Можно ли было предотвратить дуэль онегина и ленского

Ответы Mail.ru: можно ли было избежать дуэль Онегина и Ленского?

ГАЛИНА

Высший разум

(1995974)

5 месяцев назад

В дуэли Онегина и Ленского были нарушены самые основные
условия дуэльного кодекса. Онегин проспал дуэль и опоздал на
целый час.
Кроме того, он не озаботился заранее поиском своего секунданта,
поэтому взял на эту роль своего слугу.
Во время дуэли не была соблюдена очередность выстрелов,
Онегин выстрелил прямо на ходу.
Помимо Онегина, дуэльные правила нарушил и Зарецкий,
секундант Ленского. Когда он передавал Онегину приглашение
на дуэль, он даже не предложил ему вариант примирения.
В начале дуэли он тоже должен был сделать попытку примирить
друзей, но вместо этого сразу начал дуэль.
Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, и тем более
заметно, что, «в дуэлях классик и педант», он вел дело с большими
упущениями, вернее, сознательно игнорируя все, что могло
устранить кровавый исход.
Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля,
он обязан был обсудить возможности примирения.
Перед началом поединка попытка покончить дело миром
также входила в прямые его обязанности, тем более что кровной
обиды нанесено не было, и всем, кроме восемнадцатилетнего
Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении.
Вместо этого он «встал без объяснений …Имея дома много дел».
Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление
Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым
оскорблением
(секунданты, как и противники, должны быть социально равными;
Гильо – француз и свободно нанятый лакей – формально не мог
быть отведен, хотя появление его в этой роли, как и мотивировка,
что он по крайней мере «малый честный», являлись
недвусмысленной обидой для Зарецкого), а одновременно и
грубым нарушением правил, так как секунданты должны были
встретиться накануне без противников и составить правила
поединка.
Наконец, Зарецкий имел все основания не допустить кровавого
исхода, объявив Онегина неявившимся. «Заставлять ждать себя на
месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан
ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого
срока явившийся первый имеет право покинуть место поединка и
его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий
о неприбытии противника.
Онегин опоздал более чем на час.
Таким образом, Зарецкий вел себя не только не как сторонник
строгих правил искусства дуэли, а как лицо, заинтересованное
в максимально скандальном и шумном – что применительно к
дуэли означало кровавом – исходе.

Сергей Смолицкий

Искусственный Интеллект

(171727)

5 лет назад

Как Вы себе это представляете?
Если бы Онегин не был Онегиным, а Ленский не был бы Ленским? Если бы это были совсем другие люди? Не молодые русские дворяне первой четверти 19 века? Тогда этот роман был бы — про кого?
А главное — зачем было избегать этой дуэли? Где? В жизни? — в жизни ее и не было. А в романе? О чем бы тогда получился этот роман?
Люди почему-то все пекутся о несчастной судьбе литературных героев, спрашивая, зачем Герасим утопил Муму, зачем Онегин убил Ленского, как бы сделать так, чтобы Ромео и Джульетта остались живы и жили долго душа в душу, в общем, чтобы все книги имели счастливый конец.
Но это было бы ужасно скучно!
Хорошие концы не располагают ни к раздумьям, ни к переживаниям. От них остается какой-то невзаправдашний привкус.

In Plain Sight

Искусственный Интеллект

(132748)

5 лет назад

Запросто. Надавать обоим дуэлянтам тумаков и отправить их спать без ужина. В одну кровать. 🙂

лёлёкМыслитель (9251)

5 лет назад

Ну в кровать их вместе уже отправляли в новой постановке оперы..) У нас ведь, чем круче театр, тем круче и постановка..! Галина Вишневская рассказывала про Большой театр…. Сама слышала её по телевизору.. Воспоминания…

Источник

Дуэль Онегина и Ленского

Самое трагичное место романа “Евгений Онегин” – глупая, бессмысленная дуэль Онегина и Ленского. Обстоятельства складываются так, что юный, ревнивый романтик бросает вызов другу сгоряча, не понимая цены такого опасного поступка. Он слишком молод и смерть не входит в его планы, она видится ему чем-то возвышенным, красивым концом в борьбе за честь и любовь.

