Можно ли будет работать в детском саду без дошкольного образования
Содержание статьи
Можно ли стать воспитателем в детском саду без педагогического образования? Чему нужно научить ребенка к окончанию подготовительной группы?
В России сейчас около 43 000 детских садов, причем в рамках мер по улучшению демографии и поддержке семей с детьми каждый год открываются новые ДОУ. В них постоянно требуются воспитатели. Но чтобы успешно начать карьеру в этой перспективной сфере, нужно получить специальное образование и учесть опыт коллег — мы расскажем о сложностях, с которыми чаще всего сталкиваются новички, чтобы вам было легче избежать ошибок.
Можно ли стать воспитателем в детском саду без педагогического образования?
По профстандарту «Педагог» работать без педагогического образования в ДОУ можно, если специалист имеет диплом любого вуза, колледжа или техникума и получил квалификацию воспитателя на курсах переподготовки в лицензированном учреждении дополнительного профессионального образования.
Где можно пройти курсы профпереподготовки на воспитателя? Где и кем можно работать с таким дипломом?
Пройти дистанционную* профессиональную переподготовку для работы в дошкольном образовании можно в АНО ДПО «ВГАППССС». Вот самые популярные среди наших Слушателей программы этого направления:
620 часов (5 мес.)
Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста
- Этот курс рассчитан на 620 часов – 5 месяцев. Вы познакомитесь с теорией и методикой дошкольного образования, психологией детей дошкольного возраста, организацией работы ДОУ с учетом требований ФГОС ДО, отдельными видами деятельности воспитанников в детском саду (игрой, речевым, познавательным, физическим, художественно-эстетическим, социально-коммуникативным развитием). Окончив этот курс, вы сможете работать в коммерческих и государственных детских садах, центрах развития, детских домах, летних лагерях, развлекательных учреждениях и других организациях, которые организуют пребывание, обучение, воспитание, досуг детей в возрасте до 7 лет.
1100 часов (6.5 мес.)
Квалификация: Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста
- Этот курс в два раза длиннее – на получение сразу двух квалификаций у вас уйдет 1100 часов или 10 месяцев. Вы научитесь работать не только с дошкольниками, но и с учениками начальных классов. Учебный план программы подробно освещает обещпрофессиональные темы (педагогику, психологию, теорию и методику воспитания, возрастную анатомию, физиологию и гигиену и т. д.), знакомит с организацией деятельности воспитателя и учителя начальной школы с учетом требований ФГОС ДО и ФГОС НОО. Окончив курсы, вы сможете устроиться как в школу, так и в детский сад. Причем в обоих случаях ваша работа будет более эффективной. В ДОУ вы сможете лучше подготовить детей к поступлению в первый класс, а в школе поможете вчерашним детсадовцам быстрее адаптироваться к новой обстановке. Умение работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста также позволит вам построить карьеру в области предшкольной подготовки.
Что входит в обязанности воспитателя в ДОУ? Должностная инструкция специалиста
Если вы будете работать воспитателем в детском саду, вам предстоит решать ряд задач, в том числе:
- Организовывать различные виды деятельности детей, которые способствуют их развитию, обучению и воспитанию: познавательную игровую, трудовую, спортивную, художественную и т. д. Все занятия проводятся по программе, разработанной с учетом требований ФГОС ДО.
- Организовывать пребывание ребенка в ДОУ: гигиенические процедуры, питание, прогулки, сон и т. д., детские игры и праздничные мероприятия
- Формировать и развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, инициативу, творческие способности, коммуникативные навыки, понятия о морали и нравственности, гражданское самосознание, культуру здорового образа жизни.
- Наблюдать за поведением детей и корректировать его.
- Обеспечивать безопасность образовательной среды.
- Взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей, консультировать их по вопросам воспитания и развития ребенка в семье.
- Участвовать в методической работе ДОУ.
- Поддерживать порядок в группе, оформлять ее к праздникам и мероприятиям, обновлять информационные стенды.
- Вести внутреннюю документацию: планы образовательно-воспитательной работы, конспекты занятий и мероприятий, карты наблюдения за развитием детей и т. д.
- Проводить самодиагностику показателей своей работы, в том числе путем заполнения оценочных листов и карт для старших и рядовых воспитателей, их помощников.
Что должен знать и уметь ребенок подготовительной группы?
Подготовительная группа – это последняя ступень дошкольной стадии образования. В ФГОС ДО указано, что к 6-7 годам дети, посещающие детский сад, должны:
- владеть разными способами деятельности (общение, игра, познание мира, конструирование и т. д.) и проявлять в них самостоятельность и инициативу;
- уметь принимать решения, опираясь на собственный опыт;
- уметь самостоятельно выбирать себе занятия и привлекать к ним других детей и взрослых;
- активно общаться со взрослыми и сверстниками, участвовать в коллективных видах деятельности;
- владеть устной речью: выражать словами свои мысли, чувства и желания, вести диалог, выделять в словах отдельные звуки;
- иметь развитую мелкую и крупную моторику;
- быть физически развитым и выносливым, способным управлять своими движениями и контролировать их;
- уметь проявлять свои чувства и контролировать их;
- использовать в разных видах деятельности творческое воображение, но при этом отличать условные ситуации от реальных;
- следовать установленным правилам и социальным нормам, быть способными к волевым усилиям;
- соблюдать базовые правила здорового образа жизни и основ безопасности поведения (выполнять гигиенические процедуры, различать сигналы светофора и т. д.);
- проявить любознательность – задавать вопросы, пытаться найти причинно-следственные связи явлений окружающего мира и объяснить их, стремиться к наблюдениям, экспериментам;
- обладать начальными знаниями о самом себе, о природе, обществе;
- иметь базовые представления в области естествознания, математики, истории и других сфер знаний;
- знать произведения детской художественной литературы.
К чему нужно быть готовым начинающему воспитателю?
- Несоответствие представлений о работе с реальностью. Например, молодые воспитатели часто хотят придерживаться демократичного подхода к воспитанию, но устроившись в первый детский сад, понимают, что с маленькими детьми невозможно обойтись без четких правил, ограничений и запретов. Чтобы избежать разочарований, стоит поговорить с опытными коллегами, попросить их пригласить вас на занятия, прогулку, мероприятие, чтобы вы увидели реальную работу с дошкольниками.
- Большие объемы работы в режиме нон-стоп. Воспитателю всегда нужно быть начеку, ведь на нем лежит огромная ответственность за здоровье и жизнь детей. Если кто-то из персонала ДОУ заболел или отпросился, вместо одной смены (5-6 часов) специалисту приходится работать 2 смены (10-12 часов). Часто группы переполнены, и один воспитатель ведет 30 и более детей. В таких условиях важно установить для воспитанников четкие правила поведения, выделить детей, за которыми нужен особенный контроль (например, гиперактивных). Не стоит отказываться от помощи. Сами дети могут значительно облегчить труд воспитателя, если будут сообщать ему обо всех возникающих проблемах – что Сережа испачкался, Нина плачет за беседкой, а Маше на полднике не хватило яблока. Если планируется посетить какое-то мероприятие за пределами детского сада (поход, экскурсию и т. д.), необходимо привлекать к организации коллег и родителей.
- Наличие в группе детей с ОВЗ, тревожных, гиперактивных, педагогически запущенных малышей и других воспитанников, которым нужно уделять большое внимание без ущерба другим детям. Эту проблему можно решить, если научиться правильной организации работы с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями. Например, можно пройти программу повышения квалификации:
- Необходимость завоевывать авторитет как среди детей, так и среди более опытных коллег, родителей воспитанников. Уважение не приходит к начинающему специалисту сразу, для этого нужно время. Чтобы стать авторитетом для детей, родителей, коллег, будьте вежливы, доброжелательны, открыты к общению, но в то же время старайтесь отстаивать свою точку зрения, если уверены в ее правильности. Не пытайтесь подстраиваться под других во что бы то ни стало. Стремитесь к профессиональному развитию, не бойтесь просить помощи, когда это нужно.
