Можно ли было спасти экипаж курск
Содержание статьи
Пять фактов о гибели подлодки «Курск»: Можно ли было спасти погибших моряков?
Подлодка затонула 19 лет назад
Фото: Александр ГЛУЗ
19 лет назад, 12 августа 2000 года, в Баренцевом море затонула подлодка «Курск». Весь экипаж из 118 человек — погиб. Трагедия потрясла всю страну. Накал страстей был таков, что для флотского руководства замаячила реальная тюремная перспектива. Вопрос «Кто виноват?» потребовал ответа на два других: почему погиб корабль и можно ли было спасти моряков? «Комсомолка» рассказывает, как и почему погибла подлодка.
«ПОЧЕМУ ПОГИБЛА ПОДЛОДКА?»
Трагедию на «Курске» можно было бы предотвратить. Для этого в официальных документах нужно было заменить всего одно слово. В этом уверен глава «Клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга».
— Торпеда была изготовлена на заводе в Алма-ате, — пояснял ранее «КП» Игорь Курдин. — Сделали серию — десять единиц. Через какое-то время выяснилось, что торпеды текут по сварным швам. Командованию разослали документ, в котором говорилось: отозвать боевые торпеды, отправить их обратно на завод, слить топливо, произвести рентгеноскопию, переварить швы, заправить и вернуть. Слово ключевое здесь — «боевые». Поэтому девять из них отправили, а одну — она считалась «учебной» — оставили.
Причиной гибли подлодки стал взрыв торпеды
Фото: Александр ГЛУЗ
Одно слово, возможно, и оказалось роковым в судьбе экипажа «Курск». Позже именно эта торпеда детонировала.
Проблемы начались, когда торпеду загрузили в торпедный аппарат. Ничего критичного не было. И уже перед самой стрельбой возникла ситуация, что повышается давление в ней. Генеральный прокурор России позже объявит, что торпеда взорвалась в 11 часов 28 минут 26 секунд по Москве. Как выяснилось во время следствия, взрыв произошел в торпедном аппарате № 4.
Официальной причиной взрыва в документах называют утечку компонентов топлива торпеды. После первой детонации на подлодке произошел пожар. Через две минуты возгорание привело к тому, что детонировали уже другие торпеды.
«МОГЛИ ЛИ ВЫЖИВШИЕ МОРЯКИ «КУРСКА» САМИ СПАСТИСЬ?»
После серии взрывов большая часть экипажа погибла сразу же. Выжили только 23 человека. Они жили в кормовом отсеке лодки и ждали помощи. Они не могли предполагать, что стало причиной взрыва, кто погиб, а кто выжил в других отсеках. Они бесперебойно стучали, но никакого ответа на это не было. Им оставалось лишь ждать помощи. При этом они надеялись и на самих себя, планируя самим покинуть подлодку, чтобы всплыть на поверхность. Об этом говорит инструкция по выходу из затонувшей подводной лодки, которую обнаружили в руках у одного из погибших моряков.
Все моряки «Курска» погибли
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
— Из этого отсека, где они находились, действительно можно выйти на поверхность, — делится Курдин. — Там находился спасательный люк. Но в Баренцевом море для свободного плавания очень низкая температура. Плюс к этому ветер и волны — тебя унесет, и никто больше никогда не найдет.
«МОЖНО ЛИ БЫЛИ СПАСТИ МОРЯКОВ «КУРСКА»?»
Спасательная операция длилась с 12 вплоть до 20 августа. Когда люк подлодки удалось вскрыть, все члены экипажа были уже мертвы. Поэтому рождаются версии о том, что выживших можно было спасти. Но прошло слишком много времени. Якобы если бы Россия запросила помощи у англичан, то моряков бы сразу бы подняли на поверхность.
Но оставшийся экипаж прожил только восемь часов.