Ничего не предвещало беды

Дружба героев кажется вполне безобидной, да и полноценной дружбой их союз назвать нельзя. Начавшись с “дружбы от скуки”, она развивалась стремительно и каждый получал то, что хотел. Ленский нашёл “ценителя” своего творчества (Онегин не критиковал стихи друга, хотя втайне насмехался над его откровенно слабой поэзией), а Онегин переставал скучать, как только на пороге появлялся жизнерадостный, эмоциональный романтик со своей своеобразной философией. Тонкая душа Владимира Ленского была полной противоположностью циничного, бесчувственного Онегина, но это не мешало им проводить время вместе, посещать соседние имения, горячо спорить и пытаться дойти до сути во всём. Если взгляды друзей не совпадали, то Онегин не спешил осекать своего оппонента, ему нравились рассуждения пылкого ума, пусть и неопытного, но удивительно “живого”.

Почему произошла дуэль

На именинах Татьяны Лариной Онегин неистово скучает, ему противны гости, смешон тот спектакль, который разыгрывается на подобных праздниках. Чтобы позлить Ленского за то, что он привёл его к Лариным, Онегин наигранно флиртует с его будущей невестой – Ольгой, танцует с ней. Зная, насколько ревнив и горяч его друг, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства юноши, переступил границу. Автор открыто говорит о том, что дуэли можно было избежать, если бы Евгений согласился извиниться, объяснился с другом. Причина дуэли Онегина и Ленского не столь резка, чтобы не попытаться сгладить ситуацию. Но сплетни, непонимание, боязнь осуждения со стороны высшего света – это пугает Онегина, ему неприятна мысль, что его репутация может измениться в худшую сторону. Он принимает вызов и с опозданием, но всё же является на встречу. Из-за зависимости Онегина от мнений высшего света дуэль всё-таки состоялась. Немаловажную роль сыграло и то, что секундантом Ленского был человек “сомнительной чести”, сплетник – Зарецкий. По правилам, во время посещения Онегина дома, он должен был обсудить возможность примирения, но об этом не было даже и речи со стороны Зарецкого.

Читайте также:  Можно ли есть печень с гречкой

Роковая встреча

Шестая глава романа описывает дуэль между друзьями. Перед началом Владимир и Евгений стоят “потупив взор”, они осознают, что по законам общества являются врагами, но дружба ещё жива в них. Автор иронично замечает, что герои и сейчас отнюдь не враги: “Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела? Давно ль они часы досуга, трапезу, мысли и дела делили дружно?”. В авторских словах пробегает искра надежды на счастливый итог: может быть они рассмеются, разойдутся полюбовно.. “Но дико светская вражда боится ложного стыда” – надежда умирает: дуэль состоится. Оружие готово, его вручают “врагам”, секундант отмеривает тридцать два шага. Молодые люди сходятся, Онегин первый поднимает пистолет, Ленский немного спустя (оба не верят, что могут нанести вред друг другу). Онегин стреляет первым, Владимир падает, хватаясь рукой за грудь. Друг холодеет, бежит на встречу Ленскому, но его уже нет. Последствия выстрела оказались страшными: смерть наступила мгновенно. Анализ эпизода ведёт к пониманию всего ужаса и трагизма происходящего: Онегин смалодушничал и заплатил за это страшную цену. Его друг мёртв и ему придётся жить с угрызениями совести, с тем, что он лишил жизни совсем юного человека, который доверял ему. После этой сцены автор размышляет о том, что любые забавы, игры с чувствами, интриги и эпиграммы могут ранить и обижать вашего врага, и это, вероятно принесёт вам удовольствие. Даже когда ты желаешь человеку смерти, не так страшно, как убить его своими руками. Смерть даже самого подлого человека не может принести удовлетворение и радость. В ситуации Онегина – он чувствует себя убитым, не понимает до конца смысла произошедшего.

