Можно ли было спасти колумбию
Содержание статьи
Как можно было спасти астронавтов шаттла “Колумбия”
- Ричард Холлингэм
- для BBC Future
26 июня 2014
Автор фото, AP
Подпись к фото,
Погибший экипаж шаттла «Колумбия»: командир Рик Хасбэнд, научный специалист Калпана Чавла, пилот Уильям Маккул, специалисты Дэвид Браун и Лорел Кларк, бортинженер Майкл Андерсон и первый израильский астронавт Илан Рамон.
Отставной инженер НАСА уверен: экипаж космического челнока, обреченного на верную смерть, можно было спасти.
Трагическая судьба семи астронавтов космического экипажа STS-107 была предопределена менее чем через полторы минуты после старта. 16 января 2003 года, когда шаттл «Колумбия» поднимался на орбиту в безоблачном небе Флориды, кусок его обшивки оторвался от штанги, крепившей нос корабля к гигантскому топливному баку. Челнок в тот момент двигался в два раза быстрее скорости звука, и отлетевший элемент обшивки врезался в переднюю часть крыла с разрушительной силой.
17 дней спустя при возвращении на Землю «Колумбия» развалилась в плотных слоях атмосферы. Погибли все астронавты на ее борту, а вместе с ними в итоге умерла и американская программа запусков космических челноков.
Но можно ли было спасти экипаж? Инженер НАСА Дэвид Бейкер работал на программе шаттлов с самого ее начала, он писал о ней книги и официальные отчеты. Готовясь к лекции в Британском Межпланетном сообществе, он раздобыл архивные документы, содержащие планы смелой миссии по спасению астронавтов — и она могла бы быть предпринята, если бы только специалисты центра управления полетами вовремя осознали всю серьезность ситуации.
Был ли шанс?
Когда «Колумбия» отрывалась от стартового стола, кадры с камер высокоскоростной съемки показали, как кусок термостойкой пены отрывается от обшивки и попадает в крыло. Несколько дней спустя снимки с земных телескопов дали основания предположить, что этот удар мог повредить крыло. «Главная ошибка была в том, что не был проведен достаточно детальный и подробный анализ, — говорит Бейкер. — Казалось, что повреждения были довольно незначительными — но с каждым днем становилось яснее, что это не так».
Автор фото, AP
Подпись к фото,
«Колумбия» до этого взлетала не раз, и вполне успешно…
За годы космических исследований было разработано несколько планов спасения экипажей, застрявших на орбите. В большинстве полетов челноки могли просто пристыковаться к МКС и использовать ее в качестве спасательной шлюпки. Но полет «Колумбии» проходил по совершенно другой орбите — ни у станции, ни у шаттла не хватало мощности двигателей для необходимой смены траектории. И, главное, на борту шаттла не было скафандров, предназначенных для открытого космоса: выйти наружу и починить повреждения — если бы они поддавались починке — не было никакой возможности.
Время уходило. Полет экспедиции STS-107 должен был продолжаться 17 дней, но у экипажа было достаточно капсул с гидроксидом лития — который поглощает из воздуха избыток двуокиси углерода — чтобы продержаться максимум 30 дней. После этого астронавты бы задохнулись.
Единственным вариантом их спасения была отправка на орбиту другого шаттла, который привез бы экипаж «Колумбии» на землю.
Это кажется невозможным, но в теории было осуществимо. Еще один челнок, «Атлантис», как раз готовился к запуску с мыса Канаверал, намеченному на 1 марта. «На него уже были установлены двигатели, и корабль был на той стадии, когда его можно было срочно доставить в сборочный цех и быстро запустить», — говорит Бейкер.
Автор фото, NASA
Подпись к фото,
После трагедии «Колумбии» НАСА уделила особое внимание состоянию термозащиты шаттлов
Времени было мало, и «Атлантис» пришлось бы готовить к полету невиданными темпами. Это пришлось бы сделать за четыре недели, а не за обычные шесть — задача трудная, но выполнимая. Надо было бы работать круглосуточно и оптимизировать все элементы процесса — от переработки программного обеспечения до подготовки спасательного экипажа. Именно такой подход — без права на ошибку — помог спасти экипаж «Аполлона-13», поврежденного по пути на Луну в 1970 году.
