Можно ли было продать вотчину

Содержание статьи

Вотчины и поместья по Соборному уложению 1649 г

Вотчинное землевладение в соответствии с главой XVII Соборного уложения делилось на родовое, купленное и жалованное.

Вотчинники имели привилегированные права по распоряжению своими землями, чем помещики, так как имели право продать (с обязательной регистрацией в Поместном приказе), заложить или передать по наследству (хотя и с ограничениями).

Уложение установило право родового выкупа (в случае продажи, заложения или мены) в течение 40 лет, причем точно определенными Уложением лицами. На купленные вотчины право родового выкупа не распространялось.

Родовые и выслуженные вотчины не могли передаваться по завещанию посторонним лицам, если у завещателя были дети или боковые родственники. Запрещалось родовые и выслуженные вотчины дарить церкви.

Купленные же у сторонних людей вотчины после передачи их по наследству становились родовыми.

Глава XVI Соборного уложения обобщила все существующие изменения в правовом статусе поместного землевладения:

— владельцам поместный могли быть как бояре так и дворяне;

— поместье передавалось по наследству в установленном порядке (за службу наследника);

— часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери («на прожиток»);

— разрешалось давать поместье в приданое;

— разрешался обмен поместья на поместье или вотчину, в том числе большее на меньшее (ст.3).

Помещики не имели права свободной продажи земли без царского указа или заложить ее.

Уложение подтвердило указы начала XVII века о запрещении верстать на службу и наделять поместьями «поповых и мужичьих детей, холопей боярских и слуг монастырских». Это положение превратило дворянство в замкнутое сословие.

Царское правительство предоставило помещикам менять поместье на поместье, но для этого было необходимо «бити челом государю, и челобитные о том подавати в Поместном приказе». Меновая сделка санкционировалась царём. Устанавливается принцип мены поместий — «четверть на четверть», «жилое на жилое», «пустое на пустое», «нежилое на пустое».

Помещики, находившиеся в плену от 10 до 20 и более лет, по возвращению из плена имели право просить царя о возврате принадлежащих им поместий отцов, если таковые поступили уже в поместный указ для раздачи.

Поместья, принадлежавшие «иноземцам», разрешалось перепродавать людям из других государств. Поместья, принадлежавшие русским землевладельцам, передавать иностранцам запрещалось.

Вотчинники: В Уложении отводится ряд статей, посвящённых вопросу вотчинного земельного владения. Вотчина являлась также как и поместье, феодальным земельным владением, владелец которого был связан со службой царю, но в отличие от поместья вотчина передавалась по наследству, её можно было купить. «Порозжия земли» в Московском уезде продавались с разрешением царя в вотчину. Такие же вотчины можно было приобрести в Дмитрове, в Рузе, в Звенигороде за счёт пустопорожних земель. Лица, которые приобретали земли по договору купли продажи, имели право владеть купленными вотчинами по купчим, и не только сами, но и их жёны и дети.

Купленные вотчины можно было продать, заложить и дать в приданное. Вотчинники могли были продать свои родовые, купленные и выслуженные вотчины, выдав новому владельцу купчую и записав её а Пометном приказе за приобретателем. Если вотчинник не записывал «воровством своим» проданной вотчины в Поместном приказе за новым владельцем, а потом оформляли продажу этой же вотчины вторично, но подвергался жестокому наказанию — «при многих людех у приказу бити кнутом нещадно».

Владельцу вотчины предоставлялось право заложить выслуженною или купленную вотчину на определённый срок « и закладную кабалу на себя дать». Однако выкупать её он должен был только в срок; при предъявлении иска на выкуп вотчины по истечении срока в иске вотчиннику отказывали, а заложенные на выкуп ему не давали. Заложенные вотчины переходили во владение залогодержателя — «у кого они в закладе будут».

Можно ли было продать вотчину

Право наследования вотчины предоставлялось сыновьям умершего вотчинника. Но ни один сын без согласия братьев не мог ни продать, ни заложить вотчину, если же было необходимо сделать это, — то «всем же вопче».

