Можно ли было избежать раскола
Содержание статьи
Могла ли Россия избежать церковного раскола в XVII веке? Часть вторая. Уроки истории
Продолжение. Начало в посте от 16 ноября.
Церковная реформа, которая иногда называется «Никоновская», не могла бы состояться без поддержки самого царя Алексея Михайловича. В 1654 году к России была присоединена территория Украины, что требовало сближения русской и киевской церкви, а раз последняя находилась под греческой юрисдикцией, то возникла необходимость реформы. Таким образом обеспечивался крепкий и надёжный союз с присоединёнными к России землями.
Переяславская Рада 1654 года, изображённая на станции метро Киевская-Кольцевая московского метро. Фото автора.
Необходимо отметить, что агрессивная экспансионистская политика западно-католической церкви побуждала к сближению русской и киевской церквей, к объединению православных государств. Поэтому проведение церковной реформы было необходимо по государственно-политическим соображениям, при этом немаловажную роль играла личность патриарха. Алексей Михайлович и Никон преследовали свои определённые цели, для достижения которых произошло временное объединение светской и духовной власти, однако усиление центральной власти никак не могло существовать в системе дуализма власти, это привело бы ее к окончательному разрыву.
Царь Алексей Михайлович. Гелеогравюра XIX века по оригиналу Вортмана. Фото с сайта aria-art.ru
Беда русского раскола была совсем не в том, в чем полагал её Никон – якобы русская церковь имела некоторые обряды не во всем одинаковые с современными греческими, а собственно в том, что русские того времени, и сам реформатор Никон, имели об обряде неправильное представление, что они свой, уже поместный тогда обряд, считали единственно правильным и потому для всех обязательным.
Река Керженец на Нижегородчине стала одним из центров притяжения раскольников, поэтому значительная их часть до сих пор зовётся кержаками. Фото с сайта drive2.ru
На тот момент от Никона требовалось не полное устранение особенностей поместного обряда сравнительно с греческим, а искоренение неуместных и неправильных представлений русского человека об обряде. Необходимо было неким образом уяснить и установить для всех истинный взгляд на обряд, на его происхождение, отношение к верующему и значение его в церкви, на его исторической жизненно необходимой изменяемости и, как следствие, неодинаковости в разных церквях.
Храм святого Василия Острожского в Белграде был построен в 1990-е годы, но в традиционном сербско-византийском средневековом стиле. Фото автора.
Грузинский храм Баграти в Кутаиси — жемчужина архитектуры XI века. Фото автора.
Минский кафедральный собор Сошествия Святого Духа был построен в стиле барокко в 1630-е годы и изначально был католическим костёлом. Фото автора.
Но церковно-обрядовая реформа Никона не только не удовлетворила этой просветительской насущной потребности русских. Она по-прежнему приковывала всё внимание русских к обряду, к букве, а не к духу и смыслу христианского учения, она ничем не расширяла, не углубляла и не просветляла русского религиозного сознания, а только поддерживала и утверждала русских в справедливости их старого ошибочного представления, что в деле веры и благочестия обряд играет самую первостепенную роль.
Устав («Око церковное») 1610 года, выпущен на Московском печатном дворе, ныне — экземпляр Пермского областного краеведческого музея. Устав определяет порядок и чин богослужений, дни праздников и постов. Фото автора.
Со стороны Никона было большой ошибкой начинать свою реформаторскую деятельность с изменения русского церковного чина и обряда, выдвигать эту сторону своей реформы на первый план, на ней по преимуществу сосредоточивать свою энергию.
При этом Никон не обращал внимания на то очевидное обстоятельство, что такая реформа, введённая притом исключительно сверху, с полным пренебрежением к общественному мнению, народному пониманию и заявлениям представителей народного большинства, может повести к расколу в единой дотоле русской церкви.
Восстание под руководством Степана Разина стало одним из прямых последствий раскола в Русской православной церкви. Один из вариантов картины Василия Сурикова. Фото с сайта poisklegend.ru
Спасибо за внимание!
Источник
Могла ли Россия избежать церковного раскола в XVII веке? Уроки истории
При изучении отечественной истории можно найти немало различных преобразований, которые повлекли за собой тяжёлые последствия. Не исключением является церковная реформа патриарха Никона 1654 года. Переустройство церковной жизни в XVII веке полностью изменило социально-духовную жизнь всего Московского государства.