По итогам изучения катастрофы «Колумбии» следственная комиссия разработала план экстренного спасения на будущее. Но, по словам Бейкера, спасательную операцию можно было предпринять вовремя, если бы примерно ко вторым суткам полета было принято такое решение. Все возможности для этого были, говорит специалист, и вот как развивался бы сценарий.
Спасение «Колумбии»
На вторые сутки полета экипажу сообщают об опасности. Отключаются все системы корабля, кроме жизненно необходимых. Физические нагрузки астронавтов сводятся к минимуму, чтобы замедлить темпы образования двуокиси углерода, сокращается их рацион. Тем временем под пристальным вниманием прессы «Атлантис» срочно готовят к старту. Счет времени идет на минуты — уровень двуокиси углерода на борту «Колумбии» поднимается до опасных значений. Второй шаттл стартует на орбиту с четырьмя астронавтами на борту.
Автор фото, Reuters NASA
Подпись к фото,
Операция по спасению требовала точного маневрирования на орбите
Когда «Атлантис» подлетает к «Колумбии», пилот располагает корабль сверху и перпендикулярно поврежденному челноку — чтобы они не зацепились хвостовыми оперениями. «Пришлось бы держаться на расстоянии шести-семи метров в течение двух суток, — поясняет Бейкер. — Этим занимались бы по два астронавта на каждом челноке». Для такой задачи нужно высочайшее пилотажное мастерство: каждый шаттл летел бы над Землей со скоростью семь километров в секунду, и любая ошибка могла бы стать роковой.
Тем временем еще два астронавта «Атлантиса» начинают первый, но далеко не последний выход в космос. Для начала на борт «Колумбии» доставляются капсулы с гидроскидом лития — чтобы снизить концентрацию двуокиси углерода в воздухе. Также астронавты доставляют два космических скафандра. После этого экипаж «Атлантиса» соединяет два корабля раздвижным шестом. Он нужен для того, тобы команда «Колумбии» могла безопасно преодолеть расстояние в несколько метров между двумя кораблями.
Когда все готово, астронавты «Колумбии» по двое выходят из шлюза и перебираются в шлюз «Атлантиса». «После этого им нужно было бы снять скафандры и повторить всю операцию сначала — чтобы вытащить следующих двоих», — поясняет Бейкер.
Автор фото, Gagarin Cosmonaut Training Centre
Подпись к фото,
Надевание скафандра — это дело не на пару минут…
Вопреки мнению создателей фильма «Гравитация», в действительности надевание скафандра — дело далеко не пары минут. И даже обычный штатный выход в космос сопряжен с риском — одно неверное движение, и астронавт может улететь в бездну. На перемещение экипажа с одного корабля на другой потребовалось бы минимум двое суток.
«Последний астронавт, покидающий «Колумбию», должен был бы перевести корабль в режим, в котором центр управления полетами получил доступ к его навигационной системе — чтобы с Земли можно было запустить двигатели и положить челнок на курс самоуничтожения», — говорит Бейкер. По его словам, в рамках плана спасательной операции предполгагался и осмотр поврежденного крыла.
Если бы все прошло по плану, на борту «Атлантиса» оказалось бы 11 человек. «Так много людей шаттлы еще никогда не перевозили, — отмечает ветеран-инженер. — Некоторых пришлось бы пристегнуть к лежанкам на полу. Эта посадка, конечно, была бы нештатной». Но у них были хорошие шансы вернуться живыми.