Читайте также:  Можно ли есть отруби с рыбой

Жена имела право владеть родовыми или выслуженными вотчинами, если у неё не было сыновей, и то только до своей смерти. Продавать вотчины, заложить или «по душе отдать» она не могла. После её смерти вотчины переходили в род вотчинника.

Источник

Зачем Иван III и Иван IV поместья раздавали

Из лицевого летописного свода XVI в.: Иван III раздает поместья (здесь и далее фото из открытых источников)

Из лицевого летописного свода XVI в.: Иван III раздает поместья (здесь и далее фото из открытых источников)

Продолжение

Предыдущие статьи: Начало: князь и царь Продолжение-1: Новгород и Псков Продолжение-2: свержение ига Продолжение-3: было ли иго? Продолжение-4: централизация государства

Действительно, зачем? Зачем раздавали поместья?

Сразу определимся: к концу XV века на Руси существовали две формы феодального землевладения: вотчина и поместье.

Вотчины появились еще в Древней Руси. Киевские князья отдавали вотчины своим дружинникам в наследственную собственность. Наследственный характер собственности заложен в самом понятии в-отч-ина, родственном словам отец, Отчизна.

Вотчина — крупная земельная собственность, передаваемая по наследству.

Поэтому вотчину можно было продать, подарить, заложить.

Вотчины, в зависимости от их принадлежности, делились на княжеские (т.е. удельных князей), боярские и церковно-монастырские. Великокняжеская вотчина (домен Великого князя) управлялась специально созданным Большим приказом.

А.М. Васнецов. Двор удельного князя. Картина 1908 г.

А.М. Васнецов. Двор удельного князя. Картина 1908 г.

Начиная с 1490-х годов в документах упоминается поместье.

Это новая для того времени форма феодального землевладения. Поместье давалось служилым людям за службу и на время службы. Развивается данная форма из условного держания, известного по документам XIV века. Эта собственность НЕ была наследственной.

Итак,

Поместье — это условное держание земли, которое давалось за службу и на время службы и не передавалось по наследству.

Поместье, таким образом, нельзя было ни продать, ни подарить, ни распорядиться им как-то по-другому. Поместьем можно было только пользоваться. Не случайно черносошные крестьяне, оказавшись на поместной земле, не противились передаче земли служилому человеку (что случалось при передаче земли в вотчину). Земля-то великокняжеская, в любой момент она могла уйти обратно, к князю…

По размерам поместья намного уступали вотчинам.

Ну, а в остальном эти две формы были похожи. В пользу помещика, как и боярина-вотчинника, крестьяне несли все те же феодальные повинности: платили оброк (часть урожая) да работали на барщине (отработки на земле господина). Справедливости ради отметим, что барщина во времена Ивана III и Василия III была развита слабо. Пока существовали холопы, они, как правило, и обрабатывали барские поля.

Так зачем же раздавались поместья?

Раздавая земли в поместья, великие князья создавали новую социальную опору в лице служилых людей — дворян.

Служилых людей, помещиков стали называть дворянами.

Не в последнюю очередь дворяне наделялись поместьями и оттого, что Великий князь не имел в то время средств для создания наемной армии. Дворяне-помещики составили при Иване III основу московского войска. По требованию Великого князя они должны являться на службу «конно, людно и оружно», т.е. ведя за собой своих людей — холопов, крестьян, которых они же и вооружали. Численность такого отряда зависела от количества земли в поместье.

Земли в поместье давались не только служилым людям, но и боярам и князьям. Великому князю было выгодно привлечь старое боярство к службе. Так, если князь переходил на службу к Великому князю, сохраняя власть в своих владениях, он назывался служилый князь.

Откуда брались земли для «испомещения» служилых людей?