Патриарх Никон. Фото с сайта ruvera.ru
Положение церкви в XVII веке и предпосылки реформы, сам её ход достаточно подробно изучены в отечественной историографии, поэтому мы можем кратко описать полученные в результате проведения реформы конкретные изменения, а именно:
— крещение не двумя, а тремя перстами;
— имя «Исус» стало писаться, как «Иисус»;
— поклоны отныне совершались до пояса, ранее необходимо было кланяться до земли;
— внесены были изменения в книги, а также по-другому стали писаться иконы;
— были произведены изменения обрядовой службы, так, крестный ход теперь совершался не по часовой стрелке, а против часовой стрелки.
Стоит заметить, что данная реформа глубоко не коснулась самой сути православного вероучения, но во многом изменила обрядовую составляющую христианского богослужения. В связи с этим возник вопрос о необходимости замены по греческому образцу русского богослужения в XVII веке.
В 1654 году патриарх Никон направляет грамоту Константинопольскому патриарху Паисию со словами «ныне же мы, рассмотривше прилежно в книгах наших, разньство в них обретохом, от преписующих ли, или от преводников, неведущих языка греческого, не вемы. Сего ради пишем ко пресвятости твоей, прежелаемый брате, да ту пресвятость твоя, с прочими святейшими патриархи и браты нашими, и прочими архиереями, соборне, известно и со всяким прилежным взысканием о всяком чине церковном, пишите».
Собор святого Георгия в Стамбуле был построен в XVI веке, а резиденцией константинопольских патриархов стал в 1601 году:
Фото с сайта orthodoxographia.com
После того, как были указаны им самые существенные разности, поднятые на Соборе 1654 года, Никон в заключении говорит : «нас же церкве Божия любовь возжизаше, да без порока ю пасем, сего ради к святости твоей восписуем, да даси нам о всех сих вышереченных, о коеждо особь, потонку твоего святительства, чрез писание твое скоро, совет благ: како вышереченная нами восточная церковь у вас содержаше и содержит, и како ныне леть есть тоя блюсти, и что сотворити соблажняющимся о сих и непокорне прящимся».
Можно сказать, что намеченное дело по проведению церковной реформы, патриарх Никон отдал на «суд» Собора восточных иерархов. Именно благодаря их решению зависел дальнейший исход деятельности. Но Никон очень торопился со своей реформаторской идеей и, не дожидаясь какого-либо ответа из Константинополя, созвал в 1655 году Собор, где объявил о том, что патриарх Паисий прислал ответ — «Служебник», где давалось согласие на проведение реформ. Стоит отметить, что грамота от патриарха Паисия, которая должна была стать основным программным документом для книжных исправлений была получена лишь через два месяца — в мае, после созванного Никоном в марте Собора.
Московский храм Николая Чудотворца в Клённиках, улица Маросейка. Построен в 1657 году и стал одним из первых в России храмов, построенных после начала церковного раскола:
Фото автора
Исходя из ответов, данных Никону патриархом Паисием, мы можем узнать, какие вопросы (не дошедшие до нас) были заданы Константинопольскому патриарху. Например, в какой час необходимо начинать и оканчивать божественную литургию, когда нужно открывать врата святого алтаря, когда нужно лампатарию зажигать свечу, чтобы звать иерархов в церковь.
Как утверждает Н.Ф. Каптерев, такой образ мелочного вопрошания Никона объясняется тем, что он не обладал научными богословско-историческими знаниями. Более того, не имея правильного представления о значении церковного обряда, московский патриарх не понимал, что, если русская церковь верно подчинялась догмам ортодоксального православия, то она сохранила и правильный обряд, поскольку он отражал само учение, а отклонение некоторых обрядов от греческих не составляло серьёзной проблемы, так как принимало со временем индивидуальную специфику.
Храм в Подкопаях(или же в Кулишках) тоже построен в 1650-е годы и тоже освящён в честь Николая Чудотворца:
Фото автора
Когда патриарх Паисий прочитал вопросы Никона, он удивился крайней мелочности и полному непониманию значения и смысла того или иного обряда, проводимого в православной церкви. Из этого следует, что Паисий в своих ответах не только не поощряет мелочно-обрядовой реформаторской деятельности Никона, его стремления исправлять особенности местного русского обряда, но, наоборот, старается умерить его реформаторский пыл, ввести его ревность в должные границы, отклонить его внимание от безразличных обрядовых мелочей..
Вызывает интерес объяснение Константинопольского патриарха по поводу принятия правильного перстосложения. Как налагать на себя крестное знамение: двумя или тремя перстами? Греческое троеперстие сложилось благодаря обычаю, так как символизирует святую Троицу. Поэтому вопрос, как накладывать на себя крест — это личное дело каждого прихожанина.
