Можно ли было предотвратить распад халифата аббасидами

РАСПАД ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

РАСПАД ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

Первые признаки распада Халифата проявились уже в конце VIII в., а в X-XI вв. его политическая карта стала быстро меняться. В конце VIII в. из-под власти Аббасидов вышли провинции Магриба, где разрозненные берберские племена находились на начальном этапе исламизации. В Магрибе почти повсеместно ислам распространялся в форме хариджизма, поэтому там находили приют многие Алиды, вынужденные бежать из центральных областей Халифата. Основателями первой алидской династии в Марокко были Идрисиды (789-974). На западе Алжира во второй половине VIII в. образовался хариджитский эмират Рустамидов (777-909). В Ифрикии (Тунисе) также образовался местный эмират — государство Аглабидов (800-909), которые, в отличие от Идрисидов и Рустамидов, оставались вассалами Халифата. Аглабидские эмиры построили большой флот, который совместно с Аббасидами совершал пиратские налеты на средиземноморские города Италии, Сардинию, Сицилию и Корсику. В 846 г. аглабидские пираты разорили Рим. При эмире Абу-л-Гаранике Мухаммаде II (863-875) Аглабиды присоединили к своим владениям Мальту, при Ибрахиме II (875-902) — Сицилию, где впоследствии укрепилась мусульманская династия Калбидов (948-1062).

Первой местной династией в Египте, добившейся независимости от Багдада, были эмиры Тулуниды (868-905). После возвращения Египта под власть багдадских халифов управление этой провинцией осуществляли назначавшиеся в Багдаде военные чиновники. Их власть была малоэффективной и спустя тридцать лет вновь перешла в руки самостоятельной династии эмиров Ихшидидов (935-969).

В слабо исламизированных районах Южного Прикаспия и в Мавераннахре появились самостоятельные иранские династии Тахиридов (821-873) в Хорасане, Саффаридов (867 — ок. 1495) в Систане, Саманидов (819-1005) в Мавераннахре и Хорасане. Все они возводили свою родословную к Сасанидским шахам.

В середине X в. восточные провинции Халифата вместе с Ираком на целый век попали под власть иранской шиитской династии Бувайхидов (Бундов) (945-1055), выходцев из Дайлама — горной области на юго-западном побережье Каспийского моря, которая традиционно поставляла первоклассных солдат в халифскую армию. Халиф остался духовным главой мусульман-суннитов, но реальную политическую власть утратил, хотя формально Бувайхиды управляли государством от имени халифов — ал-Мути (946-974), ат-Таи (974-991), ал-Кадира (991-1031), ал-Каима (1031-1075).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ГЛАВА 10. ПРИХОД К ВЛАСТИ АББАСИДОВ

ГЛАВА 10. ПРИХОД К ВЛАСТИ АББАСИДОВ Аббасиды получили власть в непростых условиях. С одной стороны, население халифата было полностью разочаровано в прежней династии, последние халифы которой показали себя любителями вина, женщин, роскоши и развлечений; с другой стороны,

Халифат Аббасидов (750-1258)

Халифат Аббасидов (750-1258) Вскоре власть Омейядов окончательно рухнула, и на смену им пришли халифы новой династии. Хотя Аббасиды стали господствовать почти над всей территорией халифата — только в Испании бежавший туда один из Омейядов создал независимый от них

ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аббасиды вели свое происхождение от ал-Аббаса ибн Абд ал-Мутталиба ибн Хашима (ум. в 653 г.) — дяди Мухаммада и Али. Аббасиды полагали, что по сравнению с Омейядами они могут претендовать на верховную власть с большим

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АББАСИДОВ

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АББАСИДОВ Существенные изменения по сравнению с предшествующим периодом претерпела внешняя политика. Аббасидские халифы не предпринимали новых больших завоевательных походов. Их военные мероприятия против других государств были направлены прежде

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:

Халифат аббасидов

Халифат аббасидов Власть Омейядов пала в 750 г. вследствие восстания Абу-Муслима, поднятого в 747 г. в Мерве и распространившегося в Иране. К восстанию присоединились хариджиты и шииты. На гребне этого победоносного восстания, свергшего Омейядов (потомки лишившихся власти

ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА АББАСИДОВ К середине VIII в. арабские завоевания фактически прекратились. Как в свое время Римская империя, халифат должен был сосредоточить усилия на обороне уже занятых рубежей. В то же время назрела необходимость укрепить государственное

Каир Аббасидов: 750-969 гг

Каир Аббасидов: 750-969 гг До 750 года Египет входил в империю Омейядов и управлялся из Дамаска. В период своего краткого расцвета эта обширная империя охватывала территорию от Пиренеев до Гиндукуша, но обширность сыграла с ней злую шутку — и Омейяды пали под натиском

Читайте также:  Можно ли быть без постоянной прописки

6. В чем специфика халифата Аббасидов?