Подпись к фото,
По мнению Бейкера, НАСА действовало слишком консервативно
Гадать о том, как можно было предотвратить уже произошедшие трагедии, можно бесконечно. Но в данном случае спасение было не только возможно, но даже заранее спланировано. «Это могло бы получиться, — говорит Бейкер. — Это было возможно, но, честно говоря, к тому времени в НАСА доминировал слишком консервативный менталитет — в отличие от времен «Аполлона», когда решения принималсь мгновенно и воплощались на лету».
После старта астронавты «Колумбии», похоже, не подозревали о грозящей им опасности. Но часы и минуты быстро уходили, а вместе с ними — и все шансы на спасение обреченного экипажа.
Об авторе. Ричард Холлингэм — журналист и ведущий подкаста «Исследователи космоса». Он редактирует журнал Space:UK Британского космического агентства, выступает комментатором запусков Европейского космического агентства и ведет научные программы на радио Би-би-си.
Источник
Катастрофа шаттла «Колумбия»
Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю. НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде — она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли.
В течение нескольких месяцев после трагедии проводилось расследование катастрофы. Специально созданная Комиссия по расследованию катастрофы шаттла «Колумбия» пришла к выводу, что причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы проникли внутрь, что привело к перегреву пневматики левой стойки шасси, его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла и гибели шаттла.
Значительную роль в расследовании причин катастрофы сыграли данные, сохранившиеся в дополнительной системе фиксации бортовых параметров (Modular Auxiliary Data System (MADS)), установленной только на «Колумбии», как на самом первом лётном экземпляре серии. Система предназначалась для записи показаний бортовых датчиков с целью их детального послеполётного анализа, что было важно в первых испытательных полётах. Блок, фиксирующий показания датчиков на магнитный носитель, не будучи особым образом защищён, чудом уцелел, выполнив роль «чёрного ящика».
Все найденные обломки челнока в настоящее время хранятся в Космическом центре им. Джона Кеннеди.
Экипаж[править | править код]
Экипаж STS-107. Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун
Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:
- Командир экипажа — 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».
- Второй пилот — 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
- Бортинженер — 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.
- Специалист по полезной нагрузке — 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.
- Специалист по зоологии — 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
- Научный специалист (врач) — 46-летний Дэвид Макдауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
- Научный специалист — 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. אילן רמון). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
Хронология событий[править | править код]
Повреждение челнока во время старта[править | править код]
Последний старт челнока «Колумбия».
Блок теплоизоляционной пены, применявшийся на челноках
Внешний топливный бак челноков покрывался термоизоляционным покрытием, предназначенным для предотвращения образования наледи на оболочке бака, заправленного жидким кислородом и водородом.
Примерно на 82 секунде после старта от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок изоляции, который с силой ударил по углепластиковой панели левого крыла «Колумбии». Как показали последующие натурные эксперименты, подобный удар мог оставить после себя пробоину диаметром 15-25 см.
Внешний вид левого обтекателя
Обтекатель крепления полностью выполнялся из термоизолирующего вспененного материала и служил для снижения аэродинамической нагрузки на крепление. Отделение обтекателя отмечалось и в прошлых запусках — STS-7 (1983), STS-32 (1990), STS-50 (1992) и STS-112 (2002). Все эти запуски были признаны успешными, «отделению изоляции» (англ. foam shedding) не было придано должного внимания, и оно было признано нормальным.[1] При запуске миссии STS-112 впервые была задействована видеокамера, закрепленная на внешнем топливном баке. В ходе старта от обтекателя отделился кусок, который ударился о соединительное кольцо в месте крепления левого твёрдотопливного ускорителя к внешнему баку, оставив после себя вмятину 10 см шириной и 7,5 см в глубину.[2] Проанализировав эти данные, специалисты НАСА пришли к выводу, что «дополнительно выявленный риск от ударов теплоизоляции не представляет угрозы для эксплуатации внешнего бака» (англ. «the ET is safe to fly with no new concerns (and no added risk)» of further foam strikes).[3]