- Эмоциональное выгорание из-за перегрузки и постоянного стресса. Главная причина, из-за которой специалист теряет интерес к профессии, – это рутина. Старайтесь сделать свою работу разнообразной – пробуйте с детьми нестандартные виды деятельности (например, для подготовительной группы воспитатель ДОУ можно найти каталоги деловых игр), отслеживайте новинки детской литературы и мультипликации, участвуйте в профессиональных конкурсах и конференциях, общайтесь с коллегами в интернете. И, конечно же, не забывайте полноценно отдыхать.
Советы молодому воспитателю детского сада
-
Не будьте многословными. Примерно 80% информации дети воспринимают не через смысл слов, а через интонацию, мимику, жесты, позы и т. д.
- Обращайтесь к конкретному ребенку. Дошкольники, особенно в возрасте до 3 лет, часто не воспринимают общие рекомендации и просьбы. Поэтому если воспитанник вас не слышит, просто прикоснитесь к нему, назовите по имени и повторите свое обращение.
- Не сравнивайте детей друг с другом, особенно явно: «Он хороший, а ты плохой». В большинстве случаев это не стимулирует малыша равняется на товарища, а вызывает обратный эффект. У ребенка снижается самооценка, он расстраивается, злится на воспитателя, начинает испытывать негативные эмоции к тому, с кем его сравнили.
- Хвалите воспитанников за хорошее поведение, проявление инициативы, помощь взрослым и детям и т. д. В отличие от замечаний похвала подбадривает ребенка и стимулирует его к развитию, работе над собой. При этом нужно помнить, что хвалить детей можно и наедине, и при всех. А вот замечания делают только без свидетелей.
- Убеждайте детей, что хорошие качества в них уже есть, нужно только проявить их. Например, если малыш не может понять правила игры, вы можете сказать: «Ты же такой сообразительный, давай еще раз повторим, что нужно сделать, и у тебя сразу все получится».
- Называйте детей по именам. Причем обязательно уточняйте, какой вариант им больше нравится. Одна Елена привыкла дома быть Аленой, а другая отзывается только на Лену и расстраивается, когда ее называют «чужим» именем.
- Будьте для детей примером. В дошкольном возрасте взрослые для детей – непререкаемый авторитет, которому хочется подражать. Поэтому будьте справедливыми, вежливыми, говорите грамотно и понятно.
- Не кричите и не приучайте к этому детей. Установите правило, что даже на игровой площадке нельзя разговаривать слишком громко – если кто-то не слышит, нужно подойти к нему и повторить просьбу или вопрос, не повышая голос.
- Прививайте детям любовь к искусству, родной речи. Для этого как можно чаще используйте в речи поговорки и пословицы, красивые фразы и объясняйте их смысл. Читайте детям стихи, пересказывайте любимые книги, показывайте картины.
- Вместо наказания предлагайте расшалившемуся ребенку отдохнуть, успокоиться и побыть одному.
- По возможности переводите конфликтные ситуации в шутку, используйте добрый юмор как лекарство от плохого настроения, расстройства и обиды.
Начинающие воспитатели проходят в ДОУ практически такую же сложную адаптацию, как дети. Но если не сдаться и преодолеть все трудности первых месяцев работы, можно обрести по-настоящему любимую, полезную и перспективную профессию.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Подберем программу для Вас!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Другие новости и статьи >>
Источник
Можно ли работать воспитателем без педагогического образования?
Подскажите пожалуйста, имеет ли право человек работать воспитателем без педагогического образования? Какое наказание может понести заведующий ДОУ у которого работает воспитатель без пед. образования?