6. В чем специфика халифата Аббасидов? Воцарение династии Аббасидов было кровавым. Обвинив Омейядов в безнравственном поведении, Абу-л-Аббас ас-Саффах («тот, кто пролил кровь»), правнук Аббаса, дяди Мухаммеда, истребил в 750 г. в Дамаске членов царствующей династии. При

8.3. ПЕРВЫЙ ЦИКЛ ЭПОХИ АББАСИДОВ

8.3. ПЕРВЫЙ ЦИКЛ ЭПОХИ АББАСИДОВ После свержения Омейядов в 750 г. власть перешла к новой династии Аббасидов. Аббасиды не сдержали своих обещаний и не снизили налогов, защищавший интересы простого народа Абу Муслим был предательски убит во дворце халифа Мансура (754-775 гг).

9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн

Компромисс Аббасидов

Компромисс Аббасидов Племянник Хишама и наследник престола согласно распоряжению Язи да II, аль-Валид II (743-744 гг.), не был сильным правителем; более того, он славился пренебрежением к религии. Пожалуй, еще хуже, что, подобно Язиду II, он являлся сторонником группировки

Источник

Падение Аббасидского халифата. Конец Золотого века ислама.

Монголам и их союзникам потребовалось всего тринадцать дней, чтобы захватить и разрушить жемчужину исламского мира, Багдад. Очевидцы, писали, что могучая река Тигр стала черной, от чернил из драгоценных книг и документов, уничтоженных вместе с Большой библиотекой Багдада. Никто не знает наверняка, сколько граждан Аббасидского халифата погибло в те дни, но цифры огромны от 200 тысяч до миллиона человек. За две короткие недели место обучения и культуры, для всего мусульманского мира было превращено в руины.

Багдад был небольшой рыбацкой деревней на Тигре до того, как в 762 году великий Аббасид, халиф аль-Мансур сделал его своей столицей. Его внук, Харун-ар-Рашид благоволил ученым, поэтам и художникам, которые в огромном количестве стекались в город, сделав его академической жемчужиной средневекового мира. Ученые и писатели выпускали бесчисленные рукописи и книги в период с конца 8-го века до 1258 года. А жители Багдада славились своей грамотностью и начитанностью.

Тем временем далеко к востоку от Багдада, молодой воин по имени Тэмуджин сумел объединить монголов и принял титул Чингисхана. Под его руководством, воинственные монголы огнем и мечом, прошлись по многим странам, создав огромную империю. Дети и внуки великого завоевателя, продолжили его дело, расширяя границы монгольских владений. Не исключением был и Хулагу, который был одним из любимых внуков Чингисхана и, провел всю свою молодость в военных походах. Основной целью Хулагу, были непокоренные государства Ближнего Востока. Сначала он полностью уничтожил, секту фанатиков низаритов, известных как ассасины, захватив их горную цитадель Аламут. Затем 150 тысячная армия Хулагу направилась на юг, чтобы потребовать капитуляции Аббасидов.

Аламут, твердыня ассасинов

Халиф Аль-Мустасим знал о наступлении монголов, но был уверен, что весь мусульманский мир встанет на защиту своего правителя, если это будет необходимо. Однако суннитский халиф недавно оскорбил своих подданных-шиитов, и его собственный великий визирь-шиит аль-Алькамзи, возможно, даже пригласил монголов напасть на раздираемый внутренними противоречиями халифат.

В конце 1257 года Хулагу, отправил Мустасиму послание с требованием открыть ворота Багдада для монголов и их христианских союзников из Грузии и Армении. Мустасим отказался и даже угрожал Хулагу, несмотря на то, что Багдад не был укреплен должным образом. К тому же в битве произошедшей под стенами Багдада, 50-ти тысячное войско халифа, было разгромлено монгольской армией.

Багдад продержался еще двенадцать дней, но не смог противостоять монголам и их осадным машинам. 10 февраля 1258 года городские стены рухнули и монгольские орды, ворвались в город убивая и грабя все на своем пути. Сотни тысяч багдадцев погибли, а бесценные рукописи, хранившиеся в Доме мудрости, были свалены в Тигр. В таком огромном количестве, что образовали брод между двумя берегами.