— Самая главная проблема для выживших на лодке была атмосфера, — поясняет капитан 1 ранга. — Они использовали аварийную систему регенерации воздуха. Это простая установка, в которую нужно вставлять пластины В-64, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород. Но если кусок такой пластинки бросить в воду, то она вмиг вскипает. Эти пластины меняется примерно через восемь часов. В момент перезарядки пластин что-то произошло. Три тела офицеров, проводивших перезарядку, обгорели до ужаса. У остальных закопченные верхние дыхательные пути. Я считаю, что на пластины попала капля масла или воды. Ведь сверху на подволоке скапливается конденсат. Капля упала, и вся установка мгновенно вспыхнула.
В подлодке разорвалась торпеда
«ЧТО ГОВОРИЛОСЬ В ПРЕДСМЕРТНОЙ ЗАПИСКЕ КОЛЕСНИКОВА?»
Наличие выживших после двух взрывов подтверждает и записка, которую оставил капитан Дмитрий Колесников. В ней он написал о своей.
«Олечка, я тебя люблю. Не переживай сильно. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо».
«ПРИЧАСТНЫ ЛИ БРИТАНЦЫ И США К ГИБЕЛИ «КУРСКА»?»
За военными учениями Северного флота в августе 2000-го наблюдали три иностранные подлодки — две от США и одна от Британии. Именно поэтому сразу же после трагедии появились версии, что в «Курск» могла попасть торпеда иностранцев. В эту версию, к слову, тогда верили многие. И даже бывалые моряки не отбрасывали эту версию, пока не проверили ее.
— Мы в тот момент даже писали запрос от имени родственников погибших подводников президенту США и премьер-министру Великобритании, — вспоминает Игорь Курдин. — В ответном письме президента США было сказано: «Мы выражаем соболезнования. И признаем, что наши подводные лодки были в районе учении. Но они не причастны к аварии». Премьер Британии так и не ответил.
Хоть британцы официально и не ответили о своей причастности. За них это сделал военно-морской атташе Великобритании в России Джефф Макриди. Британец вместе с женой и трехмесячным сыном приехал в Россию и привез с собой коробку из-под телевизора, набитую деньгами. На вопрос, пытаются ли они загладить свою вину, Джефф поклялся собственным сыном, что Британия не причастна к трагедии.
Источник
Не вернувшиеся с глубины. Почему не смогли спасти экипаж «Курска»
https://ria.ru/20200812/1575660836.html
Не вернувшиеся с глубины. Почему не смогли спасти экипаж «Курска»
Не вернувшиеся с глубины. Почему не смогли спасти экипаж «Курска»
Масштабные маневры сил Северного флота, экстренное погружение, условный удар по «противнику», внезапный взрыв торпеды и гибель 118 моряков — ровно 20 лет назад… РИА Новости, 12.08.2020
2020-08-12T08:00
2020-08-12T08:00
2020-08-12T08:00
россия
северодвинск
вмф рф
безопасность
/html//[@name=’og:title’]/@content
/html//[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/07e4/08/0b/1575644583_0:51:2000:1176_1920x0_80_0_0_5a7eb497ae182669d02dd10588b362dc.jpg
МОСКВА, 12 авг — РИА Новости, Николай Протопопов. Масштабные маневры сил Северного флота, экстренное погружение, условный удар по «противнику», внезапный взрыв торпеды и гибель 118 моряков — ровно 20 лет назад произошла крупнейшая катастрофа в истории подводного флота России. Атомоход «Курск» проекта 949А «Антей» вместе с экипажем затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров. И хотя водолазы несколько раз пытались проникнуть внутрь и вызволить уцелевших, спасти не удалось никого. Последний выходНа плановые учения в Баренцевом море «Курск» вышел 10 августа. Двое суток продолжались учебные маневры, а утром 12 августа моряки готовились провести условную атаку авианесущей группы противника. Неожиданно связь с кораблем оборвалась. В 11:30 норвежские сейсмологические станции зафиксировали толчок магнитудой 1,5, а через несколько минут более мощный — 3,5.