10 Ноября 2016, 23:20, вопрос №1437487
Анна, г. Санкт-Петербург
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос
Ответы юристов (3)
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Здравствуйте, нет. Заведующей грозит штраф в размере 50000 рублей, и увольнение воспитателя в связи с профнепригодностью.
Требования к квалификации воспитатель включая старшего. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Доброго времени суток!
Согласно положениям
раздела «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития
России от 26.08.2010 N 761н
Требования к квалификации воспитатель включая старшего. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Штраф и увольнение Заведующего!
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Подскажите пожалуйста, имеет ли право человек работать воспитателем без педагогического образования? Какое наказание может понести заведующий ДОУ у которого работает воспитатель без пед. образования?
Анна
Добрый день!
Коллеги, какие Вы строгие!!! И сами себе противоречите!
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Каторов Иван
Клиент говорит о том, что можно ли работать воспитателем без педагогического образования!?
Вы приводите данную фразу и говорите, что нет! А здесь как раз и идет речь о любом среднем или высшем профессиональном образовании.
Таким образом, Анна, если у Вам образование не педагогическое и Вы прошли обучение по дополнительному профессиональному образованию по направлению подготовки «Образование и педагогика», то Вы вправе работать воспитателем, и ничего Вашему заведующему не будет.
Удачи Вам!
Все услуги юристов в Иркутске
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Источник
Права воспитателя детского сада — что нужно знать работая в ДОУ
Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.
Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?
Обязательно ознакомьтесь с этими документами:
- ваша должностная инструкция и трудовой договор;
- Устав ДОО, где вы работаете;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
- ФГОС ДО;
- профессиональный стандарт педагога;
- Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014;
- ст. 336 ТК РФ;
- СанПиН 2.4.1.3049-13.
Следите за изменениями трудового законодательства и ФГОС ДО, чтобы всегда быть в курсе важных нововведений. У нас в АНО «НИИДПО» много программ обучения для воспитателей, в которых рассматривается работа по актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Пример:
340 часов (3 мес.)
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
За что несет ответственность воспитатель?
За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.
Разбираем типичные ситуации
Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?
Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.
Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.
Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?
От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:
- для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
- работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
- для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.
Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.
Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?
Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.
Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.
Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?
Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.
Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?
Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.
Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.
Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?
Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.
Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?
Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.
Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?
Нет.
По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.
Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?
Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:
- не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
- отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
- потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
- узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
- давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.
Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Куда обращаться при нарушении прав воспитателя детского сада?
Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.
Если ваши права нарушают родители, попросите помощи у руководства детского сада. Если дело доходит до клеветы, составьте встречную жалобу и предупредите, что готовы обратиться в полицию и суд — вы можете привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ. Обязательно соберите как можно больше доказательств в свою пользу — свидетельских показаний, записей с камер видеонаблюдения и пр., требуйте проведения служебной проверки. В полицию и суд также следует обратиться, если поступают угрозы, либо родители пытаются шантажировать вас.
Рекомендуем вам пройти программу повышения квалификации по:
И другими законными представителями ребенка. Во время обучения вы глубоко разберетесь в вопросе и научитесь не только защищать свои права, но и предотвращать конфликты.
Если ваши права нарушает руководство детского сада, обратитесь в трудовую инспекцию или в прокуратуру — они решают вопросы по трудовым спорам, задержке или невыплате зарплаты и пр. Клевета, угрозы или шантаж — повод обратиться в полицию.
Помните, что знание прав воспитателя детского сада и защита по закону уберегут вас, только если вы будете работать на совесть. Выполняйте свои обязанности хорошо, не допускайте халатности и безответственного отношения к работе, и закон будет на вашей стороне.
Подберем программу для Вас!
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Автор статьи:
Долженко
Юлия Ростиславовна
- Преподаватель педагогических дисциплин
- Преподаватель педагогических дисциплин, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, специалист школьной службы медиации, обладатель Почетных грамот и благодарственных писем городского и областного уровня.
Все статьи этого автора
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Другие новости и статьи >>
Источник