Церковь Троицы Живоначальной в Листах (улица Сретенка в Москве) — тоже один из первых постраскольных храмов: строительство началось в 1657 году, освятили церковь в 1661-м:
Фото с сайта nina-nina.tourister.ru
Ответ Паисия очень показателен, патриарх явно выступает против данных преобразований: «не следует нам думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах, которые не принадлежат к числу существенных; лишь бы соглашался в важных и главных с кафолическою церковью». Также в этом же документе говорится, что местные особенности церкви не должны «производить никакого разделения (в церкви вселенской), если только сохраняется неизменно одна и та же вера. Это потому, что наша церковь не с самого начала получила тот устав чинопоследований, который содержит в настоящее время.
Данная грамота, которая должна быть исходной точкой для дальнейшего проведения реформ, не была как следует понята и усвоена Никоном, так как имела несоглашательский характер на предложенные изменения. К этому же стоит добавить, что Паисий укорял и восточного патриарха Макария Антиохийского, который принимал активное участие в наставлениях и указаниях по проведению Никоном реформы. Скорей всего, именно Макарий говорил об изменении крестного знамения, а «двуперстие есть армяноподражательная ересь».
Исходя их вышеизложенного, можно понять точку зрения константинопольского патриарха Паисия, выраженную в соборном послании (ответ на вопросы Никону). Она заключалась в том, что русская церковь должна иметь и всегда имела поместный обряд, что нисколько не вредит ее единению с греческой церковью, так как они обе придерживаются одного, по сущности, православного вероучения.
Использованная литература:
1. История России с древнейших времен до конца XVII / Л.В.Милов,Н.И. Цимбаев; под.ред. Л.В.Милова. – М.: Эксмо-2006, С. 768
2. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович // [Электронный ресурс] azbyka.ru
3. Скрижаль. Акты соборов 1654,1655,1656 годов. — СПб. «Своё издательство», 2013.
Спасибо за внимание! Продолжение следует.
Источник
Раскол: причины и последствия
В годы правления царя Алексея Михайловича страна переживала немало потрясений, но самым большим и трагическим стал церковный раскол, разделивший православных верующих на староверов и никониан, который дает знать о себе до сих пор. О том, в чем была суть раскола и почему он произошел, мы и расскажем сегодня.
Во времена раскола
Прежде всего нужно отметить, что причина раскола скрывалась в книгах и обрядах. Русь восприняла православие от Византии, которая считалась оплотом веры и хранительницей единственно верных обычаев. Соответственно, все книги переводились с греческого на старославянский. Понятно, что неопытные переводчики допускали немало ошибок при переписи текстов молитв и богослужебных указаний. Эти недочеты впоследствии вызывали немало вопросов при поправлении книг и проведении обрядов. Например, знатоки интересовались, почему греки крестятся тремя сложенными пальцами, а русские — двумя. Не раз среди иерархов возникала идея исправить богослужебные книги. Однако к активным действиям это не приводило, а Стоглавый собор 1551 года вообще зафиксировал на высшем уровне различия в обрядах и некоторых словах между русской и другими Церквами. В итоге, ошибки были восприняты как правило.
Стоглавый собор 1551 года
В чем же были отличия наших обрядов и книг от греческих?
- Имя Христа в греческом варианте писалось как «Иисус», а в нашем — «Исус».
- Возглас «аллилуйя» необходимо было произносить трижды вместо наших двух раз.
- Крестные ходы вокруг храма греки проводили против солнца, а русские — по солнцу.
- Вместо греческих поясных поклонов в русских храмах существовали «метания» — малые земные поклоны.
- Греки совершали крестное знамение тремя сложенными вместе первыми пальцами руки, а русские — двумя.
- В Символе веры — главной молитве православных, которая фиксировала основные догматы веры, — было немало недочетов по сравнению с греческими образцами.
То, что было до реформы
Эти и другие тонкости и ошибки существовали вплоть до правления царя Алексея Михайловича, пока его друг и наставник в вере митрополит Новгородский Никон не был в 1652 году избран (по желанию самого царя) патриархом всея Руси. Еще до патриаршества он говорил о необходимости провести широкомасштабную церковную реформу по исправлению и усовершенствованию обрядов, а теперь, получив власть в свои руки, он решил претворить ее в жизнь.