Это присоединенные новгородские, княжеские тверские земли и земли черносошных (свободных) крестьян. Так, одно из ранних упоминаний поместья содержится в жалованной грамоте Ивана III Васюку Иванову сыну Тыртову на небольшую волость в Шелонской пятине Новгородской земли: «в поместье з доходом денежным и з хлебным», 1490 г. Еще одно раннее упоминание поместья — именно упоминание — «да здесь Алексейко подьячей на поместье живет» от того же 1490 г. находим в послании новгородского архиепископа Геннадия епископскому собору о принятии мер против ереси жидовствующих (К.Б. Баранов). Конфискованные у новгородских бояр и отобранные у князей из вновь присоединенных уделов земли Иван III раздавал в поместья даже холопам.

Поместье, как особая форма землевладения, отличная от вотчины, упоминается в Судебнике 1497 г.

Поместная реформа, проводившаяся Иваном III, была продолжена Василием III и Иваном IV Грозным. В его время поместное землевладение было практически повсеместно. Как итог — к середине XVI века черносошных крестьян в центре страны почти не осталось. Черносошное крестьянство осталось там, куда не приходили помещики: на русском севере, в Поволжье, бывшем в то время окраиной государства, в Сибири (после начала ее освоения). Помещики в большей мере, нежели бояре-вотчинники, настаивали на закрепощении крестьян.

Читайте также:  Можно ли есть перезревший киви

Продолжение

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!

С этой статьей читают:

Почему Иван III на памятнике «Тысячелетие России изображен ДВАЖДЫ

Как на самом деле звали царя Ивана IV Грозного?

Как Иван IV хотел сословное представительство учредить, а закончил опричниной

Источник

Вотчина

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2016; проверки требуют 16 правок.

Титульный лист Жалованной грамоты Петра Великого канцлеру Головкину на вотчину.

Во́тчина (от слова отец[1]) — наследственное земельное владение.

Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Синонимы вотчины — аллод, бокленд. С VIII-IX веков вотчина являлась господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат властного управления (суд, администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, коммуна, альменда), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.

Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).

История[править | править код]

В Древней Руси[править | править код]

Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина представляла собой одну из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри.

Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.

В удельный период[править | править код]

В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. п. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.

Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.

В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества (княжеские столы — престолы), которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины («каждо да держит отчину свою») приостановить княжеские междоусобицы.

Также термин отчина (с притяжательным местоимением) применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» (см. Лествичное право).

В Великом княжестве Литовском[править | править код]

После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654-1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.

В великом княжестве Московском[править | править код]

В XIV-XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси, где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр (законы 1551 года и 1562 года), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»). Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами:

  • Указ 27 ноября 1613 года: «О даче вымороченных и отписных поместий и вотчин иноземцев, только иноземцам».
  • Указ 1615/16 годов: «О сохранении дач царя Василия Шуйского и бояр на поместья и вотчины иноземцев и запрете их дальнейшей раздачи кроме иноземцев».
  • Указ 18 августа 1619 года: «О возврате иноземцам розданных после указа 1615/16 годов поместий и вотчин иноземцев».
  • Указ 03 декабря 1627 года: «О наследовании выслуженных и родовых вотчин по каноническим правилам» (указ предусматривал переход по купчим и закладным кабалам вдов к покупателям и заимодавцам).
  • Указ 05 февраля 1632 года: «О пожизненных правах вдов на выслуженные вотчины с запретом их отчуждения» (и возврате конфискованных по указу 1627 года вотчин)[2].
Читайте также:  Можно ли льняное семя есть постоянно

В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение. С тех пор понятие вотчина иногда употреблялось в России в XVIII-XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.

См. также[править | править код]

  • Поместная система
  • Барщина
  • Вотчинное право башкир

Примечания[править | править код]

  1. ↑ НП ИнфоРост. ГПИБ | Лакиер А. Б. О вотчинах и поместьях. — СПб., 1848.. elib.shpl.ru. Дата обращения: 16 сентября 2017.
  2. ↑ Указная книга Поместного приказа. листы 74-76; 140об-142.//Сост: А.В. Антонов. В.Ю. Беликов. А. Берелович. В.Д. Назаров. Э. Тейро. Записные вотчинные книги Поместного приказа 1626-1657 гг. М. Древлехранилище. 2010 г. Рец: д.и.н. Е.А. Мельникова. Зам.дир. РГАДА Ю.М. Эскин. Дело № 5971-13 стр. 62-63. Дело № 5977-4. стр. 198-201. ISBN 978-5-93646-163-7.