На поиски подводного крейсера отправился отряд кораблей Северного флота. «Курск» обнаружили на следующие сутки, на глубине 108 метров. После осмотра лодки спускаемыми аппаратами выяснилось, что корабль буквально воткнулся в дно под углом около сорока градусов, переднюю часть разворотило, носовые отсеки полностью затоплены. Главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов уже тогда заявил, что надежд на спасение людей мало.Тем не менее приступили к спасательной операции: в район бедствия прибыли атомный крейсер «Петр Великий», подводная лодка и еще около двадцати кораблей и спасательных судов. Минобороны России вступило в переговоры с представителями НАТО, запросив техническую помощь для спасения экипажа «Курска».Планировалось, что уцелевшие моряки покинут лодку при помощи спасательных снарядов. Однако помешал шторм — волнение моря в районе катастрофы достигало пяти баллов. По оценкам специалистов ЦКБ «Рубин» — разработчика подводных лодок этого типа, воздуха у экипажа оставалось на пять-шесть дней.Корабль, люди и судьбыНа борту «Курска» находились 118 человек — офицеры, мичманы, матросы контрактной и срочной службы. Многие — потомственные моряки. Например, общий срок службы в ВМФ членов семьи старшего мичмана Сергея Чернышева превышает 150 лет.»Сережа родился в Севастополе и, как многие местные мальчишки, с детства бредил морем, — рассказывает РИА Новости брат Сергея Евгений — тоже военный моряк. — Наша семья переехала в Североморск в 1973-м, когда отца назначили командиром морского полка связи. Сережа был очень порядочным и позитивным человеком во всех отношениях. И активным — комсорг школы, капитан команды по шахматам. Его имя присвоили школе в Североморске, в которой он учился».На «Курск» — новейший в то время атомоход — Сергей Чернышев пришел в 1993-м. Служил в резервном экипаже, затем его перевели в основной. На корабле выполнял обязанности техника космической связи.»Когда началась перестройка, безработица, я помог ему устроиться на службу на АПЛ, — вспоминает брат погибшего. — Это было престижное место: новейшая атомная лодка, современное вооружение. Отбор жесточайший: по образованию, здоровью, уровню подготовки. Брат прошел две автономки, ходил в длительные походы, был очень опытным подводником. Надо сказать, экипаж «Курска» на девяносто процентов состоял из офицеров и мичманов, случайных там не было». У погибшего на «Курске» капитана-лейтенанта Максима Сафонова схожая биография. По словам отца, офицера ВМФ Анатолия Сафонова, Максим с малых лет ездил с ним по военно-морским гарнизонам.»В пятом классе он вступил в Клуб юных моряков и сильно увлекся, — говорит Анатолий — Ребят возили на экскурсии на Черноморский, Северный флот, им это очень нравилось. Сын и его друзья хотели учиться только в Нахимовском. А позже он решил стать подводником. Я служил на надводных кораблях, но начинал с подводных лодок. По личному опыту знаю, насколько это тяжелая и ответственная профессия».Максим выбрал специальность штурмана, и в 1996-м его включили в экипаж «Курска». Это было его первое место службы. «Лодки тогда редко выходили в море, «Курск» был лучшим кораблем Северного флота, отдувался за всех, — отмечает Сафонов-старший. — Весь экипаж — увлеченные люди, с огромным желанием служить, любившие свое дело. Максим очень переживал, что из-за сложившейся в стране ситуации с корабля уходят офицеры, беспокоился за судьбу лодки. Он всего за месяц сдал все зачеты по устройству корабля, мерам борьбы за живучесть и стал полноправным членом команды».Осенью 1999-го «Курск» совершил поход в Средиземное море. Крейсер успешно преодолел все противолодочные рубежи НАТО, скрытно следил за кораблями 6-го флота США и даже выполнил несколько условных ракетных пусков. Командира Геннадия Лячина тогда представили к званию Героя России, большинство членов экипажа — к орденам и медалям. Максиму Сафонову должны были вручить орден «За заслуги перед Отчеством» II степени. Но не успели.На «Курске» служили не только потомственные военные. Так, главный старшина Александр Неустроев родился в небольшом поселке Лоскутово в Томской области и распределился на атомную лодку по призыву. «Мы все детство жили в одном доме, учились в одной школе, занимались вместе хоккеем, даже права на машину и трактор получали одновременно, — вспоминает его друг и тезка Александр. — В 1997-м Саню призвали в армию. После «учебки» в Северодвинске — Северный флот. Направили на «Курск». Потом решил остаться на контракт — понимал, что в поселке работу не найти. А морякам давали жилье, платили зарплату. Писал нам, что гордится службой, называл свою лодку непотопляемой. Очень позитивно отзывался об экипаже — хорошо сошелся с другими подводниками».Об аварии на подводном крейсере друзья и родные старшины узнали из новостей по радио. За ходом спасательной операции следили по телевизору всем поселком. В первые дни после трагедии поступала противоречивая информации — почти неделю жители Лоскутово надеялись, что Сашу спасут. «Его привезли в закрытом «цинке», — говорит друг. — Похоронили здесь же, в деревне. Позже мы сделали постамент, установили на могиле якорь. Из семьи у него остались сестра и младший брат. Отец погиб, когда Саша еще служил срочную. А мать умерла в 2005-м. Не выдержала — потеряла мужа, потом почти сразу — сына».Последнее прибежищеМоряков «Курска» пытались спасти больше недели. К лодке несколько раз спускался глубоководный аппарат «Приз», однако пробраться внутрь никак не удавалось.Первыми на борт крейсера проникли норвежские водолазы, которые подошли в район катастрофы на судне Seaway Eagle. Двадцатого августа они обследовали АПЛ. Норвежцы смогли добраться до аварийно-спасательного люка и специально изготовленным инструментом вскрыли его.Видеокамеры показали, что все отсеки затоплены — никаких воздушных карманов нет. И 21 августа начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак подтвердил, что весь экипаж АПЛ К-141 «Курск» погиб.Тела погибших начали поднимать в октябре. При расследовании выяснилось, что после взрыва люди уцелели в шестом, седьмом, восьмом и девятом отсеках. Все перешли в девятый отсек и дожидались помощи. В найденной предсмертной записке капитан-лейтенант Дмитрий Колесников сообщает, что в отсеке укрылись двадцать три человека.В октябре 2001-го «Курск» подняли со дна и отбуксировали на 50-й судоремонтный завод в Росляково. Экспертизы установили, что почти весь корабль выгорел изнутри. Температура в эпицентре пожара достигала восьми тысяч градусов по Цельсию. Переборки срезала ударная волна. Чудом уцелел реакторный отсек и двадцать две крылатые ракеты в шахтах вдоль бортов.Официальную версию произошедшего озвучили в июле 2002-го. Катастрофа случилась «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ». По словам Владимира Устинова, занимавшего тогда пост генерального прокурора, «Курск» почти полностью затопило водой за шесть-семь часов после аварии.
https://ria.ru/20190407/1552427815.html
https://ria.ru/20190117/1549455325.html
https://ria.ru/20181230/1548587537.html
https://ria.ru/20181108/1532278282.html
россия
северодвинск
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs//copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/08/0b/1575644583_232:0:1800:1176_1920x0_80_0_0_5c9f19675243f22470c83fc7a9deaaaf.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, северодвинск, вмф рф, безопасность
МОСКВА, 12 авг — РИА Новости, Николай Протопопов. Масштабные маневры сил Северного флота, экстренное погружение, условный удар по «противнику», внезапный взрыв торпеды и гибель 118 моряков — ровно 20 лет назад произошла крупнейшая катастрофа в истории подводного флота России. Атомоход «Курск» проекта 949А «Антей» вместе с экипажем затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров. И хотя водолазы несколько раз пытались проникнуть внутрь и вызволить уцелевших, спасти не удалось никого.
Последний выход
На плановые учения в Баренцевом море «Курск» вышел 10 августа. Двое суток продолжались учебные маневры, а утром 12 августа моряки готовились провести условную атаку авианесущей группы противника. Неожиданно связь с кораблем оборвалась. В 11:30 норвежские сейсмологические станции зафиксировали толчок магнитудой 1,5, а через несколько минут более мощный — 3,5.
На поиски подводного крейсера отправился отряд кораблей Северного флота. «Курск» обнаружили на следующие сутки, на глубине 108 метров. После осмотра лодки спускаемыми аппаратами выяснилось, что корабль буквально воткнулся в дно под углом около сорока градусов, переднюю часть разворотило, носовые отсеки полностью затоплены. Главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов уже тогда заявил, что надежд на спасение людей мало.
Тем не менее приступили к спасательной операции: в район бедствия прибыли атомный крейсер «Петр Великий», подводная лодка и еще около двадцати кораблей и спасательных судов. Минобороны России вступило в переговоры с представителями НАТО, запросив техническую помощь для спасения экипажа «Курска».
Планировалось, что уцелевшие моряки покинут лодку при помощи спасательных снарядов. Однако помешал шторм — волнение моря в районе катастрофы достигало пяти баллов. По оценкам специалистов ЦКБ «Рубин» — разработчика подводных лодок этого типа, воздуха у экипажа оставалось на пять-шесть дней.
Корабль, люди и судьбы
На борту «Курска» находились 118 человек — офицеры, мичманы, матросы контрактной и срочной службы. Многие — потомственные моряки. Например, общий срок службы в ВМФ членов семьи старшего мичмана Сергея Чернышева превышает 150 лет.
«Сережа родился в Севастополе и, как многие местные мальчишки, с детства бредил морем, — рассказывает РИА Новости брат Сергея Евгений — тоже военный моряк. — Наша семья переехала в Североморск в 1973-м, когда отца назначили командиром морского полка связи. Сережа был очень порядочным и позитивным человеком во всех отношениях. И активным — комсорг школы, капитан команды по шахматам. Его имя присвоили школе в Североморске, в которой он учился».
На «Курск» — новейший в то время атомоход — Сергей Чернышев пришел в 1993-м. Служил в резервном экипаже, затем его перевели в основной. На корабле выполнял обязанности техника космической связи.
«Когда началась перестройка, безработица, я помог ему устроиться на службу на АПЛ, — вспоминает брат погибшего. — Это было престижное место: новейшая атомная лодка, современное вооружение. Отбор жесточайший: по образованию, здоровью, уровню подготовки. Брат прошел две автономки, ходил в длительные походы, был очень опытным подводником. Надо сказать, экипаж «Курска» на девяносто процентов состоял из офицеров и мичманов, случайных там не было».
У погибшего на «Курске» капитана-лейтенанта Максима Сафонова схожая биография. По словам отца, офицера ВМФ Анатолия Сафонова, Максим с малых лет ездил с ним по военно-морским гарнизонам.
«В пятом классе он вступил в Клуб юных моряков и сильно увлекся, — говорит Анатолий — Ребят возили на экскурсии на Черноморский, Северный флот, им это очень нравилось. Сын и его друзья хотели учиться только в Нахимовском. А позже он решил стать подводником. Я служил на надводных кораблях, но начинал с подводных лодок. По личному опыту знаю, насколько это тяжелая и ответственная профессия».
Максим выбрал специальность штурмана, и в 1996-м его включили в экипаж «Курска». Это было его первое место службы.