То, что стало после реформы
Главной причиной раскола было, пожалуй, не само существование ошибок, а то, какими средствами они исправлялись. Патриарх Никон был из тех людей, которые не любят, когда им не подчиняются и перечат. А еще он был абсолютно уверен в правильности своей реформы, потому как считал, что «творится богоугодное дело».
Например, он слишком ретиво боролся с новыми иконами, в которых смешивались старые и новые стили. Проводились акции, в которых у москвичей такие иконы конфисковывались из домов. Образам выкалывали глаза и в таком виде носили по улицам, угрожая расправой тем, кто подобные иконы будет держать у себя. А во время одного из богослужений патриарх Никон прилюдно проклял иконописцев, разбив при этом написанные ими иконы об железный пол.
Для верующих людей, почитавших любую икону за великую святыню, такие действия не могли не казаться настоящим кощунством.
Ссылка Аввакума в Сибирь
Против Никона стали собираться люди, которые не хотели ему подчиняться и радели за старые обряды. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум. За свою активность его ссылали и в Сибирь, и садили в заточение, но он не переставал проводить агитацию против новых обрядов. Никона называли антихристом и предрекали приближающийся конец света.
Свершение Никона с патриаршего престола
Во время этих преобразований патриарх получил почти неограниченную власть. Он взял себе титул «великого государя», стал даже говорить, что патриаршая власть выше светской, царской. Сначала царь Алексей Михайлович поддерживал нововведения и не вмешивался в церковные дела. Но постепенно ему перестало нравиться поведение Никона, и он к 1658 году перестал общаться с патриархом и посещать его богослужения. Честолюбивый Никон решил разобидеться и оставил управление Церковью, уехав в свой подмосковный монастырь. Однако царь и не думал мириться с обиженным, а решил самостоятельно разобраться и с ним, и с реформой. В 1666-1667 годах состоялся Большой церковный Собор под председательством восточных патриархов и митрополитов. На нем было принято два решения: Никона лишить патриаршего сана и простым монахом сослать в монастырь, а проведенные им реформы признать правильными и подвергнуть проклятию и осуждению всех ее противников.
Так старообрядцы оказались вне закона.
Казнь старообрядцев
История раскола не закончена до сих пор. Хотя клятвы Собора 1666-67 гг. и были отменены в 1971 году, а обряды староверов были признаны равными обновленным обрядам, никуда не исчезли столетия гонений, ссылок и казней старообрядцев. Никуда не исчезло и разделение между современной Русской Церковью, которая делает немало шагов к сближению, и Русской Древлеправославной Церковью.
Источник
Итоги проекта по истории России»: Тема: «Церковный раскол — трагедия Российской истории».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Итоги проекта по истории России»:
Тема:
«Церковный раскол — трагедия Российской истории».
Автор: Н.Ю. Морозова.
Причины церковного раскола:
По моему мнению, церковный раскол стал трагической вехой в истории нашей страны и Русской православной церкви. Однако все последовавшие за ним трагические события произошли вовсе не из-за церковной реформы, хотя она, по сути, и разделила церковь на два лагеря, а из-за проклятия всех, не желающих подчиниться, а также из-за обращения церкви к светским властям за помощью в преследовании еретиков. Без этого решения у церкви была возможность уладить дело миром. Однако кидаться из крайности в крайность – это в нашей природе.
Причины церковного раскола, на мой взгляд, вовсе не в отличиях в обрядах, а в мироощущении. Сегодня нам всё это кажется дикостью. Ну, какая разница, как крестится человек, двумя или тремя перстами, по солнцу или против солнца идёт крестный ход и т.д. Однако для религиозного человека того времени обряды были важны. Тогда считалось, что верность обряда — есть спасение. Но даже эти разногласия можно было бы решить. А вот разные мироощущения, стоявшие за той и другой позицией, имели непримиримые противоречия.
Сторонники Аввакума (раскольники, старообрядцы) отстаивали превосходство местного варианта православия, сложившегося в Северо-Восточной Руси в XIV веке, над традицией вселенского (греческого) православия. И царь, и патриарх прекрасно понимали эту тонкость, и объединить народы под своей властью хотели. Поэтому, стремясь к росту и расширению своей власти, они ориентировались на вселенское (греческое) православие, по отношению к которому и православие русских, и православие украинцев, и православие сербов были не более чем допустимыми вариациями. Именно в установлении вселенского характера русского православия состоит историческая заслуга этой реформы.