Литература[править | править код]

  • Веселовский С. Б. К вопросу о происхождении вотчинного режима. — М., 1926. — 128 с.
  • Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV — первой половины XVI в. / Л. И. Ивина; Под ред. Н. Е. Носова; Ленингр. отд-ние Института истории СССР АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 224 с. — 2600 экз. (обл.)

Источник

1.2.

1649 . . . XVI . 1649 . , , (XVI, 9). . XVII . . 1667 . , — 1654 . — 20 100 . . 1 1667 . : — 500 , — 300, — 250, — 200, — 20 100 . 20 1667 ., 29 1672 . , . , — 31 1681 . 28 1682 .'» 1667 . . 1676, 1682 1688 . , 1676 ., . 1668 . — . .[9]

. 1649 . 24 1676 . ( ), . , , , , , . 1677 ., , , . 10 1677 . 1687 .[10]

2.

2.1. .

. . , , , XVI ., , , , . .

1550 . : , , .[11] : , . , , . . , XVI ., . . , . 62 . XVI 1649 ., : , , … , , , , [12].

. . , , , . ? , , . , , , , . . . , — . , . [13].

1649 . XVII . :

1) , ;

2) , , , — ;

3) , — .

, , , . — , — . 1556 .

1649 . . 20 1654 . , , , . 1556 . , , . , , , , . .

XVII . . 1649 . , .

, , . 1649 . , — (XVI, 15). 29 1669 . , , . , . 10 1677 . , , . , , . 1677 .

, , (XVI, 34), , , . , . 1679 .[14]

, , , 21 1684 ., , .'»»

, , , . , , . . .

, , . : , , , , ?[15]. 21 1684 . : , , , , , 192 30 , , , , . . , , , .

, , , , . . . , : , , () . , , , , . , , , , . . . . , . . , . , , . ( , ) 1649 . , , 1684 . , , . . , . 1677 . , , , . . . . — 1684 . 1714 . [16].

, . . , , , , . XVI ., . 1649 ., , . : , , , , . . .

. , 100 20 , 10 — , , — 15, — 7. — 10, — 5 . , . , . , — .

(, , ) : , . . . . , . , , .

, , . , , , . 1656 . . , .

. 1666 . , , , . , . , , , . . , , . . . , , 1676 . , . , .

1649 . 1676 . , , . 10 1677 . II 1686 .

, , 1676 . , , . . .

, . — , , , , , . . , . . , — . .

1649 . , . . , , 1649 . (XVI, 9) . 1650 . . . 1677 . . 1650 . , , . . , . 1651 . [17]. 1667 1679 . . , , 1677 . , . 1682 . (XVI, 20) . , . . 1688 . . , .

, , . .

1. , , . , . , . , , . .

2. , , , , — . .

3. , , — , .

4. , ( ), , . , . , , . , , . .

10 1676 . , . . 1681 . 1676 . . 1683 ., .

1651 . , . 1649 . (XVI, 14) . 1653 . . 1675 . — , 1678 . 1651 1653 . , . .

. 1649 . (XVI, 2) , . — , . . : , , , , , . . , . : , , , , , , , , , [18]. , .

. — . 9 1676 . 10 100 . 6 1677 . . , , , 1677 ., , . , 1649 ., . 1 1701 . .

. 24 1676 ., , , — , 22 1676 . 1672 ., . 10 1677 ., : , . , . 1677 . . , . 80- . XVII . . 1683 . ( ). , .

, , . , , , — , . . 1670 . . , , , .

, , . . 1684 . , . . . , . , , . , 1688 . ( ), , , .

. , , 22 1689 . . , 1681 . . , . . , . , . .

… , . , . . XVIII , , , . …

… XVIII XIX . [1] XVIII . . , , , . . 1. XVIII . …

… , . 3. XVIII . 1. , , . 1775 ., …

… , . 1785 . , . » » . » » , …

Источник