Можно ли было избежать катастрофы

Как можно было избежать катастрофы в Чернобыле?

Если писать историю строительства и эксплуатации Чернобыльской АЭС, лучшим названием такой книги было бы, скорей всего: «Как не строить и эксплуатировать ядерные реакторы». Все в этой аварии было неправильно.

Чернобыльская АЭС после аварии.

Чернобыльская катастрофа — авария на 4 блоке Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года, недалеко от города Припять на севере Украинской ССР. Считается самой тяжелой ядерной катастрофой в истории и является одной из двух ядерных катастроф, оцениваемых в семь баллов — максимальная серьезность — по международной шкале оценки ядерных аварий. Другой является ядерная катастрофа Фукусима-дайити в Японии в 2011 году.

Вот список всех «нельзя», которые привели к аварии на Чернобыльской АЭС.

  • Не строить реакторы типа РБМК. РБМК были, по сути, плутониевыми заводами, через которые проходили водопроводные трубы для сбора тепла. Проблема в том, что они по своей природе нестабильны с положительным коэффициентом реактивности. Говоря простым языком: если реактор нагревается достаточно для кипячения охлаждающей воды, он будет нагреваться больше и кипятить еще больше охлаждающей воды, что приведет к ее большему нагреву и… и так далее по кругу.
  • Не запускать реакторы РБМК с такой смесью изотопов топлива. Использование природного урана вместо обогащенного урана означало, что положительная обратная связь, упомянутая в пункте выше, была слишком высокой.
  • Взаимодействовать с остальным миром. Не пытаться игнорировать сотрудничество с другими учеными и учитывать все доводы, которые могут говорить о не безопасности какого-либо типа реактора. РБМК были источником гордости для советского руководства, потому что эти реакторы были основаны на первом мирном использовании ядерной энергии. Это означало, что они отказались признать врожденные недостатки реакторов такого типа.
  • Не пытаться смешивать процесс производства ядерного оружия с производством энергии. Когда некоторые наработанные продукты деления предполагалось в дальнейшем использовать при производстве ядерного оружия. Другие страны на заре развития ядерной энергетики тоже пытались это делать, однако отказались от этого.
  • Не строить ядерные реакторы без здания защитной оболочки. Какова бы не была надежность систем безопасности, следует исходить из того, что авария произойдет. Следовательно, необходимо иметь средства защиты, которые минимизировали бы ущерб. Наличие защитной оболочки вокруг реакторного зала и резервуара под реактором, который собрал бы расплавленное топливо, свело бы к минимуму разброс радиоактивных элементов и заражение окружающей территории, значительно облегчило бы ликвидацию последствий аварий. В настоящее время, при строительстве АЭС такие требования никто не игнорирует.
  • Не препятствовать поиску проблем и исправлению их, вместо того, чтобы сметать их под ковер. Система бонус-малус, существовавшая для советских операторов реакторов, заключалась в том, что недостатки и снижение объемов производства энергии равнялись удержанным бонусам. В системе, где хорошее выполнение работы очень редко поощрялось, люди держались за свои вознаграждения. Вот почему этот тест на безопасность был проведен снова, на скорую руку не ставя в известность вышестоящие контролирующие структуры.

Не скрывать проблемы и неудачи, не менять планы без информирования контрольных органов. Руководство АЭС создавало видимость, что все хорошо, и что все в порядке с тестом, который они собирались провести.

Однако…

  • Днем 25 апреля 1986 года заводу было приказано не переводить реактор № 4 в автономный режим, как планировалось, а продолжать работу до вечера. Это означало, что опытная и информированная команда ушла из смены, и вместо этого появилась неопытная и плохо обученная команда, которая первоначально должна была просто присматривать за остановленным реактором, и им было приказано провести испытание.
  • Не сосредотачивать власть на отдельных людях. Начальник диспетчерского пункта имел полную власть и мог безнаказанно подавлять остальных операторов, что он и сделал, когда они начали возражать и подняли тревогу.
  • Не пытаться заставить ядерный реактор делать то, к чему он не предназначен. Основной частью последовательности аварии было то, что отключение было выполнено слишком быстро, что привело к отравлению ксеноном, и когда это произошло, диспетчеры попытались заставить выходную мощность снова возрасти.
  • Не отключать средства безопасности. Они предусмотрены не просто так.
  • Не оставлять спасателей без надлежащего снаряжения. Пожарным достался основной удар, что привело к острым радиационным травмам, потому что у них не было ничего, чтобы защититься от радиации.
  • Не пытаться смести аварию под коврик. Приближался Первомай, и руководство не хотело, чтобы что-то испортило праздник. Это привело к дополнительному облучению среди населения, потому что руководство не приняло мер предосторожности, не информировало население, тянуло с эвакуацией близлежащих населенных пунктов.