Тем не менее, несмотря на политическую необходимость церковной реформы, ее проведение, как всегда, превратилось в трагедию. Трагедия – в преследовании старообрядцев, восстании монастырей, жестокости при их подавлении, тысячи погибших, казненных, сожжённых заживо, замученных в тюрьмах, утопленных в прорубях.
Последствия церковной реформы патриарха Никона:
Реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;
Церковный раскол привел к расколу в русском обществе, разобщил его и стал национальной трагедией;
Церковь начала превращаться в часть государственного аппарата;
Церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли;
Реформа дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь;
Были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I);
Даже такое отрицательное последствие Никоновской реформы, как раскол, имело свои «плюсы»: старообрядцы сохранили огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества.
Помимо национальной трагедии и тысяч замученных в тюрьмах, задушенных, утопленных и сожженных староверов одним из важнейших результатов реформы и раскола стало подчинение церкви государству. Первенствующее положение светской власти по отношению к церковной стало закономерным итогом сочетания нескольких факторов. Царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством, оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Сама мысль о том, что есть ещё кто-то, чьё величие в государстве равно его собственному, угнетала.
Патриарх Никон своей чрезмерно деятельной натурой и желанием управлять не только церковной, но и светской жизнью государства стал именно такой фигурой, угрожающей величию царя. Никон сделал попытку увеличить своё влияние на царя, и она оказалась безуспешной, а ответ не заставил себя ждать. Царь в ответ сделал попытку увеличить своё влияние на церковь. Борьба за влияние, конечно, началась задолго до описываемых событий. Её этапами были, и давние попытки предшественников Алексея Михайловича ограничить влияние церкви, и недавнее принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства (запрет на приобретение духовенством земель для ограничения роста церковного землевладения), ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Естественно, царские мотивы понять несложно. Умело управляемая, церковь является одним из самых эффективных инструментов (как сегодня телевидение) для контроля над умами подданных. Всё прошло гладко, за право церкви поступать по совести, а не по желанию царя никто не захотел класть голову. Общество было разделено на части церковным расколом. Всех, кто мог воспротивиться, подвергали не только церковному, но и гражданскому преследованию. Армия царя активно рубила головы и жгла граждан собственного государства по религиозным причинам. Не удивительно, что церковь в такой ситуации не смогла ничего противопоставить воле царя.
Что поменялось в результате церковной реформы:
Отменены земные поклоны, оставлены лишь поясные поклоны;
Введен обычай креститься тремя пальцами;
Имя сына божьего стало писаться с двумя буквами «и»: «Иисус»;
Изменено направление движения крёстного хода вокруг храма. Теперь стали ходить «против солнца»;
Стали признавать равнозначными четырех и шестиконечные кресты (раньше – только восьмиконечные);
На нательных крестах стала изображаться фигура Христа (у староверов фигура Христа на нательном кресте не изображалась, поскольку считалось, что это личный крест каждого);
Число возгласов «Аллилуйя!» во время пения в честь Святой Троицы стало равняться трем (трегубое), а не двум, как раньше;
Введено крещение частичным погружением или обливанием вместо трехкратного полного погружения;
Изъято слово «истинного» из Символа Веры из слов о Святом Господе;
Изменена форма Иисусовой молитвы;
Отменён древний обычай избрания духовных лиц приходом — он стал назначаться;
Разрешены браки с иноверцами и родственниками;
Литургию стали служить на 5 просфорах вместо 7;
Была изменена форма амвона;
Белый клобук русских иерархов был заменен на камилавку греков;
Изменена древняя форма архиерейских посохов;
Изменены церковное пение и каноны писания икон;
Выводы:
Можно ли было избежать церковного раскола и национальной трагедии?
Учитывая, что церковная реформа помимо задач упорядочения религиозных обрядов имела и ряд целей, жизненно необходимых государству и правящей в тот момент элите (о чём мы говорили выше), то я считаю, что церковного раскола избежать бы не удалось. Обязательно были бы те, кто не принял церковных нововведений. А вот национальной трагедии можно было бы избежать, прояви Русская православная церковь хотя бы капельку терпимости, о которой так много говорилось на церковных службах. Если бы церковь не предала проклятию тех, кто не согласен с реформами, если бы церковь не обратилась бы к царю с просьбой предавать еретиков гражданскому суду, то армия не участвовала бы в гонениях, не было бы тысяч невинно загубленных жизней. Достаточно было бы либо дождаться примирения, либо пытаться убедить несогласных, либо сесть за стол переговоров – национальной трагедии не было бы.
Источник