«Лодки тогда редко выходили в море, «Курск» был лучшим кораблем Северного флота, отдувался за всех, — отмечает Сафонов-старший. — Весь экипаж — увлеченные люди, с огромным желанием служить, любившие свое дело. Максим очень переживал, что из-за сложившейся в стране ситуации с корабля уходят офицеры, беспокоился за судьбу лодки. Он всего за месяц сдал все зачеты по устройству корабля, мерам борьбы за живучесть и стал полноправным членом команды».
Осенью 1999-го «Курск» совершил поход в Средиземное море. Крейсер успешно преодолел все противолодочные рубежи НАТО, скрытно следил за кораблями 6-го флота США и даже выполнил несколько условных ракетных пусков. Командира Геннадия Лячина тогда представили к званию Героя России, большинство членов экипажа — к орденам и медалям. Максиму Сафонову должны были вручить орден «За заслуги перед Отчеством» II степени. Но не успели.
На «Курске» служили не только потомственные военные. Так, главный старшина Александр Неустроев родился в небольшом поселке Лоскутово в Томской области и распределился на атомную лодку по призыву.
«Мы все детство жили в одном доме, учились в одной школе, занимались вместе хоккеем, даже права на машину и трактор получали одновременно, — вспоминает его друг и тезка Александр. — В 1997-м Саню призвали в армию. После «учебки» в Северодвинске — Северный флот. Направили на «Курск». Потом решил остаться на контракт — понимал, что в поселке работу не найти. А морякам давали жилье, платили зарплату. Писал нам, что гордится службой, называл свою лодку непотопляемой. Очень позитивно отзывался об экипаже — хорошо сошелся с другими подводниками».
Об аварии на подводном крейсере друзья и родные старшины узнали из новостей по радио. За ходом спасательной операции следили по телевизору всем поселком. В первые дни после трагедии поступала противоречивая информации — почти неделю жители Лоскутово надеялись, что Сашу спасут.
«Его привезли в закрытом «цинке», — говорит друг. — Похоронили здесь же, в деревне. Позже мы сделали постамент, установили на могиле якорь. Из семьи у него остались сестра и младший брат. Отец погиб, когда Саша еще служил срочную. А мать умерла в 2005-м. Не выдержала — потеряла мужа, потом почти сразу — сына».
Последнее прибежище
Моряков «Курска» пытались спасти больше недели. К лодке несколько раз спускался глубоководный аппарат «Приз», однако пробраться внутрь никак не удавалось.
Первыми на борт крейсера проникли норвежские водолазы, которые подошли в район катастрофы на судне Seaway Eagle. Двадцатого августа они обследовали АПЛ. Норвежцы смогли добраться до аварийно-спасательного люка и специально изготовленным инструментом вскрыли его.
Видеокамеры показали, что все отсеки затоплены — никаких воздушных карманов нет. И 21 августа начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак подтвердил, что весь экипаж АПЛ К-141 «Курск» погиб.
Тела погибших начали поднимать в октябре. При расследовании выяснилось, что после взрыва люди уцелели в шестом, седьмом, восьмом и девятом отсеках. Все перешли в девятый отсек и дожидались помощи. В найденной предсмертной записке капитан-лейтенант Дмитрий Колесников сообщает, что в отсеке укрылись двадцать три человека.
В октябре 2001-го «Курск» подняли со дна и отбуксировали на 50-й судоремонтный завод в Росляково. Экспертизы установили, что почти весь корабль выгорел изнутри. Температура в эпицентре пожара достигала восьми тысяч градусов по Цельсию. Переборки срезала ударная волна. Чудом уцелел реакторный отсек и двадцать две крылатые ракеты в шахтах вдоль бортов.
Официальную версию произошедшего озвучили в июле 2002-го. Катастрофа случилась «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ».
По словам Владимира Устинова, занимавшего тогда пост генерального прокурора, «Курск» почти полностью затопило водой за шесть-семь часов после аварии.
Источник