Чернобыльская авария — это апофеоз, вершина неправильного ведения хозяйства.

Академик В.А. Легасов.

Другие статьи, которые могут быть интересны:

Читайте также:  Можно ли есть виноград при сахаром диабете

Подписывайтесь на наш канал.

Если статья понравилась, поддержите лайками и комментариями.

Источник

Катастрофы, которые можно было предотвратить

10 лет назад мир потрясла новость об аварии на атомной электростанции «Фукусима-1». Причины — мощнейшее землетрясение магнитудой в 9 баллов и цунами. Можно ли было избежать столь масштабных последствий, ученые спорят до сих пор.

По мнению вице-президента РАН Владимира Сергиенко, «у японских специалистов не оказалось навыков работы в сложных условиях,

аварию можно было предотвратить совершенно спокойно — достаточно было стравливать из аварийных блоков газ, чтобы предотвратить взрыв». Академик уточнил, что в этом случае в атмосферу попало бы лишь незначительное количество радиоактивных веществ, но оно было бы мизерным, снесено в океан, растворилось, и следов бы не было.

Есть мнение, что все производственные аварии и происшествия объясняются либо природными явлениями, либо человеческим фактором. Либо и тем, и другим вместе.

фукусима

© IAEA Imagebank, Википедия

«Несмотря на все разработки в области обеспечения безопасности при производственных процессах различного рода, появления новых методов мониторинга опасных и вредных производственных факторов, большинство природных явлений, влияющих на них, остаются непредсказуемыми. Например, обрушения горной массы в карьерах — неуправляемая опасность, которая с разной степенью вероятности существует при разработке месторождений. Даже с соблюдением всех требований при строительстве и эксплуатации. Это может зависеть от характеристик трещиноватости породы, смещения массы в результате сейсмической активности, геологических и гидрогеологических условий и других причин. В этом аспекте научная мысль направлена на то, чтобы научиться их предвидеть и успевать реагировать. Кроме того, необходима разработка четкого механизма действий в случае возникновения ЧП», — объясняет выпускница Санкт-Петербургского горного университета и ведущий инженер по охране труда АО «Карельский окатыш» Ольга Баранова.

В 2016 году в карьере «Восточный», принадлежащем компании «Полюс», 50-70 тысяч кубометров горной массы рухнули вниз. На площадках на глубине от 300 до 560 метров находились машинисты экскаваторов и их помощники, водители грузовиков, техники и обслуживающий персонал. Всего 154 человека. Большинство из них оказалось бы под завалом, если бы диспетчеры вовремя не заметили начинающие расходиться трещины, оперативно не сработала система оповещения, и людей не вывели из опасной зоны. Произошло это благодаря центру мониторинга, специалисты которого на экранах отслеживают техническое состояние объекта. Информация поступает с видеокамер и цифровых датчиков, как стационарных, так и установленных на большегрузной технике. Сегодня подобные центры работают на многих объектах, в том числе и «Карельском окатыше».

восточный

© Пресс-служба ГУ МЧС РФ по Красноярскому рккраю

Кстати, эта же система позволяет следить и за другими опасными факторами и ситуациями: проведением еженедельных массовых взрывов по вскрытию месторождения и выводу всех людей и техники в этот момент. Также видеокамеры фиксируют состояние дорог и сохранность насыпного предохранительного вала по границе уступов карьера, который препятствует срыву машин вниз. Конечно, не капитальное ограждение, однако свою задачу выполняет — служит ориентиром для водителей.

Центр мониторинга — яркий пример того, как предупредительная мера, весьма дорогостоящая и официально необязательная, направленная на повышение производственной безопасности и охраны труда, позволяет избегать гибели рабочих.

авария

© Общественное достояние

Нельзя недооценивать и человеческий фактор. Понятие изначально пришло из авиации, где рассматривается как приоритетный фактор в сфере обеспечения безопасности полетов. Согласно данным Международной организации гражданской авиации (ICАО), не менее 80% всех авиационных инцидентов, аварий и катастроф происходит из-за ошибочных и неправильных действий авиационного персонала. На земле и под ней работают те же законы, что и в воздухе.

Когда в 2017 году в подземном руднике «Мир», входящим в «Алросу», произошла авария, в зоне затопления оказался 151 человек, восемь из них погибли. Суд установил, что в пределах границ опасных зон в результате значительного ухудшения горно-геологической ситуации появились признаки прорыва воды. И.о. директора ГОКа и и.о. главного инженера об этом знали, но не остановили работу рудника и не вывели людей из выработок. Они были признаны виновными в нарушении правил безопасности при горных работах, повлекшим гибель людей и ущерб в 10 млрд рублей. Можно ли подобное поведение назвать человеческим фактором? Однозначно. Оптимизация процессов в интересах исполнителя самим исполнителем часто приводит к нарушению рабочей инструкции и технологии.