Прекрасный дворец халифа был сожжен дотла, а самого Аль-Мустасима казнили. Монголы считали, что пролив царскую кровь, они могут разгневать богов и вызвать стихийные бедствия. Поэтому Аль-Мустасима завернули в ковер и насмерть растоптали копытами лошадей. По другой версии, он был заключен в собственной сокровищнице и скончался от истощения.

Хулагу заключает халифа аль-Мустасима в сокровищницу

Падение Багдада ознаменовало конец Аббасидского Халифата. Это также была высшая точка монгольских завоеваний на Ближнем Востоке. Отвлеченные своей собственной династической междуусобицей, монголы сделали нерешительную попытку завоевать Египет, но потерпели поражение в битве при Айн-Джалуте в 1280 году. Что остановило монгольскую экспансию на Ближнем Востоке.

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на Канал и ставьте класс

Источник

Причины распада халифата

Самым крупным государством на планете на рубеже VII-VIII веков был Халифат Омейядов. Он охватывал огромную территорию, от реки Инд на востоке до Иберийского полуострова на западе. Он распался в 750 года. Этот процесс постиг все крупные государства древности и Средних Веков.

Читайте также:  Можно ли есть грецкие орехи только что родившим

Можно ли было предотвратить распад халифата аббасидами

Предыстория

Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии — ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.

Можно ли было предотвратить распад халифата аббасидами

Рис. 1. Арабский халифат.

Период его существования с 661 по 750 год получил название «золотого века ислама». С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.

В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну — Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.

Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.

Арабский халифат распад

Рис. 2. Арабский халифат распад.

Причины распада

Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина — религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины — раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.

После распада халифата остатки династии Омейядов стали править в Кордовском эмирате, который охватывал большую часть территории современных Испании и Португалии. Появившийся в 750 году халифат Аббасидов (Багдадский) унаследовал большую часть территории государства Омейядов, от реки Инд до Туниса.

Аббасидский халифат

Рис. 3. Аббасидский халифат.

Что мы узнали?

Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 97.

Источник

Распад арабского халифата

Распад единого государства объединившего Аравию — арабского халифата

Арабский халифат — это исламское государство или как в старорусских источниках можно встретить его другое название — царство Агаранское или Измаильтянское. Существовало в 7-9 веках, а если быть точным с 632 года по 1258 год, во главе которого стояли халифы. Халифат стал объединением для крупного полуострова запада Азии — Аравии. Если сравнивать Аравийскую территорию, то по современным меркам она превосходит в пятикратном объеме современную Германию. На то время, территория Аравии была разделена на три части — Песчаную, Каменистую и Счастливую. Арабы же делились на кочевых и оседлых. Одни были хаддези, другие были бедуинами.

Истоки объединения — в исламе

Во всем мире, ислам — мировая религия. Одна из трех самых основных, не уступающая христианству и буддизму. Ее истоки лежат в 7 веке, когда в племенах почитались различные боги, а Аллах выступал верховным богом.

По преданиям, ислам возник в 610 году. Основателем был Мухаммед, проповедник того времени. В его основе лежит создание единого государства, поклонение единственному богу. После длительных прерий и гонений, которым подвергались последователи основоположника исламской религии, а также он сам, было заключено соглашение, в ходе его определялась религиозная власть и политическое влияние Мухаммеда, а также признание ислама. Мекка стала центром ислама, Кааба — святилищем. Благодаря исламу Аравия стала объединяться, но полностью ее обращение и объединение произошло после смерти основателя религии, во время правления первых халифов, приемников Мухаммеда.

У новой религии свои правила — шариат. Она выполняют роль комплекса сводов и постановок. Каждый последователь ислама обязан последовать им в своей жизни, ведь они уготованы самим Аллахом. Близкие к пророку, стали основоположниками Корана. А все что записано в Коране, не что иное, как внушение ангелом Гавриилом пророку учение об Аллахе.

Читайте также:  Можно ли развестись без согласия жены если есть ребенок

Мусульмане должны соблюдать единое требование — нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед пророк его. Есть пять основ, соблюдая которые можно считать себя мусульманином. Это:

— верование в Аллаха как единого бога

— пятиразовая каждодневная молитва

— соблюдение обязательного ежегодного поста

— трата пятой части своей прибыли на милостыню для освобождения от грехов

— совершение паломничества в Мекку или Медину хотя бы один раз за свою жизнь.

Воссоздание халифата приемниками

Смерть создателя ислама стала точкой основы для распрей между мединской знатью и прежними сторонниками. Ведь во главе вопроса лежало главенство государства, а также религиозное лидерство. Было принято решение отдать бразды правления халифам.