В видеозаписи, полученной при старте миссии STS-107, было выявлено, что обломки изоляции ударили по левому крылу, что могло привести к повреждению теплоизолирующего покрытия космического челнока.[4] К тому времени точное место удара не было известно из-за низкого разрешения записывающей камеры. Несмотря на возникшие риски, на совещании 31 октября 2002 года НАСА полет было решено продолжить.[5]
Оценка повреждений[править | править код]
Как и в случае с катастрофой «Челленджера», руководство НАСА не смогло адекватно оценить опасения специалистов о возможной проблеме повреждения челнока и не отреагировало в должной мере на запросы инженеров о визуальном осмотре места удара астронавтами. Отмечается, что технические специалисты трижды направляли запрос в Министерство обороны США для получения изображений находящегося на орбите челнока для оценки полученных повреждений. Руководство НАСА не содействовало запросам, а в некоторых случаях вмешивалось во взаимодействие, не давая представителям военного ведомства оказывать необходимую помощь.[6]
Большое внимание было уделено оценке риска повреждения теплозащитного слоя, которая была разделена на две категории: возможное повреждение силикатной плитки в нижней части поверхности крыла и возможное повреждение панелей укрепленного углепластика. В распоряжении специалистов НАСА был инструмент по симуляции удара мелких снарядов (например, кусков льда) о теплозащитный слой. Инструмент имел несколько недостатков и упущений, в частности, он предназначался для оценки повреждений, оставляемых маленькими, размером с горошину, кусками льда, а не большими кусками теплоизоляционной пены. Даже с этими допущениями выкладки показывали, что в 1 из 15 случаев термозащитный слой из углепластика пробивался насквозь. В электронной переписке руководство задавало вопрос, может ли быть более низкая плотность теплоизолирующей пены «смягчающим» фактором в случае оценки повреждений панелей. Несмотря на сомнения инженеров о возможной большой энергии удара пены, руководство уверилось, что сквозной пробой панелей из углепластика маловероятен.[7] Руководство управления миссией посчитало, что удар теплоизоляционной пеной не является критически опасной ситуацией, вследствие чего отменило один из запросов в Министерство обороны о предоставлении изображений.
23 января директор по полету Стив Стич направил электронное письмо командиру «Колумбии» Хасбанду и пилоту МакКулу, в котором развеял опасения по поводу безопасности возвращения на Землю.[8][9]
Разрушение челнока[править | править код]
Колумбия примерно в 08:57. Уже началось отделение обломков от левой плоскости крыла. Видео
1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы. По данным Modular Auxiliary Data System, передняя кромка левого крыла начала нагреваться значительно сильнее, чем это было в прошлые полеты «Колумбии». В 08:50:53 «Колумбия» входит в 10-минутный период, во время которого корпус корабля подвергается наиболее тяжёлым тепловым нагрузкам. В 08:53:46 от крыла начали отваливаться обломки.
В 08:54:24 оператором по механическим системам и жизнеобеспечению орбитера Джеффом Клингом (The Maintenance, Mechanical, and Crew Systems (MMACS) officer) была обнаружена неисправность четырех датчиков гидравлической системы в левой плоскости крыла, показывающих значения ниже предела чувствительности. В 08:59:15 отказали датчики давления в обеих шинах левой стойки шасси. Оператор связи (CAPCOM) сообщил экипажу, что в Центре управления знают о таком факте и активно разбираются с показаниями датчиков, добавив, что последнее сообщение с борта для группы управления полётом было неразборчивым.
В 08:59:32 с борта было отправлено последнее сообщение командира корабля: «Roger, uh, bu — [оборвалось на полуслове]…». Это была последняя связь с «Колумбией». В этот же момент Центр управления полётом получил последние данные телеметрии. Офицер связи (INCO) Лаура Хоппе сообщает руководителю полетом, что данный перерыв связи ожидаем и связан с тем, что хвост челнока заслонил антенну корабля от спутника связи. К 09:00:18, по данным любительской видеосъемки, челнок уже разваливался на множество обломков.
Собранные обломки челнока
В 09:12:39 в ЦУП поступает информация, что один из телеканалов в Хьюстоне демонстрирует в прямом эфире кадры разрушения шаттла. В ЦУПе объявляется тревога (угроза потери корабля). Начинается аварийная процедура, при которой не разрешается покидать или входить в помещение пультовой, а операторы обязаны сохранить всю имеющуюся информацию для последующего расследования[10].
Расследование[править | править код]
Первичное расследование[править | править код]
Расследование причин катастрофы «Колумбии» с самого начала было сконцентрировано на ударе теплоизолирующей пены. Предыдущие инциденты ударов льда и пены во время старта челнока были хорошо известны и задокументированы (в частности, во время миссий STS-27, STS-45 и STS-87, когда ударом повреждалась обшивка челноков)[11].
Комиссия по расследованию причин катастрофы[править | править код]
Демонстрация пробитой панели из укрепленного углепластика, полученной в результате натурных испытаний.
В соответствии с протоколами, выработанными после крушения «Челленджера», была создана независимая Комиссия по расследованию катастрофы шаттла «Колумбия» (англ. Columbia Accident Investigation Board, CAIB)[12].
Челноки серии «Спейс шаттл» не оснащались регистраторами полёта («чёрными ящиками»), все данные о телеметрии и состоянии аппарата передавались напрямую по радио в центр управления полётами. Однако «Колумбия» была первым кораблём серии, поэтому на борту был установлен бортовой самописец OEX (Orbiter EXperiments), использовавшийся при отладке корабля во время первых испытательных запусков челнока. После завершения испытаний самописец не был демонтирован и работал на протяжении всей эксплуатации «Колумбии». Данные, извлеченные из него, позволили членам Комиссии восстановить события, происходившие во время спуска и разрушения челнока.[13] Время регистрации отказов датчиков левого крыла позволило восстановить процесс его разрушения. Вместе с анализом обломков, проведённым в Лихайском университете, и проведением серии испытаний это позволило сделать заключительный вывод о том, как происходила катастрофа.[14]
Начиная с 30 мая 2003 года Юго-западный исследовательский институт проводил натурные испытания по обстрелу панелей из укреплённого углепластика, установленных на металлическом каркасе, блоком теплоизоляции, соответствующим по размерам и массе предполагаемому. Первичные сведения о катастрофе указывали, что удар мог прийтись на область панелей с 6 по 9. Испытательные удары по этой области вызывали только трещины и поверхностные повреждения панелей. После анализа данных самописца корабля область поражения удалось ограничить только одной панелью — восьмой. 7 июля, в процессе заключительных натурных испытаний, кусок теплоизоляции, выстреленный в углепластиковую панель 8, образовал в ней пробоину размерами 41 на 42 см.[15] Это показало, что удар, полученный крылом «Колумбии» во время старта, мог серьёзно повредить теплозащитное покрытие крыла.[16]
Культурное и общественное влияние катастрофы[править | править код]
Мемориал экипажу «Колумбии» на Арлингтонском национальном кладбище
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. |
- Серия «Последний полёт Колумбии» документального сериала «Секунды до катастрофы» рассказывает о ходе расследования катастрофы. В серии приведены интервью родственников членов экипажа и нескольких членов комитета по расследованию. В телесериале рассказывается, что НАСА были в курсе о повреждениях шаттла и теоретически могли отправить второй шаттл для оказания помощи экипажу и его эвакуации на Землю, но из-за угрозы сокращения финансирования МКС отказались от этой идеи.
- В честь погибшего экипажа шаттла один из суперкомпьютеров NASA был назван «Columbia»[17].
- Одна из вершин в Колорадо была названа Колумбия Пойнт. На горе установлен мемориал в честь погибшего экипажа.
- В память о погибших астронавтах Стив Морс, гитарист британской рок-группы «Deep Purple», написал инструментальную композицию « Lost», вошедшую в альбом «Bananas» 2003 года. Права на неё музыкант подарил членам семей последнего экипажа «Колумбии».
- В память о катастрофе швейцарская группа The Evpatoria Report выпустила композицию Taijin Kyofusho.
См. также[править | править код]
- Катастрофа шаттла «Челленджер»
Примечания[править | править код]
- ↑ Columbia Accident Investigation Board. 6.1 A History of Foam Anomalies (PDF) (PDF) (недоступная ссылка) (август 2003). Дата обращения: 26 февраля 2013. Архивировано 11 августа 2011 года.
- ↑ STS-112 SRB POST FLIGHT/RETRIEVAL ASSESSMENT (10 октября 2002). Дата обращения: 6 августа 2011. Архивировано 19 июля 2012 года.
- ↑ Jerry Smelser. STS-112/ET-115 Bipod Ramp Foam Loss, Page 4 (PDF) (недоступная ссылка) (31 октября 2002). Дата обращения: 5 августа 2011. Архивировано 16 апреля 2011 года.
- ↑ Cabbage, Michael; Harwood, William. Comm Check (неопр.). — Free Press, 2004. — С. 94. — ISBN 0-7432-6091-0.
- ↑ Gehman. Columbia Accident Investigation Board, Chapter 6, «A History of Foam Anomalies», pages 125 & 148 (2003). Дата обращения: 5 августа 2011.
- ↑ Columbia Accident Investigation Board. CAIB page 153 (PDF) (PDF) (2003). Дата обращения: 17 декабря 2010.
- ↑ nasa-global.speedera.net (PDF) (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июля 2007. Архивировано 6 марта 2011 года.
- ↑ told fatal shuttle it was safe. AP/Guardian.co.uk (1 июля 2003). Дата обращения: 26 марта 2013.
- ↑ William Harwood. Foam strike to shuttle commander released. CBS News/spaceflightnow.com (30 июня 2003). Дата обращения: 26 марта 2013.
- ↑ Columbia Accident Investigation Board. Report of Columbia Accident Investigation Board, Volume I (2003). Дата обращения: 4 января 2006. Архивировано 30 июля 2012 года.
- ↑ Woods, David. Creating Foresight: Lessons for Enhancing Resilience from Columbia (PDF) (2004). Дата обращения: 1 февраля 2005.
- ↑ Columbia Accident Investigation Board. Board Members (2003). Дата обращения: 28 мая 2012. Архивировано 22 мая 2012 года.
- ↑ Harwood, William. Data recorder recovered; could hold key insights. Spaceflight Now (19 марта 2003). Дата обращения: 1 февраля 2013.
- ↑ Materials science students prepare to analyze debris recovered from the shuttle Columbia (недоступная ссылка). Lehigh University. Дата обращения: 1 февраля 2013. Архивировано 12 сентября 2006 года.
- ↑ Justin Kerr. Impact Testing of the Orbiter Thermal Protection System (PDF) (PDF) (2003). Дата обращения: 30 января 2006. Архивировано 19 февраля 2006 года.
- ↑ Columbia Accident Investigation Board. Report of Columbia Accident Investigation Board, Volume I, chapter 3, page 78 (PDF) (PDF) (2003). Дата обращения: 4 января 2006.
- ↑ Суперкомпьютер NASA поставил рекорд скорости вычислений // Membrana.ru, 29 октября 2004
Ссылки[править | править код]
- Orbiter Wing Leading Edge Protection (upgrade proposed for 1999, but cancelled)
- NASA’s Space Shuttle Columbia and her crew
- NASA STS-107 Crew Memorial web page
- Columbia Crew Survival Investigation Report PDF
- Doppler radar animation of the debris after break up
- President Bush’s s at memorial service — February 4, 2003
- The CBS News Space Reporter’s Handbook STS-51L/107 Supplement
- The 13-min. Crew cabin video (subtitled). Ends 4-min. before the shuttle began to disintegrate.
- photos of recovered debris stored on the 16th of the Vehicle Assembly Building at KSC
Источник