Наша статья будет полезна при подготовке к написанию сочинения по теме “Дуэль Онегина и Ленского”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Ирина Буланенко

    15/16

  • Наталья Белова

    15/16

  • Ольга Усова

    15/16

  • Анна Барунова

    12/16

  • Людмила Травина

    15/16

  • Елена Яшина

    11/16

  • Сергей Акимов

    16/16

  • Муса Кюрабегов

    14/16

  • Антон Михайлов

    16/16

  • Серафим Фонталкин

    8/16

Источник

Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода романа Пушкина «Евгений Онегин») :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Причины поединка

Почему же Ленский вызвал своего друга на дуэль? Читатели помнят, что Владимир был человек мягкого, романтичного склада, в отличие от Евгения — уставшего от света, всегда скучающего, циничного человека. Причина дуэли банальна — ревность. Но кто и почему ревновал?

Ленский привез Онегина на именины Татьяны Лариной. Если у Владимира был свой интерес (он приходился женихом сестре именинницы, Ольге), то Евгений скучал. К этому еще добавляется внимание влюбленной в него Татьяны. Все это вызывает лишь раздражение у молодого человека, и причиной своего плохого настроения он выбрал Ленского.

Онегин решает отомстить другу за испорченный вечер и начинает ухаживать за его невестой. Ольга была ветреной девушкой, поэтому с радостью прининяла ухаживания Евгения. Ленский не понимает, что происходит, и, решив положить этому конец, приглашает ее на танец. Но Ольга игнорирует его приглашение и продолжает вальсировать с Онегиным. Униженный Ленский уходит с праздника и вызывает единственного друга на дуэль.

Дуэль Ленского с Онегиным (анализ эпизода романа «Евгений Онегин» А. Пушкина)

В первых же строках романа главный герой, Евге­ний Онегин, характеризуется как человек корыст­ный, заботящийся только о своем комфорте и благо­получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим­ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны­ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений… не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри­нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве­рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при­вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора­зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко­торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом­стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак­теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко­торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же­них, принимает ухаживания Евгения.

Читайте также:  Можно ли перед сдачей мочи есть картошку

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы­зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере­мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от­стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге­ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы­танное раздражение при виде многочисленных гос­тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва­ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно­гом…». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при­нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист… Конечно, быть должно презре­нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов…».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра­тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил… Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де­ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским

Евгений получает вызов через Зарецкого, знакомого Ленского. Онегин понимает, что был виноват, что подобная глупость не стоит того, чтобы из-за нее стрелялись лучшие друзья. Он раскаивается и осознает, что встречи можно было избежать, но гордые молодые люди не отказываются от роковой встречи…

При анализе эпизода дуэли Ленского и Онегина нужно отметить попытки Евгения спровоцировать отказ Владимира от дуэли: он опаздывает на час, назначает слугу своим секундантом. Но Ленский предпочитает этого не замечать и дожидается друга.

Зарецкий отсчитывает положенное количество шагов, молодые люди готовятся стреляться. Пока Ленский прицеливается, Онегин стреляет первым. Владимир умирает мгновенно, Евгений, потрясенный этим, уезжает. Зарецкий, забрав тело Ленского, отправляется к Лариным.

Убийца поневоле. Дуэль Онегина и Ленского

УБИЙЦА ПОНЕВОЛЕ. ДУЭЛЬ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО Дуэль Онегина и Ленского — самый трагичный и самый загадочный эпизод романа. Онегин — в лучшем случае «ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели «юного поэта» заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чем причина столь странного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли? Дуэль — это поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий, «в дуэлях классик и педант», и, как видно из романа, ведет дело с большими упущениями. Точнее, он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения. А это было прямой обязанностью секунданта. Далее, непосредственно перед поединком он опять ничего не предпринимает, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды не существует. Вместо этого он «встал без объяснений… Имея дома много дел». Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется неявившимся. Во всяком случае, в «Герое нашего времени» Печорин абсолютно точно приходит к месту дуэли, устраняя малейший повод для ее отмены. Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого. Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание. Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли — смертельном исходе. Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый — потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй — чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции. Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Ленский убит. Пушкин грустно иронизирует над этим в стихах, сгущая до предела элегические штампы: …Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!.. Дата добавления: 11.07.2001

Читайте также:  3 дня была температура можно ли выходить на улицу

Мог ли быть другой исход поединка?