На пути первых халифов, которые правили в 632-661 годах, лежали восстания, решение которых, в большинстве разрешалось вооружено. Да и вообще исламский мир активно перешел в атаку, завоевывая новые земли. Противниками Арабского халифата выступали две могущие страны — Иран и Византия, но арабы путем разгрома сумели подчинить Иран, захватили Египет, Сирию и Палестину, а Иерусалим был сдан добровольно.

Преимущество арабов было в их военной тактики. Они создали конницу, которая превосходила множество других своей легкостью. Стремительные атаки арабов доводила противников до отчаянного ужаса, успешно покоряя как пехоту, так и тяжелую конницу врагов. В основе конницы арабов лежали, изобретенные китайцами, стремяны. Опираясь на стремяна, всадники конницы разрубали своих противников наполовину с помощью сабли.

Успех арабской компании способствовал вдохновению на новые походы. На покоренных местах устанавливались свои порядки. У покоренных было захвачено имущество богатых и знати, порабощенные считали арабов освободителями. На захваченной территории была религиозная свобода, но переход в мусульманскую веру поощрялся различными льготами.

Завоевания положили начало огромному государству под названием Арабский халифат.

«Кончина» халифата

За время существования халифата, у него было четыре правителя из круга друзей Мухаммеда, но после заговорщицкой смерти двух последних халифов, власть досталась династии Омеядов. С этого момента власть передавалась из поколение в поколение. Приход клана к власти сделал из халифата теократическое государство, где монархическая власть утверждается за счет террора и насилия, а его власть не имеет границ ни среди закона, ни среди суда, он не несет ответственности за свои поступки ни перед кем.

Правительство предусмотрело постоянное пополнение казны за счет налогов, в первую очередь для поддержания армии. Законы того времени предусматривали что халифату доставались земли вельможи. Только повиновение и желание халифата решало, может ли прямой наследник вельможи наедятся на малую часть его наследства.

Чиновники строго следили и за уплатой налогов. На то время существовало три основных налога:

-земельный

-десятина

-налог с немусульман — подушный

Для немусульман налогообложение было более чем высокое.

Вместе с несправедливым налогообложением, они не имели прав, им было запрещено носить одежды не отличавшиеся от арабских. Также на их плечи ложилось бремя обеспечения армии. Запрещено носить оружие, нельзя было свидетельствовать в суде против мусульман.

8-9 век принес восстания против власти арабов, подтачивающие халифат. Захваченные земли и народ, живший на них не подавлял надежды вернуть себе свое. Но власти все время подавляли восстания.

Для подавления бунта, халифы набрали войска, впоследствии ставшие гвардией, из пленников — тюрок. Но военачальники гвардии вскоре, получили более могущественную власть, нежели сами халифы. Они имели право свергнуть халифов.

Наместники областей, в то время, крупные феодалы усилились на своих местах, они имели в своем подчинении военную силу, несметное количество рабов и крепостных. Наместники противились подчиняться халифу, становясь, таким образом, независимыми правителями. Свои должности они передавали по наследству, вместе с ними передавались и провинции, бывшие в их управлении.

Распад халифата начался с приходом к власти династии Аббасидов, которые уступали предыдущим в прочности и стабильности. После их прихода не было новых завоеваний, а, напротив — по частям начали отходить разные участки, где стали править эмиры.

Постоянные волнения сектантов отнимали и без того пошатнувшуюся власть правителей. В то время как наместники только укреплялись на местах. В халифате появилось множество самостоятельных государств.

Развитие и расцвет халифата, который принадлежал всецело науке и искусству, а также торговле, повлекло ослабевание армии. Халифат стал уязвим, постоянно подвергался вторжениям. Самый сильный удар был нанесен ордами Монголов.

В 9 веке были отделены и провинции Ирана, Афганистана, Северной Африки, а также Египет. Огромную часть владений Ближнего Востока завоевали турецкие сельджуки в 11 веке. Именно в 1055 году был захвачен Багдад, покорившийся туркам-сельджукам. Сам халиф воздвиг на трон султана правителя турок, короновав его и присвоив ему этот титул.

Таким образом, ввиду усиления феодалов — наместников, силовое объединение народов, имевших разнообразную культуру и быт, историю и вероисповедание, а также постоянная борьба за свою свободу покоренных народов за свою территорию и независимость привело к тому, что Арабский халифат распался. Погрязшие в роскоши халифы, передававшие свою власть потомкам, только расшатывали и ослабляли власть и могущество.

Источник