Читайте также:  Можно ли есть зернышки яблока

охрана труда

© Из личного архива

«Конечно, в идеале специалисты по безопасности производства и охраны труда должны выполнять скорее консультативную функцию — помогать разрабатывать и соблюдать нормативы, стремясь к минимизации рисков на предприятии. Однако по факту нам приходится быть контролерами и вводить не только предупредительные, но и надзорные меры. На предприятии принят свод правил, направленных на снижение травматизма. Например, на всех КПП установлены алкотестеры, которые все проходят в обязательном порядке. На железнодорожных переездах комбината между площадками добычи и обогащения устанавливается программно-аппаратный комплекс, который с помощью технологий искусственного интеллекта и компьютерного зрения определяет наличие транспорта в контролируемой зоне. Эти нарушения обыденны и относятся как раз к человеческому фактору, но могут привести к самым трагическим последствиям. Поэтому их необходимо мониторить», — объясняет Ольга Баранова.

АО «Карельский окатыш» — ведущий комбинат по добыче и переработке железной руды в России. Входит в ПАО «Северсталь», расположен в Республике Карелия и ведет горные работы на базе Костомукшского и Корпангского месторождений. Основной деятельностью ГОКа является добыча железной руды и производство железорудных окатышей (20% от всего российского рынка).

карельский окатыш

© Пресс-служба АО «Карельский окатыш»

Будущее в повышении производственной безопасности стоит за цифровыми технологиями и автоматизацией, которые минимизируют присутствие человека в опасных рабочих условиях. Речь идет о дистанционно управляемой технике и оборудовании — беспилотные самосвалы, буровые установки, системы позиционирования и контроля перемещения персонала в горных выработках, лазерные сканеры. Конечно, новые технологии не заменят человека, но переведут его деятельность на новый квалификационный уровень.

карельский окатыш

© Пресс-служба АО «Карельский окатыш»

«В настоящее время мы проводим испытания экзоскелетов, которые планируем закупить на предприятие. Это инновационное устройство, предназначенное для увеличения силы мышц человека и облегчения нагрузки за счёт внешнего каркаса и приводящих частей. Оно способствует снятию напряжения с человека, работающего в течение длительного времени в статичном положении. Например, механика, занимающегося ремонтом техники и вынужденного в течение долгого времени держать руки на весу», — рассказывает ведущий инженер по охране труда «Карельского окатыша».

Охрана труда включает в себя правовые, технические, социально-экономические, лечебно-профилактические и иные мероприятия. Крайне объемная система нормативов и мер. Недаром на «Карельском окатыше» в Управлении охраны труда и промышленной безопасности работает более 20 человек — часть находится в головном офисе, часть — работает в цехах. В большинстве — выпускники Горного, изучавшие техносферную безопасность, охрану труда, геомеханику, разрушение горных пород, рудничную аэродинамику и горную теплофизику.

С сентября 2021 года вступят в силу новые правила, разработанные Министерством труда и социальной зашиты. Ведомство упростило порядок прохождения рядовыми работниками организаций обучения по охране труда и последующей проверки знаний. В частности, теперь эти процессы могут проходить дистанционно. Учитывая тот факт, что удаленное образование всегда накладывает отпечаток на его качество, уровень подготовки инженеров по охране труда становится первостепенным.

Источник

Страшные бедствия, которых можно было легко избежать

Разница ме6жду несчастным случаем и катастрофой заключается в том, что люди, как правило, знают о надвигающейся катастрофе. Если бы люди принимали правильные решения, когда видели, что надвигается катастрофа, то многих бедствий можно было бы избежать. Однако зачастую все совершают много ошибок.

После того как происходит катастрофа, проводится анализ произошедшего и зачастую обнаруживается, что вина лежит на нас самих. Есть несколько страшных и памятных катастроф, которых можно было бы избежать, если бы люди не паниковали, а на минуту остановились и подумали.

Землетрясения 1989 года в Сан-Франциско можно было бы избежать

Землетрясение магнитудой 7,1 балла сильно потрясло Калифорнию в октябре 1989 года. Оно было предсказано многими экспертами. Ученые-сейсмологи отслеживали предыдущие толчки, и власти прекрасно знали, что Калифорния находится на стыке двух тектонических плит.

58 человек погибло от аналогичного землетрясения, которое было в 1971 году, но государство совершенно ничего не сделало для укрепления зданий.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

В январе 1986 года миллионы людей наблюдали за тем, как космический шаттл «Челленджер» взорвался буквально за 76 секунд после взлета. Он унес жизни 7 астронавтов, которые были на борту. Взрыв произошел в результате дефекта, который был на уплотнительных кольцах. Они просто не выдержали оказываемой на них температуры.

