новая система связи — беспроводной телеграф, который ослабил его страх перед путешествием. Ведь у Титаника была способность мгновенно общаться с миром. К сожалению, он был найден среди мертвых через неделю после катастрофы.
Номер 6.
Утро до катастрофы, для экипажа была запланирована тренировка спасательной шлюпки, чтобы подготовиться к тому, на что они надеялись будет чрезвычайная ситуация, с которой они никогда не столкнутся. До сих пор точно не известно, почему он решил отменить тренировку спасательной шлюпки. Если бы была проведена тренировка спасательной шлюпки, экипаж и пассажиры был бы лучше подготовлен к катастрофе, и можно было бы спасти больше жизней.
Номер 5.
Один калифорнийский корабль, был даже ближе к Титанику, чем Карпатия. Члены экипажа на борту калифорнийца увидели ракеты, посланные с Титаника. К сожалению, капитан калифорнийца решил игнорировать сигналы бедствия, так как оператор связи уже лег спать. Если бы калифорнийец решил ответить на вспышки, гораздо больше жизней можно было бы спасти.
Номер 4.
Виолет Констанция Джессоп была стюардессой и медсестрой океанского лайнера, которая пережила аварию на борту «Олимпика», гибель «Титаника» и гибель «Британника» когда она попала в подводную шахту. Интересно, что все эти три корабля, Олимпийский, Титаник, и Британник были родственными кораблями, и все три столкнулись с крупными бедствиями в том же десятилетии. По словам Вайолет, единственной вещью, которую она потеряла в катастрофе на Титанике, была ее зубная щетка.
Номер 3.
Дороти Гибсон, американская кинозвезда, была, несомненно, одним из самых известных пассажиров на Титанике, а также была одной из выживших. Через месяц после катастрофы Дороти снялась в немом фильме под названием «Сохранено» о Титанике, который был основан на ее опыте в ночь, когда затонул Титаник. Она даже носила ту же самую одежду, которую она носила на борту Титаника в ту ночь — белое шелковое вечернее платье с кардиганом и поло.
Номер 2.
К сожалению, Титаник лежит более 3 км под водой, его очень трудно или невозможно сохранить. Из-за ржавчины и питающимися железом бактериями, Титаник будет уничтожен в течение 20 лет и скоро станет не более чем ржавым пятном на дне Атлантики.
Номер 1.
За 14 лет до затопления Титаника был написан роман Морганом Робертсоном. называется «Тщетность, или крушение Титана». Подробности этого вымышленного корабля под названием Титан, он был странно похож на Титаник. Практически непотопляемый. Нехватка спасательных шлюпок. Трёхвинтовой. Ударился о айсберг по правому борту апрельской ночью в Северной Атлантике в 400 морских милях от Ньюфаундленда. Затонуло более половины пассажиров…
Какими были бы ваши последние слова, если бы вы потонули с «Титаником»?
Источник
Спасение пассажиров «Титаника», ставшее отдельной трагедией
Из 2224 человек, находившихся на борту океанского лайнера «Титаник», выжили лишь 706 человек. Среди них были и самоотверженные герои, и те, кто заботился лишь о своем спасении, и выжившие чудом, и те, кто не смог жить дальше, помня о сотнях погибших. Трагедия перевернула судьбы не только тех, кто был на корабле, но и тех, кто был вынужден ждать на суше своих близких.
Проблема шлюпок
Имевшиеся на лайнере спасательные средства могли вместить только 1178 человек. «Титаник» имел 20 спасательных шлюпок – к стандартному набору из 16 шлюпок двух типов вместимости (на 65 и 40 человек) были добавлены четыре складных шлюпки на 47 человек каждая.
Ответственным за конструирование «Титаника» был директор-распорядитель пароходной компании «Уайт Стар Лайн» Джозеф Брюс Исмей. Именно он принял решение не размещать на борту корабля лишние спасательные шлюпки из соображений экономии денежных средств. Эти лодки могли бы спасти 1500 жизней – почти всех, кто погиб.
Данное обстоятельство усугубляет то, что Исмей, невзирая на приказ капитана «женщины и дети прежде всего», вовремя занял свое место в шлюпке и смог выжить в катастрофе. На корабле «Карпатия», который поднял на борт 706 человек, Исмей расположился в отдельной каюте, в то время как остальные спали на полу и столах.
Тем не менее, членам экипажа даже не удалось спустить на воду все шлюпки, которые были на корабле. Одну лодку смыло за борт, другая плавала в перевернутом состоянии. Поразителен и тот факт, что большинство лодок было заполнено не больше, чем на две трети. Это произошло по многим причинам.