Анализируя эпизод дуэли Ленского и Онегина, следует отметить то, какую роль в этой истории сыграл Зарецкий. Если внимательно читать роман, то можно найти строки, которые намекают на то, что именно он склонил Ленского к тому, чтобы вызвать Онегина стреляться.

Также в силах Зарецкого было предотвратить поединок. Ведь Евгений осознал свою вину и уже не желал участвовать в этом фарсе. И секундант Левина должен был по правилам попытаться примирить соперников, однако этого не было сделано. Зарецкий мог отменить дуэль уже потому, что Онегин опоздал на нее, а его секундантом был слуга, хотя по правилам дуэли секундантами могли быть только равные по социальному положению люди. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, но он ничего не сделал, чтобы предотвратить роковой поединок.

Как раскрывается характер Онегина во время дуэли?

Перед дуэлью Онегин практически не испытывал никаких неудобств в сзязи с предстоящей дуэлью, (проспал всю ночь да еще и опоздал) которая могла окончиться смертью либо для него самого, либо для его друга, что в принципе для нравственной личности почти равнозначно. Хотя может показаться, что Онегин легко согласился на дуэль, как говорится, и бровью не повёл, это не так. Онегину пришлось все же сделать выбор: пойти на «мировую» с товарищем или же, струсив перед мнением того общества, которое так яро презирал, согласиться, во-первых, подвергнув из-за небольшой ссоры жизнь друга, а, во-вторых, таким образом изменить самому себе в отношении к свету. Именно в этом заключается трусость Онегина, а точнее, неспособность идти до конца в достижении поставленной цели. Поведение Онегина перед самой дуэлью также подтверждает это. Приехав без секунданта на дуэль, он еще имел возможность изменить своё решение и разрешить спор мирным путем. Но нет! Онегин поступает как упрямый юноша, пытаясь доказать что-то кому-то, сам не знает. Возможно, дело тут в Зарецком, перед которым Онегину было бы стыдно показать себя, как он считает «трусом» и не понимает, что трусость как раз в обратном. О Зарецком и обществе: Он зол, он сплетник, он речист

Конечно, быть должно презренье

Но шёпот, хохотня глупцов!

Автор объясняет поведение героя так:

И вот общественное мненье.

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пушкин неслучайно берет строчку из произведения Грибоедова «Горе от ума», проводя аналогию между двумя этими произведениями и, возможно, таким образом ставя Чацкого в пример Онегину.

Безразличие Онегина также ярко представлено в эпизоде. Если хладность ума Онегина является его достоинством, то хладность чувств, делают его личностью безнравственной, опустошенной, лишенной высоких моральных принципов. Ведь он стрелял первым, следовательно, у него еще был шанс избежать трагедии, выстрелев в воздух или просто отказавшись продолжать дуэль, поскольку Онегин, вероятно, осознавал к каким последствиям приведет эта дуэль. А он стреляет в друга. И хладнокровно убивает, при этом скорее всего не желая его смерти по-настоящему. Мнение Пушкина об этом схожее:

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

Также важным элементом описания являются приемы автора для передачи действия. Неслучайно в этом эпизоде слова «друг» и «враг» чередуются и повторяются многократно, показывая насколько важно для обоих определить в данный момент, кем они являются друг для друга, что значат в жизни друг друга, и стоит ли рушить жизнь близкого человека лишь для того, чтобы решить спор.

Возможно его проблема заключается в том, что он — несостоявшаяся личность, человек, не вполне свободный от предрассудков, однако необдуманность и безчеловечность его поступка очевидна, его поведение заслуживает осуждения и, хотя Онегин осознал это, дуэль с Ленским является главной его ошибкой.

Источник