Инженер Боб Эбелинг предупреждал руководителей НАСА относительно имеющейся проблемы, но они проигнорировали ее, так как исправление означало задержку запуска. Такая беспечность привела к серьезной катастрофе.

Читайте также:  Можно ли в больших количествах есть изюм

Авария на АЭС «Фукусима»

Историки считают, что было достаточно много знаков, которые предупреждали о надвигающейся катастрофе. Расплавление АЭС «Фукусима» произошло по причине того, что инспекторы не захотели слишком тщательно проводить проверку.

Многие помнят, как в 2011 году на Японию обрушилось цунами и этим вызвало расплавление АЭС «Фукусима». Три реактора расплавились, и до сих пор тысячи людей не могут вернуться в свои дома.

После этой ужасной катастрофы было проведено расследование, которое показало, что профессиональные и бюрократические действия привели к тому, что чиновники не пожелали прислушаться к мнению экспертов, и проверка проводилась не слишком тщательно.

Многие официальные лица предупреждали о геноциде в Руанде

После Холокоста многие мировые чиновники были в состоянии повышенной готовности ко многим другим признакам геноцида и этнического гонения. К сожалению, бельгийского посла в Руанде никто не слушал.

Они предупреждали ООН почти за два года до того, как случился геноцид. Все знали, что хуту планируют создать эшелон смерти, но их мало кто слушал, а некоторые даже осуждали.

Нападение на Перл-Харбор

Историки доказали, что многие из высших генералов президента Рузвельта предупреждали его о возможном нападении на Аляску или Гавайи. Перед тем как произошло нападение, за несколько дней до него, в этом районе были замечены японские самолеты. Сразу было понятно, что готовится атака.

Ходили слухи относительно того, что Рузвельт даже получил телеграмму с предупреждением, однако совершенно никак на нее не отреагировал.

Сокращение бюджета спровоцировало разлив нефти

Единственный самый масштабный в истории разлив нефти был спровоцирован сокращением расходов на инспекторов. В результате стихийного бедствия в Мексиканский залив было выброшено более пяти миллиардов баррелей сырой нефти, что унесло 11 жизней.

Проведенное внешнее расследование выявило целых девять различных решений, которые были приняты инспекторами британской нефти, чтобы сэкономить время и деньги. Именно это и привело к масштабному разливу нефти.

Операция «Барбаросса» была результатом упрямства Сталина

Операция «Барбаросса» была кодовым названием нацистского нападения на Советский Союз в 1941 году. До этого времени нацисты и советы работали вместе во время войны. Сталин получил не менее 100 предупреждений от нескольких стран, в том числе и от союзников, относительно того, что Гитлер планирует нарушить пакт и планирует вторжение в Советский Союз.

Сталин отказался верить этим предупреждениям, так как считал их абсурдными и не верил им. Он отказывался верить этим новостям даже после вторжения нацистов. Это привело к многолетней войне, которая принесла очень много потерь.

Неопытный экипаж стал причиной крушения рейса 447 авиакомпании Air France

Рейс 447 авиакомпании Air France проходил в Airbus А3330. Самолет был новым, современным и технологически продвинутым для своего времени. Пилоту и экипажу нужно было только знать, что и как работает при взлете и посадке, так как все остальное самолет делал самостоятельно.

Когда же датчики самолета забились льдом, то экипаж был настолько неопытным, что совершенно не понимал, как именно управлять самолетом без автоматики. В результате неопытности экипажа самолет разбился в Атлантике и все 228 человек, которые находились на борту, погибли. Всего этого можно было бы избежать, если бы учли то, что техника не совершенна и она может в любой момент дать сбой.

«Титаник», возможно, никогда бы не затонул, если бы бинокль не был заперт

Отчасти «Титаник» затонул по причине того, что корабль подошел слишком близко к айсбергу, когда его наконец заметили. Поэтому было очень сложно избежать столкновения. Как оказалось, у команды не было совершенно никаких шансов заметить айсберг издалека.

У дозорных не было бинокля, так как у них даже не было ключа от шкафчика, в котором находились запертыми бинокли.

Жители Помпеи могли бы не погибнуть при извержении вулкана

Невозможно избежать того, что спящий вулкан может внезапно ожить и извергаться. Однако историки доказали, что граждане Помпеи имели множество предупреждений. Везувий дрожал и извергал небольшое количество пепла за несколько дней до мощного извержения.

Птицы и животные в течение нескольких дней покидали город до момента извержения, которое должно было стать просто катастрофическим. Однако местное население, к сожалению, не придало этим знакам и предостережениям совершенно никакого значения. Они сами виноваты в том, что погибли.

Многих из этих катастроф можно было бы избежать, однако люди проявили беспечность.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник