Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период

Урок по истории «Русь при наследниках Ярослава Мудрого.»

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Слайд 1 Умирая, Ярослав Мудрый обратился к своим детям: «Если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. Если же, будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих!» Выполнили ли его наказ наследники? Этот и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.

Слайд 2 Тема нашего урока «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах». (откроем тетради и запишем тему урока)

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

Слайд 3 Прочитайте Проблемный вопрос на с.64: Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства? Работая с текстом параграфа мы обязательно найдем ответ на этот вопрос.

  1. Изучение нового учебного материала

Ярослав Мудрый умер в 1054г. Перед смертью Ярослав Мудрый разделил русские земли между 5ю своими сыновьями: Изяславу — Киев и Новгород, Святославу — Чернигов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволоду — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский — второй брат. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства.

По замыслу Ярослава Мудрого раздел страны на отдельные уделы, во главе которых стояли его сыновья, вовсе не означал распада Руси на отдельные владения. Братья получали свои княжения скорее как наместничества, на время, и должны были чтить старшего из рода «в отца место». Предполагалось, что наследники Ярослава вместе должны были соблюдать единство Русской земли, оберегать ее от пришлых врагов и пресекать попытки междоусобных распрей.

Вначале братьям удавалось соблюдать завет отца, После смерти двух Ярославичей уделы были перераспределены мирно, без споров. Слайд Остались править Древнерусским государством три брата — Изяслав, Всеволод и Святослав. Они совершили несколько удачных совместных походов и присоединили к Руси несколько новых территорий.

Читайте также:  Можно ли есть жареные баклажаны на диете

А вот каким образом правили братья, мы сейчас с вами узнаем.

Задание № 1. Работая с первым пунктом на с.64 учебника «Правление Ярославичей» ответьте на вопросы:

— Какой новый свод законов придумали Ярославичи? (1072 г. свод законов «Правда Ярославичей» Слайд

— Какая новая угроза пришла на Русь? (обострилась ситуация на южных границах Руси. С востока, из-за Волги в степи Северного Причерноморья вторглись воинственные племена половцев. Вытеснив печенегов, они заняли земли между Доном и Дунаем).Слайд

— Как вели себя половцы? (совершали набеги, вступали в союзы с князьями, грабили города и села, захватывали добычу, уводили людей в плен). Молодцы!

Задание № 2. Работая со вторым пунктом § 8 учебника «Княжеские усобицы», заполните таблицу и ответьте на вопросы:

— Кому и как был передан киевский престол в 1093 г.? (После смерти Всеволода киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк).

В 1093г. Половцы совершили новый большой набег на Русь. С ними шел сын Святослава Олег, правивший в далекой Тмутаракани. Против них выступало объединенное войско киевского князя Святополка и сына Всеволода Владимира, которого по роду матери называли Мономахом. Однако Святополк и Владимир Мономах были разбиты. Половцы разграбили многие города и села, захватили большую добычу, увели много пленников. Олег Святославич занял престол в Чернигове, а Владимир Мономах стал княжить в Переяславле.

— Какие последствии имела вражда между князьями?

— Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период?

Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. И по настоянию Владимира Мономаха в 1097г. внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. Найдите в тексте п.3 ответ на вопрос :

— С какой целью собрались князья в Любече? (в 1097 г. внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались, чтобы решить вопрос о престолонаследии и борьбы с половцами). Слайд

Читайте также:  Можно ли есть куриную печень при повышенном билирубине

— Какое они приняли решение? (поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с ними. Чтобы не было усобиц князья договорились, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, — «каждый да держит отчину свою»).

— Главный итог съезда? (закрепление начавшегося разделения Русской земли на отдельные княжества. Съезд фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на «отчины» — родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев, еще сохранял значение единой столицы, и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей).

— Как вы думаете, какие положительные последствия имел съезд в Любече? (Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев).

Вскоре решения съезда о поддержании мира и согласия на Руси были нарушены. Началась новая кровавая усобица.

В 1111 г. против половцев был организован грандиозный поход, который возглавил Владимир Мономах, переяславский князь. Выйдя к Дону, русская рать встретилась с большим половецким войском. Перед битвой князья обнялись, попрощались друг с другом и сказали: «Здесь смерть нам, станем твердо». В жестоком бою половцы не смогли противостоять хорошо организованному и многочисленному русскому войску. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть во главе с ушла в степь. На южных рубежах Руси наступило затишье.

Задание № 4. Далее перейдем к изучению вопроса «Правление Владимира Мономаха». По лиственничному праву Владимир Мономах не должен был занять киевский престол. И тем не менее это произошло. Работая с четвертым пунктом § 8 учебника «Киевское восстание в 1113 г.», проследите путь князя Владимира Мономаха к власти. (техника комментированного чтения).

— Каково было происхождение Владимира Мономаха? (был по матери внуком византийского императора Константина Мономаха (Единоборец)).

Задание № 5. Изучите пятый пункт § 8 учебника «Правление Владимира Мономаха в Киеве» и ответьте на вопросы:

— Какие положительные черты Мономаха? (организатор и предводитель походов против половцев, противник княжеских усобиц, образованный человек, одаренный писатель).

Читайте также:  Темные пятна на цветной капусте можно ли есть

— Как вы воспринимаете личность Владимира Мономаха?

— Почему Владимир Мономах имел такой авторитет и поддержку среди народа? (заслужил авторитет в борьбе с половцами).

Благодаря авторитету Мономаха после его смерти киевским князем стал его старший сын Мстислав (1125-1132), хотя и были иные претенденты на престол. Мстислав продолжил дело своего отца и стремился не допустить княжеских междоусобиц.

Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава, прозванного Великим, стало временем восстановления относительного единства Древнерусского государства. Однако после смерти Мстислава вновь начались раздоры между князьями.

  1. Закрепление учебного материала

Итак, давайте сделаем вывод по нашему уроку.

— Как назывался документ, который содержал Свод законов, предусматривающий наказание на княжескую собственность, жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством? («Правда Ярославичей»)

— Как назывались воинственные племена, которые в 1068 году совершили первый крупный набег на Русь? (половцы)

— В каком году по настоянию Владимира Мономаха внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в г. Любече? (1097 г.)

— О чем договорились князья между собой на Любечском съезде? (бороться с половцами сообща, чтобы те не разоряли Русь, каждый будет править самостоятельно на земле, доставшейся от отца)

— Назовите имя вдохновителя общерусской борьбы с половцами, который весной 1111 года собрал и нанес сокрушительный удар по половцам? (Владимир Мономах)

— Как назывался новый свод законов, который создал после своего вокняжения Владимир Мономах? («Устав Владимира Всеволодовича»)

— Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?

Рефлексия

Чтобы узнать, как вы освоили тему, зададим друг другу по одному толстому и тонкому вопросу

Чтобы вопросы звучали правильно перед вами помощник.

  1. Хочу спросить ….

  2. Я удовлетворен, потому что…

  3. Я не удовлетворен, потому что…

Кто…?

Когда…?

Как звали…?

Объясните, почему…?

Мог ли…?

Может…?

Верно ли…?

Что…?

Куда…?

Сколько…?

Почему вы думаете…?

Предположите, что будет, если…?

Будет…?

Согласны ли вы…?

Домашнее задание

§ 9, выполнить задание 5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Источник