Поначалу пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что им казалось, что оставаться на «Титанике» было безопаснее. Позднее, когда стало очевидно, что гибель парохода неминуема, шлюпки заполнялись лучше.
В одной из шлюпок, рассчитанной на 65 человек, спаслись лишь 12. Об этом случае не утихают споры. Состоятельный пассажир сэр Космо Дафф Гордон и его жена Люсиль – модельер, придумавшая слово «шик» – спаслись, заплатив семерым членам экипажа по пять фунтов каждому, чтобы те сели в лодку и гребли. По словам Гордона, это был акт великодушия. Но некоторые полагают, что он нанял моряков, чтобы как можно быстрее уплыть от тонущего корабля, тем самым, лишив остальных шанса на спасение.
Среди пассажиров были и те, чей героизм не подвергался сомнению. 17-летний Джек Тэйер помогал другим забираться в шлюпки, при этом отказывался садиться сам. Когда корабль затонул, мальчик нырнул в ледяную воду. Он уцелел, забравшись на перевернутую шлюпку. Домой он вернулся знаменитостью, о нем говорила вся страна. Тэйер был одним из десяти людей, кто покончил с собой после трагедии.
Цена спасения
Другое обстоятельство трагедии заключается в том, что основная часть спасшихся пассажиров путешествовала первым и вторым классом. Так, из 143 женщин, которые путешествовали первым классом (билеты по 875 фунтов), погибли четыре. При этом три дамы сами отказались покидать корабль. Из тех, кто заплатил 12 фунтов за билет в каюты третьего класса, погибли более половины пассажиров. Из членов экипажа уцелеть смогли не более 25% человек. Признаки подобного социального расслоения наблюдались и после их смерти. Корабль, который был отправлен компанией «Уайт Стар Лайн» на поиски погибших, поднял тела только тех, кто плыл первым классом. Остальные были похоронены прямо в море.
В ходе расследования обстоятельств гибели «Титаника» выяснилось, что многие пассажиры третьего класса погибли из-за собственной нерешительности и незнания английского языка. Так, некоторые боялись подниматься на шлюпочную палубу, считая это небезопасным; другие же спорили друг с другом и не могли решить, что делать.
Не последнюю роль в этом сыграл языковой барьер – многие пассажиры не говорили по-английски, а потому не могли понять друг друга или хотя бы прочитать надписи на указателях, ведущих на верхние палубы.
Когда некоторым все же удалось выбраться на шлюпочную палубу, почти все шлюпки «Титаника» уже были спущены на воду. На палубе оставалось лишь несколько складных шлюпок, которые команда собиралась спустить в последнюю очередь. В них-то и спаслись сумевшие выбраться из трюмов пассажиры третьего класса. Те, кто оказался в воде, погибли от переохлаждения практически моментально, поскольку температура воды не превышала минус два градуса по Цельсию.
Прибытие в Нью-Йорк
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года радисты «Карпатии» получили сигнал бедствия с «Титаника». Другие корабли либо не откликнулись на призывы о помощи, либо находились слишком далеко. Узнав о ситуации на «Титанике», капитан «Карпатии» Артур Рострон немедленно отдал приказ следовать к месту тонущего лайнера. Чтобы развить максимальную скорость, пришлось отключить отопление на всем корабле.
Утром 15 апреля, после того, как на борт «Карпатии» поднялся последний выживший пассажир «Титаника», корабль взял курс на Нью-Йорк. Прошло три дня, прежде чем судно достигло пункта назначения. За это время с судно было передано сообщение о том, что случилось. В результате чего, пресса начала публиковать слухи, что «Титаник» буксируют к пристани Нью-Йорка. Когда точно стало известно, что большая часть людей, находившихся на «Титанике», погибла, в офисы компании «Уайт Стар Лайн» во всем мире стали приходить толпы людей в надежде разузнать подробности. Только 17 апреля был оглашен неутонченный список погибших и пропавших без вести. А окончательный список был опубликован лишь через четыре дня после прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк.
В порту Нью-Йорка «Карпатию» встречали около 40 тысяч человек. Множество благотворительных организаций снабжала людей, спускавшихся на пристань, теплыми вещами, медикаментами, предлагали помочь добраться до дома, больницы или отеля. Многие направлялись домой к родственникам. Состоятельные пассажиры арендовали целые поезда. А членов экипажа разместили в пассажирских каютах другого корабля, принадлежавшего «Уайт Стар Лайн».
Конечно, среди толпы встречавших «Карпатию» были и репортеры, которым не терпелось рассказать истории выживших пассажиров. Некоторым даже удалось подняться на борт «Карпатии», прежде чем она пришвартовалась.
Источник